Введение классов водителей при расчете стоимости ОСАГО с 1 апреля 2022 года
Напомню, что данный документ установил новые базовые тарифы, а также новые таблицы коэффициентов КТ, КО и КВС.
Сегодня речь пойдет о второй части нового Указания, которая вступает в силу с 1 апреля 2022 года и устанавливает новые коэффициенты КБМ, то есть коэффициенты, зависящие от безаварийной езды водителя:
Информация о нормативном документе
2022.01.14 Указание Банка России «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.
Примечание. В данной статье рассматриваются только нововведения от 1 апреля 2022 года.
Возвращение классов водителей с 1 апреля 2022 года
Для начала немного истории. До 1 апреля 2019 года каждому водителю в России присваивался некоторый класс. Начинающий водитель получал класс 3, после чего каждый год безаварийного вождения увеличивал класс водителя на 1. Максимальное значение класса было равно 13. Чем выше был класс водителя, тем меньше становился его коэффициент безаварийного вождения (КБМ) и тем дешевле для водителя стоил страховой полис ОСАГО. Таблица, которая использовалась до 1 апреля 2019 года, приведена в следующем нормативном документе.
С 1 апреля 2019 года законодатели по каким-то причинам решили отказаться от понятия «класс водителя», то есть просто исключили его из таблицы. Сама таблица осталась прежней, однако ориентироваться в ней приходилось только по значению КБМ.
С 1 апреля 2022 года нас ждет обратное изменение законодательства, то есть понятие «класс КБМ» вновь возвращается в Указание Банка России. Соответствие между текущим КБМ водителя и классом водителя определяется с помощью следующей таблицы:
6. Соответствие коэффициента страховых тарифов в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений в предшествующие периоды (далее — коэффициент КБМ), определенного на период с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года, классу КБМ на 31 марта 2022 года определяется в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.
N п/п | Класс КБМ на 31 марта 2022 года | Коэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года |
1 | 2 | 3 |
1 | М | 2,45 |
2 | 0 | 2,3 |
3 | 1 | 1,55 |
4 | 2 | 1,4 |
5 | 3 | 1 |
6 | 4 | 0,95 |
7 | 5 | 0,9 |
8 | 6 | 0,85 |
9 | 7 | 0,8 |
10 | 8 | 0,75 |
11 | 9 | 0,7 |
12 | 10 | 0,65 |
13 | 11 | 0,6 |
14 | 12 | 0,55 |
15 | 13 | 0,5 |
Внимательный читатель легко заметит, что с 1 апреля 2022 года возвращаются те же самые классы, которые использовались до 1 апреля 2019 года.
Так что остается лишь вопрос по поводу того, для чего эти классы вообще отменяли в 2019 году.
Новая таблица коэффициентов КБМ с 1 апреля 2022 года
Второе важное изменение, которое ожидает автовладельцев с 1 апреля 2022 года, — это введение новой таблицы с коэффициентами КБМ:
N п / п |
Коэффициент КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ | ||||
отстутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более 3 страховых возмещений за период КБМ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2,45 | 2,3 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
2 | 2,3 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
3 | 1,55 | 1,4 | 2,45 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
4 | 1,4 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
5 | 1 | 0,95 | 1,55 | 2,45 | 2,45 | 2,45 |
6 | 0,95 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
7 | 0,9 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 | 2,45 |
8 | 0,85 | 0,8 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
9 | 0,8 | 0,75 | 0,95 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
10 | 0,75 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 2,45 | 2,45 |
11 | 0,7 | 0,65 | 0,9 | 1,4 | 1,55 | 2,45 |
12 | 0,65 | 0,6 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
13 | 0,6 | 0,55 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
14 | 0,55 | 0,5 | 0,85 | 1 | 1,55 | 2,45 |
15 | 0,5 | 0,5 | 0,8 | 1 | 1,55 | 2,45 |
N п / п |
Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
отсутствие страховых возмещений за период КБМ | одно страховое возмещение за период КБМ | два страховых возмещения за период КБМ | три страховых возмещения за период КБМ | более трех страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Если изучить пять правых столбцов таблицы, показывающих взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год, то можно понять, что они никак не изменились:
- если по вине водителя не происходит ни одного ДТП, то водитель перемещается на одну строку вниз;
- если по вине водителя происходят ДТП, то он перемещается на несколько строк вверх.
Однако изменения затронули значения коэффициентов в третьем столбце таблицы (в старой таблице — втором):
- коэффициент КБМ увеличится для водителей из верхней половины таблицы, то есть для тех, кто либо имеет менее 3-х лет безаварийного вождения, либо ранее стал виновником ДТП.
- коэффициент КБМ уменьшится для водителей, класс которых 6 или более (3 года безаварийного стажа для начинающего водителя).
На основании таблицы можно сделать следующие выводы:
- больше всего страховка подорожает для водителей, имеющих класс М, то есть ставших виновниками как минимум двух ДТП, — на 60 % .
- для начинающих водителей, имеющих класс 3, стоимость страховки также возрастет довольно существенно, — на 17 % .
- для опытных водителей, имеющих 10 или более лет безаварийной езды, страховка подешевеет больше всего — на 8 % .
С одной стороны, очевидно, что в среднем стоимость страховых полисов с 1 апреля 2022 года станет больше. С другой стороны, обновленная таблица КБМ будет дополнительным стимулом для водителя к соблюдению правил дорожного движения.
Есть ли смысл покупать страховку до 1 апреля 2022 года?
Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для некоторых водителей увеличатся, у многих возникает вопрос по поводу того, имеет ли смысл покупать страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года. Особенно сильно этот вопрос волнует тех, у кого текущий полис заканчивается в самом начале апреля.
Поэтому разберемся, есть ли смысл в преждевременной покупке страховки.
Если в текущем страховом полисе самое большое значение КБМ среди водителей равно 2,3, 1,4, 1,0 или меньше, то преждевременная покупка страховки не имеет смысла, т.к. КБМ после 1 апреля уменьшится.
Остались еще 2 коэффициента КБМ 2,45 (класс М) и 1,55 (класс 1), которые заслуживают более подробного обсуждения.
Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 2,45, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 2,94. То есть страховка подорожает на 2,94/2,45 * 100 = 1,2, то есть на 20%.
20 процентов — это стоимость страховки за 73 дня. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 12 июня, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.
Если водитель до 1 апреля 2022 года имеет КБМ равный 1,55, то даже при отсутствии ДТП по его вине после 1 апреля значение КБМ составит 1,76. То есть страховка подорожает на 1,76/1,55 * 100 = 1,135, то есть на 13,5%.
13,5 процентов — это стоимость страховки за 49 дней. Так что, если текущая страховка водителя заканчивается до 19 мая, то покупка новой страховки ОСАГО до 1 апреля может оказаться выгодной.
Из этих расчетов можно сделать такой вывод. Если в текущей страховке максимальный КБМ водителей равен 2,45 или 1,55, а сам страховой полис заканчивается в начале апреля, то имеет смысл продлить страховку заранее, т.к. это принесет небольшую выгоду. Естественно, оформлять новый полис выгоднее всего с самого последнего дня, то есть с 31 марта.
Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст нового Указания Банка России:
Что ждет водителей после 1 апреля: ОСАГО и другие важные изменения
Этой весной автомобилистов ждут масштабные изменения в ОСАГО. Нововведения связаны как с ранее запланированными реформами, так и с экономическими последствиями, вызванными ситуацией на Украине. Кроме того, водителей ждут сезонные события и новые ограничения в связи с санкциями.
Autonews.ru составил подробный список того, что изменится с 1 апреля и в ближайшее время после этой даты.
Меняется расчет стоимости ОСАГО: для попавших в аварию водителей цена станет выше
С 1 апреля 2022 года заработают новые коэффициенты страховых тарифов «бонус-малус» — КБМ. Чем реже водитель попадает в аварии, тем ниже этот коэффициент и тем меньше цена страховки. Это изменение было запланировано уже давно: указание Центрального Банка о новых тарифах ОСАГО было выпущено еще 29 декабря 2021 года.
Минимальный коэффициент, по которому рассчитывается размер страховой премии, уменьшится с 0,5 до 0,46. Максимальная скидка за безаварийное вождение увеличится на 4% и составит 54% против 50%.
Для аварийных водителей, которые стали виновниками ДТП, максимальный КБМ, наоборот, значительно повышен: до 3,92 против 2,45. Как заявили страховщики, корректировка коэффициента «бонус-малус» актуализирует стоимость ОСАГО в соответствии с запросами рынка. Также они должны будут стимулировать безаварийное вождение.
Как объяснили Autonews.ru в РСА, при прочих равных условиях, цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя станет меньше на 8% по сравнению с нынешней минимальной ценой для него же. Минимальный коэффициент, как и сейчас, будет у водителей, которые не допускали ДТП по своей вине в течение 10 лет. Автовладельцы, которые становятся виновниками ДТП три и более раз в течение года могут получить максимальный КБМ.
Страховщики будут применять этот КБМ с 1 апреля 2022 года при расчете страховой премии по договорам ОСАГО, заключенным включительно по 31 марта 2023 года.
КБМ — один из основных параметров для расчета страхового тарифа по ОСАГО. Чтобы понять, сколько придется платить автомобилисту, работает следующая формула: базовый тариф х территориальный коэффициент х КБМ х коэффициент возраста и стажа х коэффициент, связанный с количеством водителей, допущенных к управлению х коэффициент мощности двигателей и других технических характеристик х коэффициент сезонности.
Например, если у водителя был пятый класс КБМ (КБМ = 0,9), и он стал виновником одного ДТП в течение года, то с 1 апреля 2022 года его класс КБМ будет третий, а значение КБМ = 1,17. Если он стал виновником ДТП два раза за год, то ему будет присвоен первый класс КБМ, а коэффициент будет равен 2,25.
