Как увеличить выплату по осаго за дтп
Перейти к содержимому

Как увеличить выплату по осаго за дтп

  • автор:

Как увеличить размер страховой выплаты по ОСАГО.

В сегодняшнее время многие стремятся сесть за руль. Вождение автомобиля безусловно является увлекательным процессом, однако таит в себе и некоторые опасности: к примеру, попадание в дорожно-транспортное происшествие.

Предположим, что Вы уже подали заявление в страховую компанию и Вам начислено страховое возмещение, но его недостаточно для приведение автомобиля в доаварийное состояние. Что необходимо сделать для увеличения размере страховой выплаты?

Для начала необходимо отметить, что в Российской Федерации все страховые выплаты в части ОСАГО осуществляются в соответствии с Единой методикой определения размере восстановительного ремонта транспортных средств, утвержденной Центральным Банком РФ 1 сентября 2014 года.

В соответствии с п. 10 ст. 12 ФЗ об ОСАГО при причинении вреда имуществу в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении и прилагаемых к нему в соответствии с правилами обязательного страхования документов обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Иными словами Страховщик осматривает Ваш поврежденный автомобиль, проводит экспертное исследование по определению размера ущерба и на основе полученных данных производит выплату страхового возмещения.

Если же размер страхового возмещения Вас не устраивает, то в соответствии со ст. 12 ФЗ об ОСАГО потерпевший обращается к страховщику с претензией.

Здесь важно понимать, что закон никак не ограничивает потребителя в части обращения с досудебным урегулированием, т.е. к претензии потерпевший может приложить свой экспертный отчет в обоснование своей позиции.

ВАЖНО! Ваше экспертное заключение должно строго соответствовать требованиям Единой методики, а эксперт в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования” от 22 сентября 2016 г. № 277 должен состоять в реестре экспертов-техников Минюста РФ. Полный перечень экспертов-техников содержится в реестре, опубликованном на официальном сайте Министерства юстиции РФ (ссылка).

При этом нельзя упускать то обстоятельство, что в соответсвии с п. 14 ст. 12 ФЗ об ОСАГО стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховое возмещение, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

Таким образом, в случае отказа в доплате страхового возмещения по претензии, потерпевший вправе обратиться с исковым заявлением в суд, обосновывая свои требования своим экспертным заключением с требованием взыскания разницы страхового возмещения, а также возмещения убытков по организации проведения своей экспертизы, юридических расходов, неустойки, морального вреда и штрафа.

Подытоживая: если страховое возмещение недостаточно для приведения Вашего транспортного средства в доаварийное состояние, то Вы обращаетесь к независимому эксперту и затем со своим экспертным заключением направляете досудебную претензию страховщику. Если же страховщик на Вашу досудебную претензию ответил отказом и доплаты не произвёл, то в этом случае Вы вправе обращаться в суд с указанным экспертным заключением с взысканием со страховщика убытков по организации своего экспертного исследования, юридических услуг, штрафа, морального вреда и неустойки.

Страховая компания занизила возмещение по ОСАГО

Страховая компания занизила возмещение по ОСАГО

Распространенная ситуация: человек попал в ДТП. После этого он как потерпевшая сторона обратился в страховую компанию за возмещением, но полученной суммы оказалось недостаточно для приведения автомобиля в доаварийное состояние. Не беда, ведь можно настоять на увеличении размера страховой выплаты.

Шаг № 1: организуйте проведение экспертизы после получения возмещения

После ДТП автовладелец направляет заявление и документы в страховую компанию для получения страхового возмещения (п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО). Далее в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления он обязан представить поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра или независимой технической экспертизы. Осмотр и экспертиза проводятся за счет страховой компании, и она не может обязать автовладельца их оплачивать (п. 10 ст. 12 Закона об ОСАГО; Информационное письмо Банка России от 19 октября 2020 г. № ИН-06-59/151).

Если потерпевший автовладелец не согласен с результатами экспертизы и размером полученной страховой выплаты, он может самостоятельно организовать и оплатить экспертизу. Это необходимо для подтверждения того, что страховая выплата занижена и не покрывает расходы на ремонт автомобиля (ст. 12.1 Закона об ОСАГО).

С просьбой провести экспертизу надо обратиться в экспертную организацию или к эксперту-технику. При этом эксперт, который подготовит заключение, должен соответствовать требованиям Приказа Минтранса России от 22 сентября 2016 г. № 277. В частности, он должен быть включен в реестр экспертов-техников Минюста России.

После того как будет проведена экспертиза и установлено, что размер возмещения занижен, необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора.

