Как работает электронный регулятор напряжения и инструкция по его установке
В зависимости от устройства и принципа работы реле-регуляторы напряжения генератора в автомобиле делятся на несколько видов: встроенные, внешние, трехуровневые и другие. Теоретически такой прибор можно сделать и самостоятельно, самый простой в плане реализации и дешевый вариант — использовать шунтирующее устройство.
Назначение реле-регулятора
Реле-регулятор напряжения генератора предназначен для стабилизации тока в установке. При функционировании двигателя вольтаж в электрической системе автомобиля должен быть на одном уровне. Но поскольку коленвал вращается с разной скоростью и обороты мотора неодинаковы, генераторный узел вырабатывает разное напряжение. Без регулировки этого параметра могут произойти сбои в функционировании электрооборудования и приборов машины.
Взаимосвязь источников тока авто
В любом автомобиле используется два источника питания:
- Аккумуляторная батарея — требуется для запуска силового агрегата и первичного возбуждения генераторной установки. АКБ расходует и накапливает энергию при подзарядке.
- Генератор. Предназначен для питания и нужен для того, чтобы генерировать энергию независимо от оборотов. Устройство позволяет восполнить заряд батареи при работе на повышенных оборотах.
В любой электросети оба узла должны быть рабочими. Если генератор постоянного тока выходит из строя, аккумулятор проработает не более двух часов. Без АКБ не заведется силовой агрегат, который приводит в движение ротор генераторной установки.
Канал «LR West» рассказал о неисправностях электросетей в автомобилях Лэнд Ровер, а также о взаимосвязи АКБ и генераторов.
Задачи регулятора напряжения
Задачи, которые выполняет электронное регулируемое устройство:
- изменение значения тока в обмотке возбуждения;
- возможность выдержать диапазон от 13,5 до 14,5 вольт в электросети, а также на клеммных выводах АКБ;
- отключение питания обмотки возбуждения при выключенном силовом агрегате;
- функция подзарядки аккумулятора.
«Народный автоканал» подробно рассказал о назначении, а также о задачах, которые выполняет регуляторное устройство напряжения в авто.
Разновидности реле-регуляторов
Есть несколько видов автомобильных реле-регуляторов:
- внешние — этот тип реле позволяет увеличить ремонтопригодность генераторного узла;
- встроенные — устанавливаются в пластину выпрямительного устройства либо щеточный узел;
- изменяющиеся по минусу — оснащаются дополнительным кабелем;
- регулирующиеся по плюсу — характеризуются более экономичной схемой подключения;
- для установки в агрегаты переменного тока — напряжение не может регулироваться при подаче на обмотку возбуждения, поскольку она установлена в генератор;
- для устройств постоянного тока — реле-регуляторы имеют функцию отсечения аккумулятора при незапущенном двигателе;
- двухуровневые реле — сегодня практически не используются, в них регулировка осуществляется пружинками и рычажком;
- трехуровневые — оснащаются схемой сравнивающего модуля, а также сигнализатором согласования;
- многоуровневые — оборудуются 3-5 добавочными резисторными элементами, а также системой контроля;
- транзисторные образцы — на современных транспортных средствах не применяются;
- релейные устройства — характеризуются более улучшенной обратной связью;
- релейно-транзисторные — обладают универсальной схемой;
- микропроцессорные реле — характеризуются небольшими размерами, а также возможностью плавного изменения нижнего либо верхнего порога срабатывания;
- интегральные — устанавливаются в держатели щеток, поэтому при их износе меняются.
Реле-регуляторы постоянного тока
В таких агрегатах схема подключения выглядит более сложной. Если машина стоит и двигатель не запущен, генераторный узел должен быть отключен от аккумулятора.
При выполнении испытания реле необходимо удостовериться в наличии трех опций:
- отсечка батареи при стоянке транспортного средства;
- ограничение максимального параметра тока на выходе агрегата;
- возможность изменения параметра напряжения для обмотки.
Реле-регуляторы переменного тока
Такие устройства характеризуются более упрощенной схемой проверки. Автовладельцу необходимо произвести диагностику величины напряжения на обмотке возбуждения, а также на выходе агрегата.
Если в автомобиле установлен генератор переменного тока, то запустить двигатель «с толкача» не получится, в отличие от агрегата постоянного тока.
Встроенные и внешние реле-регуляторы
Процедура изменения величины напряжения производится устройством в определенном месте монтажа. Соответственно, встроенные регуляторы осуществляют воздействие на генераторный узел. А внешний тип реле не связан с ним и может подключаться к катушке зажигания, тогда его работа будет направлена только на изменение напряжения на данном участке. Поэтому перед выполнением диагностики автовладелец должен убедиться, что деталь подключена правильно.
Канал «Sovering TVi» подробно рассказал о предназначении, а также принципе действия данного типа устройств.
Двухуровневые
Принцип действия таких устройств заключается в следующем:
- Ток проходит через реле.
- В результате образования магнитного поля рычаг притягивается.
- В качестве сравнивающего элемента используется пружинка, обладающая конкретным усилием.
- Когда напряжение увеличивается, контактные элементы размыкаются.
- На обмотку возбуждения подается меньший ток.
В автомобилях ВАЗ для регулирования ранее использовались механические двухуровневые устройства. Главный недостаток заключался в быстром износе конструктивных компонентов. Поэтому вместо механических на эти модели машин стали устанавливать электронные регуляторы.
В основе таких деталей использовались:
- делители напряжения, которые собирались из резисторных элементов;
- в качестве задающей детали применялся стабилитрон.
Из-за сложной схемы подключения и неэффективного контроля уровня напряжения такой тип устройств стал использоваться реже.
Трехуровневые
Данный тип регуляторов, как и многоуровневые, являются более усовершенствованными:
- Напряжение подается с генераторного устройства на специальную схему и проходит через делитель.
- Полученные данные обрабатываются, фактический уровень напряжения сравнивается с минимальным и максимальным значением.
- Импульс рассогласования изменяет параметр тока, который подается на обмотку возбуждения.
Трехуровневые устройства с частотной модуляцией не имеют сопротивлений, но частота срабатывания электронного ключа в них выше. Для управления применяются специальные логические схемы.
Управление по минусу и плюсу
Схемы по отрицательному и положительному контактам отличаются только подсоединением:
- при установке в разрыв плюса одна щетка соединяется с массой, а вторая идет на клемму реле;
- если реле устанавливается в разрыв минуса, то один щеточный элемент должен быть подключен к плюсу, а второй — непосредственно на реле.
Но во втором случае появится еще один кабель. Это связано с тем, что данные модули реле относятся к классу приспособлений активного типа. Для его функционирования потребуется отдельное питание, поэтому плюс подключается индивидуально.
Фотогалерея «Виды реле-регулятора напряжения генератора»
В данном разделе представлены фото некоторых видов устройства.
Выносной тип устройств Встроенный регулятор Транзисторно-релейный тип Интегральное устройство Устройство для генератора постоянного тока Регулирующее устройство переменного тока Двухуровневый тип устройств Трехуровневый регулирующий прибор
Принцип работы реле-регулятора
Наличие встроенного резисторного устройства, а также специальных схем обеспечивает возможность регулятора сравнивать параметр напряжения, которое вырабатывает генератор. Если значение слишком высокое, то регулятор отключается. Это позволяет не допустить перезаряда АКБ и выхода из строя электрооборудования, которое питается от сети. Неполадки в работе устройства приведут к поломке аккумулятора.
Переключатель зима и лето
Генераторное устройство работает стабильно независимо от температуры окружающей среды и сезона. Когда его шкив приводится в движение, происходит выработка тока. Но в холодное время года внутренние конструктивные элементы батареи могут примерзать. Поэтому заряд АКБ восстанавливается хуже, чем в жару.
Переключатель для изменения сезона работы располагается на корпусе реле. Некоторые модели оснащаются специальными разъемами, их надо найти и подсоединить провода в соответствии со схемой и обозначениями, нанесенными на них. Сам переключатель представляет собой устройство, благодаря которому уровень напряжения на выводах батареи можно увеличить до 15 вольт.
Как снимать реле-регулятор?
Снятие реле допускается только после отключения клемм от АКБ.
Чтобы произвести демонтаж устройства своими руками, потребуется отвертка с крестовым или плоским наконечником. Все зависит от болта, который крепит регулятор. Генераторный узел, а также приводной ремень демонтировать не нужно. От регулятора отсоединяется кабель и выкручивается болт, который его крепит.
Пользователь Виктор Николаевич подробно рассказал о демонтаже регуляторного механизма и его последующей замене на авто.
Признаки неисправности
«Симптомы», в результате которых потребуется проверить или произвести ремонт регуляторного устройства:
- при активации зажигания на контрольном щитке появляется световой индикатор разряженного аккумулятора;
- значок на приборной панели не пропадает после запуска двигателя;
- яркость свечения оптики может быть слишком низкой и увеличиваться при повышении оборотов коленвала и нажатии на педаль газа;
- силовой агрегат машины с трудом запускается с первого раза;
- АКБ автомобиля часто разряжается;
- при увеличении числа оборотов ДВС более двух тысяч в минуту лампочки на контрольном щитке отключаются автоматически;
- динамические свойства транспортного средства снижаются, что особенно явно проявляется на повышенных оборотах коленвала;
- возможно закипание аккумулятора.
Возможные причины неисправностей и последствия
Необходимость ремонта реле-регулятора напряжения генератора возникнет при таких проблемах:
- межвитковое замыкание обмоточного устройства;
- короткое замыкание в электроцепи;
- поломка выпрямительного элемента в результате пробоя диодов;
- ошибки, допущенные при подключении генераторного агрегата к выводам АКБ, переплюсовка;
- попадание воды или другой жидкости внутрь корпуса регуляторного устройства, к примеру, в высокую влажность на улице или при мойке авто;
- механические неисправности устройства;
- естественный износ элементов конструкции, в частности, щеток;
- низкое качество использующегося устройства.
В результате неисправности последствия могут быть серьезными:
- Высокое напряжение в электросети автомобиля приведет к поломке электрооборудования. Из строя может выйти микропроцессорный блок управления машиной. Поэтому не допускается отключение клеммных зажимов АКБ при запущенном силовом агрегате.
- Перегрев обмоточного устройства в результате внутреннего замыкания. Ремонт будет дорогостоящим.
- Поломка щеточного механизма приведет к неисправности генераторного агрегата. Узел может заклинить, возможен обрыв приводного ремешка.
Пользователь Сникерсон рассказал о диагностике регуляторного механизма, а также о причинах его выхода из строя на автомобилях.
Диагностика реле-регулятора
Проверять работу регуляторного устройства необходимо с помощью тестера — мультиметра. Его предварительно надо настроить в режим вольтметра.
Встроенного
Данный механизм обычно встроен в щеточный узел генераторного агрегата, поэтому потребуется уровневая диагностика устройства.
Проверка выполняется так:
- Производится демонтаж защитной крышки. С помощью отвертки или гаечного ключа ослабляется щеточный узел, его необходимо вывести наружу.
- Проверяется износ щеточных элементов. Если их длина составляет менее 5 мм, то замена производится обязательно.
- Проверка генераторного устройства с использованием мультиметра выполняется вместе с АКБ.
- Отрицательный кабель от источника тока замыкается на соответствующую пластину регуляторного устройства.
- Положительный контакт от зарядного оборудования либо аккумулятора соединяется с таким же выходом на разъеме реле.
- Затем мультиметр выставляется в рабочий диапазон от 0 до 20 вольт. Щупы устройства соединяются со щетками.
В рабочем диапазоне от 12,8 до 14,5 вольт между щеточными элементами должно быть напряжение. Если параметр увеличивается более чем на 14,5 В, то стрелка тестера должна упасть на ноль.
При диагностике встроенного реле-регулятора напряжения генератора допускается применение контрольной лампочки. Источник освещения должен включаться при определенном интервале напряжения и гаснуть, если этот параметр увеличивается больше необходимого значения.
Кабель, который управляет тахометром, надо прозвонить посредством тестера. На дизельных автомобилях этот проводник обозначается W. Уровень сопротивления провода должен составить примерно 10 Ом. Если этот параметр падает, это говорит о том, что проводник пробит и требует замены.
