Переход на «китайцев» и российские б\у: куда едет авторынок страны
В первую очередь изменилась структура складов и источников пополнения дилерских центров. Если раньше автомобили с пробегом в основном поступали через канал трейд-ин и вход с рынка был несущественный, то на сегодняшний день эта ситуация кардинально поменялась.
Доля автомобилей с пробегом в структуре склада дилера очень существенно возросла. Соотношение новых автомобилей к автомобилям с пробегом колеблется в пределах 1\7. Теперь б\у автомобили необходимо искать на рынке. Все это отражается на потребностях, новых навыках тех людей, которые работают в дилерских центрах.
Из-за этого у специалистов возникла необходимость переучиваться. Если раньше продавец нового автомобиля имел четкие стандарты, которые ему задавали производители и учили его на постоянной основе этим стандартам, он знал, как это все продавать, то сейчас каждый день он сталкивается с чем-то для себя новым. Сейчас все вынуждены переквалифицироваться, чтобы работать в современных реалиях.
— С чем это связано?
Для того чтобы делать бизнес дилеры вынуждены идти в пробег и не просто выкупать автомобили с рынка, а вплоть до того, что организовывать выездной выкуп. Больше анализировать, понимать, где лучше автомобиль, где его дешевле купить, чтобы здесь дороже продать. Это достаточно сложный процесс.
— Китай постепенно приходит на смену Европе?
То, что доля китайских автомобилей растет, — это смелый вызов для дилеров. Новые китайские бренды интересны, их много, у каждого свои специфические технические характеристики, и дилерам важно научиться продавать эти бренды, работать с ними.
Пока рано делать прогнозы, что именно станет популярным, но нужно смотреть за динамикой. Сейчас среди китайских марок лучше всего продаются Haval Jolion — 29 тысяч штук, GeelyCoolray — 24 тысячи штук — и Chery Tiggo 7 Pro Max — 24 тысячи.
Если раньше все знали европейские бренды, о них было много информации, то сейчас что дилер, что покупатель находятся в одинаковой ситуации с точки зрения полноты информации. Это большой вызов для всех.
— А что остается популярным у российских покупателей?
Все зависит от запроса. Спрос на европейские б\у автомобили остается высоким. Популярными остаются Ford и Kia. Если говорить о топ-20 самых популярных марок для выкупа с пробегом, то 4 из них — это российские автомобили: Lada Granta, Lada Vesta, Lada Kalina и Lada Priora.
Если говорить о европейских гигантах вроде Mercedes и BMW, то их продолжают завозить в Россию по параллельному импорту, что определяет их стоимость и доступность для рядового пользователя. Это премиум-сегмент, мы все про него знаем, но по соотношению с массовым сегментом вроде Lada, он далеко не на лидирующих позициях.
— Есть ли какая-то особенность у татарстанских клиентов?
Если смотреть на Казань как на столицу Татарстана, то можно понять, что здесь очень высокий уровень жизни. Это очень прогрессивный город, который имеет весь сервис уровня Москвы. Соответственно, пользователи и покупатели автомобилей в Казани такие же требовательные, как и покупатели в Москве или в Санкт-Петербурге.
Они предъявляют больше требований к качеству сервиса, к способностям дилерского сервиса помочь им решить ту задачу, которую они хотят решить с помощью покупки автомобиля. Это явная отличительная особенность ваших покупателей. Люди сами определяют здесь ситуацию и задают тренд автодилерам и уровню сервиса.
Если говорить именно про Приволжский федеральный округ и отдельно про Татарстан, то здесь также мы видим высокую долю Lada в сегменте новых, в Татарстане это 41%.
Также наши аналитики подсчитали, что в Татарстане один из самых молодых паркингов. Средний возраст автомобиля — 13,5 лет, а по России он в районе 16-17 лет.
— Не «закончится» ли автомобильный рынок в ближайшее время?
Нет. Наш автопром развивается. Сначала это новые автомобили, а потом они будут пополнять когорту автомобилей с пробегом. То же самое будет происходить с китайскими автомобилями, которые сегодня приобретаются в большом количестве. В какой-то момент они тоже станут б\у. Просто изменится структура марок, а выкупать всегда будет что. Люди ездили, ездят и будут ездить на личных автомобилях.
— То есть у общественного транспорта нет шансов?
Этот переход будут определяться не наличием или отсутствием автомобилей, а общими тенденциями. Здоровый образ жизни и экология будут больше определять, будем ли мы ездить на автобусах или на велосипедах. Но сейчас пока таких трендов нет.
— Говоря об экологии, как обстоят дела с электромобилями?
Наша аналитика говорит о том, что есть довольно заметный интерес к электромобилям в целом в России и этот же тренд применим к Приволжскому федеральному округу и к Татарстану. Так, пользователи Авто.ру все чаще рассматривают автомобили с электрическим двигателем — просмотры таких предложений в 2023 выросли на 131% относительно 2022 года, В ПФО на 101%, а в Татарстане на 53%.
Спрос растет, растет и количество зарядных станций в городах. Эти машины медленно, но верно набирают репутацию в России. В какой-то момент они займут достойную нишу.
Здесь та же история, что и с новыми марками: «Как автомобиль будет себя чувствовать в наших условиях?», «Насколько его выгодно заправлять?», но это все решаемо. Спрос на электрокары по большей части идет внутри городов, все упирается в инфраструктуру. В Москве новые дома уже строятся с зарядками для электрокаров. Думаю, если внедрять такие стандарты в обустройство городов, это будет стимулировать развитие отрасли.
Если говорить об электромобилях с пробегом, в топ регионов, где наиболее высокий спрос на них, вошли следующие:
Вторую неделю подряд в России падают продажи автомобильной техники
По итогам 38-й недели 2023 года (с 18 по 24 сентября) в нашей стране было реализовано 28 702 экземпляра автомобильной техники, сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК»*.
Эксперты агентства отмечают, что уже вторую неделю подряд наблюдается снижение объемов продаж новых автотранспортных средств. Напомним, что за 36-ю неделю этот показатель составил 30 791 шт., а за 37-ю – 29 030 шт.
Если рассматривать итоги последней недели, то 83% реализованной автомобильной техники пришлось на легковые машины, что составило 23 795 единиц. Более 10% принадлежит грузовым автомобилям (2 976 шт.), а свыше 6% – LCV (1 787 шт.). Оставшиеся 0,5% продаж заняли автобусы (144 шт.).
Также стоит отметить, что все сегменты показывают рыночное падение к предыдущей неделе. Сильнее всего оно у автобусов (-30%), а самое незначительное – у легковых автомобилей (-0,4%). Грузовики и LCV за неделю в объемах потеряли по 3%. В целом по рынку автомобильной техники снижение составило 1%.
* АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг») – совместное предприятие АО «Электронный паспорт» и ООО «АВТОСТАТ».
В правительстве заявили об остром дефиците автомобилей в России
На автомобильном рынке в России сложился острый дефицит предложения. Об этом на пленарном заседании в Совете Федерации заявил министр экономического развития России Максим Решетников, его цитирует ТАСС.
Минэкономразвития готово поддержать спрос на российские автомобили только после того, как производители насытят рынок. Для этого нужно наладить выпуск машин и решить проблему с доступом запчастей.
«Мы сейчас испытываем острый дефицит предложения. Поэтому, дополнительное стимулирование спроса приведет к дополнительному росту цен и разогреву спроса, который сейчас наши автопроизводители не в состоянии удовлетворить», — пояснил глава ведомства.
В рамках стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года Минпромторг субсидирует отечественным производителям расходы на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Также власти поддерживают запуск новых проектов, локализацию компонентной базы и наращивание объемов производства.
Российские производители «АвтоВАЗ»и «КамАЗ» добились от властей увеличения утильсбора на ввозимые в страну автомобили. Компании объясняли свое требование невозможностью конкурировать с китайскими производителями, занимающими все большую долю рынка. Собранные средства от налога должны направить на поддержку российской промышленности.
Как показал опрос ВЦИОМ, почти треть (31 процент) россиян не заинтересованы в покупке личного автомобиля. В целом же 41 процент респондентов сообщили, что не имеют и никогда не имели машины. Большая часть россиян покупают автомобили не реже чем раз в шесть лет. Реже чем раз в 10 лет меняет машины старшее поколение. Почти четверть населения ездит на одном авто всю жизнь.
В России резко подорожают легковые автомобили
Рост цен на новые легковые машины в России продолжится, в общей сложности за 2023 год он ожидается на уровне 30% в годовом выражении. Об этом сообщил вице-президент и исполнительный директор профильной ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Жигалов.
«До конца года, к сожалению, ещё ожидаем рост цен. Повышение утильсбора и серьёзные колебания курса рубля уже привели к подорожанию авто, а к концу года можно говорить о повышении до 30% с января», — сказал он, отвечая на вопрос о ценах на новые легковые автомобили в РФ.
По данным «Автостата», за 8 месяцев текущего года в России было продано почти 607 тысяч новых легковых автомобилей — на 41% больше, чем за аналогичный период прошлого года, пишет РИА Новости.
Утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы проиндексирован в РФ с 1 августа. Ставка выросла в среднем в 1,7-3,7 раза на легковые автомобили (в зависимости от объема двигателя). При этом высоко локализированные автопроизводители РФ, у которых заключен специальный инвестиционный контракт (СПИК), имеют право на промышленные субсидии. В отрасли их принято считать компенсацией утильсбора.