Что такое эпхх на карбюраторе
Перейти к содержимому

Что такое эпхх на карбюраторе

  • автор:

Система управления ЭПХХ (экономайзером принудительного холостого хода)

И так, для чего же нужна система ЭПХХ? Приведу цитату: "Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) предназначен для уменьшения выброса токсичных веществ с отработавшими газами, а также для снижения расхода топлива." Я думаю этим всё сказано)
Для установки системы ЭПХХ нам понадобится:
сам блок ЭПХХ, он бывает разного исполнения, например такой:

Запчасти на фото: 50133761. Фото в бортжурнале Peugeot 405

Фото в бортжурнале Peugeot 405

Так же они различаются по частоте включения и выключения, это всё есть вот в этой таблице:

Запчасти на фото: 50133761. Фото в бортжурнале Peugeot 405

Далее нам понадобятся провода для коммутации, их тоже можно купить

Фото в бортжурнале Peugeot 405

но есть одно но, они продаются вместе с проводами коммутации системы зажигания от какой то модели жигулей, и стоит эта вся радость дороже самого блока, так что я не заморачивался, а просто купил вот таких разьёмчиков

Фото в бортжурнале Peugeot 405

и немного разноцветного провода, сечением примерно 0,75мм2.
Закрепил сам блок я вот здесь

Фото в бортжурнале Peugeot 405

Внимание! Если будете крепить блок там же и на само нарезные винты, будьте осторожны с обратной стороны идёт тормозная магистраль!
Так же нам необходимо наличие исправного электромагнитного клапана, выглядит он вот так:

Фото в бортжурнале Peugeot 405

желтенькая часть на конце с лева, то сам топливный жиклёр системы ЭПХХ, он снимается, и должен быть заменен если выглядит вот так

Фото в бортжурнале Peugeot 405

на рисунке видно его деформацию, я думаю из за того что его закручивали большим ключом до упора! На самом деле он закручивается плотненько рукой! Для этого там резинка предусмотрена!ИМХО
Ну и конечно же схема подключения, вот она во всей красе)

Фото в бортжурнале Peugeot 405

На данном рисунке обозначены: 1. Катушка зажигания, 2. Блок ЭПХХ, 3. Крайняя металлическая часть винта "Рег. оборотов", 4. Пластиковая часть винта "Рег. оборотов", 5. Электромагнитный клапан
Примечание: Попадаются блоки ЭПХХ с 6и и 7и контактным разъёмом, при этом распиновка подключения остаётся той же!
В подключении ничего сложного нет, я так думаю!
Теперь поговорим о том зачем вся эта хрень нам нужна)!
Уменьшение вредных выбросов в окружающую среду! Ведь вам не безразлично чем мы дышим)? Хотя на самом деле всем глубоко по**й чем дышать, но всё же я надеюсь не всем! Так, что то я отбился от темы)! Продолжаем. Как же именно уменьшаются вредные выбросы? Приведу простой пример: допустим вы спускаетесь с крутого спуска, естественно на включенной передаче, при отпущенной педали газа. У нас будут полностью закрыты обе заслонки, перекрывая потребление горючей смеси (оно нам тут и не надо, мы ж итак катимся со спуска), в то же время будет замкнут концевичёк винта "оборотов" (если отпущена педаль газа), и единственный путь для подачи топлива остаётся только через топливные каналы системы ЭПХХ, но если обороты двигателя превысят 1900об.мин. (при использовании блока 5013.3761, см. таблицу), питание +12в. на электромагнитном клапане пропадёт и он закроет подачу топлива, тем самым у нас полностью прекратится подача горючей смеси, у нас начнётся так называемое " активное торможение двигателем" с отсутствием вредных выхлопов! Подача горючей смеси возобновится только лишь тогда, когда обороты упадут до 1700об.мин.( например у меня при спуске на 5й передаче при 1900об.мин. примерно 60 — 70 км\ч) Это так же неплохо экономит топливо, по разным данным, в городском режиме от 0,5 до 1л на 100км!
Так, выбросы, торможение и экономию рассмотрели, далее у нас регулировка! В чём же заключается регулировка? При условиях что зажигание правильно установлено, свечи исправны, сам карбюратор и электромагнитный клапан исправны (клапан можно проверить при помощи куска провода, снимите с него клему и подайте питание от плюса аккумулятора, должно быть слышно щелчок, если его нет, значит клапан не исправен), автомобиль прогрет до рабочей температуры, производим следующие действия:
При выключенном зажигании выкручиваем винт "качества смеси" из полностью закрученного состояния на 5-6 оборотов, винт " кол-ва оборотов" немножко вкручиваем, тем самым обеспечиваем быстрые обороты ХХ, снимаем патрубок вакумного опережения, а на его место подключаем кусочек трубочки, 30-40см.
Заводим авто, включаем фары, чтоб немного нагрузить двигатель и начинаем выкручивать винт "кол-ва оборотов" до тех пор пока не пропадёт разряжение в трубочке вакума, проверить это можно следующим образом, прикоснувшись кончиком языка к трубочке, при этом будет слышно ка язык присасует к трубочке, это значит что заслонка первой камеры приоткрыта. Продолжаем выкручивать винт оборотов до тех пор пока не перестанет присасывать язык.
Далее начинаем закручивать винт "качества смеси" максимально обедняя горючую смесь, но при этом добиваясь устойчивой работы ХХ, примерно 800об.мин.
Затем одеваем шлангочку вакума, и если всё было сделано правильно, то при снятии клемы с электромагнитного клапана на холостом ходу, произойдёт остановка двигателя, так как мы перекроем подачу горючей смеси через канал системы ЭПХХ. Ну вроде бы так в кратцах и всё, многие кстати просто подают плюс питания на клапан, и при включении зажигания он оказыватся постоянно включеным, тем самым происходит постоянная подача топлива через его каналы ну и в последствии немножко повышенный расход топлива и практически отсутствие торможения двигателем, ах да! и конечно масса вредных выбросов)
Встречал так же подключение клапана через реле: когда педаль отпущена концевичёк замыкается на корпус, включает реле, а реле включает клапан, немного спасает по экономии, т.к. когда жмёш в гашетку клапан закрыт(выключен концевик), но бывает когда резко бросаешь педаль газа, заслонка закрылась, клапан открылся, а смесь не успевает поступить, в результате как минимум провал, максимум остановка двигателя! Так что дорогие товарищи решать вам)
Блок ЭПХХ- 35грн
Поводка- 45грн
Клемнички- 10коп\шт
Провода- 0,75мм2- 3грн\м
Эл.магн.клапан:
Китай- 30грн
?Польша?- 50грн (по крайней мере говорят что Польша, надписи на них напрочь отсутствуют)

Для чего нужен и как работает экономайзер в карбюраторе

В состав линейки карбюраторов 2107 входят, как приборы типа Solex, так и ведущий своё происхождения от легендарных Weber вернувшийся из спорта в мир экономии и экологии Озон. На последнюю вазовскую классику ВАЗ-2107 ставились только озоны, солексы работали на Ниве и Москвиче-2141.

Типичный прибор для «семерки» имеет номер 2107-1107010 и оснащён системой «Каскад», которую привычно называют экономайзером принудительного (с внешней раскруткой) холостого хода (ЭПХХ).

Зачем нужен экономайзер в карбюраторе

На самом деле экономайзерами называют две системы в карбюраторах, совершенно разные по назначению. Экономайзер мощностных режимов заведует обогащением смеси при больших нагрузках, но его в Озоне нет, поэтому рассмотрению подлежит лишь ЭПХХ.

Данный экономайзер, соответственно смыслу термина, служит задаче снижения потребления топлива и не только. Всего имеется две полезные функции.

  • Состоянием принудительного холостого хода называется работа двигателя, когда педаль газа отпущена, но передача не выключена и сцепление не разомкнуто.

Такое происходит при торможении двигателем, он вращается с повышенной скоростью, получая энергию от трансмиссии. Естественно, поступающий при этом в цилиндры бензин будет сгорать бесполезно, даже наоборот, станет препятствовать эффективному замедлению.

ЭПХХ отключит подачу топлива при определённых пороговых оборотах, вновь задействуя автономную систему, когда они снизятся до некоторого значения.

Этот порог чуть выше обычных холостых оборотов, чтобы сгладить возможные рывки переходных процессов, значение заложено в блоке управления, соединённом с тахометром.

  • Моторы классики склонны к паразитным вспышкам после выключения зажигания (дизелингу, хотя этот термин не совсем точен). Чтобы блокировать подобные рывки и даже продолжение работы, надо остановить подачу топлива после поворота ключа, что и делается оборудованием той же системы ЭПХХ.

Регулировка количества поступающей смеси также выполняется деталями ЭПХХ, который тесно интегрирован в обособленную систему питания ХХ карбюратора Озон 2107.

Где находится

На карбюраторах Озон без системы ЭПХХ также питание в режиме холостого хода обеспечивалось автономно через свои топливный и воздушный жиклёры, выходные отверстия и регулировочные винты с иглами, дозирующие бензин и итоговую смесь.

Экономайзер просто заменил своим исполнительным устройством иглу дозирования смеси после эмульсионного колодца. Такое размещение позволило легко унифицировать разные исполнения одного и того же карбюратора.

Устройство ЭПХХ

В состав системы входят:

  • вакуумная диафрагма с регулирующей и запорной иглой канала подачи смеси под дроссель;
  • корпус с регулируемым упором подпружиненной мембраны;
  • выключатель-датчик закрытого дросселя;
  • электронный блок управления;
  • электропневматический клапан;
  • магистрали передачи вакуума от задроссельного объёма.

Блок управления имеет тахометрический вход от системы зажигания и отключает подачу топлива через распространение вакуума от пространства под дросселем к мембране ЭПХХ, то есть состояние системы реагирует на электрический и пневматический входные сигналы, разрешая или запрещая подачу бензина под полностью закрытый дроссель.

Принцип работы экономайзера ВАЗ 2107

Разрежение из задроссельного пространства будет удерживать мембрану с запорной иглой в открытом состоянии, разрешая подачу топлива через каналы холостого хода.

Но если выполнятся условия закрытия дросселя, о чём просигнализирует выключатель, и повышенных от значения 1600 оборотов двигателя, то пневмоклапан перекроет подачу вакуума к мембране, бензин перестанет поступать.

За счёт этого можно сэкономить несколько сотен миллилитров топлива на 100 км пробега в усреднённом цикле.

После выключения зажигания исчезнет разрежение, а клапан закроется, система также отключится, мотор будет избавлен от вспышек. Неприятные рывки исключатся, тем более работа с воспламенением от перегретых частиц в камерах сгорания.

Диагностика и ремонт ЭПХХ

Неисправный экономайзер может прекратить выдачу смеси бензина с воздухом на режиме штатного холостого хода. Одна из основных причин – потеря герметичности мембраны и подводящих разрежение магистралей.

Проверка производится подведением вакуума от тестового ручного насоса непосредственно к штуцеру ЭПХХ на карбюраторе. Двигатель должен работать при наличии вакуума и глохнуть, если на входе будет атмосферное давление.

Электроклапан проверяется принудительной подачей и снятием с него питающего напряжения. Если питание включено, то мотор работает, выключено – должен заглохнуть без рывков.

Работа электронного блока и выключателя дросселя также проверяется контрольной лампой и мультиметром по логике работы устройства.

Сигнал на клапан поступает, если обороты двигателя ниже 1600 об/мин. Датчик (микропереключатель) прозванивается омметром при нажатой и затем снова отпущенной педали акселератора, лучше это делать на разъёме блока, так одновременно будет проверена проводка.

При ремонте заменяются на новые корпус ЭПХХ с мембраной в сборе, электропневмоклапан, датчик или блок управления. Низкая стоимость и лёгкая доступность запчастей делают их ремонт нецелесообразным.

Принцип работы экономайзера карбюратора, назначение и устройство ЭПХХ

Какое полузабытое, а для кого-то и вообще незнакомое слово – экономайзер! Карбюраторы, которые долгие годы исправно трудились на автомобиле, постепенно уступили свое место различным системам впрыска. Но автомобильный век долог, и порой кому-то приходится сталкиваться с машинами, в которых еще находится место для карбюратора. Ну а его нормальная работа обеспечивается рядом дополнительных устройств, среди них невозможно не упомянуть экономайзер топлива.

Что такое экономайзер в автомобиле?

Работа ДВС основана на сгорании топливовоздушной смеси (ТВС). Ее состав зависит от нагрузки мотора, и должен быть разным при ее изменении. Это означает изменение соотношение между кислородом (воздухом) и бензином при изменении условий движения. Нужные пропорции обеспечивает карбюратор, или в современных машинах – контроллер впрыска. Поэтому, прежде чем говорить про экономайзер, надо рассмотреть работу карбюратора.

Как работает карбюратор

Понять его принцип работы поможет приведенный рисунок.

как работает карбюратор

Это самый простой вариант карбюратора, можно сказать, только поясняющий его устройство и основную идею. Бензин находится в поплавковой камере на постоянном уровне, который поддерживается работой игольчатого клапана. Через воздушный фильтр воздух всасывается в цилиндры двигателя. Он проходит смесительную камеру, благодаря имеющемуся там сужению, в этом месте создается разрежение по отношению к поплавковой, в которой поддерживается уровень атмосферного давления.

Из-за возникшей разницы давлений в смесительную камеру попадает горючее. Проходя через жиклер, оно разбивается на мелкие капельки, испаряется и смешивается с воздухом, вследствие чего образуется ТВС, поступающая в цилиндры мотора. Соотношение между этими компонентами зависит от положения заслонки карбюратора, связанной с положением педали акселератора. Чем сильнее на автомобиле она нажата, тем больше открыта заслонка, выше степень разрежения и больше бензина поступает на образование смеси.

Назначение экономайзера

В тот момент, когда заслонка почти полностью открыта, автомобильный мотор испытывает максимальные нагрузки, а значит, для их преодоления ему требуется большее количество бензина, чем во время работы на обычных режимах. При этом и начинает работать экономайзер, топлива на образование смеси поступает больше, и смесь становится обогащенной. Его назначение и устройство, а также для чего нужен экономайзер, становится понятно из рисунка:

устройство экономайзера

Дроссельная заслонка карбюратора через тяги и рычаги связана со специальным клапаном. Когда она полностью открыта, это вызывает его срабатывание, и дополнительное количество бензина, проходя жиклер экономайзера, идет на образование ТВС. Такое поступление топлива вызывает обогащение смеси и обеспечивает работу мотора при повышенной нагрузке. Когда отпускается педаль газа, заслонка прикрывается, пружина закрывает клапан и работа экономайзера прекращается.

Конструктивно устройство экономайзера может быть выполнено различными способами, конкретную реализацию их затрагивать не будем, т.к. для карбюратора после появления контроллеров впрыска история развития закончилась.

Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)

Рассматривая автомобильный экономайзер, нельзя обойти стороной и такое устройство, как ЭПХХ. У него совсем другое назначение, чем у обычного экономайзера. Если последний, как мы только что рассмотрели, обогащает топливную смесь при значительных нагрузках, то ЭПХХ, наоборот, обеспечивает экономию топлива. Режим принудительного холостого хода – особый вариант движения.

Как правило, это связано с торможением двигателем при движении на спуске или накатом, когда скорость включена и газ отпущен. ЭПХХ дополняет имеющуюся в карбюраторе систему холостого хода. Она выполняет подачу топлива в двигатель при закрытой заслонке. В этом случае за счет разрежения, создаваемого под ней, горючее по специальному каналу холостого хода проходит через жиклер и поступает в мотор, что и обеспечивает его работу в таком режиме.

Однако если при этом машина двигается накатом или с горки, то коленчатый вал вращается с большей частотой, чем свойственно режиму холостого хода, что вызывает повышенное потребление бензина и снижает эффективность торможения двигателем. Для исключения этого срабатывает ЭПХХ, и поступление топлива прекращается. В режиме принудительного холостого хода поступление бензина прерывается с помощью электромагнитного клапана, управляемого достаточно простым электронным блоком.

блок управления эпхх

Исходными данными для срабатывания ЭПХХ (электромагнитного клапана) являются сигнал датчика о закрытой заслонке и повышенное число оборотов коленвала. Такой режим ЭПХХ поддерживает пока:

  • скорость движения при отпущенной дроссельной заслонке не уменьшится;
  • не будет выключена передача и автомобиль начнет двигаться в режиме обычного холостого хода;
  • водителем не будет нажата педаль газа и движение продолжится с повышенной скоростью, экономайзер выключится по положению заслонки.

Работа экономайзера в составе карбюратора обеспечивает обогащение ТВС при повышенной нагрузке, а также экономию топлива и лучшую эффективность торможения мотором в режиме принудительного холостого хода.

Экономайзер принудительного холостого хода карбюратора: принципы экономии

Несмотря на повальное вытеснение карбюраторных систем инжекторными, огромное количество двигателей старой конструкции еще на ходу. Многие модели классики ВАЗ оснащены карбюраторами Солекс или ДААЗ. Для регулировки мощности мотора, в зависимости от нагрузки, устанавливаются так называемые экономайзеры. Эти устройства работают по аналогии с электронными блоками управления инжекторных моторов. Разумеется, добиться таких же параметров экономичности и экологичности двигателя не получится, но качество работы карбюраторного мотора существенно улучшается.

По сути, любой экономайзер – это клапан, который приводится в действие электромагнитом или пъезоэлементом. Он управляется несложным программируемым компьютером (скорее контроллером), и позволяет корректировать основные настройки. Назначение экономайзера исходит из названия: повысить экономичность силового агрегата без потери мощности, снимаемой с коленчатого вала.

Отметим, что установить экономайзер на карбюратор, не предназначенный для этого, нельзя. Конструкция камер специально рассчитывается для работы с управляемыми клапанами.

Система экономайзеров также нуждается в периодическом обслуживании, как и остальные клапана и жиклеры карбюратора. Для понимания механизма работы, разберем популярные карбюраторы, устанавливаемые на классике и переднеприводных моделях ВАЗ.

Устройство экономайзера карбюратора

Узел выполнен в виде отдельного модуля в собственном корпусе. Исполнительный механизм находится внутри, и не подлежит обслуживанию. С наружной стороны электрическая часть с контактами разъема подключения, с внутренней (находящейся в полости камер карбюратора) головка клапана. Если экономайзер имеет механический привод, проводов подключения нет.

Экономайзер карбюратора

Служит он для контроля подачи топлива. Модуль управления получает данные с различных датчиков (система работает почти как на инжекторе), и на основе установленной заводской программы, дает команду исполнительным механизмам. Соответственно, механический агрегат работает при создании условий срабатывания привода. На большинстве карбюраторов устанавливаются следующие виды устройств:

Экономайзер принудительного холостого хода (аббревиатура: ЭПХХ)

Прибор разработан, как техническое развитие клапана холостого хода. При этом у него есть и уникальные функции. Клапан может полностью перекрывать поступление топлива по жиклеру холостого хода. Контроллер управления получает два сигнала: определенное количество оборотов коленчатого вала, и отсутствие движения педали акселератора. Система позволяет существенно экономить топливо при торможении двигателем. Компрессия цилиндров гасит обороты коленвала, при этом бензин в камеры сгорания не поступает. Соответственно, отсутствует негативный эффект, когда несгоревшее топливо попадает в глушитель, и в нем сгорает. Раньше водители переходили на нейтральную передачу, для экономии на затяжных спусках. Это небезопасно, к тому же в автомобиле перегреваются и изнашиваются тормоза. В режиме движения на передаче, управление автомобилем более предсказуемо, и всегда есть возможность притормозить холодными колодками, чего нельзя сделать при спуске накатом.

При общении с профессиональными мастерами сервиса, вы можете услышать аббревиатуру ЭМК (электромагнитный клапан). Это сленговое наименование ЭППХ.

На фото видно, как расположен ЭППХ, и как его демонтировать.

Экономайзер в системе карбюратора

Экономайзер мощностных режимов (ЭМР).

Технически выполнен, как вакуумный регулятор. Работает в механическом режиме, что делает его надежным и неприхотливым в обслуживании. Диафрагма экономайзера обеспечивает нормально открытый клапан (по принципу электромагнитных реле). Только вместо катушки и сердечника, применяется шарик и пружина.

Расположение и составные части ЭМР можно увидеть на иллюстрации:

Составные части и расположение ЭМР

Открытый шариковый клапан свободно пропускает бензин по каналу жиклера. При умеренных нагрузках, в камере карбюратора возникает естественное разряжение, приводящее в движение мембрану (диафрагму) экономайзера. Это усилие больше, чем сопротивление пружины шарика, Дополнительный приток бензина прекращается, возникает экономия топлива. При более сильном нажатии на акселератор, разряжение снижается, мембрана переходит в режим покоя. Система снова открывает дополнительный поток бензина, обеспечивая дополнительный подхват мощности за счет принудительного обогащения смеси.

Неисправности экономайзеров

Как и любой иной узел, экономайзер подвержен износу и поломкам. Признаки, по которым можно определить его неисправность:

  • Вне зависимости от нагрева двигателя, возникают перебои на холостых оборотах;
  • Прогретый двигатель плохо заводится;
  • Неоправданно высокий расход бензина;
  • Двойной признак – и расход повысился, и мощность упала. Особенно это заметно при движении в горной местности;
  • Экономайзер мощностных режимов «потеет» бензином (характерно для карбюратора Солекс)

Любой из этих признаков говорит о неисправности одного из экономайзеров, но лишь при условии, что остальные системы двигателя исправны.

К сожалению, экономайзеры отремонтировать невозможно, для замены придется покупать новый. Некоторые производители выпускают запасные клапана, например, для карбюратора Солекс, а вот ДААЗ предлагает приобретать целый карбюратор. Однако с учетом огромного количества выпущенных двигателей, найти б/у карбюратор с исправным экономайзером не составит труда.

Не стоит сразу бежать за новой (или исправной б/у) запчастью. В большинстве случаев помогает небольшая регулировка, или даже просто очистка подвижных элементов прибора. Нужно регулярно осматривать и анализировать работу экономайзеров, тогда вы не столкнетесь с внезапной поломкой.

Разобравшись, как работает экономайзер, можно легко восстановить проблемный узел, если нет поломки внутри корпуса.

Замена и профилактический ремонт

Экономайзер принудительного холостого хода карбюратора имеет электрический привод, поэтому при его отказе в первую очередь смотрим проводку и состояние контактов. Затем аккуратно демонтируем прибор с помощью рожкового ключа.

Демонтаж ЭПХХ

Сам карбюратор снимать необязательно, достаточно осушить камеру от топлива.

Важно! Подобные работы связаны с опасностью возгорания бензина!

Следовательно никаких сигарет во время работы, и в зоне доступности должен находиться исправный огнетушитель.

Открутив ЭППХ, промываем его карбклинером, и проверяем работоспособность с помощью аккумулятора. Исправный клапан должен срабатывать на 5 мм. Если нет – пробуем промыть место входа штока во втулку. Не помогло – ставим новый прибор.

Для профилактики не помешает промыть и отверстие жиклера экономайзера, расположенное в карбюраторе. После промывки все узлы продуваются сжатым воздухом.

Экономайзер мощностных режимов чинить бесполезно, его надо сразу менять. Собственно ремонт и заключается в замене мембраны и пружинки, которые являются основными узлами. Крышка не ломается. Снимается он с помощью отвертки.

Крышка ЭПХХ снимается с помощью отвертки

После демонтажа разбираем его на компоненты и меняем поломанные детали.

Любая, даже малозаметная деталь карбюратора может привести к нарушению режимов его работы. Не пренебрегайте регулярным обслуживанием (очистка, проверка работоспособности), и вы всегда будете уверены в том, что доедете до места назначения.

Автовладельцы, которые клянут последними словами карбюратор, просто не понимают принципа его работы. Надеемся, что наш материал, если не сделает из вас профессиональных механиков, то уж точно поможет сделать автомобиль надежнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *