С 1 марта следующего года электросамокаты будут официально называться «средства индивидуальной мобильности»
Наконец-то в Правилах дорожного движения удалось прописать, каким образом можно пользоваться ставшими столь популярными электросамокатами, моноколесами и другими колесными средствами, движение которых до сих пор никак не регулировалось, но часто становилось причиной массы проблем на дорогах.
Их классифицировали как «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Под это понятие попадает «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя».
Согласно новым правилам дети до 14 лет могут передвигаться на них по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Старше 14 лет — только по велодорожкам. Но при условии, что этот транспорт весом не превышает 35 кг, со скоростью не более 25 км/ч.
Если велодорожек нет, то можно и по тротуарам. Но при этом на тротуарах, а также в пешеходных зонах приоритет имеют именно пешеходы. То есть скорость передвижения на СИМ должна им соответствовать.
Если нет ни велодорожек, ни тротуаров, то можно двигаться по обочинам при тех же условиях.
Также разрешено движение по краю проезжей части. Но только для тех устройств, на которых есть нормальные тормоза, задний красный фонарь и передняя фара. Здесь вес устройства не ограничен. Важно, что ехать они могут только по краю той дороги, где скорость движения ограничена 60 км/ч и разрешено движение велосипедов. Очевидно, что моноколеса, а также сигвеи и гироскутеры, на которых нет тормозов, не могут выезжать на проезжую часть. Они тормозят за счет переноса центра тяжести.
Также поправками в Правила вводятся новые знаки, которые запрещают движение на СИМ.
У пешеходов поубавили приоритетов. При пересечении велодорожки они обязаны будут уступить дорогу тем, кто по ней движется на велосипедах или СИМ.
Остается вопрос, как это все будет контролироваться, ведь регистрационных знаков эти устройства не имеют.
Какие еще новации ждут водителей?
Круговое движение
Изменятся правила проезда круговых перекрестков. Согласно новой редакции Правил, которые утвердило правительство, при выезде на круг, если водитель двигается не по главной дороге, он должен уступить дорогу тем, кто двигается по кругу. В нынешней редакции те, кто едет по перекрестку с круговым движением, имеют преимущество перед теми, кто на круг выезжает. То есть эта формулировка не подразумевает, что круговой перекресток может быть не только на равнозначных дорогах, но и на тех, на которых какие-то направления движения имеют приоритет.
С точки зрения логики поправка правильная. Однако это очередная проблема для водителей, которым придется заново осваивать новые позиции главного для них документа. Напомним, что ранее, до того как круг стал главным, на нем действовало правило помехи справа. То есть те, кто выезжал на круг, имели преимущество перед теми, кто двигался по кругу. Это создавало заторы. Перекресток должен быстро освобождаться. В 2017 году движение по кругу сделали главным. Народ начал путаться, и эти перекрестки стали буквально аварийными. Сейчас приоритет изменится, если есть знаки, обозначающие, чья дорога главная. Будем надеяться, что обойдется без жертв.
Общественный транспорт
Водителям придется привыкнуть останавливаться за общественным транспортом, на котором зажглось табло «Внимание пассажир». Это касается общественного транспорта, который высаживает пассажиров прямо на проезжую часть или на остановочные пункты, на ней организованные. Как правило, это трамваи. Только до сих пор водитель должен был просто пропустить пассажиров, выходящих или входящих в транспорт. А теперь он должен остановиться, когда такое табло на транспорте зажглось, и тронуться только тогда, когда оно погаснет.
Кстати, вводятся новые требования к скорости автобусов. Если они оборудованы ремнями безопасности (как правило, это междугородние автобусы), то за пределами населенных пунктов они могут двигаться со скоростью 90 км/ч. А если они ремнями не оборудованы (это, как правило, маршрутные автобусы), то их скорость вне населенных пунктов ограниченна 70 км/ч.
Новые знаки
Поправками в Правила вводятся новые знаки. Про запрет или разрешение движения СИМ мы уже говорили. Кроме этого появляется знак «Движение автобусов запрещено». Действительно, есть знаки, запрещающие движение грузовиков. Почему бы не быть знакам, которые запрещают движение автобусов?
Еще один новый знак — зарядка для электромобилей.
Кроме того, уточняется перечень транспорта, которым будет разрешено въезжать в зону с ограничением движения по экологическому классу автомобилей.
В действующей редакции исключений и вовсе не предусмотрено. Правда, и знаки эти пока не используются.
Минтранс предложил сделать исключения и разрешить въезжать в зоны с такими ограничениями автомобилям «Почты России», электромобилям, машинам со знаком «инвалид», а также транспорту тех, кто проживает в этой зоне.
Поправили и поехали
Постановление правительства не только меняет Правила. Оно разрешает менять документ по мере необходимости.
Напомним, начиная с 11 января прошлого года Правила дорожного движения попали в так называемый белый список нормативных актов, которые нельзя редактировать. Их можно только полностью переиздать. Новое постановление правительства убирает эту несуразицу. С 1 марта постановление правительства, которое утверждает Правила дорожного движения, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспорта, будет исключено из «белого списка» нормативных актов. По меньшей мере до 2029 года в каждый из документов можно будет вносить поправки, изменения в любой момент, не переиздавая всего постановления.
Напомним, что Правила в этот «белый список» включили по той причине, что слишком много изменений в них вносилось.
Борис Лоран, первый заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России, сопредседатель Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте:
— Полностью поддерживаю внесенные дополнения в ПДД. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности и полученные травмы участников таких ДТП увеличивается в геометрической прогрессии. Наличие четких правил и ответственности за их несоблюдение дисциплинирует участников дорожного движения в этом сегменте и значительно повысит безопасность пешеходов.
Против
Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
— Это выгодно компаниям проката электросамокатов и службам доставки, они лоббируют свои интересы. Я придерживаюсь другого мнения и считаю, что электросамокаты и другие СИМ можно использовать только на специально оборудованных территориях, например, в парках. Но в пешеходных зонах и на проезжей части их использовать нельзя. Это опасно и для электросамоката, и для автомобиля. К сожалению, мнение о том, что СИМ должны двигаться вместе с пешеходами по тротуару, победило. И теперь только печальные экспериментальные факты смогут переубедить людей, что это опасно.
Правда ли, что самокаты признали транспортным средством?
Многие СМИ опубликовали новость, что Верховный суд вынес решение о признании самокатов полноценными транспортными средствами. Эта новость была тем более удивительной, что сейчас продолжается подготовка законопроекта о придании самокатам статуса средств индивидуальной мобильности, управление которыми должно регулироваться отдельными положениями ПДД. Рассказываем, что же произошло на самом деле и какие изменения в правах и обязанностях ждут водителей автомобилей и самокатчиков.
Самокат или пешеход?
Как сообщает «Коммерсант», в мае 2021 года в подмосковных Химках произошло ДТП. Машина поворачивала налево, а по встречной полосе двигался человек на электросамокате, который в результате аварии погиб. Следственное управление МВД Химок возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК (нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека). Следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, назвав электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством», что делало его полноправным участником дорожного движения. И если самокат двигался по своей полосе, то встречные машины при повороте должны были его пропускать.
Адвокаты водителя автомобиля с этим выводом не согласились и после прохождения инстанций обратились в Верховный суд. Они старались добиться признания того, что все самокатчики являются пешеходами, которые не имеют права выезжать на проезжую часть. Однако Верховный суд отказал в удовлетворении иска.
В решении суда нет ничего удивительного и ничего нового. Если самокат имеет электромотор мощностью свыше 250 Вт, то он попадает под характеристику мопеда или мотороллера.
В соответствии с пунктом 1.1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» к мопедам относят двух- или трехколесные транспортные средства, способные разгоняться не более чем до 50 км/ч, имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 куб см. или электродвигатель с максимальной мощностью от 250 Вт до 4 кВт.
Самокат же погибшего в Химках гражданина имел мощность 5,4 кВт и мог разгоняться до максимальной скорости 85 км/ч. Тем самым по существующим российским законам этот самокат необходимо уже отнести к мотоциклам или к мотороллерам категории L3, потому как максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Низкая безопасность
В целом, мощные самокаты как вид транспорта становятся самым опасным из всех существующих в России. Небольшие колеса и слабые тормоза не позволяют тормозить столь же эффективно, как автомобили и мотоциклы, а значит, человек на электросамокате легко может врезаться в другие транспортные средства.
Водитель легко теряет равновесие от наезда на камень или просто из-за неудачного резкого торможения. В итоге, человек летит кубарем на проезжую часть и рискует попасть под колеса автомобилей.
Самокатчики на высокой скорости могут врезаться в выруливающий из дворов транспорт. Если самокатчик обгоняет пробку между рядов, а какой-то автомобиль поворачивает налево перпендикулярно потоку, то самокат не успевает затормозить и, как правило, бьется в крыло или в дверь машины. Человек перелетает через крышу и оказывается на асфальте.
Нужны ли права для управления самокатом?
Если самокат или скутер имеют мотор мощностью менее 250 Вт, то юридически он считается пешеходом и права для катания на нем не нужны. Эти устройства вскоре получат статус «средств индивидуальной мобильности».
Но если самокаты имеют мотор, мощность которого составляет свыше 0.25 кВт, то к ним предъявляются особые требования. Эти транспортные средства должны оборудоваться световыми приборами, водитель обязан иметь шлем, а его право передвигаться на таком виде транспорта должно быть подкреплено водительским удостоверением категории М.
Другими словами, чтобы кататься на мощных самокатах, теперь потребуются новые права и соответствующее оснащение. Причем не важно, ездит ли гражданин по тротуару или по дорогам общего пользования. Также на мощном электросамокате запрещается ездить вдвоем и перевозить детей, потому как это не предусмотрено его конструкцией.
Нарушителям грозят большие штрафы. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим прав, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Если же гражданин дает покататься на электросамокате с мотором мощностью свыше 0.25 кВт ребенку, то штраф выписывается еще больше. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, «передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей».
Тем самым, сейчас мощные электросамокаты попадают под фактический запрет в городах, потому как не каждый их покупатель готов сдавать на права категории М.