Мощность, макс. (л.с. (кВт) при об./мин.): определение и на что влияет мощность двигателя
Changan добился рекордного роста продаж в России: такого результата не показывала ни одна компания
Почему другой Kia Sportage из Китая хуже обычного, хотя и стоит на 1 млн рублей дешевле
В России продается уникальный суперкар по цене 50-и Lada Vesta: автомобиль подержанный
Популярное за неделю
В Россию вернули ВАЗ-2106 «Шестерка», но теперь это почти BMW с 265 л.с. под капотом
Обогнал колону «тихоходов» — лишился водительского удостоверения: новые правила, которые должен знать каждый
Они не хуже «европейцев» и «японцев»: каким сейчас ресурсом обладают моторы китайского производства
Озвучено имя самого красивого внедорожника в России: он очень дорогой и премиальный
Инспекторы ГИБДД забирают у россиян «параллельные» автомобили прямо на дороге
Практически все автолюбители знакомы с таким определением, как максимальная мощность двигателя внутреннего сгорания в автомобиле. Однако, далеко не каждый автовладелец имеет представление о том, что эта величина изменчива, а а предельный показатель достигается лишь при определенной скорости вращения коленчатого вала. Разумеется, далеко не всем автолюбителям такая информация будет полезной, однако, углубившись в подробности, можно будет более детально иметь представление о возможностях силового агрегата, присутствующего в автомобиле. Следует понимать, что при изучении данного вопроса можно столкнуться с целым рядом непонятных моментов, из-за чего, здесь предстоит описать такой показатель, как мощность авто наиболее доступно, подчеркнув основные нюансы, так как параметр оказывает влияние не только на динамику, но и на стоимость авто.
Что такое лошадиная сила
В данном случае речь идет про величину, измеряющую мощность силового агрегата, установленного на транспортное средство. Как уже было сказано ранее, данный показатель имеет свойство меняться в зависимости от оборотов двигателя и достигает пика лишь при определенной скорости вращения коленчатого вала. Впервые термин лошадиная сила был введен еще в 18 веке, когда инженер Джеймс Уатт на примере обычной лошади в упряжке, выполняющей конкретную работу, охарактеризовал коэффициент полезного действия от перемещения животного в замкнутом пространстве. Аналогия была проведена с самыми первыми двигателями внутреннего сгорания, которые могли выполнять ту же работу, что и лошадь в 2-3 раза быстрее. Нужно отдать должное, что этот параметр в автомобиле не имеет общемирового стандарта, однако, в большинстве стран фигурирует даже в законодательстве. К примеру, в России, основываясь на максимальной мощности авто, рассчитывается транспортный налог.
Стоит отметить, что эффективность любого транспортного средства в основном зависит от текущего соотношения лошадиных сил, а также общей массы автомобиля. Иными словами, машины с большим числом лошадиных сил не с проста считаются более мощными и могут демонстрировать лучшую динамику. Также исходя из этого выходит, что увеличение количества лошадиных сил и снижение веса авто позволяет увеличить динамику и скорость разгона до определенного момента. Что же касается повышения массы машины, то в этом случае потребуется большая мощность, чтобы достигать установленного результата за тот же промежуток времени.
К чему приравнивается одна лошадиная сила
Ранее уже было сказано, что к лошадиной силе приравнивается определенный объем работы, который может быть выполнен за отдельный временной промежуток. Ученый и инженер Джеймс Ватт в процессе исследований взял за основу обычную лошадь, которая способна поднимать груз 75 килограмм на высоту в один метр за одну секунду. Впоследствии, именно эта величина и стала именоваться лошадиной силой, так как двигатели внутреннего сгорания могли за тот же временной промежуток проделать в два, а порой и три раза больший объем работы.
На что оказывает влияние максимальная мощность
Практически во всех атмосферных бензиновых двигателях максимальная мощность достигается при 3,5 – 5,5 тысячах оборотов, после чего вновь начинается просадка. Если говорить про дизельные моторы, то здесь показатель достигается сразу на низких оборотах и постепенно проваливается с увеличением скорости вращения коленчатого вала. Турбомоторы лишены такого свойства, как понижение мощности, и могут отдавать максимальное КПД в широких диапазонах скорости оборотов двигателя.
Если говорить про то, для чего необходима мощность автомобиля, то здесь становится очевидно, что данная величина требуется для успешного преодоления сопротивления. К нему относятся трение, вес транспортного средства и сопутствующего груза, а также сопротивление воздуха. Иными словами, чем выше максимальная мощность мотора, тем больше противодействующих сил может преодолеть транспортное средство. По этой причине, авто с большим запасом лошадиных сил часто оценивают дороже. Однако, в этой ситуации не все так однозначно, потому что кроме мощности также важен такой показатель, как крутящий момент.
Сколько лошадиных сил у автомобиля
Такой показатель, как число лошадиных сил в автомобиле, напрямую зависит от целого ряда характеристик. В частности, здесь принимаются во внимание следующие моменты:
- рабочий объем двигателя внутреннего сгорания;
- вес транспортного средства;
- тип установленного ДВС;
- наличие или отсутствие нагнетателей для обогащения горючей смеси;
- число цилиндров в двигателе;
- степень форсировки блока.
Примечательно, что в техпаспорте каждого автомобиля прописана такая величина, как максимальная мощность двигателя не только в лошадиных силах, но и в киловаттах (кВт).
Как узнать максимальную мощность автомобиля
В техпаспорте транспортного средства эта величина прописана в кВт. При этом, автомобилисты могут самостоятельно перевести значение в лошадиные силы. В этой ситуации точный показатель кВт умножается на коэффициент 1,35. Если необходимо сделать обратное вычисление, то общий показатель л.с. умножают на 0,735. Как правило, в документации на автомобиль указываются точные данные. Однако, если у автолюбителя возникают определенные сомнения, то он может обратиться в специальный сервисный центр, где осуществляется диагностика и замер мощности транспортного средства.
