Чем мы заправляемся или учимся читать паспорт качества. Судовое маловязкое топливо.
В стране дефицит дешевой солярки. Производители могли бы ее выпускать, но после выплаты всех платежей и акцизов, цена становится совсем недешевой. И уже практически нет ценовой разницы между Евро-0 и Евро-5. Плюс еще нельзя выпускать соляру не классов Е-4 и Е-5. А спрос есть.
И производители стали выпускать ТУшное топливо. В том году это было печное топливо, но с нового года и на него ввели акцизы. В это году это стало называться СМТ или ТСМ (судовое маловязкое топливо или топливо судовое маловязкое). Вангуют, что со следующего года СМТ тоже обложат акцизами и производители дружно перейдут на выпуск чего нибудь нового, например, тепловозного маловязкого топлива 🙂
Итак, что же это такое?
Видно, что параметров у СМТ несколько меньше.
1. Вязкость. Аналогично ДТЛ, влияет на качество распыления. Прямого сравнения с ДТЛ (дизельное топливо летнее) сделать нельзя, т.к. вязкость снимается при другой температуре.
2. Температура вспышки. Аналогично ДТЛ, обозначает пожаробезопасность.
3. Температура застывания. Температура при которой топливо перестает течь. У ДТЛ такого параметра нет, там бывает температура помутнения и предельная температура фильтруемости.
4. Массовая доля серы. Если что, 1% это 10гр/кг! А у ДТ Е-5 нормируется 10мг/кг! Разница в 1000 раз! Современный дизель может не переварить такое количество. Более того, уже совершенно не подойдут масла для малосернистого топлива. Зато такое количество серы совершенно убирает потребность в смазывающих и некоторых других присадках.
5. Меркаптановая сера. Коррозионная активность.
6. Вода.
7. Коксуемость. Аналогично ДТЛ, влияет на нагар.
8. Кислоты и щелочи. Вместе с водой составляют коррозионную активность топлива. Вредны аппаратуре и мотору.
9. Зольность. Аналогично ДТЛ, сухой остаток сгорания.
10. Мех.примеси. Аналогично общему загрязнению в ДТЛ.
11. Плотность. Аналогично ДТЛ.
12. Йодное число. Характеризует содержание непредельных углеводородов, которые способны осмоляться, т.е. смолообразование.
Цетановое число в СМТ измеряют не все лаборатории, т.к. СМТ производится на основе ДТЛ, добавлением газойлей в строго определенных количествах. Число соблюдается в пределах 40-50.
По внешнему виду СМТ не отличить от ДТЛ. Если получится, я как нибудь сделаю фотографии баллонов с ДТЛ и СМТ рядом. Хотя встречалась СМТ черного цвета. Это говорит о наличии в ней смол, что не очень хорошо для двигателей.
Дизельный двигатель легко переваривает СМТ, не выявляя разницы с ДТЛ. Но такая разница появится у обладателей двигателей Е-4 и выше, не приспособленных к потреблению такого количества серы.
Отличие смт от дизельного топлива. Отличие судового маловязкого топлива от дизельного
Вопросы допустимости применения разных вариантов топлива имеют высокое практическое значение для экономной и долговечной эксплуатации дизелей судов и других транспортных средств. , которое используется для средне и высоко оборотистых силовых установок, отличается высокой стоимостью, поэтому многие компании интересует возможность применения более дешевых топливных материалов, в частности, судового маловязкого топлива. Для того, что бы получить решение этой проблемы необходимо рассмотреть основные эксплуатационные характеристики материалов, а именно, плотность, вязкость, компонентный состав и температуру вспышки.
Дизельное топливо
Дизтопливо, используемое для быстроходных дизельных моторов и судовой техники, является одной из фракций прямой перегонки нефти. Его характеристики определяет межгосударственный ГОСТ 305-201 (действует с 01.01.2015). В зависимости от температуры застывания различают зимние, летние и арктические виды дизеля.
Вязкость (определяется для температуры 20°C). Зимний дизель: от 1,8 до 5сСт, летнее топливо: от 3 до 6 сСт.
Воспламеняемость. Этот параметр для дизельных топливных материалов характеризуется цетановым числом, которое для стандартного дизеля определяется, как Л-45.
Температура вспышки летнего дизеля 62°C и зимнего 40°C.
Компонентность. Основное внимание при производстве дизеля уделяется содержанию серы, а точнее серных соединений. В связи с экологическими требованиями европейские нормы подразумевают содержание серы в дизтопливе не более 0,001 %.
Получают судовое маловязкое топливо из дизельных фракций нефти, добавляя газойли вторичных процессов перегонки в соответствии ГОСТ 305-82. Используется СМТ в средне и высоко оборотистых силовых установках и газотурбинных агрегатах.
Характеристики
— Вязкость (определяется для температуры 20°C) 3-6 сСт.
— Воспламеняемость: цетановое число от Л-40 до Л-45.
— Температура вспышки: 60°C.
— Компонентность: содержание серы от 0,5% (ГОСТ 305-82), до 1,5% (по ТУ38.101567-2000).
Возможна ли замена дизеля судовым маловязким топливом?
Более высокое цетановое число у дизеля приводит к быстрому сгоранию топлива, что мешает его полному смешиванию с воздухом. В результате получаем меньшую экономичность силового агрегата. Поскольку разница в цетановом числе СМТ и дизтоплива не очень большая, то этот эффект мало заметен.
Куда большее значение имеет процентное содержание серы. Низкое содержание этого элемента в дизтопливе, которое определено международными стандартами, ведет к снижению смазывающих характеристик. Поэтому, для дизтоплива с минимальным содержанием серы рекомендовано использование современных смазывающих присадок.
Особое значение для экономики имеет значение цена того, или иного вида топлива. Поскольку процесс производства СМТ более простой (одна из причин заключается в менее строгих требованиях), то и стоимость его значительно ниже, чем у дизеля. Доступная цена способствует все более широкому использованию СМТ в разных отраслях. Единственным недостатком этого вида топлива для дизельных двигателей является высокое содержание серы, которое влечет за собой низкую экологичность выхлопа.
Изобретение относится к судовому маловязкому топливу, содержащему смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти. Топливо характеризуется тем, что оно содержит фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С при следующем массовом соотношении компонентов, мас.%: фракция атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С — 60-70; фракция вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С — до 100. Настоящее топливо обладает улучшенными показателями по цетановому числу, при этом технология его получения является упрощенной. 4 табл.
Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Судовое маловязкое топливо (СМТ) предназначено для использования в среднеоборотных и высокооборотных дизельных двигателях, потребляющих значительное количество дефицитного дизельного топлива по ГОСТ 305-82. В табл.1 представлены требования к дизельному топливу марки «Л-0,5», вырабатываемому по ГОСТ 305-82, и предлагаемому взамен его СМТ, вырабатываемому по ТУ 38.101567-2000. Из данных табл.1 следует, что по сравнению с дизельным топливом марки «Л-0,5» нормы на топливо СМТ менее жесткие.
Таблица 1 | ||
Норма показателей качества | ||
Показатель | ГОСТ 305-82 на топливо марки Л-0,5-69 | ТУ 38.101567-2000 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм 2 /с | в пределах 3,0-6,0 | не более 11,4 |
Цетановое число, не менее | 45 | 40 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 60 | 62 |
Температура застывания, °С, не выше | Минус 10 | Минус 10 |
Массовая доля серы, %, не более | 0,5 | 1,5 |
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,025 |
Коксуемость, %, не более | 10% ост 0,3 | 0,2 |
Содержание механических примесей, %, не более | Отс. | 0,02 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 |
Плотность, кг/м 3 , не более | 860 | 890 |
Известно топливо для судовых двигателей, которое получается путем компаундирования легкого газойля коксования с установки 21-10/6, дизельных фракций с АВТ, вакуумного газойля с АВТ и дистиллята прямогонного с комбинированной установки КГФ-АТ-ТК («Химия и технология топлив и масел», 1979, №3, с.28-30). Однако используемые фракции характеризуются низкой перегонкой топлива и большим запасом качества по показателю кинематической вязкости. Топливо характеризуется низким цетановым числом и выходом. Оно содержит мас.%: смесь продуктов атмосферной перегонки и вакуумной переработки нефти фракции 110-500°С 2-15; фракцию 240-500°С вакуумного дистиллята переработки нефти 1-20; фракцию 130-400°С вакуумной перегонки мазута при производстве масел 10-40; фракцию 160-400°С газойля каталитического крекинга до 100%.
Однако используемые фракции каталитического крекинга, а также продукты прямогонные с н.к. 110°С приводят к снижению смазывающей способности топлива и повышению его коррозионной активности.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является топливо для судовых двигателей (Пат. РФ №2058372, C10L 1/04, опубл. 20.04.96, БИ №11), содержащее смесь дистиллятов нефти: фракции 160-360°С, 240-450°С атмосферной перегонки при массовом соотношении во фракции 240-450°С фракций, выкипающих в интервале 240-360°С и 360-450°С, равном (80-90):(20-10), фракцию 240-550°С вторичной вакуумной перегонки мазута при массовом соотношении в ней фракций 240-360°С и 360-550°С, равном (80-90):(20-10), при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Известное судовое маловязкое топливо получают следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на установке AT фракций 160-360°С, 240-450°С и на установке вакуумной перегонки мазута фракции 240-550°С.
Однако выделяемые на AT и вакуумной перегонки мазута фракции должны иметь определенное соотношение в них дизельных и мазутных (выше 360°С) фракций. Это достигается регулированием режима и коэффициента рециркуляции фракций на установке. Таким образом, в дистиллятах 240-450°С атмосферной перегонки и 240-550°С вакуумной перегонки мазута соотношение фракций 160-360°С и выше 360°С должно составлять (80-90):(20-10).
Недостатками предложенного судового топлива является недостаточно высокое цетановое число, а также вовлечение в его состав значительного количества легких углеводородных фракций. Количество фракции с интервалом выкипания 160-360°С составляет от 55 до 90% от массы судового топлива. В двух других компонентах топлива доля фракции с интервалом выкипания 240-360°С составляет 80-90%. Известно, что наличие низкомолекулярных фракций снижает цетановое число топлива. Фракции с интервалом выкипания 160-170°С имеют цетановое число лишь 34, фракции, выкипающие в интервале 170-180°С, имеют цетановое число 36, а у фракций, выкипающих при 180-190°С, оно находится на уровне 38. Присутствие в топливе фракций с температурой начала кипения 160°С приводит к жесткой работе двигателя, поскольку к моменту самовоспламенения рабочей смеси в его цилиндре накапливается большое количество паров топлива, и горение сопровождается чрезмерным повышением давления и стуками в двигателе. Значительное присутствие в составе топлива фракций с относительно невысокими температурами начала кипения нецелесообразно также по экономическим соображениям, поскольку они могут являться компонентами гораздо более ценных и дорогих продуктов, таких, например, как нефрас, керосин или реактивное топливо типа ТС-1. Процесс, согласно прототипу, отличается сложностью, поскольку предполагает смешение 7 потоков в четко определенных соотношениях. Особенно сложно регулировать количество введенной фракции с интервалом выкипания 360-550°С, поскольку ее количество варьируется от 0,5 до 3,0 мас.%.
Задачей изобретения является разработка топливной композиции, обладающей улучшенными показателями по цетановому числу.
Указанная задача решается тем, что судовое маловязкое топливо получают следующим образом: нефть подвергают перегонке с выделением на атмосферной колонне фракции с интервалом выкипания 210-365°С и на колонне вакуумной перегонки мазута фракции с интервалом выкипания 255-360°С. Судовое маловязкое топливо получают компаундированием фракций при следующем соотношении компонентов, мас.%:
В табл.2 приведен компонентный состав, в табл. 3, 4 — показатели качества компонентов судового маловязкого топлива по прототипу и предлагаемому техническому решению.
В качестве сравнительного примера прототипа выбран состав и показатели качества примера 1 (табл.3, 4, 5, пат. РФ №2058372). Состав топлива согласно прототипу в соответствии с примером 2 табл.3 пат. РФ №2058372 имеет более высокий показатель цетанового числа, однако его температура застывания минус 10°С не обеспечивает необходимого запаса качества (норма по ГОСТ 305-82 и ТУ 38.101567-2000 — минус 10°С).
Таблица 2 | ||||||
Компонентный состав судового маловязкого топлива | ||||||
Компонент | Состав, мас. % | |||||
прототип | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Фракция атмосферной перегонки 160-360°С | 80 | — | — | — | — | — |
Фракция 240-450°С атмосферной перегонки Соотношение фракций: | 5 | — | — | — | — | — |
240-36°С | 80 | |||||
360-450°С | 20 | |||||
Фракция 240-550°С вакуумной перегонки Соотношение фракций: | 15 | |||||
240-3604 | 20 | |||||
360-550°С | 10 | |||||
Фракции 210-365°С атмосферной перегонки | — | 65 | 60 | 70 | 59 | 71 |
Фракции 255-360°С вакуумной перегонки | — | 35 | 40 | 30 | 41 | 29 |
Таблица 4 | ||||||
Показатели качества судового маловязкого топлива | ||||||
Показатель | Содержание, мас. % | |||||
прототип | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Содержание осадка при хранении, мг/100 см 3 /топл. | 0,63 | 0,62 | 0,63 | 0,56 | 0,62 | 0,63 |
Теплота сгорания, Дж/кг | 49,7 | 49,7 | 49,8 | 49,8 | 50,0 | 50,1 |
Коррозионные потери стали Ст. 3 на приборе Пинкевича, кг/м 3 | 17,6 | 17,5 | 17,5 | 17,4 | 17,6 | 17,5 |
Показатель горючести в дизельном топливе | 145 | 145 | 146 | 145 | 144 | 145 |
Смазывающие свойства на двигателе ЧШМ, Р кр. мет. | 62 | 62 | 62 | 62 | 62 | 62 |
Коррозионная агрессивность в условиях конденсации воды по ГОСТ 8607-73, г/м 3 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | 1,2 | 1,0 |
Из приведенных данных следует, что предлагаемое топливо (примеры 1-3, табл.3) по сравнению с прототипом характеризуется более высокими численными значениями цетанового числа. Эксплуатационными испытаниями доказана достаточно высокая его смазывающая способность и стабильность при хранении, а также теплотворная способность в сочетании с низкой коррозионной агрессивностью.
Примеры 4 и 5 характеризуют показатели качества неоптимального состава судового топлива. Снижение содержания в топливе фракции вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С ниже величины 30% приводит к повышению его коксуемости.
С другой стороны, превышение содержания в топливе фракции атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С более величины 70% приводит к снижению цетанового числа.
Реализация изобретения позволит:
Получать судовое маловязкое топливо с повышенным цетановым числом, без добавления специальных цетаноповышающих присадок;
Максимально вовлекать более тяжелые фракции;
Получать дополнительное количество керосиновых фракций или фракций ракетного топлива;
Упростить технологический процесс получения топлива.
Судовое маловязкое топливо, содержащее смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти, отличающееся тем, что оно содержит фракцию атмосферной перегонки с интервалом выкипания 210-365°С и фракцию вакуумной перегонки с интервалом выкипания 255-360°С при следующем массовом соотношении компонентов, мас.%:
Похожие патенты:
Изобретение относится к процессам получения моторных топлив, преимущественно авиационных, используемых в газотурбинных двигателях, и предназначенных для использования в основном на местах добычи и переработки углеводородного сырья.
Изобретение относится к системе синтеза жидкого топлива, включающей: реформинг-аппарат, который преобразует углеводородный сырьевой материал для получения синтез-газа, содержащего газообразный монооксид углерода и газообразный водород в качестве основных компонентов; реактор, который синтезирует жидкие углеводороды из газообразного монооксида углерода и газообразного водорода, содержащихся в синтез-газе с помощью реакции синтеза Фишера-Тропша; устройство для повышающей качество обработки, которое осуществляет заданную повышающую качество обработку жидких углеводородов, синтезированных в реакторе; и нагревательное устройство, которое нагревает жидкие углеводороды, вводимые в устройство для повышающей качество обработки, с использованием отработанного газа, полученного сжиганием газообразного топлива в горелке реформинг-аппарата и выводимого из реформинг-аппарата, в качестве теплоносителя, причем отработанный газ непосредственно подается в устройство для повышающей качество обработки, и причем устройство для повышающей качество обработки представляет собой ректификационную колонну, которая производит фракционную разгонку жидких углеводородов на множество видов жидких топлив, имеющих различные температуры кипения, и/или реактор для гидрирования, который производит гидрирование жидких углеводородов.
