Зачем на автомате пониженные передачи
Сегодня на автоматические коробки передач большой спрос. Значительно больше, чем в 90-е годы. Люди «раскусили» их и больше не боятся каких-то мифических отказов. В общем, с «автоматом» подружились. Но так ли он прост?
АКПП выручит в пробках, она хороша в ситуациях, когда необходимо полностью сосредоточиться на дороге, хотя, опытному водителю и «механика» не помешает сконцентрироваться. У МКПП вообще множество плюсов: она экономичнее, а, главное, позволяет водителю лучше чувствовать машину — как на ровных участках, так и на горном серпантине. Если, например, на третьей передаче не хватает тяги, то можно быстро перейти на вторую, правда, не исключен перерасход топлива.
Но, может быть, здесь «автомат» более выгоден? Может, если у него есть режим пониженной передачи. Если вы часто ездите, пусть даже по умеренному бездорожью, при покупке автомобиля стоит обратить внимание на наличие у него подобной функции.
Тут все просто: если вы видите рядом с селектором КПП литеру L, которая как раз и обозначает «понижайку», то все в порядке. Оказавшись на неважнецкой дороге, например, на песке, в снегу или на скалистой местности, а также на затяжном подъеме, вы теперь имеете палочку-выручалочку. Активируя режим L, вы добиваетесь оптимальной тяги, которая позволит проходить сложные участки, не перегружая двигатель.
У этого «автомата» есть ручной режим управления.
Обратите внимание: современные АКПП стали значительно сообразительнее своих предшественниц, ведь кроме пониженной передачи у них есть и другие режимы работы. Например, спортивный, который хорош на загородных трассах, а в пробках очень подойдет режим не выше первой передачи (на скоростях до 25 км/ч).
Конечно, «автомат» сложнее «механики», и это надо учитывать при его эксплуатации. Не все АКПП нормально воспринимают повышенные нагрузки, потому, прежде, чем сесть за руль, неплохо бы поинтересоваться особенностями той коробки, которая установлена на вашем авто.
Текст: Александр Валентинов
Фото: Интернет-ресурсы
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Как правильно пользоваться понижающими передачами L на АКПП?
На автоматических коробках передач первого поколения, которые еще не имели функции ручного управления скоростями, использовалась специальная конструкция с понижающими передачами. Многие водители попросту не понимают, для чего на автомате необходимы понижающие передачи и как правильно использовать такую коробку передач. Разберем подробнее, для чего используются понижающие передачи на автомате.
Основное назначение понижающих передач
Конструкция автомата такова, что при включении понижающей передачи в автомате на привод автомобиля передаётся больший крутящий момент, что позволяет с легкостью форсировать глубокие лужи, размытые просёлочные дороги и другие сложные участки. Тогда как в обычном режиме автомата машине просто не будет хватать мощности и крутящего момента, чтобы выбраться из такой глубокой ямы или топкого участка.
На механической коробке передач водитель сам может регулировать мощность и крутящий момент, который передается на ведущие колеса. У многих внедорожников имеется также полноценная понижающая передача, которая позволяет уверенно себя чувствовать на бездорожье. До появления таких понижающих передач на автоматах использовать машины на разбитой дороге было крайне сложно. Однако сегодня владельцы таких автомобилей могут уверенно себя чувствовать на проселочных дорогах, будучи уверенными, что они не застрянут в первой же глубокой луже.
Особенности понижающих передач на автоматах
Изначально такие понижающие передачи на автоматических коробках были прерогативой полноценных внедорожников, владельцы которых часто выбирались на разбитые дороги. Однако в последующем такая конструкция совершенствовалась, что позволило оснастить понижающими передачами все без исключения автоматы.
При использовании автомобиля с такой коробкой передач её владельцу необходимо помнить о том, что постоянное использование такого режима приводит к повышенной нагрузке на трансмиссию и перегреву автомата. Поэтому водителю не следует, как только он выбрался на загородную разбитую дорогу, включать понижающую передачу и двигаться всё время на ней. Её нужно активировать лишь в том случае, когда требуется преодолеть сложный участок дороги.
Если же пришлось длительное время держать включенной такую понижающую передачу, то, выбравшись с разбитой дороги, следует на 10-20 минут заглушить автомобиль, что позволит трансмиссионному маслу и всей автоматической коробке передач остыть, исключая критические неисправности у автомобиля. Если же пренебрегать такой рекомендацией, то, в конечном счете, потребуется выполнять замену блока управления коробкой или же проводить диагностику и замену железной части АКПП.
Такие трансмиссии автомат оснащаются даже не одним, а сразу двумя режимами понижающих передач. При переводе селектора в режим D 3 коробка не будет переключаться на ступени выше третьей передачи. Тем самым уже с самого низа на ведущие колёса приходится значительный крутящий момент, позволяя выбираться из топкого грунта. На отдельных автомобилях также имеются специальные режимы «Камни», «Гололёд», «Грязь» и «Снег». Фактически, это те же самые понижающие передачи, причём ограничение может устанавливаться на третьей и даже второй ступени.
Современные коробки передач получили полностью электронное управление, они имеют функцию ручного переключения ступеней и спортивный режим, когда коробка максимально долго удерживает высокие обороты. Подобное позволило несколько повысить комфорт использования автомобиля на автомате, однако на разбитых дорогах возможности таких автомобилей в сравнении с машинами, у которых автомат имеет понижающую передачу, всё же ограничены.
Подведём итоги
В прошлом коробки передач автомат часто оснащались специальными понижающими передачами, что расширяло возможности таких машин на разбитых дорогах. Фактически, происходила блокировка коробки, которая не могла подниматься на четвёртую или третью передачу. Это позволяло обеспечить больший крутящий момент на ведущих колесах, а водитель мог выбраться из топкого грунта или разбитой раскисшей колеи. Нужно лишь помнить о том, что длительная активация таких понижающих передач приводит к перегреву трансмиссии, поэтому требуется охлаждать коробку и не активировать такие режимы на долго.
Зачем «автомату» нужен режим N и когда его нельзя использовать
Многие водители, пересаживаясь с машин, оснащенных механическими коробками передач, на автомобили с «автоматами», вариаторами или «роботами», волей-неволей переносят на новый транспорт свои прежние привычки. Например, они продолжают подкатываться к перекрестку на «нейтралке», стремясь сэкономить топливо, а во время даже коротких остановок переводят селектор в положение N или P, надеясь, что машина сожжет меньше бензина или солярки. Забегая вперед, скажем, что, по большей части, такие «экономы» оказывают своим машинам медвежью услугу.
Зачем АКП нужен режим N
В обиходе под автоматической коробкой передач подразумевают сразу три вида трансмиссий — гидромеханический «автомат», «вариатор», а также «робот» с одним или двумя сцеплениями. Поэтому правильнее говорить о машинах с автоматизированными трансмиссиями, когда в полу смонтировано не три, а две педали. Во всех случаях на площадке селектора представлен режим N (Neutral). Как правило, это обозначение «вписано» между положениями D (Drive) и R (Reverse).
Многие задаются вопросом — а зачем машинам вообще нужен режим N, если во время остановки можно активировать имеющийся у подавляющего большинства двухпедальных ТС режим P (Parking). На самом деле, ключевая функция «нейтрального» режима — предоставление возможности откатывать и буксировать транспортное средство. Причем сразу оговоримся, речь идет, прежде всего, о перемещении на тросе с небольшой скоростью и на достаточно небольшие расстояния (до 50 км).
Также такой режим необходим, когда производится обслуживание транспортного средства. И, опять-таки, на «нейтралке» просят оставить автомобиль служащие шиномонтажей и в ряде случаев — автомоек: такой функционал необходим им для сервисных перемещений машины.
И, наконец, режим N может становиться альтернативой трансмиссионному положению Parking. Например, если вы оставляете автомобиль в режиме Parking на крутом уклоне на недели или даже месяцы, а «ручник» не используется, механизм, блокирующий выходной вал трансмиссии, испытывает повышенную нагрузку и подвергается деформации. Со временем это может привести к сложностям включения или отключения «паркинга». Чтобы этого избежать, эксперты рекомендуют в таких ситуациях задействовать «ручник», плюс — упоры под колеса для дополнительной страховки.
Почему нельзя ездить накатом с АКП в положении N
Если машина движется с включенной «нейтралкой», производительность масляного насоса АКП резко падает. Лопастные элементы гидротрансформатора и шестеренки продолжают вращаться, но поскольку масляный насос сбрасывает давление, трущиеся детали трансмиссии не получают смазки. В результате работы практически насухую износ элементов АКП резко увеличивается. Именно поэтому в автомобильных инструкциях четко оговорено — положение селектора N применяется при необходимости и только для загрузки машины на эвакуатор или ее буксировки на малой скорости на строго ограниченное расстояние.
