Что значит басы на сабе
Перейти к содержимому

Что значит басы на сабе

  • автор:

Что такое сабвуфер и зачем он нужен?

Что такое сабвуфер и зачем он нужен?

Басовый диапазон всегда привлекал музыкантов и меломанов своей особенностью: он не столько слышится, сколько ощущается всем телом. Бытовая полочная акустика не в состоянии воспроизвести всего низкочастотного великолепия, для этих целей изобрели сабвуферы. Сегодня их можно встретить повсюду: в домашних аудиосистемах и кинотеатрах, автомобилях и концертных площадках. Эта статья расскажет все, что нужно знать о сабвуферах.

Зачем нужен сабвуфер?

Если характеристик акустической системы недостаточно для получения глубокого насыщенного баса, на помощь приходит сабвуфер. Он позволяет превратить обычную полочную и напольную акустику с небольшими динамиками в полноценную акустическую систему. Саб особенно критичен для тех, кто любит музыку, насыщенную басом — танцевальную электронику и рок-н-ролл. По схожим причинам сабвуферы любят устанавливать в авто, получая дискотеку на колесах. Но и любители классики и джаза не остаются в стороне: для них натуральный динамичный бас также имеет большое значение.

В домашних кинотеатрах без сабвуфера вообще никуда. Львиная доля вау-эффекта от кино приходится на различные взрывы, басс-дропы и музыку с выраженной низкочастотной составляющей. Композитор Ханс Циммер («Начало», «Интерстеллар», «Пираты Карибского Моря» и т. д.) как-то выслал продюсерам несколько минут музыки для одной из сцен и получил от них ответ: мол, у вас там, кроме тишины, ничего нет. На это композитор ухмыльнулся и посоветовал слушать на киношной акустике, а не на бытовых колоночках.

Узнать, справляется ли имеющаяся акустическая система с низкими частотами, очень просто. Достаточно послушать на ней запись синусоиды, идущей по всему слышимому спектру. Чаще всего на бытовых колонках без саба что-то слышно, начиная с 50-80 Гц. Сабвуфер расширит это значение до 20-30 Гц.

В итоге сабвуфер позволяет:

  • Полноценно раскрыть музыкальное произведение. Некоторые направления музыки будут попросту непонятны без сабвуфера. Например, трек с недвусмысленным названием Bass I Love You с самого момента своего появления используется для теста сабвуферов. На обычной акустике будет сложно понять, вокруг чего шум, но достаточно запустить его на системе с сабами, чтобы суть стала ясна.
  • Отыгрывать бас без искажений на высокой громкости. Басовые частоты заставляют динамик отплясывать кульбиты, как на дискотеке. В таких условиях ему сложно будет адекватно воспроизвести что-то, кроме, собственно, баса. Если же возложить эти обязанности на отдельное устройство, тогда колонки могут спокойно воспроизводить средние и высокие частоты с минимумом искажений.
  • Не перегружать усилитель. Именно низкие частоты с наибольшим аппетитом пожирают мощность усилителя. Активные сабвуферы снабжены собственным усилителем, который берет на себя эту нелегкую ношу.
  • Получить более качественный звук. Добиться хорошего звучания от системы с сабвуфером проще, чем от акустики, в которой интегрированы низкочастотные динамики — просто потому, что эти динамики существенно влияют на звучание всей системы и требуют хитрых конструктивных решений, ограничивающих это влияние. Басовый динамик в отдельном корпусе решает множество сложностей и позволяет получить быстрый упругий бас малой кровью.

Как устроен сабвуфер?

Почему же обычные колонки не справляются со сверхнизкими частотами, а сабвуфер справляется?

Технически невозможно сделать динамик, который воспроизводил бы все частоты одновременно. Чтобы колонки могли воспроизвести как можно больше частот, их делают многополосными: маленький динамик (твитер) отвечает за высокие, а большой динамик (вуфер) — за средние и низкие. Иногда твитер размещается прямо посреди вуфера, такой тип конструкции называют коаксиальным динамиком. Однако для воспроизведения саб-баса этого недостаточно, поэтому аудиосистему дополняют сабвуфером — этимология этого термина теперь очевидна. Причем сабвуфер обычно нужен лишь один, поскольку бас почти не локализуется человеческим ухом.

Также для сабвуфера нужен индивидуальный корпус, и вот почему. Частота 50 Гц соответствует волне длиной 7 метров, 20 Гц — 17 метров. Произвести волну такой длины может лишь довольно большой объект. Например, струна контрабаса в длину 42 дюйма (106 см), струна современной бас-гитары — 34 дюйма (86 см). Для достоверного воспроизведения звука этих струн диаметр динамика должен быть идентичен по размеру. Разумеется, в бытовых колонках такое сложно себе представить. Хотя в исследовательских целях подобные агрегаты создавались. К примеру, Mitsubishi Diatone D-160 — один из самых больших динамиков, когда-либо изготовленных человеком. Он имел 63 дюйма (около 160 см) в диаметре и умел воспроизводить частоты от 8 Гц! Интересно также, что один из самых крупных сабвуферов для автомобилей, Cadence DCX34W, оснащен диффузором диаметром ровно 34 дюйма, то есть как раз размером с мензуру бас-гитары.

Слушатели отмечают, что с увеличением размера диффузора несколько теряется детальность и динамика на быстрых партиях, поскольку большой мембране нужно время для колебания, но при этом сам бас звучит более натурально. Из этого можно сделать вывод: любителям танцевальной электроники ни к чему гнаться за гигантскими динамиками, а вот почитателям классики и джаза они как раз понравятся за возможность наиболее точно воспроизвести оттенки звучания акустических инструментов.

Первые сабвуферы появились в 70-е годы. До этого была мода делать огромные колонки с большими басовыми динамиками, в итоге аудиосистема занимала половину комнаты. Благодаря сабвуферу появилась возможность делать небольшие колонки, сопровождая их всего одним басовым динамиком в отдельном корпусе. Такая система стала называться трифоник, ее обозначают как 2.1.

Тем не менее, долгое время сабвуфер не был популярен из-за главного недостатка — частотного провала в диапазоне, где заканчивают играть колонки и начинает вваливать саб. В лохматые годы достойный результат можно было найти лишь в дорогих аудиосистемах. Зато с появлением домашних кинотеатров и компьютерного аудио идея обрела вторую жизнь. Во всех системах вида 5.1, 7.1, 9.1 и т. п. та самая цифра «1» после точки — и есть сабвуфер.

Существует несколько типов конструкции саба:

  • Закрытый ящик. Такие сабвуферы считаются «наиболее музыкальными», у них довольно деликатный и сдержанный бас, аккуратно расширяющий диапазон домашней аудиосистемы. Подойдет любителям классической музыки, джаза, спокойного рока, вдумчивой электроники и эмбиента. Пример: AUDIO PRO Addon C-SUB.
  • Ящик с фазоинвертором. Фазоинвертор представляет собой отверстие с трубой, размеры которых рассчитаны так, чтобы входить в резонанс с динамиком на определенной частоте. Это повышает КПД прибора и еще больше расширяет его частотный диапазон. Такие сабы отличаются самым агрессивным звучанием, отлично подойдут для любителей танцевальной электроники, рока, просмотра кинофильмов. Кроме того, такая конструкция позволяет получить плотный низкий бас при небольшом размере динамика, так что это еще и самый распространенный вид сабов. Пример: Sony SA-CS9.
  • Пассивный излучатель. Если упростить, это фазоинвертор с диффузором вместо дырки. Представляет собой нечто среднее между закрытым ящиком и фазоинвертором — музыкальный и при этом быстрый бас, дает отличные результаты с небольшим динамиком и в небольшом объеме корпуса, часто встречается в хай-энд акустике.
  • Бандпасс. В этом случае ящик делится на две камеры, а в перегородку монтируется динамик. Главное его свойство — естественный фильтр низких частот, что определило его популярность в прошлом, однако преимущество потеряло актуальность с появлением активных фильтров. Обладает высоким КПД и защищает динамик от внешних воздействий, в связи с чем получил некоторую популярность в автомобильной акустике.
  • Рупорный сабвуфер. Такие нужны для концертных площадок и больших залов: рупор позволяет как бы направленно выстрелить басовой волной на расстояние до нескольких десятков метров. Очень мощные, громоздкие и дорогие устройства.

