Правила эксплуатации автомобильнах шин АЭ 001-04 от 2004г.*
* следует отметить, что настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами (ГОСТ, ТУ, Правила ЕЭК ООН и др.).
Выписка «Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 от 2004г :
«п.3.п.п. 10. Маркировка шин. балансировочная метка, обозначающая самое лёгкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5-10мм над закраиной обода, с которой должен совмещаться вентиль.»
«п. 7. Правила монтажа и демонтажа шин. п.п. 51. При монтаже шины на обод необходимо обеспечить совмещение балансировочной метки на боковине шины с вентилем»
Возникает вопрос, какого же цвета должна быть эта метка? Как ни странно, но в документах, регламентирующих эти вопросы на территории РФ, нет ни одного слова про цвет, вероятно, по причине того, что ГОСТ, созданный 1984 году, до сегодняшнего дня не претерпел особых изменений.
Как же правильно выбрать цвет балансировочной метки и какую из меток следует совмещать ее с вентилем? Один из известных производителей шин дает следующее пояснение:
ВЫВОДЫ:
1. Цветные полоски на протекторе шины не несут никакой полезной информации для покупателя и шиномонтажника.
2. При проведении шиномонтажных работ желательно совмещать желтую метку на боковине шины с вентилем колесного диска.
Обозначения и маркировка автошин
1. TUBELESS – бескамерная шина, указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры. Герметичное прилегание бортов шины к полкам диска достигается за счет плотного натяга, а также благодаря особым конструктивным элементам колесного диска (хампам). Накачивают бескамерную шину через специальный обрезиненный вентиль, снабженный уплотняющей пяткой, который герметично вставляется в отверстие диска.
Если надпись TUBELESS на боковине отсутствует, или вместо нее написано TUBE TYPE, то шина может использоваться только с камерой.
2. OUTSIDE (или Side Facing Out) – внешняя сторона и INSIDE (или Side Facing Inwards) – внутренняя сторона. Эти надписи используются для ассиметричных шин, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск.
3. TREAD PLIES и SIDEWALL PLIES – сведения о деталях конструкции шины. Особенности конструкции отражены в виде надписей, содержащих информацию о количестве слоев и материале корда брекера (TREAD PLIES) и каркаса (SIDEWALL PLIES).
Например, надпись TREAD PLIES: 2 STEEL + 2 POLYESTER + 1 NYLON, SIDEWALL PLIES: 2 POLYESTER означает, что брекер шины состоит из 2-х слоев металлокорда, 2-х слоев полиэстера и 1 слоя нейлонового корда, а каркас состоит из 2-х слоев полиэстера.
4. MICHELIN – компания-производитель или название брэнда.
5. ENERGY – название модели шины. В нем кроме рисунка протектора также отражены различные конструктивно-технологические особенности, отличающие данную шину от других. Каждая фирма пользуется своей системой кодов, поэтому одинаковые буквы и цифры в названиях моделей у разных производителей могут означать совершенно разные шины.
6. MAX LOAD – максимально допустимая нагрузка на шину, которая указывается в килограммах и английских фунтах. Например, MAX LOAD 515 kg (1135 lbs). Значение максимальной нагрузки дается для пиковых нагрузок, т.к. шина не должна постоянно работать под предельной весовой нагрузкой. Нельзя рассчитывать предельную массу автомобиля просто путем умножения MAX LOAD на 4. Полученная таким методом масса окажется сильно завышенной. Кроме того, при движении автомобиля по неровной поверхности возможно неравномерное распределение нагрузки на колеса. Номинальная нагрузка на шину при ее эксплуатации должна быть на 20-30 % ниже, чем MAX LOAD.
MAX PRESSURE — максимально допустимое давление воздуха в шине. Указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм. Например, MAX PRESSURE 3.0 kps (44 psi).
7. 195/65 R15 – размер шины, включающий в себя несколько параметров, в том числе:
195 – ширина шины в миллиметрах, представляет собой расстояние между наружными сторонами боковин накачанной (!) шины. Иными словами – это ширина в самом широком месте, а не ширина протектора.
65 – высота профиля (серия шины), вычисляется в процентах от ее ширины. Этот параметр определяет высоту шины при указанной ширине шины. В нашем случае высота составляет 65 % от 195 мм, т.е. 126,75 мм. Высота профиля — очень важный параметр, потому что от него во многом зависят ездовые качества шин. Обратите внимание, что при увеличении ширины шины и при сохранении того же значении профиля, увеличивается и высота шины. Для некоторых типоразмеров высота профиля может не указываться, например 195 R15. Такие шины называются полнопрофильными, а отношение высоты к ширине у них составляет 80 % или 82 %.
15” – внутренний диаметр шины, указывается в дюймах (1 дюйм = 2,54 см). Он же является внешним монтажным диаметром диска, на который данную шину нужно устанавливать.
8. 91 – индекс (коэффициент) нагрузки — цифровой показатель предельной весовой нагрузки, на которую рассчитана шина при допустимых для нее величинах скорости и давления воздуха. Это условный показатель, выраженный в относительных единицах. Расшифровка нагрузочных индексов (в килограммах) приводится в специальных переводных таблицах. Зачастую нагрузка расшифрована на боковине самой шины надписью MAX LOAD. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях (это относится к шинам для легких грузовиков). В отдельных случаях на спортивных шинах класса ZR нагрузочные индексы вообще могут отсутствовать.
9. Т – индекс скорости, обозначается латинскими буквами и указывает на максимально допустимую скорость движения, при которой производитель гарантирует, что шина не разрушится и будет сохранять заложенные в нее эксплуатационные характеристики. В целях безопасности, для постоянной эксплуатации рекомендуется скоростной режим на 10-15 % ниже, чем предельно допустимый. Расшифровка скоростных индексов приводится в специальной таблице.
10. REINFORCED – усиленная шина. Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. Прочность (несущая способность) каркаса оценивается так называемой нормой слойности – PR (Ply Rating). Для легковых автомобилей обычно используют шины с нормой слойности 4PR. Легкогрузовые усиленные шины могут иметь норму слойности 6PR или 8PR и маркироваться надписью REINFORCED. Также, на них ставится буква ”C” (Cargo – грузовая) после обозначения посадочного диаметра, например: 195/70 R15 C.
11. TREADWEAR 260 – индекс износостойкости, указывается в относительных единицах. Определяется по отношению к «базовой шине», для которой его значение принято за 100 единиц (т.е. если его значение 260, то шина лучше «базовой»).
12. TRACTION A – индекс сцепления, имеет значения А, В или С. Шины с индексом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.
