Чем отличается сальник от манжеты
Сальник и манжета являются наиболее широко распространенными уплотнителями. Эти герметизирующие устройства предотвращают утечку масла в механизмах с возвратно-поступательным или вращающимся движением, а также воздуха, газов в пневмоустройствах. Однако между ними есть определенные различия — укажем в данном материале, в чем разница между этими двумя элементами.
Общее между манжетой и сальником
Оба элемента — лишь разновидности уплотнителя, широко применяемые в узлах и механизмах:
- транспортных средств;
- кранов и других подъемных машин;
- промышленного оборудования;
- сельскохозяйственной техники;
- горнодобывающего оборудования;
- коммунальной, дорожной, иной спецтехники и т. д.
Уплотнитель в форме кольца устанавливается на вал или шток и при вращательном или, соответственно, поступательном движении препятствует протечке в механизм рабочей жидкости или газа, а также принимает на себя усилие трения, обеспечивает необходимое скольжение. Изделие может иметь одну или две кромки. Двухкромочные манжеты, как правило, оснащаются пыльниками, которые дополнительно защищают узел от попадания пыли и грязи.
В чем отличие сальника от манжеты
Между изделиями есть и существенная разница. Сегодня сальником принято называть именно армированную манжету. Она дополнительно оснащается металлическими элементами — металлическим кольцом и прижимной стальной пружиной. Усиленный металлом уплотнитель имеет повышенную жесткость и прочность — он рассчитан на гораздо более высокие нагрузки, чем простая резиновая или полиуретановая манжета.
Обычная манжета используется преимущественно в гидравлических и пневматических механизмах с возвратно-поступательным движением, в узлах систем перекачки воды, нефти. В ряду разновидностей:
- Резиновые манжеты — изготавливаются по ГОСТ 14896-84 из резин различных групп. Служат для уплотнения промежутка между цилиндром и поршнем (штоком или плунжером). Стойки к воздействию масел и бензина. В зависимости от группы резины t эксплуатации может составлять от -60 °С до +100 °С. Основная область применения — гидравлические узлы.
- Манжеты из каучука. Производятся по ГОСТ 14896-84. Выпускаются отдельно для уплотнения штока или цилиндра. Рассчитаны на работу в пневматических механизмах с давлением до 1 МПа. В зависимости от марки каучука эксплуатируются при t от -55 °С до 100 °С.
Сальник (армированная манжета) повсеместно применяется в качестве уплотнителя на вращающихся элементах — на валах, в механических приводных соединениях и т. д. Сальники с прижимной пружиной изготавливаются в соответствии с ГОСТ 14896-84. Один из наиболее широко применяемых материалов для их производства — фторкаучук, стойкий к воздействию бензина, минеральных кислот, масел и других жидкостей. Он более стоек к высоким температурам — эксплуатируется при t до 150 °С.
Маркировка армированных манжет
Сальники выпускаются со специальной маркировкой, в которой указываются особенности их конструкции и эксплуатации. Условные обозначения даются латинскими буквами и аббревиатурами.
- Наличие буквы А указывает на то, что металлическое кольцо данного уплотнителя обрезинено.
- Присутствие буквы В обозначает, что поверхность изделия выполнена из металла, а сальник рассчитан на работу при давлении до 1 МПа.
- Если по внешней стороне сальника выполнены насечки, на нем имеется маркировка W. Насечки позволяют прочнее зафиксировать уплотнитель на подвижном элементе узла.
- Сальники с маркировкой S имеют пыльник — дополнительную кромку, защищающую механизм от пыли.
- Буква L (left) означает, что уплотнитель вращается в левую сторону, R (right) — в правую.
- Буква D показывает, что сальники используются при давлении до 0,2 МПа.
- HD — армированная манжета рассчитана на высокое давление (до 10 МПа). Маркировка наносится на металлическую поверхность изделия.
В ходе эксплуатации и обычная, и армированная манжеты подвергаются значительному износу и требуют периодической замены. Для профилактики появления протечек изделия следует регулярно проверять на наличие трещин, царапин, задиров.
Пыльник и сальник в чем разница
Сегодня я хочу поговорить об уплотнительных элементах практически любого двигателя внутреннего сгорания – простыми словами сальники. Многие из вас слышал про них, но не многие представляют, что это такое и куда устанавливаются. Однако, не смотря на всю простату строения, они выполняют важные задачи, такие как удержание смазывающей жидкости в агрегатах. Сегодня я постараюсь простым и понятным языком рассказать про эти элементы.
Сальник – приспособление, которое используется в автомобиле с целью уплотнения сочленений различных деталей и вращающихся валов, работающих по принципу возвратно-поступательных движений.
Основная функция, которую они выполняют – полная герметизация мест стыка неподвижных или подвижных поверхностей.
Простыми словами, они уплотняют валы и «стенки» их корпусов, не давая вытекать смазывающей жидкости наружу.
Принцип работы и устройство
Суть такого уплотнительного приспособления состоит в следующем: внутри его корпуса, где сквозь него проходит ось шпинделя, есть «коробка», внутри нее располагается специальная набивка — уплотнительный материал. Он плотно прижимается к оси шпинделя.
При этом возникает сжатие материала уплотнителя, в результате чего он плотно прилегает с одной стороны к поверхности шпинделя и к стенкам своей камеры с другой.
Вследствие этого создается полная герметичность, которая не позволяет рабочей среде выходить за пределы своего корпуса.
В механизмах с небольшим диаметром поджатие уплотнительного материала осуществляется с помощью накидной гайки, с большим диаметром – использованием анкерных болтов.
Где используются?
Сальники в автомобиле в основном используются в его силовом агрегате. Так, в каждом двигателе есть две таких детали в коленвале, а в тех моделях, где используется зубчатый резиновый ремень – еще и в валах, что выходят из двигателя.
- Передний для коленчатого вала;
- Задний для коленчатого вала;
- Для балансира;
- Для масляного насоса.
Еще один вид автомобильных сальников, который для качественного выполнения своих функций должен иметь специальную конструкцию – сальник ступицы. Такой узел должен иметь высокую прочность и специальную конструкцию – быть армированным, иметь дополнительные кромки защиты от пыли и грязи, проникновение внутрь деталей которых приводит с быстрому разрушению сальника.
Выбор и замена сальников
Одна из основных особенностей, которая отличает такие детали, является их стоимость: он совсем невысокая. Но вместе с тем замена этой автомобильной детали намного дороже в сравнении с ее стоимостью.
Имеет свои особенности и выбор сальника. Для нормального функционирования следует покупать для автомобиля именно ту запчасть, что подходит для конкретной модели. Кроме того, не рекомендуется ставить на иномарки запчасти отечественного производства.
Если же не удается найти требуемую деталь под конкретную модель транспортного средства, то при выборе новый сальник должен иметь меньшую ширину, чем требуется – никаких проблем с установкой и использованием не должно возникнуть. А вот узел с большей шириной никак не подойдет.
В случае выбора модели такой детали без нарезки и пыльника на рабочей поверхности она не прослужит больше 30 тысяч километров пробега. Пыльник предотвращает проникновение грязи внутрь сальника, нарезка обеспечивает сбрасывание излишков масла назад в картер. При отсутствии же таких дополнительных приспособлений срок службы сальника значительно уменьшается.
Особенности замены
Существует одна важная особенность в замене этой запчасти: на валу мотора, куда будет установлен новый сальник, может присутствовать немалый износ от кромки старого. В подобном случае подбирать деталь следует так, чтобы ее кромка была немного смещена относительно оригинала. Также можно установить новую деталь с дистанционным кольцом, которое обеспечит сдвиг кромки относительно предыдущего положения.
Когда в вале мотора присутствует сильный износ подшипников, желательно при замене выбирать сальники с маслогонными рисками. В таком случае деталь прослужит намного дольше, чем при выборе запчасти без такого приспособления.
Перед началом замены сальника необходимо точно определить, из-за чего именно старая деталь пришла в непригодность. Кроме того, важно точно понимать, какие проблемы может успешно решить замена старого сальника на новый, а какие такая замена просто скроет. Примером такого случая может быть повреждение поверхности вала или же его свободное перемещение, что категорически недопустимо. Замена сальника в таком случае может на некоторое время завуалировать проблему, но в будущем это может привести к более серьезным поломкам.
Таким образом, сальник – важная деталь, которая используется во многих подвижных и неподвижных соединениях. Важной его особенностью является процесс замены, для качественного проведения которой важно иметь специальные навыки и знания.
Вот такая вот мелкая но все же важная деталь.
Также рекомендуем видео как выбрать сальник:
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Как выбрать сальники для машины: марки, цена и как заменить
Статья о том, как выбрать сальники для автомобиля: для чего нужны сальники, материалы, критерии выбора. В конце статьи — видео о том, как заменить сальник коленвала. Статья о том, как выбрать сальники для автомобиля: для чего нужны сальники, материалы, критерии выбора. В конце статьи — видео о том, как заменить сальник коленвала.
Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены тех или иных деталей машины. Именно поэтому крайне важно обладать хотя бы минимальным объёмом информации об устройстве автомобиля, его основных элементах и, конечно же, расходных компонентах.
Одной из таких деталей является сальник, к вопросу выбора которого многие автовладельцы подходят «спустя рукава», считая этот элемент второстепенным и не стоящим пристального внимания. В действительности же сальники имеют огромное значение для правильной и бесперебойной эксплуатации транспортного средства.
В этой статье мы постараемся рассказать о том, что такое сальники, для чего они необходимы и как их правильно выбирать.
Сальники – что это такое и для чего нужны
Сальники — специальный элемент, использующийся в машине для уплотнения соединений различных элементов и вращающихся деталей, функционирующих по принципу возвратно-поступательных действий.
Сальники широко используются в двигателях, элементах трансмиссии, рулевом управлении, КПП, охлаждающей и прочих системах, поэтому не удивительно что время от времени они требуют замены.
Из каких материалов производят сальники
На сегодняшний день для изготовления сальников производители используют материалы:
-
Бутадиен-каучуковая резина (NВR) – материал средней стоимости, который может использоваться при температуре от минус 40 до плюс 120 °C и обладает неплохой стойкостью к большинству видов топливно-смазочных компонентов.
При этом стоит отметить, что монтаж сальников с напылением из тефлона имеет свои особенности – их необходимо устанавливать исключительно на чистый и сухой вал, применив при этом специальное кольцо из пластика.
Отдельного внимания заслуживает то, что производители, преследуя цель повысить технические показатели сальников, используют специализированные добавки. Такие изделия имеют отдельные маркировки (Viton, Aflas, Dаi-Еl и т.п.).
Как выбирать сальники
Самый простой способ не прогадать с выбором – приобрести оригинальные сальники у официального дилера. В этом случае специалист подберёт изделие, точно подходящее под марку и модель вашего автомобиля.
Если же решено купить аналог, необходимо учитывать несколько аспектов выбора:
-
Изделие должно подходить по размеру, при этом допускается (хоть и не рекомендуется) использование сальников, ширина которых несколько меньше оригинальных.
Отдельное внимание необходимо обратить на наличие пыльника или нарезки, где первый призван защитить деталь от воздействия грязи и пыли, а второй – выполнять роль насоса, сбрасывающего масло обратно.
Помимо технических особенностей, выбирая сальники, необходимо обратить внимание на стоимость и производителя, отдавая предпочтение проверенным и популярным брендам и изделиям среднерыночной стоимости. В противном случае высок риск нарваться на низкокачественную продукцию, которая может не только быстро выйти из строя, но и повлечь за собой появление новых неприятностей, сулящих большие финансовые затраты.
Важно: крайне не рекомендуется использовать сальники отечественного производства на иномарках, так как материал и качество изготовления таких изделий пока ещё оставляет желать лучшего. А вот установка сальников иностранного производства на отечественные авто – наоборот, рекомендуется.
Марки сальников: каким брендам отдать предпочтение
Как уже говорилось выше, выбирая сальники для своего автомобиля, лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, давно представленным на рынке и имеющим положительные отзывы. В их числе такие марки, как VAG, Goetze, Payen, Emmtec, SKF, KOS и Koyo.
При выборе сальников по размеру принято учитывать три параметра:
-
d – внутренний диаметр;
Внутренний диаметр сальников может варьироваться в пределах 4-270 мм, внешний диаметр – в пределах 7,8-310 мм, а высота – находиться между 1,5-30 мм. Однако встречаются сальники, имеющие уникальные, отличающиеся от «стандартных» параметры изделий.
На фото: параметры сальников коленвала
Цена сальников, в зависимости от размера, страны и бренда производителя, а также места предназначения, может колебаться в пределах 50-2500 тыс. руб. (22-1100 грн.). При этом стоит помнить, что оригинальные сальники в большинстве случаев на 30-60% дороже своих аналогов.
Так, стоимость оригинального заднего сальника коленвала для Renault (Dacia) Logan составляет в среднем 1550-1600 руб. (порядка 680 грн.), в то время как его аналог можно приобрести по цене от 650-700 руб. (около 310 грн.).
Стоит ли переплачивать за бренд
Учитывая наличие большого количества аналогов, у многих автовладельцев возникает вполне логичный вопрос — нужно ли переплачивать за бренд?. Ответ – нужно, так как более крупные производители вкладывают большие финансовые ресурсы в разработку и тестирование своих изделий, что делает их намного надёжнее и долговечнее. Кроме того, крупные «игроки» следят за своей репутацией, которая, как известно, является одним из ключевых факторов, влияющих на количество продаж изделий.
Другой вопрос, стоит ли переплачивать за оригинальные сальники – не стоит, так как сегодня на рынке присутствует огромное количество изделий-аналогов, качество исполнения и надёжность которых не только не уступает оригинальным, но и превосходит их.