Можно ли рассчитать максимальную мощность через крутящий момент
Также не стоит забывать о том, что автолюбители могут вычислить максимальную мощность своего авто через известный крутящий момент. Для этого потребуется значение Мкр, которое рассчитывается в Ньютон-метрах, его умножают на число оборотов коленчатого вала в минуту. Чтобы получить окончательное значение, полученную величину предстоит разделить на 9549. Вычисленный результат — это максимальная мощность мотора в кВт. Далее можно также узнать количество лошадиных сил, которые может отдавать двигатель внутреннего сгорания.
Можно ли рассчитать мощность ДВС по объему
При желании, автомобилисты могут также вычислить максимальное значение лошадиных сил по объему силового агрегата. Для этого в расчете участвуют такие величины, как объем мотора в кубических сантиметрах, число оборотов коленчатого вала в минуту, а также предусмотренное среднее эффективное давление. В этой ситуации объем агрегата умножают на среднее давление ДВС и на число оборотов, после чего полученный результат делится на 120. В конечном итоге получится результат в кВт, который легко можно перевести в лошадиные силы.
Можно ли рассчитать мощность силового агрегата по разгону до 100 км/ч
В случае необходимости, каждый автолюбитель может уточнить данный показатель, используя значение массы авто в килограммах, а также временной интервал, который требуется для разгона до 100 км/ч. В этой ситуации вес транспортного средства делится на время, за которое авто доходит до первой сотни при оптимальных условиях. Разумеется, в этот момент стоит сбросить 0,3 – 0,5 секунд на предусмотренную пробуксовку.
Как увеличить максимальную мощность
Необходимо принимать во внимание тот факт, что максимальная мощность автомобиля — это не конечный показатель, и при необходимости его можно значительно увеличить. Для этого можно прибегнуть к следующим методам:
- увеличение объема ДВС;
- улучшение системы впуска;
- чип-тюнинг автомобиля;
- установка более мощного турбокомпрессора.
Также в случае необходимости можно увеличить мощность, правда не столь значительно, путем установки облегченного маховика или за счет снижения трения поршня о стенки цилиндра с помощью специальных присадок.
Увеличение объема
Наиболее действенными способами увеличить производительность мотора является чипирование автомобиля, установка более объемного ДВС, а также модернизация впуска или увеличение давления наддува. В ситуации с объемом все достаточно просто, так как агрегат с большим рабочим объемом способен отдавать значительно больше лошадиных сил, если речь идет про стандартный «атмосферник». Разумеется, в этой ситуации вовсе не обязательно менять установку, так как можно форсировать мотор, и тем самым значительно улучшить его производительность, несущественно меняя объем.
Модернизация впуска
Такие доработки проводятся в том случае, когда автомобиль подвергается глобальной модернизации. Если говорить про отдельное улучшение впуска, то здесь прирост будет не столь существенным. Как правило, для лучшего эффекта здесь устраняется стандартный воздушный фильтр и на его место встает нулевой. Также замене подвергается дроссельная заслонка, которая меняется на устройство с большим диаметром. Помимо этого, принято подвергать замене ресивер и снимать впускной коллектор.
Чип-тюнинг
Еще один вариант увеличения максимальной мощности автомобиля. В данном случае речь идет про заливку специального программного обеспечения на блок управления двигателем. В этой ситуации меняются основные параметры, такие как время впрыска, обогащение смеси, количество воздуха, попадающего в силовой агрегат перед процессом сгорания топлива, а также давление, с которым топливо впрыскивается в камеру сгорания. Обычно, чип-тюнинг на подходящих для этого моторах может давать серьезный прирост мощности.
Вывод
Максимальная мощность силового агрегата — это крайне важная величина, про которую должен знать каждый автомобилист, тем более что с ее учетом в России рассчитывается транспортный налог на автомобиль. Однако, чрезмерно сильно зацикливаться на этом значении не следует, по той простой причине, что оно переменчиво и ни при всех обстоятельствах вырабатывается мотором. Более того, максимальную мощность можно значительно увеличить, но для этого потребуется внесение изменений в конструкцию авто, а такие действия в соответствии с действующим законодательством нужно в обязательном порядке регистрировать в установленном виде.
Максимальная мощность двигателя
максимальная мощность двигателя — 3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах, определенная по ГОСТ Р 41.85. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
максимальная мощность — 3.14 максимальная мощность: По ГОСТ 18509. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
мощность перегрузки (максимальная мощность) — 3.19 мощность перегрузки (максимальная мощность): Мощность, которую двигатель может развивать с продолжительностью и частотой использования, зависящими от условий применения двигателя при заданных окружающих условиях, сразу после работы при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Удельная мощность двигателя на единицу массы — удельная мощность на единицу массы максимальная мощность двигателя, приведенная к единице технически допустимой максимальной массы транспортного средства, в кВт/т;. Источник: Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от… … Официальная терминология
максимальная — максимальная: Максимально возможная длина ЗО, в пределах которой выполняются требования настоящего стандарта и технических условий (ТУ) на извещатели конкретных типов, Источник: ГОСТ Р 52651 2006: И … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мощность пылесоса — максимальная потребляемая мощность двигателя (Вт). Мощность бытовых пылесосов варьируется от 1000 до 2000 Вт;. Источник: <Письмо> ГТК РФ от 17.12.2002 N 01 06/49925 О таможенной стоимости отдельных товаров, классифицируемых кодами 850910… … Официальная терминология
мощность — 3.6 мощность (power): Мощность может быть выражена терминами «механическая мощность на валу у соединительной муфты турбины» (mechanical shaft power at the turbine coupling), «электрическая мощность турбогенератора» (electrical power of the… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
удельная мощность — 3.21 удельная мощность (power density): Значение выходной мощности, Вт/м для кабелей и кабельных блоков электронагревателя и Вт/м2 для прокладок, нагревательных панелей и блоков из прокладок и нагревательных панелей. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
удельная мощность на единицу массы — Максимальная мощность двигателя, приведенная к единице полной массы транспортного средства, в кВт/т. [Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств] Тематики автотранспортная техника … Справочник технического переводчика
удельная мощность на единицу массы — 3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность двигателя, приведенная к единице полной массы транспортного средства в кВт/т. (Введено дополнительно, ). Источник: ГОСТ Р 51616 2000: Автомобильные транспортные средства. Шум… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Мощность двигателя и крутящий момент
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) это устройство, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей зоне, преобразуется в механическую работу.