Звучание сабвуфера также зависит от материала его диффузора. Многие признают, что бумажный диффузор звучит более мягко и музыкально, металлический или синтетический — более резко и упруго. Композитный, например, кевларовый, часто применяется в автомобилях благодаря надежности и устойчивости к внешним воздействиям.

Как выбрать сабвуфер?

Для дома

Главное правило — чем больше комната, тем больше сабвуфер:

  • Для небольшой спальни достаточно динамика размером 8 дюймов и мощности 100-125 ватт. Например, Yamaha NS-SW050.
  • Для гостиной 4 на 6 метров: около 10 дюймов и 175-200 Вт усиления, к примеру, Jamo Sub 210.
  • Для большой комнаты около 12 дюймов и от 200 Вт, например, Magnat Tempus SW 300A.

Некоторые меломаны предпочитают устанавливать сразу два сабвуфера. Это дает следующие преимущества:

  • В комнате с одним сабом могут появиться мертвые точки, где баса почти не будет. Это происходит из-за взаимодействия комнаты с низкими частотами — возникают участки, где волны сталкиваются в противофазе. С двумя сабами такого не будет.
  • В большой комнате два небольших саба могут дать более четкий и детальный бас, чем один большой, особенно, если нужно получить максимально быстрые и отзывчивые низкие частоты.
  • Сабвуфер, установленный где-то сбоку от основных колонок, будет по-разному взаимодействовать с каждой из них, в итоге получится смещенное стереополе. Особенное значение это имеет в студийных условиях, там два сабвуфера — стандартная история.
Для авто

Автомобильный сабвуфер — настоящий мастхэв для меломана-автомобилиста. Без него качественный звук в машине не получишь. Сабы для авто, главным образом, делятся на активные — со встроенным усилителем, такие как Pioneer TS-WX300A, и пассивные, например, JBL Stage 1200B. Пассивные стоят дешевле, но нужно внимательно смотреть на его мощность и мощность усилителя. Некоторые кулибины изготавливают сабвуфер самостоятельно, покупая лишь сабвуферный динамик и толстую фанеру.

Для студии

Сегодня большинство музыки делается в домашних студиях и сводится на мониторах ближнего поля. Эти мониторы де факто не воспроизводят низкие басовые частоты, поэтому для полноценного мониторинга к ним нужен сабвуфер. Хорошо здесь то, что можно совершенно спокойно использовать студийные мониторы и саб от разных производителей. Для студий выпускают специальные студийные сабы, которые воспроизводят очень точный и быстрый бас с максимально линейной АЧХ.

Критически важной для студии является акустическая обработка помещения, поскольку именно с низкими частотами возникают основные проблемы. Также критично расположение сабвуфера — желательно, чтобы он был равноудален от мониторов. Если такое расположение невозможно, используется два саба.

Для DIY

Для тех, кто умеет держать в руках пилу и молоток, в продаже есть сабвуферные динамики. Их стоимость ниже готовых сабов, а смастерить ящик можно с помощью калькулятора из Интернета. Разумеется, нельзя забыть про усилитель — максимальная мощность динамика при этом должна в два раза превышать максимальную мощность усилителя. В остальном здесь открывается простор для творчества — можно сделать хоть суперсаб с рупорной конструкцией и несколькими динамиками.

Куда поставить сабвуфер?

Есть простой лайфхак, позволяющий быстро найти оптимальное место для саба. Нужно поставить его на кресло или диван, в котором будет сидеть слушатель, и походить по комнате, определив на слух позицию, где бас звучит наиболее громко, детально и глубоко. Это и будет искомой точкой.

Стоит также запомнить:

  • Лучше ставить саб рядом с несущей стеной — у нее больше масса, отражения от нее дадут больше баса. Если нужно, наоборот, получить более деликатный бас, тогда саб лучше разместить в глубине комнаты.
  • Если сабвуфер оснащен фазоинвертором, тогда его желательно разместить не ближе чем в 20-30 сантиметрах от стены.
  • Не стоит ставить саб рядом со шкафом, сервантом, окном, тонкой стеной — эти поверхности превратятся в резонирующую мембрану, которая будет добавлять в звучание грязь и бубнеж.
  • Не нужно ставить на него предметы (хоть порой и очень хочется) — они будут прыгать на сабе и создавать лишние призвуки.

Как подружить саб и соседей?

С точки зрения соседей, сабвуфер — это смесь отбойного молотка и военного оркестра, призывающего к мобилизации и военным действиям. Дело в том, что басовые волны очень длинные, поэтому остановить их может только нечто толстое и массивное. Тонкие стены российских квартир для этих волн — все равно что листок бумаги для пули. Более того, если стена не несущая, она выступает еще и в роли мембраны, которая отлично улавливает низкочастотные вибрации и передает их всему каркасу дома, особенно в квартиры выше и ниже. Часто это является главной причиной, по которой меломаны отказываются от сабвуфера.

К счастью, есть несколько эффективных способов подружить сабвуфер с квартирой:

  1. Подставка. Саб, установленный на подставку, не будет передавать вибрации своего корпуса помещению. Это не только уменьшит агрессивность соседей, но и сделает сам звук сабвуфера лучше — будет меньше гудеть и бубнить.
  2. Звукоизоляция. Здесь важно понимать, что звук — он как вода, если есть щель — будет течь. Каждую такую течь нужно устранить. В большинстве случаев будет достаточно залить розетки и любые дырки в комнате акустической пеной и сделать дверной порог, чтобы дверь в комнату закрывалась плотно. Даже такие простые и очевидные меры помогут серьезно снизить громкость звука, доносящегося из комнаты с акустической системой.
  3. Басовые ловушки. Это уже более серьезный и дорогой шаг, но даже его несложно сделать подручными средствами. Принцип работы басовых ловушек очень прост: чем тяжелее — тем лучше. Басовые частоты можно задавить только большой массой, поэтому басовые ловушки делают из плотной минеральной ваты (от 50 кг на кубометр), и расставляют по углам комнаты, ибо именно там накапливается бас. Подробнее о звукоизоляции и акустической обработке можно почитать здесь.
  4. Низкочастотные резонаторы. Прогрессивная техника для тех, кто умеет пользоваться калькулятором и напильником. Сюда относятся резонаторы Гельмгольца — по сути коробки или сосуды с отверстием, заточенные для поглощения определенной частоты, а также диафрагмальные поглотители, которые работают с более широким диапазоном частот.

Как настроить саб?

Как правило, у сабвуфера есть несколько основных настроек:

  • Частоты среза (кроссовер). Она позволяет выставить верхнюю границу звучания саба. Для этого нужно посмотреть в характеристики своей аудиосистемы и узнать ее нижнюю частоту. Если вдобавок в усилителе самой аудиосистемы есть регулировка среза нижних частот, тогда можно очень точно подружить сабвуфер и колонки. На компьютере можно программно срезать басы у колонок.
  • Регулировка фазового сдвига. Применяется, когда саб стоит далеко от колонок, и его звучание несколько запаздывает — в этом случае звук начинает как бы проседать из-за того, что волны входят не в резонанс, а в противофазу, ослабляя друг друга. Настройка фазового сдвига решит эту проблему. Иногда есть тумблер «поворот фазы» — нужен, если саб «дует» в сторону колонок.
  • Уровень громкости, чтобы регулировать количество баса. Должен примерно соответствовать уровню громкости основной акустической системы. Настроить можно на слух, постепенно прибавляя громкость саба до тех пор, пока его звучание не начнет преобладать, после чего уменьшить ее на одно деление.

Заключение

Сабвуфер открывает целое измерение в музыке. Оказывается, треки могут различаться между собой фактурой баса, а в некоторых направлениях можно даже почувствовать саму форму волны, из которой были сформированы низкие частоты.

Правильно настроенный сабвуфер добавляет музыке глубины и расширяет ее частотный диапазон, но при этом не отвлекает все внимание на себя и не выделяется из общей картины.

Объясните пожалуйста зачем в электронной музыке нужен sub bass?

Sub bass используется в некоторых направлениях электронной музыки для придания глубины произведению или с целью создания каких-либо психоакустических эффектов.

Так например в progressive, techno, drum and bass, jungle, psy низкочастотный басс является достаточно мощьной «подложкой», за счет этого ударным инструментам не обязательно заполнять нижний частотный спектр и мелодия получается более легкой.

Использование sub bass в ломанных стилях как например Breaks и его разновидности (Dubstep, Drumstep, Drumfunk), а так же Glitchhop обуславливается выделением сильной доли, или же текстурированием сбивок.

В олдскульных HipHop и Rap направлениях саббасс заменял keybass. Это делалось для более четкой подачи акапеллы. Т. е. для того, что бы не перекрывать частотный диапазон голоса исполнителя.

С технической точки зрения, звуки субконтроктавы (sub bass) необходимо использовать в тех случаях, когда для основной мелодии используется секвенция (горизонтальное движение на повторяющемся звуке) . Или же для оформления и выделения бочки при помощи gate эффекта (пример: Benny Benassi).

Т. к. sub bass является инструментом самой нижней октавы, при мастеринке его необходимо панаромировать на центральный канал. Это делается для того, что бы клубная акустика адекватно отделяла его кроссовером и отдавала именно на сабвуферы. В противном случае при воспроизведении на стереопаре, звук будет «ватным» и возможно будет утеряна глубина композиции.

предполагаю:
тембр бочки — это бас барабан,
а суб-бас подкладывают к бочке для заполнения (и отдельного регулирования)
самых низких частот (20-40Гц) для кАча, если они по каким-то причинам в семпле бочки отсутствуют.

Bass / Sub Bass (1 онлайн

Господа, помогите пожалуйста разобраться с этими вещами.

1) Sub Bass.
— Это что за артефакт такой?
— В каком диапазоне он сидит?
— В каких случаях и/или стилях музыки его употребляют?
— Как его обрабатывают?
— И вообще, тембр этого нижниго баса [внимание!] является тем же пресетом как и тембр основного баса? Т.е. Взял синт какой-нибудь выбрал (накрутил) какой-нить звук баса, а если понадобилься Sub Bass — просто понизил это бас на пару актав и усё? Или это какойто другой "организм"?

2) Bass.
— Какой плагин хорус-эффекта посоветуете для баса?
— Как добиться мягкого, воздушного, объёмного баса. Например как в "произведениях":
Dash Berlin — Till The Sky Falls Down (Dub Mix) или
Motorcycle — As The Rush Comes (Sweeping Strings Mix)
(по идее у многих эти трэки есть)

Не то чтобы я на халяву хочу секрет хорошего баса, просто предлагаю подробно (педантично) разобрать эту тему. Ибо максимум что можно узнать на форумах — это что-то вроде:
— попробуй Bass Station или Trilogy.
— добавь хорус
— вырежи муть на . ста герцах.
— и т.д.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Что только не пытаются нам сегодня продать под названием «сабвуфер»! Начиная от малюсеньких настольных кубиков размером со стакан и заканчивая встроенными в ноутбук 20-мм пищалками на широком подвесе. Конечно, никаких ноутбуков, планшетов и даже саундбаров с настоящим встроенным сабвуфером не существует. Зато есть целый подраздел домашних акустических систем, предназначенный для качественного воспроизведения нижней части частотного диапазона. Именно о таких аппаратах и о том, какие они бывают и как их правильно выбирать, и пойдет речь в данной статье.

Откуда они взялись?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Собственно, отдельные низкочастотные модули появились на свет практически одновременно с появлением многополосных акустических систем. Задача создания адекватного звукового давления в низкочастотном диапазоне ниже 100 Гц стояла перед создателями АС с самого начала. А поскольку человеческий слух гораздо более чувствителен к средним и высоким частотам, то настроенная, что называется, в линейку акустическая система субъективно может восприниматься как лишенная должного басового фундамента. И это при воспроизведении музыки, что же тогда говорить о передаче низкочастотных эффектов в кино? Конечно, настоящую революцию в этой области совершил Джордж Лукас с внедрением своего стандарта THX в 1981 году, однако и задолго до этого в кинотеатрах устанавливались акустические системы с отдельными низкочастотным модулями. Именно оттуда, а также из студий звукозаписи, они и перекочевали в домашний кинотеатр и домашние стереосистемы, став их неотъемлемой частью.

Конструкция сабвуфера

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Сабвуферы бывают активными, то есть со встроенными усилителями и другой электроникой, и пассивными, которые требуют внешнего усиления. Последние в настоящее время практически полностью перекочевали в раздел профессионального и инсталляционного оборудования. Такая конфигурация удобна тем, что вынесенная за пределы корпуса электроника может устанавливаться, где угодно, а сам сабвуфер раз и навсегда размещается в необходимом месте. И для управления его настройками нет нужды даже подходить к нему.

Конструктивно сабвуфер представляет собой одну или несколько динамических головок большого диаметра, установленную в корпусе. Бескорпусные модели используются для установки в ниши помещений в составе инсталляционных проектов.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Акустическое оформление активных сабвуферов, чаще всего, представляет собой фазоинвертор либо закрытый корпус. Популярны также варианты с фазоинвертором в виде пассивного излучателя, то есть лишенного магнитной системы динамика. Однозначного преимущества ни один из видов оформления не имеет, все зависит от мастерства разработчика и используемых динамиков, каждый из которых рассчитан на оптимальную работу в определенном акустическом оформлении.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Обычно в сабвуферах устанавливаются динамические головки диаметром от 200 мм (8 дюймов) и до 457 мм (18 дюймов), диффузоры большего диаметра, как правило, встречаются редко и в очень дорогих моделях. Существует два подхода к конструкции современных активных низкочастотных модулей. Первый заключается в установке мощных головок диаметром 8-12 дюймов с длинным ходом и усилителей повышенной мощности, позволяющих держать в узде тяжелый диффузор и большую катушку. Второй подход предполагает использование «быстрых» динамиков 12-18 дюймов с низкой добротностью и соответствующих им усилителей, в этом случае перемещение нужного объема воздуха достигается не за счет большого хода диффузора, а за счет его увеличенной площади. Однако на практике разработчику приходится сочетать два подхода для получения сбалансированного результата.

Обязателен ли отдельный сабвуфер в домашнем кинотеатре?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Если вы хотите получить ощущения, близкие к тому, что вы слышите при походе в кино, то да – обязателен. Без него можно обойтись в том случае, если фронтальные пары имеют активную басовую секцию, оснащенную солидными динамиками и мощными встроенными усилителями. В том же случае, если у вас есть только AV-ресивер и обычные напольные колонки типа «столбик», то сабвуфер вам однозначно потребуется. Только в этом случае вы получите нужный уровень звукового давления в диапазоне, в котором сосредоточены все низкочастотные спецэффекты.

Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Это дело вкуса и личных предпочтений. Учитывая, что многие современные акустические системы не отличаются громоподобным басом, то желание добавить несколько лишних децибелов на НЧ абсолютно естественно. Однако необходимо учитывать, что правильная настройка сабвуфера может оказаться затруднена из-за ограничений по месту его размещения, а также в силу конструкции АС. Но об этом мы расскажем ниже.

Какой сабвуфер покупать?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Ответ, казалось бы, очевиден – чем больше и дороже, тем лучше. Однако выбор зависит не только от бюджета, но и от того, как и где вы планируете использовать аппарат. В отношении правильно спроектированных аппаратов размер действительно имеет значение, и чтобы прокачать большое помещение, нужны серьезные мускулы. Может показаться странным, но дороже всего даются последние несколько герц нижней октавы, за создание нужного звукового давления на которых фанаты правильного баса готовы платить серьезные деньги.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Поэтому рекомендацию лучше сформулировать так – покупать нужно качественный сабвуфер, соответствующий вашим задачам и площади помещения. Если речь идет о небольшой типовой комнате площадью около 20 квадратных метров, то вполне можно удовлетвориться одной моделью из той же линейки акустических систем, к которой относятся все остальные колонки вашего домашнего кинотеатра. Как правило, это будет сабвуфер средней мощности с динамиком 8-10 дюймов. Однако если вы хотите озвучить большой зал размером от 40 квадратных метров, то лучше озаботиться приобретением нескольких сабвуферов, причем лучше всего производства фирм, специализирующихся на их выпуске. К таковым можно отнести SVS, REL, M&K Sound, Velodyne, JL Audio.

На что обращать внимание

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Помимо большого динамика и мощного встроенного усилителя хороший сабвуфер должен иметь расширенные возможности по подключению и настройке, если только он не предназначен для включения в систему THX, где все настройки низкочастотного канала обычно производятся на уровне процессора.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Наиболее гибкий в настройке сабвуфер должен иметь двухканальный низкочастотный вход на разъемах RCA с регулируемой частотой среза, отдельный монофонический вход LFE с фиксированной частотой среза, высокочастотный вход на акустических терминалах, общий регулятор уровня, плавный или двухпозиционный регулятор фазы. Не лишней будет и возможность беспроводного подключения по Bluetooth или даже Wi-Fi, равно как и система автоматической калибровки.

Сколько платить?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Вопрос вопросов. Практика показывает, что выдавать действительно правильный бас и предоставить возможность гибкой настройки способны сегодня модели стоимостью около 1000 евро и выше. Маленькие кубики в диапазоне 500-600 евро тоже имеют право на существование, но их удел – совсем небольшие комнаты. Скажем откровенно – серьезный аппарат, способный работать на частотах от 16 Гц с нужным уровнем звукового давления обойдется весьма недешево.

Где устанавливать?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Несмотря на то, что на частотах ниже 100 Гц звук не обладает выраженной направленностью, устанавливать сабвуфер где попало нельзя. За счет отраженного звука и интермодуляционной составляющей он все может иногда выдавать свое истинное местоположение. Желательно размещать низкочастотный модуль в передней полусфере звукового поля, оптимально – на той же линии, что и фронтальные громкоговорители. При наличии нескольких сабвуферов в системе можно поиграть их взаимным расположением для того, чтобы в точку прослушивания звук приходил одновременно и в фазе.

Что с настройкой?

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться. Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата. То есть сигнал в итоге получится чистым, но слабым. В большинстве случаев достаточно будет затем в ручном режиме поднять уровень на несколько децибелов, чтобы получить искомый бас.

Сабвуфер – какой покупать и для чего?

Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось. Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам. Качественный и правильно настроенный сабвуфер выводит звучание системы на другой уровень, делая его более объемным, воздушным и масштабным, не меняя его основного характера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *