«Так денег не заработаешь»: что будет с такси в 2022 году
Autonews.ru поговорил с участниками рынка и выяснил насколько сильно повышение цен может повлиять на работу таксопарков и доходы водителей.
По словам автора и основателя телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, несмотря на то, что тарифы «практически не менялись уже несколько лет», агрегаторы пока не собираются как увеличивать их, так и снижать комиссию для водителей. И это большая проблема.
«Около 90% автомобилей такси в Москве — арендные. Естественно, стоимость аренды растет. Например, ОСАГО для такси, принадлежащего юридическому лицу, стоит в среднем 45-55 тыс. руб. А со вступлением в силу нового коэффициента бонус-малус в апреле будет стоить под 100 тыс. руб», — рассказывает наш собеседник.
Проблема и с обслуживанием, которое резко подорожало. «Некоторые запчасти и «расходники» выросли в цене на 100-400%. Например, за последние четыре месяца бочка синтетического масла с 45 тыс. подорожала до 88 тыс. руб. Поэтому если год назад аренда машины в приличном состоянии для тарифа эконом обходилась водителю в 1100-1400 руб. в сутки, то сегодня такую не найти дешевле 1600-1700 руб», — пояснил Антон Максимов.
Так денег не заработаешь
По утверждению нашего собеседника, требования к автомобилям у сервиса Яндекс.Такси, который «фактически занимает монопольное положение на рынке», ужесточаются каждый год, что «лишает водителей доступа к повышенным классам».
«Есть надежда, что на 2022 год требования к автомобилям будут заморожены, но насколько я знаю окончательного решения еще не принято. При этом, люди, готовящие классификатор, даже близко не разбираются в автомобилях. Например, в московский «Эконом» проходит Skoda Kodiaq от 2009 года выпуска. Думаю, для чехов это интересная новость, что они на семь лет раньше объявленного запустили производство данной модели. И эта абсурдная ситуация с классификатором повторяется каждый год», — рассказывает Максимов.
Наш собеседник также отмечает, что за последние несколько недель ощутимо снизилось количество заказов, а люди, прежде занятые работой в такси, начали менять род деятельности.
«Многие «ипэшники» на своих собственных автомобилях уже ушли. Слишком выросли расходы на обслуживание. Кто-то перевелся водителем в общественный транспорт, кто-то ушел в Росгвардию. Кто куда, в общем. Даже в самом востребованном тарифе «Эконом» простои между заказами уже достигают 20 минут и более. А я вот недавно в «Комфорте» стоял и ждал заказа час. Так денег не заработаешь», — подытоживает Антон Максимов.
Такси без страховки
С трудностями начали сталкиваться и владельцы таксопарков. Генеральный директор компании megaTaxi Ильдар Бедретдинов в беседе с Autonews.ru рассказал, что компании с небольшим парком машин ждут сложные времена на грани выживания.
«По законодательству ОСАГО для автомобилей такси стоит значительно дороже, чем для обычных легковых машин. Юридическое лицо нашей компании — это ИП. В последний раз за страховку машин эконом-класса мы платили от 35 000 руб. Сейчас, я думаю, тарифы еще повысились. Что же касается каско, то сейчас для небольших автопарков это будут неподъемные деньги. Страховка по каско из сегмента будет уходить, поскольку его стоимость и без того начиналась от 100-120 тыс. руб. для тарифа эконом», — говорит наш собеседник.
По его словам, полисы каско продолжат оформлять лишь крупные таксопарки, у которых автомобили находятся в лизинге. Ведь в этом случае оформление полиса просто обязательно.
Машины должны работать
Ильдар Бедретдинов утверждает, что второй серьезный фактор, который очень сильно ударит по таксопаркам и повлияет на повышение арендной платы для водителей, — это рост цен на запчасти и обслуживание.
«По некоторым позициям рост за последний месяц составил от 300 до 500%. Яркий пример — это ступичный подшипник, который буквально в январе я покупал за 2500 руб., а совсем недавно приобрел уже за 8 400. А для машин, работающих в такси, это практически расходник», — рассказал Ильдар Бедретдинов.
По его словам они «уже вынуждены повышать арендную плату за автомобили для водителей, чтобы хоть как-то выжить», но все же делают это с осторожностью.
«При излишнем повышении цен есть риск, что машины начнут простаивать. Ведь заработок у водителей тоже не увеличился. Тарифы на перевозки не изменились, комиссия со стороны агрегаторов прежняя. Например, Яндекс.Такси сейчас забирает до 30% от стоимости поездки в качестве комиссии. А если водитель не хочет уезжать из определенного района в другие части города, то комиссия повышается еще на 5%», — пояснил Ильдар Бедретдинов.
Именно по этой причине таксопарки пока не увеличивают арендную плату. «Например, автомобили для тарифа «Эконом», которые мы сдавали в аренду за 1400 сейчас сдаем за 1500 руб. В противном случае, при резком повышении цен от машин начнут отказываться», — пояснил эксперт.
Класс зависит от цены
Ильдар Бедретдинов утверждает, что у крупных автопарков уже сейчас много машин простаивает. И они будут удерживать низкие цены за аренду, чтобы оплачивать хотя бы платежи по лизингу.
«Более того, если крупные компании будут удерживать цены, то небольшим таксопаркам вроде нашего придется просто-напросто уйти с рынка. Если же говорить в целом о рынке услуг такси, то происходящее сейчас непременно приведет к снижению уровня сервиса и, конечно же, ухудшению состояния машин в таксопарках», — поясняет эксперт.
По словам Ильдара Бедретдинова, уже сейчас многие таксопарки начали переориентироваться на вторичный рынок запчастей и искать какие-то комплектующие для ремонта на разборках.
При этом большинство машин, обслуженных подобным образом, по-прежнему подключены к агрегаторам, ведь с момента начала пандемии требования к подключаемым автомобилям пока не обновлялись.
«Например, у Яндекс.Такси требования выставляются по средней рыночной стоимости автомобиля. В тарифе «Эконом» цена автомобиля по-прежнему должна быть не ниже 600 000 руб. Но если еще несколько месяцев назад в эту сумму укладывались машины 2014-2015 годов выпуска в хорошем состоянии, то что будет предлагаться сейчас за эти деньги сказать сложно», — поясняет Ильдар Бедретдинов.
Эта ситуация, по мнению эксперта, может привести к расцвету нелегального частного извода, а также к изменению расстановки сил на рынке и появлению новых агрегаторов. Уже сейчас есть сервисы, где требования к автомобилям не очень высокие, а цену за поездку в приложении назначает сам клиент.
«Хотя, возможно, именно это создаст конкурентную среду. Ведь сейчас Яндекс.Такси — это, по сути, монополист: Uber в России он поглотил, а «Ситимобил» уходит с рынка», — подытоживает Бедретдинов.
Депутаты отрегулировали деятельность «Яндекс.Такси» и Uber
Госдума приняла в первом чтении законопроект о работе сервисов такси, разработанный Правительством. Документ предусматривает создание четырех новых информационных систем, предполагает блокировку доступа к международным сервисам такси, не согласовавшим условия своей работы в России, и обязывает службы заказа такси передавать информацию о пассажирах в ФСБ. У экспертов есть замечания к документу.
Госдума приняла в первом чтении законопроект о работе такси
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси». Документ был разработан Правительством и призван упорядочить деятельность агрегаторов такси, работающих через интернет. Законопроекты на эту же тему уже принимались Госдумой в первом чтении в 2015 г. и в 2018 г., но дальнейшего рассмотрения не получили. Крупнейшими игроками на данном рынке в России являются «Яндекс.Такси» (владеет российскими операциями Uber), «Максим» и «Ситимобил».
Четыре новых информационных системы
Законопроект предполагает создание четырех информационных систем. В их числе: региональный реестр перевозчиков легковым такси, региональный реестр легковых такси (содержит сведения о транспортных средствах), региональный реестр служб заказа легкового такси и федеральная государственная информационная система легковых такси (ФГИС), обеспечивает сбор сведений из упомянутых региональных информационных систем). Оператором ФГИС станет Минтранс.
Кто может заниматься перевозками в сфере такси
В роли службы заказа легкового такси могут выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые предоставлено право на осуществление деятельности по получению от лица, имеющего намерении стать фрахтователем, и передаче лицу, имеющему намерение стать фрахтовщиком, заказа легкового такси в целях последующего заключения публичного договора фрахтования.
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании разрешения, предоставляемого юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу и подтверждено записью в региональном реестре перевозчиков легковым такси, с использованием транспортных средств, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси, при условии, что действие такого разрешения не приостановлено. Физическое лицо вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси при условии заключения договора со службой легкого такси, которая осуществляет свою деятельность с использованием сети интернет.
Разрешение не может быть передано третьим лицам. Допуск к управлению легковым такси водителя, который является работником перевозчика и сведения о котором внесены в путевой лист, оформленный перевозчиком, не являются передачей указанного разрешения. Перевозчик может работать только на территории того субъекта федерации, на территории которого ему было выдано разрешение.
Но перевозчик может осуществить перевозку, которая началась на территории региона, в котором ему выдано разрешение, и закончилось на территории другого региона. Также регионы могут договориться о взаимной признании разрешений. Заявления на получения разрешений на оказание услуг в сфере услуг можно будет подавать через МФЦ (Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг) и в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи. Для физических лиц допускается использованием «Госключа» (усиленной неквалифицированной электронной подписи, выданной для получения госуслуг).
Отказ в получения разрешения на оказание услуг в сфере такси может быть обоснован, в том числе, в связи с предоставлением недостоверной информации. Приостановление действия разрешений может быть связано, например, с непредоставлением соответствующим субъектом информации об изменении его данных или отсутствием договоров страхования гражданской ответственности.
Транспортное средство исключается из реестра легковых такси в случае изменения его владельца. Аннулирование действия разрешения возможно по ряду причин, включая наличие вступившего в силу решения суда или передачи перевозчиком управления транспортным средством по договору фрахтованию иному лицу.
Устройства для контроля сонливости водителя
Легковое такси должно оснащаться устройством контроля за вниманием и усталостью (сонливостью) водителя легкового такси. Также легковое такси должно: иметь на кузове цветографическую схему легкового такси, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветовая гамма кузова должна требованиям к цветовой гамме кузова; не иметь на внешних поверхностях кузова информацию о начальном или конечном пунктах перевозки, о стоимости такой перевозки.
В салоне легкового такси должна быть размещена информация, содержащая следующие сведения: государственный регистрационный номер транспортного средства; наименование перевозчика; номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси; сведения о предоставлении перевозчику разрешения и срок действия данного разрешения; абонентские телефонные номера перевозчика для приема жалоб и предложений и уполномоченного органа; ФИО водителя. В салоне легкового такси должна находится информация о действующих тарифах, в том числе о тарифах на единицу пробега и единицу времени пользования транспортным средством, а также правила их применения при определении платы за перевозку.
По правилам, введенным субъектами федерации, может быть дополнительно установлено требование предоставлять указанную информацию в виде двухмерного штрихового кода или посредством размещения в салоне легкового такси сведений об адресе в интернет с указанной информацией. Также субъекты федерации могут установить, что в региональном реестре легковых такси, помимо прочей информации, должна будет содержаться фотографическое изображение транспортного средства.
Контроль времени работы и отдыха водителя
Перевозчик обязуется допускать к управлению транспортным средством водителей, являющихся его сотрудникам. При этом должны соблюдаться установленные законодательством нормы рабочего времени и отдыха водителя такси. Кроме того, необходимо осуществлять оформление путевых листов и предоставлять их по требованиям уполномоченных органов и полиции. Перевозчики и службы заказа такси должны вести журналы совершенных поездок в электронном или бумажной форме и хранить в них сведения в течение шести месяцев с момента осуществления поездки.