«За первое полугодие 2021 года количество безаварийных автовладельцев выросло на 3,3 млн в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Абсолютное большинство — более 94% водителей — получили скидку на ОСАГО от 5% и выше», — прокомментировал изменения исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Правда, стоит отметить, что в марте 2020 года началась пандемия и россиянам пришлось много времени проводить дома, а водителям — реже выезжать на дороги и попадать в ДТП. О такой тенденции рассказывали Autonews.ru столичные инспекторы ГИБДД. В итоге такое положение дел хорошо отразилось на КБМ автомобилистов в 2021 году.
Запрет дорогих автомобилей из Японии
С 5 апреля 2022 года власти Японии вводят запрет на экспорт в Россию предметов роскоши. Санкции распространятся, в том числе на премиальные автомобили ценой от 6 млн иен ($49,2 тыс. по текущему курсу) и мотоциклы дороже 600 тыс. иен ($4,9 тыс.). Об этом объявил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда, сообщает Reuters.
Ранее премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил о запрете поставок предметов роскоши в Россию. Под такие запреты могут попасть большинство из модельной линейки марки Lexus. К примеру, модель Lexus LX стоит в Японии от 10,348 млн рублей ($120 тыс. по курсу на 30 марта). Также под ограничения подпадают ряд моделей Infiniti — например, QX80. Что касается Toyota, то у этой компании могут возникнуть проблемы при ввозе Land Cruiser 300.
Новые справочники на запчасти для ремонта по ОСАГО и каско
В ближайшее время РСА совместно с Центробанком доработает и выпустит новые справочники запчастей для расчета стоимости ремонта автомобилей по полисам ОСАГО и каско.
19 марта РСА уже публиковал такие справочники, однако в них не успели участь резкое подорожание запчастей, которое случилось в конце февраля и начале марта. В итоге получилось так, что выбор денежного возмещения по ОСАГО для автомобилистов стал крайне нежелательным решением — появился риск получить расчет по старым ценам, которого может просто не хватить на ремонт. В РСА посоветовали водителям выбирать именно направление на ремонт до публикации нового свода справочников.
Как рассказали в РСА, скачки цен на запчасти будут учтены в новых документах. Кроме того, Центробанк должен представить новую методику для расчета ремонта. Страховщики не исключили, что в документе появится и новая номенклатура — например, не оригинальные запасные части, которыми также будут ремонтировать автомобили.
Дело в том, что некоторые производители (например, Bosch) заморозили работу в России. Поэтому, по мнению страховщиков, ориентироваться на их цены в марте 2022 года нецелесообразно. Ведь достать эти запчасти в ближайшее время станет просто нереально. Страховщики оценят предложения на рынке, а также цены новых поставщиков (если они появятся). Кроме того, не исключено, что при ремонте будет допущена возможность использовать б/у запчасти.
Новые причины для подорожания ОСАГО
Как объясняли в пресс-службе РСА, сохранение прежних цен в справочниках помогало удержать стоимость ОСАГО на прежнем уровне. С появлением новых справочников цена ремонта по ОСАГО станет дороже. А это, как не исключают участники страховой отрасли, приведет к новой волне подорожания полисов ОСАГО.
Сделать это можно технически в рамках действующего тарифного коридора: для частных автомобилистов, которые ездят на легковых автомобилях, установлена базовая ставка в границах от 2 224 до 5 980 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов—от 438 до 2 013 рублей.
Генеральный директор Совкомбанк Страхование Игорь Лаппи в беседе с Autonews.ru объяснил: если наметившийся тренд с подорожанием запчастей продолжится, то подорожание ОСАГО возможно. Рост, по его оценкам, может быть в пределах роста уровня инфляции.
«Пока конкретный рост прогнозировать практически невозможно, так как мы не понимаем, как может сложиться ситуация. Сначала был рост стоимости запчастей в пределах от 20% до 50%, но завтра можем увидеть обратный тренд», — объяснил Лаппи.
Есть и еще одна причина, по которой может вырасти цена ОСАГО. Центробанк после предложения правительства с 4 марта 2022 года получил право сколько угодно пересматривать действующие тарифы по ОСАГО — до вступления в силу соответствующего закона это можно было делать только раз в год.
Рейды ГИБДД по техосмотру
С приходом весны ГИБДД будет значительно чаще проводить профилактические мероприятия «Технический осмотр». Чем больше в регионе будет ДТП по вине водителей на машинах без техосмотра, тем больше будет таких проверок. К примеру, в инспекции по Нижегородской области рассказали, что количество аварий с участием автомобилей с неисправностями, при которых их эксплуатация запрещена, выросло на 45%.
Правоохранители напомнили, что с 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты техосмотра возрос до 2000 рублей. Также в УГИБДД Нижегородской области напомнили, что частным автовладельцам техосмотр с января 2022 года нужно проходить:
- при постановке на учет автомобиля старше 4 лет;
- при смене владельца автомобиля старше 4 лет;
- при оформлении внесения изменений в конструкцию автомобиля или замены его основного компонента.
Кроме того, от техосмотра не освободили водителей, которые используют автомобиль не только в личных целях — например, в качестве такси, для перевозки пассажиров или в служебных целях. В этом случае проходить техосмотр необходимо в обязательном порядке.
При выявлении фактов управления транспортом без диагностической карты сотрудники ГИБДД будут составлять протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 12.5 КоАП — штраф 2 тыс. руб.
Смена резины на летнюю
Как рассказал научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд, летняя резина актуальна только при погоде, когда температура стабильно держится на уровне +5-7 градусов. Такая температура характерна для второй половины апреля.
Как, в свою очередь, отметил технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов, это должно быть не единоразовое повышение, а именно среднесуточная температура. И держаться она должна в течение недели. Перед сменой резины эксперт посоветовал обязательно проверить ближайший прогноз погоды на 7 дней вперед — если ожидается «минус», то переобуваться еще рано.
Изменения ПДД
Изменения для водителей с апреля 2022 года
Какие изменения ждут российских водителей в апреле 2022 года?
Ежемесячно в России вступает в силу много изменений и поправок для водителей — апрель 2022 года не станет исключением. Какие же изменения ждут российских водителей в апреле 2022 года — читайте в материале портала Avtospravochnaya.com.
Тюнинг автомобилей с 1 апреля 2022
С 1 апреля 2022 года вступит в силу новый ГОСТ Р 59889-2021 , который включает в себя требования к тюнингу и изменению конструкции транспортных средств: установке ГБО, шноркелей, багажников, дефлекторов и т.д.
ГОСТ Р 59889-2021 «Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний» был официально утверждён в ноябре 2021 года — он вступит в законную силу 1 апреля 2022 года.
» ГОСТ предназначен для упорядочения и унификации процедур переоборудования автомобилей, в том числе на газобаллонном оборудовании. В последствии рынок покинут недобросовестные участники, а граждане получат повышение качества услуг по внесению изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации «, — считают в Минпромторге
Новый ГОСТ содержит в себе таблицу из 36 изменений конструкции, для каждого из которых прописаны требования, а также причины для отказа в регистрации. Сюда вошли наиболее популярные доработки:
- установка ГБО;
- шноркели;
- подножки;
- лебёдки;
- дефлекторы;
- багажники на крыше;
- фаркопы и т.д.
Как и ранее, в ряде случаев, тюнинг можно узаконить дистанционно, без посещения аккредитованной лаборатории. Однако, дистанционным это оформление можно назвать условно. Дело в том, что для этого в любом случае придётся обращаться в организацию, которая должна соответствовать целому ряду условий. Это упростит процедуру лишь в случае, если испытательная лаборатория находится очень далеко.
Для дистанционного оформления организация должна соответствовать следующим условиям:
- наличие технической возможности для фото и видеофиксации;
- наличие необходимого для проверки оборудования и средств измерений (допускается применение оборудования третьих лиц);
- наличие знаний и умений использования методик проведения проверки и измерений у заявителя (владельца автомобиля или его представителя).
Установлены требования и к самой фото- и видеофиксации процесса:
- наличие системы контроля геолокации, то есть привязка к координатам;
- процесс идентификации транспортного средства должен фиксироваться на фото;
- процесс проверки конструкции должен сниматься на видео;
- фиксация даты и времени проверки.
При этом, материалы фото- и видеофиксации приобщаются к документам, послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия безопасности транспортного средства после внесения изменений в его конструкцию.
Дистанционно в 2022 году можно будет оформить следующие доработки:
- установка ГБО (за исключением автобусов с ГБО на крыше);
- переоборудование под автомобиль скорой помощи;
- установка тягово-сцепного устройства (фаркопа);
- демонтаж ручного управления с автомобилей для инвалидов;
- переоборудование в самосвал;
- установка лебёдки;
- установка расширителей колёсных арок;
- установка защитных дуг мотоцикла.
Также, для ряда доработок предусмотрена возможность выезда эксперта лаборатории для оформления по месту нахождения транспортного средства:
- установка дополнительных топливных баков на грузовиках;
- установка фургонов на шасси грузовиков;
- переоборудование автомобилей для инвалидов;
- установка шноркеля;
- установка спойлеров, обтекателей, дефлекторов;
- багажников и спальных мест на крыше грузовиков;
- замена двигателя (за исключением вмешательства в систему управления двигателем);
- установка порогов-подножек.
Также в новом документе содержится перечень доработок, которые запрещены:
- удлинение рамы или несущего кузова в пределах базы;
- внесение изменений в конструкцию ТС категории М1 или N, в результате которого происходит изменение категории ТС на М2 или М3;
- замена штатного двигателя ТС на двигатель, по одному из следующих параметров — максимальная мощность или максимальный крутящий момент, превосходящий более чем на 25 % любой двигатель, предусмотренный конструкцией данного типа автомобиля;
- изменение класса (А, В, I, II, III) автобусов категории М2 и М3;
- установка на ТС светоизлучающего оборудования, имеющего возможность работы во время движения ТС (за исключением опознавательного знака такси по ГОСТ Р 58287), а также световых приборов на крышу кузова или кабины ТС (за исключением специальных ТС).
Скачать новый ГОСТ Р 59889-2021
КБМ по ОСАГО с 1 апреля 2022
28 декабря 2021 года Минюст зарегистрировал указание Банка России №6007-У от 8 декабря 2021 года, согласно которому с 1 апреля 2022 года вступают в силу новые значения безаварийного коэффициента по ОСАГО (коэффициент бонус-малус или КБМ).
Обновлённая таблица коэффициента бонус-малус с 1 апреля 2022 года выглядит следующим образом:
Класс КБМ на период КБМ
Коэффициент КБМ на период КБМ
страховых возмещений за период КБМ
страховое возмещение за период КБМ
страховых возмещения за период КБМ
страховых возмещения за период КБМ
Более 3 страховых возмещений за период КБМ
3,92
2,94
2,25
1,76
1,17
1
0,91
0,83
0,78
0,74
0,68
0,63
0,57
0,52
0,46
Как видно по данным таблицы, она имеет полностью обновлённые значения коэффициента бонус-малус (КБМ):
- максимальное значение составляет 3,92 (было 2,45);
- минимальное значение составляет 0,46 (было 0,5).
Таким образом, в случае безаварийной езды, максимальный размер доступной скидки вырастет, а вот в случае попадания в ДТП стоимость страховки после 1 апреля 2022 года будет увеличиваться гораздо сильнее, чем ранее.
При этом, базовый коэффициент, который раньше составлял 1, теперь вырастет до значения 1,17. То есть, при первичном получении водительских прав сразу будет применяться повышающий коэффициент 1,17.
Если за прошлый год были аварии по Вашей вине, то рекомендуем успеть продлить полис ОСАГО с текущим КБМ — это позволить избежать подорожания ОСАГО с 1 апреля 2022 года.
Информация о страховых агентах с 1 апреля 2022
1 апреля 2022 года вступило в силу указание ЦБ РФ от 30.06.2021 N 5839-У. Согласно данному документу, все страховые компании должны размещать на своих сайтах информацию о страховых агентах и брокерах, которая должна соответствовать следующим требованиям:
- размещение файла с расширением *.xls, *.xlsx со сведениями из реестра в виде документа, содержащего таблицу;
- обеспечение возможности поиска информации о конкретном страховом агенте, страховом брокере путем ввода по выбору пользователя любого из следующих сведений (включая, но не ограничиваясь) — ФИО или наименование, ИНН, номер удостоверения или договора, доменное имя и (или) сетевой адрес официального сайта страхового агента (при наличии) или страхового брокера.
- сведения из реестра и возможность поиска информации о конкретном страховом агенте, страховом брокере должны размещаться страховщиком на одной веб-странице сайта страховщика.
Это должно позволить убедиться, что клиент работает с настоящий агентом или брокером, а не мошенником.
«Зелёные карты» ОСАГО с 5 апреля 2022
С 5 апреля 2022 года прекращается действие «зелёных карт» ОСАГО между Россией и Украиной.
Напомним, «Зелёная карта» — это полис автострахования, который является аналогом ОСАГО при поездках на машине за границу. Полис получил такое название из-за бланка зелёного цвета, на котором его оформляют.
По информации Российского союза автостраховщиков (РСА), 5 апреля 2022 года прекращается действие Двустороннего Соглашения, заключенного РСА и Моторным (транспортным) страховым бюро Украины (МТСБУ), положениями которого предусмотрено взаимное признание российских и украинских страховых сертификатов «Зеленая карта». Инициатором данного решения выступило МТСБУ, заявили в РСА.
Это означает, что украинские «Зеленые карты» с указанной даты прекращают действие на территории России независимо от даты их выдачи и указанного в сертификате срока действия. Аналогично и российские «Зеленые карты» перестают действовать на территории Украины.
В связи с этим, для передвижения по территории Украины после 5 апреля 2022 года на транспортных средствах, зарегистрированных в России, водителям необходимо будет приобрести украинский полис ОСАГО. Для передвижения с указанной даты по территории России на транспортных средствах, зарегистрированных на Украине, водителям необходимо будет приобрести российский полис ОСАГО.
Претензии потерпевших по ДТП, произошедшим до 5 апреля 2022 года, подлежат урегулированию в стандартном порядке.
Запрет на выезд грузовиков в Европу
По информации Федеральной таможенной службы РФ, с 8 апреля 2022 года таможенные службы стран Европейского союза, граничащих с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, ссылаясь на пятый санкционный пакет, прекратили допуск на территорию ЕС автотранспорта, зарегистрированного в РФ и Белоруссии.
Новые санкции коснулись запрета на автомобильные грузоперевозки по территории ЕС, в том числе транзитные. Теперь транспортные средства международной перевозки с российскими и белорусскими регистрационными знаками не смогут перемещать грузы по территории стран ЕС.
По ФТС РФ, ограничения пока не распространяются на автомобильные грузоперевозки, осуществляющие доставку:
- фармацевтической продукции;
- медицинской продукции;
- пищевой продукции;
- сельскохозяйственной продукции (включая пшеницу);
- энергоносителей;
- цветных металлов;
- удобрений.
Автодорожное сообщение для гуманитарных целей также остается открытым. Транзит в Калининградскую область пока сохраняется, но только для автотранспорта, зарегистрированного в Российской Федерации.
Перестраховочный пул ОСАГО и регресс за ДТП без техосмотра с 12 апреля 2022
1 апреля 2022 года Президент РФ подписал поправки в закон об ОСАГО, которые вводят перестраховочный пул и отменяют регресс в случае ДТП без техосмотра ( Федеральный закон от 01.04.2022 № 81-ФЗ ).
Перестраховочный пул — это механизм, подготовленный Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно поправкам, выплаты по высокоубыточным сегментам транспорта будут распределяться на все страховые компании с лицензией на ОСАГО. Существует ряд категорий транспорта, частота ДТП для которых превосходит среднюю для России в несколько раз:
- автомобили такси;
- автобусы;
- грузовики;
- мотоциклы и др.
Кроме того, существенно более высокую убыточность и частоту ДТП по сравнению с общероссийской демонстрирует и ряд регионов. Эта ситуация несет финансовые риски для страховщиков, которые берут на страхование по ОСАГО высокоубыточные сегменты транспорта.
Поскольку страхование является социально ответственным бизнесом, РСА создал механизм, который позволит сделать ОСАГО доступнее для высокоубыточных категорий транспортных средств. Риски по таким сегментам будут распределяться на все компании пропорционально их доле рынка в рамках перестраховочного пула.
Регресс – это ситуация, когда автовладелец нарушил требования по ОСАГО, в результате чего страховая компания получает право требовать с него сумму ущерба, выплаченную пострадавшей стороне в ДТП.
30 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон №494-ФЗ, согласно которому обязательный техосмотр для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями или мотоциклами, отменён. Однако, согласно статье 14 закона об ОСАГО, если водитель без техосмотра станет виновником ДТП, страховая компания в порядке регресса могла взыскать с него всю сумму ущерба, выплаченную пострадавшей стороне. Для такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки пассажиров или опасных грузов, регресс возникает по факту отсутствия техосмотра, независимо от причины ДТП. Для водителей остальных транспортных средств регресс в случае отсутствия техосмотра был предусмотрен, только если причиной ДТП стала техническая неисправность.
Согласно утверждённому 1 апреля документу, предусмотрена следующая поправка: » в подпункте «и» пункта 1 статьи 14 слова «, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты» исключить «.
Таким образом, в статье 14 закона об ОСАГО за отсутствие техосмотра регресс остался только для такси, автобусов и грузовиков, оборудованных для перевозки опасных грузов или пассажиров. Для этих категорий транспорта регресс при аварии, как и ранее, будет наступать автоматически в случае отсутствия действующей диагностической карты техосмотра — независимо от причины ДТП.
Изменения вступят в законную силу по истечении 10 дней после официальной публикации подписанного Президентом документа — то есть, с 12 апреля 2022 года. Что касается перестраховочного пула, то он по факту заработает с 20 апреля 2022 года, сообщили в РСА.
Купля-продажа авто через Госуслуги
9 апреля 2022 года стало известно, что Правительство расширит возможности пользователей портала госуслуг. Соответствующие изменения предусмотрены Постановлением Правительства от 6 апреля 2022 года №605.
Документ, в частности, касается расширения функционала портала госуслуг за счёт негосударственных кейсов. Планируется, что первой негосударственной услугой, представленной на портале, станет возможность заключения электронных сделок по продаже и покупке автомобилей.
Этот функционал будет доступен для пользователей, которые разместили данные о своей машине в личном кабинете. Обновлённый функционал портала позволит подписать договор купли-продажи электронной подписью.
Сейчас на портале есть пошаговая инструкция о сделках с автомобилем, но электронные услуги предполагают лишь снятие машины с госрегистрации, говорится в пояснение к данному Постановлению.
Когда именно заработает новый функционал — не уточняется.
Взаимное признание штрафов Россией и Белоруссией
На сайте Кремля опубликовано Распоряжение Президента Российской Федерации от 11.04.2022 № 98-рп «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения».
Согласно соглашению, Россия и Белоруссия признают штрафы за нарушения правил дорожного движения, полученные на территории соседней страны. То есть, Белоруссия признаёт штрафы, полученные белорусскими водителями в РФ, а Россия — полученные российскими водителями в Белоруссии.
Для исполнения административных материалов, полученных в соседней стране, будут использоваться запросы в рамках взаимодействия между Министерствами внутренних дел РФ и РБ. При этом, оплачивать штрафы водители будут в бюджет своей страны и в местной валюте.
Автоматическое продление водительских прав
Правительство автоматически продлило водительские права, истекающие с 1 января 2022 по 31 декабря 2023 года. Согласно Постановлению Правительства №626 от 9 апреля 2022 года , которое вступило в силу 12 апреля 2022 года, Кабмин автоматически продлил действие двух документов для водителей:
- водительских прав;
- диагностических карт техосмотра на спецтехнику для перевозки опасных грузов, зарегистрированную в районах Крайнего Севера.
Что касается водительских прав, то они автоматически продлеваются на 3 года. Речь идёт о документах, срок действия которых истекает или уже истёк в период с 1 января 2022 по 31 декабря 2023 года. Никаких действий для их продления, прохождения медосмотра и обращения в ГИБДД не требуется, подчёркивают в Правительстве. Эта мера затронет примерно 5 миллионов водителей. Продление не касается международных водительских удостоверений. Кроме того, если Вы планируете выезд за границы РФ, истёкшие права также придётся заменить.
Что касается техосмотра, то действие диагностических карт, истекающих в период с 12 апреля по 31 декабря 2022 года, автоматически продлевается на 1 год. Речь идёт только о транспортных средствах для перевозки опасных грузов и прицепах к ним, зарегистрированных в районах Крайнего Севера. По оценке Кабмина, данная мера затронет примерно 600 предприятий. Так же как и с продлением прав, никаких изменений в диагностические карты или в систему ЕАИСТО вносить не нужно — все будет продлено автоматически.
Упрощение весового контроля с 15 апреля 2022
Президент России подписал Федеральный закон от 15.04.2022 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который упрощает требования к весовому контролю автомобилей в 2022 году.
Согласно тексту утверждённого документа, порядок весогабаритного контроля в пунктах пропуска на границах будет устанавливаться Правительством РФ. Это, в частности, позволит временно отменять весогабаритные проверки в пунктах пропуска для ускорения перевозки товаров первой необходимости.
Кроме того, согласно финальной версии документа, увеличивается допустимый перегруз транспортных средств, причем, как в международном автомобильном сообщении, так и при обычных грузоперевозках внутри России. Так, если раньше по дорогам общего пользования без специального разрешения запрещалось передвижение транспорта, масса которого или осевые нагрузки превышали допустимые значения на 2%, то теперь это значение изменено на 10%. Иными словами, перегруз на 10% теперь не будет наказываться штрафом.
Указанные поправки вступают в законную силу со дня официальной публикации подписанного документа, то есть — 15 апреля 2022 года.
Увеличение числа мигалок для разведчиков
18 апреля 2022 года Президент РФ увеличил число разрешённых мигалок для Службы внешней разведки. Указ Президента РФ от 18.04.2022 № 216 «О внесении изменения в перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. № 635» увеличил количество разрешенных мигалок для СВР: ранее их было 5, теперь стало 8. Таким образом, теперь ещё на 3 автомобилях данного ведомства, не имеющих специальную цветографическую схему, имеют право применять мигалки.
Временная отмена весового контроля с 21 апреля 2022
Согласно Постановлению Правительства РФ №702 от 19 апреля 2022 года весогабаритный контроль транспортных средств в пунктах пропуска на границах РФ временно отменен — с 21 апреля по 1 сентября 2022 года.
Временная отмена касается транспортных средств, осуществляющих перевозку продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в рекомендуемом перечне непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р. Речь идёт в первую очередь о перевозке продуктов питания, лекарств и предметов первой необходимости.
Данная мера позволит сократить время доставки важных грузов в Россию и обеспечить достаточное количество необходимых товаров в магазинах, говорится в пояснительной записке.
Весенние ограничения для грузовиков 2022
Уже несколько лет в России не вводят сезонные ограничения на проезд грузовиков по федеральным трассам. Однако, в апреле в большинстве субъектов РФ вводятся временные ограничения на проезд большегрузов по региональным автодорогам.
К примеру, в Татарстане каждый год в апреле действует временный запрет на движение по «регионалкам» грузовиков, осевая нагрузка которых превышает 6 тонн. В этом году ограничения действуют с 1 по 30 апреля 2022 года.
Если осевая нагрузка превышает 6 тонн, движение допускается только при наличии специального разрешения, подтверждающего факт возмещения вреда автодорогам. В противном случае перевозчикам грозит штраф. Ограничение не распространяется на транспортные средства, перевозящие:
- пищевые продукты;
- животных;
- лекарства;
- семена;
- удобрения;
- топливо (дизельное, судовое, газообразное, для реактивных двигателей, бензин, топочный мазут), если грузоподъемность транспортного средства не превышает 16 тонн;
- твердые коммунальные бытовые отходы, если перевозка осуществляется специализированным мусоровозом, используемым для их сбора и транспортировки.
При этом эти транспортные средства не должны превышать допустимые осевые нагрузки, установленные в России (10 тонн на одну ось).
Европротокол ОСАГО с 28 апреля 2022
С 28 апреля 2022 года заработала новая версия системы «Европротокол онлайн», которая позволяет оформлять мелкие ДТП без участия ГИБДД.
Напомним, с 2019 года посредством онлайн-приложения «Помощник ОСАГО», выпущенного Российским союзом автостраховщиков (РСА), стороны-участницы ДТП могут самостоятельно зафиксировать факт инцидента, имея в дальнейшем основания для обращения в страховую фирму за положенными выплатами. Приложение призвано обеспечить оперативную передачу сведений о ДТП в информационную базу АИС ОСАГО. Схема применима в ситуациях, когда у участников происшествия имеются разногласия, а также при отсутствии таковых. В основу приложения была положена система «Европротокол онлайн».
С 28 апреля 2022 года сервис «Европротокол онлайн» был обновлён. Он стал доступен не только в приложении «Помощник ОСАГО» от РСА, но и в мобильных приложениях отдельных страховщиков. Возможность интеграции сервиса в приложения участников рынка расширит его применение.
Кроме того, у него появились новые возможности. Сервис создан по инициативе Банка России как универсальный модуль, который может встраиваться в разные приложения. Обновленный «Европротокол онлайн» позволяет оформлять извещение о ДТП сразу с двух мобильных устройств — каждым водителем в своей части (уже реализовано в «Помощнике ОСАГО» и приложении от СК «ВСК»). Это делает процесс еще быстрее.
Как и ранее, возможно оформление с одного устройства, когда второй участник ДТП только подтверждает введенные данные.
Важно, что сервис снижает риск ошибок в извещении о ДТП. В случае сбоя система мониторинга предупредит водителей, что оформление в электронном виде временно недоступно, чтобы они сразу перешли к заполнению бумажных бланков.
Главные изменения в полисе ОСАГО – коснулись всех
Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа, умноженного на личные коэффициенты.
С 1 апреля 2022 года в соответствии с указанием Центробанка страховые компании по-новому начали рассчитывать коэффициент бонус-малус (КБМ). Этот коэффициент зависит от аккуратности водителя – чем больше стаж безаварийной езды, тем ниже его значение.
Базовое значение КБМ – его «дают» начинающим автолюбителям при получении прав – поднялось до 1,7 (ранее – 1). Но это не значит, что полис автоматически станет дороже для всех: минимальное значение КБМ для «безаварийных» водителей с 1 апреля снизилось с 0,5 до 0,46. Водители, не ставшие виновниками ДТП до этой даты, получат максимальную скидку в 54% (вместо прежних 50%).
Зато лихачей ждет неприятный сюрприз – максимальный коэффициент бонус-малус с 1 апреля 2022 года рекордно увеличился сразу почти на 1,5 пункта: с 2,45 до 3,92. Страховка таким водителям обойдется дороже почти в 3,5 раза. Принятые значения будут действовать до конца марта 2023 года.
Мнение эксперта
– За каждый год безаварийной езды водителя будет ждать скидка. Уже после одного года безаварийной езды КБМ начинающего водителя снизится до 1,0. То есть скидка за полис уже составит 41%.
Повысить свой КБМ с минимального до максимального довольно сложно: надо стать виновником трех и более аварий в год. Вместе с тем мы советуем клиентам быть по-хорошему въедливыми и выяснять в своей страховой компании, почему присвоен тот или иной КБМ. Редко, но бывает, что данные клиента попадают к мошенникам. После ДТП с составлением европротокола мошенник приходит в свою страховую компанию с чужими данными, авария фиксируется, и у ничего не подозревающего «безаварийного» клиента увеличивается КБМ. А значит, растет и стоимость страховки. Кроме того, мы рекомендуем всем водителям при изменении данных водительского удостоверения или фамилии своевременно информировать об этом страховую компанию. Это позволит сохранить историю КБМ и получить свою законную скидку при оформлении полиса ОСАГО.
Что будет с регрессом?
В конце 2021 года техосмотр стал необязательным для огромного количества автовладельцев. Тем не менее, часть из них предпочитала получать диагностическую карту: все из-за существовавшей юридической неточности. Ведь в случае ДТП, причиной которого была бы признана неисправность автомобиля, страховые компании теоретически имели право взыскать с виновника аварии «регресс» — компенсацию суммы, выплаченной пострадавшему.
С 12 апреля 2022 года заработали поправки, внесенные в статью 14 Закона об ОСАГО. Они отменяют возможность взыскания регрессного требования к автовладельцу, не прошедшему техосмотр, если причиной аварии стала техническая неисправность авто. Применение данного условия будет зависеть от даты заключения договора.
Что будет с ремонтом?
При оценке ущерба и расчете стоимости ремонта по ОСАГО страховщики ориентируются на справочники автозапчастей, заработавшие 19 марта 2022 года. Прайс-листы для этих справочников формировали в период с 9 до 24 февраля 2022 года — то есть до того, как комплектующие подорожали на 30-50%. С одной стороны, это позволило сохранить стоимость ОСАГО на прежнем уровне. С другой стороны, если после ДТП водитель согласится на денежную выплату, ее в ряде случаев может не хватить на полноценный ремонт.
Комментарий эксперта
– В этом случае нужно настаивать именно на ремонте и не выбирать денежное возмещение. Иначе недостающие деньги можно будет требовать только с виновника ДТП.
Новые справочники будут формироваться раз в три месяца – чтобы успеть за рынком. Тогда, возможно, будет скорректирована и стоимость полиса ОСАГО.
Но поскольку ОСАГО является социальным видом страхования, страховым сообществом будут предприняты все усилия, чтобы сохранить стоимость полиса на стабильном и доступном уровне. Так, уже сейчас Банк России предлагает рассчитывать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО для машин от производителей от недружественных стран, учитывая цены аналогов оригинальных деталей. Это позволит застрахованному автовладельцу отремонтировать машину пусть не оригинальными, но новыми и качественными запчастями.