Шаг № 2: подайте заявление в страховую компанию, а затем претензию финансовому уполномоченному

Сначала необходимо подать еще одно заявление в страховую компанию (ст. 16 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ; п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО; п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18). В заявлении должно быть изложено требование о доплате разницы между полученным страховым возмещением и суммой, определенной в ходе проведения экспертизы, которую организовал автовладелец. Срок рассмотрения заявления – 15 рабочих дней.

При отказе или неполучении ответа от страховой нужно направить претензию финансовому уполномоченному (ст. 1, ч. 1, 2 ст. 15, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ; п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18). Срок рассмотрения претензии – 15 рабочих дней. Но он может быть и больше, например из-за проведения независимой экспертизы.

Если результат рассмотрения претензии автовладельца не устраивает, он вправе подать иск в суд.

Шаг № 3: обратитесь в суд

После соблюдения претензионного порядка урегулирования спора автовладелец имеет право подать иск о взыскании со страховой компании возмещения в недостающей части (ст. 16.1 Закона об ОСАГО; ст. 17 Закона о защите прав потребителей). Обратиться в суд можно только спустя 30 дней со дня вступления в силу решения финансового уполномоченного (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ)

Если цена иска не превышает 100 000 руб., он подается мировому судье. В остальных случаях – в районный суд. Автовладелец сам выбирает, в какой суд обращаться: по месту своего жительства, либо по месту нахождения страховой компании, либо по месту заключения или исполнения договора страхования (ст. 23, 24, 28, 29 ГПК РФ; ст. 16.1 Закона об ОСАГО; ст. 17 Закона о защите прав потребителей; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17).

Автовладелец вправе рассчитывать не только на получение разницы между выплаченным страховым возмещением и суммой, которая была определена экспертом. Также можно потребовать выплаты неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов, в том числе на проведение досудебной экспертизы (ст. 15, 16.1 Закона о защите прав потребителей; п. 83 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 8 ноября 2022 г. № 31).

Не устраивает сумма страховой выплаты по ОСАГО

К сожалению, недостаточная выплата по ОСАГО — не редкость. Большую часть потерпевших не устраивает сумма, которую насчитал страховщик после экспертизы. Вот и рассмотрим, что делать в этой ситуации, можно ли увеличить размер выплаты.

Русанова Ирина Александровна

Почему вообще так происходит, почему пострадавшему выплачивают меньше, чем ему нужно для ремонта автомобиля. И самое главное — что делать, если не устраивает сумма страховой выплаты. Об этом — на Бробанк.ру.

  1. Почему страховая занижает выплаты
  2. Как происходит расчет страховой выплаты
  3. Откуда берется занижение цены
  4. Что делать, если не устраивает сумма выплаты по ОСАГО после ДТП

Почему страховая занижает выплаты

На практике почти во всех случаях пострадавшие получают меньше, чем нужно. Если это выплата наличными, то ее не хватает на необходимый ремонт. Если выбран ремонт, сервис может указать на необходимость доплаты. И так случается повсеместно. Но небезосновательно.

При расчете положенной выплаты учитывается износ транспортного средства, его деталей. И это самый главный фактор, из-за которого рассчитанная сумма страхового возмещения неприятно удивляет автовладельца.

То есть, если ваше авто выпущено в 2010 году, то износ деталей явно будет большим, и вы давно не тратились на их замену. После ремонта вы получаете новые детали, и вроде как частично должны оплатить их из своих средств, так как ранее установленные и поврежденные были изношены.

По закону максимальное занижение за износ — 50%, оно рассчитывается по специальной утвержденной формуле.

Сумма выплаты будет исходить из степени износа автомобиля и его деталей

  • если говорить объективно, то осмотр авто представителем страховщика сложно назвать экспертизой. Поэтому часто встречаются погрешности, осмотр неглубокий, много чего упускается из вида;
  • заниженная стоимость деталей при расчете страхового возмещения. Цена берется из специального, утвержденного законом каталога. И часто эта стоимость ниже, чем реальная рыночная.

А еще есть “экспертная погрешность”, которая позволяет страховщикам законно занижать положенную выплату на 10%. И естественно, компании этим пользуются. Одно накладывается на другое, и пострадавший автовладелец получает меньше денег, чем ему реально нужно для ремонта машины.

Как происходит расчет страховой выплаты

Вообще, сумма определяется не просто так, а на основании методики расчета и определения размера расходов на ремонт авто после ДТП. Это регулирует положение Центрального Банка РФ №755-П.

На деле простому человеку практически нереально изучить этот документ и определить, сколько ему положено по закону, не занижает ли страховая выплату. Например, вот формула расходов на восстановительный ремонт:

формула расходов на восстановительный ремонт

Формула расчета износа:

формула расчета износа

Если потерпевший выбирает не денежную компенсацию, а ремонт, в расчет идут трудозатраты работников сервиса:

трудозатраты при ремонте

Более того, при расчете играет роль регион пользования автомобилем, срок эксплуатации транспортного средства, объем механических повреждений. Есть даже отдельная формула для определения износа шин, предусмотрен отдельный порядок расчета при полной гибели ТС.

Важный момент расчета — стоимость запчастей, которая регулируется Главой 7 указанного выше положения Центрального Банка. В каждом регионе формируются свои справочники, делается выборка запчасти, устанавливается ее средняя цена.

Самое интересное, в справочники включаются не только розничные, но и оптовые цены. И понятно, что при выведении средней цены она будет не в пользу пострадавшего. Хоть и оговаривается, что оптовые цены учитываются с наценкой, но вряд ли с реальной рыночной.

В интернете можно найти калькуляторы, которые якобы считают положенную по ОСАГО выплату. Но на них не стоит полагаться, эти программы не учитывают регион и стоимость запчастей, которая может постоянно меняться. Не нужно слепо верить таким программам.

Откуда берется занижение цены

Вообще, сначала нужно объективно оценить ситуацию. Если у вас старое авто, скорее всего, к нему применен большой коэффициент износа, который может достигать 50%. Но, конечно, если машина относительно новая, а сумма сильно занижена, нужно разбираться.

  1. Машина далеко не новая, имеет высокую степень износа.
  2. Погрешности эксперта, который недооценил повреждения.
  3. Учтены цены на запчасти из установленного реестра, которые ниже реальных.
  4. Законна погрешность 10%, примененная страховщиком. И можно не сомневаться, что он ее применил.

Страховщик имеет право применить погрешность в 10%

С первым пунктом спорить бесполезно. Есть закон, есть утверждена формула. В подавляющем числе случаев причиной маленькой выплаты по КАСКО или ОСАГО является плохая экспертиза. Действительно, она редко бывает качественной, осмотр быстрый и поверхностный.

Что делать, если не устраивает сумма выплаты по ОСАГО после ДТП

В течение 20 дней после подачи заявления страховая компания проводит экспертизу транспортного средства, делает на ее основании расчет положенной суммы и переводит ее автовладельцу. Если вас не устраивает сумма выплаты по ОСАГО, нужно сразу приступать к действиям.

  1. Обратиться к страховой компании и попросить предоставить вам детали экспертизы, на основе которой проводился расчет. На этом этапе нужно определить, почему назначили так мало.
  2. Изучите представленные материалы. Если вы видите, что ущерб недооценен, нужно подать страховщику заявление о несогласии с установленной суммой. Бланк можно скачать с сайта компании и заполнить дома. Если отправляете заказным письмом или приносите лично, ответ на заявление дается в течение 30 дней. Многие компании принимают претензии на электронную почту и рассматривают их 15 дней.
  3. В большинстве случаев требуется проведение независимой экспертизы, которую оплачивает потерпевший. Если правда окажется на его стороне, страховщик обязан возместить затраты.

После получения ответа на претензию, если он не в вашу пользу, нужно взять этот ответ, приложить к нему отчет независимой экспертизы и обратиться к финансовому омбудсмену.

Обратиться к финансовому омбудсмену по ОСАГО можно через онлайн-приемную, вход в которую выполняется через Госуслуги.

С недавнего времени обращение к омбудсмену по этому вопросу — обязательная часть. Только после его оценки ситуации можно идти в суд.

Так что, если вы не согласны с оценкой страховой компании, в 2021 нужно сначала написать претензию страховщику, после провести оценку повреждений, написать обращение к омбудсмену и только после этого писать исковое заявление в суд.

Если вы не согласны с результатами экспертизы, то первым делом нужно отправить жалобу страховщику

Обратите внимание, что если ваши требования не будут удовлетворены, суд встанет на сторону страховой компании, вы понесете потери на независимой экспертизе. Поэтому инициируйте дело только в том случае, если максимально уверены, что страховая компания занижает выплату. Причем делайте собственную оценку ситуации объективно с учетом того, как именно страховая рассчитывает выплату.

Как сделать так, чтобы страховая выплатила много по ОСАГО

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Страховые компании часто отказывают или занижают суммы выплат по страховке после ДТП, больше всего от этого страдают водители, у которых есть только полис ОСАГО. Согласно статистике института финансового уполномоченного, согласно которой подавляющее большинство обращений за прошлый год пришлось как раз на ОСАГО — 155 440 или 83% от общего числа.

Должность финансового уполномоченного или омбудсмена была создана государством для помощи гражданам в денежных спорах, в том числе для содействия автомобилистам в решении споров по ОСАГО и каско до суда. Autonews.ru пообщался со всеми участниками рынка и попытался выяснить, почему страховые копании отказываются платить, связано ли это с ростом цен на запчасти, и как водители могут разрешить спор по выплатам ОСАГО в свою пользу.

Финансовый омбудсмен — промежуточное звено между судом и первичными жалобами в страховую компанию. Если последняя отказывается платить по ОСАГО или сумма выплаты недостаточная, автовладелец вправе обратиться к финансовому уполномоченному с минимальным набором данных, потому что госрегулятор после обращения запрашивает у страховой компании всю информацию самостоятельно.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

«Финансовый уполномоченный имеет возможность бесплатно для потребителя организовать проведение независимой экспертизы. Наиболее тяжелыми случаями являются обращения, касающиеся возмещения вреда жизни или здоровью. В одном из случаев выплата составила 950 тысяч рублей», — рассказали Autonews.ru в пресс-службе финомбудсмена.

В ведомстве пояснили, что в случае вреда здоровью совершенно неважно, кто оказался виноват в аварии. Согласно действующему законодательству при причинении вреда жизни или здоровью пассажиров, или пешеходов в случае ДТП ответственность для владельца автомобиля наступает независимо от его вины. А страховые компании часто отказывают в выплатах пострадавшим из-за того, что вина водителя не доказана.

Несмотря на возможность обратиться к омбудсмену за помощью, ведомство предлагает гражданам сначала написать жалобу в страховую компанию. Потому что последней совсем невыгодно доводить дело до омбудсмена.

«За каждое решение финансового уполномоченного, которым удовлетворены требования потребителя, страховая организация должна уплатить взнос. Для страховщика это экономически невыгодно», — объяснили в пресс-службе.

Фото: Pixabay / Free-Photos

По закону Служба финансового уполномоченного каждый год обязана публиковать отчет о деятельности. Согласно данным из последнего отчета на первом месте по обращения граждан к финомбудсмену оказалась компания «Росгосстрах». Жалоб на этого страховщика было больше всего. На втором месте компания «СОГАЗ», а третью строчку занимает «АльфаСтрахование». Далее по списку идут еще два крупных участника страхового рынка: «РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах».

Страховщики не всегда корректно рассчитывают стоимость возмещения, но и ожидания автовладельцев порой выходят за всякие разумные рамки. Когда речь идет о такой оценочной вещи, как стоимость ремонта автомобиля, всегда есть недовольные, потому что цена запчастей в разных магазинах может сильно отличаться. Об этом Autonews.ru рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

«Автовладелец может хотеть, чтобы за ремонт старого автомобиля платили столько же, сколько за ремонт нового, или проводили этот ремонт исключительно у официального дилера. ВСС и РСА ведут активную работу с жалобами автовладельцев. Жалобы являются ключевым источником информации, определяющим методы и виды контрольной деятельности в отношении страховых компаний», — сообщили в РСА.

Чем больше жалоб на страховую компанию поступает, тем меньше ей выделяется количество бланков полисов ОСАГО. В РСА уверяют, что разбираются с каждой жалобой и, если она оказывается обоснованной, для страховой компании это имеет очень серьезные последствия.

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

«В целом какой-то системно некачественной работы страховщиков на рынке сейчас нет. Средняя выплата по ОСАГО составляет сейчас около 70 тысяч рублей. А если вспомнить, что половина автопарка в России старше 10 лет, то понятно, что среднестатистическому автовладельцу лимита выплат по ОСАГО хватает. Пересчет существующих лимитов пока не планируется», — добавили в РСА.

Оценка стоимости ремонта страховой компанией во многом зависит и от цен на запасные части. В среднем за период с октября по февраль цены на запчасти выросли на 11%. Большая часть запчастей производится за рубежом, поэтому цены на них напрямую зависят от курса доллара и евро, объяснила сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова.

«Механизмов сдерживания роста их стоимости помимо регулирования курса валют по отношению к рублю практически нет. В авторемонте сумма заказа чаще всего рассчитывается из стоимости работы и запчасти. Сегодня выбирая между предложениями от разных производителей, клиенты из-за кризиса чаще отдают предпочтение более бюджетным аналогам», — уточнила Турсунова.

Стоит предположить, что и страховые компания рассчитывают стоимость ремонта, исходя из использования в нем более дешевых материалов. Заменить дорогие оригинальные запчасти деталями с низкой стоимостью невозможно разве что при ремонте автомобиля, который находится на гарантии автопроизводителя.

Фото: Олег Лозовой / РБК

«Если машина находится на гарантии, то лучше всего приобретать исключительно оригинальные запчасти. Также есть марки автомобилей, на которые очень сложно найти альтернативные комплектующие, к примеру, Mercedes. В других случаях можно использовать аналоги, ведь многие из них производятся на тех же заводах, что и оригинальные запчасти», — сообщила председатель сообщества независимых автосервисов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *