«Москвич» вместо Renault: французская компания уходит, но не прощается
Автоконцерн Renault передал свои российские активы государственным структурам с правом выкупа прежней доли в течение шести лет. В Тольятти продолжат выпуск автомобилей Lada, а на московском предприятии компании планируется возродить бренд «Москвич». Чтобы сохранить производство на этих заводах, властями необходимо оперативно найти новых партнеров, считают эксперты. Подробности — в материале «Известий».
«Сделка за рубль»
Российские активы Renault переходят в государственную собственность, сообщила пресс-служба Минпромторга РФ. Московский завод «ЗАО «Рено Россия» полностью перешел под контроль правительства Москвы, 67,69% акций АвтоВАЗа передано в собственность Российской Федерации в лице подведомственного Минпромторгу ФГУП «НАМИ», а оставшиеся 32,31% акций компании сохраняет за собой госкорпорация «Ростех».
«Важным условием является опцион на обратный выкуп Renault своей доли в АвтоВАЗе, который может быть реализован в течение следующих шести лет. Обе сделки получили одобрение ФАС России», — подчеркнули в пресс-службе Минпромторга. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, передача доли группы Renault позволит обеспечить сохранение управляемости АвтоВАЗа и возможность продолжения работы предприятия в условиях санкционных ограничений.
«Так мы сохраним ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места», — подчеркнул Мантуров. Он отметил, что ФГУП «НАМИ» обладает «значительным опытом в автомобильной промышленности».
«Конкурентоспособность конструкторской и инженерной команды НАМИ подтверждена созданием на основе единой модульной платформы автомобилей под брендом Aurus», — подчеркнул министр.
В пресс-службе Минпромторга сообщили «Известиям», что сделка прошла на условиях, анонсированных ранее главой ведомства Денисом Мантуровым. В конце апреля он заявил, что передача активов французского автоконцерна состоится по схеме «сделка за рубль».
Совет директоров единогласно одобрил подписание соглашений о продаже 100% акций Renault Group в Renault Russia городу Москве и 67,69% акций АвтоВАЗа НАМИ (Центральный институт исследований и разработок автомобилей и двигателей), сообщила штаб-квартира французского автопроизводителя.
«Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение; и мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 тыс. сотрудников в России, сохраняя при этом результаты деятельности Группы и нашу способность вернуться в страну в будущем, в другом контексте», — заявил генеральный директор Renault Group Лука де Мео.
В пресс-службе АвтоВАЗа на запрос «Известий» ответили, что «не комментируют действия акционеров и заявления властей».
Возродить «Москвич»
Столичные власти, получившие на баланс московский завод компании, заявили о планах по возрождению на нем бренда «Москвич».
«Мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич». Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе и у его смежников», — сообщил в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин.
По словам столичного градоначальника, основным технологическим партнером предприятия в Москве станет КамАЗ. На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей, подчеркнул Собянин. На КамАЗе эту информацию подтвердили.
«Технологическое партнерство мы подтверждаем. Сейчас обсуждаются параметры дальнейшего сотрудничества. Каких-то других подробностей на данный момент мы сообщить не можем», — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев.
Товарный знак «Алеко» (в том числе в латинской транскрипции), а также фирменная эмблема «Москвича» с 2011 года принадлежат концерну Volkswagen. Согласно базе Роспатента, срок действия прав на них истек в ноябре прошлого года. Подал ли немецкий автопроизводитель заявку на продление, в Роспатенте оперативно ответить не смогли.
Москве нужны китайцы
Директором нового завода «Москвич» стал Димитрий Пронин, ранее занимавший пост заместителя руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. До прихода в столичное правительство он являлся заместителем генерального директора АГ «Авилон».
Передача активов московского завода Renault столичным властям позволит сохранить социальную стабильность, отмечают эксперты. Однако для полноценного возобновления производства автомобилей на столичном предприятии технологического партнерства с КамАЗом недостаточно, считают они. По словам независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, рентабельность работы этого автозавода возможна при объемах выпуска 50–60 тыс. автомобилей в год. Даже при возможном запуске на нем производства электромобилей «Кама» достичь таких объемов будет непросто, уверен он.
Директор нового завода «Москвич» Дмитрий Пронин
«Заводу нужен стратегический партнер. Например, китайские производители кроссоверов и пикапов, с которым ранее КамАЗ вел переговоры», — заявил Бургазлиев «Известиям».
С ним согласен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Еще при Лужкове столичные власти заманили французов на бывший завод АЗЛК различными преференциями: низкими налогами в городской бюджет, льготными ставками аренды и коммунальных платежей», — отметил эксперт в беседе с «Известиями».
Срок — до конца года
В Минпромторге прогнозируют, что запуск производства автомобилей под брендом «Москвич» состоится до конца года.
«Думаю, что в ближайшее время правительство Москвы совместно с менеджментом завода представят нам свои план по развитию такого производства. Мы ожидаем запуск производства в этом году», — приводит ТАСС слова директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Дениса Пака.
Скорее всего, на московском заводе продолжится производство моделей Renault, пусть и перелицованных, считает автомобильный эксперт, автор телеграм-канала «Русский автомобиль» Сергей Цыганов. По его словам, постановка новой модели на конвейер займет намного больше времени. Цыганов также обратил внимание на то, что АвтоВАЗ не прекращает работы над перспективными моделями на французских платформах. Знакомый с ситуацией источник на АвтоВАЗе подтвердил «Известиям», что работа над «Нивой-3» продолжается.
Электромобиль от КамАЗа
Что касается участия КамАЗа, то по мнению Цыганова, речь идет прежде всего о новой площадке для электромобиля «Кама-1».
«Раньше планировалось, что площадкой для его производства станут Набережные челны, бывший завод «Соллерс», на котором когда-то делали «Оку», но техническое состояние производственных площадей оставляет желать лучшего. В этом смысле московский завод неплохая идея: он свежий, только что работал, его не надо поднимать из руин. В Москве уже собирают электробусы, логистические цепочки есть, пусть и не масштабные», — полагает эксперт.
Российские активы Renault переходят в государственную собственность. На московском заводе «Рено» собираются возобновить производство автомобилей «Москвич»
Российские активы французской группы Renault переходят в государственную собственность, заявили в Минпромторге РФ.
Так, 67,69% акций концерна «АвтоВАЗ», которыми владела группа Renault, перейдут Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ), а 100% акций «Рено Россия» — правительству Москвы. Оставшиеся акции «АвтоВАЗа» сохранит госкорпорация «Ростех».
«Важным условием сделки стал опцион на обратный выкуп Renault своей доли в «АвтоВАЗе», который может быть реализован в течение следующих шести лет. Обе сделки получили одобрение ФАС России», — сообщили в Минпромторге.
В министерстве добавили, что «АвтоВАЗ» будет заниматься сервисным обслуживанием автомобилей Renault в России и продолжит выпуск всей линейки автомобилей Lada на своих заводах.
«Мы приняли сложное, но необходимое решение и делаем ответственный выбор в отношении наших 45 тысяч сотрудников в России, сохраняя при этом эффективность группы и нашу возможность вернуться в страну в будущем, — прокомментировал сделку гендиректор Renault Group Лука де Мео.
В свою очередь мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что власти города решили возобновить производство легковых автомобилей под брендом «Москвич» на московском заводе «Рено», а также сохранить большую часть коллектива предприятия.
«Основным технологическим партнером возрожденного Московского автомобильного завода «Москвич» станет КАМАЗ. На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобилей», — заявил мэр в своем блоге.
«Медуза» заблокирована в России. Мы были к этому готовы — и продолжаем работать. Несмотря ни на что
Нам нужна ваша помощь как никогда. Прямо сейчас. Дальше всем нам будет еще труднее. Мы независимое издание и работаем только в интересах читателей.
Сумма сделок не раскрывается. В своем пресс-релизе Renault Group отмечает, что по состоянию на конец 2021 года стоимость активов группы в России составила 2,195 миллиарда евро. В апреле глава Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил, что это «будет, условно, сделка «за рубль»». Источники WSJ заявили, что в общей сложности покупатель заплатил по сделкам два рубля: по рублю за долю в «АвтоВАЗа» и за московский завод.
С 23 марта Renault остановил работу на своем сборочном заводе в Москве, где выпускалась внедорожная модельная линейка, и заявил, что «оценивают доступные варианты с учетом текущей ситуации». 22 апреля источники ТАСС и «Газеты.ру» сообщили, что Renault собирается продать свою долю в «АвтоВАЗе».
Сергей Собянин планирует выпускать электромобили «Москвич» после передачи завода Renault столице. Правда, пока неизвестно, как вообще будет существовать российский автопром
16 мая в России будто бы произошел первый полноценный опыт национализации: российские активы французской автомобильной компании Renault перешли в собственность государства. Завод «Рено Россия» достался правительству Москвы, а доля французов в автоконцерне «АвтоВАЗ» (без малого 70%) перешла подведомственному Минпромторгу Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ).
Мэр Москвы Сергей Собянин уже заявил, что на новом заводе планируют возобновить выпуск «Москвичей»: сначала классических моделей, а потом даже электромобилей. Однако все это пока кажется грезами. Война, санкции и локдаун в Китае привели к тому, что в марте производство легковых машин на российских заводах упало на 72,1% из-за приостановки предприятий. При этом и для Renault решение передать свои активы России тоже не означают окончательный уход с рынка. «Новая газета. Европа» поговорила с работниками предприятий и автомобильными экспертами, чтобы понять, что будет с заводами «Рено Россия», «АвтоВАЗ» и какое будущее есть у российского автопрома.
После начала масштабной войны в Украине французский автоконцерн Renault объявил о своем уходе с российского рынка не сразу, а только в конце марта. Тогда Renault приостановил работу своего завода «Рено Россия» (раньше «Автофрамос») в Москве и объявил, что будет думать над дальнейшими планами. Помимо московского завода, компании принадлежали 67,69% акций крупнейшего в России производителя легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (остальная часть активов «АвтоВАЗ» принадлежит госкорпорации «Ростех»), а на ее предприятиях трудились 45 тысяч человек.
О каких именно планах говорили в Renault, стало известно через месяц. В конце апреля глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что французы готовы передать контрольный пакет акций подведомственному Минпромторгу институту НАМИ по условной цене «в один рубль» с возможностью выкупить акции обратно в течение пяти-шести лет. Инвестиции, которые потенциально могут осуществляться в этот период, также должны быть учтены в стоимости. Как добавил министр, «никаких подарков здесь не будет».
— Покупать или, тем более, национализировать не входит в наши планы. Но если у компании нет сегодня возможности обеспечивать поставку компонентов, мы не можем бесконечно находиться в ожидании. Мы будем вынуждены найти альтернативу, — заявил Мантуров. — Это будет касаться всех автопроизводителей, которые будут тянуть с решением.
Как замечает автомобильный эксперт Алексей Хресин, сделку национализацией действительно назвать сложно: все же «национализация — это когда без спроса хозяина собственность забирают». В данном случае, по мнению Хресина, можно увидеть договор между компанией Renault и правительством Москвы. Собеседник «Новой газеты. Европа», знакомый с ходом заключения сделки, подтверждает — на самом деле для обеих сторон договор был наиболее выигрышным вариантом. Обсуждение передачи активов велось еще с середины апреля, и инициатором этих переговоров выступил сам французский автоконцерн.
Источники Bloomberg говорили, что автоконцерн начал рассматривать возможность передачи доли в «АвтоВАЗе» российскому инвестору еще 30 марта.
Для Renault мотиватором передачи активов выступило французское правительство, которое вынуждало их уйти с российского рынка, продолжает собеседник газеты. Вместе с этим компании было необходимо сохранить за собой возможность вернуться обратно, как только такая возможность появится. Анонсированная сегодня сделка предусматривает такую возможность через наличие у Renault опциона на обратный выкуп своих активов в течение шести ближайших лет.
Окончательно Минпромторг подтвердил сделку 16 мая. По словам источников The Wall Street Journal, передача активов в итоге произошла не за рубль, а за два — по рублю за контрольный пакет в «АвтоВАЗе», и за завод «Рено Россия». Как заметил журнал «Авторевю», опциона для московского завода не было.
«Не предусмотрели катаклизм»
Россия для Renault Group — один из ключевых рынков. По объемам продаж страна занимает второе место. По итогам 2021 года компания смогла реализовать в России 482 тысячи автомобилей. При этом Lada у россиян все же популярнее, чем Renault. В цифрах это 350 714 реализованных машин «Лады» против 131 552 машин «Рено».