Также перевозчик должен сообщать фрахтователю: номер принятого к исполнению заказа такси; наименование юридического лица; фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя или физического лица, которое является перевозчиком; размер платы за перевозку легковым такси и причины ее возможного изменения; о возможности исполнения дополнительных требований фрахтователя к перевозке; планируемое время прибытия легкового такси.
По прибытию такси перевозчик должен сообщать фрахтователю на русском языке способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, информацию о местонахождении такси, марку, модель, государственный регистрационный номер и цвет кузова легкового такси, его абонентский телефонный номер или информацию, позволяющую осуществить вызов на его абонентский телефонный номер, а также фактическое время прибытия легкового такси.
Каких водителей нельзя брать в такси
Водителем легкового такси может быть лицо, которое имеет право на управление транспортными средствами категории «В» в течение трех и более лет, не имеет медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки такси самостоятельно.
К управлению транспортным средством не допускается лицо, которое: было повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания; не прошло аттестацию на знания расположения на территории субъекта федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия, медицинских организаций, объектов образования и спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайных ситуациях, правил перевозки и багажа легковым такси; имеют за период, предшествующий дню осуществления перевозки пассажиров, более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения; в течение одного года, предшествующего дню осуществления перевозки пассажиров, было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа за совершение административных правонарушений в области дорожного движения в количестве, превышающим установленной Правительством.
Владельцы транспортных средств, включенных в реестр такси, по договору с перевозчиком обязаны обеспечивать возможность прохождения заказчиком предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров легкового водителя легкового такси, проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси, предоставленного заказчику, а также предоставлять в региональную информационную систему легковых такси информацию об использовании или неиспользование заказчиком указанной возможностью.
При каких условиях доступ к сайту службы заказа такси будет заблокирован
Если у службы заказа такси в странах-членах ЕАЭС (Евразийский экономический союз) общее число фрахтователей, совершивших одну или более поездки, составляет менее 50% от числа фрахтователей на территории всех государств, где работает служба, то она должна согласовать с Правительством условия своей деятельности. Указанные нормы применимы и к аффилированным с данной службой заказа такси лицам.
Однако указанное требование не применимо, если в течение любых последовательных 30 дней из предшествующих 90 дней число фрахтователей на территории стран-членов ЕАЭС составило менее 1 млн. Невыполнение данного требования приводит к блокировке доступа к программам и сайту соответствующей службы заказа такси.
Технические средства служб заказа такси, необходимые для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового таки, должны находиться на территории России. Передача зарубеж сведений о заказах, содержащих персональные данные, не допускается.
Службы заказа такси обязаны обеспечить защиту информации от несанкционированного доступа к ней и предоставить органам Федеральной службы безопасности (ФСБ) автоматизированный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси. Также служба заказа такси должна в течение полугода хранить информацию о совершенных поездках и передавать в региональные информационные системы в электронной форме (в машиночитаемом виде) сведения о перевозках пассажиров, в том числе о местоположении транспортного средства и водителя такси.
Служба заказа такси должна передавать заказы только перевозчикам и транспортным средствам, включенным в соответствующие региональные средства и действия разрешения которых не были приостановлены. Заказы не должны передаваться перевозчикам, не выполняющим требованиям об оформлении путевых листов. Также служба заказа такси должна осуществлять мониторинг соблюдение установленных законодательством требований относительно времени работы и отдыха водителя легкового такси посредством программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения. Для этого служба должна получить от перевозчика или водителя информацию о начале или об окончании осуществления перевозок пассажиров.
Также служба заказа такси должна предоставить круглосуточный бесплатный доступ на сайте в интернете к информации о своей деятельности, не требующий регистрации и установки дополнительных программ. Для служб, которые не работают с заказами через интернет, порядок опубликования информация будет установлен отдельно.
В каждом регионе, где у службы заказа такси в сутки заказы выполняет более 5 тыс такси, должен быть открыт филиал службы. На открытие филиала отводиться 30 дней. Служба заказа легкового такси не вправе осуществлять свою деятельность на территории соответствующего субъекта федерации с момента исключения сведений о ней из регионального реестра служб заказа такси или приостановления действия разрешения.
Аннулирование действия разрешения на работы службы заказа легкового такси возможно, в том числе, если данная служба в течение периода, равного любым 30 последовательным дням, передавала лицам, не имеющим разрешения на перевозки (либо действие разрешение которых приостановлено), более 0,01% заказов легкового такси в течение одних суток такого периода, но не менее чем 10 заказов легкового такси. Новое заявление на осуществление деятельности службы заказа легкового такси можно подать не ранее, чем через год после аннулирования старого.
Кто будет выплачивать пассажирам компенсации
Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный при перевозке легковым такси жизни, здоровью и имуществу пассажира. Служба заказа такси передачи заказа легкового такси несет солидарную ответственность с лицом, которому не было предоставлено разрешение, за вред пассажиру, в отношении легкового такси, при перевозке которым был причинен указанный вред. Полная ответственность службы заказа такси наступает в случаях, если фрахтователь не был уведомлен надлежащим образом о наименовании перевозчика либо был он был уведомлен, но в региональных реестрах отсутствует информация о соответствующем транспортном средстве или о возможности перевозчика его использовать.
Служба заказа такси несет солидарную ответственность перед пассажиром вместе с перевозчиком, являющимся физическим лицом, в части возмещения реального ущерба, не покрытого страховым возмещением, выплаченным в соответствие с законодательством об ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Также служба заказа такси несет ответственность за передачу водителю заказа в случае нарушения предусмотренных законом обязанностей относительно водителей. Служба заказа такси в дальнейшем вправе взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, с лица, причинившего вред. Владелец транспортного средства, включенного в реестр легковых такси и имеющий договор с перевозчиком (заказчиком), несет солидарную с заказчиком и службой заказа легкового такси за вред, причиненной жизни и здоровью пассажиров в случаях, если такой вред был причин по причине неисполнения заказчиком своих обязанностей.
Тарифы на перевозку в такси
Тарифы на перевозку пассажиров и багажа в такси должны учитывать время суток, дни недели и класс комфортности. Сведения о тарифах должны быть размещены в интернете не позднее чем за три дня до начала их применения. Власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут установить минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров легковым такси.
Размер платы за перевозку такси может производиться: службой заказа легкового такси, если информация о заказе передается службой легкового такси непосредственно водителю легкового такси; перевозчиком, если заказ легкового такси передается службой заказа легкового такси перевозчику; в соответствие с показаниями таксометра, если при заключении договора фрахтования легкового такси предусматривается такой способ определения платы за перевозку легковым таки, а также в случае заключения договора фрахтования легкового такси непосредственно с водителем, действующим от имени и по поручению перевозчика, без участия службы заказа легкового такси.
В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе могут устанавливаться ограничения на максимальное число такси. Региональные власти также получат возможность регулировать работу участников юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров легковым такси, а также обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг.
Власти регионов могут стимулировать перевозчиков использовать электромобили, транспортные средства с двигателями, работающими на газомоторном топливе, а также осуществлять перевозки пассажиров из числа инвалидов. Местные власти должны будут организовать парковки для легковых такси в местах повышенного спроса на перевозки, предоставить места для стоянок легковых такси на парковках общего пользования, организовать при перевозках легковым такси посадки и высадки пассажиров, в том числе инвалидов, на участках улично-дорожной сети, расположенной в зонах жилой застройки у аэропортов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов, объекты культуры, медицинских организаций и др.
Мнение правозащитника
Правозащитник в сфере такси Елена Грашенкова отмечает, что в законопроекте есть положительные моменты. В частности, в документе появились статьи о необходимости наличия у водителей двух страховых полисов: ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров, до 2 млн руб.) и ОСАГО (до 500 тыс. руб.) и соответствующей отметке в реестре легковых такси. Но необходимо позаботиться о том, чтобы эта норма стала обязательной и контролируемой: например, сейчас система мониторинга такси КИС АРТ (комплексная информационная система «Аналитика работы такси) не фиксирует наличие страховых полисов. Также положительным моментом является появление статьи о запрете передачи разрешения перевозчиком посторонним лицам.
В то же время Грашенкова отмечает и отрицательные моменты. Сейчас пассажиры такси защищены статьей 2005 Гражданского кодекса (ГК), в соответствии с которой агрегатор такси рассматривается судами как агент перевозчика. В нынешнем же законопроекте агрегатор освобождается от ответственности, если он уведомил пассажира о наименовании перевозчика или если у него не было технической возможности получения доступа к реестру перевозчиков.
Грашенкова считает, что потребитель не может влиять на указанные обстоятельства, при этом он лишается возможности защищать свои законные права. Кроме того, по мнению правозащитника, если одной спорной нормой законопроекта является возможность привлечения в качестве перевозчиком самозанятых. В этом случае не будет действовать статья 1068 ГК, позволяющая привлекать работодателя в ответственности за действия своих сотрудников и получать потерпевшим получать достойную компенсацию за полученный вред своему здоровью.
В текущих же формулировках ответственность самозанятого водителя будет ограничена полисами ОСАГО и ОСГОП (2,5 млн руб.), чего может быть недостаточно для случаев инвалидности. А для пешеходов, ставших жертвами действий водителей такси, ответственность вообще будет ограничена только полисом ОСАГО (500 тыс. руб.).
«Яндекс.Такси» повысит стоимость основных тарифов, уберет недельные смены и другие опции водителям
По информации «Коммерсантъ» и региональных СМИ (1, 2, 3, 4), «Яндекс.Такси» немного повысит стоимость своих основных тарифов, а также уберет недельные смены для водителей и другие ранее популярные у них рабочие опции.
Яндекс пояснил рост цен на тарифы возросшими затратами на обслуживание автомобилей, а также необходимостью сохранить уровень своего сервиса. В компании рассказали, что обновление тарифов поможет таксопаркам и логистическим партнерам сбалансировать экономику поездок и заказов. Сервис введет все изменения в течение апреля. Разница между стоимостью услуг в тарифе «Эконом» составит в среднем 10-30 рублей, у тарифа «Минивэн» еще больше. Минимальная стоимость подачи такси по тарифу «Эконом» составит 60 рублей, увеличится стоимость платного ожидания, вырастет стоимость километра и минуты. Стоимость поездки по городам страны вырастет на 1 рубль за 1 км, по ожиданию рост составит до 2 рублей за минуту.
«Вместе с нашими партнерами-таксопарками приняли решение изменить тарифы в городах России таким образом, чтобы, с одной стороны, улучшить экономику поездок и частично компенсировать рост цен на обслуживание автомобилей и их содержание, а с другой — по-прежнему остаться сервисом, который доступен максимально большой аудитории. Резкое изменение тарифов может привести к тому, что спрос на поездки упадет — заказов станет меньше, соответственно и уменьшится заработок водителей», — пояснили в «Яндекс.Такси».
Помимо обновления тарифов, Яндекс меняет условия для водителей — отключает недельные смены и ограничивает доступ к сменам по 12 часов. Ранее водители могли получать бонусы и лучшие условия по этим опциям, а теперь агрегатор получит больше прибыли от их работы.
Примечательно, что Яндекс делает повышение цен на фоне ухода с рынка конкурента «Ситимобила», который прекращает деятельность в России уже с 15 апреля.
В январе 2022 года сервис «Яндекс.Такси» собирался поднять цены на поездки в Москве на 2-3%. В компании пояснили, что повышение базовых тарифов сервиса привлечет больше водителей в систему, что должно отразиться и на алгоритме динамического ценообразования. Предыдущий раз «Яндекс» корректировал тарифы сервиса «Яндекс.Такси» в Москве в 2018 году.
В декабре управляющий директор группы компаний «Яндекса» Тигран Худавердян заявил, что повышение цен в «Яндекс.Такси» связано с закрытием границ и нехваткой водителей на фоне повышенного спроса. По его словам, алгоритм сервиса старается сохранить баланс между предложением и спросом. Снижение цены приведет к увеличению спроса, пояснил Худавердян, а это будет чревато тем, что сделать заказ и дождаться такси будет затруднительнее. Поэтому компания не уменьшает стоимость поездок.
«Поднимет тариф, он теперь монополист»: начнет ли «жестить» «Яндекс» после провала DiDi?
Новость об уходе из России китайского агрегатора DiDi повергла татарстанских водителей в уныние. Главный конкурент «Яндекса» в 2020 году на пике своей формы предлагал таксистам невиданные заработки, а пассажиров привлекал низкими тарифами. Но к концу 2021-го DiDi растерял все преимущества, а вместе с ними — и долю рынка. Отставка главного конкурента развяжет руки «Яндекс.Такси», опасаются водители. Конкуренцию усилят и беженцы из Донбасса, для многих такси — самый простой способ заработка. О том, что вынудило китайского перевозчика покинуть рынок России и Казахстана, — в материале «БИЗНЕС Online».
Водители такси и пассажиры получили от китайского сервиса DiDi оповещение о прекращении работы в России с 4 марта. До этого дня поездки можно совершать в обычном режиме
Почему ушел щедрый китаец?
Накануне водители такси и пассажиры получили от китайского сервиса DiDi оповещение о прекращении работы в России. 4 марта объявлено последним днем работы агрегатора такси в РФ и Казахстане. До этого дня поездки можно совершать в обычном режиме.
«По прошествии полутора лет с момента запуска DiDi в России и почти года с момента запуска в Казахстане мы с сожалением объявляем о намерении прекратить работу на этих важных рынках, — сообщила корреспонденту „БИЗНЕС Online“ пиар-директор DiDi в России, Восточной Европе и Центральной Азии Ирина Гущина. — К сожалению, из-за меняющихся рыночных условий и других вызовов стало ясно, что в настоящий момент мы не сможем обеспечить наилучшие результаты в России и Казахстане».
Любопытно, что уход из РФ не сказался на планах развития в других странах. «DiDi продолжит фокусировать усилия и инвестиции на развитии устойчивого присутствия в странах Латинской Америки и на некоторых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки, — добавили в компании. — DiDi принимает решения о том, в какие рынки инвестировать, основываясь на расчете, где мы сможем добиться наилучших результатов для наших пользователей и партнеров. К сожалению, мы не видим, что в краткосрочной перспективе сможем это сделать здесь».
DiDi активно боролся за рынок. Размер гарантированных выплат за смену задрал до 11 тыс. рублей. Впоследствии агрегатор неоднократно снижал размер гарантов и повышал комиссию, что привело к оттоку водителей и снижению доли перевозок на рынке РТ
Агрегатор работал в 38 российских городах, но так и не запустился на московском рынке. Казань стала первым городом присутствия DiDi в России — брендированные автомобили сервиса начали курсировать по столице РТ в августе 2020-го. Появление нового игрока спровоцировало «битву гарантов» между DiDi и «Яндекс.Такси» в попытке переманить водителей. DiDi задрал размер гарантированных выплат за смену почти в 2 раза — с 5–6 тыс. рублей до 11 тыс. для брендированных автомобилей китайского агрегатора (для обычных водителей — до 10 тыс.), а размер пятничного вознаграждения составил небывалые 13 тысяч. В ответ на этот ход «Яндекс.Такси» поднял гаранты для водителей до 10 тыс. рублей для брендированных автомобилей и 9 тыс. для обычных. «Битва гарантов» превратила Казань в настоящую Мекку для таксистов, и число водителей из других регионов в столице РТ значительно увеличилось. В ноябре 2020 года DiDi зашел в Набережные Челны, но размер гарантированных выплат там уже был ниже — 9 тыс. для брендированных автомобилей. Одновременно с этим выросли комиссии — с 5% до 9,5% (у «Яндекс.Такси» средний размер комиссии составлял порядка 20%). Впоследствии агрегатор неоднократно снижал размер гарантов и повышал комиссию, что привело к оттоку водителей из сервиса и снижению доли перевозок на рынке Татарстана.
Угасание интереса к российскому рынку может быть связано с проблемами DiDi в Китае. Летом 2021-го акции китайского сервиса такси упали на 15%. Бумаги так отреагировали на новость о том, что администрация киберпространства КНР начала расследование в отношении Didi. По версии властей, агрегатор занимается сбором персональных данных, что представляет угрозу для частной жизни пользователей сервиса и национальной безопасности страны. В декабре, через несколько месяцев после начала расследования, DiDi объявил о делистинге с NYSE. В январе этого года о сокращении персонала в российском офисе DiDi сообщал РБК.
Проблемы компании также сопровождались исками от американских акционеров в адрес DiDi, после того как меры Пекина спровоцировали падение стоимости акций компании, отмечает BBC.
«Многие прогнозируют, что «Яндекс» введет ужесточение, может, по лицензии будет принимать, возможно, еще что-то придумают. Но 100 процентов на всех водителей заказов хватать не будет. Кроме того, теперь беженцы из ДНР хлынут в Россию, а такси — самый простой способ для заработка. Предпосылок к оптимистичному прогнозу пока нет»
«Яндекс» теперь еще больше начнет давить водителей»
Начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» (ООО «Инфосервис») Павел Стенников полагает, что с уходом DiDi не изменится ровным счетом ничего. «Он не принес на российский рынок такси ничего нового ни в плане технологий, ни в плане ведения бизнеса, не успел занять существенную долю, — полагает Стенников. — У водителей станет на одно приложение меньше в телефоне».
«DiDi и так уже на грани работал, на этом умирающем такси катались водители, заблокированные в „Яндексе“, они регистрировались под чужими аккаунтами, — рассказал нашему корреспонденту владелец одного из таксопарков в Челнах (агрегатор „Яндекс.Такси“) Рафаэль Абелян. — В последнее время мы уже смирились с тем, что DiDi больше нет (слишком мала была доля компании на рынке — прим. ред.). Жалко, конечно, хорошие доходы это такси на пике приносило. Но теперь они иссякли». Собеседник издания видит несколько причин поражения DiDi на российском рынке. Первая кроется в неудобном мобильном приложении как для водителей, так и для пассажиров. Кроме того, китайский агрегатор нередко практиковал дальнюю подачу автомобиля — когда заявка на заказ приходит водителю, который находится в нескольких километрах от пассажира. В этом случае машина прибывает на место со значительным опозданием, а таксист тратит больше времени и ресурсов на выполнение заказа. «И они очень много денег просто так платили водителям в момент захода на рынок, гаранты достигали 11 тысяч рублей в день, а когда сократили их — потеряли водителей», — заключил Абелян.
Но уход одного из крупнейших агрегаторов ничего хорошего рынку не сулит, полагает собеседник издания. «„Яндекс“ теперь еще больше начнет давить водителей. Комиссию на покупку смены увеличит, потуже затянет гайки, — сетует он. — Например, есть основания полагать, что скоро минимальную цену поездки на брендированных машинах повысят — раньше она была 49 рублей. Могут и поднять тарифы на поездки, теперь же „Яндекс“ монополист, никто ему не помеха, он направо-налево водителей блокирует».
«DiDi мало кто катал. Из моего окружения 10 из 100 водителей им пользовались, но, если останется один монополист „Яндекс“, ничего хорошего от этого ждать не приходится, — говорит водитель такси Альберт. — Часть водителей из DiDi перейдут в „Яндекс“, арендодатели — тоже. Многие прогнозируют, что „Яндекс“ введет ужесточение, может, по лицензии будет принимать, возможно, еще что-то придумают. Но 100 процентов на всех водителей заказов хватать не будет. Кроме того, теперь беженцы из ДНР хлынут в Россию, а такси — самый простой способ для заработка. Предпосылок к оптимистичному прогнозу пока нет».