Выносного
Метод диагностики такого типа устройств осуществляется аналогично. Единственное отличие заключается в том, что реле-регулятор не требуется снимать и извлекать из корпуса генераторного агрегата. Произвести диагностику устройства можно при запущенном силовом агрегате, меняя обороты коленчатого вала с низких на средние и на высокие. При повышении их числа необходимо активировать оптику, в частности, дальнее освещение, а также магнитолу, печку и другие потребители.
Канал «AvtotechLife» рассказал о самостоятельной диагностике регуляторного устройства, а также об особенностях выполнения этой задачи.
Самостоятельное подключение реле-регулятора в бортовую сеть генератора (пошаговая инструкция)
При установке нового регуляторного устройства надо учесть следующие моменты:
- Перед выполнением задачи обязательно производится диагностика целостности, а также надежности контактов. Речь идет о кабеле, идущем от кузова транспортного средства к корпусу генераторной установки.
- Затем выполняется подключение клеммного зажима Б регуляторного элемента к положительному контакту генераторного агрегата.
- При выполнении соединения скрутки проводов использовать не рекомендуется. Они греются и становятся непригодными через год эксплуатации. Следует применять пайку.
- Штатный проводник рекомендуется заменить проводом, сечение которого составляет не меньше 6 мм2. Особенно если вместо заводского генератора устанавливается новый, который рассчитан на работу в условиях тока выше 60 А.
- Наличие амперметра в цепи генератор-АКБ позволяет определить мощность источников питания в конкретное время.
Схема подключения регулятора выносного
Схема подключения выносного типа устройств
Данное устройство устанавливается после того, как будет определен провод, в разрыв которого он подключится:
- В старых версиях Газелей и РАФ применяются механизмы 13.3702. Они выполнены в металлическом или полимерном корпусе и оснащаются двумя контактными элементами и щетками. Их рекомендуется подключать в отрицательный разрыв цепи, выходы обычно обозначены. Положительный контакт берется с катушки зажигания. А выход Ш реле подключается к свободному контакту на щетках.
- В автомобилях ВАЗ используются устройства 121.3702 в черном либо белом корпусе, есть также двойные модификации. В последних при поломке одной из деталей второй регулятор останется рабочим, но на него надо переключиться. Устройство устанавливается в разрыв положительной цепи клеммой 15 к контакту катушки Б-ВК. Со щетками соединяется проводник под номером 67.
В более новых версиях ВАЗ реле устанавливаются в щеточный механизм и соединяются с выключателем зажигания. Если автовладельцем производится замена штатного агрегата на узел переменного тока, то подключение должно выполняться с учетом нюансов.
Подробнее о них:
- Необходимость фиксации агрегата к корпусу транспортного средства определяется автовладельцем самостоятельно.
- Вместо плюсового выхода здесь используется контакт В либо В+. Он должен быть подключен к электросети авто через амперметр.
- Выносной тип устройств в таких авто обычно не применяется, а встроенные регуляторы уже интегрированы в щеточный механизм. От него идет один кабель, обозначающийся как D или D+. Он должен подключаться к выключателю зажигания.
В автомобилях с дизельными двигателями генераторный узел может оснащаться выходом W — он подключается к тахометру. Этот контакт можно игнорировать, если агрегат ставится на бензиновую модификацию авто.
Пользователь Николай Пуртов подробно рассказал об установке и подключении выносного типа устройств на автомобиль.
Проверка подключения
Мотор обязательно должен запускаться. А уровень напряжения в электросети авто будет контролироваться в зависимости от количества оборотов.
Возможно, после монтажа и подключения нового генераторного устройства автовладелец столкнется с трудностями:
- при активации силового агрегата генераторный узел запускается, замер величины напряжения производится на любых оборотах;
- а после отключения зажигания мотор транспортного средства работает и не глушится.
Решить проблему можно путем отключения кабеля возбуждения, только после этого двигатель остановится.
Глушение мотора может произойти при отпускании сцепления с нажатием на педаль тормоза. Причина неисправности заключается в остаточной намагниченности, а также постоянном самовозбуждении обмотки агрегата.
Чтобы не столкнуться с такой проблемой в дальнейшем, в разрыв возбуждающего кабеля можно добавить источник освещения:
- лампочка будет гореть при отключенном генераторе;
- когда происходит запуск агрегата, индикатор тухнет;
- величина тока, которая проходит через источник освещения, будет недостаточной для возбуждения обмотки.
Канал «Altevaa TV» рассказал о проверке подключения регуляторного устройства после подсоединения в 6-вольтовую сеть мотоцикла.
Советы по увеличению срока службы реле-регулятора
Чтобы не допустить быстрого выхода из строя регуляторного устройства, необходимо придерживаться нескольких правил:
- Нельзя допускать сильного загрязнения генераторной установки. Время от времени следует выполнять визуальную диагностику состояния устройства. При серьезных загрязнениях производится снятие агрегата и его очистка.
- Периодически следует проверять натяжение приводного ремешка. Если потребуется, производится его натяжка.
- Рекомендуется следить за состоянием обмоток генераторного агрегата. Нельзя допускать их потемнения.
- Надо проверять качество контакта на управляющем кабеле регуляторного механизма. Не допускается наличие окислений. При их появлении производится очистка проводника.
- Периодически следует диагностировать уровень напряжения в электросети авто с заведенным и заглушенным двигателем.
Сколько стоит реле-регулятор?
Стоимость устройства зависит от производителя и типа регулятора.
Наименование | Цена, руб |
Для автомобилей Рено | 2000 |
Для Тойоты | 1000-4500 |
Для Мазды (от 2012 года выпуска) | 16000 |
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар |
Можно ли сделать регулятор своими руками?
Пример рассмотрен на регуляторном механизме для скутера. Основной нюанс заключается в том, что для корректной работы потребуется разбор генераторного агрегата. Отдельным проводником необходимо вывести кабель массы. Сборка устройства осуществляется по схеме однофазного генератора.
- Выполняется разбор генераторного агрегата, с мотора скутера снимается статорный элемент.
- Слева вокруг обмоток располагается масса, ее надо выпаять.
- Вместо нее производится пайка отдельного кабеля для обмотки. Затем данный контакт выводится наружу. Этот проводник будет одним концом обмотки.
- Выполняется обратная сборка генераторного устройства. Эти манипуляции осуществляются для того, чтобы с агрегата выходило два кабеля. Они будут использоваться.
- Затем к полученным контактам выполняется подсоединение шунтирующего устройства. На завершающем этапе к положительной клемме аккумулятора подключается желтый кабель от старого реле.
Видео «Наглядное руководство по сборке самодельного регулятора»
Пользователь Андрей Чернов наглядно показал, как самостоятельно сделать реле для генераторного агрегата автомобиля ВАЗ 2104.
Реле регулятора напряжения генератора: устройство и принцип работы
Создано реле регулятор напряжения генератора для корректировки выдаваемого в бортовую сеть и на клеммы аккумулятора «вольтажа» в заданном диапазоне 13,8 – 14,5 В (реже до 14,8 В). Кроме того, регулятор корректирует напряжение на обмотке самовозбуждения генератора.
Назначение реле регулятора напряжения
Независимо от стажа и стиля вождения владелец авто не может обеспечить одинаковые обороты двигателя в разные моменты времени. То есть, коленвал ДВС, передающий крутящий момент генератору, вращается с разной скоростью. Соответственно, генератор вырабатывает разное напряжение, что крайне опасно для АКБ и прочих потребителей бортовой сети.
Поэтому замена реле регулятора генератора должна производится при недозаряде и перезаряде аккумулятора, горящей лампочке, мигании фар и прочих перебоях электроснабжения бортовой сети.
Взаимосвязь источников тока авто
В транспортном средстве находится минимум два источника электроэнергии:
- аккумулятор – необходим в момент запуска ДВС и первичного возбуждения обмотки генератора, энергию не создает, а только расходует и накапливает в момент подзарядки
- генератор – питает бортовую сеть на любых оборотах и подпитывает АКБ только на высоких оборотах
В бортовую сеть необходимо подключение обоих указанных источников для корректной работы двигателя и прочих потребителей электричества. При поломке генератора АКБ «протянет» максимум 2 часа, а без аккумулятора не заведется двигатель, приводящий в движение ротор генератора.
Существуют исключения – например, а счет остаточной намагниченности обмотки возбуждения штатный генератор ГАЗ-21 запускается самостоятельно при условии постоянной эксплуатации машины. Можно завести авто « с толкача», если в нем установлен генератор постоянного тока, с прибором переменного тока такой трюк невозможен.
Задачи регулятора напряжения
Из школьного курса физики каждый автолюбитель должен помнить принцип работы генератора:
- при взаимном перемещении рамки и окружающего ее магнитного поля в ней возникает электродвижущая сила
- электромагнитом генераторов постоянного тока служат статоры, ЭДС, соответственно возникает в якоре, ток снимается с коллекторных колец
- в генераторе переменного тока намагничивается якорь, электроэнергия возникает в обмотках статора
Упрощенно можно представить, что на величину выходящего с генератора напряжения влияет значение магнитной силы и скорость вращения поля. Основная проблема генераторов постоянного тока – пригорание и залипание щеток при съеме с якоря токов большой величины – решена переходом на генераторы переменного тока. Ток возбуждения, подающийся на ротор для возбуждения магнитной индукции, на порядок ниже, снимать электроэнергию с неподвижного статора гораздо легче.
Однако вместо постоянно расположенных в пространстве клемм «–» и «+» производители авто получили постоянное изменение плюса и минуса. Подзарядка аккумулятора переменным током не возможна в принципе, поэтому диодным мостиком его предварительно выпрямляют.
Из этих нюансов плавно вытекают задачи, решаемые реле генератора:
- подстройка тока в обмотке возбуждения
- выдерживание диапазона 13,5 – 14,5 В в бортовой сети и на клеммах аккумулятора
- отсечение питания обмотки возбуждения от АКБ при заглушенном двигателе
Поэтому называют регулятор напряжения еще и реле зарядки, а на панель выведена сигнальная лампа процесса подзарядки АКБ. В конструкцию генераторов переменного тока функция отсечения обратного тока заложена по умолчанию.
Разновидности реле регуляторов
Прежде, чем произвести самостоятельный ремонт устройства регулирования напряжения, необходимо учесть, что существует несколько типов регуляторов:
- внешние – повышают ремонтопригодность генератора
- встраиваемые – в пластину выпрямителя или щеточный узел
- регулирующие по минусу – появляется дополнительный провод
- регулирующие по плюсу – экономичная схема подключения
- для генераторов переменного тока – нет функции ограничения напряжения на обмотку возбуждения, так как она заложена в самом генераторе
- для генераторов постоянного тока – дополнительная опция отсечения АКБ при неработающем ДВС
- двухуровневые – морально устарели, применяются редко, регулировка пружинами и небольшим рычагом
- трехуровневые – дополнены специальной платой сравнивающего устройства и сигнализатором согласования
- многоуровневые – в схеме имеются 3 – 5 добавочных резисторов и система слежения
- транзисторные – в современных авто не используются
- релейные – улучшенная обратная связь
- релейно-транзисторные – универсальная схема
- микропроцессорные – небольшие габариты, плавные регулировки нижнего/верхнего порога срабатывания
- интегральные – встраиваются в щеткодержатели, поэтому заменяются после истирания щеток
Внимание: Без доработки схемы «плюсовой» и «минусовой» регулятор напряжения являются не взаимозаменяемыми приборами.
Реле генераторов постоянного тока
Таким образом, схема подключения регулятора напряжения при эксплуатации генератора постоянного тока сложнее. Поскольку в стояночном режиме авто, когда ДВС заглушен, необходимо отключить генератор от АКБ.
При диагностике проверка реле происходит на выполнение трех его функций:
- отсечка аккумулятора во время стоянки машины
- ограничение максимального тока на выходе генератора
- регулировка напряжения для обмотки возбуждения
При любой неисправности требуется ремонт.
Реле генераторов переменного тока
В отличие от предыдущего случая диагностика своими руками регулятора генератора переменного тока немного проще. В конструкцию «автомобильной электростанции» уже заложена функция отсечки питания во время стоянки от АКБ. Остается проверить лишь напряжение на обмотке возбуждения и на выходе с генератора.
Если в машине стоит генератор тока переменного, его невозможно завести разгоном с горки. Так как остаточного намагничивания на возбуждающей обмотке здесь нет по умолчанию.