Стоит учитывать и то, что переключаться в положение N из D в движении небезопасно, поскольку при экстренном торможении или просто на скользком покрытии возникает опасность блокировки колес и развития заноса.
К тому же, если, перемещая селектор в движении, вы «промахнетесь» и перескочите, например, из режима D в P, это чревато техническими последствиями. Точнее, неприятности не исключены у автомобилей с механическим фиксатором. К ним относятся, например, авто с уже немолодым французским 4-ступенчатым «автоматом» DP0/DP2 и DP8 и японским вариатором Jatco JF011E. А вот сломать коробку, перескочив на ходу из D в R, вопреки расхожим разговорам, можно не опасаться. Включение задней передачи происходит при таком алгоритме с помощью электроники, а та в 100% случаев задействует «защиту от дурака» и не позволит разрушить трансмиссию.
Почему машину нельзя долго буксировать с «автоматом» в положении N
Казалось бы — что тут страшного: зацепить сломавшуюся машину с «автоматом» или с вариатором тросом и отбуксировать в ближайший автосервис. Ведь на автомобилях с «механикой» вы сто раз так делали! Не советуем! Даже если двигатель проблемной машины будет в этом случае работать, масляный насос не сможет должным образом прокачивать смазку к трущимся деталям. Соответственно, детали будут перегреваться и изнашиваться.
Однако если альтернативы в виде эвакуатора нет, нужно руководствоваться следующим правилом: коробка в «нейтрали», скорость не выше 50 км/ч, расстояние не более 50 км. Это общие рекомендации. О точных скоростных и дистанционных ограничениях на буксировку именно вашей модели нужно свериться в автомобильном мануале. К примеру, у современных 8−9−10-ступенчатых трансмиссий компоновка трансмиссии такая плотная, что без необходимого давления масла они перегреваются очень быстро, и буксировать их на тросе не следует в принципе.
У машин с вариатором при заглушенном двигателе масляный насос тоже не работает. А значит, первичный и вторичный валы и подшипники будут вращаться на сухую и перегреваться. А вот машины с классическими «роботами» с одним сцеплением тащить можно на любые дистанции как с заведенным, так и с заглушенным двигателем. Ведь де факто конструкция таких трансмиссий близка к «механике», разве что передачи тасует не человек, а электроника. Другое дело — роботизированные коробки с двумя сцеплениями. Они конструктивно ближе «автоматам», и большинство моделей управляется гидравликой. Поэтому производители таких авто, как правило, допускают буксировку максимум на 30−50 км.
Нужно ли включать нейтральную передачу на светофорах или в пробках?
Технические специалисты не советуют переводить селектор в положение N на время коротких остановок в пробках и на светофорах в целях экономии топлива. С одной стороны, в «нейтрали» фрикционы расцепляются, и связь между двигателем и колесами разрывается. Отсюда — некоторая экономия горючего. Однако если перевод селектора в положение N войдет у водителя в привычку, и он будет переключаться из D в N и обратно по двадцать раз за поездку, такие манипуляции уменьшат ресурс коробки. Впрочем, из этого правила есть исключение. В сильную жару все же желательно переводить рычаг «автомата» в положение «N» — это позволит снизить тепловыделение и предотвратит перегрев масла в АКП.
Еще одно исключение касается роботизированных коробок передач. На обычной механической коробке, как известно, не рекомендуется долго удерживать выжатой педаль сцепления. Такая же схема и здесь — стоять на светофоре или в глухой пробке, удерживая селектор в положении Drive не слишком хорошо для «робота» — увеличивается нагрузка на узел и износ его элементов. Поэтому в случае с роботизированными коробками, как классическими, так и преселективными, при длительных остановках лучше перевести селектор в N, чтобы снять напряжение со сцепления.
Подытоживая, порекомендуем владельцам машин с «автоматами» строго следовать инструкции по эксплуатации автомобиля, стараться минимизировать переключения из Drive в Parking (чем меньше переключений, тем выше ресурс трансмиссии), переводить рычаг в D, R или P только на неподвижной машине, а также не выключать Drive на остановках и для движения накатом. Соблюдение этих несложных правил позволит продлить жизнь АКП.