Изобретение относится к интегрированному способу получения дизельного топлива или добавок к топливу из биологического материала посредством получения парафинов в реакции Фишера-Тропша, с одной стороны, и посредством каталитической гидродеоксигенации масел и жиров биологического происхождения, с другой стороны
Изобретение относится к композиции неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина на основе изомеризата и бензина каталитического крекинга, отличающейся тем, что дополнительно содержит бензин прямой перегонки, а в качестве высокооктанового компонента содержит гидрогенизат производства бутиловых спиртов при следующем соотношении компонентов, мас.%: Бензин прямой перегонки 10-15 Изомеризат 2,5 Гидрогенизат производства бутиловых спиртов 20-60 Бензин каталитического крекинга До 100 Практическое применение заявленной композиции позволяет существенно расширить сырьевую базу производства экологически чистых автобензинов, обладающих высоким октановым числом и пониженным содержанием ароматических, олефиновых углеводородов и бензола. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к топливной композиции, состоящей из легкого вакуумного погона мазута с температурой выкипания 96 об.% до 400°С, негидроочищенного легкого газойля каталитического крекинга, 8-оксихинолина, диспергирующей присадки С-40 и гидроочищенного дизельного топлива. Совокупность принимаемых соотношений компонентов позволяет получить повышение уровня эксплуатационных свойств топливной композиции с одновременным сохранением номинальной производительности установок на НПЗ без нарушения технологического процесса их работы. Топливная композиция находит применение для судовых быстроходных дизелей, судовых газовых турбин и судовых котлоагрегатов и может быть применена круглогодично преимущественно на водоизмещающих кораблях. 1 з.п. ф-лы, 3 табл.
Изобретение относится к котельному топливу, содержащему тяжелую нефтяную фракцию и стабилизатор, в качестве которого используют отход производства растительных масел — карбоксилат натрия, при следующем соотношении компонентов, % масс.: карбоксилат натрия 20-30 тяжелая нефтяная фракция — остальное. Предложенное котельное топливо обладает высокой стабильностью и низкой вязкостью. 1 табл., 6 пр.
Изобретение относится к способу получения присадки к жидкому топливу, содержащему введение природного алюмосиликата в остаточный нефтепродукт, введение воды, перемешивание, при этом в качестве природного алюмосиликата используют слюду, преимущественно измельченный вермикулит, который подвергают обжигу с последующей последовательной многократной выдержкой в растворах карбоновых кислот сильной концентрации, преимущественно муравьиной и уксусной, неорганической сильной кислоты сильной концентрации, после выдержки слюды в кислотах осуществляют фильтрацию слюды от используемых кислот, полученный остаток обработанной слюды после последней выдержки в кислоте нейтрализуют, к полученной слюде дополнительно вносят тонко измельченные оливинит, водоросли и кальцийсодержащий природный компонент, которые берут в следующем количестве: оливинит 5-20 мас.%, водоросли 10-20 мас.%, кальцийсодержащий компонент 5-15 мас.% от исходного количества вермикулита, полученную композицию компонентов заливают водой, которую затем испаряют до получения влажной композиционной смеси, последнюю смешивают с остаточным нефтепродуктом, в качестве которого используют керосин, в соотношении 1:5, выдерживают, затем диспергируют. Изобретение также относится к составу присадки, содержащей природный алюмосиликат, остаточный нефтепродукт. Техническим результатом является уменьшение выбросов токсичных вредных веществ в выходящих газах, улучшение процессов горения топлива, снижение нагарообразования и дымности, экономия топлива. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относится к композициям авиационного бензина с октановым числом не менее 91 и сортностью по богатой смеси не менее 115 на основе автомобильного бензина, которая содержит смесь изопарафиновых углеводородов С6-C8 15-40% масс., гидрированную фракцию C8 с остаточным содержанием бензола (не более 3% масс.) до 10% масс., тетраэтилсвинец 0,15-0,35% масс. и бензин с октановым числом не менее 92 по ОЧИ до 100% масс. Заявленная композиция авиационного бензина на основе автомобильного бензина соответствует всем требованиям к авиационному бензину по ТР ТС 013/2011, главными из которых являются октановое число не менее 91 и сортность по богатой смеси не менее 115. 1 з.п., 2 табл.
Изобретение относится к углеводородной композиции, которую можно использовать в качестве топлива и/или горючего, и способу ее получения. Способ гидроочистки для получения углеводородных композиций включает гидроочистку смеси, содержащей: — компонент (А) — газойль в количестве от 20 до 95 масс.%, — компонент (А1) — бензин в количестве от 1 до 40 масс.%, — компонент (В) биологического происхождения, содержащий сложные эфиры жирных кислот, возможно, включающий свободные жирные кислоты; количество биологического компонента составляет от 4 до 60 масс.%, причем все процентные содержания отнесены к общей массе суммы всех компонентов. Заявлена также углеводородная композиция (С), пригодная для использования в качестве топлива и/или горючего, полученная по способу гидроочистки, имеющая метановое число более 50, плотность 820-845 кг/м3, содержание полиароматических соединений менее 1 масс.% относительно общей массы углеводородной композиции и общее содержание ароматических соединений менее 20 масс.% относительно общей массы композиции. Технический результат — получение углеводородной композиции с улучшенными низкотемпературными свойствами. 2 н. и 37 з.п. ф-лы, 4 табл., 2 пр.
Изобретение относится к способу получения реактивного топлива из биоэтанола. Способ осуществляют путем конверсии биоэтанола на первой стадии на цеолитном катализаторе, содержащем железо, при температуре 300-350°С и объемной скорости 2 ч-1 по жидкому исходному этанолу, затем на второй стадии гидрированием полученного продукта конверсии этанола на промышленном 3% или 5% платиносодержащем катализаторе при температуре 250-300°С в течение 1,5-3 часов в автоклаве с периодической подачей водорода, с последующей разгонкой полученного после гидрирования продукта и выделением целевой фракции, выкипающей после 135°С, плотностью при 20°С не менее 790 кг/м3 и содержащей нафтеновые продукты. Способ позволяет получать реактивное биотопливо для авиационных газотурбинных двигателей, которое является более экологичным по сравнению с традиционными видами топлив. 1 ил., 2 табл.
