Что такое «андеркат» в Формуле-1? Объяснение стратегии в автоспорте высшего пилотажа
Цель андерката обогнать другие автомобили на более свежих шинах. Идея заключается в том, что свежие шины позволят водителю установить более быстрое время прохождения круга.
Андеркат это стратегия с высоким риском и высокой прибылью, которая может стать разницей между победой и поражением в гонке. Это требует точного выбора времени, принятия правильных решений и быстрой работы команды на пит-стопе. При правильном выполнении андеркат может обеспечить водителю решающее преимущество на трассе.
Классическим примером успешного андерката мог бы стать Себастьян Феттель на Гран-при Сингапура Формулы-1 в 2019 году. В Сингапуре характеристики трассы очень подходят для андерката. Трасса узкая и извилистая и обгоны здесь сложны, особенно для тех, кто придерживается той же стратегии использования шин. Феттель воспользовался именно этим фактом.
Немец стартовал с третьего места и лидеры Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон остались позади после андерката, Феттель опередил их и взял инициативу в свои руки. Открытая трасса перед ним означали, что Феттель проехал на четыре секунды быстрее своих конкурентов.
Он продолжил выигрывать гонку, что стало одним из самых ярких моментов в его карьере в Формуле-1. Это была последняя гонка, которую четырехкратный чемпион мира выиграл в своей карьере в Формуле-1. Ferrari расторгла свой контракт с немцем в следующем сезоне и Феттель перешел в Aston Martin.
Что такое «андеркат», «гранулирование» или «зеленый трек»? Гид по жаргону «Формулы-1»
Начало нового сезона «Формулы-1» все означает появление новичков в рядах зрителей и болельщиков. Но автоспорт — довольно техничное и сложное развлечение: в нем много специфичного жаргона, часто путающего свежую публику до состояния «о чем вообще говорят все эти пилоты, боссы и комментаторы?!». Именно для помощи новым фанатам официальный сайт «Ф-1» составил понятный путеводитель по наиболее распространенным словечкам из гоночного сленга и объяснил, что же они означают.
«Андеркат»
(Возможны варианты «подрезка в боксах», «более ранний пит-стоп»)
Что это такое: Когда у гонщика не получается обогнать следующую впереди машину, он раньше заезжает в боксы в попытке получить необходимое преимущество за счет более свежих шин, выиграть время и опередить соперника, когда тот совершит свой пит-стоп.
Как это используется в предложении: «Он пытается использовать «подрезку», чтобы выйти вперед».
«Червячки»
(Возможны варианты «пузырьки», «крошка»)
Что это такое: Маленькие кусочки резины, отрывающиеся от шин во время прохождения поворотов и скапливающиеся за пределами гоночных траекторий. Наезд на них в середине гонки часто опасен, потому как они мешают покрышке полностью соприкасаться с дорожным полотном, тем самым снижая сцепление. С другой стороны, гонщики часто едут по ним на круге почета после финиша ради «сбора» их на покрышки, чтобы добавить машине немного веса, точно уложиться в лимиты и пройти все необходимые проверки в закрытом парке.
Как это используется в предложении: «Я завернул слишком широко, и попал на «червяки» в шикане».
«Грязный воздух»/«Чистый воздух»
(Возможен вариант «турбулентный воздух»)
Что это такое: «Грязный воздух» создается небольшими завихрениями воздушных потоков, срывающихся с корпуса и антикрыльев едущей впереди машины. Он серьезно уменьшает эффективность работы антикрыльев следующей машины.
«Чистым воздухом», в свою очередь, называют обычные потоки, не возмущенные каким-либо взаимодействием — он лучше обтекает аэродинамические элементы, генерирует больше прижимной силы и позволяет лучше контролировать болид.
Как это используется в предложении: «Я пытался обогнать, но застрял в «грязном воздухе» Но как только соперник поехал на пит-стоп, я попал в «чистый воздух» и проехал несколько шикарных кругов».
«Высекание искр»
Что это такое: Все довольно просто — это когда днище машины задевает асфальт трека, высекая искры. Чаще всего это связано с неровностями покрытия или кочками, а также с резким перепадом высот в стиле поворота «О Руж» из трассы «Спа-Франкоршам». Процесс стал намного зрелищнее после 2015 года, когда на машины по регламенту начали добавлять противоскользящие титановые блоки — именно из них высекается столько искр при контакте машины и асфальта.
Как это используется в предложении: «Машина хорошо сбалансирована, но на квалификационном круге я высек немного искр об асфальт и потерял на этом немного времени».
«Пузырение»/«Гранулирование»
(Для второго возможен вариант «зернение»)
Что это такое: Шины пузырятся, когда температурный дисбаланс между горячим каркасом (внутренняя часть) и холодной поверхность (внешняя часть) вызывает «микроразрывы» резины на поверхности покрышки — после такого и остаются небольшие дырки в виде пузырьков.
Гранулирование происходит в обратной ситуации — когда каркас еще холодный, а поверхность шины чрезмерно разогрета. Тогда горячие части резины изгибаются и скатываются, формируя прилипшую к поверхности покрышке гранулу.
Оба вида проблем с резиной сокращают площадь контакта шины и асфальта и тем самым уменьшают сцепление.
Как это используется в предложении: «У нас были большие проблемы с пузырением шин, чем у «Феррари». / «У меня началось гранулирование шин, потому что мы выехали на мягком составе в холодных условиях, и покрышка быстро остыла».
«Выдавать результат выше уровня машины»
Что это такое: Когда талант пилота позволяет преодолевать ограничения болида, не соответствующего уровню его конкурентов. Главным примером подобного в последнее десятилетие был Фернандо Алонсо, но широко известны и другие перфомансы: например, пилотаж Айртона Сенны за рулем «Тоулмена» на Гран-при Монако 1984 года или победа Себастьяна Феттеля за рулем «Торо Россо» на Гран-при Италии 2008 года.
Как это используется в предложении: «Фернандо Алонсо выжал из машины все и квалифицировался третьим».
«Круговой»
(Возможен вариант «аутсайдер»)
Что это такое: Те пилоты, кто чаще всего застревает в хвосте пелотона и чаще всего обгоняется лидерами на круг.
Как это используется в предложении: «Тот круговой заблокировал меня и полностью уничтожил мою гонку».
«Обладатель поула»
Что это такое: Пилот, победивший в квалификации и вышедший на гонку с первой стартовой позицией.
Как это используется в предложении: «Обладатель поула Льюис Хэмилтон чисто стартовал и удержал лидерство в первом повороте».
«Проплешина»
Что это такое: Когда пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться, скользит в продольном направлении по асфальту и начисто стирает поверхность шины до плоскости. Вот это и называют проплешиной.
Как это используется в предложении: «К сожалению, мне пришлось останавливаться в боксах из-за проплешины, что уничтожило шансы на подиум».
«Круизный режим»
Что это такое: Когда на командном мостике видят, что пилот сжег слишком много топлива и может не доехать до конца заезда, гоночный инженер передает приказ переключиться в «круизный режим». Тогда гонщик раньше поднимает ногу с педали газа в зонах торможения и преодолевает несколько последних метров перед поворотом накатом — так тратится меньше топлива, но и темп тоже снижается.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось перейти в «круизный режим», если я хотел все-таки дотянуть до конца».
«Тормозной баланс»
Что это такое: Когда гонщик давит на педаль тормоза, все четыре диска на разных колесах замедляют машину — но пилот может менять степень эффективности передних тормозов по отношению к задним. Это и называют «тормозным балансом».
Например, в дождевых условиях пилоты обычно переключают баланс в сторону задних тормозов, чтобы передние не блокировались в каждом повороте. Но вообще этот параметр постоянно меняется в процессе гонки вместе со сменой баланса машины, вызванной уменьшением топливной загрузки и разным уровнем сцепления шин.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось изменить тормозной баланс, чтоб справиться со сложными условиями».
Что это такое: Частично из-за проблем, создающихся «грязным воздухом», «Формула-1» в 2011 году придумала систему снижения лобового сопротивления. По сути, это просто металлическая пластина в заднем антикрыле, которую поднимают в определенных зонах трека, когда гонщик подбирается к сопернику на дистанцию меньше секунды. Работает она по принципу закрылка: когда пластина поднята, сопротивление снижается, и болид ускоряется, что теоретически способствует обгонам.
Как это используется в предложении: «Льюис был довольно близко, так что он получил возможность открыть ДРС к концу прямой».
«Силовая установка»
Что это такое: Когда-то в болидах «Формулы-1» стояли просто моторы. Но те времена давно ушли! Теперь машины двигаются с помощью силовых установок, состоящих из шести компонентов: двигателя внутреннего сгорания, турбонаддува, рекуператора тепловой энергии (MGU-H), рекуператора кинетической энергии (MGU-K – бывший KERS), батареи и контролирующей электроники. Вся система вместе выдает мощность в районе 1000 л.с.
Как это используется в предложении: «Гран-при Мексики проводят на большой высоте, и разреженность воздуха сильно нагружает силовую установку».
«Боксы»
Что это такое: Когда гоночный инженер лает это по радио в адрес пилота, он всего лишь зовет его на пит-стоп. Если говорить о боксах как о существительном, то это зона обслуживания машин на пит-лейн. Слово «боксы» произошло от немецкого Boxenstopp, как раз и означающего «пит-стоп».
Как это используется в предложении: «Ладно, Льюис, езжай в боксы, боксы, боксы».
«Зеленый трек»
Что это такое: Именно на такой автодром пилоты впервые выезжают в пятницу в рамках первой практики гоночного уик-энда. Понятие означает отсутствие накатанного слоя резины на асфальте, улучшающего сцепление в сухих условиях.
Как это используется в предложении: «Утром трек был довольно «зеленым», но в течение дня он немного прорезинился».
«Занос»
Что это такое: Момент, когда пилот теряет контроль над задней частью машины, и ее «ведет» перпендикулярно направлению трека.
Как это используется в предложении: «Меня слегка занесло, но я сумел выровнять болид».
Избыточная/недостаточная поворачиваемость
Что это такое: Избыточная поворачиваемость возникает в поворотах — так называется потеря сцепления задних колес с последующим разворотом. Недостаточная поворачиваемость, с другой стороны, заключается в потере сцепления на передних колесах, вызывая движение в поворот с меньшим углом, чем выбрал гонщик с помощью руля.
Или, перефразируя великого раллиста Вальтера Рерля, «если ты увидел барьер, в который въехал — это недостаточная поворачиваемость, а если ты только услышал грохот удара о барьер — это избыточная поворачиваемость».
Как это используется в предложении: «Я сражался с избыточной/недостаточной поворачиваемостью в поворотах, но к следующей сессии мы с этим разберемся».
«Слипстрим»
(Возможен вариант «воздушный мешок»)
Что это такое: Зона разреженного турбулентного «грязного» воздуха, движущегося сразу вслед за машиной. Преследующие болиды в нем преодолевают меньшее аэродинамическое сопротивление, а потому достигают большей максимальной скорости (либо экономят больше топлива), но теряют прижимную силу. Эффективное охлаждение всех узлов авто в «слипстриме» невозможно.
Как это используется в предложении: «Феттель воспользовался слимстримом от болида Райкконена и выиграл квалификацию».
«Апекс»
Что это такое: Точка траектории, ближайшая к внутреннему краю дороги в повороте. Ее называют «вершиной поворота», поскольку именно в этом моменте гонщикам обычно рекомендуют начинать разгон. Прохождение через эту точку теоретически позволяет достигнуть максимальной скорости на выходе из поворота.
Как это используется в предложении: «Я промахнулся мимо апекса в пятом повороте и потерял две десятые секунды».
«Поребрик»
Что это такое: Бетонный бордюр особой формы, который кладут на входе в поворот, апексе и выходе за пределами трассы — тех самых мест, где гонщики чаще всего покидают пределы асфальта. Служат для сохранения покрытия за пределами асфальта и для помощи соблюдения границ автодромов: ощущения проезда по ним отличаются от обычного асфальта, а высокий, рифленый или наклоненный поребрик может сильно замедлить или даже повредить болид.
Как это используется в предложении: «Я подпрыгнул на высоком поребрике и сломал подвеску».
«Шпилька»
Что это такое: Крутой поворот свыше 135 градусов, характеризуется жестким торможением и медленным вхождением — потому считается реальной возможностью для обгонов.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон на более позднем торможении в шпильке прошел Феттеля».
«Шикана» и «Эска»
Что это такое: Пара последовательных медленных поворотов влево-вправо, расположенных очень близко, из-за чего у них одна и та же точка торможения (чаще всего очень резкого, со снижением скорости ниже 100 км/ч) и разгона. «Эска» же — такая же связка поворотов с раздельными торможениями и разгонами.
Как это используется в предложении: «Первая прямая на трассе в Монце заканчивается шиканой».
«Паддок»
Что это такое: Зона автодрома, где развертываются моторхоумы команд. Там же пребывают официальные лица заезда.
Как это используется в предложении: «В паддоке ходят слухи об отмене пятничных практик».
«Пейс-кар»
(Возможные названия – «сэйфти-кар», «автомобиль безопасности»)
Что это такое: Специальный автомобиль, выезжающий на трек в случае опасных ситуаций для контроля темпа пелотона. Обгоны за машиной безопасности запрещены. В последнее время в «Формуле-1» введен режим виртуального пейс-кара, обладающий теми же функциями — но без фактического выезда авто на трек.
Как это используется в предложении: «Феттель поехал на пит-стоп в режиме автомобиля безопасности и выиграл десять секунд».
«Пелотон»
Что это такое: Все машины, участвующие в гонке.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон прошил пелотон и вышел в лидеры после старта с последнего места».
«Закрытый парк» (Parc ferme)
Что это такое: Особое место на автодроме, где запрещены работы над болидами (и ремонт, и любое обслуживание) — за исключением оговоренного регламентом. Со временем понятие перестало обозначать зону трека и превратилось в правило, распространяющееся на болиды, стоящие в гаражах. Режим «закрытого парка» включается сразу после квалификаций и гонок для технических инспекций для контроля за нарушением регламента.
Как это используется в предложении: «Ред Булл» нарушил правило «закрытого парка» для замены мотора «Хонда» и получил штраф».
«Фиолетить»
Что это такое: Проезжать быстрейший круг или сектор. Произошло из-за цветового изображения процессе на лайвтайминге и графике — лучшие результаты в «Формуле-1» традиционно отмечаются фиолетовым.
Как это используется в предложении: «Леклер «фиолетил» круг за кругом».
«Оквадратить шины»
Что это такое: Все происходит прямо как в пункте про «проплешину» – пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться и скользит в продольном направлении по асфальту. В таком случае часть шины не только стирается об асфальт: при торможении с очень больших скоростей на резину продолжает действовать сила вращения, так что хорошо разогретая покрышка как бы «расплющивается», немного меняя форму на чуть более «квадратную». Такая шина уже не может эффективно обрабатывать скорость машины, и потому ее обычно сразу же меняют на пит-стопе.
Как это используется в предложении: «Боттас оквадратил шины и лишний раз заехал в боксы».
Если остались еще какие-нибудь сложные и непонятные термины – пишите их в комментариях. С учетом ваших пожеланий текст получит мощное обновление.
«Самовоз»
(возможен вариант «космовоз»)
Что это такое: Сверхбыстрый болид, на котором теоретически чемпионом может стать кто угодно.
Как это используется в предложении: «У Сенны с Простом в 1988-м был эпичный самовоз — пилоты «Макларена» выиграли 15 гонок на двоих из 16-ти».
«Ведро»
(возможен вариант «корыто» или любой другой эпитет, применяемый владельцами различных «Жигулей» к своему имуществу)
Что это такое: Очень медленная или неповоротливая машина.
Как это используется в предложении: «Но внезапно «Уильямс» оказался невероятным ведром».
«Вторикелла»
Что это такое: Второй пилот любой команды «Формулы-1», уступающий дорогу напарнику по первому требованию руководства. Иногда такие гонщики даже уступают победы и места на подиумах, а в совсем запущенных случаях их используют для оттормаживания машин соперника или даже для аварий в нужный момент заезда для получения тактического преимущества. Термин произошел от прозвища Рубенса Баррикелло — самого известного второго пилота всех времен и народов, помогавшего Михаэлю Шумахеру и «Феррари» клепать титулы с 2000 по 2004 годы.
Как это используется в предложении: «Риккардо не пожелал быть вторикеллой у Ферстаппена и сбежал в «Рено».
«Рентач»
(возможен вариант «рента»)
Что это такое: Гонщик, перешедший в команду «Формулы-1» только благодаря поддержке спонсоров, финансовой помощи семьи или личному капиталу. По сути на современной стартовой решетке так можно назвать половину пилотов.
Как это используется в предложении: «Уильяимс» в последние сезоны любит подписывать рентачей».
«Завал»
Что это такое: Очень масштабная авария с участием более трех машин. Выглядит примерно вот так.
Как это используется в предложении: «Грожан вновь ошибся с выбором точки торможения, ударил в бок соперника и спровоцировал натуральный завал».
Strategy Of Undercutting In a Formula One Race
Bold decisions and immaculate strategy execution can lead to winning races.
O ver the last few decades, conventional overtaking in Formula 1 cars by banging wheels (or knocking the other driver out by sliding into him) has become increasingly difficult, and regulations also have become quite stringent to disallow such moves.
Also, the manner in which some of the modern Formula 1 tracks are designed, makes it more difficult for drivers to overtake their competitors. Some tracks offer very few opportunities to overtake in slow corners, while some tracks offer practically zero opportunities to overtake, case in point being Monaco.
To top it all, teams who spend an equal amount of budgets (Ferrari, Mercedes, Redbull) usually end up having similar track positions from one race to another and also make it almost impossible for drivers to overtake with conventional strategies of fuel-loads and tyre strategies. Teams with lower budgets won’t have any great chances to overtake the Tier 1 teams who have higher budgets. Is it unfair? Yes, totally. (Hey, life is unfair, what do you want me to say?)
This is where the under-cut comes in. Executed well, you can win the race and get to soak in the champagne on the podium. If not, it could be a huge embarrassment for the team for throwing away a better track position, and possibly the chance to climb on the podium. (High risks, come with high rewards and even higher losses.)
And hence, the concept of undercutting is one of the best strategies that Formula 1 teams are known to deploy to get their drivers to win races. It tries to compensate for the strict regulations of banging wheels or the poor design of the race track, etc
Teams Love Undercutting
If you have watched any Formula 1 races especially after refuelling was banned by regulations, you have most probably heard commentators speaking about undercutting. They very often speculate about which team will do the undercut to get their driver to improve track position. But what does undercutting actually mean?
Undercutting is a well thought through and stimulated strategic move aimed at overtaking a car during pit stops. This can be a massively beneficial move because as I mentioned earlier, overtaking at many circuits is very difficult, if not impossible.
Firstly, the aerodynamics of Formula cars don’t work optimally when following closely behind another car. The flow of air coming off from the car in the front destabilizes the aerodynamics of the car that is behind. Secondly, the driver running in front usually defends his position and strives to take his driving lines to make an overtaking move by an opponent as hard as possible.
The idea of undercutting is to make a pit stop just a few laps earlier than the car you are trying to pass. Immediately after your pit stop you have new tyres on, and because of this, you can expect to be able to set faster lap times than your opponent with worn tyres.
Consequently, if the difference in pace between you and the opponent car is large enough, the opponent will return to track behind you, after he makes his pit stop.
Risks of Undercutting
However, there is a cost of going for an undercut move. Imagine you are running in the 3rd position on the track. You decide to go for an undercut 3 laps before your opponent (who is in 2nd position). After you exit the pits, if your lap times are much faster on fresher tyres (assuming your team had already warmed up the tyres beforehand to reach optimal performance) than your opponent’s lap times, you will come out ahead of your opponent when he exits the pitlane from his pitstop. So for the time being, you have taken the 2nd spot.
But now the downside is that towards the end of the race, you, by virtue of you making an earlier pitstop (an undercut) compared to your opponent, you will be driving on more worn tyres. For this reason, you may run into trouble when your tyres begin to lose their grip. This gives your opponent who was trailing you, a real possibility to pass you back with fresher tyres.
Also, in a worst-case scenario, when you went for the undercut, you may realize that your pace isn’t fast enough right after his pit stop (slower lap times), in which case your opponent will come back still in front of you. In this case, now you will end up behind your opponent and that too on relatively older tyres than him. Definitely, not a great situation to be.
Surprise Elements
There are other issues the teams may encounter when performing the undercut. On some circuits, if the weather is cold the new tyres may actually be pretty slow on the first lap or two before they reach their optimal temperature. As you can imagine, this effectively prevents you from improving your track position by undercutting.
Another issue that can ruin the team’s undercutting tactic is a Safety car or Virtual Safety car appearing after you have pitted, but your opponent has yet to pit. In this scenario, your opponent can make his pit stop while you are driving like a bullock cart under the speed limit. (Yeah, as I said earlier — Life is unfair).
Naturally, you can’t make it in front of your opponent if this is the case. Even worse, some other cars may also make their pit stops while the speed limit is on and you may actually lose some more track position by virtue of your undercut. The situation now has now gone from bad to worse.
Generally speaking, pitting earlier than others always brings about the risk of losing positions if safety car emerges. Monaco is a classic case, where the possibility of a Safety Car is very much a reality. Practically, all the teams factor in the possibility of at least one safety car period in their race strategies. There has hardly been a race at Monaco when the safety car has not been deployed.
Defending Against Undercuts
So how does one defend against undercutting? There are some ways to defend if you are the one driving in front of your opponent and the opponent is trying to overtake you by an undercut.
Firstly, the best defence to undercutting is to stop on the same lap as your opponent. If your pitstop goes smoothly, you will still have a better track position and your tyres will be as fresh as your opponent’s. However, in order to perform this tactic, you must guess correctly the lap when your opponent is coming in. And pray that your mechanics do not mess up the pitstop. Remember Daniel Riccardo’s botched up pitstop at Monaco that lost him the race that was in his pocket?
Besides this, since you were ahead of your opponent, the opponent will have a last-second opportunity NOT to come in, and change his strategy when he realizes you are turning into the pit lane.
Secondly, if you anticipate that your opponent may undercut you, you can do your own pit stop first. Pitting first you are actually undercutting your opponent. Because of this, you can expect to be faster with the new tyres keeping your position.
Moreover, you may even be able to have a little gap after your opponent stops. The downside of this move is that your opponent can now leave his stop a few laps later, forcing you to defend your position with older tyres later in the race. An overtake on track from your opponent may be a real threat now.
Both of these two defences against the undercut involves you to stop earlier than you would otherwise. These are called “Early stop” defence strategies. As you cannot know certainly when your opponent is going to make his pit stop, you really don’t know whether you are pitting before, simultaneously or after your opponent.
In fact, you are just deciding how many laps earlier than planned you are going to stop. This means that both of the above-mentioned defences can actually be two realisations of the same early stop defence strategy.
Another strategy for defending against the undercut is pitting later than planned. This way you almost certainly lose your track position to your opponent, but you will have the benefit of fresher tyres to chase him down later in the race.
Using this strategy gives you a real chance of taking back your track position by overtaking. You only hope and pray that your opponent is not very good at managing his tyres. If he is someone like Lewis Hamilton, who is a master at managing his tyres, then you will not have a chance to overtake him at all.
Traffic Can Spoil Your Undercut
Very often the pivotal factor when considering undercutting is the traffic situation. Undercutting requires one or more very fast-paced laps between you and your opponent's pit stops. Due to this, undercutting may go wrong if you are stuck in traffic right after your pit stop. Whether it’s lapped cars or cars on the same lap they will still slow you down, and these might be the crucial tenths of the second you would need to get ahead when your opponent pits.
In order to avoid this pitfall, the strategists of teams are always closely monitoring traffic situation on the track.
To summarize, undercutting is one of the most frequently seen strategic moves during contemporary F1 races and it certainly is often a brilliant move. However, the strategists and the drivers need to be very careful to decide when to use it and when not to use it.
Executed well, you can take the podium and the winner's trophy. Botch it up and you will retreat to your motorhome sooner than planned.
Be the first one to receive exclusive and fascinating Formula 1 stories as soon as they are published.
Глоссарий
107% в квалификации. В ходе первой сессии квалификационных заездов (Q1), пилот, который не в состоянии установить время прохождения круга в 107 процентах от лучшего времени Q1, к старту не допускается. Однако, в исключительных случаях комиссары могут позволить пилоту выйти на старт Гран-при.
Андэркат. (Undercut) Тактика проведения пит-стопа, позволяющая опередить соперника за счёт более быстрого движения по трассе в момент когда соперник ещё не совершил пит-стоп и едет медленно из-за изношенных покрышек или же наоборот когда он уже провёл пит-стоп и едет медленнее из-за непрогретых шин.
Апекс. (Apex) Центральная внутренняя точка поворота.
Баланс тормозов. (Brake balance) Переключатель в кабине, чтобы пилот мог изменять тормозное усилие между передними и задними колесами в соответствии с необходимостью.
Боксы. Место хранения и обслуживания автомобилей. В каждом боксе размещается одна машина. Заезд в боксы во время гонки запрещен и считается сходом пилота.
Деградация шин (Blistering). Следствие перегрева шины, или части шины. Избыточное тепло может вызвать разрушение резины, она смягчается и отрываются куски из поверхности шины. Волдыри могут быть вызваны неправильным выбором типа шин (например, они являются слишком мягкими для этой трассы), слишком высокого давления в шинах, или неправильной настройки автомобиля.
Диффузор (Diffuser). Задняя часть автомобиля, где воздух проходит под днище машины. Конструкция диффузора имеет решающее значение, поскольку она контролирует скорость, с которой воздух проходит. Чем быстрее выход воздуха, тем ниже его давление под колесами и, следовательно, генерируется более высокая прижимная сила автомобиля.
DRS (Drag Reduction System). Также известно как регулируемое заднее крыло. DRS позволяет пилоту настроить площадь заднего крыла из кабины, открывая или закрывая половину плоскости. Система может быть использована в любое время в практике и квалификации, кроме дождевых условий, но во время гонки ее можно включить, только когда пилот отстает не более чем на одну секунду от передней машины и только в заранее определенных зонах на трассе. Система деактивируется как только пилот нажимает на тормоз. В сочетании с KERS (ERS), она предназначена для стимулирования обгонов. Также как КЕРС, DRS не обязательна к использованию.
Закрытый парк (Parc ferme) Огороженная территория, на которой находятся автомобили после квалификации и гонки, куда не допускаются члены команд, кроме как под строгим надзором стюардов. Любое обслуживание автомобилей в закрытом парке запрещено.
Квалификация (Qualifying). Предварительная гоночная сессия в субботу, в которой пилоты соревнуются с целью установить лучшее время на круге, в соответствии с которым они займут места на старте гонки.
KERS (Kinetic Energy Recovery Systems). Система восстановления кинетической энергии, или КЕРС применяется, начиная с 2009 года. KERS восстанавливает кинетическую энергию, возникающую при торможении, сохраняет ее и затем дает возможность воспользоваться ей для ускорения автомобиля. Пилот имеет доступ к дополнительному питанию в течение ограниченного периода времени на кругу, через кнопку «boost button’ на рулевом колесе. При полной батарее (ES) KERS дает увеличение мощности двигателя на 80 лошадиных сил в течение 6,7 секунды. С 2014 года используется усовершенствованная система ERS, которая, помимо кинетической (блок MGU-K), восстанавливает и тепловую энергию (блок MGU-H). Значительно увеличено время использования батареи ERS. Новые батареи обеспечивают прибавку мощности на 160 л/с в течение 33 секунд.
Кокпит (Cockpit). Часть корпуса болида, в котором сидит пилот.
Командный мостик – Питволл (Pit wall). Место, где владелец команды, менеджеры и инженеры наблюдают за ходом гонки. Как правило, оборудуется навесом, чтобы сохранить от солнца и дождя мониторы.
Леденец (Lollipop). Знак на длинной рукоятке, который держит один из механиков во время пит-стопа, чтобы показать пилоту, что нужно нажимать на тормоз до полной смены резины и обслуживания автомобиля.
Маршал (Marshal). Должностное лицо, которое осуществляет надзор за безопасностью во время гонки. Маршалы иметь несколько задач, в том числе наблюдение за зрителями, чтобы они не подвергали себя опасности. Они помогают удалить с трассы автомобили после аварии, размахивают флагами, подавая сигналы пилотам.
Машина Безопасности. Сэфети-кар (Safety Car). Автомобиль, не участвующий в гонке, который выезжает, чтобы ехать впереди всех в гонке в случае возникновения проблем на трассе.
Моторхоум (Motorhome). Передвижные помещения в которых располагаются команды для отдыха во время проведения Гран-при.
Омологация. Официальное признание ФИА, РАФ или иной НАФ того факта,
что необходимое количество автомобилей определенной модели или узлов/ агрегатов для
определённой модели автомобиля выпущены в условиях серийного производства.
Подтверждением того, что автомобиль, агрегат, узел, деталь омологированы, является
предоставление заявителем экземпляра оригинальной омологационной карты ФИА, РАФ или
иной НАФ.
Под омологацией также понимается официальное признание ФИА, РАФ или иной НАФ того
факта, что изготовленное производителем оборудование безопасности автомобиля или
защитная экипировка спортсмена удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям/
стандартам/правилам омологации. Подтверждением того, что устройство
безопасности/элемент экипировки спортсмена омологированы, является предоставление
заявителем омологационного сертификата.
Паддок (Paddock). Огороженная часть рядом с трассой, где располагаются команды и их обеспечение. Посторонние лица в падок не допускаются.
Пит (Pits). Площадь рядом с боксами команды напротив старта/финиша, где автомобили останавливаются для смены шин, заправки топливом во время гонки, для настройки машины во время свободных практик и квалификаций.
Пит-лейн (Pit-Line)
Пит-стоп (Pit-stop).
Пит-уолл (Pit-wall).
Поул-позишн (Pole position). Первое место на стартовой решетке, которое занимает перед стартом пилот, показавший самое лучшее время прохождения круга в квалификации.
Проезд через пит-лейн (Drive-through penalty). Одна из двух штрафных санкций для пилотов, которые могут быть наказаны по усмотрению организаторов во время гонки. Пилот должны заехать на пит-лэйн и проехать через него соблюдая ограничения скорости, после чего вновь присоединиться к гонке, без остановки.
Стюард (Steward). Один из трех высокопоставленных чиновников на каждом Гран-при, которые назначаются для принятия решений по ходу гонки.
Свободная практика (Practice). Специально отведенное время в пятницу и в субботу утром перед Гран-при, когда пилоты могут изучить трассу, потренироваться на ней, провести работы по настройке своих автомобилей для квалификации и гонки.
Слипстрим. обгон с использованием зоны разреженного воздуха за впередиидущей машиной. Гонщик, едущий сзади подъезжает вплотную к сопернику и, используя меньшее сопротивление воздуха, разгоняется, что облегчает обгон.
Стартовая решетка (Starting grid). Место на трассе, где машины выстраиваются перед стартом гонки в том порядке, в каком они завершили субботние квалификационные заезды
Стоп-энд-гоу (Stop-go penalty). Наказание пилота в ходе гонки, когда он обязан заехать на пит-лэйн и остановиться у своего бокса на 10 секунд. Дозаправки, обслуживание машины, смена покрышек не допускаются. Контроль времени остановки возлагается на механиков команды.
Трэкшн-контроль (Traction Control). Противобуксовочная система, благодаря которой, между ведущими колесами автоматически распределяется крутящий момент двигателя.
Формировочный круг (Formation lap). Первый круг после выезда из боксов, чтобы машины встали на свои места на стартовой решетке. Иногда называется warm-up.
Шикана (Chicane). Жесткая последовательность поворотов в разных направлениях. Обычно делаются на трассе, чтобы замедлить автомобили, чаще всего перед высокоскоростным поворотом.
Шейкдаун (Shakedown). Короткие пробные заезды для проверки работоспособности агрегатов. В Формуле-1 разрешено проехать не более 100 километров на команду. Кроме этого, в отличие от предсезонных тестов во время шейкдауна не проводятся регулировки и проверки настроек силовой установки и элементов аэродинамики
Шпилька. Крутой поворот свыше 135 градусов, требующий жесткого торможения, который проходится на медленной скорости