Почему сцепление схватывает в самом низу (при его отпускании)
Попробуем разобраться в причинах неисправности, когда сцепление схватывает (срабатывает) в самом низу — в самом начале хода педали при ее отпускании.
А так же определим, можно ли что-то сделать чтобы вернуть момент его срабатывания ближе к середине хода педали.
В качестве примера используем сцепление автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) как типичное по конструкции и принципу действия для автомобилей ВАЗ, рассматриваемых на нашем сайте.
Признаки неисправности
При отпускании педали сцепления, например, во время трогания автомобиля с места, момент его срабатывания (схватывания) находится в самом низу, хотя должен быть ближе к середине хода педали. Автомобиль может дергаться, тронуться с места становится затруднительно.
Переключение передач затруднено, так как оно должно происходить при полностью выключенном сцеплении, а малый ход педали не позволяет его до конца выключить.
Визуально педаль сцепления находится несколько ниже педали тормоза.
Почему сцепление схватывает в самом низу (при его отпускании)
1. Неправильно отрегулирован его привод.
Возможно привод сцепления, по причине каких-то непреодолимых обстоятельств, был отрегулирован весьма приблизительно. Без четкого соблюдения требований к этой работе и точного расчета рабочего хода его педали. Например, если не до конца была затянута регулировочная гайка. В результате педаль опустилась немного ниже и сцепление стало схватывать (срабатывать) в самом низу.
2. Заедание тросика привода в оболочке или его вытягивание.
Со временем, тросик привода может износится, имеющиеся в нем проволоки разлохмачиваются, что сильно затрудняет его перемещение в оболочке. В итоге при нажатии на педаль сцепление полностью не выключается (ведет) попутно возможны рывки при его работе.
Трос привода сцепления ВАЗ 21083 (21093, 21093)
Аналогичная проблема возникнет если тросик немного вытянется.
3. Неисправна нажимная демпферная пружина «корзины» сцепления.
Возможно имеет место сильный износ концов лепестков пружины в месте контакта их с выжимным подшипником. Что так же сказывается на величине рабочего хода педали сцепления и на перемещении момента схватывания вниз.
Кольцевой износ на лепестках нажимной пружины «корзины» сцепления
Что делать если сцепление схватывает в самом низу?
Для начала нужно просто проверить правильность его регулировки. А именно величину рабочего хода педали сцепления.
Максимально допустимый рабочий ход педали сцепления автомобилей ВАЗ 2108,21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 – 150-160 мм, а в норме должен составлять 125-135 см. Это разница значений расстояния от площадки педали до пола под ногами водителя при нажатой педали и отпущенной.
Расстояние от пола под ногами водителя до нижнего края педали сцепления, когда она нажата до упора — сцепление «выключено»
Измерить его можно при помощи рулетки.
Расстояние от нижнего края отпущенной педали сцепления до пола под ногами водителя измеренное при помощи рулетки
Разница этих измеренных расстояний и будет рабочим ходом педали сцепления. Если оно меньше 125-135 мм, то сцепление будет схватывать внизу. В самом начале хода педали при ее отпускании.
В большинстве случаев устранить неисправность и снизить момент срабатывания можно просто покрутив регулировочную гайку.
Вращаем регулировочную гайку по часовой стрелке одним ключом, придерживая контргайку другим. Для увеличения хода педали сцепления (педаль будет подниматься) вращаем гайку по часовой стрелке, для уменьшения ее хода (педаль будет опускаться к полу) вращаем против часовой стрелки.
В нашем случае вращаем регулировочную гайку по часовой стрелке, что бы педаль немного поднялась (приблизительно до уровня педали тормоза).
Вращение регулировочной гайки — регулировка привода сцепления
Подробности и особенности регулировки привода сцепления см. в статье на нашем сайте: «Регулировка сцепления ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Если же и после проведения регулировки момент схватывания сцепления все же остался низким, либо сначала вроде бы удалось устранить неисправность, а буквально через пару-тройку дней сцепление опять стало схватывать в самом низу, то скорее всего пришла пора заменить трос привода сцепления или даже корзину сцепления на новую.
Примечания и дополнения
— Проверять и при необходимости регулировать рабочий ход педали сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях, согласно технического регламента, необходимо раз в 30.000 км пробега. Но на автомобилях с большим пробегом желательно проводить проверку почаще, либо при появлении признаков неисправности.
— Что происходит со сцеплением если оно схватывает слишком низко при отпускании педали?
При отпущенной педали сцепления оно постоянно включено. После нажатия на педаль, усилие передается через тросик и вилку на выжимной подшипник, который давит на лепестки нажимной пружины «корзины». Пружина воздействует на ведущий диск, который перестает прижимать ведомый к рабочей поверхности маховика. Передача крутящего момента от двигателя на коробку передач прерывается. Можно переключать передачи.
Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 полностью выключено — педаль нажата, ведомый диск свободен
Когда момент схватывания сцепления слишком низкий и оно срабатывает в самом низу, значит рабочий ход педали меньше нормы и сцепление не полностью выключается. Ведомый диск при этом недостаточно отходит от маховика переключение передних передач будет затруднено, а задняя вообще может включаться с хрустом и треском.
[Решено] Сцепление схватывает в самом низу
Должно ли так быть?
Приходится вставать на педаль чуть ли не всем весом чтоб сцепа работала.
По опыту знаю, что сцепление должно выжиматься полностью на середине или нижней трети положения педали.
Начал заниматься вопросом, сама педаль не регулируется.
Рабочий цилиндр свежий
Главный заменил
Поставил новый комплект сцепления, поменял с вилкой и втулками под нее.
Результата ноль.
Как быть? Что делать?
P.S. РЕШЕНИЕ. Пишу и фоткаю после того как сделал. Без подробностей, но с нюансами.
Разобрался с проблемой прокачкой гидравлической системы.
Но! Не с помощью ног напарника, а с помощью воздушного компрессора.
Ножками с другом уже прокачивали чтобы убедиться в отсутствии завоздушивания, в сервисе, после замены главного цилиндра, тоже. Это почему-то у меня не работает. Педаль как схватывала у пола, так и продолжала.
На одном из форумов читал, что кто-то качал компрессором и педаль у него чуть ли не в самом верху начала схватывать.
Терять мне уже было нечего, заказал новую крышку для тормозного бачка (он общий для тормозов и сцепы), старый просверлил и всунул в него автомобильный ниппель.
Получилась такая приблуда:
На штуцер рабочего цилиндра надеваем трубку от набора для переливания крови, обрезав толстый кончик, другой конец в какую-нибудь емкость, чтоб не гадить.
Проверяем болт настройки свободного хода педали, важно его выкрутить чтобы шток полностью вышел из цилиндра (У меня, если что, он уже был выкручен полностью, но я на всякий случай вообще его снял). Это нужно чтобы главный цилиндр работал на весь свой объем.
Надеваем приблуду на бачок, компрессор на приблуду, включаем и откручиваем штуцер прокачки, смотрим как льётся жижа, параллельно контролируем ее уровень в бачке. Давления там почти нет, крышка не супер герметична, течь будет медленно.
Минут пять так погонял, пузырьков не увидел, сначала подумал что занимаюсь фигней, но когда протестировал сильно обрадовался, педаль стала выше, ездить теперь вполне комфортно.
ИТОГ: Пинать педаль сцепления туда сюда теперь не вижу смысла, прокачивать надо проливом.
Большое спасибо всем, кто откликнулся!
Надеюсь, моя писанина окажется кому-то полезной.
Как решить проблему сцепления в самом низу?
Привет! Меня зовут Владимир, и я опытный автомеханик с многолетним стажем. Сегодня я хочу рассказать вам о проблемах, связанных с сцеплением в самом низу и о том, что можно сделать в таком случае.
Что такое сцепление в самом низу?
Сцепление в самом низу — это ситуация, когда вы пытаетесь выжать педаль сцепления, но она находится близко к полу. Это может быть вызвано несколькими факторами, такими как:
- Износ деталей сцепления;
- Необходимость регулировки сцепления;
- Проблемы с гидравлической системой сцепления;
- Несоответствие уровня масла в системе сцепления.
Следует отметить, что сцепление в самом низу может быть опасным и приводить к неполной разгрузке сцепления, перегреву деталей и повреждению коробки передач.
Что делать в такой ситуации?
Если у вас возникла проблема с сцеплением в самом низу, я рекомендую следующие шаги:
- Проверьте уровень масла в системе сцепления. Если уровень масла ниже нормы, долейте его до рекомендуемого значения.
- Проверьте состояние и износ деталей сцепления. Если они изношены, замените их на новые.
- Проверьте гидравлическую систему сцепления на наличие утечек, повреждений или блокировок. Если обнаружены проблемы, выполните соответствующий ремонт или замену.
- При необходимости выполните регулировку сцепления.
Важно отметить, что эти шаги могут помочь решить некоторые проблемы со сцеплением в самом низу, но в некоторых случаях может потребоваться обращение к специалисту. Он проведет более детальную диагностику и выполнит ремонт, если это необходимо.
Заключение
Сцепление в самом низу может быть довольно неприятной проблемой, которая требует незамедлительного вмешательства. Надеюсь, что мои советы помогут вам разобраться с этой проблемой и вернуть себе комфортное управление вашим автомобилем.
Сцепление захватывает в самом низу или в самом верху — причины
В автомобилях, которые оборудованы МКПП, сцепление является одним из самых важных узлов. Поэтому его нужно периодически проверять и регулировать при необходимости. Если игнорировать данную процедуру, возникнет вероятность ДТП.
Фото: «CAR.RU»
Сцепление подхватывает в самом низу.
Эксплуатация транспортного средства непременно приводит к износу его основных узлов. В конструкции сцепления предусматриваются дисковые фрикционные накладки, которые со временем могут стираться. В результате возникает разбалансировка настроек системы сцепления. Если такое происходит, требуется незамедлительная регулировка приводного троса.
Если конструкция механическая, следует придерживаться определенного порядка. Во-первых, нужно открыть капот, найти шток, к которому закрепляется трос от педали, обработать гайки составом WD-40, чтобы можно было их ослабить. Во-вторых, потребуется открутить регулировочную гайку в направлении от педали сцепления — так можно уменьшить свободный ход. После проведенных работ следует проверить, как работает сцепление. Автомобиль не должен буксовать или дергаться во время старта.
Берет в самом верху.
Проблему можно решить аналогичным способом, но крутить регулировочную гайку нужно в противоположную сторону. Если сцепление берет в самом верху, проблема может заключаться в ведомом диске. Он не может включаться в рабочий цикл. В результате возникают пробуксовки, а крутящий момент частично утрачивается, что отрицательно сказывается на динамике разгона.
С гидравлическим сцеплением могут возникать трудности при регулировке, так как требуется проверять наличие утечек тормозной жидкости. Отрегулировать свободный ход педали можно самостоятельно. Для этого потребуется заполнить расширительный бачок до рекомендуемого уровня, надеть один конец шланга на клапан прокачки, а второй — опустить в емкость с тормозной жидкостью. После этого нужно выжать педаль сцепления до упора и подождать, пока жидкость не стечет вместе с воздухом. Остается закрутить клапан, отпустить педаль и долить нужный объем тормозной жидкости. Эксперты рекомендуют проводить регулировку каждые 20 000 км пробега.