Что сейчас происходит с авторынком в россии
Перейти к содержимому

Что сейчас происходит с авторынком в россии

  • автор:

Вторую неделю подряд в России падают продажи автомобильной техники

Вторую неделю подряд в России падают продажи автомобильной техники

По итогам 38-й недели 2023 года (с 18 по 24 сентября) в нашей стране было реализовано 28 702 экземпляра автомобильной техники, сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК»*.

Эксперты агентства отмечают, что уже вторую неделю подряд наблюдается снижение объемов продаж новых автотранспортных средств. Напомним, что за 36-ю неделю этот показатель составил 30 791 шт., а за 37-ю – 29 030 шт.

Если рассматривать итоги последней недели, то 83% реализованной автомобильной техники пришлось на легковые машины, что составило 23 795 единиц. Более 10% принадлежит грузовым автомобилям (2 976 шт.), а свыше 6% – LCV (1 787 шт.). Оставшиеся 0,5% продаж заняли автобусы (144 шт.).

Также стоит отметить, что все сегменты показывают рыночное падение к предыдущей неделе. Сильнее всего оно у автобусов (-30%), а самое незначительное – у легковых автомобилей (-0,4%). Грузовики и LCV за неделю в объемах потеряли по 3%. В целом по рынку автомобильной техники снижение составило 1%.

* АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг») – совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».

В правительстве заявили об остром дефиците автомобилей в России

На автомобильном рынке в России сложился острый дефицит предложения. Об этом на пленарном заседании в Совете Федерации заявил министр экономического развития России Максим Решетников, его цитирует ТАСС.

Минэкономразвития готово поддержать спрос на российские автомобили только после того, как производители насытят рынок. Для этого нужно наладить выпуск машин и решить проблему с доступом запчастей.

«Мы сейчас испытываем острый дефицит предложения. Поэтому, дополнительное стимулирование спроса приведет к дополнительному росту цен и разогреву спроса, который сейчас наши автопроизводители не в состоянии удовлетворить», — пояснил глава ведомства.

«Девальвации не будет!» 25 лет назад Россия столкнулась с крупнейшим экономическим кризисом. Что привело к дефолту?

Россияне жалуются на дефицит бензина. Почему топлива не хватает, а цены на него растут?

В рамках стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года Минпромторг субсидирует отечественным производителям расходы на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Также власти поддерживают запуск новых проектов, локализацию компонентной базы и наращивание объемов производства.

Российские производители «АвтоВАЗ»и «КамАЗ» добились от властей увеличения утильсбора на ввозимые в страну автомобили. Компании объясняли свое требование невозможностью конкурировать с китайскими производителями, занимающими все большую долю рынка. Собранные средства от налога должны направить на поддержку российской промышленности.

Как показал опрос ВЦИОМ, почти треть (31 процент) россиян не заинтересованы в покупке личного автомобиля. В целом же 41 процент респондентов сообщили, что не имеют и никогда не имели машины. Большая часть россиян покупают автомобили не реже чем раз в шесть лет. Реже чем раз в 10 лет меняет машины старшее поколение. Почти четверть населения ездит на одном авто всю жизнь.

Авторынок перегрелся. В России упали продажи новых машин

Продажи автомобилей в России снижаются вторую неделю подряд после уверенного роста в конце августа, посчитали эксперты портала «Автостат». За последнюю отчетную неделю продано 28,7 тысячи автомобилей (включая коммерческие) против 29 тысяч и 30,8 тысячи за две предыдущие недели. Реализация легковых автомобилей упала до отметки 23,8 тысячи, что соответствует уровню конца августа, но заметно ниже локальных рекордов, установленных накануне изменения утильсбора: с 31 июля по 6 августа на учет поставили 28,3 тысячи легковых машин.

Падение продаж предсказуемо, поскольку в августе-сентябре значительно возросли цены на автомобили, причем в рекордсменах по темпам удорожания две российские марки — Lada и «Москвич». Целый перечень моделей подорожал на 10% и более, что означает прибавку в районе 200 тысяч для иномарок начального уровня. АВТОВАЗ играет ценами — сохраняет стоимость базовых версий Lada Granta и Vesta и корректирует прайсы средних и топовых комплектаций. Так, максимальная цена Lada Granta приблизилась к 1,3 миллиона рублей, а топовые комплектации Lada Vesta стоят дороже 1,7 миллиона рублей.

АВТОВАЗ вернул на конвейер Lada Granta Sport, ее цена составляет 1,25–1,29 миллиона рублей

АВТОВАЗ вернул на конвейер Lada Granta Sport, ее цена составляет 1,25–1,29 миллиона рублей

Но даже после сентябрьского снижения продажи остаются на сравнительно высоком уровне: например, средний уровень регистраций новых легковушек за первые семь месяцев 2023 года составлял менее 16 тысяч автомобилей в неделю, сейчас он близок к 24 тысячам. Средние продажи в августе были на уровне 24,8 тысячи машин в неделю. Если темпы сохранятся в пределах 23–25 тысяч машин в неделю, к концу года авторынок выполнит прогнозный план в 1 миллион автомобилей. Для сравнения: в 2022 году реализовали чуть более 600 тысяч машин.

Одна из причин относительно стабильных продаж: высокая доля кредитования при покупке автомобиля. По данным Национального бюро кредитных историй, в августе 2023 года средний размер автокредита вплотную приблизился к сумме 1,5 миллиона рублей. Год назад он немногим превышал 1 миллион рублей. Однако ряд инсайдеров отмечает снижение объемов автокредитования на фоне растущей ключевой ставки Банка России, которую подняли с 8,5 до 12%, а потом и до 13%. В подразделении банка «Открытие Авто» отметили, что число кредитных заявок достигло пика в августе, после чего стало снижаться. Это также сказывается на продажах новых автомобилей.

Машины пылятся на складах: что происходит с авторынком России?

Сразу несколько СМИ в сентябре сообщили о заметном росте стоимости новых автомобилей, который в августе составил от 4 до 20%. Прирост заметен, прежде всего, на технику с более мощными двигателями. Ожидается, что цены продолжат идти вверх. Эксперты предполагают, что прайс может подскочить еще минимум на 10% до конца года.
Существует две рациональные причины, объясняющие рост цен на автомобили. Прежде всего, слабый курс рубля приводит к увеличению стоимости для импортных машин. Вторым фактором стало повышение ставки утилизационного сбора с 1 августа. Больше объем двигателя — выше фиксированная ставка.

Такое увеличение платы уже сказалось на структуре расходов многих автопроизводителей и импортеров, поэтому они вынуждены резко пересмотреть свою ценовую политику. Даже такие местные бренды, как «Москвич», где содержание российских компонентов минимально, увеличили цены на свои автомобили примерно на 10% с августа.
Подняли цены и такие крупные российские производители, как УАЗ и АвтоВАЗ. Там рост составил 2-8%, в зависимости от комплектации. Производители объясняют это подорожанием импортных запасных частей, прайс на которые взлетел вверх из-за слабого рубля.

Несмотря на стремительную инфляцию, рынок автомобилей пока не видит снижения спроса. Дилеры утверждают, что рост цен не сказывается на продажах. В августе было реализовано более 100 тысяч автомобилей, это на 15% больше, чем в июле, и почти в два и пол раза больше, чем в августе 2022 года.

Стоит отметить, что иностранные подержанные автомобили также становятся активной составляющей российского авторынка. По результатам исследования «Авито Авто», ввоз таких транспортных средств на территорию РФ в июне-июле 2023 года увеличился на 181,1% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Почти двукратное увеличение ввоза – явное свидетельство того, что покупатели не слишком доверяют отечественным авто в плане надежности, а с другой стороны — это весомый повод задуматься над ценообразованием в отечественном автобизнесе. Средняя стоимость б/у автомобилей, которые привезли в Россию около 1,9 млн рублей. В общем, подержанный Ford пока выглядит привлекательней новенького «Москвича» в стоке.

Действительно, несмотря на возросший спрос, простое увеличение цен может негативно сказаться на долгосрочной перспективе предприятий, т.к. может привести к снижению спроса на автомобили при сохранении доходов покупателей на прежнем уровне. Речь в первую очередь о реальных, а не номинальных доходах.

В период с января по май 2023 года Китай направил в РФ более 287 тысяч машин. Россия стала главным импортером автомобилей, произведенных в Поднебесной, так считает Китайская ассоциация автопроизводителей.
Согласно данным от Ассоциации европейского бизнеса, на первых строчках продаж в России находятся китайские автобренды Chery и Haval. Однако стоит отметить, что автопром нашего восточного соседа не стремится активно занять российский рынок. На этот шаг их побуждают российские представители бизнеса, которые после ухода большей части глобальных брендов оказались в кризисе.

Тем не менее, некоторые эксперты предполагают, что для китайских автопроизводителей российский рынок не является приоритетом из-за его небольшого объема по сравнению с внутренним рынком Китая. Прогноз Минпромторга на 2024 год предполагает продажи всего 1,1 млн легковых авто в России, в то время как объем китайского рынка составляет 26-28 млн новых авто ежегодно. С одной стороны, все правильно. Россия для Китая — как маленький овощной ларек по сравнению с супермаркетом. Но сейчас в Поднебесной идет нешуточная борьба между производителями, названия которых ничего не скажут даже тем, кто внимательно читает все автомобильные журналы. Рынок России же пока не блещет разнообразием марок, поэтому есть возможность занять местечко под солнцем. Небольшое, зато свое.

Есть еще один нюанс, почему массового вторжения китайских машин на российский рынок в ближайшее время не произойдет. Причиной тому — низкая покупательская способность россиян, реальный доход которых не демонстрирует рост, а также сохраняющееся скептическое отношение к китайским брендам. Вследствие низкого уровня продаж, проникновение на российский рынок может оказаться ненадежной инвестицией для китайских компаний.

К тому же, согласно исследованию «Ромир», большая часть российских автовладельцев (82%) считают текущее время неудачным для покупки нового авто. Вместе с этим, за последние полгода, количество тех, кто ожидает роста цен на авто увеличилось на 6 пунктов до 71%. Все эти показатели наталкивают на мысль о стабильности российского авторынка, и туманных перспективах его захвата со стороны китайских автопроизводителей. Скорее большие партии китайских кроссоверов будут пылиться на складах, а захотят ли дилеры снижать на них цену – вопрос из разряда риторических.

Также стоит учитывать, что на российском автомобильном рынке присутствуют не только иностранные, но и отечественные производители, которые также могут конкурировать с китайскими брендами. Впрочем, к чему лукавство. На сегодня большинство российских автомобилей по факту имеют китайское происхождение. Этим и объясняется динамика расширения модельного ряда. Например, к 2024 году на калининградском «Автоторе» собираются выпускать 15 моделей автомобилей. В следующем году на конвейере будут уже 25 позиций.

В целом, основываясь на нынешней ситуации, действительно сложно ожидать какого-то резкого и значительного изменения динамики на автомобильном рынке России в ближайшие годы. Вероятнее всего в наиболее выигрышном положении окажутся автосервисы. В условиях, когда новая машина стоит неподъемных денег или не удовлетворяет по качеству, остается или ходить пешком, или обращаться к автомеханикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *