Применение ракетного вооружения в советских ВВС в годы Великой Отечественной войны
Крючков, Я. В. Применение ракетного вооружения в советских ВВС в годы Великой Отечественной войны / Я. В. Крючков, С. В. Аверченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 184-188. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79311/ (дата обращения: 26.09.2023).
Ракетное оружие является неотъемлемой частью современного ведения воин. Оно является универсальным средством поражения наземных, воздушных и морских целей. Ракеты используются и как оружие устрашения, и как оружие защиты, например — зенитные ракеты. Но еще во время Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Советского Союза использовались реактивное оружие. Оно хорошо проявило себя на море, земле и в воздухе. В авиации реактивные снаряды применялись в воздушных боях, а также для ударов по наземным целям. Они дали толчок в развитии авиационного вооружения и сформировали новые тактические приёмы применения авиации.
Работы по созданию реактивных снарядов велись в 30-е годы прошлого столетия. Особенно активно велась разработка 82- и 132-мм бронебойных и осколочно-фугасных реактивных снарядов — РБС-82, РБС-132, РОФС-132 (РБС — реактивный бронебойный снаряд, РОФС — реактивный осколочно-фугасный снаряд).
Данные снаряды имели высокую по тем временам кучность стрельбы, отличались бронепробиваемостью и мощным осколочно-фугасным поражением. НИИ-3 наркомата боеприпасов являлся основным их разработчиком. РБС-82 и РБС-132 при удачном попадании в танк чаще всего обеспечивали пробитие 55-мм и 75-мм брони, а РОФС-132–30-мм, размеры пробоины в броневых пластинах составляли примерно 20‑25 х 35‑80 мм. Эти снаряды планировалось применять с истребителей И-16 и И-15 для нанесения ударов по речным и морским судам противника, с толщиной брони 35–40 мм.
При испытаниях РБС-82 на полигонах в 1940 году отмечалось то, что снаряд устойчив при полете, а также эффективность его боевой части, так как в большинстве случаев 50-мм броню снаряд пробивал на вылет. По итогам испытаний нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов принял реактивные снаряды РБС-82 на вооружение. Испытания данного снаряда показали, что при расходе в 237 РБС-82, всего 20 снарядов попали в бронеплиты и 6 попали в края плит. Но с учетом того, что испытания новых ракет были оценены положительно, вопрос о их массовом производстве не решался вплоть до самой войны.
Проводились стрельбы с бомбардировщиков СБ снарядами РБС-132, превосходившими РБС-82. Их вес был на 23 кг больше, чем у последнего, что было сделано с целью увеличения боевой мощи и обеспечения поражения труднодоступных и наземных целей. Предполагалось вооружить данными снарядами штурмовую авиацию, а также ударные истребители.
По результатам этих испытаний было принято решение вооружать снарядами РОФС-132 самолёты класса «И» (истребители), но выпускать залпом не более 4 снарядов. На самолете Ил-2 было предложено устанавливать по 12 таких ракет.
В это время реактивные снаряды были практически единственным действующим, и достаточно дешёвым в производстве авиационным средством поражения бронированной техники. Авиационные пушки крупного калибра были не совершенны и требовали дальнейшей работы над ними, а бомбы не обладали достаточной точностью для поражения бронетехники. Из-за этого командование ВВС КА предлагало обеспечить боевые машины ракетными орудиями РО-82. Но по состоянию на апрель 1941 г. выполнить данную работу в полном объёме не удалось, и лишь 732 самолёта типа «И» были вооружены данными боеприпасами. Его устанавливали также на штурмовике Ил-2, что обуславливалось особенностями его применения, а также на бомбардировщики СБ. На другие самолёты авиапарка ВВС КА установка реактивных снарядов не предусматривалась. Лишь в ходе начавшейся войны, боевые действия вскрыли потребность в ракетных снарядах, что заставило выпускать истребители Миг-3, ЛаГГ-3 и Як-1 с пусковыми установками РО-82 и монтировать их на самолёты сразу же на заводе. Но снаряды РОФС-132 стали поступать в авиационные части лишь в 1942 г., а РБС-132 — с 1943 г.
Калибры 82- и 132-мм были выбраны не случайно, т. к. опыты велись с пороховыми шашками диаметром 24 мм. Если плотно уложить 7 определенных расчётов шашек в цилиндрическую камеру сгорания, о внутренний диаметр последней будет составлять 72 мм, а стенки по 5 мм добавляют еще 10 мм, отсюда и формируется диаметр (калибр) снаряда равный 82 мм. Калибр 132 мм появился точно таким же образом.
Первоочередным вопросом стала стабилизация и устойчивость полёта ракеты. В связи с этим проводились испытания с турбореактивными ракетами и кольцевыми стабилизаторами, но испытания не показали ожидаемого результата и впоследствии чего, было принято решение перейти к четырёхлопастному оперению. В ходе испытаний на полигоне и в аэродинамических трубах использовалось оперение с размахом от 120 до 200 мм. При размахе менее 120 мм устойчивого полёта не получалось, а при размахе более 200 мм центр тяжести смещался назад и точно также не обеспечивалась устойчивость полёта. В итоге были приняты размах оперения 200 мм для 82-мм снарядов и 300 мм для 132-мм ракет.
В 1937 году в РНИИ для пусковых установок РСов была разработана направляющая желобкового типа с одной Т-образной планкой. Конструкция получила название «Флейта». В пусковой установке для 132-мм РС от опорной балки-трубы отказались, заменив её П-образным профилем, что обеспечило улучшение аэродинамических и эксплуатационных характеристик снарядов, обеспечив надёжность и упростив их изготовление.
20 августа 1939 г. в 16 час. советские летчики С. Пеминов, В. Федосов, И. Михайленко и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарева выполняли боевую задачу по прикрытию советских сухопутных войск. Пролетая над линией фронта, они встретились с японскими истребителями. Все пять советских истребителей провели одновременный ракетный залп и сбили два японских самолёта. Успешное применение РС-82 было обусловлено тем, что японские истребители двигались горизонтально с постоянной скоростью в плотно сомкнутом строю. В 14 воздушных боях истребители-ракетоносцы сбили 13 японских самолётов, не потеряв ни одного своего.
В 1942 году авиационные снаряды РС-82 и РС-132 были модернизированы и получили индексы М-8 и М-13. Одно из самых широких применений реактивные снаряды нашли в истребительской авиации. Наряду со штурмовиками Ил-2, для штурмовых действий использовались истребители И-153, И-16, а также разведывательные самолеты Р-5. С началом боевых действий, авиапарк в строевых частях дорабатывался самостоятельно, пусковые установки переносились со старых самолётов на новые, не предназначенные для установки на них заводом РС.
Истребительный полк, где воевал будущий Герой Советского Союза К. В. Сухов, лично сбивший 22 немецких самолёта, был вооружен И-153 «Чайка». Реактивное вооружение в его полку зарекомендовало себя настолько высоко, что спустя некоторое время, когда их пересадили на новые И-16, они сразу затребовали вооружить машины реактивными орудиями.
В начале войны РС успешно использовали для ударов по вражеским бомбардировщикам, например в районе Севастополя. Так, однажды группа советских истребителей их четырёх самолётов выпустила 16 реактивных снарядов в сторону группы немецких Ju-88. Те тут же не целясь сбросили бомбы и с разворотом стали уходить, а один из Ju-88 загорелся и упал.
В. Ф. Голубев в начальный период войны воевал на истребителе И-16. В своей книге «Крылья крепнут в бою» он так описывает применение РС: «Я выбираю одного, подхожу на метров 400, посылаю два РС. Сближаюсь на короткую снайперскую дистанцию, стрелки «Юнкерса» молчат, видимо, оба убиты. Длинная очередь из трёх пулеметов пробивает самолёт врага от хвоста до кабины. Ju-88, медленно заваливаясь на крыло, уходит вниз».
Советские истребители И-15 бис, И-153, И-16, хотя на начало войны уже морально устарели, благодаря ракетному вооружению успешно противостояли современным истребителям противника. В. Ф. Голубев описывает это так: «Мессеры тоже увидели нашу пару, но только одну, верхнюю, и начали заходить в атаку с двух сторон. Плахута резко развернулся в сторону ближней пары и, прицелившись, выпустил сразу четыре РС. Пуск оказался удачным. Один «Мессер» сделал переворот и, не выходя из пикирования, врезался в лёд. Но враг боя не прекратил. Вторая пара Ме-109 пошла в атаку на отставшего в развороте Бугова. Вот теперь Бакиров оказался на месте, он снизу атаковал ведущего второй пары. «Мессер» пролетел немного по прямой и упал, к радости шоферов движущейся рядом вереницы машин. Остальные два Ме-109 вышли из короткого боя и исчезли».
Использование в истребительской авиации РС калибром 132-мм не замечено, но применение их по наземным целям было обычной практикой лётчиков на истребителях. При немецком наступлении от Солнечногорска на Литвиново, а также под Каменкой и Тулой с 28 по 30 ноября 1941 г. ракетами уничтожались небольшие группы и одиночные самолёты врага, которые пытались прорваться к Москве. Примерно в то же время при проведении штурмовых ударов истребительной авиацией с использование РС было уничтожено 77 танков, 163 автомобиля с личным составом и грузами, 13 полевых орудий, и был подавлен огонь трёх зенитных батарей противника.
Надо отметить, что эффективная атака истребителей по бронетехнике оставалась для лётчиков практически мечтой. Машин с 20-мм автоматическими пушками ШВАК практически не было, а реактивное оружие позволяло уничтожать танки противника даже «фанерно-тряпочными» истребителями, вооружёнными только пулемётами.
Более предпочтительным применением РСов была штурмовка аэродромов противника. Так, например, 20 июля 1941 г. по аэродрому в Зарудинье был нанесён удар реактивными снарядами, в результате были уничтожены 14 фашистских самолётов, а через день ещё 15, а в Крестах, Веретенье и Малитино еще 26 самолётов.
К началу боёв на подступах к Ленинграду, появлялись смешанные истребительные авиагруппы. Наиболее типичный состав: И-153 с бомбами, И-16 с пушками и РС, МиГ-3 с РС, МиГ-3, ЛаГГ-3 и ЯК-1 без РС. Это обеспечивало наилучшее взаимодействие и эффективность огня. Такая группа делилась на ударную и прикрывающую. Ударная вооружалась пушками, бомбами, реактивными снарядами. А прикрывающая только стрелковым вооружением. Первая наносила штурмовые, пикирующие и бреющие удары, а вторая прикрывала ударные самолёты с воздуха.
К концу первого периода Великой Отечественной войны и в начале второго применение ракетных снарядов в истребительной авиации уменьшалось в связи с тем, что происходило перевооружение с устаревших И-5, И-15, И-153, И-16 на более новые и современные истребители Як-1, Як-3, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3, на которых реактивное оружие не предусматривалось, а в последствии от применения РС на истребительных самолётах вовсе отказались.
В соответствии с постановлением ГКО № 1721 «Об истребителях» говорилось о срочном снятии с Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3 РСов, для того чтобы не терялась скорость самолётов и могла обеспечиваться конкуренция и преимущество над немецкими истребителями.
Широкое применение ракетные установки получили в штурмовой авиации, что характеризовалось характером их применения, так как использование в истребительной авиации было менее эффективно из-за скоротечности воздушного боя, а применение по наземным целям, давало более точную возможность прицелиться и произвести более точный выстрел.
Советские истребители Ил-2 в немецкой пехоте называли «Чёрная смерть», а реактивное вооружение штурмовиков «Хвостатая смерть». Советские лётчики применяли осколочные, осколочно-фугасные и бронебойные ракетные снаряды, а машины оснащали ими порой в самых неожиданных комбинациях. Ил-2 в западной литературе называли «Tankbusters» — некое чудо-оружие, способное уничтожать танки «пачками». Но эффективность данного самолёта сильно преувеличена.
Во время боевого вылета 28 ноября 1941 года было израсходовано порядка 340 ракетных снарядов различного калибра и класса. Снарядами РБС-132 было выведено из строя не меньше 20 танков, 35–40 автомашин и разрушено несколько зданий, но по единодушному мнению летчиков РОФС-132 являлось более эффективным в условиях отсутствия скопления бронетехники. Но надо заметить, что системы прицеливания на Ил-2 того времени отсутствовали и появились гораздо позднее.
В результате испытаний в боях в 47-й авиадивизии с ноября по январь 1941–1942 гг. ракетными снарядами были выведены из строя: танки, автомобили, бронеавтомобили, здания. При каждом вылете штурмовиков Ил-2, будь то одиночный вылет на «свободную охоту» или действия в составе группы, немецкая армия несла значительные потери. Снаряды РБС-132 признали мощным оружием для борьбы с бронированными целями при различных условиях атаки. Но лётчиков больше впечатляли снаряды РОФС-132.
Например, младший лейтенант Балашов в боевом вылете 9 января 1941 года обстрелял ракетными снарядами колонну автомашин и гужевых повозок. Их попадания вызвали большой взрыв, уничтоживший весь транспорт в колонне на протяженности 50 метров, а обломки автомобилей взлетали на высоту до 70 метров. В этот же день командир звена старший лейтенант Баранов атаковал железнодорожный состав, ударив по погрузочной площадке с танками и автомобилями противника, а также по вагонам, уничтожив их.
В результате вылетов на «свободную охоту» успешно уничтожались транспортные колонны автомашин, такни, живая сила, укрепления и сооружения. Лётчики оценивали высокую эффективность ракетных снарядов. Вывод комиссии заключался в том, что применение РОФС-132 на штурмовом самолёте Ил-2 увеличивает его огневую мощь в 8–10 раз, а со штатным РОС-82 в 3–4 раза. Моторизированные колонны атаковали под углом 15–20 градусов и с высоты над целью 25–30 м. Первый удар наносили по голове колонны. Прицеливались по трассирующими пулями из пулемётов ШКАС, а затем открывали огонь из пушек и РС. Вооружением большинства эскадрилий штурмовиков Ил-2 и Ил-10 оставались РС-82.
Характерным полётом можно считать налёт на аэродром под Курском в 1942 году. Вот что о нём говорит его участник летчик-штурмовик Одинцов: «Тогда я замыкал строй, ракетные снаряды были установлены на два залпа по четыре снаряда. В неразберихе боя я оказался в створе ВПП, на которую в этот момент выруливали на взлёт два Ju-88. Выпустив в обоих залпах весь боезапас РС, я в одном заходе поочередно уничтожил оба Юнкерса. По-видимому, попадание было очень удачным, поскольку в моей машине оказалось достаточное количество пробоин и осколков, от взрыва полностью заправленного топливом и боеприпасами самолёта противника…». Вспомогательные функции РС заключались в психологическом воздействии этого оружия на пехоту и зенитчиков, особенно когда по нашим атакующим самолётам с земли вели сосредоточенный огонь. Также встречались случаи дуэли двух видов техники: наземной и воздушной. Дуэли между танками и самолётами-штурмовиками. М. П. Одинцов вспоминал о вылете на ИЛ-2, вооружённом противотанковыми бомбами и РС М-13: «Мы застали колонну на марше и «поработав» над ней, уничтожили 4–5 машин противника. При стрельбе РС колонну наземной техники атаковали в развёрнутом строю поперек или под близкими этому ракурсу углами… Немцы знали, что наши противотанковые бомбы с взрывателями мгновенного действия, поэтому решили укрыться в лесном массиве, рассчитывая на срабатывание авиабомб по верхним ветвям деревьев. При этом стрелять из пушек и реактивными снарядами вслепую было невозможно. Тогда мы вызвали эскадрилью штурмовиков с зажигательными авиабомбами и ампулами. В лесу были сожжены все танки».
Применение штурмовиков Ил-2 в первые дни войны показало, что подготовленный лётчик снарядом РС с дистанции 300–400 метров в среднем поражал два танка, с хорошей подготовкой — один-два, с посредственной — не более одного. Таким образом, мы видим, что применение ракетных снарядов в штурмовой авиации проявило себя выше всего и обеспечило их применение на протяжении всей войны. РС-ами уничтожались наземные и морские объекты противника.
Надо сказать и о недостаточной защищенности задней полусферы наших СБ и Пе-2. В связи с этим полковые умельцы самостоятельно довооружали бомбардировщики ракетными снарядами малого калибра для стрельбы назад. В документах того времени зафиксировано несколько случаев, когда атаки немецких истребителей были сорваны данным способом.
Во время войны 14 самолётов У-2 вооружили ракетами РС 82- и 132-мм. Часто У-2 летали ночью, группами по 5–6 самолётов, 3–4 из которых были с бомбами, а 1–2 с РС. Противник освещал прожекторами переднюю группу и вёл по ней огонь, тем самым обозначая себя для идущей позади группы. Такая тактика обеспечивала успех, так как после удара несколькими РС прожектора и огневые точки зачастую прекращали работу. Придя на цель, группа бомбардировщиков начинали поочередно бомбардировать объект.
Применение ракетных снарядов в бомбардировочной авиации было не таким успешным, но поставленные задачи они выполнили в требуемых объемах, и поэтому РС стало универсальным средством для всех видов авиации.
Реактивные снаряды РС-82, РС-132, впоследствии: М-8 и М-13, отлично проявляли себя на полях сражений Великой Отечественной войны, обусловив собой новую эру ракетного оружия. В годы войны РС чаще и более успешно применялись по наземным целям, малая точность попадания в маневренную цель компенсировалась мощью боевой части снаряда и мощью ракетного залпа. Данное оружие явилось универсальным средством поражения, показав всему миру находчивость и гениальность советских конструкторов, техников и инженеров.
«Хлебницы Молотова». Советские авиабомбы
В свое время финны подарили миру название не только бутылкам с зажигательной смесью, которые повсеместно теперь известны как коктейль Молотова, но и советскому авиационному боеприпасу. Стоит отметить, что это название сегодня известно гораздо меньшему количеству людей. В этом нет ничего странного, советские ротативно-рассеивающие авиационные бомбы стали историей, а коктейль Молотова применяется и в настоящее время, главным образом во время массовых протестов.
23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу, Финляндия и страны Прибалтики были отнесены к сфере интересов Советского Союза. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР сумел подписать договоры о взаимопомощи с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы, которые предоставили свою территорию для развертывания на ней советских военных баз. Правительство Финляндии отказалось от создания советских военных баз на территории страны. А проводившиеся в октябре-ноябре 1939 года переговоры в Москве о переносе границы от Ленинграда на 90 километров и передаче СССР в аренду на 30 лет полуострова Ханко для строительства здесь военно-морской базы финским правительством были отвергнуты.
Советское политическое и военное руководство, по всей видимости, было практически полностью уверено в том, что финны согласятся на уступки и примут предложения Москвы. Этим может объясняться тот факт, что разведывательная информация, которой располагало советское военное командование, оказалась очень обрывочной и неточной. Красной Армии мало что было известно о количестве и качестве финских укреплений на Карельском перешейке, состав финской армии и ее боевые возможности были определены неверно. Советское руководство готовилось к легкой военной кампании, уповая на абсолютное превосходство в боевой технике и вооружении, однако действительность расставила все по своим местам, обернувшись на начальном этапе войны чередой болезненных поражений советских войск, которые понесли большие потери в людях и технике.
В целом война, которая продлилась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, закончилась для СССР победой, однако от планов по созданию Финляндской Демократической Республики (ФДР), руководство которой было сформировано из членов Коммунистической партии Финляндии, было решено отказаться. Финляндия сохранила свою независимость. При этом финны потеряли 11% своей территории, которая вошла в состав Советского Союза (в том числе второй по величине город страны Выборг), а 430 тысяч финских жителей вынуждены были переселиться из прифронтовой полосы вглубь страны, оставив все свое имущество.
В СССР тема советско-финской войны, которая в Финляндии известна как Зимняя война, долгие годы оказывалась умалчиваемой. О ней неохотно говорили и старались не вспоминать, в первую очередь из-за больших людских потерь, понесенных Красной Армией. Советский писатель и журналист Александр Твардовский в своем пронзительном стихотворении «Две строчки» прямо назвал ту войну незнаменитой. Эта незнаменитая война и подарила миру «коктейль Молотова» и «хлебницы Молотова», которые были названы так в честь Вячеслава Молотова, занимавшего на тот момент времени пост наркома иностранных дел СССР.
Уже 30 ноября 1939 года советские бомбардировщики первый раз бомбили Хельсинки, фотографии разрушений в городе быстро облетели газеты всего мира. По официальной информации финской стороны, во время авианалетов и бомбардировок Финляндии (в том числе столицы страны) погибло 956 человек, 540 человек получили серьезные ранения, около 1300 легкие. Также было разрушено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий.
РРАБ на земле
В ходе налетов советская авиация использовала новые бомбы РРАБ (ротативно-рассеивающая авиационная бомба) трех модификаций. Ротативно-рассеивающая авиационная бомба — была авиационным боеприпасом для массового применения малогабаритных авиационных бомб, представлял собой ранний вариант кассетной бомбы. Ротативно-рассеивающая авиационная бомба, благодаря своему хвостовому оперению, вращалась при падении, в результате чего за счет центробежной силы происходило разбрасывание малых бомб — осколочных, фугасных, зажигательных. При этом нарком иностранных дел Советского Союза в одном из своих радиовыступлений во время войны отметил, что советская бомбардировочная авиация не сбрасывает бомбы, а доставляет голодающим финнам продовольствие. Не лишенные чувства юмора финны практически сразу же придумали для советских авиационных боеприпасов РРАБ название — «хлебницы Молотова». Стоит отметить, что корпуса РРАБ действительно чем-то напоминали самые обыкновенные хлебницы, вот только хранилась в них отнюдь не хлебобулочная продукция.
Пошутить на этот счет могли и советские бойцы. Снаряжение РРАБ всех трех типов требовало большого количества времени. Каждую небольшую бомбу нужно было подготовить и уложить в кассету, как лимоны или апельсины в ящик, а в 1000 кг бомбу их можно было уложить более 100 штук. Если вылет по каким-либо причинам отменялся, их нужно было столько же времени разряжать. Острые на язык красноармейцы придумали для РРАБ свою расшифровку — работай, работай, а без толку. Хотя в целом в эффективности данного оружия они не сомневались.
Советская бомбардировочная авиация использовала во время войны 1939-1940 годов 250 кг бомбы РРАБ-3, 500 кг бомбы РРАБ-2 и 1000 кг бомбы РРАБ-1. Наиболее часто с самолетов сбрасывались бомбы РРАБ-2 и РРАБ-3. Данные подвесные контейнеры использовались не только во время Советско-финской войны 1939-1940 годов, но и в годы Великой Отечественной войны. Их наполняли различным количеством более мелких осколочных боеприпасов: АО-8, АО-10 или АО-20, а также зажигательными авиабомбами малого калибра ЗАБ-25. Носителями РРАБ были советские бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а позднее Ил-4 и Пе-8.
Бомбардировщик Ил-4 с подвешенной бомбой РРАБ-2
Осколочные авиационные бомбы АО-8, АО-10 и АО-20 представляли собой артиллерийские снаряды (калибра от 76 до 107 мм), к которым просто приваривался коробчатый стабилизатор. Основным поражающим элементом этих бомб были осколки их корпуса. Данный вид боеприпасов предназначался для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной техники противника. Зажигательная авиабомба ЗАБ-25 предназначалась для поражения огнем сооружений как городского, так и деревенского типов, железнодорожных станций, ангаров, посевов в сухое время года и т.д. Ее корпус был штатным корпусом химической бомбы — ХАБ-25, который заполнялся керосином или нефтью и хлопчатобумажными концами. В запальный стакан помещался разрывной патрон с пиротехническим составом.
Использование авиационных бомб кассетного типа позволяло добиться наиболее высокого уровня размеров зоны поражения осколками. Прототипом всех современных кассетных авиационных боеприпасов стали именно ротативно-рассеивающие авиабомбы периода 30-40-х годов прошлого века. Все используемые советской авиацией РРАБ трех калибров имели примерно одинаковую конструкцию. Хвостовой и головной обтекатели РРАБ изготовлялись из тонколистовой стали (толщина 1 мм), а цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из гофрированной стали (ее толщина составляла 1,25 мм), изогнутые по дуге окружности с диаметром, равным диаметру бомбы. Для обеспечения бомбе несущей способности и прочности использовались поперечные и продольные силовые элементы. Рабочий объем внутри бомбы РРАБ разделялся на несколько отсеков (3-4) при помощи перегородок, выполненных из фанеры, в эти отсеки и укладывались бомбы разных калибров — суббоеприпасы, уже описанные выше.
Каждый отсек снаряженной «хлебницы Молотова» стягивался 2-4 разрывными кольцами — гроссами с ослабленными сечением. После сброса с самолета такая авиационная бомба начинала вращаться с большой скоростью за счет установки на нее хвостового оперения специального типа — под углом к продольной оси (примерно 45°). В тот момент, когда угловая скорость вращения бомбы достигала некоторого критического значения, происходило естественное разрушение стягивающих разрывных колец под воздействием инерционных сил, после чего боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.
Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не раскрывшаяся при бомбометании
К примеру, одна из используемых авиационных бомб РРАБ-2 обладала следующими характеристиками: общая длина бомбы 3245-3285 мм, диаметр корпуса — 600 мм, масса в снаряженном состоянии от 500 до 650 кг. При снаряжении данного боеприпаса осколочным авиабомбами малых калибров в ее корпусе можно было разместить 78 бомб АО-8, 66 бомб АО-10 или 25 бомб АО-20. Эффективность осколочного действия всех советских РРАБ была достаточно высокой. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высоты до 3000 метров площадь поражения составляла 225-940 м2, с высот 3000-5000 метров — 225-1200 м2. Для авиационной бомбы РРАБ-2 данные показатели были следующими — 280-1300 м2 и 315-1700 м2 соответственно. Для самой тяжелой авиабомбы РРАБ-1 — 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.
Современный вариант отечественных авиационных бомб кассетного типа принято называть РБК — разовыми бомбовыми кассетами. Они выполнены в габаритах штатных фугасных авиационных бомб калибром от 100 до 500 кг и обладают тонкостенным корпусом, в секциях которого располагаются разнообразные суббоеприпасы — бомбы малых калибров.
Советские авиационные реактивные снаряды в годы войны
Работы по созданию авиационных реактивных снарядов (РС) начались в СССР в конце 20-х годов. В 1929 году были испытаны первые 82-мм турбореактивные снаряды, стабилизация которых осуществлялась путём вращения. Однако добиться тогда приемлемых результатов не удалось. Кучность оказалась не удовлетворительной, кроме того примерно треть порохового заряда двигателя расходовалась на вращение для стабилизации снаряда в полёте, что естественно сказывалось на дальности стрельбы.
Потерпев неудачу с турбореактивными снарядами, разработчики стали экспериментировать с оперёнными. Первоначально это были снаряды с кольцевыми стабилизаторами, которые было можно запускать с компактных трубчатых пусковых установок. Но, несмотря на все старания добиться устойчивого полёта РС с кольцевыми стабилизаторами не получилось.
Впоследствии было решено перейти к снарядам с четырёхлопастным оперением. После ряда экспериментов и стрельб, опытным путём было определено, что для 82-мм РС оптимальным является размах оперения 200-мм, а для 132-мм РС 300-мм.
Калибры советских реактивных снарядов 82 и 132-мм обуславливаются пороховыми шашками диаметром 24-мм, которые используются в реактивном двигателе. Семь плотно уложенных шашек уложенных в камере сгорания РС дают внутренний диаметр 72-мм, с учётом 5-мм стенок выходит 82-мм. Таким же образом получается и калибр 132-мм РС.
В 1935 году новые оперенные 82-мм авиационные РС были впервые испытаны стрельбой с истребителя И-15. Результаты оказались вполне обнадёживающими.
В течение двух лет одновременно с самими реактивными снарядами шла отработка пусковых установок для них. Подвеска оперённых снарядов вызывала ряд трудностей, после перебора различных вариантов было решено остановиться на пусковой установке получившей название «флейта».
132-мм РС были испытаны стрельбой в воздухе в 1938 году на бомбардировщике СБ. Для стрельбы по воздушным целям применялись дистанционные взрыватели АГДТ-И, время срабатывания которых устанавливалось на земле до вылета. Испытания показали, что при условии доработки дистанционных взрывателей и установки на самолёте автоматического установщика трубок ( что тогда уже было реализовано в зенитной артиллерии) РС-132 могли бы с успехом применяться против вражеских бомбардировщиков, оставаясь вне зоны огня их оборонительного вооружения. Также вполне реально было создать для РС боевые части (БЧ) с готовыми поражающими элементами, что увеличило бы вероятность поражения цели. К сожалению всё это так и не было реализовано.
По наземным целям пуски РС осуществлялись с пологого пикирования с дистанции не более 1000 метров. В этом случае отклонение снарядов от точки прицеливания составляло около 40 метров. Стрельба велась по 2, 4 и 8 снарядов, наилучшие результаты давал залповый режим огня. Особенно эффективно было ведение огня по одной цели в составе звена их 4-х самолётов.
В тоже время в ходе испытаний было выявлено, что в ряде пусков наблюдалось повреждение обшивки самолёта реактивной струёй двигателя. Максимальная скорость полёта при подвеске направляющих со снарядами снижалась на 20-25 км/ч. Увеличивались время набора высоты и инертность при выполнении маневров.
Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива — 1,06 кг, вес ВВ — 0,36 кг. Максимальная скорость составляла 350 м/с, а дальность — 5200 м. Для стрельбы по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем.
Для крепления на пусковой установке снаряд имел четыре ведущих штифта, а стабилизацию в полете осуществляли четыре стабилизатора размахом 200 мм. Половинки стабилизатора отштамповывались из жести и соединялись между собой с помощью сварки. Собранный стабилизатор крепился к уголкам на обтекателе сопла.
РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива — 3,78 кг, заряд ВВ — 1,9 кг. Максимальная дальность стрельбы достигала 7100 м.
Обе ракеты имели осколочно-фугасные боевые части с наружной насечкой для правильного дробления осколков. Наличие насечки портило аэродинамику снарядов и ухудшало их баллистические качества, в последствии во время войны перешли на выпуск РС с гладкой БЧ.
В целом испытания реактивных снарядов прошли успешно, и они были приняты на вооружение. Вскоре в 1939 году, в ходе конфликта на реке Халхин-Гол состоялось первое боевое применение авиационных РС-82.
В разных советских источниках приводятся различные подробности применения этого оружия, в качестве «ракетоносцев» описываются то истребители И-16 то И-153, отличается также и количество сбитых с помощью РС японских самолётов. В одном эти источники единодушны: «применение советских истребителей-ракетоносцев было крайне успешно и оказало огромный деморализующий эффект на противника».
Известный российский военный историк А.Б. Широкорад исследовал эту тему при работе в архивах с рассекреченными материалами, для своей книги «Вооружение советской авиации 1941-1991». Однако в отчетах о действиях истребителей И-153 вооруженных РС-82 ему нигде не удалось найти упоминания о сбитых ими японских истребителях. Отмечается, что вооруженные РС-82 истребители участвовали в 14 воздушных боях, пуск ракет с них как правило, приводил к тому, что строй вражеских истребителей распадался и смешивался. Это существенно облегчало действия советских истребителей в воздушном бою. Сами истребители-ракетоносцы требовали отдельного прикрытия сверху и сзади. Они могли успешно действовать, будучи в строю головными, производя атаки в наиболее благоприятной обстановке. После чего немедленно выходили из боя.
Крайне сомнительно, что советские пилоты и их начальники в своих отчётах для вышестоящего командования утаили о сбитых с помощью ракет японских самолётах. Нет упоминания об этом оружии в японских документах того времени и опросных листах попавших в плен японских лётчиков. Очевидно, что первое боевое использование советских авиационных снарядов стало «советской мифологией» и имеет мало общего с действительностью.
В ходе Зимней войны (1939-1940 гг.) против наземных целей в ограниченных масштабах применялись вооруженные РС-132 бомбардировщики СБ. Отмечалось, что хороших результатов удавалось добиться при пуске РС с дистанции не более 600 метров, на больших дистанциях рассеивание снарядов оказывалось слишком велико. С учётом успешного опыта применения РС с бомбардировщиков против наземных целей в ходе войны с Финляндией, в 1940 году началось массовое производство и поступление их в войска. Всего в 1940 году было выпущено более 135 тыс. ракет РС-82 и 31 тыс. РС-132. В 1941 году были изготовлены небольшие опытные партии 132-мм PC с БЧ зажигательного, осветительного и дымового снаряжения.
Вопреки распространенному мнению зажигательные РС снаряженные термитом массово не выпускались. Опыт боевого применения таких снарядов в начальный период войны показал их низкую эффективность. Термитная смесь из окислов железа и алюминиевой пудры имеет высокую температуру горения, достаточную для прожигания брони. Но для зажигания смеси требуется значительное время. При попадании в танк такая БЧ рикошетит, не успев воспламениться.
К началу войны РС вооружались истребители-бипланы И-15бис и И-153, которыми комплектовались штурмовые авиаполки. На самолёты подвешивали 4-8 РС-82.
В составе вооружения новейших на тот момент одноместных бронированных штурмовиков Ил-2 было до восьми РС-132.
Вскоре после начала боевых действий реактивными снарядами в спешном порядке начали вооружаться практически все типы советских истребителей, лёгких бомбардировщиков и штурмовиков. До этого значительная часть выпущенных реактивных орудий и РС хранились на складах по соображениям секретности. Одновременно отрабатывались вопросы тактики применения РС.
Советским ВВС были остро необходимы новые виды вооружения и боеприпасов, способные компенсировать качественное и количественное немецкое превосходство. Реактивные снаряды зачастую были единственным видом вооружения на истребителях, посылаемых на штурмовку вражеских войск, с помощью которого можно было бороться с немецкой бронетехникой.
Были попытки использовать РС-82 в воздушных боях, для этого применялись снаряды с дистанционными взрывателями, срабатывание которых происходило по прошествии определённого времени после пуска. Однако против истребителей противника реактивные снаряды ввиду невысокой скорости полёта были малоэффективны, кроме того при стрельбе требовалось точно выдержать дистанцию до вражеских самолётов.
Подвешенные под крылом реактивные орудия с РС обладали значительным лобовым сопротивлением и весом, снижая таким образом ключевые для воздушного боя характеристики – скорость и манёвренность.
Гораздо распространенней была ситуация когда отправленные на штурмовку советские истребители вынужденно вступали в воздушный бой. В этой обстановке вероятность поражения самолёта противника реактивным снарядом с контактным взрывателем мгновенного действия была ещё меньше, однако в силу того что подобные эпизоды ведения воздушного боя с использованием РС случались гораздо чаще, то и сбитых ракетами вражеских самолётов было больше.
Помимо советских самолётов, реактивными снарядами вооружались и поставляемые по ленд-лизу британские истребители «Харрикейн». С помощью РС в какой-то мере компенсировалась слабость их пулемётного вооружения.
Через несколько месяцев после начала массового применения РС с фронта стали поступать сигналы о якобы низкой их эффективности. В связи с этим в сентябре 1941 года на полигоне ВВС были организованы испытательные стрельбы реактивными снарядами. Эти испытания показали малую эффективность РС против одиночных точечных целей. Средний процент попаданий в одиночный неподвижный танк при обстреле его с дистанции 400-500 м составил 1,1 %, а в плотную танковую колонну – 3,7 %. При стрельбах выяснилось, что РС-82 может нанести поражение немецким легким танкам типа Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, а также бронемашине Sd Kfz 250 только при прямом попадании. Разрывы 82-мм снарядов на дистанции более 1 м от танка повреждений ему не наносили. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов. Наибольшая результативность была получена при залповой стрельбе.
РС-132 показали ещё худшие результаты. Из 134 выпущенных снарядов ни один не попал в цель. И это притом, что испытания проходили на полигоне в идеальных условиях. На фронте же лётчики на небронированных самолётах зачастую выпускали РС с дистанции 700-1000 м стараясь находиться в зоне эффективного огня немецкой малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) минимальное время. Кроме того выяснилось, что из-за небрежного обращения с реактивными снарядами при транспортировке на фронт часто гнулись их жестяные стабилизаторы, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы.
В тоже время РС были весьма эффективным оружием против площадных (артилерийско — миномётные батареи и позиции войск) и линейно вытянутых целей (колонны войск и железнодорожные составы).
В 1941 году специально для борьбы с танками были созданы авиационные реактивные снаряды с бронебойной боевой частью — РБС-82 и РБС-132. Которые, при попадании по нормали пробивали 50-мм и 75-мм броню соответственно. Эти снаряды были созданы на базе РС-82 и РС-132. Кроме новой боевой части, снаряды имели более мощный двигатель, благодаря этому увеличивались, скорость полёта РС и вероятность попадания в цель. Как показали полигонные испытания. РБС пробивали танковую броню и затем взрывались, нанося сильные разрушения внутри танка. Бронебойные РС были с успехом применены в боях в августе 1941 года. Однако массовый их выпуск начался только во второй половине войны. Несмотря на улучшившиеся показатели кучности и бронепробиваемости, реактивные снаряды так и не стали эффективным средством борьбы с танками. Бронепробиваемость сильно зависела от угла встречи с бронёй, а вероятность попадания оставалась недостаточной.
В арсенале штурмовиков, наряду с реактивными снарядами РБС-132, имевших бронебойную боевую часть, как средство борьбы с немецкой бронетехникой к этому времени прочно укрепился реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или PC-132, кучностью стрельбы. Боевая часть снаряда РОФС-132 обеспечивала сквозное пробитие (при прямом попадании) брони средних немецких танков.
При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м от него при угле места в 30 градусов кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной до 15 мм. При угле места в 60 градусов разрыв РОФС-132 на расстоянии до 2-х метров от танка обеспечивал пробитие осколками танковой брони толщиной до 30 мм. При прямом попадании в танк Pz. IV броня, как правило, пробивалась, а оборудование и экипаж внутри танка выводились из строя.
К сожалению, несмотря на увеличение кучности стрельбы РОФС-132, их эффективность при стрельбе по танкам и другой была все же неудовлетворительной. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям — мотомеханизированные колонны, железнодорожные составы, склады, батареи полевой и зенитной артиллерии и т.д.
В 1942 году были разработаны реактивные снаряды РБСК-82 с кумулятивной боевой частью. На испытаниях реактивные бронебойные снаряды кумулятивного действия пробивали броню толщиной до 50-мм. В большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом металла вокруг выходного отверстия.
Испытательная комиссия пришла к выводу, что низкая бронепробиваемость является следствием запаздывания в срабатывании взрывателя «от рикошета и кумулятивная струя формируется при деформированном конусе».
Было рекомендовано доработать взрыватели и представить снаряды на повторные испытания. На вооружение кумулятивные РС не принимались ввиду отсутствия явного преимущества перед штатными реактивными снарядами. На подходе уже было новое, гораздо более сильное оружие — ПТАБы.
Во второй половине войны значение реактивных снарядов как средства поражения несколько снизилась. После налаживания выпуска достаточного количества специализированных штурмовиков Ил-2 была прекращена практика массовой подвески РС на истребители.
В тоже время реактивные снаряды применялись со штурмовиков в течение всей войны. Более того в штурмовых авиаполках существовала практика установки на Ил-2 дополнительных реактивных орудий, доводя количество подвешиваемых РС до 12 шт. Это обуславливалось тем, что реактивные снаряды оказались весьма эффективным противозенитным средством. Кроме мощного осколочного действия, РС обладали сильнейшим психологическим эффектом, оказываемым на расчёты МЗА. Штурмовики вооруженные дополнительными РС, как правило, выделялись для подавления зениток.
РС-132 оказались неплохим оружием против немецких быстроходных десантных барж. Эти небольшие, манёвренные, хорошо вооруженные плавсредства было непросто потопить торпедами и бомбами.
Кроме Ил-2 авиации ВМФ пусковые для шести РС-132 устанавливались в частях морской авиации на торпедоносцы Ил-4Т. РС предназначались в первую очередь для подавления зенитного огня ведущегося с вражеских кораблей в ходе выполнения торпедной атаки. На часть бомбардировщиков для защиты от вражеских истребителей реактивные орудия монтировались для стрельбы назад.
Отдельного упоминания заслуживают различные наземные кустарные пусковые установки РС-82 применявшиеся для ПВО аэродромов в начальный период войны.
Стрельба с таких установок, на которых были примитивные прицельные приспособления, велась снарядами с дистанционными взрывателями по курсу вражеских самолётов.
Эффективность их была не велика, сами установки не безопасны для стреляющих, но они зачастую являясь единственным средством ПВО полевых аэродромов, позволяли отпугнуть немцев.
В целом оценивая роль советских авиационных реактивных снарядов в Великой Отечественной войне можно отметить, что при правильном и грамотном их использовании РС являлись мощным средством поражения живой силы и техники противника.
5000-кг фугасные авиабомбы (ФАБ-5000НГ и ФАБ-5000М-54)
Особо крупная бомба для особо крупного бомбардировщика
В самом начале 1943 г. Главное управление аэродромного строительства ВВС дало задание КБ-35 НКБ разработать и изготовить пять авиабомб особо крупного калибра (весом по 5 тонн каждая) для их боевого применения с самолетов Пе-8.
К февралю 1943 г. группа конструкторов под руководством Нисона Ильича Гельперина закончила изготовление боеприпасов (под названием ФАБ-5000НГ), а также разработала специальную подвесную и подъемную системы для них.
Нисон Гельперин — создатель советской авиабомбы ФАБ-5000
Полигонные испытания авиабомб ФАБ-5000НГ провели в апреле этого же года на Софринском КИАП. Бомбы были снаряжены смесью ТГА (смесь тротила (60%), гексогена (24%) и алюминиевой пудры (16%)) и укомплектованы шестью взрывателями – по одному авиационному пневматическому универсальному взрывателю в головном и донном очке и четыре боковых взрывателя АВ-1М с установкой на мгновенное действие.
Основной целью испытаний было проверить прочность бомбодержателей самолета Пе-8 и безотказность их работы при подвеске ФАБ-5000, поведение бомбардировщика на взлете и в воздухе с подвешенной авиабомбой, а также выявить надежность и полноту взрыва авиабомбы и подтвердить ее расчетную баллистику.
Боеприпас подвешивали, как и ФАБ-2000, на два бомбодержателя с замками Дер-20У. При этом ее стабилизатор «не вписался» в пределы бомбоотсека на 350 мм и его пришлось обрезать. В бомбовый отсек ФАБ-5000 поднимали с помощью шести штатных лебедок БЛ-4.
Официально считается, что конструкторы боеприпаса учли размеры бомбоотсека самолета Пе-8, однако в подвешенном состоянии корпус авиабомбы лишь на половину скрывался в нем. Створки люка, ложась на бомбу, закрывались лишь на 30°.
Авиабомбы ФАБ-5000НГ на фоне бомбардировщика Пе-8. Нет, это не бомбы маленькие, это Пе-8 очень большой!
Испытания пятитонной бомбы ФАБ-5000НГ с бомбардировщика Пе-8
После пробной рулежки самолета по аэродрому специалисты осмотрели замки и подвесную систему, убедившись, что они выдержали растряску. В ходе летных испытаний выяснилось, что бомбардировщик с ФАБ-5000 взлетает нормально, а его пилотирование не отличается от обычного. Правда, максимальная скорость машины на крейсерском режиме за счет ухудшения аэродинамики снизилась на 10-15 км/ч.
В ходе испытаний сбросили две авиабомбы – с высоты 4000 и 3300 м. Первая упала на поляне и дала полный взрыв, образовав воронку диаметром шесть и глубиной три метра. Трава, окружающая воронку, была сорвана и сожжена в радиусе 40-150 м на общей площади около 13000 м 2 . Пни, находившиеся на поляне, 6ыли обожжены, а некоторые из них загорелись.
Вторая бомба упала в густой строевой лес. В результате образовалась воронка диаметром восемь и глубиной три метра. В радиусе 55-70 м взрывной волной полностью снесло и отбросило около 600 деревьев с диаметром стволов 150-500 мм. За пределами этого участка в радиусе 86-135 м повалило около 30% деревьев, хотя и в отдалении также были видны отдельные поломанные и поваленные деревья.
Вот такую воронку оставляет авиабомба ФАБ-3000. ФАБ-5000НГ о которой идет речь, на 2 тонны тяжелее…
Для сравнения в этот же лес сбросили ФАБ-1000, снаряженную смесью ТГА и взрывателями АПУВ в головное и донное очко, установленными на замедление 0,3 с и на мгновенное действие соответственно. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 12 м и глубиной 4 м. В радиусе 14-21 м были повалены деревья, а в радиусе 24-34 м у деревьев с диаметром стволов 80-150 мм срубило верхушки.
На основании размера воронки от взрыва ФАБ-1000 испытатели предположили, что ее действие произошло с замедлением 0,3 с, которое обеспечило более глубокое проникание бомбы в грунт. Небольшой размер воронок от действия ФАБ-5000 они объяснили тем, что пять взрывателей были установлены на мгновенное действие, а кроме того, большое поперечное сечение бомб препятствовало большему заглублению новых боеприпасов в грунт.
Несколько позже было также отмечено, что наличие боковых взрывателей и сильно развитой системы дополнительных детонаторов обеспечивает настильность взрывной волны, что чрезвычайно важно при бомбометании по крупным населенным пунктам.
По результатам испытаний военные пришли к выводу, что боевое применение ФАБ-5000 с самолетов Пе-8 вполне допустимо. Все агрегаты бомбардировочной установки, подвесной системы и системы подъема авиабомб работали безупречно, исключая единственный случай отказа аварийного сбрасывателя.
По-видимому, учитывая и политическую значимость события, в этот раз боеприпас такого калибра приняли на вооружение ВВС отдельным Приказом НКО № 0340 от 6 мая 1943 г.
Для серийного изготовления ФАБ-5000 в КБ-35 НКБ разработали рабочие чертежи, утвержденные Научно-техническим журналом № 063 от 1943 г. и присвоили ФАБ-5000 номер чертежа 3-01234 и индекс ВВС – 7-Ф-419. Правда, в рабочей документации количество боковых взрывателей увеличили до шести для большей надежности, полноты и скорости детонации.
Авиатехники готовят авиабомбу ФАБ-5000НГ к применению.
Боевое применение авиабомбы ФАБ-5000
Боевое крещение ФАБ-5000 получили летом 1943 г., в районе Курска. В прессе ранее встречалось упоминание, что впервые «пятитонки» были применены 28 апреля 1943 г. для сброса на береговые укрепления Кенигсберга, но тут что-то не так: либо ошибка с датой (ведь 28.04.1943 ФАБ-5000 ещё только проходила испытания), либо для бомбардировки использовались какие-то другие аналоги ФАБ-5000. Впрочем, о таких ничего не известно.
19 июля 1943 года во время Курской битвы два Пе-8 сбросили бомбы на железнодорожную станцию недалеко от Орла, уничтожив 100-метровый участок железной дороги и десятки немецких железнодорожных вагонов и платформ с техникой. Железные дороги и склады с горючим в окрестностях Орла также были поражены одной бомбой 4 июня и двумя бомбами 3 июля.
12 июля 1943 г. ФАБ-5000 сбрасывались на наступающие немецкие войска, но очень ограниченно, все-таки задачей ФАБ-5000 было разрушение долговременных укреплений, а не уничтожение живой силы противника. Есть упоминания, что сверхтяжелые бомбы применялись и в районе Могилева (Белоруссия) 26 мая 1943 г., для уничтожения зданий занимаемых высокопоставленными немецкими офицерами .
7 февраля 1944 г. 2 бомбы ФАБ-5000 были сброшены на район г. Хельсинки, где был уничтожен военный завод и железнодорожные мастерские, позже на военные объекты были сброшены ещё 2 бомбы.
Ещё одна ФАБ-5000 была сброшена 9 марта 1944 года во время советского наступления на Каменец-Подольский плацдарм, в результате чего на несколько дней было остановлено железнодорожное движение в районе н.п. Браилов (Украина).
Изображение бомбардировщика Пе-8 сбрасывающего ФАБ-5000. Картинка хорошая, но летит бомбовоз низковато — самого взрывной волной заденет!
Конструкция авиабомбы ФАБ-5000
Технологически ФАБ-5000 относилась к авиабомбам сварной конструкции с сильно развитой системой дополнительных детонаторов. Ее стальную головную часть, достигавшую у головного среза толщины 90 мм, отливали.
Цилиндрическую и коническую части корпуса вальцевали из листового проката, тщательно проваривая двухсторонним швом все стыки. Снаряжали авиабомбы через два специальных люка диаметром 200 мм в цилиндрической части корпуса, закрываемых крышками на болтах.
Вдоль продольной оси авиабомбы располагался сплошной запальный стакан, выполненный из тонкостенной бесшовной трубы диаметром 108 мм, концы которой приваривали к головной и хвостовой втулкам взрывателей, также приваренным соответственно к головке и конусу авиабомбы. Детонаторы в запальный стакан вкладывали через хвостовую втулку, после чего закрывали ее конической крышкой с резьбой под взрыватель.
Боковые запальные стаканы с втулками под взрыватели крепили к цилиндрической части авиабомбы также сваркой. Между собой и с продольным запальным стаканом они соединялись приваренными стальными планками.
Поскольку масса боевого заряда ФАБ-5000 намного превышала суточную норму выработки целого снаряжательного завода, снаряжали каждую из них в течение недели, доставляя взрывчатое вещество порциями на особо охраняемую дальнюю заводскую площадку.
Конус стабилизатора коробчатого типа на конической части корпуса авиабомбы прижимало специальное кольцо хвостовой втулки. Его перья к угольникам конической части авиабомбы, как и стальные 5-мм растяжки, приваренные к ним для жесткости, притягивали 14-мм болтами.
Поскольку ФАБ-5000 транспортировали без укупорки, то для предохранения деталей ее запальных стаканов и снаряжательных люков от деформации приваривали уголковые профили.
В замки бомбодержателей самолета бомбу подвешивали на специальных поясах. Начиная с 1944 г., для окончательного снаряжания ФАБ-5000 начали использовать однотипные универсальные авиационные взрыватели АВ-1Ф, благодаря всюдубойному ударному механизму допускавшие их установку в головное, донное и боковое очко боеприпаса.
Современная версия ФАБ-5000 — ФАБ-5000М-54. И это не самая большая — есть ведь ещё ФАБ-9000
Современные авиабомбы ФАБ-5000М-54
Всего за годы войны было произведено 98 авиабомб ФАБ-5000НГ — с одной стороны потому, что очень уж специфический получился боеприпас — не каждый день приходилось Красной Армии штурмовать крепости, а с другой — носителем сверхмощных бомб был Пе-8, а их самих-то построили 93 штуки. По этим причинам, после окончания Великой Отечественной войны, авиабомбы ФАБ-5000НГ больше не производили.
Но, в начале 1950-ых, необходимость в боеприпасах, которые могли бы одним ударом с воздуха уничтожить крупные военно-промышленные объекты противника – капониры аэродромов, заводы, фортификационные укрепления, ж/д узлы, дамбы и т.д., вновь стала ощущаться, к тмоу же, ан вооружение были приняты новые мощные бомбардировщики, например Ту-4.
Так как одновременное сбрасывание нескольких бомб среднего калибра не приводило к желаемому результату из-за их неминуемого рассеивания, а дешевых управляемых авиабомб делать ещё не получалось, требовалось мощное, сосредоточенное воздействие на цель.
Так появилась фугасная авиационная бомба ФАБ-5000М-54, представлявшая собой проверенную конструкцию, в новом корпусе и с тремя взрывателями. В 1954 году новая «пятитонка» была принята на вооружение.
Основной задачей ФАБ-5000 М-54 является для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий при бомбометании с высот до 16 000 м при скорости полета самолета до 1200 км/час. При этом, как и её предшественница времен войны, ФАБ-5000 М-54 не предназначена для поражения живой силы противника — она эффективна только против защищенных и относительно крупных укрепленных целей.
Бомба ФАБ-5000 М-54 может быть оснащена АВПЗ на минирование, с самоликвидацией в течение нескольких суток.