Коммерческий транспорт во дворе дома куда жаловаться
Перейти к содержимому

Коммерческий транспорт во дворе дома куда жаловаться

  • автор:

Что делать, если во дворе дома постоянно паркуются грузовики

Проблема забитости парковок не только в центре мегаполисов, но даже и в спальных районах в последнее время усугубилась. В стремлении изгнать из дворов «пришлый» транспорт жилые товарищества устанавливают на въезде в придворовые территории шлагбаумы и создают списки реальных автовладельцев, выдавая пропуски и карты-транспондеры.

Однако такие меры, увы, не всегда способны решить проблему. Все дело в том, что многие жильцы на поверку оказываются индивидуальными предпринимателями, которые, пользуясь ключом-картой, проезжают во двор, к примеру, за рулем такси, оформленные на них для осуществления коммерческой деятельностью.

Нередко на огороженных шлагбаумами дворовых территориях скапливается также немало легких коммерческих грузовиков типа «ГАЗелей», Volkswagen Transporter и Ford Transit. По большей части такой транспорт принадлежит опять-таки ИП, проживающим в этом доме и въезжающих на территорию, используя свой электронный пропуск.

Возникает логичный вопрос — можно ли освободить дворовые парковки от такой коммерческой техники и если да, куда жаловаться? Чтобы расставить все точки над i, поясним, что относительно описанной ситуации говорит закон. Прежде всего, пункт 17.2 ПДД гласит:

«В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест».

Это означает, что при обнаружении на вашей парковке большегрузов (как правило, это длиннобазные цельнометаллические LCV с полной массой более 3,5 т) у вас есть все основания вызвать наряд ГИБДД и зафиксировать нарушение, за которое предусмотрен штраф 3000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге и 1500 рублей в регионах (ст.12.28 КоАП). Однако, если полная масса фургона меньше 3,5 т, выдавить такой автомобиль с дворовой парковки с помощью сотрудников ГИБДД не получится.

Упомянем также важный приказ Минтранса №199 от 17.05.2018 года. В нем черным по белому написано, что «создание парковок на территории общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки не допускается».

Эти положения вступили в силу в 2020 году и распространяются пока на три города федерального значения — Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.

Так значит, что можно аналогичным образом вызвать наряд и выдворить нарушителей с придворовой территории? Но, увы, такой алгоритм не сработает. Дело в том, что запрет Минтранса не относится к сфере ПДД и не является дополнением в автомобильные статьи КоАП РФ. Иными словами, контроль над исполнением приказа могут осуществлять городские префектуры или отделы муниципальных администраций.

В любом случае, разумно будет начать с подачи жалобы в управляющую компанию своего дома. С помощью администрации можно будет, к примеру, установить лицензирующий орган, относящийся к тем такси, которые заполонили вашу парковку. ТСЖ или управляющая компания должны будут также направить вашу жалобу вверх по инстанциям и одновременно связаться с нарушителем и поставить его в известность, что он нарушает приказ Минтранса №199 от 17.05.2018 года. Иногда обычной беседы с нарушителем бывает достаточно, чтобы он перегнал свой автопарк с придворовой территории на специализированную городскую парковку.

А вот на машины каршеринга приказ Минтранса № 199 не распространяется, поскольку договор каршеринга является по сути соглашением краткосрочной аренды транспортного средства. И тем не менее, все опять-таки в руках жильцов — на собрании собственников можно принять внутреннее правило о парковке машин каршеринга вне дворовой территории. С другой стороны, правда и то, что нарушитель может оспорить это постановление в суде.

Отметим и еще один важный нюанс — за нарушение правил, установленных вышеупомянутым приказом, на сегодняшний день пока никакой административной ответственности не предусмотрено. Меры воздействия, как мы выяснили, все еще прорабатываются. Однако это не означает, что на индивидуальных предпринимателей, превративших дворовую территорию в парковку своего частного таксопарка или парка развозных грузовиков, не удастся в конце концов найти управу.

Повторимся — действовать следует через муниципальные органы, которые должны будут зафиксировать факт стоянки такси или развозного фургона в дворе жилого дома более девяти часов, что является нарушением нормы о лицензировании пассажирских перевозок.

Впрочем, считают эксперты, логика развития транспортной инфраструктуры в крупных городах такова, что фактическое административное наказание за неисполнение приказа Минтранса №199 в конечном счете будет определено, и явно будет для юридических лиц внушительным.

Понаехали тут. Как выгнать «Газели» и такси из дворов?

Горожане часто жалуются на то, что коммерческие компании паркуют во дворах домов грузовики, такси и фургоны. Десятки автомобилей могут отстаиваться в жилых зонах неделями, занимая гостевые парковки, тротуары, а также свободные места, предназначенные для личных машин жильцов. Таким образом многие фирмы, в том числе и иногородние, экономят на платных стоянках. Министерство транспорта Российской федерации подготовило приказ, который должен прекратить нецелевое использование придомовых территорий.

Приказ суров

С 1 января 2020 года вступают в силу обновленные требования к эксплуатации дорожной городской сети коммерческим транспортом. В трех городах федерального значения (в Москве, Петербурге и Севастополе) юридическим лицам, в том числе и индивидуальным предпринимателям, запрещается оставлять машины внутри жилых зон. Под действие приказа попадает небольшой коммерческий транспорт массой меньше 3,5 т. В основном это «Газели», «Соболи», Ford Transit, Volkswagen Transporter и прочие небольшие грузовички, а также грузовые фургоны на основе легковых платформ. Такие машины используются в основном для снабжения магазинов и прочих торговых точек. Кроме того, коммерческим транспортом считается и такси, в том числе и оформленное на индивидуальных предпринимателей, а также машины каршеринга. Их теперь разрешается бесплатно оставлять только на специализированных платных паркингах вдоль дорог.

Кто должен штрафовать?

«Приказ подписан, однако над его реализацией еще стоит поработать, потому что пока не определен механизм исполнения этого предписания, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — С одной стороны, проблема парковок в жилых зонах беспокоит местных жителей, и несправедливо, что коммерческие фирмы используют дворы для отстоя транспорта. С другой, неясно, как и кто начнет контролировать деятельность предпринимателей. Ведь сотрудники ГИБДД исключаются из этой схемы».

Дело в том, что в правилах дорожного движения нет прямого запрета на парковку в жилых зонах автомобилей с полной массой меньше 3,5 т. Нет там и градации юридической принадлежности транспорта. Запрет Минтранса проходит не как изменения в ПДД и не как дополнения в автомобильные статьи КоАП РФ, он оформлен прямым приказом по эксплуатации дорожной сети. А значит, контроль над исполнением могут осуществлять только надзорные органы, такие, как транспортная прокуратура, а также городские префектуры или особые отделы муниципальных администраций.

Опыт есть

В Подмосковье уже есть подобный опыт: с 2016 года действует запрет на парковку коммерческой техники во дворах. Статья 6.22 Кодекса Московской области об административных правонарушениях под названием «Нарушение требований к размещению транспортных средств» гласит, что размещение (за исключением погрузки или разгрузки) и хранение транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов (за исключением прицепов к легковым пассажирским транспортным средствам), на дворовых и внутриквартальных территориях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В городских администрациях пока нет особых отделов, которые смогут оперативно реагировать на каждый факт неправомерной парковки, хотя, возможно, эти функции будут переданы в ЦОДД. Поэтому только от настойчивости жильцов будет зависеть, избавятся ли их дворы от коммерческой техники.

Что делать УО и жителям, если во дворе дома паркуются грузовики

Во дворах многоквартирных домов становится всё больше припаркованных автомобилей. Иногда это грузовые крупногабаритные машины или автобусы, которые занимают много места на парковке и мешают движению. Читайте, есть ли законы, которые запрещают ставить такой транспорт во дворах и как с ним бороться жителям дома.

Вызовите ГИБДД, если припаркованный транспорт нарушает Правила дорожного движения

  • мешает проезду других машин;
  • перекрывает обзор водителям – из-за длинного и высокого кузова можно не увидеть выскакивающего из подъезда ребёнка;
  • вредит асфальту, который во многих дворах и так не в лучшем виде;
  • занимает сразу несколько парковочных мест, и жители дома не могут припарковать свой личный транспорт.

Вариантов борьбы с грузовиками во дворах несколько. Прямой запрет парковку во дворе жилого дома прописан в НПА только в отношении транспорта более 3,5 тонн. Согласно п. 17.2 ПДД, в жилой зоне запрещена стоянка «грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3,5 т» вне специально выделенных и обозначенных знаками мест. Если на придомовой территории оставлен такой грузовик или автобус, то жители вправе вызвать наряд ГИБДД. Её сотрудники должны зафиксировать нарушение.

ПДД также запрещают при парковке создавать помехи движению транспорта и оставлять машины на тротуарах и газонах. Если владелец грузовика или автобуса нарушает эти требования, то УО или собственники могут зафиксировать это и отправить заявление в ГИБДД.

При нарушениях правил парковки, описанных в санитарных нормах, обратитесь в надзорный орган

Также полезными для борьбы с грузовым и легковым транспортом, который заполнил двор МКД, будет СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В таблице 7.1.1 этих правил описаны правила стоянки автомобилей во дворах жилых домов – на определённом расстоянии от окон жилого дома в зависимости от количества машино-мест.

Если двор МКД не позволяет удалить транспорт от окон, и там паркуется коммерческий и грузовой транспорт, то жители могут пожаловаться в УО или напрямую в орган санэпиднадзора.

Парковка у дома и пожарная безопасность: что нужно учесть УО

Не ссылайтесь на отменённые документы о правилах парковки коммерческого транспорта

Отдельно упомянем приказ Минтранса РФ от 17.05.2018 № 199, на который ссылаются некоторые источники при ответе на вопрос, как бороться с грузовиками во дворе МКД. В нём было прописано, что на территории общего пользования МКД не допускается стоянка транспортных средств, принадлежащих юрлицам и ИП, которые занимаются перевозками грузов или пассажиров по договорам.

Этот запрет касался только Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Но в рамках «регуляторной гильотины» его отменили с 1 января 2021 года, поэтому ссылаться на него в борьбе с грузовиками во дворе не получится.

По решению ОСС установите на въезде шлагбаум

Собственники и УО могут бороться с большегрузами во дворе МКД и своими силами – на общем собрании решить установить на своей придомовой территории шлагбаум. Для этого земельный участок под домом нужно поставить на кадастровый учёт и включить в состав общего имущества МКД (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491).

Но одного решения ОСС для монтажа шлагбаума мало: поставить его можно только после согласования с уполномоченными госорганами и муниципалитетом. При этом в разных регионах и даже муниципальных образованиях правила такого согласования различаются. С ними нужно будет ознакомиться до подачи документов.

Для всей России существуют единые требования к установке шлагбаума во дворах домов: они прописаны в правилах противопожарного режима, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. С ними тоже стоит ознакомиться до того, как принимать решение об установке шлагбаума и проект монтажа.

Каким противопожарным правилам должен соответствовать шлагбаум МКД

При отсутствии во дворе организованной парковки – установите запрещающие дорожные знаки

Если жители дома не согласны платить за установку шлагбаума или установить его в соответствии с НПА невозможно, то управляющие домами, ТСЖ и собственники прибегают к другому способу оградить территорию от стоянки грузовиков и другого коммерческого транспорта – устанавливают дорожные знаки.

Это могут быть знаки «Въезд запрещён» и «Стоянка запрещена» в тех зонах, где обычно паркуются такие машины. Но в данной ситуации жители должны иметь в виду, что и их личный транспорт оставить на этих местах будет нельзя.

При этом нужно учитывать, что собственники помещений в МКД, равно как и управляющие организации, не имеют права самовольно размещать дорожные знаки на придомовой территории. Место установки дорожных знаков могут определить и утвердить только госорганы, региональные власти или муниципалитеты в зависимости от принадлежности дороги.

Они руководствуются требованиями № 196-ФЗ и № 443-ФЗ. Правила применения дорожных знаков прописаны в ГОСТ Р 52290-2004: в них указано, на каком расстоянии и под каким углом к дороге должны быть размещены знаки, их размер и расположение.

Как установить на придомовой территории шлагбаум и дорожные знаки

Установите на ОСС ограничения в пользовании земельным участком

Как показывает анализ НПА, прямых запретов на парковку во дворах жилых домов коммерческого транспорта, если он меньше 3,5 тонн, сейчас нет даже в столице и других городах федерального значения. Поэтому однозначного решения проблемы грузовиков во дворе сейчас не существует, вопрос не урегулирован в НПА.

Если во дворе МКД стоит грузовой транспорт сторонних лиц, не проживающих в доме, то на общее собрание можно вынести вопрос об установке шлагбаума или ограды с воротами.

Но даже шлагбаум и ворота не всегда могут быть эффективными в борьбе с грузовиками и другими крупными автомобилями, если это собственность кого-то из жителей дома, например, индивидуального предпринимателя или самозанятого. В таком случае он будет пользоваться своим брелоком или ключ-картой и свободно проезжать на придомовую территорию.

Но при этом, если придомовая территория оформлена, собственники помещений МКД на ОСС могут принять правила пользования своим земельным участком, в том числе ввести ограничения на парковку (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Существует ли такая проблема в домах под вашим управлением? Как вы её решаете? Поделитесь в комментариях.

Что делать, если во дворе дома постоянно паркуется чей-то грузовик

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: а как грузовики в принципе могут докучать жителям многоэтажки? И если со здоровенными фурами все, вроде бы, ясно (а порой под окнами жилых домов паркуются и они), то чем мешают те же «Газельки» и им подобные фургоны и микроавтобусы? Здесь на ум приходит как минимум четыре варианта.

Во-первых, коммерческий транспорт нередко преграждает проезд другим автомобилям, «высовываясь» своими «мордами» за условные границы парковочного места. Во-вторых, из-за своих внушительных габаритов большегрузы зачастую занимают непозволительно большую площадь, на которой спокойно разместились бы две легковушки.

В-третьих, за грузовиком, пришвартовавшимся у дороги, можно не разглядеть ребенка, выскочившего с тротуара на проезжую часть — очень опасная аварийная ситуация. И, наконец, в-четвертых, фургоны, микроавтобусы, самосвалы и прочие «здоровяки» банально не «вписываются» в ландшафт придомовой территории. Не критично, но и приятного мало.

Раньше победить в борьбе с соседом-водителем большегруза было практически невозможно, но с 1 января текущего года в силу вступил приказ Министерства транспорта № 199, фактически запретивший парковку коммерческих транспортных средств (грузовиков, такси и автобусов), принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, во дворах жилых домов.

Правда, есть два важных нюанса. Первый: нововведения касаются исключительно городов федерального значения — то есть, Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Второй — за нарушение правил, установленных приказом, на сегодняшний день никакой административной ответственности не предусмотрено.

Однако это вовсе не значит, что жителям ничего не остается, кроме как целыми днями смотреть из окна на «страшный» грузовик, надеясь, что однажды наказание все-таки введут. Жаловаться можно, и даже более того — нужно.

Можно ли «насолить» соседу, подсыпав сахара в бензобак его авто

Не мытьем, так катаньем власти все же запретят парковку во дворах

– Жители Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя при занятии парковочных мест коммерческим транспортом имеют право и возможность обращаться в ГИБДД, Министерство транспорта, управляющую компанию своего дома и даже лицензирующий орган (касается, например, такси ), — объяснил порталу «АвтоВзгляд» Аким Ложковой, эксперт адвокатской конторы «Бородин и Партнеры».

Даже несмотря на то, что административная ответственность за нарушение правил парковки коммерческим транспортом в Кодексе не прописана, правоохранительные органы подобные жалобы от граждан без внимания не оставляют. Как минимум, устанавливают собственника и проводят с ним воспитательную беседу. Зачастую хватает и ее, чтобы водители большегруза принимались за поиски иных парковок.

А если разговор не помогает?

Если грузовик продолжает мозолить глаза жителям после визита правоохранителей, то события могут развиваться по одному из двух сценариев — все зависит от максимальной разрешенной массы «яблока раздора». Когда речь идет о транспортном средстве с массой до 3,5т (те же грузовые «Газельки»), то закон бессилен — даже ссылаясь на приказ, принудить водителя к освобождению парковки нельзя.

Если же у машины максимальная разрешенная масса выше, то на помощь, по сути, бесполезному приказу приходят ПДД, а именно 17-я глава «Движение в жилых зонах». В п.17.2 сказано, что во дворах, помимо прочего, запрещена «стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест».

За нарушение этого правила предусмотрено вполне реальное наказание: штраф в размере 3000 рублей — в Москве и Санкт-Петербурге или 1500 целковых — в регионах (ст.12.28 КоАП).

Вымогатели придумали новейший способ развода водителей на деньги

Можно ли отомстить соседу, забив картошку в выхлопную трубу его авто

– Можно пожаловаться в местную ГИБДД: например, позвонить по телефону и сообщить, что в нарушение приказа Минтранса от 17.05.2018 №199, а также статьи 12.28 КоАП РФ на стоянке во дворе жилого дома по такому-то адресу припарковано грузовое транспортное средство, — советует читателям портала «АвтоВзгляд» юрист Евгений Шупиков.

Некоторые также рекомендуют гражданам, страдающим от паркующихся под окнами грузовиков, созвать собрание соседей и установить по возможности во дворе шлагбаум. Совет, бесспорно, хороший, но сработает это лишь в том случае, если водитель-эгоист не является жильцом того же дома. В противном случае ключ от «ворот» будет и у него, а тогда в чем смысл?

Не стоит прибегать и к самостоятельной эвакуации грузовика с парковки, как бы сильно он вам ни досаждал. В противном случае есть риск нарваться на штраф в размере до 500 рублей за «уничтожение или повреждение чужого имущества» или даже угодить за решетку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *