Причины неполного заряда АКБ
Эксплуатация автомобиля при неполном заряде аккумулятора может весьма негативно отразиться на характеристиках АКБ, и, к тому же, доставляет владельцу авто много головной боли. Во-первых, такой аккумулятор приходится часто подзаряжать. Во-вторых, если АКБ постоянно находится в состоянии недозаряда, в ней происходит необратимый процесс сульфатации. Это приводит к потере емкости и невозможности полностью восстановить заряд. В-третьих, такой аккумулятор может подвести в любой момент — как это чаще всего случается, в самый неподходящий. В итоге все это приведет к преждевременной необходимости замены АКБ.
Перед началом зимы важно помнить и о том, что эксплуатация разряженного аккумулятора при минусовой температуре приводит к замерзанию электролита. Поэтому при обнаружении неполного заряда АКБ следует незамедлительно приступить к поиску причин, которые привели к возникновению неисправности. Давайте разберемся, какими они могут быть.
1. Если вы уверены, что аккумулятор исправен (например, он новый), но во время стоянки автомобиля он разряжается, причина, чаще всего, в утечке тока. Ее, в свою очередь, может вызвать неправильное подключение потребителей энергии. Эту ситуацию мы подробно разбирали в отдельной теме.
2. Возможно и такое, что аккумулятору не хватает времени для полной зарядки. Такая причина характерна для ситуаций, когда автомобиль используется редко и, к тому же, для кратковременных поездок.
3. Недозаряд аккумулятора может происходить при наличии проблем с генератором. Например, когда тот не выдает нужное напряжение, ослаблен ремень генератора и пр.
Для диагностики такой проблемы лучше обратиться к профессиональному автоэлектрику.
4. Если за АКБ не ухаживать, окисление клемм и загрязнение корпуса приводят к повышению ее саморазряда.
5. Ослабление креплений аккумулятора и фиксации клемм на его контактах также приводят к разряду.
6. Долгий простой без подзарядки — еще одна причина неполного заряда АКБ.
Если вы планируете поставить автомобиль на стоянку на долгое время, аккумулятор рекомендуется снять и поместить на хранение. При этом АКБ должна быть полностью заряжена. Если такой возможности нет, то, оставив ее на машине, снимите минусовой провод.
Вообще, вне зависимости от того, используется автомобиль или нет, рекомендуется два раза в год проводить полную зарядку аккумулятора.
7. В случае, если у АКБ имеются какие-либо дефекты (трещины, вздутие и пр.) или износ, она в принципе не способна заряжаться до конца. Так что исправлять нечего, и вариант один — ставить новую. Основные признаки того, что аккумулятор пора менять, вы найдете в нашем отдельном обзоре.
Недозаряд аккумулятора — чем грозит и как устранить
Систематический недозаряд аккумулятора на борту автомобиля является распространённой проблемой несмотря на то, что она довольно просто устраняется. Всё, что для этого нужно — это найти причину, и устранить её известными методами. К счастью, неисправностей, из-за которых аккумулятор недозаряжается от генератора, не так много. Все они несложные в диагностике и ремонте. Задача этого материала — доступно объяснить обычному автолюбителю, что такое недозаряд АКБ, как его выявить, чем он опасен, почему возникает, и из-за каких неисправностей.
Недозаряд АКБ — это когда автомобильный аккумулятор заряжается от генератора в принципе, но всегда не на 100%. То есть, что при движении, что во время стоянки — уровень заряда обычно не превышает 50…70%. Если аккумулятор постоянно разряжен ещё глубже, то это уже не недозаряд. Это более серьёзный дефект, связанный, скорее всего, либо со значительным износом самой батареи, либо с критической поломкой в системе зарядки на машине.
Как выявить недозаряд? Чтобы заметить проблему, в первую очередь, необходимо научиться более-менее точно определять степень заряженности аккумулятора. Делать это можно несколькими способами. Самые простые и доступные — измерение плотности электролита или напряжения на выводах АКБ. Отметим, что первый способ доступен только для так называемых обслуживаемых аккумуляторов, то есть, у которых предусмотрены пробки. Напряжение же на клеммах — это универсальный и, надо сказать, очень точный метод, который подойдёт абсолютно всем.
Плотность электролита. Напрямую зависит от того, насколько аккумулятор заряжен или разряжен. Измерив её при помощи ареометра, можно с достаточно высокой точностью определить, сколько процентов сейчас в АКБ. Существенным преимуществом данного способа является то, что проверять степень заряженности по плотности можно абсолютно в любой момент. Это в отличие от напряжения на выводах аккумулятора, о чём сказано дальше.
Недостатки у метода тоже есть. Первый — если аккумулятор необслуживаемого типа, добраться до электролита и измерить его плотность просто невозможно технически. Таких АКБ с каждым днём всё больше и больше, так как технологии постоянно совершенствуются, и в пробках постепенно отпадает необходимость.
Второй недостаток — неточность измерений, если плотность электролита неравномерная. В верхних слоях, над пластинами, где как раз и осуществляется забор ареометром, плотность часто бывает более низкой, чем в нижних слоях. В непосредственной близости со свинцом. Этот недостаток можно минимизировать принудительным перемешиванием электролита. Но не механически, а электрохимически — «заставив» батарею «покипеть» несколько минут. Чтобы сделать это, надо просто завысить немного напряжение заряда.
Напряжение на выводах АКБ. Данный метод является универсальным и точным, если правильно им пользоваться. В отличие от плотности электролита, напряжение на выводах аккумулятора нельзя измерять когда попало, если ваша цель — узнать степень заряженности в процентах. Делать это можно только после того, как АКБ постоит около 8…12 часов в состоянии покоя. Обычно, измеряют напряжение утром, когда после поездки машина простояла всю ночь, и все процессы в аккумуляторе «успокоились». Измерения сразу после остановки двигателя или зарядки стационарным зарядным устройством — бесполезны и неинформативны. Напряжение всегда будет завышенным, и ни о чём полезном вам не скажет.
Определить степень заряженности и недозаряд, если он имеет место быть, по плотности электролита или напряжению на выводах АКБ вы сможете по специальной табличке, представленной ниже. Напомним, что автомобильного аккумулятора вполне нормальным является режим эксплуатации, если он заряжен хотя бы на 70%. Стремиться поддерживать круглосуточно 100-процентный заряд нет смысла, да и не всегда реально. Если же по утрам уровень заряда ниже 70% — это и есть недозаряд аккумулятора.
Чем опасен недозаряд аккумулятора?
Хронический недозаряд АКБ влечёт за собой три проблемы:
- Сульфатация пластин. Образование сульфата свинца является естественным процессом в автомобильном аккумуляторе. Он появляется на пластинах при разряде, но исчезает при последующем заряде. Однако, все образовавшиеся при разряде сульфаты растворяются в электролите обратно только при условии, что аккумулятор заряжается полностью. Если же происходит недозаряд, сульфаты остаются на свинце, толстеют и крепчают. В результате со временем появляется проблема, которая называется сульфатацией.
- Ускоренный износ АКБ. Последствие сульфатации. Закрытые не растворяющимися сульфатами свинцовые пластины не участвуют в процессах зарядки и разрядки. В итоге снижается ёмкость и пусковой ток аккумулятора. Когда сульфатация «съедает» более 60% ёмкости, батарея считается непригодной для дальнейшей эксплуатации, и подлежит замене. Срок службы, при этом, может исчерпаться всего за каких-то пару лет, что для современных АКБ очень мало.
- Ненадёжность аккумулятора. Вытекает из предыдущей проблемы. Ослабленный систематическими недозарядами аккумулятор плохо крутит стартер и регулярно подводит. При износе более, чем на 60%, не всегда помогает даже ежедневная подзарядка от стационарного зарядного устройства.
Кроме основных проблем могут возникать и другие. Например, именно недозаряд часто становится причиной короткого замыкания «банки» АКБ, преждевременного «кипения», перегрева, вздутий и так далее. Любой аккумулятор, каким бы он ни был — служит долго и надёжно, только если его поддерживают в нормально заряженном состоянии. Для автомобильных свинцово-кислотных АКБ это ключевой момент.
Условия для нормальной зарядки АКБ от генератора
Перед тем, как искать причину недозаряда аккумулятора, зайдём сначала с другой стороны. Рассмотрим условия, которые нужны для того, чтобы батарея заряжалась на борту автомобиля полноценно.
Чтобы это происходило, необходимо:
- Иметь на борту исправный и ухоженный аккумулятор без дефектов и сильного износа.
- При работающем двигателе бортовое напряжение (а значит и на выводах АКБ) должно быть в пределах 14,2…14,8 В.
- Автомобиль должен эксплуатироваться достаточно долго и часто для того, чтобы аккумулятор успевал восстанавливаться от генератора.
Если с состоянием АКБ и напряжением бортовой сети всё понятно, то вот с последним пунктом не всё так просто. Время, которое необходимо аккумулятору для восстановления от генератора, зависит от многочисленных факторов. В первую очередь, от его ёмкости, и напряжения бортовой сети, температуры окружающей среды. К примеру, если на борту нет указанного выше напряжения, времени для полной зарядки требуется больше. В мороз первые минут 20…40 АКБ от генератора вообще почти не заряжается.
В среднем же (если первые два условия выполняются) недозаряда не должно быть, если машина ездит каждый день хотя бы в течение двух часов. При максимально благоприятных условиях (на улице тепло, батарея в идеальном состоянии и изначально была заряжена, на борту высокое напряжение) может хватать и 40…60 минут.
Причины недозаряда аккумулятора на борту автомобиля
Теперь, когда условия для полноценной зарядки автомобильного аккумулятора обозначены, найти причину недозаряда — проще. Если он есть, значит условия не соблюдаются, и их надо обеспечить. Дальше описаны пять возможных причин, почему АКБ не хочет заряжаться на 100% от генератора, а также как их диагностировать и устранять своими силами.
Аккумулятор значительно разряжается во время стоянки автомобиля
Запас энергии АКБ может чрезмерно расходоваться во время стоянки как из-за самой батареи, так и из-за машины. Первый аспект больше осветлён в последней, пятой причине, где рассказано о дефектах аккумуляторов. Что же касается автомобиля, то причина здесь одна — это ток утечки выше нормы.
Ток утечки — это энергия, которая тратится из аккумуляторной батареи, когда автомобиль находится, так сказать, в спящем режиме. То есть, двигатель выключен, ненужные потребители тоже. Работают только те приборы, которые переведены в режим ожидания, и охранная система. В исправном автомобиле всё это должно потреблять из АКБ не более 70 мА тока. Такая «утечка» считается полезной, и исправный заряженный аккумулятор вполне способен покрывать её в течении многих недель.
Если же утечка превышает 0,07 А, то это вполне может быть причиной систематического недозаряда АКБ. Вернее, аккумулятор может заряжаться от генератора вполне достаточно, но к утру оказываться недозаряженным.
Начать надо с выяснения, действительно ли недозаряд АКБ связан с превышающим норму током утечки. Сделать это очень просто. Если аккумулятор обслуживаемого типа, то перед постановкой автомобиля на стоянку надо измерить плотность электролита. Ориентируясь на табличку выше, определить — на сколько процентов заряжена батарея. Если показатель близок к 100%, а к утру заметно падает — это чрезмерная утечка (ну или дефект АКБ, о чём сказано ниже).
Если аккумулятор необслуживаемый, и плотность измерить нет возможности, можно обойтись и простым мультиметром. Но, поскольку правильно измерять напряжение после 8…12 часов простоя АКБ, утечку тока надо исключить. Для этого аккумулятор временно отключается от бортовой сети. Если обычно к утру он недозаряжен, а после снятия клеммы сохранил заряд — это точно утечка тока. Причём, сильно превышающая норму.
Утечку тока следует искать в три этапа:
- Потребители в ждущем режиме. Магнитола, видеорегистратор, сигнализация, навигация и прочее. Убедитесь, что их спящий режим работает корректно. Вычислить «прожорливые» потребители легко — измеряя ток утечки, нужно отключать их по очереди от питания, и засекать резкое снижение тока.
- Прочие потребители. К ним следует отнести всё, что во время стоянки работать и потреблять энергию АКБ не должно. Вычисляется проблемное место путём поочерёдного вытаскивания предохранителей и контролем изменений тока утечки.
- Генератор. Подключён к АКБ и бортовой сети без каких-либо предохранителей, из-за чего вычислить проблему с ним предыдущим метом невозможно. Утечка тока на генератор облегчается тем, что при её наличии показатели на мультиметре достигают 3…5 А, что очень много. Проверить утечку можно двумя методами. Первый — приложить к шкиву подключённого к АКБ генератора металлический предмет (ключ, отвёртку). Если он примагнитился, значит генератор потребляет ток, чего быть не должно. Второй метод — отключить генератор, сняв силовые провода непосредственно с него самого. Если утечка была, то она тут же пропадёт, что будет видно на мультиметре.
Утечка тока выше нормы устраняется путём прозвонки, ремонта или замены «прожорливого» узла.
Низкое напряжение бортовой сети
Для начала его надо проверить. Для этого запустите двигатель, и прогрейте его, чтобы работа на холостом ходу была стабильной. Подключите мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения непосредственно (это важно) к выводам АКБ. Прибор покажет истинное бортовое напряжение. Если оно в пределах 14,2…14,8 В, значит недозаряд происходит не по этой причине. Ниже? Значит напряжения для нормального заряда не хватает.
Где искать проблему? Она где-то в генераторе. Первым надо проверить реле-регулятор напряжения. Затем щётки и токоведущие кольца. Если этого не хватило, придётся снимать генератор с машины, разбирать его, и прозванивать диодные мосты и обмотки. Инструкций, как это сделать без помощи автоэлектрика, в Интернете полно. После замены дефектных элементов системы зарядки автомобиля недозаряд должен прекратиться.
Кратковременные поездки
Дополнительно к тем потерям, которые возникают из-за тока утечки, аккумулятор тратит немало энергии на работу стартера при запуске двигателя. Эти все потери он должен восполнить от генератора, и моментально он сделать это не может технически. Аккумулятору нужно время, чтобы полноценно зарядиться. Сколько времени — как уже было сказано выше, зависит от многих переменных. На исправном автомобиле и в тёплое время года хватает и часа в день. Зимой надо больше времени, так как простоявший всю ночь на морозе аккумулятор начинает заряжаться от генератора не сразу.
Опять же, прежде чем подозревать в недозаряде кратковременные поездки, нужно убедиться, что аккумулятор действительно не восстанавливается от генератора, а не садится во время стоянки. Выше рассказано, как это сделать.
Отрицательная температура воздуха
Температурные условия важны для любых аккумуляторов. А автомобильные в этом плане одни из самых уязвимых. В морозы они заряжаются неохотно, и для раскачки процессов им необходимо время. Поэтому, недозаряд АКБ зимой — это не неисправность, а просто проблема. К счастью, она решаема. Есть несколько способов.
Во-первых, если есть такая возможность, зимой аккумулятор можно заносить в тепло на ночь. Это сильно помогает. Во-вторых, можно использовать специальный теплосберегающий чехол для АКБ. Его эффективность не 100-процентная, но некоторым помогает. В-третьих, если иных выходов нет, остаётся только подзарядка аккумулятора зарядным устройством.
Дефекты АКБ
Немаловажным условием нормального функционирования АКБ на борту автомобиля является её исправность. К неисправностям, из-за которых может возникать недозаряд, относится следующее:
- грязный корпус;
- повышенный саморазряд;
- сульфатация;
- короткое замыкание в одной из «банок»;
- окислы и сульфаты на выводах и клеммах;
- недостаточный уровень электролита;
- механические повреждения.
Некоторые из этих дефектов можно устранить или минимизировать их влияние. Такие проблемы, как короткое замыкание, глубокая сульфатация и повышенный саморазряд из-за естественной деградации батареи — устраняются только заменой аккумулятора.
Заключение
Недозаряд аккумулятора — это проблема, которая существенно сокращает его ресурс и снижает надёжность. Возникать она может как из-за самой батареи, так и из-за неисправностей системы зарядки автомобиля. Понятно, что причину нужно искать и устранять как можно скорее. Но, если это сделать не получается (нет времени, возможности, желания), то спасти ситуацию сможет только принудительная подзарядка от стационарного зарядного устройства. Многие так эксплуатируют АКБ годами. Это неудобно, не всегда на это есть время, но это тоже выход. Хоть и временный.
Недозаряд аккумулятора: признаки, причины и способы ремонта
Время, напряжение и токи для полного заряда авто аккумулятора
Вариант 1: Зарядка аккумулятора при помощи зарядного устройства.
Все подробности и особенности зарядки аккумулятора при помощи зарядного устройства можно прочесть в статье: Как правильно зарядить аккумулятор . Какие зарядки бывают и как ими пользоваться
Вариант 2: Аккумулятор заряжается генератором.
При эксплуатации аккумулятора на автомобиле его заряд происходит при постоянном напряжении создаваемом генератором. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей, устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного заряда и газовыделения.
С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи.
Морозы и только кратковременные поездки не дают аккумулятору полностью зарядиться. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В., при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.
У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.
Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.
Свинцовые кислотные аккумуляторы обладают довольно большим током саморазряда. Аккумулятор постепенно теряет накопленную энергию. Скорость саморазряда сильно зависит от типа и даже конкретного экземпляра аккумулятора, но в любом случае свинцовый аккумулятор не может долгое время находиться в заряженном состоянии. Если он не эксплуатируется, а просто хранится в залитом и заряженном состоянии, его необходимо периодически подзаряжать.
Условия или сколько вольт должно подходить к клемам на аккумуляторе
Вся представленная ниже информация, предполагает, что аккумулятор у вас РАБОЧИЙ
(ну или хотя бы еще подающий надежды, на нормальную работу).
И так. Аккумулятор стоит на своем месте под капотом. Двигатель заведен генератор крутится. Вы берете вольтметр и присоединяете его к клемам аккумулятора, что же он должен показать?!
Сколько вольт должно подходить к аккумулятору при заведенном движке? : Ответ прост и локоничен от 13.9 до 14.3 вольта. Это идеал, к которому стремятся все автопроизводители, однако если японские авто производители так и метят в этот промежуток, то Отечественные автомобили, имеют намного больший разброс в вольтах, чему свидетельствуют и вольтметры установленные на панели приборов. Теоретически напряжение зарядки можно определить, как нормальное, напряжение меньше — аккумулятор будет сильно недозаряжаться, напряжение больше аккумулятор может начать кипеть и в итоге взорваться (наверное, но говорят взрываются). Еще одна важная характеристика для заряда аккумулятора, это способности генератора, а именно не только вольтаж выдаваемый им, но и емкость аккумулятора на которую он разщитан. Дело в том, что автомобильные генераторы способны выдать не безконечную мощность, которая будет распределяться, между всеми включенными в электросеть автомобиля, элементами. Если суммарная мощность всех включенных лампочек, вентиляторов, обогревалок и других приборов превышает способности генератора, то аккумулятор не только не будет заряжаться, но и медленно и сурово разражаться.
Выводы:
- Сильное (от 1 В. ) превышение этого напряжения будет сначала заряжать акум, а потом кипятить его. (кипячение как всегда — плохо)
- Меньшее указанного, напряжение, существенно растягивает время зарядки аккумулятора, поэтому аккумулятор практически не способен полностью зарядиться. А включение мощных электро потребителей может и вовсе вызвать разряд аккумулятора.
— Емкость аккумулятора должна соответствовать электрики. Аккумулятор большей емкости будет заряжаться дольше от одного и того же генератора. Учитывая то, что недозаряд аккумулятору на пользу не идет, а постоянный — тем более! Таким образом, не соответствие пары генератор — аккумулятор, тоже приведет к постоянному недозаряду последнего, и как следствие уменьшение его срока службы.
Причины. Почему постоянно садится аккумулятор
Если вы столкнулись с проблемой, что аккумулятор часто оказывается в разряженном состоянии и не способен завезти двигатель, этому может быть несколько причин:
- Ваш аккумулятор требует обслуживания
- Аккумулятор уже старый, и выработал свой ресурс
- Аккумулятор вышел из строя
- Аккумулятор не заряжается вовсе или заряжается не до конца
- В электросети автомобиля имеется постоянно питаемый потребитель.
- Ваш новый или нормальный аккумулятор не заряжается вовсе или зарядка его настолько мала, что он всеровно садится.
Про то что бывают обслуживаемые и не обслуживаемые аккумуляторы, рассказывать наверное не нужно. Но и необслуживаемые тоже порой требуют внимания. Все дело в том, что годами можно ездить и горя не знать, но ездить недалеко, с музыкой печкой или кондером, при этом аккумулятор будет заводить двигатель и даже сам заряжаться, но не до конца, заряд его будет становится все меньше и меньше, и даже на 50% его емкости он будет заводить, но на морозах этих 50% может и не хватить. Поэтому все фирмы продающие акумы, и сервисы их обслуживающие, рекомендуют периодически носить акум домой и заряжать. Это относится как к обслуживаемым так и к необслаживаемым. По мимо зарядки, не обслуживаемые аккумуляторы требуют и периодической проверки плотности и уровня электролита, при необходимости восстановления его уровня.
Тут стоит поделиться собственным опытом: однажды на первых морозах я не завелся, потом меня завили, и я еще пару дней ездил, на следующих морозах опять не завелся, снял акум попер домой на зарядку, каково же было мое удивление когда я открутил пробки и увидал пластины, голые, без особых намеков электролита. В тот раз я долил в акум больше полторашки дистиллированной воды, заряжал 2 дня импульсной зарядкой, и вуаля, вот уже вторую зиму езжу.
Проблемы с аккумулятором возникающие к концу срока его службы можно перечислить целую кучу:
- В аккумуляторе могут замкнуть банки
- Смена полярности банки
- Аккумулятор не берет заряд
- Глубокий разряд аккумулятора
- При нагрузки аккумулятор выдает слишком малое напряжение
- При нагрузке аккумулятор выдает слишком малые токи
- Трещины на корпусе
В следствие неправильной эксплуатации или просто со временем сепаратор батареи разрушается, и активная масса попадает на днище банки. Таким образом, пластины с разными полюсами соединяются, и происходит замыкание. Пластины могут замкнуть не совсем, а через тонкую перемычку пористого окисла. Может такое случить и из-за высокой плотности электролита. Чаще всего такой аккумулятор уже не подлежит никакому ремонту.
Признаком замыкания банки аккумулятора является такой эффект. Заряжаем аккумулятор, как описано выше. Но в одной или нескольких банках плотность не растет. Зарядить их не удается вовсе, или заряжается но через кратковременное время снова падает.
Замкнутая банка никакого тока не дает аккумулятора не дает, а следовательно если всего банок 6, то напряжение падает на 1/6, по мимо этого остальным пяти банкам акума заряда генератора уже много, они начинают перезаряжаться и кипеть. В общем замыкание банки это приговор, если уж не мгновенный, то очень скорый.
Смена полярности банки аккумулятора
Такая проблема может проявиться, если одна из банок аккумуляторной батареи в следствии потери электролита, испарении раствора или еще чего, полностью разряжается. При этом в процессе эксплуатации аккумулятора и его заряда генератором, полностью разряженная банка может поменять полярность. После смены полярности, банка начинает активно заряжаться, заряжается и в основном начинает кипеть в следствии перезаряда. Сомнительно, но говорят, что именно так оно и бывает.
Лечением данной проблемы, может стать полный разряд аккумулятора и последующая его зарядка импульсными токами.
Глубокий разряд аккумулятора
Аккумулятор не берет заряд
Полный или глубокий разряд аккумулятора, может вызвать за собой проблему в том, что аккумулятор откажется заряжаться: напряжение на его клемы подается, а вот амперметр показывает почти 0.
Сразу можно сказать, что реанимировать такой акум можно, но один только факт нахождения его в таком состоянии, сильно уменьшает его ресурс.
Способов реанимации таких акумов много, рассмотрим самые распространенные и правдоподобные:
1. Кратковременно подать на аккумулятор напряжение чуть больше 15 вольт. После этого, говорят, акум начнет брать заряд.
2. Параллельно аккумулятору, включить лампочку от фары. После чего ток заряда самого аккумулятора начнет потихоньку отрываться от нуля, и уже через 30-50 минут, отключив лампочку, можно увидеть что акум начал потихоньку брать заряд, который со временем сначала будет увеличиваться, а с последующим зарядом соответственно уменьшаться до нормы заряженного аккумулятора.
Не заряжается или постоянно садится исправный аккумулятор, причины:
- В электрики автомобиля присутствует постоянный потребитель, который в моменты покоя автомобиля потихоньку садит аккумулятор.
- Электро оснащение автомобиля не дает на аккумулятор необходимое для заряда напряжение.
И так, предположим, что все вышеперечисленные проблемы с аккумулятором исключены, акум здоров и бодр до того как вы ставите авто на стоянку. И после пары дней или недели стоянки акум садится по полной. Да проблема, этого происходить не должно. И мало того, если даже у вас все электрооборудование (а в частности генератор) рабочее, то постоянное подсаживание аккумулятора во время стоянок, рано или поздно приведет к его разрядки на столько, что он окажется не способен завезти двигатель.
Причиной такого трабла может быть, как электрика самого автомобиля, так и сам аккумулятор. Для начальной проверки вам потребуется простой мультиметр для измерения тока потребления.
- Открываем капот, закрываем все двери, откручиваем минусовую клему
- Ставим мультиметр на измерение силы постоянного тока ( например до 10 А )
- Снимаем минусовую клему с акума и между клеммой массы и клеммой аккумулятора последовательно подключаем тестер.
- Держим так, получаем результат потребляемого тока при незакрытой машине
- Все держа так, третий рукой (или рукой помощника) ставим автомобиль на сигналку, ждем пару сек, когда все лампочки погаснут, и пропикает не закрытый капот и смотрим на показания. Это ток потребляемый автомобилем в режиме стоянки на сигналке.
Теперь проводим анализ полученных результатов: По результатам можно сказать, что чем меньше показания, тем лучше, а нормой считается все показания до 65 мА, хотя зачастую все измерения укладываются до 0.35 А. Если разделить емкость вашего аккумулятора на полученный результат, вы получите колличество часов которое должно пройти, с таким потреблением тока, до полной разрядки аккумулятора. (если у вас совершенно новый заряженный акум, допустим в 55 А/час, а потребляемый ток 0.25 А , получаем 55/0.25 = 220 часов).
Делаем выводы: если у вас показания укладываются в норму, то у вас проблема с аккумулятором, его нужно зарядить, обслужить, проверить или и вовсе поменять. Если ток потребления сильно выходит за рамки норму ( например 400 мА ), вам стоит задуматься о том что последнее вы делали с электрикой, внести обратные изменения или исправить их самостоятельно или при помощи рук авто электрика.
Почему не заряжается аккумулятор, возможные причины:
- Проблема в самом аккумуляторе
- Проблема с электрикой
- Генератор не выдает достаточное напряжение
- Напряжение на кремах аккумулятора не достаточно для его заряда
Для точной диагностики проблем с электрикой автомобиля, при которых аккумулятор не заряжается вовсе или не заряжается до конца и в результате постоянного недозаряда периодически садится, вам понадобится вольтметр. Но все это, с учетом того, что ремень на генераторе цел, и с удовольствием крутит его, когда двигатель запущен. Если в процессе осмотра вы увили, что ремень генератора изношен или не достаточно натянут, вам потребуется его заменить. При том что сам генератор и ремень могут быть в норме, на генераторе возможно окисление контактов, которое вполне возможно приведет к плохому контакту, а следовательно и плохой передачи тока.
Если ремень генератора в хорошем состоянии и нормально натянут, контакты на генераторе не окислены и способны передавать вырабатываемый им ток, вам необходимо проверить напряжение которое выдает генератор. Это можно сделать простым подключением мультиментра в режиме измерения постоянного напряжения к клемам генератора.
На японских автомобилях, диодный мост и реле зарядки установлены прямо на генераторе, поэтому мультиметр должен показывать напряжение от 13.9 до 14.4 Вольт. Это идеал, как только вы подключите электроприборы автомобиля напряжение выдаваемое генератором просадиться, однако если при этом вы добавите обороты двигателя, напряжение восстановится.
Стоит отметить, то что напряжение на клемах аккумулятора должно быть равным напряжению на выходе генератора, если это не так, у вас окислены клемы, и аккумулятор вдвойне не получает своего заряда.
Можно сделать вывод: Если напряжение на клемах аккумулятора, при отключенной электрики, а возможно и на прибавленных оборотах не доходит до значения в 13.8 вольт, ваш аккумулятор не получает достаточно заряда и постепенно садится. Однако при этом если напряжение на клемах генераторара находится в пределах от 13.8 до 14.3 вольт, то у вас проблема с соединениями или проводами, ведущими к потерям тока.
Напряжение генератора не достаточно для заряда аккумулятора
Сняв измерения с аккумулятора, оказалось что генератор не выдает достаточное напряжение.
Если напряжение выдоваемое генератором не достаточно для зарядки аккумулятора, вам необходимо проверить работоспособность генератора. В каждом городе есть сервисы специализирующиеся на проверке и ремонте генераторов.
Японский генератор — это полноценный узел для выработки энергии, он включает в себя:
- Ротор
- Статор
- Диодный мост
- Регулятор напряжения
- Конденсатор
Проблема может быть в каждой из них, поэтому все же вам следует обратиться к специалистам, как правило стоимость такой проверки не превышает 600 рублей.
Несколько слов для владельцев Отечественных автомобилей: у вас генератор — это генератор, а регулятор напряжения и зачастую диодный мост, находятся в прямом доступе, и возможности замены. Для вас нередки такие проблемы, как переменный ток (проблема в диодном мосте) и завышенное напряжение (проблема в реле зарядки (шоколадки). Реле зарядки создано для того, что бы при любых оборотах двигателя, напряжение в сети автомобиля держалось в пределах норму, не зависимо от того что при увеличенных оборотах генератор будет вырабатывать напряжение до 18 В.).
Устраняем неисправности: недозаряд (неполный заряд) аккумулятора
Недозаряд аккумулятора в автомобиле может наложить негативный отпечаток на всем источнике питания в целом.
Чтобы этого не произошло, необходимо разобраться в причинах возникновения недозаряда аккумуляторной батареи.
Что означает в аккумуляторе понятие «недозаряд»
Недозаряд аккумулятора — это положение, при котором источник питания не может зарядиться полностью. Такое происходит, если внутри АКБ появилась оксидная пленка либо же мало времени было уделено самому заряду аккумуляторной батареи.
Эксплуатация АКБ в данном положении существенно увеличивает неблагоприятные изменения в самом изделии. Поэтому, если у вас частенько происходит недозаряд аккумулятора, то это явный «звоночек», чтобы проверить источник питания на предмет исправности.
Во-первых, необходимо найти причину данной неисправности. Многие симптомы могут оказаться видны невооруженным глазом; для невидимых причин необходимо воспользоваться специальным инвентарем (приборами, приспособлениями) по их устранению.
Можно ли самому обнаружить недозаряд аккумулятора
Если при запуске двигателя значение разрядного тока заметно уменьшается, то, скорее всего, это происходит из-за недозаряда.
То же самое бывает и при вращении коленвала. Его частота оборотов значительно падает. Недозаряженный источник питания просто не может справиться с этой работой.
Прибор под названием «мультиметр» легко справляется с задачей обнаружения неполного заряда аккумуляторной батареи. Чтобы произвести такого рода диагностику, вам надо предпринять следующие шаги:
- Отсоединить зажимные приспособления от АКБ.
- Перевести изделие в порядок измерения I(const).
- Подключить электрощупы к выводу проводов источника питания.
Замерив таким образом напряжение АКБ и увидев его значение меньше чем 12,5V, можно предположить, что все дело в недозаряде аккумулятора.
Не стоит сильно переживать, если ваше авто использовалось в редком эксплуатационном режиме — такое положение недозарядки будет абсолютно допустимо.
Но, если же автомобиль используется каждодневно, то следует обратить внимание на емкость АКБ и ее восстановление.
Печальные последствия неполного заряда аккумуляторной батареи
При постоянном недозаряде АКБ могут произойти его перегрев, деструкция свинцовых решеток, а также процесс покрытия пластин сернокислым свинцом (сульфатация).
Если долго не использовать в рабочем строе аккумуляторную батарею, то оксидная пленка со временем окутает пластины, находящиеся внутри источника питания, тем самым так же приводя АКБ к недозаряду.
При маленьком значении тока разряда запуск двигателя будет осуществляться намного медленнее, что грозит замыканием 1-ой или нескольких банок, входящих в состав аккумулятора.
Как правильно устранить недозаряд аккумулятора
Основная задача источника питания состоит в том, что обеспечить запуск двигателя автомобиля и поддерживать работу электрических приборов, находящихся внутри машины. Выполняя данные действия, АКБ преимущественно теряет свой ранее запасенный заряд.
При движении автомобиля на маленьких оборотах двигателя, генератор отдаст аккумулятору совсем малое количество электрической энергии для его подзарядки.
Неполный заряд АКБ может происходить и по ниже перечисленным причинам:
- при выходе батареи из рабочего строя (тогда лучше поменять на новое изделие);
- регулятор реле стал неисправным;
- АКБ практически не эксплуатируется (посмотреть на каком уровне находится электролит и проверить изделие на факт сульфатации);
- ремень генератора плохо натянут;
- изношенность щеток ремня;
- изделие в редких случаях заряжается полностью;
- саморазряд аккумуляторной батареи при стоянках (либо долгом простое);
- короткие поездки в минусовую погоду производят также саморазряд батареи (в таком случае необходимо чаще подзаряжать источник питания).
Устраняя вышеперечисленные неисправности, вы сможете полностью восстановить заряд источника питания.
Если же дефекты батареи вызваны с помощью погрешностей при использовании изделия, то с помощью необходимых ЗУ возможно восстановить емкость эксплуатируемого аккумулятора.