Встроенные и внешние регуляторы
Для автолюбителя важно знать, что измеряют и начинают регулировать напряжение реле в конкретном месте их установки. Поэтому встроенные модификации воздействуют непосредственно на генератор, а выносные «не знают» о его наличии в машине.
Например, если выносное реле подключено к катушке зажигания, его работа будет направлена на регулировку напряжения лишь на этом участке бортовой сети. Поэтому, прежде чем узнать, как проверить реле выносного типа, следует убедиться, что оно подключено правильно.
Управление по «+» и «–»
В принципе схемы управления по «минусу» и «плюсу» отличаются лишь схемой подключения:
- при монтаже реле в разрыв «+» одна щетка подключается к «массе», другая к клемме регулятора
- если же подключить реле в разрыв «–», то одну щетку нужно подключить к «плюсу», другую к регулятору
Однако в последнем случае появится еще один провод, поскольку реле напряжения является устройством активного типа. Для него необходимо индивидуальное питание, поэтому «+» нужно подвести отдельно.
Двухуровневые
На начальном этапе в машинах устанавливались механические двухуровневые регуляторы напряжения с простым принципом действия:
- через реле проходит электрический ток
- возникающее магнитное поле притягивает рычаг
- сравнивающим устройством служит пружина с заданным усилием
- при увеличении напряжения контакты размыкаются
- на возбуждающую обмотку поступает меньший ток
Использовались механические двухуровневые реле в автомобилях ВАЗ 21099. Основным минусом являлась работа с повышенным износом механических элементов. Поэтому на смену этим приборам пришли электронные (бесконтактные) реле напряжения:
- делитель напряжения собран из резисторов
- стабилитрон является задающим устройством
Сложная схема соединения и недостаточно эффективный контроль напряжения привели к снижению спроса на эти приборы.
Трехуровневые
Однако двухуровневые регуляторы, в свою очередь, так же уступили позиции более совершенным трехуровневым и многоуровневым приборам:
- напряжение выходит с генератора на специальную схему через делитель
- информация обрабатывается, действительное напряжение сравнивается с минимальным и максимальным пороговым значением
- сигнал рассогласования регулирует силу тока, поступающего на возбуждающую обмотку
Более совершенными считаются реле с частотной модуляцией – в них нет привычных сопротивлений, зато увеличена частота срабатывания ключа электронного. Управление осуществляется логическими схемами.
Принцип работы реле регулятора
Благодаря встроенным резисторам и специальным схемам реле получает возможность сравнивать величину вырабатываемого генератором напряжения. После чего, слишком высокое значение приводит к отключению реле, чтобы не перезарядить аккумулятор и не испортить электроприборы, подключенные в бортовую сеть.
Любые неисправности приводят именно к этим последствиям, приходит в неисправность батарея АКБ или резко увеличивается эксплуатационный бюджет.
Переключатель лето/зима
Вне зависимости от сезона и температуры воздуха работа генератора всегда стабильна. Как только его шкив начинает вращаться, электроток вырабатывается по умолчанию. Однако зимой внутренности аккумулятора замерзают, он восполняет заряд значительно хуже, чем летом.
Переключатели лето/зима находятся либо на корпусе регулятора напряжения, либо этим обозначением подписаны соответствующие разъемы, которые нужно найти и подсоединить к ним проводку в зависимости от сезона.
Ничего необычного в этом переключателе нет, это лишь грубые настройки реле регулятора, позволяющие повысить до 15 В напряжение на клеммах аккумулятора.
Подключение в бортовую сеть генератора
Если при замене генератора вы подключаете новый прибор самостоятельно, необходимо учесть нюансы:
- вначале следует проверить целостность и надежность контакта провода от кузова машины к корпусу генератора
- затем можно подсоединять клемму Б реле регулятора с «+» генератора
- вместо «скруток», начинающих греться через 1 – 2 года эксплуатации, лучше использовать пайку проводов
- заводской провод нужно заменить кабелем сечения 6 мм2 минимум, если вместо штатного генератора монтируется электроприбор, рассчитанный на ток больше 60 А
- амперметр в цепи генератор/аккумулятор показывает, мощность какого источника электроснабжения в данный момент выше в бортовой сети
Амперметры – нужные приборы, с помощью которых можно определить заряд АКБ и работоспособность генератора. Без особых причин не рекомендуется убирать их из схемы.
Схемы подключения регулятора выносного
Монтируется выносное реле регулятора напряжения генератора только после выяснения, в разрыв какого провода оно должно быть подключено. Например:
- на старых РАФ, Газелях и «Бычках» используются реле 13.3702 в полимерном или стальном корпусе с двумя контактами и двумя щетками, монтируются в «–» разрыв цепи, клеммы всегда промаркированы, «+» обычно берется с катушки зажигания (Б-ВК клемма), контакт Ш регулятора соединяется со свободной клеммой щеточного узла
- в «жигулях» применяются реле регуляторы 121.3702 белого и черного цвета, существуют двойные модификации, в которых при выходе из строя одного прибора работа второго устройства продолжается простым переключением на него, монтируется в разрыв «+» клеммой 15 к выводу катушки зажигания Б-ВК, к щеточному узлу крепится проводом клемма 67
Встраиваемые реле-регуляторы автолюбители называют «шоколадками», маркированными Я112. Они монтируются в специальные щеткодержатели, прижимаются винтами и защищаются дополнительно крышкой.
На автомобилях ВАЗ реле обычно встроены в щеточный узел, полная маркировка Я212А11, подключаются к замку зажигания.
Если владелец меняет штатный генератор на старом отечественном ВАЗ на устройство переменного тока от иномарки или современной Лады, подключение производится по другой схеме:
- вопрос крепления корпуса автолюбитель решает самостоятельно
- аналогом клеммы «плюс» здесь служит контакт В или В+, его включают в бортовую сеть через амперметр
- выносные реле регуляторы здесь обычно не используются, а встраиваемые уже интегрированы в щеточный узел, из них выходит единственный провод с маркировкой D либо D+, который подсоединяется к замку зажигания (к клемме катушки Б-ВК)
Для дизельных ДВС в генераторах может присутствовать клемма W, которая присоединяется к тахометру, ее игнорируют при установке на авто с бензиновым мотором.
Проверка подключения
После установки трехуровневого или иного реле-регулятора необходима проверка работоспособности:
- двигатель заводится
- напряжение в бортовой сети контролируется на разных оборотах
После установки генератора переменного тока и подключения его по вышеприведенной схеме владельца может ожидать «сюрприз»:
- при включении ДВС запускается генератор, измеряется напряжение на средних, больших и малых оборотах
- после выключения зажигания ключом …. двигатель продолжает работать
В этом случае заглушить ДВС можно либо сняв провод возбуждения, либо отпустив сцепление с одновременным нажатием тормоза. Все дело в наличии остаточной намагниченности и постоянном самовозбуждении обмотки генератора. Проблема решается установкой в разрыв возбуждающего провода лампочки:
- она горит при незапущенном генераторе
- гаснет после его запуска
- проходящий через лампу ток недостаточен, чтобы возбудить обмотку генератора
Эта лампа автоматически становится индикатором наличия зарядки АКБ.
Диагностика реле регулятора
Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:
- перезаряд – выкипает электролит, раствор кислоты попадает на детали кузова
- недозаряд – ДВС не запускается, лампы горят в пол накала
Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.
Встроенного
Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:
- после снятия защитной крышки и ослабления винтов щеточный узел извлекается наружу
- при износе щеток (осталось меньше 5 мм их длины) замена должна производится в обязательном порядке
- диагностика генератора мультиметром производится в комплекте с аккумулятором или зарядным устройством
- «минусовой» провод от источника тока замыкается на соответствующую пластину регулятора
- «плюсовой» провод от ЗУ или АКБ подключается к аналогичному разъему реле
- тестер устанавливается в режим вольтметра 0 – 20 В, щупы накладываются на щетки
- в диапазоне 12,8 – 14,5 В между щетками должно быть напряжение
- при увеличении напряжения больше 14,5 В стрелка вольтметра должна быть на нуле
В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.
Провод, управляющий тахометром (маркировка W только на реле для дизелей) прозванивается мультиметром в режиме тестера. На нем должно быть сопротивление около 10 Ом. При снижении этого значения провод «пробит», его следует заменить новым.
Выносного
Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).
Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.
Реле зарядки аккумулятора: что это, виды, неисправности
Для нормальной работы автомобильного аккумулятора требуется его полноценный заряд во время поездок на автомобиле. Питание бортовой сети классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) обеспечивается за счёт генератора. Работа генератора обеспечивается за счёт вращения его двигателем, посредством ременной передачи. Поскольку обороты вращения двигателя постоянно меняются, вслед за ним изменяются и обороты вращения ротора генератора. А потребителям электроэнергии в бортовой сети требуется стабильное напряжение. Именно для этой цели и был разработан реле-регулятор, обеспечивающий постоянное напряжение для потребителей, включая аккумулятор. В этой заметке мы рассмотрим, что такое реле-регулятор, какие бывают виды, неисправности и т. п.
Что такое реле-регулятор и какие задачи решает?
Выше была оговорка насчёт автомобилей ДВС, поскольку сейчас растёт популярность электромобилей. И там подсистема 12 вольт реализована в виде отдельной схемы, получающей питание от силового аккумулятора. Это уже другая ситуация, которая не рассматривается в этой статье. Здесь мы рассмотрим реле-регуляторы напряжения, которые работают в классических автомобилях.
Режим работы любого реле зарядки зависит от основных факторов, перечисленных ниже.
- Частота вращения ротора. Зависит от оборотов двигателя.
- Сила тока, выдаваемая генератором. Этот параметр является производной от частоты вращения ротора.
- Величина магнитного потока, создаваемая током обмотки возбуждения. Можно сказать, что зависит от двух вышеназванных факторов и меняется в зависимости от них.
Более высокие обороты ротора приводят к увеличению напряжения, которое генератор выдает в сеть. При этом растет сила тока на обмотке возбуждения и увеличивается магнитный поток.
Принцип работы регулятора напряжения основан на том, что это устройство стабилизирует напряжение за счёт изменения тока возбуждения. Как только напряжение растёт или снижается, регулятор понижает или увеличивает ток возбуждения. Таким образом, напряжение поддерживается в необходимых пределах.
Благодаря работе реле-регулятора в бортовую сеть и на токовыводы аккумулятора выдаётся вольтаж от 13,6 до 14,4 вольта. При этом регулятор производит корректировку напряжения на обмотке самовозбуждения генератора.
Вернуться к содержанию
Некоторые особенности работы
Принцип работы генератора заключается в том, что при перемещении рамки и магнитного поля, которая её окружает, в ней возникает ЭДС (электродвижущая сила). ЭДС возникает в якоре генератора. Электромагнитом постоянного тока являются статоры. Генерируемый ток снимают с коллекторных колец. Якорь намагничивается, а электроэнергия появляется в обмотках статора.
В своё время проблему решили с помощью перехода на модели генераторов переменного тока. При этом ток возбуждения, который подаётся на ротор, имеет значительно меньшее значение. А снимать ток стали с неподвижного статора. Клеммы с постоянным расположением «+» и «–» ушли в прошлое. Конструкция получила постоянное изменение «минуса» и «плюса». А поскольку зарядить аккумулятор переменным током невозможно, предварительно делается его выпрямление с помощью реле зарядки.
В заключение этого параграфа обобщим задачи, которая решает реле регулятор напряжения.
- Изменение (регулировка) тока в обмотке возбуждения генератора.
- Удержание напряжения бортовой сети в диапазоне 13,6-14,4 вольта.
- Отключение питания обмотки возбуждения генератора от аккумулятора, когда двигатель заглушен.
Из перечисленных задач становится понятно, почему регулятор напряжения также называют реле зарядки аккумулятора. Функция отсечения питания обмотки возбуждения закладывается в это устройство по умолчанию. Кстати, на панели приборов выводится индикатор процесса зарядки аккумулятора, по которому можно судить о работе реле-регулятора.
Есть ещё следующий момент, связанный с работой реле зарядки аккумулятора. Генератор работает вне зависимости от температуры воздуха и сезона на улице. Он начинает вырабатывать ток сразу после запуска двигателя.
Зимой проблема может быть в том, что аккумулятор на холоде промерзает и принимает заряд существенно хуже, чем в летнее время. Поэтому бывают модели реле регуляторов, которые имеют на корпусе зимние и летние разъёмы. В зависимости от сезона подключение проводки на них меняют, чтобы аккумулятор лучше заряжался в зимний период. Включение зимнего варианта приводит к повышению напряжения на токовыводах аккумулятора до 15 вольт.
Какие бывают виды реле регуляторов напряжения?
Ниже с небольшими пояснениями перечислены модели реле регуляторов, которые используется сейчас, и использовались ранее.
По типу генератора
- Для генератора постоянного тока. Как говорят специалисты, реле регулировки напряжения генераторов постоянного тока имеет более сложную схему подключения. Это объясняется тем, что при заглушенном двигателе требуется отключить генератор от аккумулятора. Реле в этом случае не только выполняет отсечку аккумулятора во время стоянки автомобиля, но также ограничивает величину максимального тока на выходе генератора.
- Для генератора переменного тока. От предыдущего варианта такое реле отличается более простой конструкцией. Такие устройства в основном занимаются лишь проверкой и регулировкой напряжения на обмотке возбуждения и на выходе от генератора в бортовую сеть. Кстати, в этом случае остаточного намагничивания на обмотке генератора здесь нет. Это значит, что автомобиль с генератором переменного тока не получится завести разгоном с толкача.
По исполнению
- Встраиваемые. Устанавливаются в щёточный узел или пластину выпрямителя.
- Внешние или выносные. Являются более ремонтопригодными.
Здесь владельцу автомобиля нужно знать, что реле зарядки измеряет и регулирует напряжение вне зависимости от места, где оно установлено. Отличие между этими вариантами заключается в том что встраиваемые реле оказывают непосредственное воздействие на генератор. Внешние модели даже не знают о его присутствии в автомобиле. Выносные реле могут регулировать напряжение лишь в отдельных участках автомобильной бортовой сети.
Вернуться к содержанию
По виду регулировки
- Регулировка по плюсу. Подключение в разрыв линии «+». Имеют более экономичную схему. В этом случае одна щётка подключается к клемме реле-регулятора, а другая к «массе» автомобиля.
- Регулировка по минусу. Подключение в разрыв линии «-». Здесь одна щётка подключается к реле, а другая к «плюсу». В конструкцию добавляется дополнительный провод. Такие модели являются устройством активного типа и для них требуется индивидуальное питание. Этим и объясняется подвод дополнительного плюсового провода.
По числу уровней
- 2-уровневые. Эти устройства давно устарели и используется крайне редко. Регулировка в них осуществляется с помощью рычага и пружин.
- 3-уровневые. Имеют дополнительную специальную плату с сигнализатором согласования и сравнивающим устройством.
- Многоуровневые. В схеме такого реле присутствуют несколько (от 3 до 5) добавочных резисторов и система слежения.
Постепенно 2-уровневые реле поступили 3-уровневым и многоуровневым моделям. Они отличаются тем, что напряжение, выходящее с генератора, поступает на схему через делитель. В этом случае информация обрабатывается и текущее напряжение сравнивается с минимальным и максимальным пороговым значением. Силу тока, которая поступает на возбуждающую обмотку генератора, регулирует сигнал рассогласования.
Прочие
Ниже коротко перечислены другие виды реле зарядки, не попавшие в перечисленные классификации.
- Релейные. Отличаются улучшенной обратной связью.
- Транзисторные. Эти модели не используются в современных автомобилях.
- Релейно-транзисторные.
- Интегральные. Их встраивают в щеткодержатели. Поэтому после стирания щеток требуется их замена.
- Микропроцессорные. В качестве преимуществ можно назвать небольшие размеры, а также плавную регулировку порога срабатывания.
Ниже приводится небольшая галерея с фото реле регулировки напряжения разных типов.
Реле регулятор напряжения: стабильность напряжения бортовой электросети
Реле регулятор напряжения: стабильность напряжения бортовой электросети
В каждом современном транспортном средстве присутствует развитая электрическая сеть, стабилизация напряжения в которой осуществляется специальным блоком — реле-регулятором. Все о реле-регуляторах, их существующих типах, конструкции и работе, а также о выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
Что такое реле-регулятор напряжения?
Реле-регулятор напряжения (регулятор напряжения) — компонент электрической системы транспортного средства; механическое, электромеханическое или электронное устройство, обеспечивающее поддержку действующего в бортовой электросети напряжения в определенных границах.
Электрическая система транспортных средств построена так, что при остановленном силовом агрегате источником питания выступает аккумуляторная батарея (АКБ), а при запущенном — генератор, преобразующий часть мощности мотора в электроэнергию. Однако генератор имеет существенный недостаток — напряжение вырабатываемого им тока зависит от частоты вращения коленчатого вала, а также от потребляемого нагрузкой тока и окружающей температуры. Для устранения этого недостатка применяется вспомогательное устройство — реле-регулятор или просто регулятор напряжения.
Регулятор напряжения решает несколько задач:
- Стабилизация напряжения — поддержка напряжения бортовой сети в заданных пределах (в пределах 12-14 или 24-28 вольт с допустимыми отклонениями);
- Защита АКБ от разряда через цепи генератора при остановленном двигателе;
- Отдельные типы регуляторов — автоматическое отключение стартера при успешном пуске двигателя;
- Отдельные типы регуляторов — автоматическое подключение и отключение генератора от АКБ для ее заряда;
- Отдельные типы регуляторов — изменение напряжения бортовой сети в зависимости от текущих климатических условий (перевод электросистемы на летнюю и зимнюю эксплуатацию).
Реле-регуляторами оснащаются все транспортные средства, тракторы и различные машины. Неисправность данного блока нарушает работу всей электросистемы, в отдельных случаях это может привести к поломке электрооборудования и пожарам. Поэтому неисправный регулятор необходимо как можно скорее заменить, а для верного выбора новой детали следует разобраться в существующих типах, конструкции и принципе действия регуляторов.
Типы, конструкция и принцип работы реле-регулятора
Блок-схема регулятора напряжения
Сегодня существует несколько типов реле-регуляторов, однако в основе их работы лежат одинаковые принципы. Любой регулятор содержит три взаимосвязанных элемента:
- Измерительный (чувствительный) элемент;
- Элемент сравнения (управления);
- Регулирующий элемент.
