Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает
Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.
«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского « friction » – трение.
Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.
Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.
Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.
С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.
Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.
Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.
Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS , но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.
Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.
Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».
Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.
А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.
Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.
Все про зимние шины липучки: что это, отличия, преимущества и недостатки
«Шина-липучка» (или«присоска») — это сленг. Так называют фрикционные шины нордического типа, которые за счет большого количества ламелей и мягкого состава резиновой смеси, имитируют прилипание автомобиля к дороге. Такую резину принято считать наиболее универсальной для любых зимних дорог.
Как отличить липучку от других шин
Деление на липучки и не липучки скорее условное, а сама же покрышка не имеет такой маркировки. Вот некоторые особенности, которые отличают фрикционную шину нордического типа от европейки.
- Много глубоких ламелей. В сравнении с европейками и шиповками, у липучки много ламелей, прорезанных почти на всю глубину протектора. За счет этого блоки протектора хорошо раскрываются и имитируют прилипание покрышки к поверхности.
- Более мягкий состав резины. Шины-липучки имеют мягкий состав резиновой смеси, что позволяет им сохранять эластичность при сильных морозах.
- Низкий скоростной индекс (обычноS,QилиR). Из-за глубокого протектора, плотной нарезки ламелей и мягкого состава резиновой смеси, шина-липучка менее устойчива на высоких скоростях. Поэтому, обычно она имеет ограничение по скоростному режиму от 160 до 190 км/ч.
- Отсутствует шип/дырка под шип.
Преимущества и недостатки шин-липучек
Зимняя резина подбирается в зависимости от условий эксплуатации. Одна хорошо ведут себя в суровых условиях на скользких поверхностях, другая больше предназначена для высоких скоростей и теплых зим.
Хорошая липучка — универсальная шина, которая оптимально сочетает баланс характеристик на сухом и мокром асфальте, льду и снегу, а также является тихой и комфортной в ходу. В целом, охарактеризовать сильные и слабые стороны липучки можно так:
- Хорошо работают и сохраняют эластичность при отрицательных температурах.
- На льду и снегу тормозят лучше шин европейского типа, но хуже шиповок.
- На сухом и мокром асфальте тормозят хуже европеек, а в сравнении с шиповками ведут себя немного лучше.
- Тише и экономичнее в ходу, чем шипованные покрышки.
- Изнашиваются быстрее шин европейского типа.
- Не гарантируют хорошей проходимости в снегу.
Конечно, все очень сильно зависит от конкретной модели шины.
Подробнее о поведении липучек на льду, снегу и асфальте читайте в статье что лучше, шип или липучка?
Примеры шин-липучек
Яркими примерами являются следующие модели шин:
Заключение
Липучкой называют фрикционные шины нордического типа. Они являются средним вариантом между шиповками и европейками и обеспечивают сбалансированные средние результаты на любой зимней дорожной поверхности.
Лучше всего подойдут для городской эксплуатации и регионов, где снег выпадает часто, но лежит недолго.
Как отличить липучку от летней резины?
А выяснить это можно безошибочно, просто взглянув на поверхность одной и второй. Автопокрышки-«липучки» имеют множество мелких канавок на своей поверхности, так же поверхность протектора сделана из резины обладающей большим количеством микропор, что обеспечивает отвод влаги из пятна контакта.
Чем отличается липучка от летней резины?
Резина липучка имеет множество мелких ламелей Прежде всего, стоит сказать, что липучка имеет особенный состав резины и потому она более мягкая. Покрышки приспосабливаются к разным температурным режимам. Так же у них особый рисунок протектора, отличающийся глубиной и числом ламелей.
Можно ли ездить летом на липучках?
За использование липучки летом существует штраф – 500 р. В разных регионах разные погодные условия, но традиционно резину меняют в марте или в другой месяц, когда в регионе наступает оттепель. Получается, по закону можно ездить на «липучке» не только зимой, но и вплоть до июля.
Как называется резина липучка?
«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.
Можно ли на липучке ездить по асфальту?
НА ЛИПУЧКЕ МОЖНО ЕЗДИТЬ, АБСОЛЮТНО ТАКЖЕ КАК И НА ЛЕТНЕЙ РЕЗИНЕ! ЗАКОН ЭТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ!
Как определить зимнюю резину липучку?
А выяснить это можно безошибочно, просто взглянув на поверхность одной и второй. Автопокрышки-«липучки» имеют множество мелких канавок на своей поверхности, так же поверхность протектора сделана из резины обладающей большим количеством микропор, что обеспечивает отвод влаги из пятна контакта.
Как обозначается летние шины?
Маркировка летних шин не имеет собственного обозначения, для выбора летних покрышек достаточной оказывается общая расшифровка маркировки легковых шин. Маркировка всесезонных шин может иметь вид пиктограммы (дождь, снег, солнце) или аббревиатуры AS (All Season) и AW (All Weather).
Как узнать какая у тебя резина?
Расшифровка маркировки шин.195/65 R15 91 T XL.195 — это ширина шины в мм.65 — Пропорциональность, т. . R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. . 91 — индекс нагрузки. . T — индекс скорости шины.
Можно ли ездить на липучке летом 2022?
Езда на “липучке” в летние месяцы года В соответствии с Техрегламентом ТР ТС 018/2011, на такой резине можно ездить хоть круглый год. Ведь летом запрещены шины с шипами, а “липучка” их не имеет.
Чем плоха Липучка летом?
Опасна ли езда на «липучке» летом В самом деле, это очень опасно, поскольку первое, с чем столкнется водитель – это с неустойчивостью машины. Липучка в жаркое время на дороге начинает “плыть”. Такая ситуация может привести к ДТП. Кроме того, рулевое управление тоже оставляет желать лучшего.
Как отличить зимнюю резину от летней?
Температура на улице влияет на состояние резины. Поэтому для того, чтобы обеспечить хорошее сцепление с дорожным покрытием и безопасность поездки в любых погодных условиях, нужно выбирать шины с учетом этого фактора. А чтобы сделать правильный выбор нужно знать, как отличить зимнюю резину от летней, как они маркируются, на какие нюансы обратить внимание.
Шины зимнего и летнего применения
Каждый тип автошин изготавливают с учетом особенностей сезона, в течение которого он будет использоваться. Но есть и общие черты, которые проявляются в особенностях структуры.
Начать нужно с особенностей конструкции. Любые современные автошины состоят из:
- каркаса, который также называют кордом;
- протектора;
- бортов и боковин.
На вопрос, чем отличаются зимние шины от летних, многие ответят, что в первую очередь конструкцией, то есть рисунком протектора и ее высотой. Это не совсем так.
На самом деле главное отличие заключается в химическом составе резины. Летние шины неизбежно твердеют зимой, или даже осенью (с наступлением первых сильных холодов), и они не могут обеспечить надежное сцепление. При использовании таких шин высок риск заноса.
Зимние шины по причине сильной деформации не могут обеспечить безопасности летом.
Отличительные признаки
Различие между двумя этими типами шин проявляется в составе резиновой смеси.
Для летних шин используется более жесткая резина. Даже в жару она не плавится и не деформируется, хотя постоянно контактируется с нагретым асфальтом. Она достаточно эластична, чтобы обеспечить хорошую управляемость автомобиля. Но при этом обладает высокой износостойкостью.
При низких (и тем более отрицательных) температурах на улице жесткость повышается, поэтому использовать ее нельзя — машина будет хорошо скользить по льду, и остановить ее будет тяжело.
У зимней резины состав резины мягче. При плюсовых температурах она не может обеспечить безопасной езды. В жару резина размягчается еще больше и сильно изнашивается.
Ставить ее нужно только тогда, когда температура на улице опускается ниже нуля. Эта резина достаточно эластична, поэтому даже в морозы она не теряет своих свойств и обеспечивает безопасное управление автомобилем.
Кроме состава резины, разница заключается также в пористости материала. Зимнюю «автообувь» делают более пористой, чтобы увеличить площадь контакта. Поэтому даже в гололед, на почти гладкой поверхности, неровности пористой шины пытаются зацепиться за покрытие. Это позволяет сократить тормозной путь.
Как отличить визуально по внешнему виду?
Визуальные отличия между летней и зимней резиной тоже имеются. Они сводятся к следующему:
- На зимних шинах делается более глубокий рисунок протектора, чтобы обеспечить хорошее сцепление, даже если на дороге будет только снежная каша. На поверхности блоков заметны ламели. Это мелкие разрезы, благодаря которым шины становятся более эластичными и лучше приспосабливаются к зимним дорогам. На летней резине глубокий рисунок не делают, потому что на сухом асфальте он только ухудшит управляемость.
- Наличие водоотводных каналов — это заметные продольные дорожки на летних изделиях, которые сделаны для защиты от аквапланирования — опасной ситуации, связанной с образованием водяной пленки между колесом и дорогой, что приводит к потере управляемости. Каналы позволяют избежать образования такой пленки. У зимней резины их нет.
- Направленный рисунок протектора. Он делается на зимних моделях, чтобы в протектор не забивался снег, и заносы не влияли бы на управляемость автомобиля.
- Шипы — они имеются только на зимней резине. С их помощью можно цепляться за лед и обеспечивать безопасное движение. На летней резине шипов нет. При поездке по горячему асфальту они только портили бы дорожное покрытие. Использование шипованной резины летом запрещено на законодательном уровне.
Летние модели имеют симметричный рисунок. Их можно устанавливать в любом положении, если нет дополнительных указаний производителя.
Расшифровка маркировки зимних, летних и всесезонных
Возникает вопрос, как отличить в магазине зимние шины от летних, если тип не указан. В этом поможет маркировка, которая будет указана в сопроводительной документации.
В зависимости от сезона и покрытия на изделиях может быть маркировка
- AS (также в зависимости от производителя обозначается All Season, Any Season) — это всесезонные шины;
- R+W — дорога и зима (Road+Winter)
- M+S — всесезонные, «грязь плюс снег» (Mud+Snow)
- A/Т — предназначенные для любых местностей;
- M/T (Mud Terrain) — для грязевых ландшафтов.
Зимние шины легко определить — они всегда обозначаются буквой W и звездочкой (*).
В полной маркировке содержатся дополнительные сведения:
- первые три цифры (например, 195) — это ширина шины (в мм);
- следующие две цифры — выраженное в процентах отношение высоты профиля к ширине;
- R — показатель радиальной конструкции, его отсутствие означает, что это диагональная шина;
- последние две цифры — индекс нагрузки, то есть это максимально допустимый показатель;
- Т — индекс скорости (не максимальной, но комфортной).
Почему зимние шины не стоит использовать летом?
Чем еще отличается зимняя резина от летней, так это высотой боковины. У зимней резины она высокая, это удобно, потому что шина становится более податливой и повышает маневренность. Но с точки зрения управляемости на нагретом асфальте это свойство является недостатком, а не достоинством. Поэтому для лета нужны более жесткие шины.
Но и летние модели нельзя использовать зимой. Даже если слой снега на дорогах относительно невелик, все равно он будет забиваться в неглубокие канавки на летних покрышках, и в итоге они будут значительно снижать управляемость.
Видео по теме статьи
В видеоролике ниже авторы сравнивают лето, зиму и всесезонку на первом тонком снегу. Результаты оказались совсем не очевидны.
Заключение
Замена шин производится с учетом климатических особенностей региона. Если холода начинаются рано, для региона характерны заморозки на почве и наледь на дороге, менять покрышки на зимние нужно по погоде, а не по календарю. Разница между двумя типами шин заключается именно в их способности противостоять погодным препятствиям.