Почему Богородица — «прозябшая Клас Небесный»?
Добрый день! Наши молитвенные тексты написаны на церковнославянском языке. Это, если говорить упрощенно, старинный вариант современного русского языка, в чем-то он очень похож на современный язык, а вот грамматически и во многом лексически (то есть тем, из каких слов состоит и какие значения имеют эти слова) от современного языка отличается, так что где-то к нему нужно подходить как к иностранному, например, обращаться к словарю. «Прозябшая» значит «произрастившая», то есть клас (старинный вариант слова «колос», так же как глас — голос и так далее, наверняка вы встречали массы таких вариантов слов с выпадением гласного звука) вырос из Нее. А «Клас Небесный», «Небесный Колос» — это метафора, которая обозначает Господа Нашего Иисуса Христа. Таким образом, метафора «прозябшая Клас Небесный» означает примерно «Та, которая выносила и родила Господа Нашего Иисуса Христа», «Та, из Которой Он произрос, появился на свет».
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Христианская символика в искусстве
Анатолий Палихов 11 апреля 2015
Церковное искусство глубоко символично. Но что такое символ? И для чего он нужен?
Агнец с крестом — символическое первохристианское изображение Спасителя
В первые века гонимые христиане стремились скрыть от непосвященных свои святыни, оберегая их от осквернения, и рисовали вместо Христа пастыря, спасающего овец, вместо креста – якорь…
Символ (греч. σύμβολον— знак, опознавательная примета) — условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.
“символ” — по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.
Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.
Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это «то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» ( Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).
Свт. Николай Сербский говорит:
«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: «Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном»…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)
Хризма или хризмон— монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.
Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума .
Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.
В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «’Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего»). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.
Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.
Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)
Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста
Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.
В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19); Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).
Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).
Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста — евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.
Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:
«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»
Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб
Мраморная стела, III век
Пастырь Добрый
Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.
Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».
Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.
В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.
Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.
Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.
В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16). Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).
Крещение Господне. Москва, 1690 г.
Но вот в чем парадокс: сакральный (священный) символ не только скрывает, он раскрывает, делает понятнее и ближе то, что нельзя передать профанным (то есть бытовым) языком. Задача духовного символа – как можно точнее передать суть явления, присущего Горнему миру.
Агнец Божий с символами евангелистов. Крест-мощевик. Англия, XI в.
Религиозный символ являет присутствие предмета, который он обозначает. Именно поэтому крест – это не только знак нашей веры, но и святыня, отгоняющая бесов и привлекающая Божественную благодать.
Может ли бытовой предмет стать религиозным символом? Очевидцы вспоминают, как сосланные в лагеря монахини, лишенные нательных крестов, делали себе крестики, срезая кусочки крестообразной деревянной опоры прялки. То, что было простой деревяшкой, становилось святыней…
Тот, кто понимает символику церковного искусства, всматриваясь в произведение древнего ювелира или иконописца, читает в нем смыслы, непонятные остальным. И та же символика делает произведение близким и интересным для простецов: детей, людей, впервые соприкоснувшихся с православной культурой.
«Христос в образе Орфея, играющего на лире». Роспись из катакомб св. Каллиста
Вырезанные на иконной раме цветы привлекают взор и радуют глаз, а сведущий вспомнит, что они символизируют неувядающую красоту Божественного рая. Он найдет в узоре белоснежную лилию, по церковно-славянски именуемую крином, и мысль его обратится к Пресвятой Богородице, на нетленную чистоту Которой указывает этот цветок…
Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег.» Тертуллиан «О крещении».
Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция
Маслина, оливковая ветвь
Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 — 4 в.в.
Свт. Николай Сербский пишет:
«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).
Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)
Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.
Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.
В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.
Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).
Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).
Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».
Крест «криновидный» (Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные«).
Пшеница, Колос
Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»
В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12). Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).
В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:
Земле благая,
Благословенная Богоневесто,
Класс прозябшая неоранный
И спасительный миру,
Сподоби мя Сей ядуща спастися.
Благословенная Богоневеста,
Земля плодородная,
произрастившая невозделанный
и спасительный для мира Колос,
удостой меня спастись, вкусив от Него
Церковная символика – кладезь ярких и глубоких образов, затрагивающих душу. Эти образы укоренены в самих текстах православного богослужения: «Своего Агнца Агница зрящи, к заколению влекома»… – говорится в службе Великой Пятницы о Божией Матери, со скорбью взирающей на ведомого к Голгофе Сына. И вот – первохристианский рисунок: Агнец с крестом – символ распятого Спасителя.
Подобные образы редко используются в благоукрашении храмов: Церковь не советует часто использовать символическое изображение Спасителя на иконах, дабы малосведущие не дали им ложного истолкования. Но эти образы еще найдут свое место в церковном ювелирном искусстве – при должном истолковании и разъяснении.
«Вседержитель» — Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)
Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:
« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)
Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.» (Иез., 4 – 6, 10)
Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.
Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).
Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.
Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.
Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
Евангелист Матфей
Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.
Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.
Евангелист Марк
Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.
Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.
Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.
Евангелист Лука
Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.
Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.
Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.
Евангелист Иоанн Богослов
Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.
Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.
Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.
КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР
В главном – единство,
во второстепенном – терпение,
во всем – любовь.
Дорогие братия и сестры! Сердечно приветствуем Вас! Добро пожаловать на наш сайт!
ЗАВЕТЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Выберите себе завет князя Владимира на сегодняшний день
3D тур по
Князь-Владимирскому собору
Экспозиция "Христианская символика". Часть 1
К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:
Символ (греч. σύμβολον— знак, опознавательная примета) — условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.
“символ” — по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.
Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.
Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это «то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» ( Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).
Свт. Николай Сербский говорит:
«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: «Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном»…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)
Хризма или хризмон — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.
Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума .
Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.
В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «’Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего»). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.
Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.
Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)
Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста
Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.
В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19); Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).
Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).
Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста — евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.
Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:
«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»
Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб
Мраморная стела, III век
Пастырь Добрый
Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.
Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) — символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».
Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.
В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.
Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.
Голубь — один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.
В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16). Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).
Крещение Господне. Москва, 1690 г.
Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег.» Тертуллиан «О крещении».
Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция
Маслина, оливковая ветвь
Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 — 4 в.в.
Свт. Николай Сербский пишет:
« Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).
Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)
Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.
Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.
В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.
Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).
Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).
Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».
Крест «криновидный» (Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные«).
Пшеница, Колос
Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»
В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12). Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).
В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:
Земле благая,
Благословенная Богоневесто,
Класс прозябшая неоранный
И спасительный миру,
Сподоби мя Сей ядуща спастися.
Благословенная Богоневеста,
Земля плодородная,
произрастившая невозделанный
и спасительный для мира Колос,
удостой меня спастись, вкусив от Него
«Вседержитель» — Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)
Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:
« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)
Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.» (Иез., 4 – 6, 10)
Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.
Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).
Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.
Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.
Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.
Евангелист Матфей
Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.
Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.
При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.
Евангелист Марк
Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.
Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.
Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.
Евангелист Лука
Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.
Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.
Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.
Евангелист Иоанн Богослов
Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.
Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.
Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.
Новости
Расписание богослужений в Князь-Владимирском соборе на 25 сентября — 1 октября
Опубликована расшифровка протоколов допросов епископа Венедикта (Плотникова), Николая Александровича Елачича и Дмитрия Фроловича Огнева
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин возглавил молебен, посвященный началу зимней работы Витязей, и встретился с членами дружины
Начинается новый набор в группы оглашения при Князь-Владимирском соборе
Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин совершил богослужения в храме прп. Макария Египетского в Горном университете
Храм преподобного Макария Египетского в горном университете
Адрес: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 26. Тел.(812) 498-03-04
Толковый православный молитвослов. Последование ко Святому Причащению
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду по среде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне; умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.
Ничтоже мя лишит — и ничего не лишит меня (в русском тексте Библии: я ни в чем не буду нуждаться). Всели, воспита, обрати, настави — поселил, воспитал (вскормил), обратил, наставил; /все глаголы стоят в прошедшем времени (аористе) (в русском тексте Библии употреблено настоящее). Аще бо — если даже. Сени — тени; сень смертная — мрак смерти, постоянное выражение Библии (в русском тексте Библии обычно передается словами: долина смертной тени). Та мя утешиста — они меня утешили. Сопротив — напротив, на виду, но также и вопреки. Стужающим мне — оскорбляющим (буквально: стыдящим) меня. Упоявающи мя — напояет меня. Яко державна — как она крепка! Поженет мя — настигнет меня, последует за мной. Живота моего — жизни моей. Еже вселити ми ся в дом Господень — вселиться бы мне в дом Господень. В долготу дний — на долгие дни.
Этот псалом читается в начале Последования ко Причащению, так как в центре его — образ таинственной трапезы, которую предлагает Пастырь-Господь. Трапеза эта для нас — Тело и Кровь Господа в Таинстве Причащения.
Псалом 23-й
Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? И кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь Сил, Той есть Царь славы.
Исполнения ея — все, что ее наполняет (исполнение — наполнение). Той — Он. Ю — ее. Уготовал есть — устроил. Иже не прият всуе душу свою — тот, кто в душе своей не увлекался суетою, не привязывался к суетному. Не клятся лестию — не клялся ложно. Искреннему — ближнему. Сей — здесь: таков. Возмите врата князи ваша — поднимите, князи, врата ваши. Возмитеся — Возвысьтесь, поднимитесь. Господь сил — Господь и Господин ангельских Сил, ангельских воинств.
Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? "Под горою Господа ты должен разуметь в совокупности весь храм, под местом святым ты можешь разуметь святой престол и жертвенник в каждом храме" (Евфимий Зигабен). Под горою Господней Псалмопевец разумеет также духовное и Небесное Царствие Божие. Для готовящегося ко Причащению центральным в восприятии этого псалма должно быть представление о царстве святыни, в которое должен вступить он лично, дерзая на принятие Святых Христовых Таин.
Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная… По изъяснению святых отцев (Афанасия Великого, блж. Феодорита, блж. Иеронима), в последних стихах псалма заключается пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа на небо в присутствии горних Сил — Архангелов и Ангелов. Именно они названы здесь "князьями" торжествующей Церкви, они отверзают Ему врата и уготовляют Ему шествие в горний мир.
Неповинен рукама: пред нами, во-первых, форма тв. падежа двойственного числа, во-вторых — оборот, весьма характерный для церковнославянского языка, а в современном русском сохранившийся лишь в отдельных словосочетаниях (ср. стоящее рядом: чист сердцем, которое можно встретить и в современном языке)
Возмите врата, возмитеся… В глаголе возняти, вознитися приставка воз- имеет то же значение, что и в современных глаголах вознестись, взойти и т. п.
Псалом 115-й
Веровах темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во иступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.
Аз — я. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело — я веровал, потому и говорил, что я весьма смирился. Рех — я сказал. Во исступлении — в душевном смущении… "экстаз": когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу. О всех, яже воздаде ми — за все, что Он мне даровал. Честна — исполнена чести, дорога. Преподобных — святых. Растерзал еси — Ты расторг. Пожру — пожертвую, принесу в жертву. Молитвы моя Господеви воздам — обеты мои перед Господом исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий, святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).
В центре этого псалма — та же Чаша спасения, Евхаристическая чаша, что и в Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма приводим фрагменты толкования святителя Афанасия Великого.
Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело — "Когда, говорит Псалмопевец, уверовал — возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я — ничто, смирихся зело".
Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь — "Став выше человека, презрел я все человеческое; ибо изступление означает изменение… Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего".
Молитвы моя Господеви воздам… — "Какой же обет дает он, кроме сего — Чашу Господню приняв, призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда буду во дворех Божиих, то есть в Церкви Христовой или в Иерусалиме небесном".
Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). И три поклона.
Тропари, глас 8-й
Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя Пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица, без числа имеяй велию милость.
Во причастие Святынь Твоих како дерзну недостойный? Аще бо деозну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея и спаси мя, яко Человеколюбец.
Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, едина Благословенная.
Презри — оставь без внимания. Рождейся — родившийся. Храм то творя — делая его храмом. Ниже — и не. Без числа имеяй велию милость — имеющий бесконечно великое милосердие (без числа — бесконечно; имеяй — имеющий; велию — великую; порядок слов во фразе отличается от свойственного современному русскому языку).
Аще бо — потому что если. Хитон — одежда. Яко несть вечерний — потому что он не таков, в каком идут на Вечерю. Исходатайствую — здесь: доставлю, получу, заслужу. Прибегох — я прибегнул, обратился за помощью. Оставление — прощение. Яже содеях лютых — злых (лютых) дел, которые я совершил (яже содеях).
Аще бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходотайствую многогрешной души моей. Тропарь обращает нас к евангельской притче о званых на брачную Вечерю Сына: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф.22:11-14). Вечеря эта — Евхаристия, Таинство Причащения; слова очисти, Господи, скверну души моея взывают ко Господу об очищении хитона души.
Во Святую же Четыредесятницу:
Егда славни ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе.
Егда — когда. Ученицы — ученики. Просвещахуся — просвещались. Омрачашеся — омрачился. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша — смотри, собиратель богатств, на удавившегося (удавление употребивша) из-за них (сих ради)! Несытыя — ненасытимой. Учителю таковая дерзнувшия — дерзнувший (сделать) такое с Учителем. Иже о всех благий — Всеблагой (о всех — во всем; Иже здесь на месте греческого артикля).
Это — тропарь Великого Четверга, воспоминающий Тайную вечерю Христову (Ин.13:2-30), соучастником, сопричастником которой становится и каждый причащающийся.
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся… Глагол просвещахуся стоит в форме имперфекта 3-го лица мн. числа и, как всякий имперфект, выражает действие, соотносительное с другим, основным — тем, которое выражено аористом 3-го лица ед. числа омрачашеся.
Псалом 50: Помилуй мя, Боже…
Текст и объяснение псалма см. в утренних молитвах.
Канон, глас 2-й
Обратите внимание на припевы канона — один к первому и другой ко второму тропарю; это стихи из 50-го покаянного псалма (который читается непосредственно перед самим каноном). На 9-й песни канона — на один тропарь больше; лишь в немногих молитвословах указан припев к этому добавочному тропарю — следующий стих того же псалма (припев указан в Служебнике). Припевы удивительно обогащают и дополняют смысл тропарей.
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетская, яко прославися.
Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.
Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Осквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Земле благая, Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя Сей ядуща спастися.
Грядите — приходите. Наставльшему — проведшему. Яже изведе из работы египетская — которых Он вывел из египетского рабства. Яко прославися — ибо Он прославился. Живота вечнующаго — жизни вечной. Благоутробне — милостивый (звательный падеж). Делы безместными — непристойными делами. Клас — колос. Прозябшая — возрастившая. Неоранный — невозделанный. Сей ядуща — принимая Его в пищу.
Земле благая, Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и спасительный миру… Пресвятая Богородица предстает здесь как плодородная земля (Земля благая), взрастившая миру спасительный Колос (Христа), Который вырос Сам, без всякого участия человеческого (неоранный: орати — пахать); здесь и указание на Приснодевство Пресвятой Богородицы.
Песнь 3
Ирмос: На камени мя веры утвердив, разрешил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия; яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных даров Твоих.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Хлеба животнаго Трапеза Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу бытии.
Возвеселися бо ся — ибо возвеселился. Внегда — когда. Несть свят, якоже Бог наш — никто не свят, как свят Бог наш. Несть праведен паче Тебе — никто не праведен более Тебя. Отчуждение — освобождение (да будет Причастие в освобождение от страстей и скорбей). Хлеба животнаго — Хлеба жизни. Свыше милости ради сшедшаго — сошедшего свыше по милосердию (милости ради). Мирови — миру. Живот — жизнь.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплошся, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Восхотел еси, нас ради воплощся, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.
Не отверже мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Исцели души моея язвы, Господи, и всего оставяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Умилостиви и мне Сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера, освящуся.
Ходатай — посол. Ангел — здесь: вестник. Воплощся — воплотившись. Тем зову Ти — поэтому я взываю к Тебе. Яко овча — как овца. Грех ради человеческих — за грехи людей. Темже — поэтому. Умилостиви и мне — умилостивь и ко мне. Сущаго от утробы Твоея — Рожденного Тобою. Соблюди мя нескверна — сохрани меня чистым, неоскверненным. Яко да прием умнаго бисера, освящуся — чтобы я, принимая духовную драгоценность (бисер — жемчуг), освятился.
Песнь 5
Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему; и во мне пребуди, якоже обещался еси; се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Слове Божий и Боже, уголь Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Марие, Мати Божия, благоухания чистое селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освященный причащуся Сына Твоего.
Раве бо Тебе — ибо кроме Тебя. Якоже предрекл еси — как Ты прежде сказал. Да будет убо худому рабу Твоему — так пусть будет и ничтожному рабу Твоему (мне). Се бо Тело Твое ям Божественное — ибо вот я ем Тело Твое Божественное. Благоухания честное селение — святое благоуханное жилище, священный храм благоухания.
Уголь Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение… Пылающий Уголь — один из символов Божества (вспомним, что Бог наш есть огонь поядающий — Евр.12:29). Этот просвещающий и очищающий уголь Божества проявляется в сцене призвания пророка Исаии: Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис.6:6-7). О Причастии как огне говорят и последующие тропари канона: Трепещу, приемля огонь, да не опалюсь яко воск и яко трава (8-я песнь); якоже огонь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая (9-я песнь), а также молитвы ко Святому Причащению: Страхом приступи, да не опалишися: огонь бо есть; Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая восприятии, да не опален буду.
"Причастимся Божественного угля для того, чтобы огонь находящийся в нас любви, приняв воспламенение, происходящее от угля, сжег наши грехи и освятил наши сердца, и чтоб, вследствие общения с Божественным огнем, мы воспламенились и были обожествлены. Исаия увидел уголь; но уголь — не простое дерево, а соединенное с огнем; так и хлеб общения — не простой хлеб, но соединенный с большинством".
Преподобный Иоанн Дамаскин
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Да бых устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.
Неизследную — непостижимую. От тли — от погибели. Приложение — умножение. Живота же утверждение — и жизни укрепление.
Кондак, глас 2-й
Хлеб, Христе, взятии не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго, да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.
Не презри мя — не лиши меня возможности. В суд — во осуждение. Живот — жизнь.
Песнь 7
Ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайствено, едине Блаже, яко да славлю Тя.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию, со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Спаса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.
Не послужиша, поидоша, обругаша, возопиша — не послужили, пошли, осмеяли, возопили (формы прошедшего времени — аорист 3-го лица множ. числа). Ороси я — оросил их (ороси — форма прошедшего времени — аорист 3-го лица ед. числа; я — их). Услышася — услышана. Источник благих — источник благ, всего благого (ср.: Сокровище благих, в молитве Святому Духу). Добродетели Божественнейшия — всего совершенства, высшей добродетели, высшей духовной доблести (можно так можно предать значение греческого выражения оригинала). Ходатайственно — Средством, орудием (объяснение фразы в целом приводим ниже). Едине Блаже — единственный Благой, Милостивый (обращение — звательный падеж). Паче ума — непостижимо уму. Благоблагодатная — получившая благодать от Бога, облагодатствованная Богом.
Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств, да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно… Эта фраза сохранила типичную греческую структуру; для понимания ее приводим члены предложения в порядке, доступном нашему восприятию: Причащение, Христе, безсмертных Твоих Таинств / да будет ми / ныне / источник благих (источником благ): свет(ом), и живот(ом), и безстрастие (м), и (да будет также) ходатайственно (то есть средством, приводящим к результату) / к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия (то есть высшей духовной доблести). Если и после рассмотрения составных частей вам трудно воспринять смысл фразы — значит, пред нами один из немногочисленных случаев, когда стоит перевести просто перевод тропаря (но при этом поэзия обращается в мудреную прозу):
Причащение Твоих, Христе, бессмертных Таинств да будет мне ныне источником благ — да будет оно светом, жизнью и бесстрастием, да руководит меня к преуспеянию в высшем совершенстве и к его умножению, о единый Милостивец, да прославлю Тебя!
Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби… Церковнославянское слово "страсть", как и греческое "пафос", переводом которого оно является, означает как страсть греховную, так и страдание. В этом тропаре (как и во многих других текстах) допустимы оба понимания.
Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Небесных, и страшных, и Святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери, общника бытии и мене сподоби отчаяннаго, Боже Спасе мой.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое, и пию Кровь Твою.
Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.
Троичен: Трепещу, приемля огонь, да не опалюся яко воск и яко трава; оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетлен сотворюся?
Пойте, дела — подразумевается обращение к творениям Божиим: пойте, дела Его творения, Его как Господа, и превозносите вовеки. Общника бытии — сделаться участником. Сподоби — удостой. Прибег — здесь: прибегнув. Благоутробие — милосердие. Аз — я. Якоже рекл еси — как Ты сказал. Се бо — ибо вот. Дерзая — здесь: уповая. Оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия! — О страшное таинство! О милосердие Божие! Брение — прах, грязь. Нетленен сотворюся — становлюсь бессмертным, не подверженным действию смерти (смысл фразы: как я, будучи прахом, причащаюсь Божественного Тела и Крови и становлюсь бессмертным).
Во мне пребуде, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе… — Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:53-56). Последний, Троичный тропарь песни вновь возвращает нас к этим словам Спасителя, говоря о жизни вечной, подаваемой Причащением (Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся).
Песнь 9
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная прсвети, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освещаяй причащающияся.
Не отверже мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением освященных Тайн, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.
Припев: Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
Якоже огонь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречистая, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Богородичен: Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычеце, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.
Безначальна — не имеющего начала и начальства, то есть Вечного и Всевластного. Воплощся — воплотившись. По нам бо древле бывый — ради нас некогда уподобившийся нам. Единою Себе принес яко приношение Отцу Своему — однажды принесший Себя в жертвенное приношение Отцу Своему. Присно закалается — (с тех пор) постоянно заколается, приносит Себя в жертву. Освящаяй причащающияся — освящая причащающихся. Темже — поэтому. Умная же множества — духовные, ангельские сонмы. Яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго — ибо Твоим посредством, через Тебя (Богородицу) они явственно увидели (яве узреша) Владыку вселенной (всеми Владычествующаго). Осуществовавшагося человечеством — принявшего человеческое естество (существо).
Христос есть, вкусите и видите… В некоторых молитвословах: Благ есть, вкусите и видите: Он Благ — вкусите и убедитесь!
Достойно есть… Трисвятое по Отче наш…
"Как научиться понимать молитвы?".
-М.: "Отчий дом", 2007