Регулятор подключается к обмотке возбуждения генератора (ОВГ) осуществляя измерение и изменение силы тока в ней — этим и обеспечивается стабилизация напряжения. В общем случае эта система работает следующим образом. Измерительный элемент, построенный на основе делителя напряжения, постоянно отслеживает силу тока в ОВГ и преобразует ее в сигнал, поступающий на элемент сравнения (управления). Здесь сигнал сравнивается с эталоном — тем значением напряжения, которое в норме должно действовать в электросистеме автомобиля. Элемент сравнения может строиться на основе вибрационных реле и стабилитронах. Если поступающий от измерительного элемента сигнал соответствует эталонному (с допустимым отклонением), то регулятор бездействует. Если же поступающий сигнал отличается от эталонного в ту или иную сторону, то элементом сравнения формируется управляющий сигнал, поступающий на регулирующий элемент, построенный на реле, транзисторах или иных элементах. Регулирующий элемент изменяет ток в ОВГ, чем и достигается возврат напряжения на выходе генератора в необходимые границы.
Как уже указывалось, блоки регулятора строятся на различной элементной базе, по этому признаку устройства делятся на несколько типов:
- Вибрационные;
- Контактно-транзисторные;
- Электронные транзисторные (бесконтактные);
- Интегральные (транзисторные, выполненные по интегральной технологии).
Схема вибрационного реле-регулятора
Исторически первыми появились вибрационные устройства, которые, собственно, и называются реле-регуляторами. В таком устройстве все три блока могут объединяться в одной конструкции — электромагнитном реле с нормально замкнутыми контактами, хотя измерительный элемент может выполняться в виде делителя на резисторах. В качестве эталонной величины в реле выступает сила натяжения возвратной пружины. В общем случае реле-регулятор работает просто. При малом токе на ОВГ или низком напряжении на выходе генератора (в зависимости от способа подключения регулятора) реле не работает и через его замкнутые контакты свободно проходит ток — это приводит к росту напряжения. При повышении напряжения реле срабатывает, напряжение в цепи падает и реле отпускается, напряжение вновь возрастает и реле опять срабатывает — так реле переходит в колебательный режим. При изменении напряжения на генераторе в ту или иную сторону изменяется частота колебаний реле, что и обеспечивает стабилизацию напряжения.
В настоящее время вибрационные реле, имеющие малую эффективность и недостаточную надежность, уже не используются на транспортных средствах. В свое время их вытеснили контактно-транзисторные регуляторы, в которых в качестве сравнивающего/управляющего элемента используется вибрационное реле, а в качестве регулирующего — транзистор, работающий в режиме ключа. Здесь транзистор играет роль контактов реле, поэтому в целом работа такого регулятора аналогично описанной выше. Сегодня регуляторы такого типа практически вытеснены бесконтактными транзисторными различных конструкций.
В бесконтактных транзисторных регуляторах реле заменено на более простой полупроводниковый прибор — стабилитрон. В качестве эталонного значения используется напряжение стабилизации стабилитрона, а регулирующий элемент построен на основе транзисторов. При низком напряжении стабилитрон и транзисторы находятся в таком состоянии, что на ОВГ подается максимальный ток, что приводит к росту напряжения. При достижении необходимого уровня напряжения стабилитрон и транзисторы переходят в другое состояние и начинают работать в колебательном режиме, что, как и в случае обычного реле, обеспечивает стабилизацию напряжения.
Современные электронные регуляторы строятся на транзисторах и могут иметь широтно-импульсный модулятор (ШИМ), посредством которого задается частота переключения схемы и возможность внедрения устройства в общую автомобильную систему управления.
Бесконтактные транзисторные регуляторы могут выполняться на дискретных элементах и по интегральной технологии. В первом случае используются обычные электронные компоненты (стабилитроны, транзисторы, резисторы и т.д.), во втором случае весь блок собран на одной микросхеме или компактном блоке из залитых компаундом компактных радиодеталей.
Рассмотренную конструкцию имеют простейшие реле-регуляторы, в реальности же используются более сложные устройства с различными вспомогательными блоками — управления стартером, предотвращения разряда АКБ через обмотку возбуждения, коррекции режима работы в зависимости от температуры, защиты схемы, самодиагностики и другими. На многих реле-регуляторах тракторов и грузовых автомобилей также реализована возможность ручной регулировки напряжения стабилизации. Данная регулировка выполняется с помощью переменного резистора (в вибрационных устройствах — с помощью пружины) посредством вынесенной за пределы корпуса рычажка или рукоятки.
Реле-регуляторы напряжения для установки вне генератора
Регуляторы выполняются в виде небольших блоков, монтируемых непосредственно на генератор или в удобном месте транспортного средства. Подключение устройства может осуществляться к ОВГ и/или выходу генератора, либо к участку бортовой электросети, где требуется стабилизированное напряжение. При этом один вывод ОВГ обязательно подключается к «+» или к «-» бортовой электросети.
Вопросы выбора, диагностики и замены реле-регуляторов напряжения
В реле-регуляторах могут возникать различные неисправности, которые в большинстве случаев проявляются отсутствием тока заряда АКБ и, напротив, чрезмерным током заряда АКБ. Простейшая проверка регулятора может быть проведена с помощью вольтметра — достаточно запустить двигатель и в течение 10-15 минут дать ему поработать с частотой 2500-3000 об/мин и со включенными фарами. Затем, не снижая оборотов и не выключая фар, измерить напряжение на клеммах АКБ — оно должно составлять 14,1-14,3 вольта (для 24-вольтовых в два раза выше). Если напряжение значительно ниже или выше, то это повод проверить генератор, и, если он в порядке — заменить регулятор.
На замену следует брать реле-регулятор того же типа и модели, что был установлен ранее. Особенно нужно обращать внимание на порядок подключения регулятора к бортовой сети (к каким клеммам генератора и других элементов), а также на напряжение питания и токи. Замену детали необходимо выполнять по инструкции, работ можно выполнять только при остановленном двигателе и снятой с АКБ клеммы. Если соблюдены все рекомендации, а регулятор подобран верно, то он сразу начнет работать, обеспечивая нормальное функционирование электросистемы.
Другие статьи
Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.
Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.
Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.