Как заменить сальники коленвала
На фото: замена сальников коленвала на ВАЗ 2107
Замена сальников коленвала — процедура трудоёмкая и, соответственно, достаточно дорогостоящая, однако даже при наличии минимального опыта их замену можно осуществить и самостоятельно. Для этого понадобятся:
-
Ключи и отвёртки;
Прежде чем приступить к процессу замены сальников, нужно обесточить автомобиль (иными словами, снять клеммы с АКБ) и слить моторное масло. Далее рассмотрим процедуру замены переднего и заднего сальника.
Замена переднего сальника коленвала
Процесс замены фронтального сальника выполняется в следующей последовательности:
Тут же отметим, что перед установкой сальника на его уплотняющую кромку наносится моторное масло, а на верхнюю, нижнюю и скошенную кромку – герметик. Также необходимо тщательно очистить посадочное место сальника, в противном случае высок риск преждевременного износа и, соответственно, замены коленвала.
Замена заднего сальника
Процедура замены тыльного сальника несколько сложнее и требует наличия смотровой ямы. Некоторые умельцы обходятся домкратом или, при его отсутствии, специальными подпорками, но это крайне небезопасно и мы категорически не рекомендуем пользоваться таким методом. Сам же процесс демонтажа и замены сальника осуществляется в такой последовательности:
-
Демонтаж коробки передач;
Процесс сборки происходит в обратном порядке.
Важно: В ходе замены сальников внимательно следим за правильностью его установки. Нередки случаи, когда внутренняя сторона сальника подгибается, что в последующем приводит к повторной течи и повторной замене сальника. Кроме того, если имел место загиб, использование даже неиспользовавшегося изделия не рекомендуется, так как это чревато неплотным прилеганием сальника к посадочной площадке на коленвале.
Размеры сальников
Несмотря на то, что производители могут изготавливать сальники, придерживаясь разных стандартов и используя разные материалы, все они имеют идентичные типоразмеры и конфигурации. Это значит, что сальники для определённой детали, но для разных марок и моделей автомобилей будут иметь одинаковые параметры по высоте, а также наружному и внутреннему диаметру.
В настоящее время большинство интернет-магазинов, занимающихся продажей сальников, предлагают покупателям интерактивные таблицы, позволяющие подобрать оригинальный сальник либо его аналог, исходя из таких параметров, как марка, модель и год выпуска автомобиля.
Заключение
Если вы не можете или просто не желаете разбираться во всех премудростях выбора сальников и других расходных компонентов для автомобиля, лучше доверить выбор профессионалам – так вы сможете сэкономить не только своё время и деньги, но и нервы.
Сальники, выбор, подбор
Итак, сальник (радиальное уплотнение вала) – устройство, предназначенное для уплотнения соединений вращающихся частей автомобиля. Несмотря на то, что сальник в автомобилестроении используется уже очень давно, конструкция и назначение этой детали очень непростое.
Правило 1. Подобрать сальник, зная только его размеры, – невозможно!
Сальники, имеющие одинаковые размеры могут сильно отличаться свойствами, при подборе важно знать температурный режим работы сальника, скорость и направление вращения вала. Поэтому чтобы правильно подобрать сальник нужно знать все его параметры – требования предъявляемые к нему.
Правило 2. Один и тот же сальник может отличаться по цене, почему?
Рассмотри материалы, применяемые для производства сальников:
ACM – самый дешевый материал, t = -30°C …+150°C, Vmax = 22 м/с; наиболее часто применяется для изготовления сальников ступицы.
NBR – t = -40°C …+120°C, Vmax = 12 м/с.
FKM – t = -20°C …+180°C, Vmax = 35 м/с; самый распространенный материал для производства сальников распредвала, коленвала и т.д.
PTFE – новое поколение материалов для сальников с тефлоновым покрытием, практически вечные сальники, однако гораздо более дорогие и требуют очень аккуратного монтажа, так как покрытие очень хрупкое.
Также, поскольку сальник во время работы не касается поверхности вала, а уплотнение происходит за счет создание им разряжения в области вала при помощи специальных насечек, то при подборе важно учитывать направление вращение вала, иначе при несоответствии сальника насечки будут не засасывать масло в корпус, а наоборот – выталкивать его оттуда. По этой же причине нельзя устанавливать сальник большего диаметра, пытаясь укоротить каркасную пружину: это может привести к повреждению вала из-за трения о сальник.
Отличие качественных и низкокачественных (дешевых) сальников заключается не только в материале, из которого изготовлен сальник. Существуют 2 технологии изготовления сальников: вырезание профиля резаком или изготовление профиля матрицей. Первый способ дешевле, однако при массовом производстве начинается отклонение от допусков, вследствие чего сальник уже имеет размеры вне заданных отклонений. Такой сальник не сможет обеспечить надежного уплотнения и либо быстро выйдет из строя из-за трения о вал, попутно повредив поверхность самого вала, либо будет течь уже в самом начале эксплуатации.
Если вы будете держать в руках новый сальник, отогните слегка его рабочую кромку: у нового сальника она должна быть упругой, ровной и острой. Чем она острее, тем лучше и дольше будет работать новый сальник.
Маркировка сальников Corteco:
BA – сальник распредвала (у него лучше уплотнение)
BASL – защита от грязи (в основном сальники ступицы)
B1 – использовать на поверхности с шероховатостью, износом, коррозией, но нужна дополнительная паста
B2 – сальники с дополнительной жесткостью (имеют дополнительное металлическое кольцо), используются для валов больших диаметров
BAOF, B1OF – сальники без пружины
X7 – сальник с проточкой
DRL(RS) – сальник с левой насечкой
DRW(RD) – сальник с правой насечкой
PT – сальник с поверхностью PTFE
UD – сальник с универсальным профилем
U – сальник со старым профилем
D – давление до 2 бар
B – давление до 10 бар
HD – давление до 100 бар
Основные типы сальников
Type–1 — с лепестком–пыльником
Type–2 — с дополнительным внутренним обрамлением, для большей жёсткости
Type–3 — с лепестком-пыльником того же направления, что и основной
Type–5 — с каймой (фланцем) по внешнему диаметру
Type–6,7 — с дополнительным основным лепестком
Type–9 — с дополнительным лепестком–пыльником с наружной стороны
Type–S — специальной формы
Сальники могут быть изготовлены из:
S — Силиконовые (Silicon rubber material)
F — Fluorine rubber material (Фтор, фтор-каучуковые)
Направление маслосгонных рисок:
RH — направление вращения против часовой стрелки
RM — по часовой стрелке
RB — двустороннее
Велоиндустрия — Беседа о смазках и уплотнениях в подвеске с представителями компаний Sram и Enduro Bearings.
Оригинал взят на BikeRumor. Картинки — оттуда же.
Перевод – Павел Садовский. Редактор – Татьяна Садовская.
Поскольку я сам занимаюсь обслуживанием вилок и имею небольшой опыт перевода с английского, решил перевести интересную, на мой взгляд, беседу о вилочных сальниках/пыльниках и смазках. Поправки и уточнения по терминологии принимаются. Текст немного сокращал, где было возможно. Перевод не дословный, старался писать по-русски. Хоть статья полна простых и очевидных вещей, лично я для себя почерпнул много нового и интересного.
Добро пожаловать под кат.
Ниже – перевод текста, опубликованного Zach Overholt.
Амортизационные вилки прошли долгий путь эволюции со времен эластомерок. Было внедрено огромное количество новых технологий, но одна вещь до сих пор остается практически неизменной – скромные резиновые уплотнения. Зима – самое время для планового обслуживания байка к новому сезону. В надежде узнать что-то новое об уплотнениях и смазке в подвеске велосипеда, мы побеседовали с представителями компаний Sram и Enduro Bearings, чтобы почерпнуть полезную информацию от производителя одних из самых плюшевых вилок с одной стороны и производителя запчастей для вилок – с другой.
Bikerumor: Во-первых, каково главное назначение пыльников (или сальников) в вилках и амортизаторах?
SRAM/RockShox: Пыльники и сальники используются для изоляции материалов конструкции как от внешней, так и от внутренней среды.
Enduro (Chris Streeter from Real World Cycling): Пыльник нужен для изоляции внутренностей вилки или аморта от абразива/пыли/песка. Сальник же предотвращает выход смазки из амортизатора/вилки наружу.
Bikerumor: Было много разговоров об отличиях между пыльниками и сальниками. Есть ли разница в дизайне ваших сальников и пыльников?
SRAM/RockShox: В велоиндустрии общепринято называть и то и другое «seals», и это правильно (в русском велослэнге нет нормального прямого аналога, кроме как «уплотнение», что звучит немного коряво, но в контексте перевода придется использовать это слово – прим. перевод.). Пыльник – это особый тип уплотнения, сконктруированный для изоляции внутренностей подвески от посторонних субстанций. Некоторые пыльники одновременно выполняют и функцию сальников, удерживая масло и воздух внутри конструкции. «Уплотнение» — это нечто, сконструированное для удержания чего-либо в его закрытом объеме. В продукции RockShox мы используем большое количество разных сальников и пыльников. В Vivid, например, установлен синий пыльник, а под ним – сальник, удерживающий масло внутри аморта. В большинстве вилок мы используем пыльник-сальник в «одном флаконе», но, например, в BoXXer, Lyrik и Totem используются и пыльник и сальник.
Enduro: Здесь и кроется неопределенность. ЛЮБАЯ вилка с открытой или полуоткрытой ванной требует и пыльника, и сальника. Путаница возникает из-за того, что некоторые производители используют гибрид пыльника и сальника в одной детали и называют это «пыльник». Вообще, такую конструкцию правильно называть «пыльник/сальник», потому что она имеет уплотняющий элемент снизу, и «пыльниковый» элемент сверху. Подход Enduro – в разделении этих двух функций в двух разных деталях, что позволяет использовать разные материалы, т.к. эти элементы подвески выполняют разные функций.
Bikerumor: Кстати, для некоторых вилок небольшой выход масла из-под пыльников – это нормально, для других – нет. Что стоит за этими двумя явлениями?
SRAM/RockShox: Наличие заметной течи масла из-под пыльника обычно означает, что присутствует загрязнение между кромкой пыльника и ногой вилки. Масляная пленка всегда присутствует на ногах вилки, но не должно быть видно, как масло стекает по ногам. Единственное исключение – период сразу после переборки. Первые несколько поездок в вилке присутствует немного лишних остатков масла и консистента, которые уйдут сами собой.
Enduro: Если уплотнение вилки позволяет маслу вытекать наружу – это никогда не может считаться нормой. «Сопливость» влияет на уровень масла в вилке, а так же собирает на себя грязь. Если вы помните, есть один крупный производитель вилок, который раньше утверждал, что «вилка должна потихоньку терять масло». Сейчас они изменили дизайн и положение сальников/пыльников так, как будто вилка не должна «сопливить» (в оригинальном тексте весьма странное предложение, в котором похоже автор пропустил частицу not, иначе смысл мне не очень понятен, консультировался с переводчиком – прим. перевод.).
Bikerumor: Как вы достигаете баланса между «залипанием» и плотными сальниками/пыльниками?
SRAM/RockShox: Мы стараемся сделать трение в уплотнениях как можно меньше, но так, чтобы они проходили все тесты на изолирующие свойства и долговечность. Мы постоянно совершенствуем материалы, конструкцию и тестовые процедуры наших сальников и пыльников.
Enduro: Это – главный вопрос. Смазка должна удерживаться внутри с минимально возможным трением в системе. Это требует сочетания углов, нужных натяжений на кромках уплотнений, правильных материалов и так далее. И это далеко не все аспекты.
Bikerumor: Какую конструкцию пыльников вы используете? Используете ли вы поролоновые кольца и почему?
SRAM/RockShox: В общем, пыльники и сальники формуются вокруг металлических колец и в некоторых случаях имеют стальные пружинки на кромках, чтобы увеличить их прижатие к ногам вилки. RockShox использует поролоновые кольца для поддержания тонкой масляной пленки на ноге вилки до того, как она пройдет пыльник, с целью уменьшить трение, а также для задержки любых инородных загрязнений, которые могут попасть чрез пыльник внутрь.
Enduro: Существует 2 подхода к использованию поролоновых колец. Насколько мне известно, первыми их использовали в RockShox. Они ставили кольцо между сальником и пыльником. Первоначально это делалось для смазки пыльника, чтобы уменьшить «страгивание». Со временем поролонка высыхала, и нужно было поднимать пыльник и заново пропитывать поролонку маслом. Если был пропущен этот момент – поролоновое колечко ухудшало работу вилки. Из-за этого (а также из-за не очень простой процедуры поднятия/установки пыльников), мы не используем поролоновые кольца в нашем RockShoxsealkit. Если вашим пыльникам нужно немного смазки – лучше использовать смазку FinishLine Stanchion Lube на ноги (я как мастер и райдер с этим не очень согласен – прим. перевод.).
Fox также использует кольца, но изначально с другой целью. Идея Fox состоит в том, что поролоновое кольцо ПОД САЛЬНИКОМ помогает удерживать масло возле верхнего бушинга. Мы считаем, что «это не может навредить вилке», так почему не уважать точку зрения Foxпо этому вопросу? Поэтому мы включили поролоновые кольца в Foxkits для вилок.
Оригинальные 32 мм пыльники RockShoxPike
Bikerumor: Каковы правильные сервисные интервалы для ваших уплотнений?
SRAM/RockShox: Для подержания оптимальной работы обслуживание пыльников должно производиться каждые 50 часов катания. Пыльники наших профессиональных райдеров обслуживаются гораздо чаще, т.к их подвеска должна хорошо работать в любой момент. Райдер Кубка Мира по ДХ делает всего 15 заездов между чисткой пыльников и сальников на его вилке и аморте.
Enduro: Не существует определенного межсервисного интервала из-за широкого диапазона стилей и условий катания. В общем, если ноги вилки поддерживаются чистыми и не заметно утечек масла из-под пыльников – скорее всего, пока все в норме. Однако тем, кто регулярно катает в мокрых и грязных условиях, следует делать внутренний осмотр вилки регулярно (может даже еженедельно). Затем, если внутри все в порядке, можно увеличить сервисный интервал. Тем, кто катает лайтово и по сухому («по парку за пивом» – прим. перевод.), может хватить и одного ТО в год.
Bikerumor: Нужны ли какие-то специальные инструменты для обслуживания пыльников/сальников?
SRAM/RockShox: Спец инструмент – это большая монтажка для мотокроссовой или даунхильной покрышки (или что-то, чем можно поднять пыльник из штанины) и пресс RockShox для пыльников(отлично подходит стопка нужного диаметра – прим. перевод.)
Enduro: Как и везде, люди знатно «колхозят» инструменты для этих целей, например, используют торцевые головки как пресс для пыльников. Но мы, естественно, рекомендуем использовать специальный инструмент с направляющей, которая не позволит передавить или перекосить пыльник при установке. Так же полезны шприцы с делениями для заливки точного объема масла, для выпрессовки пыльников очень удобно использовать монтажки для DH-покрышек, например Pedro’s.
Bikerumor: Я знаю, что многие пытаются немного улучшить работу уплотнений, пытаясь «запихнуть» внутрь смазки, не прибегая к полной переборке. Есть даже специальные смазки для этого, например, спрэй FinishLineMax Suspension. Эти методы эффективны, разумны?
SRAM/RockShox: Разумно чистить ноги и пыльники перед каждой поездкой. Немного масла на пыльник (и затем – сжатие вилки) помогает удалить больше грязи с кромки пыльника. Затем просто вытираете лишнее масло и идете катать. Мы определенно не советуем использовать что-либо для отгибания кромки пыльника, с целью вычистить оттуда грязь. Если ваши пыльники настолько грязные, что дальше уже некуда – лучше сделать нормальную переборку.
Enduro: Здравый смысл говорит нам: «чем более гладкое покрытие ног – тем меньше трение и залипание». Здравый смысл иногда ошибается. Сильно отполированные и хорошо подогнанные поверхности не имеют места для того, чтобы задерживать смазку между собой, и часто могут сильно «тупить». Вдобавок, на микроскопическом уровне, это также означает бОльшую площадь контакта между ногой вилки и пыльником/сальником. В этом случае, периодическая смазка ног FinishLine Stanchion Lube может быть полезной.
Bikerumor: Какой наиболее легкий и наиболее эффективный способ поддерживать подвеску в хорошем рабочем состоянии?
SRAM/RockShox: Поддержание чистоты подвески до и после катания, а также – следование инструкциям производителя.
Enduro: Использование качественных уплотнений и смазок, поддержание ног вилок в чистоте, а также переворачивание вилки вверх ногами для предварительной смазки бушингов.
Bikerumor: Влияет ли качество покрытия или гладкость ног вилки на эффективность пыльников и сальников?
SRAM/RockShox: Качество и гладкость – не синонимы в мире обработки поверхностей. Например, если у вас есть идеально отполированная нога вилки, у нее будет недостаточно способности удерживать смазку на пути к пыльнику. Это приведет к бешеному трению, и во многих случаях – к преждевременному износу уплотнений. Поэтому уплотнение и покрытие должны разрабатываться и тестироваться вместе. Просто изменить покрытие – не значит получить лучшие характеристики уплотнения. Например, покрытие BlackGold, которое мы используем в BlackBox продукции, имеет меньший коэффициент трения по сравнению со стандартным покрытием, и в то же время – те же характеристики по уплотнению.
Enduro: Как уже упоминалось выше, сильно отполированные, точно подогнанные поверхности не имеют зазора для смазки и часто «залипают». И хотя для невооруженного глаза покрытие ног вилок выглядит очень гладким, на самом деле оно имеет относительно грубую поверхность, если смотреть в микроскоп. Если неровности на покрытии не очень большие, чтобы не допустить течи масла, но достаточные для проникновения смазки между ними – такое покрытие будет в результате более «скользким». Материалы покрытий – это целая наука.
Bikerumor: Пару слов о смазке внутренностей вилок: открытая ванна, закрытая ванна, консистент и т.д.?
SRAM/RockShox: Для любой продукции RockShox мы рекомендуем использовать только RockShox servicekits и RockShox suspension oil. Причина – разная реакция материалов уплотнений с различными смазками, иногда это приводит к набуханию или растрескиванию резинок. В нашей компании мы специально разрабатываем материалы для наших уплотнений и тестируем их на совместимость с использующимися смазками. Неоднократно мы наблюдали случаи, когда наши уплотнения при использовании с другими смазками трескались и начинали течь.
Enduro: Мы производим только запчасти для вилок и амортов, у нас нет собственного производства вилок и амортизаторов.
Bikerumor: Используете ли вы специальные смазки для направляющих (bushings — прим. перевод.)
SRAM/RockShox: Направляющие в вилках RockShox смазываются маслом в штанах, мы не рекомендуем использовать консистентные смазки в наших вилках.
Enduro: Большинство вилок на рынке на данным момент – вилки с открытой или полу-открытой ванной. На данный момент мне известен только один брэнд (на самом деле минимум 2 – прим. перевод.), который вернулся к использованию консистента в вилках. Но, имхо, это связано с неспособностью сделать нормальные уплотнения в их продуктах. Вилки на консистенте умерли не просто так.
Мнение переводчика может не совпадать с вашим.
Надеюсь, статья была полезной для многих.
Замечания и уточнения принимаются.
Спасибо за внимание. Отдельное спасибо моей жене за подсказки и проверку текста.
P.S. Добавлю от себя интерсную картинку — эволюция пыльников РокШокс. Слева направо: Тора 2005 года (с острой кромкой), обычный серый пыльник с углублением на кромке, новый черный пыльник 13го года без углубления. Цикличекая эволюция 🙂
Сальники и манжеты
Для герметизации подвижных сочленений используются особые уплотнители — сальники и манжеты. С их помощью герметизируют вращающиеся валы и совершающие возвратно-поступательные перемещения штоки. Они не допускают протечек смазочных материалов, а также блокируют просачивание газа или жидкости из пневматического или гидравлического привода.
Сальник или манжета — чем отличаются
С точки зрения функциональности это одна и та же деталь. Уплотнители могут иметь идентичную форму. Их можно различить только по типу конструкционного материала. Манжета изготавливается только из резины. Но если в резину добавить армирующие нити — она превращается в сальник.
В технической документации некоторых автопроизводителей сальники называются «армированными манжетами». Путаница в названиях объясняется не снобизмом инженеров-механиков. Дело в том, что первым уплотнителем в механизмах был сальник — его делали из льняной нити и пропитанного салом войлока. Когда в перечне конструкционных материалов появилась резина, механики стали использовать новое название уплотнителя — манжета. С появлением армированных нитями резиновых изделий производители вернулись к старому названию.
Разновидности и сфера применения
Ассортимент манжет и сальников классифицируют по числу кромок. Поэтому в каталогах производителей уплотняющих элементов можно обнаружить:
- однокромочные модели — у них нет пыльника, поэтому они применяются только для предупреждения протечек в подвижных сочленениях;
- двухкромочные модели — изготавливаются с пыльником, поэтому защищают сочленение от протечек, грязи и пыли.
Оба варианта находят применение в конструкции промышленного оборудования транспортного средства, специальных и сельскохозяйственных машин. Их ставят в горнодобывающую, дорожную и строительную технику. Двухкромочные модели дают более высокий уровень защиты сопряжения, поэтому используются в самых жестких условиях эксплуатации.
По каким параметрам выбирают сальники и манжеты
Основной критерий — соответствие посадочным размерам. Кроме габаритов учитывают следующие характеристики:
- Допустимую температуру — если она будет выше рекомендованного показателя, резина растрескается и не сможет остановить протечки.
- Допустимое давление — при превышении этого показателя герметизирующий элемент попросту прорвется.
- Степень инертности к окружающей среде — резина реагирует на некоторые кислоты, щелочи и ультрафиолет, и чтобы исключить преждевременный износ, понадобятся особые материалы.
Кроме того, при выборе манжет и сальников обращают внимание на частоту перемещений или угловую скорость вала, степень загрязнения места сопряжения и даже на направление поступательного движения или вращения. Если вам удалось учесть все факторы, герметизирующий элемент избежит преждевременного износа.
Как предупредить износ уплотнителя
Во-первых, контролируйте давление — близкие к предельным нормам показатели приведут к преждевременному износу. Во-вторых, осматривайте узел сопряжения перед пуском агрегата. Резина может прилипнуть к валу или штоку после долгого простоя. В-третьих, меняйте уплотняющие элементы после первой протечки газа или жидкости. Разгерметизация — основной маркер выработки ресурса. Игнорирование этого факта приводит к проблемам с другими узлами и деталями механизма.