Возгорание топлива в цилиндре (6) приводит к перемещению поршня (7), что, в свою очередь, приводит к проворачиванию коленчатого вала.
Циклы расширения и сжатия в цилиндрах приводят в действие кривошипно-шатунный механизм, который, в свою очередь, преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Из чего состоит двигатель и как он работает:
Обороты двигателя
Под широкоупотребимым термином «обороты двигателя» имеется в виду количество оборотов коленчатого вала в единицу времени (в минуту).
И мощность, и крутящий момент — величины не постоянные, они имеют сложную зависимость от оборотов двигателя. Эта зависимость для каждого двигателя выражается графиками, подобными нижеследующему:
Производители двигателей борются за то, чтобы максимальный крутящий момент двигатель развивал в как можно более широком диапазоне оборотов («полка крутящего момента была шире»), а максимальная мощность достигалась при оборотах, максимально приближенных к этой полке.
Мощность двигателя
Чем выше мощность, тем большую скорость развивает авто
Мощность — это отношение работы, выполняемой за некоторый промежуток времени, к этому промежутку времени. При вращательном движении мощность определяется как произведение крутящего момента на угловую скорость вращения.
Мощность двигателя последнее время все чаще указывают в кВт, а ранее традиционно указывали в лошадиных силах.
Как видно на приведенном выше графике, максимальная мощность и максимальный крутящий момент достигаются при различных оборотах коленвала. Максимальная мощность у бензиновых двигателей обычно достигается при 5-6 тыс. оборотов в минуту, у дизельных — при 3-4 тыс. оборотов в минуту.
График мощности для дизельного двигателя:
Крутящий момент
Крутящий момент характеризует способность ускоряться и преодолевать препятствия
Крутящий момент (момент силы) — это произведение силы на плечо рычага. В случае кривошипно-шатунного механизма, данной силой является сила, передаваемая через шатун, а рычагом — кривошип коленчатого вала. Единица измерения — Ньютон-метр.
Иными словами, крутящий момент характеризует силу, с которой будет вращаться коленвал, и насколько успешно он будет преодолевать сопротивление вращению.
На практике высокий крутящий момент двигателя будет особенно заметен при разгонах и при передвижении по бездорожью: на скорости машина легче ускоряется, а вне дорог — двигатель выдерживает нагрузки и не глохнет.
Еще примеры
Для большего практического понимания важности крутящего момента приведем несколько примеров на гипотетическом двигателе.
Даже без учета максимальной мощности, по графику, отражающему крутящий момент, можно сделать некоторые выводы. Разделим количество оборотов коленчатого вала на три части — это будут низкие обороты, средние и высокие.
На графике слева представлен вариант двигателя, который имеет высокий крутящий момент на низких оборотах (что равносильно высокому крутящему моменту на малых скоростях) — с таким двигателем хорошо ездить по бездорожью — он "вытянет" из любой трясины. На графике справа — двигатель, у которого высокий крутящий момент на средних оборотах (средних скоростях) — этот двигатель рассчитан для использования в городе — он позволяет достаточно резво ускоряться от светофора до светофора.
Следующий график характеризует двигатель, который обеспечивает хорошее ускорение даже на высоких скоростях — с таким двигателем комфортно на трассе. Замыкает графики универсальный двигатель — с широкой полкой — такой двигатель и из болота вытянет, и в городе позволяет хорошо ускоряться, и на трассе.
Крутящий момент отвечает за способность ускоряться и преодолевать препятствия,
мощность ответственна за максимальную скорость автомобиля,
а обороты двигателя все усложняют, так как каждому значению оборотов соответствует свое значение мощности и крутящего момента.
А вцелом все выглядит так:
— высокий крутящий момент на низких оборотах дает автомобилю тягу для передвижения по бездорожью (таким распределением сил могут похвастать дизельные двигатели). При этом мощность может стать уже вторичным параметром — вспомним, хотя бы, трактор Т25 с его 25 л.с.;
— высокий крутящий момент (а лучше — «полка крутящего момента) на средних и высоких оборотах дает возможность резко ускоряться в городском потоке или на трассе;
— высокая мощность двигателя обеспечивает высокую максимальную скорость;
— низкий крутящий момент (даже при высокой мощности) не позволит реализовать потенциал двигателя: имея возможность разогнаться до высокой скорости, автомобиль будет достигать этой скорости невероятно долго.
Мощность двигателя или крутящий момент? Какая характеристика важнее?
Большинство автолюбителей судят о ходовых характеристиках авто по мощности двигателя. Обычно ее измеряют в киловаттах или лошадиных силах. Чем она больше, тем солиднее. Максимальную мощность двигатель внутреннего сгорания развивает на определенных оборотах. Обычно для бензиновых автомобилей это около 6000 оборотов в минуту, для дизельных – около 4000 об./мин. Именно поэтому дизельные движки относятся к классу низкооборотных, бензиновые – высокооборотные. Однако и среди бензиновых двигателей есть низкооборотные, и наоборот – есть дизельные высокооборотные.
Часто водитель сталкивается с ситуацией, когда необходимо придать авто значительное ускорение для выполнения очередного маневра. Жмешь педалью акселератора в пол, а автомобиль практически не ускоряется. Вот тут-то и нужен мощный крутящий момент на тех оборотах, на которых работает в данный момент двигатель. Именно он характеризует приемистость автомобиля. Поэтому каждый автовладелец должен знать, на каких оборотах его авто имеет максимальный крутящий момент перед тем, как садить красивую девушку в свою машину и показывать чудеса пилотирования.
Крутящий момент двигателя, что это?
Из курса физики за 9 класс многие помнят, что крутящий момент М равен произведению силы F, прикладываемой к рычагу длиной плеча L. Формула:
Длина в системе СИ измеряется в метрах, сила – в ньютонах. Нетрудно определить, что момент измеряется в ньютон на метр.
Основная сила в двигателе внутреннего сгорания вырабатывается в камере сгорания в момент воспламенения смеси. Она приводит в действие кривошипно-шатунный механизм коленвала. Рычагом здесь является длина кривошипа, то есть, если эта длина будет больше, то и крутящий момент тоже увеличивается. Однако, увеличивать кривошипный рычаг бесконечно нельзя. Во-первых, тогда надо увеличивать рабочий ход поршня, то есть размеры движка. Во-вторых, при этом уменьшаются обороты двигателя. Двигатели с большим рычагом кривошипного механизма применяют в крупномерных плавательных средствах. В легковых авто с небольшими размерами коленвала не поэкспериментируешь.
В технических характеристиках, указанных на модель двигателя, параметр максимального крутящего момента указывается совместно с величиной оборотов (либо пределами величин оборотов), при которых такой крутящий момент может быть достигнут. Обычно считается: если максимальный крутящий момент может быть достигнут на оборотах до 4500 об./мин., то двигатель низкооборотный, более 4500 – высокооборотный.
От величины крутящего момента напрямую зависит характеристика мощности двигателя автомобиля. Почему считается, что бензиновые движки заведомо могут обеспечить большую, чем дизельные, мощность. Дело в том, что в силу конструктивных особенностей и управляемости системы зажигания бензиновые двигатели могут длительное время работать на оборотах 8000 об./мин и более. Дизельные движки достигают максимального крутящего момента на более низких оборотах. В городском ритме движения, когда нет необходимости развивать предельные обороты, дизельные авто нисколько не уступают бензиновым, наоборот, на малых и средних оборотах спокойно можно двигаться в ритме от 30 до 60 км/час, не переключая третью либо 4-ю передачу.
Пересчитать крутящий момент в мощность двигателя и наоборот можно, руководствуясь упрощенной физической формулой:
По этой формуле получится мощность Р в киловаттах. Вводить надо М – крутящий момент двигателя в ньютон на метр, n– величина оборотов двигателя. Здесь 9549 — число, которое получается после упрощения основной формулы в результате перемножения констант (ускорения свободного падения, числа Пи и т.п.).
Для перевода киловатт в лошадиные силы следует результат умножить на 1,36. В некоторых случаях в технических характеристиках указывается крутящий момент на холостых оборотах.
Зависимости мощности двигателя и крутящего момента от количества оборотов
Типовые характеристики зависимости мощности и крутящего момента от оборотов двигателя приведены на рис.1
Из графика видно, что крутящий момент стабильно увеличивается до 3000 оборотов, затем наступает относительно пологий участок. На оборотах около 4500 об/мин достигается максимум крутящего момента около 178 ньютон*метр. В то же время мощность двигателя продолжает расти до достижения оборотов около 5500 об/мин, и на этих оборотах достигает около 124 лошадиных сил. Это понятно, если обратиться к формуле, в которой видно, что мощность пропорциональна произведению крутящего момента на величину оборотов. После 5500 оборотов в минуту уменьшение крутящего момента превышает крутизну увеличения оборотов, и мощность начинает уменьшаться.
Как это объяснить физически, то есть, без формул. На малых оборотах в область сгорания поступает небольшое количество воздушно-топливной смеси в единицу времени, соответственно, крутящий момент и мощность небольшие. Увеличивая обороты, количество смеси (а вслед за ним и мощность, крутящий момент) возрастает. Достигая больших значений, мощность уменьшается по следующим причинам:
механические потери на трение механизмов;
недостаточное нагнетание воздуха (кислородное голодание).
Из соображений обеспечения максимального количества поступающего воздуха (кислорода) в камеру сгорания даже на небольших оборотах двигателя применяют системы турбонаддува с электронным регулированием. Используя такие системы можно обеспечить равномерность характеристик крутящего момента в широком диапазоне оборотов двигателя, как показано на рис.2
Уровень максимального крутящего момента около 242 ньютон на метр поддерживается в пределах от 2000 до 5000 об/мин коленвала. Это значит, что можно без волнений начинать обгон, двигаясь на относительно низких оборотах двигателя.
Высокооборотные движки позволяют максимально увеличивать мощность за счет уверенной работы на предельно высоких оборотах вплоть да 8000 об/мин, как показано на рис.3
Если вы серьезно подходите к динамическим характеристикам своего или вновь приобретаемого автомобиля, знать характеристики крутящего момента и мощности двигателя в зависимости от оборотов просто необходимо. Их можно найти, покопавшись на различных форумах, сайтах автодилеров и производителей.
Для городского ритма движения лучше подойдут низкооборотные двигатели с турбонаддувом. Если вы любите попалить резину, посоперничать на трассе, лучше выбрать автомобиль с высокооборотным бензиновым движком.
Можно ли увеличить крутящий момент двигателя
Величину необходимого крутящего момента определяют конструкторы еще на предварительном этапе конструкторской разработки двигателя внутреннего сгорания. От нее зависят и другие элементы автомобиля: подвеска, тормозная и рулевая система, аэродинамика. Поэтому, прежде чем приступить к самостоятельному форсированию двигателя, убедитесь, что ваша машина не развалится или не улетит в космос на умощненном двигателе.
Способов увеличения крутящего момента и, соответственно, мощности много:
изменение геометрических свойств поршневой группы, увеличение компрессии;
замена форсунок или инжекторов;
внесение изменений в систему воздухозабора;
чип-тюнинг путем перепрограммирования топливной карты блока управления двигателя.
Опыт показывает, что принудительное увеличение крутящего момента и мощности двигателя на 20% уменьшает ресурс его работы приблизительно в два раза. Поэтому, если вы не фанат дрэг-рейсинга, дрифтинга и красивых девушек, лучше не экспериментировать.
9 класс? Мы эту формулу еще в 7 прошли.
супер. на палке можно объяснить теперь
Вообще момент растет пропорционально мощности. А так, зависит все от назначения авто
Мечта каждого мужика
Не забывай про главное
Полиграф Шариков
Летят в вертолете русский, американец и индус.
Звучит как начало старого советского анекдота, не правда ли? Но история, о которой хочу сегодня рассказать, произошла со мной в действительности в июле 2014 года, и летели в этом вертолете, кроме вашего покорного слуги, на самом деле представители аж четырех национальностей: майор-морпех из США, пара непальских спецназовцев из батальона гуркхов, подполковник от индийского батальона, ну и еще руандийский экипаж.
Примерно так это выглядело. На фото, соответственно, слева направо американец, подполковник из Индии и непальский капитан.
Ну и, собсна, я. Фото в вертолете — непременный атрибут всякого уважающего себя милоба (от military observer — военный наблюдатель ООН).
История, в целом, про особенности национального менталитета, но если читать будет скучно, можно посмотреть фото, они того заслуживают ).
А началось все с того, что в перед миссией ООН в Южном Судане (UNMISS) остро встала проблема: как обеспечить доставку воды, топлива и продовольствия в удаленные миротворческие контингенты ООН, раскиданные по стране, через обширные территории, на которых идет очередная гражданская война. Про то, как эта война началась и как я оказался непосредственным свидетелем и участником этого исторического события, напишу чуть позже, обещаю.
Так вот. Война. И дороги в нашем обычном понимании практически отсутствуют. А когда начинается сезон дождей и разливается Нил — совсем пиши пропало. Вся территория превращается в непроходимое болото, в котором, на мой взгляд, вполне могут обитать какие-нибудь доисторические твари, потому что время там как будто застыло.Можно, конечно, доставлять все вертолетами, что мы и пытались делать до определенного момента, но удовольствие это чрезвычайно дорогое. Час полета Ми-8 обходится ООН примерно в 2500$, а час полета самого большого нашего транспортника Ми-26 и вовсе около 6000$. Короче, дорого и неэффективно.
Кстати, вертолетчики очень обижаются, когда Ми-26 называют «коровой» (есть у него такое прозвище), а вот африканцы его очень любят и называют не иначе как «биг мамА» (с ударением на последнем слоге). Большая мамочка, которая принесет много-много еды и всех накормит.
Тогда было принято решение об отправке из столицы (славный город Джуба) в не менее славный город Малакал на северо-востоке страны барж со всем необходимым грузом и вооруженной охраной из состава индийского миротворческого батальона. Это гораздо дешевле, но долго и небезопасно. Поэтому перед выходом баржи, прямо вдоль пути ее следования (около 1000 км в один конец) договорились провести воздушную разведку на вертолете. Цель — посмотреть, нет ли засад, больших вооруженных групп, да и в целом оценить обстановку.
Когда начальник штаба (полковник из Великобритании) зашел в наш оперативный отдел и сказал, что нужен доброволец, я, не задумываясь особо, предложил свою кандидатуру. Он с некоторым удивлением посмотрел на меня, сделал пометку в блокноте и вышел. Тут же ко мне подкатился на офисном стуле мой товарищ по миссии и коллега по оперативному отделу майор-танкист из Австралии по имени Джон.
Вот он, Джон. Встречает Обаму у себя в Австралии )
Джон недоумевал, зачем я вызвался на это неблагодарное дело. ПЗРК у повстанцев вроде бы не было, но шарахнуть из стрелкового оружия и гранатометов вполне могли. Тем более на такой малой высоте.
Буквально спустя месяц, к сожалению, так и произошло. В н.п. Бентиу, куда я уже летал по работе ранее, был сбит ооновский вертолет с российским экипажем, погибли мужики из ЮТэйровского экипажа.
Я аргументировал, что на вертолетах мне уже приходилось летать в Чечне, и там с безопасностью было похуже, а вот если я упущу возможность своими глазами посмотреть на один из самых труднодоступных районов Земли и совершить авиапрогулку над Нилом за казенный счет — я точно буду жалеть всю оставшуюся жизнь. Джон ухмыльнулся и, кажется, не поверил. На всякий случай уточнил у меня, понимаю ли я, что мне за это дополнительно не заплатят? Убедившись, что, да, понимаю, и пробормотав что-то насчет «крейзи рашнз», отсел на свое рабочее место. А я занялся подготовкой к полету. Карта, координаты, сверка текущей обстановки, уточнение контактов местных южносуданских командиров, с которыми можно выйти на связь, в случае чего, и т. д.
За этим занятием меня и застала бортпроводница одного из контрактных вертолетов. Поинтересовавшись, чем я занимаюсь, и получив ответ о предельной важности тщательной подготовки к воздушной разведке, она закатила глаза и, хлопнув меня по плечу, сказала: «Расслабься, вот увидишь, те, кто с тобой полетит, сначала будут час селфиться, а потом отрубятся и продрыхнут пол полета. А потом напишут в отчете, что ничего подозрительного не заметили и все! Я много раз такое наблюдала». Настала моя очередь удивляться: «не может быть! Со мной летят профессиональные военные!». Небесная дева хмыкнула: «вот увидишь», и ушла по своим авиационным делам.
Забегая вперед, скажу, что через час полета наш борт выглядел примерно так:
Первым сдался морпех Кевин )
А еще через час вот так:
Непальский офицер поддержал американского коллегу. А руандийский бортпроводник неодобрительно поглядывает на автора.
Так что опытная стюардесса оказалась права. Cамое главное веселье ждало впереди.
Ну а пока мы летели и под нами проплывали виды, достойные лучших выпусков National Geographic:
Над разлившимся Нилом
В кадр попали элементы конструкции нашего Ми-8
Тропический ливень с вертолета выглядит так
стадо буйволов пасется внизу
(to be continued. )
Мама конечно забыла постареть)
1й и 11й класс, 2013-2023 год.
Фото из сети.
Способ быстро получить бесплатно МРТ
Рассказываю лайфхак. Мне в январе назначили мрт головного мозга с контрастом (на рассеянный склероз). По закону, после назначения врача в течение 14 рабочих дней обязаны предоставить направление. Мне ,естественно, сказали очередь большая, квот нет, ждите. Сколько ждать, какая я в этой «очереди» — тайна покрытая мраком. Как-то в один прекрасный день сижу я дома и листаю местный паблик города. И тут вижу пост про минздрав. А в комментариях на пост отвечат оофициальный аккаунт минздрава (с галочкой). Я в прикол пишу комментарий «где моё направление на мрт? Жду уже больше месяца». Мне отвечает этот этот аккаунт «напишите нам в личные сообщения, что именно произошло, номер поликлиники и свои данные. Я написала. И клянусь, прошёл час. Мне звонят с поликлиники и говорят «пришли квоты на мрт вас записали на 9 марта, направление можете забрать прямо сейчас в регистратуре». ЧАС! Вся проблема квот решилась за час. Направление забрала, мрт сделала)
Никого не жалко, никого.
Пригородный автобус. Кондуктор — молодой парень с синдромом Дауна. Опрятный, хорошая и интеллигентная речь, слегка медлительный. В автобус заходят люди, он при входе проверяет билеты. Водитель орет, мол, пусть все заходят, потом проверишь. Но ведь он проходил инструктаж, его учили, как надо! Среди пассажиров есть взрослый с детьми, говорит: "У нас проездной". Водитель презрительно: "Сейчас еще проверять начнет". В дальнейшем заходят люди, он пересчитывает протянутые деньги. Смотрят, как на ненормального, типа зачем пересчитывать? До слез. Кто из всех этих людей умнее: парень, который пробился, как березка из асфальта человеческой жестокости и насмешек, или эти "асфальтоукладчики"? Жестокие, злые и бездушные.
В Канаде скандал из-за аплодисментов эсэсовцу
Во время визита Зеленского в канадский парламент пригласили 98-летнего Ярослава Хунку, которого представили "ветераном борьбы за украинскую независимость против русских в годы Второй мировой войны". Парламентарии вместе с Зеленским устроили ему стоячие овации.
Хунка – бывший участник добровольческой дивизии "Галичина" войск СС, которая комплектовалась из украинских националистов и не только воевала против Красной Армии, но и отметилась зверствами в отношении евреев, поляков, белорусов и словаков.
На случившееся отреагировала еврейская организация "Друзья Центра Симона Визенталя". Она потребовала извинений и призвала объяснить, "как этот человек получил признание от спикера палаты представителей".
Спикер уже покаялся. Он сказал, что пригласил эсэсовца именно он, а подробности его биографии узнал уже после.
"Я хотел бы в первую очередь принести глубочайшие извинения еврейским общинам Канады и всего мира. Я принимаю всю ответственность за свой поступок"
А лидер оппозиции потребовал извинений от премьера. По его словам, служба протокола премьера отвечала за выбор гостей, и никто из парламентариев не мог знать о темном прошлом Хунки.
"Господин Трюдо должен лично извиниться и не перекладывать вину на других, как он обычно поступает"
Бывшему мужу привет!
Нет, не достаточно:)
Ответ на пост «Помощь Америки»
Вот иногда читаешь такие посты и диву даёшься, насколько наш народ легко оболванить. И он будет лайкать, кричать — да, так всё и было! Какакола скупила все бочки с квасом и заводы встали! Воистину, люди с клиповым мышлением и однобитными мозгами.
— жёлтые бочки с квасом катались по Москве после пришествия Coca Cola Company ещё лет 10, а после сменились на бочки частных компаний, которые возили и квас, и молоко.
— «заводы, производящие квас» в СССР отсутствовали, квас производили совхозы и колхозы, а также пивзаводы. Причём последние производили квас «Московский», который разливался по бутылкам и поставлялся в рестораны, а оставшиеся два вида кваса — кислый и окрошечный производились сельским хозяйством. Кстати, пиво в бочках тоже исчезло через некоторое время после распада СССР. Это потому, что Coca Cola скупила все пивные заводы?
— вендинговые автоматы по продаже газировки, технология производства которых была завезена из США, как и линии по производству пломбира со сгущёнкой, были сданы на металлолом потому что монеты достоинством в 1 и 3 копейки перестали иметь какую-либо ценность в результате инфляции. Были попытки ввести жетоны, но россияне быстро научились их подделывать, да и вообще, обманывали автоматы с газировкой довольно часто — даже в фильме «Афоня» есть эпизод, где главный герой то ли проволокой, то ли отвёрткой лезет в монетоприёмник и получает стакан минералки.
— россияне, которые коллекционировали алюминиевые банки от импортного пива, смогли купить и его, и широкий ассортимент лимонадов, в любом ларьке и относительно недорого. Поэтому им стало неинтересно пить лимонад из «сифилизатора», как часто в народе называли автоматы, где один стеклянный стакан использовался на сотни человек в день, а помыть его можно было только ополаскиванием обычной водой без моющих средств.
Валить развал всего советского на западные компании может только очень ограниченный человек, который не знал ни о реалиях перестройки, ни о текущих реалиях. Во время приватизации захват советских ресурсов производили ушлые россияне (РусАл, Норникель и т.п.), а западным компаниям не было нужды что-то скупать — их продукция улетала (и улетает) тоннами.
Сохранённый от покупки Кока Колой и сдачи на металлолом АвтоВАЗ как производил тазы, так и производит. Сколько бы мы не вкидывали в него денег, так и не стал конкурентом западным и даже китайским производителям автомобилей. Поэтому, он живёт (точнее сказать — существует) на наши налоги, пытаясь втыкать двигатели и коробки от Рено в местные кузова.
Ну, и самое главное, что детям, пишущим подобные статьи, нужно знать про Coca Cola. Основной доход компания получает не от продажи лимонадов.
Рейв без возрастных пределов
Когда резко похудел
В общем, скинул я 15 кило за месяц и вот что заметил:
Телу стало легко. Прямо очень легко. В какой-то момент появляется желание танцевать или заниматься йогой, потому что тело стало легче, будто гравитация вдруг уменьшилась на 15-20%. Спойлер: это не продлится долго;
Одежда начинает висеть. Или болтаться. Я уж думал, от стирки «сели», ан нет, просто пузо вышло из чата. Зимние тёплые джинсы вдруг превратились в «трубы» времён моды конца нулевых. Тут или сливать з/п на новый шмот, или разжираться обратно (что, сука, дешевле);
Тебя замечают. Окружающие (коллеги, родственники и друзья, если они есть) видят изменения, делают комплименты. Некоторые дамы даже начинают флиртовать на почве «ой, а ты так хорошо похудел, поделись секретом?». Удивительно открывать для себя факт, что всё это время ты был не уродом, а просто жирным уродом (что поправимо);
А вот ты не замечаешь. Даже когда вес уходит быстро, всё равно самому это заметить трудно. Ну, разве что, одежда становится свободней. Надо регулярно фотографироваться и смотреть, как с каждым ушедшим килограммом твоё лицо становится всё грустнее и грустнее;
Меняется лицо. У меня оно резко помолодело, появился острый подбородок, несколько выделился нос. Удивительно, но это реально два разных лица;
Просыпается или меняется либидо. Женские гормончики из жировых отложений больше не пытаются сделать из тебя трансика, потому что отложений стало меньше. Как результат — больше побед на любовном фронте;
Становится холодно. Бесит! Жирочек больше не греет 🙁
На корточках сидеть комфортно. Я никак не мог понять, как люди умудряются отдыхать, сидя на кортах — ноги затекают, жопа затекает, всё начинает болеть и пухнуть. Оказывается, можно и даже приятно;
Мир, сука, твёрдый! Пол твёрдый, когда на нём занимаешься физкультурой, кости давят на дерево и это больно. В моём старом диване, оказывается, много сраных перекладин, которые теперь мнут мне рёбра. И на стену теперь хрен облокотишься быстро;
Ты не потеешь, как сука. Оказалось, такое возможно, если пройти даже 8-10 км.
Резко похудел из-за стресса, напишу, как не будет лень.
Когда живёшь с полицейской собакой
Ответ на пост «Генийка»
Вот не знаю почему, но у меня от феминитивов глаз начинает дёргаться. Я девушка, у меня есть профессия, которая называется юрист, не юристка, не юристесса, не юристиня, а юрист. В моей профессии половые признаки не играют никакой роли. И как женщину меня название профессии в мужском роде никак не оскорбляет. На работе я в первую очередь юрист, сотрудник, которого взяли за знания и умения, а не за то что я девочка и глаза у меня красивые. На работе я хочу, что бы оценивали мою работу как раз независимо от того, в какую кабинку wc я хожу.
Но когда я вижу, что текст пишет авторка про психологиню оформленный дизайнершей с привлечением фотографини, у меня возникает ощущение, что в первую очередь тебе хотят подчеркнуть, что «я ваабще-та девачка», а уже потом показать свою работу, талант, мастерство и знания, что мной лично уже воспринимается как признак непрофессионализма.
Это вам не руки у Пизанской башни :)
Семейный совет
Жила-была девочка Маша. И было у Маши всё относительно хорошо. Даже несмотря на отсутствие отца. Мама — чиновница средней руки в мэрии, тётя работает в администрации "управляйки", бабуля — работающая пенсионерка (держит магаз). Ну, кроме того, папа оставил квартиру, которую Машина родня вполне удачно сдавала (это значит "славянской внешности, платёжеспособные, без вредных привычек, на длительный срок"). То есть, не олигархи, конечно, но на семейные хотелки вполне хватало, в том числе и "поставить дочерей на ноги". Когда Маша закончила школу, её старшая сестра Женя уже получала университетские знания в облцентре. Это присказ. Теперь собственно история.
Дело было в процессе обсуждения условий поступления Маши в универ (тоже в облцентре). Школу Маша закончила нормально, денег у родителей хватало, так что теоретически проблем не должно было возникнуть. Беда постучалась в дверь внезапно. Если, конечно, "бедой" можно назвать сестру Женю, которая приехала домой с младенцем собственного изготовления. На все вопросы об отце ребёнка, сестра Женя пафосно и туманно отвечала, что он "не пожелал брать на себя ответственность", что в переводе на русский понятный звучало как "поматросил и бросил". И поэтому вскоре, в один далеко не прекрасный день, Машу позвали в комнату, где мама, тётя и бабушка на очень серьёзных щщах ей объявили: "Маша, мы — одна семья, и должны помогать друг другу. Мы понимаем, что у людей могут быть свои планы, но жизнь вносит свои коррективы и. ". Уже в начале этой пафосной речи Маша поняла, что ничего хорошего она не сулит, да и тон у родственников был не терпящий возражений. Так и случилось — на семейном совете объявили решение, что Женя продолжит получать высшее образование, а ребёнка оставят на Машу, ибо никто из родни жертвовать работой ради него не будет. Маша было пыталась протестовать, но оказалась в меньшенстве (а точнее одна против родни, как держателей всех материальных ценностей в семье, и Жени, которая решение семейного совета горячо поддержала).
Стадия принятия неизбежного давалась Маше чрезвычайно тяжело. Она не любила этого ребёнка и прямо заявляла родителям, что не согласна отдуваться за за косяки сестры. Родня попеняла Маше на несговорчивость и эгоизм, сославшись на традиции Востока, где дочери покорно принимают решения старших родственников. Маша же, в свою очередь, указала, что на том же Востоке незамужних дочерей, принёсших "в подоле", закидывают средней велечины камнями; там за стройкой около дома есть куча битого кирпича, Женьке как раз подойдёт. Маше попеняли на тупой солдафонский юмор и послали менять Егорке памперсы. А в качестве утешения подали надежду, что когда Егорка пойдёт в детсад, то скорее всего, можно думать о поступлении Маши в универ.
Когда Егорка пошёл в садик, он ему сразу не понравился. Он истерил, падал на спину или на колени на пороге садика, отказывался есть, мочился в штанишки и т.д. — короче, протестовал со всей страстью, как только может протестовать трёхлетний пацан. И Машино вступление в самостоятельную жизнь отодвинулось до тех пор "пока Егор не привыкнет к садику". Где-то через полгода до Егорки наконец-то стало доходить, что жизнь (хоть и в детском садике) — не такое уж дерьмо. Маша намекнула родне на вхождение в самостоятельную жизнь, родня намекнула Маше, что разговор о самостоятельной жизни можно заводить только после поступления Егорки в первый класс. Но в качестве компенсации бабуля устроила Машу в свой магаз уборщицей. А ещё (тоже в качестве компенсации) Маше скормили радужную перспективу того, как Женя получит высшее образование, начнёт работать по специальности и улучшит материальное положение семьи, отщипывая семье нехилые шматки со своей (в перспективе) не маленькой зарплаты. Маша поняла, что ждать можно бесконечно долго: пока Егорка привыкнет к школе/закончит четверть без троек/переживёт переходный возраст/окончит школу/поступит в универ/выучится/устроится работать по специальности/привыкнет к работе и т.д. — и это еще при самом оптимистичном раскладе, если Егорка не окажется достаточно сообразительным для того, чтобы не напрягаться, а тупо сесть на шею тёте Маше, свесив ноги. А ещё Маша совсем не верила т.н. радужной перспективе, которую обрисовали перед ней родственники, поскольку сестра Женя ни разу не навестила семью, за исключением того случая, когда она подкинула им младенца; а подкинув, ни разу, не поинтересовплась собственным сыном. Так что Маша приуныла и стала думать мысли, которые Роскомнадзор не одобряет.
Здесь сторонний наблюдатель сказал бы: "Да слать нахуй таких родственников и валить от них куда подальше!" и будет скорее всего прав. Если уж на то пошло, то и Маша думала точно также, но есть нюанс — для таких заявлений и поступков нужна какая-никакая материальная база. Работая уборщицей в бабулином магазе и живя с мамой и тётей (когда доходы и расходы контролируются), отложить деньги не удасться (вариант "одна тыщща в месяц" не рассматривается). Свалить от них и найти работу в родном городишке — тоже не вариант. Во-первых, её родителей слишком хорошо знают, во-вторых никому из местных работодателей неинтересен её атестат, хоть и без троек. Оставался вариант занять денег. Поиск заимодавца — это целая история, но если кратко: отчаявшаяся на всю голову сикуха встретила отбитую на всю голову особу. И деньги были выданы в количестве 120 тыр., с условием в означенный срок отдать 150 тыр. Стороны ударили по рукам и составили расписку. Имела ли юридичискую силу сия расписка — история умалчивает.
Маша с трудом подавила в себе искушение объявить любимым родственникам об обретении независимости и скором отъезде. Поступи она так, её проект "самостоятельная жизнь" мог бы закрыться, так и не открывшись. Для начала нужно было всё-таки уехать. Это в большом городе можно было тупо сесть в транспорт (любой) и отбыть; в Ebeniah несколько иная атмосфера. Поэтому отъезд Машки в облцентр напоминал детектив с обрывом на самом интересном месте. После Машкиного отъезда её мама, тётушка и бабуля, ясен пень, пришли в ярость; им очень хотелось, во-первых, вернуть беглянку, а во-вторых, узнать, кто та сука, что заняла ей деньги. "Та сука, что заняла ей деньги", сразу после заёма свалила в областную психиатрическую больницу (что весьма предусмотрительно с её стороны), и в те редкие моменты, когда медперсонал разрешал ей пользоваться смартфоном, мерзко хихикая, наблюдала за срачем в городской группе, где Машкина родня призывала кары на всех, кто способствавал Машкиному побегу и пыталась узнать имя её кредиторши. И эти набросы на вентилятор грели душу. Видимо это рассматривалось как часть лечения её свистящей фляги (наравне с укольчиками и вкусными таблетками).
Что касается Машки, то она устроилась на работу (не сразу, ибо первые два-три начальника оказались мудаками), сняла квартиру. В идеале было бы поступить в универ, но пришлось отказаться ибо в данном случае не по средствам. Машка окончила курсы маникюра и пополнила многочисленую армию "Кристина-ноготочки💅" и иже с ними. Потом закорешилась с девчонкой, у которой были корочки парикмахера; вместе они пытались принимать клиенток в съёмной хате, но соседская бабка обосрала им всю малину, ибо была уверена, что если две девчонки в одной квартире — это точно лесбухи/проститутки. Старая карга писала на их дверях ругательства, колотила клюкой в дверь и стену, натравливала полицию и т.д., короче, Машке с подругой пришлось менять локацию и жить/принимать клиенток в другом месте. (К их превеликому удовольствию новыми соседями бабки стали гости из южных краёв, устроив старой пизде Адъ и Кавказъ) Только где-то через месяцев восемь Машка худо-бедно, но начала вставать на ноги, то есть речь о возвращении в родные пенаты точно уже отпадала. И тогда Машка вынула из ЧС всю свою родню и высказала им по полной всё, что она думает про их "семейный совет" (хоть и эмоционально, но в рамках приличия, конечно, всё-таки родня). А потом закинула их обратно в ЧС.
Спустя два с половиной года долг она вернула. Причём, где-то на середине дистанции я сказала, что дальше можно не отдавать — на такое семейное шоу никаких денег не жалко (в процессе становления на ноги Машка отжигала будь здоров). На моё заявление Машка многозначительно подняла бровки и таки отдала всю оговорённую сумму. В последствии она сказала, что это дело принципа — лишних денег у неё не было, моё предложение звучало заманчиво, но Машка для себя загадала, что если уж у неё получится отдать долг, значит у неё ВСЁ получится (весьма похвальная позиция. с точки зрения кредитора, конечно).
А потом сестра Женя приехала домой. с новым младенцем, отец которого опять "отказался брать на себя ответственность". На вопрос "а как же универ?", она экала-мекала, короче выдала полуфразами и намёками, что гм. универ накрылся. И кучу битого кирпича за стройкой, как назло, всю распиздили. Женька пыталась было выпросить у бабули-мамы-тёти средства на возможность всё начать сначала, но, поскольку Машки под рукой не было (да и в материальном плане родня хоть и не бедствует, но всё же не бездонные), Женьке было сказано сидеть дома с детьми, что было весьма непросто, поскольку Евгения привыкла к вольному образу жизни, а кроме того, Егорка в свои неполные шесть лет уже имел непростой характер и с этим своим характером неистово протестовал против незнакомой тётьки, которая называла себя мамой.
Что в сухом остатке сейчас? Машка работает и занимается напару с подружкой ноготочками и причёсками. Поступила в какой-то колледж то ли на повара, то ли на кулинара. Хотелось бы получить "вышку", но это и сейчас ей не по средствам. С другой стороны, сколько её бывших одноклассников с синими и красными дипломами не могут устроиться по специалтности, а вкусно покушать люди будут хотеть всегда. Женька неистово пытается выяснить, у кого Машка занимала деньги, поскольку ждать субсидий от родни в ближайшие годы безнадёжно. Вдруг и ей что-нить перепадёт. (однозначно нет. Отсыпать денег, чтобы Женька залетела третий раз, по меньшей мере глупо. Ежедневно во всём мире такое случается сотни тысяч раз. И в большинстве случаев совершенно бесплатно)