В мирное время на московском заводе «Рено Россия» собирали модели Renault Duster, Captur, Arkana и Nissan Terrano. «АвтоВАЗ» выпускал в Тольятти преимущественно модели Lada, в том числе Lada Granta, Niva Legend, Niva Travel, Largus, XRAY, а также две модели Renault — Logan и Sandero. В Ижевске делали модификации Lada Vesta.
Большая часть сотрудников Renault задействована на производстве «АвтоВАЗа» — по данным за 2020 год, численность персонала компании превышала 34 тысячи человек (Renault начала работать с «АвтоВАЗом» в середине нулевых). После начала введения санкций против России некоторые сотрудники предприятия стали переживать о своем будущем.
— Конечно, мы все почувствовали тревожность, — рассказывает комплектовщица «АвтоВАЗа» Фатима (имя женщины изменено по ее просьбе). — В марте мы узнали, что будут простои. Часть сотрудников сразу же туда отправили. Мы не знали, сохранится ли наш заработок, будет ли у нас вообще рабочее место.
В апреле всех добровольно-принудительно отправили во внеплановый отпуск, которые перенесли с лета, а недовольных оставили на 2/3 от оклада
(компания перенесла отпуск на даты с 6 по 24 апреля — ред). Приятного мало.
Как рассказывает Фатима, руководство предприятия своим сотрудникам ничего толком не говорило ни о планах завода, ни о будущих изменениях работы — просто предоставляло приказы. Санкции при этом подействовали довольно быстро, Фатима говорит, что сразу стало видно: выпуск продукции уменьшился (на предприятии женщина занимается «приемкой» готовой продукции и вносит ее в программу). Другая сотрудница «АвтоВАЗа» Ирина (занимается распределением комплектующих по производствам), замечает, что проблемы на заводе начались задолго до начала войны.
— Я бы не сказала, что именно санкции виноваты. [Руководство] уже давно вынуждено разгонять людей на 2/3 оклада. Проблема была с комплектующими, из-за их недостатка завод вынужден был уходить в простой (с середины 2021 года — ред.). Так что было уже у нас такое, что завод не работал, люди дома сидели, кто на подработку выходил, у кого была такая возможность. Так что все это уже не сильно ощутимо. Мы привыкшие уже, — говорит Ирина.
Обе женщины в корпоративный отпуск не ушли, говорят, по времени выходило совсем неудобно. Фатима ждет зарплаты: по ее словам, в обычное время ей платили 20 тысяч рублей плюс 3 тысячи рублей премии. Сейчас, добавляет женщина, должно получится чуть больше 13 тысяч (разговор состоялся в конце апреля. 11 мая «Автоваз» заявил, что с 1 июня повысит зарплату сотрудникам на 6% — ред.). На уход Renault женщина реагирует равнодушно: говорит, что «до» прихода Renault в «АвтоВАЗ», что «после» разницы особой не было — разве что оборудование стало чуть лучше, и улучшилась культура производства. Но глобальных изменений не случилось, разве только сейчас придется перестраивать производство. Но импортозамещение, по ее мнению, вполне возможно и остается единственным и оптимальным выходом, хоть и займет много времени.
— В принципе, Россия как богатейшая страна могла бы справиться своими силами. Есть умы, есть таланты. Почему мы раньше так не делали? — задается вопросом Фатима. — Если бы у нас раньше было импортозамещение, санкции нам были бы уже не страшны. Я не понимаю, почему эти санкции вообще ввели несправедливо по отношению к России. Я думаю, что теперь нам не стоит ждать их отмены, а налаживать свое производство.
Ирина также поддерживает импортозамещение, а к уходу Renault относится скорее с презрением. Говорит, что они «как крысы, бегущие с тонущего корабля».
— Не предусмотрели катаклизм. Когда им было хорошо доить «АвтоВАЗ», они набивали себе карманы, а как только тяжело стало, так сразу ушли. Я не думаю, что людям из-за того, что Renault пришел на «АвтоВАЗ», стало сильно лучше. Мы ждали от них большего, но большего так и не дождались, — сетует Ирина.
Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Тотальная заморозка
Пока правда какого-то ощутимого эффекта от импортозамещения нет, несмотря на то, что курс на него был взят еще в 2014 году после первой волны санкций против России, связанных с аннексией Крыма. Как рассказывает автомобильный автоэксперт Алексей Хресин, ситуация на автомобильном рынке сейчас крайне сложная. В первые дни начала полномасштабной войны в Украине о приостановке продажи автомобилей в России заявили зарубежные автоконцерны Volvo, Scania, BMW, Audi, Skoda, Honda, Mazda, Lexus, Porsche, Jaguar Land Rover, Lamborghini, Bentley и др.
Однако это только одна часть беды. Хресин замечает: в последние годы Россия была сильно интегрирована в мировую экономику, так что война сразу затронула поставку и перевозку импортных комплектующих. В результате логистические цепочки были нарушены.
Проблемы с ними были и раньше: дефицит комплектующих на производстве ощущался еще с начала пандемии COVID-19.
— Автомобильное производство было сильно завязано на Китай, так что все посыпалось еще с начала COVID-19. К этому году ситуация так и не успела нормализоваться: проблемы были с полупроводниками, в несколько раз выросла стоимость контейнерных перевозок. Так что это все проблемы не текущего дня. Даже осенью прошлого года, при заказе шасси у европейского производителя сроки доставки могли быть около семи месяцев, — объясняет Хресин.
На производство иномарок, по словам автомобильного эксперта, отсутствие комплектующих влияет на 90%. Кроме того, дефицит затрагивает практически все отечественные автомобили — почти ни одна модель не производится без иностранной электроники.
Из-за нарушения цепочек поставок практически всем автомобильным заводам пришлось в той или иной степени «заморозить» производство или же выстроить новые графики работы. По данным Росстата, по итогам первого квартала 2022 года производство легковых автомобилей упало на 33,2%.
За март снижение по сравнению с прошлым годом составило 72,1% — в России за месяц выпустили только 41 тысячу «легковушек».
Производство в той или иной степени «замораживали» практически все автозаводы в России. Еще в марте работу приостановили заводы Volkswagen Group Rus в Калуге и Нижнем Новгороде. В апреле на несколько недель приостановил производство Ульяновский автозавод (УАЗ). В последние дни месяца в корпоративный отпуск до середины мая ушли Калининградский завод «Автотор», собиравший автомобили Kia и Hyundai, и тульский завод Haval (Haval из отпуска уже вышел). С начала марта в отпуске все еще находится «Автоваз». По данным «Автостата», в середине апреля производство легковых машин продолжалось только на четырех заводах.
Автозаводы и их сотрудники переживают «заморозку» работы по-разному: кто-то участвует в патриотических мероприятиях, а кто-то, видимо, готовится к худшему сценарию. В середине апреля стартовал автопробег Федерации независимых профсоюзов России (ФНРП) «Za мир, Za труд, Zа мир без нацизма!», в котором участвовали сотрудники «АвтоВАЗа». В первомайском митинг-концерте с похожим названием участвовали сотрудники автомобильного завода «Урал». В то же время в начале мая автомобильный завод «Автотор» с целью поддержать свой коллектив в нестабильные времена раздал всем желающим земельные участки под огороды по 10 соток каждый. Распределяли их между сотрудниками с помощью жеребьевки.
Электро-«Москвич»
Сколько будут длиться простои, что и как будут выпускать заводы после запуска и в каком формате вообще будет существовать автомобильная промышленность в России, сейчас сказать сложно. Как шутит ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов о приостановке сотрудничества иностранных компаний с Россией, «нет ничего более постоянного, чем временное».
— Вы понимаете, основной фактор, из-за которого возникают проблемы на производстве — это геополитика. Многие компании взяли паузу. То есть они сказали: «мы приостанавливаем, но не уходим». Так сделали, например. «Фольксваген» и «Шкода». У них есть автозаводы, и продажи хорошие, но производство они приостановили. С другой стороны, есть корейские производители, которые никуда не уходили, но автомобили они все равно не производят, так как у них комплектующих нет, — говорит Тимерханов.
По словам Хресина, самый реалистичный выход для производителей — поиск альтернативных поставщиков комплектующих — вероятнее всего, из Юго-Восточной Азии. Но и этот процесс будет не быстрым: только поиск и согласование всех этапов может занять большое количество времени. Кратковременным решением проблемы может стать выпуск упрощенных моделей автомобилей без использования недостающих комплектующих. Но в таком случае на российском рынке сможет оказаться только LADA Niva Legend Classic, указывает Хресин.
С ним согласен Тимерханов, который указывает на то, что заводам придется выпускать light-версии автомобилей, где все будет по-минимуму. Такие машины будут выходить без подушек безопасности и ABS (антиблокировочная система — система, предотвращающая блокировку колес транспортного средства при торможении). Производство упрощенных моделей, в том числе моделей любого экологического класса, без ABS, подушек безопасности и динамической системы стабилизации (ESP), теперь в России разрешено официально: соответствующее разрешение подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Правила будут действовать до 1 февраля следующего года.
— Для того, чтобы начать производить Lada Vesta полностью из отечественных комплектующих, потребуется два года. Два года для того, чтобы такие предприятия у нас появились. Я думаю, в этом направлении в России тоже будут работать. Если геополитическая ситуация усугубится совсем, другого выхода не будет. А пока надо искать альтернативные варианты — импорт из Юго-Восточной Азии или параллельный импорт, — замечает Тимерханов.
Однако на национализированный «Рено Россия» уже начали строить большие планы — по крайней мере, на словах. Как сообщил в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин, на бывшем заводе Renault планируют запустить производство автомобилей под историческим брендом «Москвич» (в 1998 году «Автофрамосу» передали значительную часть территорий одноименного ОАО). Возродить производство сначала хотят с выпуска «классических автомобилей» с двигателем внутреннего сгорания. В перспективе на предприятии планируют выпускать электромобили. Партнером города в этих технологических планах станет КАМАЗ. Почти идентичную новость еще в апреле выпускало сатирическое издание ИА «Панорама». Как оказалось, напророчили.
Сергей Собянин на заводе «Renault Россия», декабрь 2020 года. Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Алексей Хресин замечает, что делать пока из этой новости какие-либо выводы сложно: пока непонятно, на каких условиях Renault передает столице их московский завод. Вполне возможно, что сейчас он просто будет не готов к моментальному запуску производства из-за инфраструктуры. Кроме того, с высокой вероятность, после ухода Renault придется заново восстанавливать все логистические цепочки, искать поставщиков. Да и «Москвич» не локализован на 100%, хотя какой вообще это будет автомобиль, тоже пока неясно. При этом, как предполагает эксперт, своего покупателя машина скорее всего найдет.
— Если у них будут деньги, будут покупать, потому что цены на машины взлетели до каких-то неприличных высот. Мы еще не успели адаптироваться к предыдущим подорожаниям, а тут новый скачок, — сетует Хресин. — При изрядно закрытом рынке выбор будет невелик. Отечественные машины всегда покрывали нижний сегмент рынка, в котором особой конкуренции не будет.
Renault продала бизнес в России. Возродится ли «Москвич»?
Как стало известно 16 мая 2022 года от Минпромторга, французский автопроизводитель Renault продал свои российские активы государству РФ. Причём доля Renault в «АВТОВАЗе» передана Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ), а право собственности на завод «Рено Россия» в Москве переходит правительству города.
Автоконцерн, инвестировавший в Россию за последние 15 лет миллиарды евро, что сделало РФ вторым по величине рынком компании после Франции, не раскрывает финансовые условия сделки. Доподлинно неизвестно, были ли это символические 2 рубля (по рублю за каждый актив) или 2 млрд евро, в которые сама «Рено» оценивала активы в России на конец прошлого года.
Во всяком случае, когда ещё в конце апреля стало известно о схеме выхода Renault с российского рынка, глава Минпромторга Денис Мантуров называл её «сделкой за рубль». А по условиям состоявшегося соглашения, свою долю акций АВТОВАЗа французы ещё смогут вернуть себе в течение 6 лет, но это не распространяется на московский актив компании.
Завод Renault в Москве, переходящий на баланс столицы без права обратного выкупа, согласно соглашению. Фото: banki.ru
Интересно другое: как эффективно отечественный автопром сумеет распорядиться свалившейся на него “удачей”?
Мэр столицы Сергей Собянин уже анонсировал возобновление производства автомобилей под брендом «Москвич» на базе бывшего московского завода Renault. Основным технологическим партнёром возрожденного Московского автомобильного завода станет «КАМАЗ».
«Иностранный собственник принял решение закрыть московский завод «Рено». Это его право, но мы не можем допустить, чтобы многотысячный трудовой коллектив остался без работы. Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», – написал Собянин в личном блоге на своем сайте. – На первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе – и электромобилей».
Вспоминать великую историю Московского автозавода без грусти невозможно. Одно из крупнейших автомобилестроительных предприятий в СССР (Московский автомобильный завод имени КИМ – МЗМА – АЗЛК), а затем и в РФ (ОАО «Москвич») закончило славный путь в 2007 году банкротством.
Легендарный «Москвич-2141», выпускающийся на московском автозаводе до 2003 года, “пёр как танк, гладил как утюг”
После дефолта 1998 года новое совместное предприятие «Автофрамос», спустя пару лет, наладило выпуск автомобилей марки Рено, что в итоге не дало окончательно прекратить автомобильное производство в столице.
В 2005 году Renault Group стала владельцем автосборочного завода полного цикла в Москве. Предприятие перестроено де-факто под Renault. В его состав входят инженерно-технический центр, испытательный полигон, цеха сборки, сварки и окраски. В последние годы завод осуществлял выпуск автомобилей Renault Duster, Renault Kaptur, Renault Arkana и Nissan Terrano.
Но времена меняются… Похоже, национализация иностранных компаний, уходящих с российского рынка в связи с западными санкциями, о которой заявляли власти, начинает обретать реальные черты. И компанией Renault этот процесс наверняка не ограничится. Но чего мы можно ожидать от таких процессов в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе – это большой и в то же время занимательный вопрос!
Исходя из слов московского градоначальника, увидим ли мы адаптацию “реношных” моделей с новым логотипом «Москвич» или полное, абсолютное перерождение марки в оригинальные современные автомобили отечественного бренда? Как станет выглядеть модельная линейка возрождаемого «Москвича», пока не уточняется.
Электромобиль «КАМА-1», разработанный на «КАМАЗе» совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом
Если «КАМАЗ» становится партнером столичного автозавода, то вполне возможно, что представленный двумя годами ранее концепт отечественного электромобиля «КАМА» наконец найдет себе производственное пристанище.
Представители созданного стартапа АО «Кама» накануне военной спецоперации на Украине заявляли о выпуске к 2030 году по 450 тыс. электромобилей в год на двух предприятиях – в России и в Венгрии. Европа теперь отпадает явно, а производственная площадь на территории нашей страны освободилась как нельзя кстати. Или в 150-сильном отечественном электрокаре с запасом хода до 450 километров теперь нет нужды?
И что там с правами на владение товарного знака? Ведь после ликвидации ОАО «Москвич» владельцем товарных знаков завода с эмблемой «Москвич» с 2009 года является немецкий концерн Volkswagen AG, который перевел автомобильный бренд в разряд “спящих”. В 2011 году «VAG» продлил права на владение товарного знака до 2021-го, и какова сейчас ситуация с этим аспектом — малопонятно. Хотя, в связи с последними событиями в мире, на это можно и забить, по большому счету.
Понятно, что мозги и руки в стране ещё есть, да и финансирование – не проблема. Но получится ли, осилим ли? И кто возьмёт на себя ответственность за возрождение “старой” марки в виде абсолютно новых отечественных автомобилей? Спецы из «КАМАЗа» или Сергей Собянин?
А может быть Дмитрий Рогозин, который в связи с данной ситуацией уже заявил, что Роскосмос готов брать близкие по профилю предприятия иностранных компаний, подлежащих национализации, под своё управление и оперативно наладить выпуск высококачественной отечественной продукции гражданского назначения.
Как говорится, поживём – увидим. Пока вся новейшая история России (с 1991 по 2022 годы) показывает, что в отношении отечественного автомобилестроения ничего подобного не получалось. Но то были другие времена…
Автор
Эдуард Шидер (эксперт компании «Колеса Даром»)
✋ Участвуйте в опросе ниже и делитесь публикацией со своими подписчиками.