13. TEMPERATURE A – температурный индекс. Это показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Как и предыдущий, обозначается символами А, В или С, по мере снижения значения показателя.
14. M&S (или M+S) – «грязь + снег». Такая маркировка присутствует практически на всех зимних шинах, и шипуемых и нешипуемых. Индекс M+S указывает на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или обладает способностью движения по грязи, снегу и льду.
15. Условные обозначения на соответствие требованиям нормативных документов. DOT – требования, разработанные Департаментом Транспорта США (DOT — Departament Of Transportation). Е17 – соответствие Европейским стандартам. В этих кодах содержится информация специального назначения и не представляет интереса для потребителя.
16. RADIAL и буква R (в указании размера) означают радиальную конструкцию шины. Подавляющее количество всех современных шин – радиального типа. Многие автолюбители ошибочно думают, что R означает радиус шины.
17. MADE IN … — страна изготовления.
Дополнительные сведения, имеющиеся на шинах:
a) ROTATION – стрелка на боковине, указывающая направление вращения шины, которое нужно соблюдать при установке на диск. Используется только для шин с направленным рисунком протектора.
b) Дата изготовления шины (неделя и год выпуска) зашифрована в специальной кодировке, состоящей из нескольких символов с цифрами на конце. Она расположена в овале на одной из боковин.
До 2000 года дата изготовления указывалась 3-мя цифрами, причем первые две означали неделю изготовления, а третья – год. У шин, выпущенных в 90-е годы, после всех цифр еще стоит небольшой треугольник. Пример: 389 – это 38-я неделя 1999 года.
С 2000 года введено 4-х значное обозначение. Первая и вторая цифра – неделя изготовления, а третья и четвертая – год. Пример: 2706 – 27-я неделя 2006 года.
c) STUDLESS – обозначение нешипуемых зимних шин.
d) LT (Light Truck) – маркировка на шинах, предназначенных для легких грузовиков.
e) TWI (Tread Wear Indicator) – индикатор износа протектора шины, выглядит в виде небольших выступов, расположенных на дне основных канавок протектора между шашками и показывает предельно допустимую степень износа. Высота этих выступов 1,6 мм от дна канавки. По ним легко определить остаточную высоту протектора. После снашивания протектора до уровня индикаторов TWI, эксплуатация такой шины считается небезопасной, особенно при движении по мокрой дороге. На это любят обращать внимание страховые компании при определении причины аварии. С учетом этого, следует рекомендовать клиентам своевременную замену шин, причем лучше всего это делать еще до достижения индикатора TWI.
На боковинах шины у самого края протектора, равномерно в шести местах по окружности (с каждой стороны шины), наносятся специальные метки, которые указывают на месторасположение индикаторов износа. Эти метки представляют собой либо упомянутую выше аббревиатуру — TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Расшифровка маркировки и обозначений автомобильных шин: (индекс скорости, индекс нагрузки, цветные метки используемые для маркировки шины, дополнительная информация, указываемая в маркировках
Шины автомобиля имеют ряд различий, связанных с условиями эксплуатации конкретного типа автомобиля. Для выбора наиболее оптимальных параметров покрышек необходимо принимать во внимание ряд ключевых критериев: размерность, нагрузка, диапазон рабочих температур шин. Для многих владельцев машин расшифровка маркировки шин автомобилей является сложной задачей, поскольку большинство людей не знакомы с обозначениями, имеющимися на боковой стороне покрышки. Между тем, любому автовладельцу будет полезна эта информация, поскольку благодаря ей вы сможете купить резину, максимально удовлетворяющую ваши потребности. Например, при покупке летней или зимней резины.
Все эти характеристики указываются на боковой поверхности покрышек. Остаётся только разобраться во всех тонкостях, скрытых за комбинациями цифр и буквенных символов. О них и пойдёт речь в представленной статье. Прежде чем приступать к покупке нового комплекта резины, необходимо определиться с выбором требуемого типоразмера. Именно эта характеристика, как правило, учитывается в первую очередь, независимо от типа транспортного средства.
Существует большое количество элементов по маркировке шин. Для начала перечислим основные:
Расшифровка обозначений на покрышках
производитель;
торговая марка и название модели;
размер покрышки;
индекс максимальной нагрузки;
индекс скорости;
дата производства;
назначение;
уровень защиты;
сезонность и условия эксплуатации;
другая информация.
Далее детально разберемся, что означает и какие возможные значения могут иметь обозначенные “шифровки”.
Производитель. Обычно название производителя написано большими буквами так, чтобы его было хорошо видно. Делается это, в основном, в рекламных целях. Кроме этого, многие производители имеют логотип, выполненный в оригинальном стиле, который они стараются передать всем своим изделиям. В мире существует огромное количество производителей автомобильных покрышек, поэтому останавливаться на них не имеет смысла.
Торговая марка или линейка. Многие производители имеют в своей собственности несколько торговых марок, под которыми выпускаются покрышки для машин. И практически все делают резину в нескольких линейках и моделях. В рамках одной линейки можно купить покрышку с разными размерами и характеристиками. Это значительно облегчает выбор и расширяет его возможности.
Торговая марка шины, как правило, никак не кодируется. Название производителя наносится на поверхность ската в своём оригинальном виде. Оно может быть дополнено соответствующим логотипом производителя.
Размер покрышки. Маркировка с указанием размерности шины делится на две части, разделенные знаком дроби.
Первое значение представляет собой ширину профиля шины в мм.
Вторая цифра показывает процентное соотношение высоты профиля ската к его ширине.
Пожалуй, это самая важная маркировка автомобильных шин. Рассмотрим ее на конкретном примере — 265/65R17. В данном случае 265 мм — это ширина профиля покрышки. Оно вычисляется как расстояние между наружными границами боковых поверхностей накачанной шины (без учета защитных поясов, различных маркировок и прочих дополнительных средств, которые могут иметь место). Число 65 — отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. В данном случае 265 × 0,65 = 172,25 мм. Буква «R» означает английское слово «Radial», что в переводе означает радиальный тип покрышки (на сегодняшний день радиальный тип резины является самым используемым, он повсеместно вытеснил более старый диагональный тип).
Многие автолюбители путают последние цифры в обозначении типоразмера. Ошибочно полагают, что «R» – это радиус, но это не так. Существуют радиальные шины и диагональные, в зависимости от конструкции ее корта. В первом случае проволока каркаса направлена от одного края покрышки к другом, перпендикулярно направлению движения колеса относительно дороги. В диагональных, нити каркаса направлены под углом в 30 градусов относительно краёв, переплетаясь между собой.
Последнее число (в данном случае 17) говорит о посадочном диаметре (диаметре по маркировке диска), выраженном в дюймах. Если после диаметра добавлена буква C (сокращенно от commercial), то это означает, что покрышка обладает усиленной нормой слойности, поэтому ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах. В последнем случае индекс грузоподъемности таких покрышек пишется двумя числами. Первое означает допустимую нагрузку на одиночную покрышку, второе — на сдвоенную.
Например, покрышка 185/75 R16C 104/102S имеет повышенную прочность и имеет индекс нагрузки 104 (900 кг) при одиночной установке, и 102 (850 кг) при сдвоенной. При этом максимально допустимая скорость составляет 180 км/ч (определяется индексом скорости S, индексов нагрузки и скорости мы коснемся далее).
На некоторых покрышках процентное соотношение между шириной и высотой профиля не указывается. В этом случае необходимо знать, что оно находится в пределах 0,8…0,82. Однако во всех случаях, когда это значение ниже 0,8 оно обязательно указывается на покрышке с шагом 0,05.
Предпочтение в выборе той или иной размерности шины должны быть максимально оправдано с практической точки зрения. Наиболее приемлемый вариант в данном случае – типоразмер, регламентированный заводом-изготовителем.
Нарушение предельного значения допуска может привести к серьезным нарушениям в работе узлов подвески и рулевого управления. Минимальное отклонение от предельно допустимых величин, существенно увеличит нагрузку на ключевые несущие элементы подвески, что создаст условия для их преждевременного выхода из строя.
Индекс максимально допустимой нагрузки на шину «Load Index». В данном случае речь идет о том, какую максимально допустимую массу способна выдержать покрышка. Коэффициент нагрузки размещается перед индексом скорости. Он представлен в зашифрованном числовом обозначении. Для расшифровки данного параметра прибегают к использованию сводной таблицы индексов нагрузки, единой для всех видов покрышек. Приблизительное значение можно вычислить, если полную массу автомобиля разделить на четыре. Индекс нагрузки шины обычно пишут сразу же после размера.
При изучении приведенной информации обязательно нужно помнить, что в данном случае она говорит лишь о предельной нагрузке для покрышки как таковой, то есть, без привязки к конкретному автомобилю и условиям эксплуатации. Кроме этого, не забывайте, что покрышка не должна работать в критических условиях, то есть. при максимальной нагрузке. Если у вас легковой автомобиль, то нельзя допускать увеличения нагрузки до 80% от приведенных значений. А если вы являетесь обладателем внедорожника — то до 70%. Чрезмерная нагрузка не только приближает срок выхода покрышки из строя, но и является чрезвычайно опасной в силу возможного взрыва. А если он произойдет на большой скорости, это может быть смертельно опасным!
При выборе покрышки обращайте внимание на индексы максимальных нагрузок и скорости. Всегда берите значение с запасом, однако не переборщите с этим. Ведь чем на большую нагрузку рассчитана шина, тем она будет массивней и тяжелей. А это напрямую скажется на динамике машины и расходе топлива. Лучше придерживаться «золотой середины».
Грузоподъемность.
Немаловажный показатель ската – его грузоподъемность. Эта характеристика позволяет судить о предельном значении нагрузки на покрышку, при котором она не теряет своих эксплуатационных качеств.
Данный критерий учитывается производителем при изготовлении шин всевозможных разновидностей.
Чтобы грамотно подобрать резины с учетом данного параметра, необходимо принять во внимание ряд факторов:
вес автомобиля;
назначение ТС;
условия эксплуатации.
Маркировка, указывающая на грузоподъемность шины, в большинстве случаев соотносится с её индексом нагрузки. Как только владелец определился с выбором требуемого значения грузоподъемность, ему достаточно выбрать соответствующую маркировку по сводной таблице индексов нагрузки.
E1 — E48 (обычно пишется в кружочке). Означает, в какой стране покрышка прошла соответствие требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe) и номер стандарта.
Таблица соответствия кодов и стран стандартизации
Код Страна стандартизации
E1 Германия
E2 Франция
E3 Италия
E4 Нидерланды
E5 Швеция
E6 Бельгия
E7 Венгрия
E8 Чехия
E9 Испания
E10 Югославия
E11 Великобритания
E12 Австрия
E13 Люксембург
E14 Швейцария
E15 Не используется
E16 Норвегия
E17 Финляндия
E18 Дания
E19 Румыния
E20 Польша
E21 Португалия
E22 Россия
E23 Греция
E24 Ирландия
E25 Хорватия
E26 Словения
E27 Словакия
E28 Беларусь
E29 Эстония
E31 Босния/Герцеговина
E34 Болгария
E36 Литва
E37 Турция
E39 Азербайджан
E40 Македония
E43 Япония
E45 Австралия
E46 Украина
E47 Южная Африка
E48 Новая Зеландия
Максимально допустимая нагрузка («Max Load», измеряется в килограммах или фунтах). Значение, аналогично вышеприведенному. Отличие заключается в том, что характеристика подается в абсолютных величинах. При этом обращайте внимание, где произведена шина, чтобы не перепутать значения килограммов или фунтов (для справки 1 фунт = 0,4536 кг).
Индекс скорости. Коэффициент скорости шины можно обнаружить на внешней стороне ската, эта информация зашифрована в виде комбинации латинских букв. Каждая из них «привязана» к определенному скоростному интервалу, в пределах которого допускается безопасная эксплуатация данной покрышки. Для того чтобы подобрать необходимое значение индекса скорости, следует воспользоваться специальной сводной таблицей. Обозначенная скорость допускается при максимальной нагрузке на покрышку. Этот индекс обычно указывается после индекса нагрузки.
Обозначение VR или ZR — показатели скорости вплетены в размер шины. Маркировка VR и ZR указывает, что данная шина может использоваться с полной допустимой нагрузкой до указанных скоростей: VR — до 210 км / ч, ZR — до 240 км / ч. Например: 225/45 ZR17 91 Вт означает, что шина может использоваться с полной нагрузкой до 240 км / ч, а максимальная скорость для этой шины составляет 270 км / ч.
Не следует пренебрегать этим параметром. Вопреки сложившемуся мнению, скоростные характеристики шины должны учитываться при выборе шин, для любого транспортного средства.
Максимально допустимое давление («Max Pressure»). Это одна из самых важных информаций, имеющихся на маркировке легковых шин. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм, внесистемная единица измерения давления, принятая в США). Зачастую на покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа.
Что обозначают другие буквы, цифры и пиктограммы на шине
На боковинах можно найти расширенную информацию о характеристиках и назначении шины.
Маркировка шин «M+S» (иногда «M&S» (Mud + Snow)). Это обозначение используют, в основном, европейские производители покрышек. Буква M означает английское слово Mud, что переводится как “грязь”. А буква S — Snow, снег. Эти обозначения говорят автовладельцу о том, что покрышку можно использовать в соответствующих условиях. Чтобы точно определиться, нужно смотреть дополнительные пиктограммы. На многих летних покрышках для внедорожников указывается «M&S». Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок «M&S» указывает на хорошие показатели проходимости автошины. Дело в том, что в европейских странах зимы менее суровые, чем в России, поэтому там больше грязи, чем снега и льда. А покрышки, которые традиционно в нашей стране называют “зимними”, европейцы скорее называют арктическими.
Маркировка на шинах по сезону и покрытию. Вы также можете встретить следующие варианты обозначения сезонности:
«AS» (All Seasons, Any Season). Резина пригодна для использования в любое время года.
«AGT» (All Grip Traction). Всесезонная покрышка.
«R+W» (Road + Winter). В переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
«Frost». Так обозначают зимнюю резину.
«AW» (Any Weather). Подходит для использования в любую погоду.
«A/T» (All Terrain). Резина подходит для использования на любой местности.
«M/T» (Mud Terrain). Покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
Стоит добавить, что некоторые производители погодные свойства своих покрышек иллюстрируют не с помощью надписей, а посредством нанесения соответствующих рисунков. Например, если вы встретите нарисованные вместе снежинку, дождь и солнце — это означает, что покрышка всепогодная. Для обозначения зимней резины используют изображение снежинки или пиков гор (иногда оба рисунка объединяют). Кроме этого, на некоторых моделях зимних покрышек вместо стандартных индикаторов износа (имеющих размер 1,6 мм) используют зимние (их толщина составляет 4 мм). Обычно зимнюю покрышку можно отличить на ощупь. Ее поверхность более мягкая.
Символ 3PMSF (символ снежинки на фоне трех горных пиков) на шинах — это официальная маркировка зимних шин. Именно этот значок подтверждает, что характеристики шины соответствуют регламенту зимних тестов и она имеет достаточные сцепные свойства для движения по снегу и при низких температурах.
Он является единственным элементом, подтверждающим фактические свойства зимние шины. Модели шин, имеющие этот знак приспособлены к соответствующим зимним погодным условиям и не утрачивает своих параметров при отрицательных температурах. Знак 3PMSF стандартизирован и контролируется органами Европейского Союза. Является гарантом того, что производители шин выполнили строгие условия испытания и шины подходят к эксплуатации в суровых погодных условиях зимой.
Символ 3PMSF находится не только на зимних шинах, но также на некоторых моделях всесезонной резины, которая удовлетворяет определенным требованиям сцепления автомобиля на снегу.
Зимние шины не всегда имеют на боковой стороне маркировку «M+S» (Mud + Snow, Грязь + Снег) и маркировка 3PMSF. Иногда бывает, что на шине отсутствует обозначение «M+S», но символ 3PMSF присутствует – это тоже означает что шина предназначена для зимнего сезона.
Дождевая резина. Далее рассмотрим, как расшифровать маркировку шин, предназначенных для использования в условиях большого количества воды. Такие покрышки обозначаются следующими словами — Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua. В некоторых случаях вместо слов на боковой поверхности покрышки нарисован зонтик.
Функция покрышки. Теперь рассмотрим, где может использоваться покрышка. Об этом вам расскажут буквы, находящиеся перед типоразмером:
«P» (Passenger). Может использоваться в легковом автомобиле.
«LT» (Light Truck). Для легких грузовиков или фургонов.
«ST» (Special Trailer). Для прицепов.
«LRO» (Low Platform Trailer). Для использования на прицепах с низкой платформой.
«T» (Temporary). Для временного использования (в качестве запасного колеса).
Дата производства шины. Маркировка шин автомобиля позволяет узнать информацию о месяце и годе производства покрышки. В частности, эта информация зашифрована в четырех небольших цифрах, заключенных в овал, на боковой поверхности изделия. Первые две цифры в данном случае означают порядковый номер недели в году, а вторые — непосредственно год. Например, маркировка 0907 говорит нам о том, что покрышка была выпущена в 2007 году, на 9-й неделе года, то есть, приблизительно в начале марта.
Следует отметить, что такое обозначение было введено после 2001 года. До этого маркировка выглядела несколько иначе. Вместо 4 цифр, на покрышке выбивались лишь три цифровых символа.
Со временем резина «стареет», ее характеристики изменяются не в лучшую сторону. Нужно помнить, что средний срок эксплуатации автомобильного ската примерно равен 5 лет. После этого срока характеристики будут сильно отличаться в худшую сторону от заявленных заводом-изготовителем.
Индексы. Зачастую на американских покрышках после размера пишут три индекса:
Индекс износостойкости.
«Treadwear» — индекс износостойкости (ожидаемый километраж пробега). Указывает на степень сопротивления износу и может колебаться от 100 до 500 единиц и более. Чем выше показатель, тем медленнее будут стираться шины, но во многом это зависит от стиля езды, качества дорожного покрытия и погодных условий. Относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США. Измеряется в числах более 100, поскольку именно это число является базовым значением (число 100 соответствует 48 тысячам километров пробега). Соответственно, чем он больше, тем лучше.
Индекс сцепления.
В соответствии с установленным регламентом Европейской маркировки шин, вступившим в действие в 2012, покрышки для всех видов ТС снабжают стандартизированной маркировкой с указанием индекса сцепления.
Такой технический показатель значительно снижает риск аварийности вне зависимости от условий эксплуатации ТС. Благодаря многочисленным испытаниям, в условиях максимально приближенных к реальной дорожной обстановке, удалось выбрать наиболее эффективные методы изготовления шин, предназначенных для конкретного типа эксплуатации.
Индекс сцепления неразрывно связан с тормозным путем автомобиля с учетом изменяющихся внешних факторов. Расчетные характеристики, в соответствии с которыми, покрышке присваивается тот или иной класс сцепления, выводятся по результатам испытаний шин на мокром дорожном покрытии.
Соответственно, чем выше класс, тем меньше тормозной пути автомобиля, и наоборот. Для наглядного ознакомления с индексом сцепления конкретной шины, на её рабочую поверхность наносится специальный цветной стикер с указанием соответствующего класса.
Кроме того, некоторые шины снабжены маркировкой «Traction», после которой наносится литера, указывающая на принадлежность к заявленному классу сцепления.
«Traction». Тоже имеет три класса «A, B, C» – эффективность торможения на влажном покрытии. Как и с термостойкостью, в этой маркировке класс А имеет лучшие показатели при тестах.
Индекс температуры.
Помимо вышеперечисленных параметров, выделяют и так называемый индекс температуры. Данная маркировка применяется по большей части на покрышках, рассчитанных на высокие скоростные нагрузки. Такая эксплуатация требует от шин расчёта степени температурной стойкости в режимах, сопряженных с повышенными динамическими нагрузками.
Данный параметр отображается на покрышке в виде символов латинского алфавита, следом за словом «Temperature». Маркировка располагается чаще всего ближе к основанию покрышки рядом с индексом сцепления с дорогой.
«Temperature A» – класс температурной стойкости резины шины на больших скоростях. Существует три класса: «A, B, C» – по ухудшению термостойкости, класс А – наилучший показатель на испытательном стенде.
Сведения о конструкции. Иногда при маркировке всесезонных и других шин производитель пишет информацию, из каких слоев сделано покрытие. Например, надпись TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означает, что покрытие состоит из двух слоев полиэстера, двух слоев металлического корда и одного слоя нейлонового корда.
Индикатор износа TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках) расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На место его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск. Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену.
«TWI» или пиктограмма «треугольник» – означает местоположение индикаторов износа на протекторе шины.
На летних моделях они дополнены индикаторами с метками крестика и капли. Они сигнализируют, что резина еще не достигла минимальной высоты протектора, но ее уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в дождь.
А еще есть индикаторы VAI на протекторе. Они нанесены симметрично в левой и правой плечевых зонах. При правильной установке колеса они меняются по мере износа резины абсолютно одинаково. Расхождения — повод заехать на стенд сход-развала. Пока технология применяется только на грузовых шинах.
Шипы. На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:
«AD». Алюминиевые шипы.
«SD». Шипы с твердосплавным сердечником.
«DD». Шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
«OD». Шипы с овальным сердечником.
«MD». Пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Цветные метки. В некоторых случаях производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий. Так, для этого применяются белый, красный и желтый цвета, в частности, соответствующие кружочки или треугольники.
Желтая маркировка
Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.
Красная маркировка
Красная маркировка на шине (круглая или треугольная метка) — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.
Эту красную метку при монтаже необходимо совместить с отметкой L, которая находится на диске или совмещают её с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.
Белая точка или треугольник означает самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск — это место должно быть диаметрально противоположным отметке L.
Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.
Цветные полоски.
Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее "опознавать" шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.
Информация о защите от проколов. Производителями покрышек используются разные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. В частности, разные производители обозначают их по-разному. Ниже приводим таблицу соответствия.
«RunFlat», «RSC (RunFlat System Component)» – шины с технологией РанФлэт. Это значит, что конструкция рассчитана на езду при полностью спущенной покрышке со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Это пригодится, если в дороге получили прокол, чтобы доехать до шиномонтажа. Если такой маркировки на боковой стороне нет, значит, она не рассчитана на такие нагрузки. При эксплуатации ее с минимальным давлением в шине на дальние расстояния может повредиться корт, ее придется выбросить. В таком случае только демонтаж с колеса и установка «докатки» или запаски.
Производитель покрышек Маркировка
Bridgestone RFT (Run-Flat Tyre)
Continental SSR (Self Supporting Run-Flat)
Goodyear EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat
Kumho RF
Michelin ZP (Zero Pressure)
Pirelli EUFORI@ или RF
Nokian Run Flat или RF
Yokohama RF
Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных защит. В частности:
«SST» — (Self Supporting Technology = RunOnFlat) шина, которая позволяет продолжать движение даже после поломки, когда давление внутри равно нулю.
«EMT» — шины (Extended Mobility Tire), которые дают вам возможность ездить даже после снижения давления до нуля.
«ROF» — символ «Run On Flat», используемый Goodyear и Dunlop для маркировки шин, которые позволяют продолжить движение после повреждения шин при отсутствии давления воздуха внутри.
«DSST» — шина Dunlop RunFlat.
«PAX» шина Michelin с нулевым давлением, со стабильным внутренним кольцом.
«MFS» (Maximum Flange Shield) — защита обода; некоторые зимние шины имеют защитный край обода, так называемый протектор колеса. Обод предназначен для защиты края обода от механических повреждений, которые могут возникнуть, например, при приближении к бордюру или зацеплении предмета. Существуют разные названия рантингов, в зависимости от производителя шины.
Наиболее распространенными являются:
«FP» (Fringe Protector)
«RFP» (Rim Fringe Protector)
«FR» (Flange Protector)
«RPB» (Rim Protection Bar)
«FB» (Flat Base). Покрышка не имеет конструктивного элемента, который бы защищал обод диска от повреждений об бордюры.
Цветовая маркировка шин автомобилей. Если производитель наносит на боковую часть покрышки какие-то цветовые рекламные или прочие обозначения, то в закодированном виде это выглядит следующим образом:
«OWL» (Outline White Letters). Контурные белые буквы на боковине покрышки.
«BSW» (Black Side Wall). Черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
«VSB» (Vertical Serrated Band). Вертикальная зазубренная полоса.
«ORBL» (Outlined Raised Black Letters). Черные выделенные поднятые буквы на боковине.
«RRBL» (Recessed Raised Black Letters). Утопленные рельефные черные буквы.
«RBL» (утопленные черные буквы) вогнутые буквы черного цвета.
«WSW» Белая боковина.
«BLK» Черная боковина.
«RWL» (Raised White Lettering) выпуклые буквы белого цвета.
Дополнительная информация. При маркировке зимних и летних шин производители иногда пишут дополнительную информацию о качествах и характеристиках их изделий. Так, иногда вы можете встретить следующие обозначения:
«TUBELESS» или ТL Эта надпись означает, что перед вами бескамерная покрышка. Они сохраняют воздух внутри за счет плотного прилегания края резины к ободу и специального эластичного слоя.
«TUBE TYPE» или ТТ (на немецких покрышках пишут Mit Schlauch). Они состоят из двух частей: покрышки и внутренней камеры из тонкой резины, которая держит воздух.
«XL» (Extra Load). — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.
«Reinforced» или RF (усиленная) – описывает армированную шину с повышенной несущей способностью. Число нитей корта больше на 6 слоев, в сравнении с классическим образцом. Вместо этой надписи могут быть аббревиатуры «RF» в обозначении типоразмера покрышки. Например: 175/70 R13RF или 175/70 R13C. Последняя маркировка с буквой «С» обозначает, что количество слоев корта увеличено на 8, еще более крепкая.
Он имеет такое же значение, как и в случае шин с символом XL. Другими обозначениями усиленных шин являются, например, EXL, RFD, REF, REINF.
«PR». Так обозначается норма слойности. Для покрышек легковых автомобилей его значение, как правило, 4PR (чаще всего) или 6PR. Если покрышка имеет норму слойности 6PR или 8PR, то ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах (commercial, имеет 8 слоев).
Страна-производитель. Кроме непосредственно названия компании-изготовителя на некоторых покрышках пишут и страну изготовления.
«Outside» или «Inside» – наружная или внутренняя сторона соответственно. Эта информация пригодится при монтаже на диск. Значит рисунок протектора не симметричный, он должен быть направлен в определенную сторону по расчетам производителя. Если шина является ассиметричной, то с ее наружной стороны будет написано слово «OUTSIDE» (иногда Side Facing Out), а на внутренней — «INSIDE» (иногда Side Facing Inwards).
«Left» или «Right». В первом случае покрышка может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
«Frontwheel» «Rear wheel» Монтаж исключительно на переднюю ось обозначается буквой «F» или словосочетанием «Frontwheel», на заднюю – надписью «Rear wheel».
«Steel». Внутри конструкции шины имеется металлический корд. Если этой надписи нет, значит используется корд из текстиля. Обозначение All Steel соответствует тому, что металлический корд используется и в каркасе, и в брекере.
«Rotation» с нарисованной стрелкой – направление движения колеса. Даже если рисунок шины симметричный, но на боковине есть указатель движения, то ее нужно монтировать именно в том направлении, в каком указана стрелка. Это обязательное условие, в противном случае покрышка не будет справляться со своими задачами и срок ее эксплуатации сильно сократиться.
DOT — (Департамент транспорта) обозначение свойств шин соответствует всем стандартам безопасности Министерства транспорта США. Знак примыкает к 12-значному идентификационному коду или серийному номеру шины. В конце номера DOT указана дата производства шины. Дата выпуска шин — указывается в конце номера DOT. На рисунке показана шина Matador, выпущенная на 42-й неделе 2008 года. Информация о возрасте шин также на стороне. Ищите идентификационный номер шины, начинающийся с букв DOT. Это строка длиной от 7 до 12 символов, информирующая обо всей партии шин, произведенных на данном заводе. Последние четыре цифры этого кода (чаще всего они размещены на границе) содержат информацию о дате выпуска шин. Например, 4208 — первые две цифры — неделя производства, вторые две — сокращение года, то есть шина была выпущена на 42-й неделе 2008 года.
DOT X0 (Department of Transportation, Министерство транспорта США, X0 — код производителя покрышки). Это американский стандарт качества, применяемый в данном случае к покрышкам. То есть, резина соответствует ему.
Маркировка, указывающая на подлинность производителя, выражается в наличие акронима DOT. Кроме этого, сразу после представленного обозначения должен находиться шифр страны-изготовителя.
Дело в том, что большинство производителей шин имеют множество филиалов, расположенных в различных частях света. Каждой стране конкретного производителя присваивается уникальный двухзначный шифр. Информация об том шифре не имеет широкого распространения. Тем не менее на некоторых ресурсах можно встретить ряд статей, посвященных расшифровке данных кодов.
«Plies: tread» Состав слоя протектора.
«Sidewall» Состав слоя боковины.
«DA» или «Secunda» (в виде штампа). Такие печати ставят на покрышки, получившиеся в процессе производства незначительные дефекты, которые, однако, не препятствуют их нормальной эксплуатации.
Маркировка «зеленых шин»
«Green X», «Reduces CO2» Так обозначается резина, обладающая низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые “зеленые шины”).
«PSP-Beta» шина имеет конструкцию, которая характеризуется перекрытиями для снижения уровня шума.
«BasePen» — шина имеет электростатическое заземление (в канавке, проходящей через центр протектора, находится смесь кремнезема, которая рассеивает электрические заряды).
«ND» (Non Directional). Покрышка с ненаправленным рисунком протектора.
«NHS» (Non Highway Service). Резина для малых скоростей.
«SAG»(Super All Grip). Покрышки повышенной проходимости.
«SUV» (Sport Utility VehiCles). Резина предназначена для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
«REGROOVABLE» Возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
«RETREAD» Покрышка была в употреблении и восстановлена.
«Studless» Не подлежит ошиповке.
«Studdable» Подлежит ошиповке.
«Studded» Ошипованная покрышка.
«JLB» — (Jointless Band) бесконечная лента из нейлона.
«LI» — (индекс нагрузки) индикатор, определяющий максимальную грузоподъемность шины.
SI — (Индекс скорости) обозначение, обозначающее верхний предел допустимой скорости использования
ULW — шина имеет конструкцию, в которой использовались арамидные шнуры.
ZP — Zero Pressure, шина Michelin для спуска.
ГОСТ или ТУ. Обычно на отечественных покрышках производители пишут номер ГОСТа или технических условий, в соответствии с которыми было изготовлено изделие.
Ну вот пока вроде все. Может кому нибудь пригодится. Перелопатил несколько статей пока нашёл то, что мне надо.
В комментах можете добавлять, чем можете поделиться с сообществом.
Как маркировка помогает в выборе шин
Если посмотреть на боковину шины, то можно увидеть множество букв, цифр, символов. И если название фирмы и модели понятны для любого водителя, то что означает остальная маркировка? Зачем она? Неужели при выборе все эти обозначения на боковине нужны?
Правильный выбор шин влияет на безопасность передвижения, срок службы различных узлов и автомобиля в целом, экономию топлива. А также определяет показатели комфорта, управляемости. Поэтому не ленимся, а разбираемся со всеми показателями.
Сезон
Первое, что необходимо определить — это сезонность. Маркировка на зимних моделях — «снежинка», или winter, на летних — символ «солнце», или summer.
Также на рынке представлены всесезонные модели, которые маркируют M+S. Такие шины можно использовать в переходный период, когда днём всё тает, а ночью слегка подмораживает. Либо устанавливать на автомобиль, который эксплуатируют в регионах с мягкими зимами.
Используют и другие обозначения:
Frost, или R+W, — для холодной погоды;
Any Weather (AW) — любая погода;
Rain, Aqua, Water, символ зонтика — модели для дождя;
M/T — покрышки рассчитаны на движение по грязи.
Важно! Если зимние модели обязательно маркируют, то на летних может не быть никаких обозначений .
Размер
Чтобы понимать, какая цифра, что обозначает, расшифруем маркировку. В качестве примера возьмём обозначение 175/70 R13. С первого взгляда кажется, что это набор цифр, расшифровать которые трудно без специальных справочников. Но всё проще:
Первый показатель (175) — это ширина профиля шины. Обозначается в миллиметрах.
Второй показатель (70) — высота профиля. Также измеряется в миллиметрах. Некоторые производители, могут не использовать данное обозначение, если высота — стандартная величина, т. е. соответствует 80–82% от ширины модели.
Третий параметр (R, D, B) определяет конструкцию шины. В основном все модели выпускают с радиальным кордом (R), так как у диагонального (D) ниже эксплуатационные показатели. Также можно встретить диагонально опоясанный корд (B).
Последняя цифра (13) — отвечает за диаметр диска. Измеряется в дюймах.
Но в обозначении размера встречаются и другие буквы, которые не всегда понятны:
LT — для внедорожников и небольших грузовиков;
P — модель для легковых авто;
C — для коммерческих грузовиков и фургонов;
ST — модель для трейлеров и прицепов;
T — колесо-докатка (временное);
XL — усиленная модель, которая выдерживает повышенную грузоподъёмность;
RF — использование дополнительных слоёв корда для усиления;
ZR — высокоскоростная модель (рекомендована для скорости более 240 км/ч).
Надеемся, что прояснили ситуацию с основными обозначениями.
Нагрузка
Рядом с размером указывают ещё один показатель (цифра и буква). Цифра обозначает индекс нагрузки на одно колесо, а буква — максимально допустимую скорость, при которой сохраняются все заявленные производителем эксплуатационные характеристики. Но в обозначении зашифрованы показатели. Чтобы определить значения, нужно обратиться к специальным таблицам.
Этот параметр обычно даётся с запасом для легковых автомобилей, поэтому автолюбители редко обращают внимание на него. А вот владельцам грузового или коммерческого транспорта следует учитывать такой параметр.
Использование шин с более высокой нагрузкой или повышенным скоростным показателем, чем предлагает производитель транспортного средства, не всегда оправдано. Ведь чем более скоростная модель, тем она жёстче. А значит, теряется комфорт, плавность хода. Но зато увеличивается срок службы, если часто приходится рассекать по бездорожью.
Дата изготовления
Как у любого товара, у шины существует свой срок годности. Даже если шина просто лежала на складе, то через 5 лет она не будет соответствовать свойствам, которые заявил производитель. Ведь резина теряет эластичность, рассыхается. Это внутренние процессы, внешне изменений может и не быть. Поэтому смотрим на 4 цифры, которые указаны в овальной рамке. Первые две — это неделя, а вторые — год изготовления. При этом чем свежее модель, тем лучше.
Три немаловажных параметра
По обозначениям на колёсах можно узнать класс сцепления, износостойкость и индекс температуры. Что позволит оценить качество производства.
Treadwear (TWI) — индекс износостойкости. Указанное на шине значение нужно умножить на 480 км. Получим значение, при каком пробеге на полигоне был зафиксирован износ модели. Такое измерение примерное, так как отличается у каждого производителя, зависит от дорожного покрытия, манеры вождения.
Traction — параметр сцепления протектора с мокрым дорожным покрытием. Обозначают индексами AA, A, B, C (перечисление на понижение). В основном все модели соответствуют маркировке AA, A.
Temperature — способность противостоять перегреву при высоких скоростях. Маркировка на моделях колёс соответствует: A — выдерживает нагрузку на скорости более 184 км/ч, B — в пределах 1160–184 км/ч, C — менее 160 км/ч.
Другие обозначения
Также символы на шинах включают:
монтажные метки — обозначения сторон, направления вращения;
способ герметизации — камерная (TT) или бескамерная (TI);
технические обозначения производителя, которые не несут никакой информации для потребителя;
знаки омологации — у каждого производителя свои символы (для Audi — АО, BMW — звезда);
метки, которые определяют степень износа;
обозначение технологии Run Flat — у каждого производителя свои обозначения;
код DOT — данные производителя о заводе-изготовителе, партии производства.
Если выбираете шины, расшифровка символов поможет подобрать модели с учётом особенностей каждого автомобиля. А если сложно разобраться во всех этих обозначениях, то в сети «Колёса Даром» всегда готовы помочь подобрать летние и зимние модели с учётом особенностей региона эксплуатации из широкого ассортимента представленных линеек от различных производителей (именитых и не очень).
Маркировка шин
98 — код грузоподъемности шины (в данном случае колесо может нести до 750 кг).
Н — индекс скорости (чем дальше буква в латинском алфавите, тем более высокоскоростная шина).
Расшифровка индексов скорости
(обозначенная скорость допускается при максимальной нагрузке на покрышку):
- L — 120 км/час;
- M — 130 км/час;
- N — 140 км/час;
- P — 150 км/час;
- Q — 160 км/час;
- R — 170 км/час;
- S — 180 км/час;
- T — 190 км/час;
- U — 200 км/час;
- H — 210 км/час;
- V — 240 км/час;
- W — 270 км/час;
- Y — 300 км/час;
- Z — свыше 300 км/час.
Дополнительные маркировки по европейской схеме.
Для летних шин специальной маркировки не требуется. Для всесезонных применяются пиктограммы с изображением солнца, снега и дождя, могут указываться такие знаки, как AW(All Weather), A.G.T. (All Grip Traction) или AS (All Season). В некоторых случаях дополнительно указывается знак Rain, то есть принадлежность резины к дождевому классу.
Зимние шины маркируются пиктограммой в виде снежинки или горного пиканадписями Winter или M+S (Mud + Snow). R+W (Road + Winter) подходят для использования в холодное время года, но чисто зимними не являются.
Наличие дополнительных знаков в виде зонтика, слов Aqua, Aquatred, Water, Aquacontact, Rain показывает, что покрышка устойчива к гидропланированию. M/T (Mud Terrain). — шинаможет использоваться на грязном ландшафте.
Типы конструкций и обозначения
В зависимости от способа изготовления и конструкции различаются радиальную авторезину R и диагональную D. Обозначение ставится перед диаметром, разница заключается в расположении нитей корда шины. В первом случае они идут параллельно друг другу, во втором – под углом 45-60 градусов по отношению друг к другу. Также выпускается третья разновидность – диагонально опоясывающая В.
Второй тип маркировки для определения конструкции колеса является следующий:
- усиленная Extra load (XL), которая также иногда обозначается REINFORCED;
- Run Flat (RFT), максимально защищенная от проколов или порезов, может проехать до 80 км при повреждении без потери скорости или заноса. Бывают и оригинальные обозначения, в частности Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.
Отдельно выделяются вездеходные покрышки, маркируемые All-Terrain. Нельзя путать этот знак с надписью Reinforced (RF), который используется для легковых шин с усилением, это разные типы продукции, предназначенные для различных условий. Наличие обозначений 6PRи 8PR показывает, что это легкогрузовая резина, знак С (commercial) наносится на шины для коммерческого использования.
Иногда при маркировке всесезонных и других шин производитель пишет информацию, из каких слоев сделано покрытие. Например, надпись TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означает, что покрытие состоит из двух слоев полиэстера, двух слоев металлического корда и одного слоя нейлонового корда.
Дата изготовления
Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год. Например, 3120 обозначает «варку» 31-й недели 2020 года.
Омологированные автошины
- О, МО1 – для авто Mercedes, первый тип можно использовать для машин других марок;
- N0- N3 – только для Volkswagen Touareg и Porshe, Установка на другие ТС не рекомендуется;
- AO – для установки на Audi;
- A – для модели Toyota Auris;
- * — рекомендуется установка на BMW.
Шипованная резина
На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:
- AD (алюминиевые шипы).
- SD (шипы с твердосплавным сердечником).
- DD (шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью).
- OD (шипы с овальным сердечником).
- MD (пластиковые шипы с твердосплавным сердечником).
Дополнительная информация на шинах
- TUBELESS. — бескамерная покрышка.
- TUBE TYPE (или ТТ, на немецких покрышках пишут Mit Schlauch) — покрышка, требующая установки камеры.
- Обозначение наружной и внутренних сторон. Если шина является ассиметричной, то с ее наружной стороны будет написано слово OUTSIDE (иногда Side Facing Out), а на внутренней — INSIDE (иногда Side Facing Inwards).
- Left или Right. В первом случае покрышка может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
- Направление вращения. Для этого используют слово Rotation и стрелку, указывающую направление вращения колеса при движении вперёд.
- Steel. Внутри конструкции шины имеется металлический корд. Если этой надписи нет, значит используется корд из текстиля. Обозначение All Steel соответствует тому, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
Индикатор износа.
Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На место его расположения указывает стрелка. Многие производители используют оригинальные индикаторы характерные только для их продукции.
Рекомендуемые варианты замены размера покрышек
Размерность заменяемой покрышки
Вариант замены (в начале списка указан наиболее подходящий вариант)
185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15
175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155/R13, 165/70R14, 165/65R14
185/65R14, 195/60R14, 195/55R15
195/65R14, 205/55R15, 195/60R15
215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15
205/65R15, 225/60R15, 205/55R16
215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15
Сегменты шин
Условно все предлагаемое разнообразие покрышек на рынке делится на 3 ценовых сегмента: эконом, средний и премиум. Такое деление применяется не к отдельным моделям шин, а к компаниям в целом. Основой для такой сегментации является, прежде всего, ценовая политика того или иного производителя. Также учитываются качественные характеристики продукции, используемые технологии и ряд других факторов.
Сегмент C – бюджетные покрышки. Самый обширный сегмент, в котором в основном представлены российские и китайские производители.
При изготовлении таких покрышек используется минимум технологичных решений и тестов, поэтому резина достаточно неуверенно ведет себя на больших скоростях и в сложных дорожных условиях. Основным их преимуществом являются доступные цены.
Сегмент B – шины среднего класса. Здесь представлены как известные бренды, так и молодые производители. Они используются на подавляющем количестве иномарок бюджетного класса.
В среднем они дешевле в 2 раза по сравнению с покрышками премиум-сегмента при аналогичных размерах. Такая экономия обеспечивается меньшими расходами на исследовательскую работу и тестирование. Многие производители используют для своих покрышек технические разработки других компаний, которые использовались несколько сезонов назад. Зачастую это официальная политика брендов, принадлежащих одной компании. В частности, изготовитель автошин Dunlop на 75% принадлежит компании GoodYear, которая входит в ценовой сегмент A.
Сегмент А – премиум-класс. В данную группу входят наиболее авторитетные и опытные производители легковых автошин, расположенные в Европе и США.
Производители премиум-класса инвестируют многомиллионные суммы в научно-исследовательскую деятельность, проектирование и тестирование инновационных решений.Это обеспечивает продукции компаний сегмента A наилучшие ходовые качества в самых разных дорожных условиях. Однако все это приводит и к существенному повышению стоимости таких покрышек.
Как правильно хранить шины
Хранить шины необходимо на ровной поверхности в темном помещении, не пропускающем прямых солнечных лучей, которые могут вызвать возникновения трещин и снижениеэластичности резины. Также нельзя оставлять шины в помещениях с повышенной влажностью и вблизи с химическими препаратами. Кроме этого, не стоит складировать резину рядом с отопительными приборами — минимальное расстояние между ними должно составлять один метр.
Оптимальным температурным режимом для хранения шин считается диапазон от +10°C до +25°C при влажности в пределах 50–60%. Помещение должно быть сухим и хорошо проветриваться (не рекомендуется оставлять шины в жилом помещении, поскольку резина выделяет ядовитый фенол и неприятный характерный запах).
Перед отправкой на хранение шины и диски рекомендуют вымыть, очистить от камешков и тщательно просушить. Летнюю резину можно хранить без дисков в вертикальном положении Колеса можно ставить вплотную друг к другу, но без сдавливания. Шины без дисков не стоит хранить штабелями или подвешивать на специальные крюки. Такие методы хранения вполне могут привести к деформации даже хорошей и дорогой резины.
Шины с дисками, напротив, разрешается хранить штабелями без риска их деформации. Примерно раз в два месяца колеса, которые лежат друг на друге, необходимо менять местами. Кроме этого резину с металлическими дисками можно подвешивать на специальные крюки. При этом настоятельно не рекомендуется оставлять шины с дисками в вертикальном положении во избежание возможной деформации.
Когда в Беларуси по закону нужно менять летнюю и зимнюю резину
Согласно ПДД с 1 декабря по 1 марта предусматривается обязательное использование зимних шин на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 т, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 т, а также автобусах массой до 5 т.
За использование неподходящих сезону покрышек предусмотрен штраф: за первое нарушение — до 1 базовой величины (32 рубля), попадетесь вторично — от 2 до 5 базовых (64–160рублей).
Значения остаточной глубины протектора, ниже которой полагается штраф: шины легковых автомобилей — менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Остаточная высота протектора зимних шин, согласно ПДД Республики Беларусь, на автомобилях участниках дорожного движения должна быть не ниже 4 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если: появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки; шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины, растрескивания от старения резины; отсутствует болт (гайка) крепления и (или) имеются трещины диска и ободов колес; шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.