Изобретение относится к судовому маловязкому топливу, содержащему смесь дистиллятов атмосферной и вакуумной перегонки нефти
Когда говорят о разных видах топлива, то всегда подразумевают долговечный моторесурс двигателя, экономный расход горючей жидкости в дизелях.
Специалистов в сфере эксплуатации дизелей всегда интересует экономичность работы двигателя, не в ущерб мощности и влиянию на техническое состояние силового агрегата. Вот они и ищут альтернативу более дорогим видам топлива. Попробуем найти приемлемую замену, взглянув на судовое маловязкое топливо (СМТ).
Средне и высоко оборотистые двигатели считаются достаточно дорогими в эксплуатации. В связи с этим компании ищут возможности применения дешевой солярки. СМТ тоже рассматривается как вариант.
Заказать доставку дизельного топлива можно по ссылке .
У солярки, которая используется на судах и быстроходных двигателях, также присутствует классификация: летнее, зимнее и арктическое. Этого требуют правила ГОСТа.
Тем же стандартом оговариваются характеристики применяемого горючего:
Вязкость (ее измеряют при +20°C). Параметры зимнего топлива 1,8-5 сСт, летнего – 3-6 сСт;
Температура вспышки зимнего дизтоплива +40°C, летнего – +62°C ;
Воспламеняемость основывается на цетановым числе. У стандартных дизелей оно определено как Л-45;
Компонентность. Этот параметр говорит о наличии и процентном содержании в топливе серных соединений. Требования экологии в европейских странах ограничивают их количество пределом в 0,001%.
Маловязкое топливо для судовых двигателей
Оно производится из нефти путём перегонки и добавления газойли. Этого требует ГОСТ 305-82. Такой тип солярки применяют в газовых турбинах, а также в средне и высоко оборотистых дизелях.
Вязкость (измеряемая при температуре +20°C) от 3 до 6 сСт;
Температура воспламенения +60°C;
Цетановое число в пределах Л-40 – Л-45;
Компонентность (наличие серы) 0,5 – 1.5 /
Реально ли поменять обычную солярку на СМТ?
При сравнении характеристик представленных видов горючего можно сразу заметить, что у СМТ серы больше, а цетановое число несколько меньше.
Если этот показатель топлива больше расчетного, оно хуже перемешивается с воздухом и сгорает не полностью. А это увеличивает расход. При небольшом отклонении от паспортных требований к топливу данный эффект не заметен.
Если серы мало в солярке, то у нее ухудшаются смазывающие характеристики. В этом случае пользуются дополнительными присадками.
Нужно обращать внимание и на стоимость каждого вида топлива. СМТ производится проще и требований к нему меньше, потому оно и дешевле. И такое топливо применяют не только на судах, экономя на средствах. А невысокий процент серы компенсируют присадками.
Судовое маловязкое топливо традиционно используется в судовых дизелях, которые могут быть как высоко-, так и среднеоборотными, а также при работе так называемых газотурбинных установок. При его изготовлении в дизельные фракции добавляются легкие газойли. Это вещество отличается более низким, чем у дизельного топлива, цетановым числом. Кроме того, в нем содержится больше серы.
До начала XX столетия уголь оставался единственным судовым топливом. Однако нефтяная промышленность продолжала развиваться, и совсем скоро началась настоящая эра жидкого топлива. Именно его стали чаще всего применять на судах. Функции сырья для него исполняют сланцы, нефть или уголь.
Жидкое топливо обладает горючими свойствами благодаря определенным соединениям углеводородов.
С точки зрения очистки принято разделять тяжелое и дистиллятное, либо же маловязкое судовое топливо. Последнее можно получить при переработке соляровых масел. При этом его можно использовать без какой-либо подготовки в дополнительном порядке. Стоимость тяжелого судового топлива обычно ниже, чем цена маловязкого. В то же время его нельзя использовать без специальной подготовки.
Для улучшения характеристик судовых видов топлива допускается добавление тех или иных присадок, позволяющих сократить объем образующегося нагара, а также повысить уровень эффективности сгорания.
В 1988 году маловязкое судовое топливо начало поставляться на флот. В результате развития нефтяной промышленности им достаточно успешно удалось заменить такие виды топлива, как газотурбинное и дизельное.
Для выработки маловязкого топлива необходимо соединить дизельные фракции с дистиллятами процессов вторичного характера. В отличие от дизельного вида топлива, в состав СМТ может входить до 1,5 процента серы. Показатель его вязкости может составлять вдвое больше, чем аналогичный показатель дизельного топлива.
Как правило, судовое маловязкое топливо применяют в процессе эксплуатации речных или морских судов, которые работают на дизельных двигателях. Производством СМТ имеют право заниматься исключительно согласовавшие технические условия предприятия. Кроме того, название фирмы-производителя должно в обязательном порядке содержаться в специальном каталоге.
Что касается поставок такого топлива, то они производятся в основном при помощи передвижения специальных вагонов-цистерн.
Судовое топливо
Судовое топливо — это разновидность топлива, предназначенного для работы судна. В зависимости от характерных особенностей различают два вида топлива для заправки судов: легкое и тяжелое. Тяжелое судовое топливо предназначено для энергетических установок на судах. Легкий же вид топлива включает в себя судовое маловязкое топливо, которое используют для высоко-оборотистых и средне-оборотистых двигателей внутреннего сгорания.
Основным преимуществом судового маловязкого топлива является возможность подачи топлива без предварительного подогрева в котел или двигатель. Это обусловлено малой вязкостью данного топлива (2-6 мм2/с).
Компания «МОСНЕФТЕБИЗНЕС» осуществляет продажу судового маловязкого топлива оптом по очень привлекательным ценам. При этом, качество нашего СМТ соответствует всем требованиям и имеет все необходимые сертификаты и документацию на подтверждение качества.
В чем различие между судовым маловязким топливом и дизельным толпивом?
Если рассматривать основные характеристики СМТ и ДТ, то из этого мы придем к выводу, что основное отличие этих двух видов топлива заключается в высоком проценте наличия серы у судового маловязкого топлива. При этом значение цетанового числа будет несколько меньше. На что же влияют эти два показателя во время работы силовых агрегатов?
В первую очередь стоит сделать акцент на цетановое число. Если рассматривать высокие показатели цетанового числа у дизельного топлива, то в этом случае ДТ быстро сгорает, что мешает полному смешиванию с воздухом. Из этого следует меньшая экономичность силового агрегата. Как мы уже сказали, разница показателей цетанового числа дизтоплива и СМТ не критична, поэтому и сильных отличий в работе двигателя не будет.
Что же касается процентного содержания серы, то тут следует сказать, что эти показатели влияют на смазывающие характеристики. По этой причине в дизельное топливо, в котом более низкое содержание серы, рекомендуют добавлять специальные присадки со смазывающими эффектами.
Еще одним немаловажным расхождением между дизельным топливом и судовым маловязким топливом является их разница в цене. Из-за менее высоких требований к производству СМТ, его создание является более простым, чем у ДТ. По этой причине судовое маловязкое топливо более выгодно к приобретению.
Основные показатели, характеризующие качество судового маловязкого топлива
Теплота сгорания — данный показатель указывает на расход судового маловязкого топлива, а так же его экономию
Коэффициент фильтруемости — указывает на состав углеродов в СМТ, который оказывает влияние не только на фильтруемость, но и на процесс сгорания. Важно знать, что наличие нефтеновых кислот, ухудшает фильтруемость ,при этом возможно появление осадка в фильтре
Наличие механических примесей, воды и зольности — данные факторы отрицательно влияют на работу двигателя внутреннего сгорания, увеличивая коррозию. В итоге это приводит к повышению температуры отходящих газов и ухудшению теплоотдачи.
Характеристики судового маловязкого топлива от компании «МОСНЕФТЕБИЗНЕС»
Рассмотрим основные характеристики СМТ от компании «МОСНЕФТЕБИЗНЕС»:
— Содержание серы варьируется от 0,5% до 1,5%
— Температура вспышки достигает 60°C
— Цетановое число имеет показатели от 40 до 50
— Вязкость — от 2мм2/с до 8 мм2/с
— Плотность (около 0,87)
— температура застывания от 10 до 27гр.(зависит от разновидности)
Данные показатели соответствуют всем заявленным нормам. Наше маловязкое топливо для судов не только проходит контроль качества, но и предлагается по весьма достойной цене.
Доставка СМТ оптом в регионы компанией «МОСНЕФТЕБИЗНЕС»
Мы прекрасно понимаем, что соблюдение сроков доставки для многих является одним из главных показателей высококачественного обслуживания компании. По этой причине мы осуществляем доставку СМТ в регионы таких рек, как Кама, Волга, Ока и Нева.
Если Вы ищите, где купить судовое маловязкое топливо в Волгодонске, наша бригада отправит для Вас высококачественное СМТ.
Имея современное и высокотехничное оборудование мы выполняем доставку СМТ в Ростов-на-Дону, а так же выполняем поставки судового топлива в Волжский и Камышин.
Мы гарантируем Вам надежною и своевременную транспортировку топлива, где бы Вы не находились. Для тех, кто ищет качественное судовое топливо оптом в Волгограде, мы с радостью можем предложить большой ассортимент нефтепродукции. Связавшсь с нашими менджерами, Вы получите подробную консультацию по выбору топлива для заправки судов в Саратове, Энгельске, Балканово и других городах. Мы имеем огромную сеть обслуживания регионов, потому не ограничиваем себя в помощи поставки судового топлива оптом. В Сызрани, например, доставка СМТ играет немаловажную роль, поскольку город расположен вдоль протока реки Волга. Это означает, что судоходный транспорт там является актуальным, потому качественное топливо для заправки судов должно доставляться постоянно, по мере необходимости. Тольятти, Самара, Ульяновск так же тесно связаны с Волгой. По ней проходят торговые суда и корабли, а так же общественный транспорт.
Какие еще города мы обслуживаем на территории реки Волга:
Мы выполним даже доставку СМТ в Петрозаводск, поскольку уверенны в нашем оборудовании и опытности водителей.
Для более отдаленных регионов, которые расположены вдоль реки Кама, мы так же можем помочь с поставкой и бункеровкой судовым топливом. Наши бензовозы доберутся до любого из перечисленных городов:
-Чистополь
Наша компания оборудована современной и проверенной спецтехникой для доставки судового топлива на самые отдаленные расстояния. Каждая машина проходит техническое обслуживание и осмотр.
Заправка или бункеровка судовым топливом может осуществляться разными способами. Наша компания выполняет заправку СМТ при помощи современных специально оборудованных бензовозов, расположенных на суше у причала. Изначально осуществляется заправка нефтебункеровочных станций, которые в свою очередь заправляют суда на воде, а не с причала.
Сам процесс подачи топлива является крайне сложным, поскольку требует особого внимания и опыта.
Где применяют маловязкое судовое топливо вида А, характеристики
На отечественном рынке изобилие всевозможных видов и марок дизельного топлива.
Вы можете найти «Дизельное топливо», дизельное топливо ЕВРО от 4-го до 6-го класса, ДТ ЕВРО сортов С, D, видов II, III и т.д. Попадаются «Опти экологического класса», «Экологическое городское», ДТ с «улучшенными экологическими свойствами» и ДТ «Экто» и «Дизель-опти».
Достойную рыночную нишу занимает и судовое маловязкое топливо.
Что такое СМТ?
Слева — потемневшее маловязкое судовое топливо вида А, справа нормально
Судовое топливо подразделяется на два основных вида:
- Тяжёлое (мазуты с вязкостью от 30 до 700 мм/с).
- Лёгкое, по свойствам и качественному составу очень близкое к ДТ.
Тяжёлые виды СМТ далее в статье не рассматриваются.
Виды лёгкого судового маловязкого топлива
По содержанию серы подразделяется на классы:
- I, первый. В составе продукта серы должно быть менее 0,5%.
- II, второй. Допускается содержание серы от 0,5% до 1,0%.
- III, третий. Содержание серы более 1,0%, но не превышает 1,5%.
По сезонности применения СМТ делится на виды:
- Летнее, используемое при температурах наружного воздуха не ниже – 5 °C.
- Зимнее, работающее при минус 30 град.
- Арктическое, сохраняющее свойства при минус 41 — минус 50 град.
Классификация судового топлива
Характеристик судового топлива
Международная классификация разделяет лёгкие судовые топлива по качеству на сорта DMX, DMA, DMZ и DMВ. Сорт DMX наиболее близок по характеристикам к ДТ и считается его аналогом.
При делении по качеству учитываются следующие параметры:
Вязкость
Величина, характеризующая внутреннее трение жидкости и её сопротивление течению.
Кинематическая вязкость влияет на прокачиваемость и тонкость распыления. Измеряется, как правило, при 20 0 С. Прямо зависит от температуры топлива. При пониженных температурах возрастает до критических значений. Этим и обусловлено применение ДТ и СМТ летнего, зимнего и арктического типов, содержащих пакеты депрессорных присадок, понижающих порог загустевания топлива.
В конструкции современных дизельных моторов предусмотрен обогрев блока топливных фильтров и бака, что позволяет применять качественное горючее, не имеющее в своём составе присадок.
Содержание серы
Насосы топливной системы, плунжеры форсунок при работе смазываются только жидкостью, которая через них проходит.
Смазывающие свойства любого ДТ зависят от содержания в нём серы. Высокое содержание серы повышает смазывающие качества топлива, одновременно увеличивая токсичность отработанных газов. Пониженное, требуемое стандартами охраны окружающей среды, вынуждает производителей применять процессы десульфатизации и вводить в состав горючего смазывающие присадки, что никак не удешевляет конечный продукт.
Плотность
Плотность топлива зависит от его температуры и может колебаться в широких пределах. В документах о качестве обычно указывается плотность в кг/м3 при 15 0 С. Для качественных ДТ и СМТ эта величина составляет ото 800 до 860 кг/м3.
Пожалуйста, не путайте физические величины «плотность» и «удельный вес».
В реальных условиях плотность ДТ может изменяться на 15-25%, и оказывает значительное влияние на топливную экономичность мотора. Проще говоря, зимой любой мотор больше «жрёт» в литрах, но не в килограммах.
При определении удельного расхода топлива автопроизводители используют показатель кг/л.с в час, или кг/кВт*час.
Коксуемость
Очень важный показатель, обязательно указываемый в документах качества. Указывает процентное содержание смол и тяжёлых углеводородов, сгорающих при рабочем ходе поршня и превращающихся в нагар, откладывающийся на стенках камеры сгорания, форсунках и попадающий в моторное масло. Часть продуктов коксования топлива уходит с выхлопными газами, образуя сажу и ухудшая экологические характеристики мотора.
Во всех типах горючего для дизельных моторов коксуемость не должна превышать 0,3% по массе.
Зольность
Все углеводородные топлива при сгорании превращаются не только в газообразные продукты, но и в золу, основная составляющая которой — твёрдые соединения серы и негорючие присадки к топливу.
Допускаемая зольность — не более 0,1% от массы топлива.
Чем судовое маловязкое топливо отличается от дизельного топлива
Цвет хорошего маловязкого судового топлива вида А
Внешне оба вида топлива ничем не отличаются. Качества СМТ зависят от способа его производства. Содержание вторичных продуктов переработки нефти (дистиллятов, газойлей) повышает коррозионную агрессивность топлива.
Главные отличия СМТ от ДТ:
- Низкое цетановое число.
- Высокое содержание серы.
- Кинематическая вязкость СМТ, от 4,0 до 11,4 мм 2 /с, выше, чем у ДТ (1,5-8,0 мм 2 /с, в зависимости от сезонности).
- В составе СМТ в большом количестве могут присутствовать полициклические ароматические углеводороды — парафины, асфальтены и смолы – примеси, ухудшающие низкотемпературные свойства, температуру фильтруемости и застывания. Чтобы минимизировать их влияние, в топливо добавляют депрессорные присадки, которые снижают температуру застывания и улучшают текучесть.
- В дизельном топливе содержание полициклических ароматических углеводородов не должно превышать 8% по массе топлива, в СМТ этот показатель иногда вообще не нормируется.
Возможна ли замена дизеля судовым маловязким топливом?
Дешёвое дизельное топливо в стране отсутствует.
После всех обязательных выплат и акцизов, себестоимость ДТ для производителя настолько велика, что разница между Евро-0 и Евро-5 для него становится почти незаметной.
Все ввозимые на территорию России транспортные средства с 2013 года должны соответствовать стандарту не ниже Евро-4. Исключение — модели выпуска до 2012 г., для которых допускается соответствие Евро-3, хотя этот стандарт отменён в Европе ещё в 2005 г.
Государственный стандарт ГОСТ 305-2013, «Топливо дизельное. Технические условия» предусматривает выпуск ДТ с содержанием серы даже до 2000 мг/кг, с оговоркой, что такое топливо производится по государственному оборонному заказу и не допускается к реализации на АЗС общего пользования. Однако, с «гостовским» содержанием серы в 500 мг/кг отечественная «солярка» будет считаться вполне пригодной для заправки дизельных автомобильных моторов.
Сравните — 10 мг/кг у ДТ Евро-5 и 500 мг/кг — в 50 раз больше! — по ГОСТу.
Современный дизельный мотор просто не сможет сжечь в цилиндрах такое количество серы. Его сажевые фильтры и нейтрализатор очень быстро «прикажут долго жить». Моторное масло будет работать в совершенно других условиях, чем задумал изготовитель двигателя. Форсунки и поршневые кольца закоксуются.
С учётом технические и экономические условий, в которых работают производители автомобильных топлив, на государственном уровне разработан и утверждён целый ряд документов и технических условий.
Вот цитата из сертификата качества одного из видов СМТ:
«Топливо маловязкое судовое, вид II, соответствует:
— Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к авиационному и автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
— Техническим условиям (таким-то)».
Так что, вопрос «Можно ли заливать вместо дизельного топлива судовое маловязкое?» не требует ответа — почти все наши владельцы дизельных авто давно это делают.
На несколько лет раньше упомянутого, введён в действие ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия». Согласно этому стандарту, очень низкое содержание серы компенсируется смазывающими добавками.
Дизельное топливо ЕВРО достаточно распространено в Европейской части России.
Неприятная особенность одна: Высокая цена.
Дизельные двигатели не выше Евро-3 легко переваривают СМТ, не замечая разницы с ДТ. Автомобильные дизельные моторы класса Евро-4 и выше, не приспособлены к горючему с таким количеством серы.
Для ДВС легковых автомобилей в Европе цетановое число ДТ должно быть 54-56 единиц. В России эти стандарты менее жесткие, по сравнению с европейскими. У нас допускается топливо с цетановым числом 48 (зимнее ДТ). У летних марок с депрессорными присадками это число снижено до 42 единиц.
Высокое цетановое число — не главное качество. При значениях ЦТ более 60, горючее не успевает сгорать в цилиндрах, следствие — чрезмерная дымность выхлопных газов, повышенный расход.
Что такое маловязкое судовое топливо вид А
Заправка судна топливо
Высококачественное дизельное (судовое маловязкое) топливо. Выпускается предприятиями, входящими в ПАО АНК «Башнефть» и НК «Роснефть». Соответствует ТУ 38.101567 и требованиям Технического регламента ТС. По международной классификации относится к DMX.
Характеристики
- Вязкость кинематическая 4,6-4,63 мм 2 /с, при требованиях ТР ТС 11,4.
- Температура застывания, град.С — минус 10.
- Массовая доля серы — не более 0,091-0,0961% при норме по ТР ТС 1,5%.
- Массовая доля меркаптановой серы — не более 0,0013 — 0,0016%, при норме 0,025%.(Чем больше этот показатель, тем выше коррозионная активность топлива.)
- Коксуемость — не более 0,02% при нормативном значении 0,2%.
- Зольность — не более 0,002%, при требованиях 0,01%.
- Массовая доля механических примесей не более 0,0035% при допускаемом значении 0,02%.
Способы получения
Производится из лёгких фракций нефти после её перегонки в рефракционных колоннах. В технологии получения применяются процессы каталитического крекинга, замедленного коксования, каталитического риформинга, изомеризации и гидроочистки.
Особенности и отличия от других видов
- СМТ вид А хорошо смазывает плунжерные пары ТНВД, распыляется форсунками мотора, не образует нагара и сажи в выхлопных газах.
- Практически не содержит воды, так как при изготовлении проходит установку гидроочистки. Коррозионная активность низкая.
- Современные европейские дизельные моторы требуют топлива с цетановым числом 54-56. Цетановое число СМТ вид А около 50, при значении 42-48 у других отечественных видов СМТ.
Недостаток: Температура застывания (-10 0 С) меньше, чем у СМТ, например, вида II (-41 0 C).
СМТ типа А — лучший вариант топлива для дизельного автомобиля с мотором, отвечающим экологическим требованиям не выше Евро-3.
В автомобилях, оборудованных системами обогрева фильтров или топливного бака, СМТ типа А может применяться круглогодично. При отсутствии подогрева в топливной системе, не следует использовать СМТ типа А при температурах окружающего воздуха ниже минус 10 градусов.
Можно ли заменить маловязкое судовое топливо вид А автомобильным дизтопливом?
Владельцу маломерного судна, на котором стоит мотор, произведённый во времена Евро 0, прекрасно подходить обычная «соляра». Рыбаки и охотники с успехом используют дизтопливо, приобретённое по личным каналам и связям.
Заправить бак своей лодки ДТ ЕВРО рыбак с берегов Оби или Енисея заведомо не сможет, волжскому или донскому «эксплуатанту» делать это категорически не рекомендуется. Низкое содержание серы, в конечном итоге, приведёт к поломке ТНВД и задирам плунжерных пар форсунок.
Судоводители крупных судов заправляют их в официальных пунктах бункеровки, где исключено случайное попадание других марок горючего в баки (танки) судна, а сделать это намеренно судоводителю не позволит должностная инструкция.
Владельцу яхты, идущей от Лазурного берега в Ионическое море, безразлично, чем питаются моторы его судна.