Чем посыпают дороги зимой в москве
Перейти к содержимому

Чем посыпают дороги зимой в москве

  • автор:

В ЖКХ рассказали о дорожных реагентах в 2021 году (и о масляной пленке)

Фото: Пресс-служба ГБУ «Автомобильные дороги» города Москвы

Каждый год автомобилисты Москвы обсуждают реагенты, которыми обрабатывают дороги столицы в холодное время — при первых снежных осадках на стеклах и кузове появляется масляная пленка. Водители строят догадки о составе реагентов и опасаются, что дорожная химия навредит лакокрасочному покрытию.

В преддверии холодов Autonews.ru пообщался с представителями департамента жилищно-коммунального хозяйства, чтобы узнать, какими реагентами покроют город этой осенью и когда начнется первая химическая обработка улиц.

Из чего состоят дорожные реагенты

Порядок и организация работ по содержанию объектов дорожного хозяйства зимой определены соответствующими нормативными актами. Существует технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных материалов и гранитного щебня. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-службе департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы. При этом состав реагентной смеси глобально не меняется уже много лет.

«Технология действует с 2011 года и получила положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня. Все противогололедные материалы, которые используются в Москве, проходят обязательный контроль качества на соответствие технических, химических и экологических параметров. Каждую партию проверяет аккредитованная лаборатория. Если выявляется минимальное отклонение от нормы, то партию возвращают поставщику и не применяют в городе», — объяснил представитель департамента ЖКХ столицы.

Власти заверяют, что противогололедные материалы, используемые в Москве, не содержат вредных веществ и не токсичны. По данным департамента ЖКХ, реагенты абсолютно безвредны как для людей и животных, так и для городской среды, о чем говорят многолетние исследования и экспертизы.

Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС

«Во дворах, на пешеходных тротуарах и дорожно-тропиночных сетях города с асфальтобетонным покрытием или брусчаткой применяется комбинированный противогололедный материал на основе композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль). Тротуары и пешеходные зоны с гранитным плиточным покрытием обрабатываются щебнем фракции 2–5 мм», — рассказали в пресс-службе.

Количество жалоб на реагенты снижается

В противовес заявлениям департамента ЖКХ, столичные автомобилисты ежегодно делятся друг с другом историями о негативных последствиях воздействия реагентов на кузова машин. В сообществе «Синие ведерки» за прошлый сезон нашлось сразу несколько постов с фотографиями грязевой жижи и описанием масляной пленки, покрывающей автомобили из-за реагентов.

Власти о жалобах автомобилистов знают, но заверяют, что с каждым годом горожан, недовольных масляной пленкой, становится вес меньше. Кроме того, последствия реагентов на кузове и стеклах автомобилях, по словам дорожников, легко смываются спецсредствами.

«При использовании противогололедных материалов снег на дороге остается рыхлым и не прилипает к дорожному полотну, благодаря чему его можно легко убрать специализированной техникой. Так называемая «масляная пленка» — это снежная масса, растопленная противогололедными материалами. Чтобы удалить ее с лобовых стекол, рекомендуется использовать стеклоомывающую жидкость. Количество обращений от горожан, связанных с использованием реагентов, за последние годы значительно снизилось», — прояснили в департаменте ЖКХ.

Фото: Зураб Джавахадзе / ИТАР-ТАСС

Дороги обработают при первых осадках

В этом году по принятой в городе технологии уборки улиц обработка дорог начнется за несколько часов до первого ухудшения погодных условий и переходе температуры через ноль градусов. Количество и тип реагентов будут зависеть от интенсивности осадков и температуры воздуха, пояснили городские власти.

«Порядок и организация зимней уборки объектов дорожного хозяйства зависит от температуры воздуха и количества осадков. В Москве дороги и улицы обрабатывают противогололедными материалами до начала снегопада. О нем узнают за 3–4 часа из оперативных метеосводок. Когда поступает информация о возможном ухудшении погодных условий, переходе температуры через 0°С в сторону отрицательных значений, снегопаде и так далее, в городе начинается превентивная обработка проезжей части дорог, тротуаров, проездов и площадей», — ответили в пресс-службе столичного департамента ЖКХ.

Таким образом, выпавший снег сразу оказывается на подготовленной поверхности. Именно поэтому, по словам дорожников, он не примерзает к асфальту и не становится наледью.

Как защитить автомобиль от реагентов

Несмотря на заверения городских служб о безопасности и экологичности регентов, многие автомобилисты предпочитают дополнительно защищать свои машины от химического воздействия. В детейлинг-центрах объясняют, что кроме появления масляной пленки дорожные реагенты способны разрушать лакокрасочное покрытие и вызвать коррозию.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Поэтому водителям перед зимой предлагают разные варианты защиты кузова. Это может быть синтетический и природный воск, а могут быть керамические или полимерные композитные соединения. Специалисты обещают, что такое покрытие защитит кузов на год.

Экспертиза "КП": Чем посыпают столичные дороги

Корреспондент «КП» опытным путем выяснил, чем коммунальщики поливают столичные дороги, насколько эффективны и чем опасны реагенты

Об уличных реагентах среди москвичей бытует не меньше мифов, чем о легендарном метро-2. Почему-то люди уверены, что городские коммунальщики специально выбирают самые едкие, опасные и неэффективные составы. Они, якобы, только грязь разводят, а лед не убирают.

Я на практике решил проверить, как работает дорожная химия. Столичные коммунальщики любезно одолжили мне реагенты, которыми обрабатывают проезжую часть.

Для эксперимента я взял с собой еще соль и песок. Интересно, классические приемы борьбы со льдом хуже или лучше современных?

С ЛЕЙКОЙ ПРОТИВ ГОЛОЛЕДА

Найти заметенный участок дороги оказалось не просто — после первого снегопада дворники за полдня выскребли всю Москву. На мое счастье, они забыли про стоянку посередине Ленинградского проспекта, около метро «Динамо». Тут и лед уже есть, и сугробчики лежат по краям.

Сначала устраиваю тестовый заезд и торможу при скорости 40 км в час безо всяких реагентов. Антиблокировочная система моего «Опеля-Мокка» в ужасе скрежещет. Шипованная резина цепко вгрызается в лед — машину почти не ведет. Финишная линия отмечена двумя дорожными конусами.

А дальше — экспериментируем с реагентами.

Первым делом я поливаю дорогу из садовой лейки жидкими реагентами. Снег, как в сказке про 12 месяцев, начинает таять на глазах. Разве что подснежники не выросли.

На соседнем участке — не хуже деревенского сеятеля — рассыпаю пищевую соль. Зачерпывая рукой из бумажной пачки, я горстями кидаю на парковку. Белые кристаллы тут же теряются на фоне снега. Лед начал таять очень медленно, только через 15 минут я заметил результат.

Перехожу к третьему участку, тут будет лежать песок. С ним все просто — сыпь, пока не кончится.

Последний заснеженный кусок парковки я обработал твердыми реагентами. Маленькие белые кристаллы размером 3-5 мм, как и соль, пришлось раскидывать руками. Эффект на лицо — снег и лед вокруг крупинок быстро начинают таять. Через пару минут скользкая корка стала похожа на дуршлаг.

Дальше я принялся нарезать круги по парковке, тормозя при скорости 40 км в час на участках с новым реагентом.

ИТОГ: Результаты оказались в пользу современных составов. Лучше всего себя показал жидкий реагент. А вот от соли толку не было совсем.

КАКИЕ БЫВАЮТ РЕАГЕНТЫ

В Москве используют пять разных видов противогололедных материалов.

«КР2тв» — им посыпают только тротуары. В состав входит пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты (экологичный материал, не вредит природе).

— Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы плавить снежную кашу, — рассказал «КП» замруководителя Департамента ЖКХ Москвы Владимир Ефимов. — Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте. Мы специально используем в городе мягкий мраморный щебень — раньше был твердый гранитный, но он застревал в эскалаторах метро и портил механизмы.

«ХКНж» — жидкий реагент для улиц. На 5-6% состоит из пищевой соли, на 22-23% из хлористого кальция (натуральный материал, который быстро плавит снег), остальное — вода.

— За два часа до снегопада мы обрабатываем все дороги Москвы жидким реагентом, — поясняет Ефимов. — Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, подметаем и поливаем дороги еще раз. Состав работает при температуре до минус семи градусов, дальше начинает замерзать. В сильные холода мы комбинируем жидкие и твердые реагенты. Пользоваться одними твердыми реагентами практичеки нельзя — в сухую погоду их просто сдует.

«ХКНтв» — твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% из хлористого кальция.

— Хлористый кальций всем хорош, только он «работает» максимум три часа, а потом начинает замерзать, — говорит Ефимов. — Поэтому мы используем еще и обычную соль — она «включается» после первого компонента и «работает» много часов.

Реагент можно использовать, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов.

«МРтв» — твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (это вообще удобрение для почвы).

— Дорогой, но эффективный и экологичный реагент, — рассказал Ефимов. — Его обычно используют на дорогах типа МКАД и ТТК. Там надо растопить снег и лед как можно быстрее. Работает при самых низких температурах.

«МРКтв» — твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Самый дорогой из тех, что используют в Москве. Состав похож на «МРтв», только здесь в два раза больше экологичного хлористого калия.

— Мы используем этот материал на дорогах, проходящих через зеленые зоны, — комментирует Ефимов. — Он самый безопасный для растений и почвы. Увы, реагент на треть дороже, чем другие составы. Использовать его по всему городу слишком дорого.

Соль, песок — применялись в городе с 19 века до 2001 года. Самые дешевые реагенты. К сожалению, недостатки перевешивают их пользу.

Чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали 3 кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле.

— В сухую погоду соль выступала кристаллами на дороге и превращалась в пыль, — объясняет Ефимов. — Весь воздух оказывался в ней. Кроме этого, соль оседала на троллейбусных проводах, разъедая их.

Песок самый экологичный. Но он моментально забивает все водостоки. Сейчас песок используют только на междугородних трассах.

ВОПРОСЫ-РЕБРОМ

Откуда на дорогах грязь?

Каждую зиму горожане задаются одним и тем же вопросом: снег белый, реагенты тоже белые, так почему каша на тротуарах коричневая?

— Грязь почти на 80% состоит из нефтепродуктов, — рассказали «КП» в Департаменте транспорта. — Это выхлопы автомобилей, частички покрышек. Остальное — земля с газонов. Реагенты, которые мы используем, размывают масляную пленку на асфальте, поэтому снег тут же темнеет.

Главная задача современных реагентов — не плавить снег, а оставлять его рыхлым. Тогда техника сможет спокойно смести сугробы к обочине. Без реагентов снег начнет замерзать, создавая на проезжей части ледяной накат.

Корреспондент «КП» выяснил, чем коммунальщики поливают столичные дороги

Для чистоты эксперимента против реагентов сражались представители "старой школы" — соль и песок. Евгения ГУСЕВА

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Что и почему в Москве сыплют на дороги

На московские дороги и тротуары, которые «непонятно чем посыпают», жалуются все, кто ступает по этим дорогам. Кто-то и вправду сапоги испортил, а кто-то за компанию, из солидарности, так сказать, с возмущенными гражданами.
— Идешь, и под ногами каша! Штаны пачкаются! Катышки этих реагентов в ботинках застревают. На улице -20 — и лужи! — митингует в лифте мой сосед. — Ребятня играет в снегу, где-то во дворе, и там насыпали… Неделю-две походил — обувь хоть выбрасывай. Запретить надо эту химию. А они сыпят и сыпят!
Тема реагентов — вечная, но почему же коммунальщики не отказываются от этого неоднозначного способа сделать дороги чистыми?

ЗАЧЕМ НА ДОРОГИ СЫПЛЮТ ХИМИЮ

Многие уверены, что дорожные (и тротуарные) реагенты используют, чтобы просто растопить снег. Сугробы исчезнут сами собой, а лужи стекут в канализацию — тогда и убирать ничего не надо.
— Все не так, — заявили в столичном Департаменте ЖКХ. — На асфальте быстро образуется так называемый накат — это очень плотный снег, который спрессовали и отполировали автомобильные шины. Накат почти такой же скользкий, как и лед, только убрать его крайне сложно — ни щетки, ни скребки коммунальной техники не справляются. Уборочные машины не могут проехать по всем улицам одновременно, поэтому мы используем реагенты, чтобы снег остался рыхлым до того момента, как его сметут.

— А как быть с тротуарами?

— Пешеходную часть просто так реагентами и не обрабатывают. Сначала с тротуара сметается большая часть снега. Потом мы используем состав, в который входят пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты. Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы расплавить остатки снега и лед. Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте.
Одна беда — на дороги реагенты наносят машины (с системой точной дозировки), а на тротуары средства рассыпают дворники. Неудивительно, когда кучи щебенки лежат в одном месте, посреди прохода. Значит, кому-то лениво было рассыпать все равномерно.

Слякоть на московских улицах — вещь неприятная. Зато горожане избавлены от традиционной российской забавы «балет на льду».

ПОЧЕМУ НЕ ГРАНИТНЫЙ ЩЕБЕНЬ

На днях депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил использовать вместо реагентов одну гранитную крошку. Но в Москве от нее уже отказались, хотя еще несколько лет назад этот твердый щебень использовали.
Выяснилось, что твердый гранит попадает в эскалаторы и ломает их. Тогда коммунальщики решили посыпать тротуары мраморной крошкой (что они делают до сих пор). Мрамор гораздо мягче.
Но вот совсем без реагентов на пешеходных зонах не обойтись. Простая крошка без всего буквально тонет в снегу и перестает работать.

А ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛЬ ИЛИ ПЕСОК

Эти два самых дешевых реагента применялись в столице аж с XIX века по 2001 год. Их любили коммунальщики за дешевизну и относительную эффективность. Но, увы, недостатки в итоге перевесили достоинства.
Экологи установили, что чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали до трех кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле. В сухую погоду соль выступала кристаллами и превращалась в пыль. Потом она оседала на проводах и разъедала их.
Песок, конечно, самый экологичный материал. Но он быстро забивает стоки, а прочистка их потом занимает много времени и денег. Сейчас песок используют на загородных магистралях.

ЧТО ПРИМЕНЯЮТ

На городских улицах используют аж четыре разных вида средств. Жидкий реагент применяют везде. Есть еще три твердых состава — они используются на разных дорогах только в паре с жидким реагентом.
Жидкий реагент для всех улиц. На 5 — 6% состоит из пищевой соли, на 22 — 23% — из хлористого кальция (натуральный материал, быстро плавит снег), остальное — вода.
Состав используют за два часа до снегопада. Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, коммунальщики подметают дороги и поливают их еще раз. Реагент работает при температуре до минус семи градусов.
Твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% — из хлористого кальция. Состав работает, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов. Его используют только в паре с жидким реагентом.
Твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (удобрение для почвы). Быстро плавит снег и лед при самых низких температурах. Нужен, чтобы не было пробок на МКАД и ТТК. Реагент используют только в паре с жидким составом.
Твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Состав похож на средство для скоростных магистралей, только экологичного хлористого калия тут в два раза больше. Самый дорогой реагент.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Если не обрабатывать дороги, Москва встанет
И все-таки можно ли без всей этой химии в столице обойтись? Во многих городах реагенты не применяют. И их жители тоже жалуются на ужасное состояние дорог и тротуаров. В минувшие новогодние праздники мне повезло побывать в Ижевске и Нижнем Новгороде. В Ижевске «экологичные» тротуары без химии похожи на полигон для испытания танков. Идти приходится, перебираясь с одного горба на другой. В Нижнем голый асфальт покрывается коркой льда и превращается в каток.
Москвичи недовольны слякотью под ногами и на дорогах. Но все специалисты, к которым мы обращались, едины во мнении — без обработки химией столицу ждет транспортный коллапс.
— Движение в Москве после недавнего сильного снегопада уже остановилось, — говорит депутат Госдумы Максим Шингаркин. — Пока дороги не почистили, автомобили не поехали. Можно убирать снег с улиц так, как это делают в провинции — там по асфальту просто скребут железным ковшом. Но это заканчивается регулярными ремонтами покрытия. В столице температура часто колеблется в районе ноля градусов — то чуть теплее, то холоднее. Без реагентов это привело бы к бесконечному образованию льда на улице и, как следствие, массовым ДТП. Одним словом, если водители хотят ехать по дорогам, а не стоять, нужны реагенты. Если пешеходы не хотят падать на тротуарах, нужны реагенты.
Между тем в Дептрансе посчитали, что сильный снегопад или ливень снижает пропускную способность дорог на треть! Машины начинают ехать медленнее из-за плохой видимости, случаются мелкие ДТП, все это приводит к массовым пробкам.
— Улицы можно чистить без химии, но тогда нам надо увеличить количество коммунальной техники, — говорит Норайр Блудян, член общественного совета Дептранса, завкафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ. — И запретить легковушкам выезжать на дороги, чтобы они не мешали уборке. Но это же абсурд! Абсолютно ясно — при нынешнем количестве авто на улицах, при нынешнем количестве уборочных машин убрать снег с дорог без реагентов не выйдет.

ДРУГОЙ ОПЫТ

В Петербурге отказались от химии на дорогах
Однажды в студеную зимнюю пору я из дому вышел и… в сугробе увяз. Так теперь шутят петербуржцы. Реагентам здесь объявили бойкот.
Прошлой зимой в Петербурге дороги щедро сдабривали какой-то химией.
— В этом году от реагентов мы отказались. Упор сделали на вывоз снега, — объясняет председатель комитета по благоустройству Петербурга Владимир Рублевский. — Только очень скользкие участки обрабатываем песко-соляной смесью. Подробнее ссылка

«В чем соль?» Из чего делают противогололедные материалы для Москвы

МОСКВА, 30 дек — РИА Новости, Анна Криволапова. Коммунальщики против снега — излюбленная тема для жителей столицы в зимний период. Ходит много страшилок по поводу того, чем обрабатывают московские дороги и тротуары. Версии одна мрачнее другой. Корреспондент РИА Новости решила разобраться, что входит в состав противогололедных материалов (ПГМ), где их делают и хранят. И самое главное — опасны они или нет.

Двухслойная защита

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы пригласил журналистов на экскурсию в Южное Бутово. На окраине этого района расположена самая крупная база хранения твердых и жидких противогололедных материалов.

На подъезде к складу в глаза бросаются огромные мешки, сложенные ровными рядами в несколько ярусов. В каждом из них хранится почти тонна твердого ПГМ. Они завалены снегом, кажется, что сквозь ненадежную мешковину все осадки попадают внутрь. Горожане и по этому поводу били тревогу: дескать, качество материала от этого страдает и, что еще хуже, все в почву уходит, нанося окрестностям экологический урон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *