Где сейчас искать мотоциклы и запчасти к ним: 5 актуальных вопросов о рынке мототехники
Несмотря на экономическую ситуацию в России, интерес к байкам растет уже пятый год подряд. Объем рынка мотоциклов за первый квартал 2022 года вырос на 47% по сравнению с прошлым годом и составил 1,9 тыс. байков. Популярность мотоциклов объясняется их маневренностью в условиях городского трафика, экономичностью в расходовании бензина по сравнению с авто. Кроме того, для парковки мотоцикла не требуется большого пространства, и байкеры паркуются на свободных площадках бесплатно. В число лидеров зарубежных производителей мотоциклов входят компании BMW Motorrad, Ducati и КТМ.
Сейчас мотоциклы стоят достаточно дорого, с чем это связано и когда ждать снижение цен?
В настоящее время на текущий спрос влияют факторы сезонности. Сейчас даже при общем дефиците мотоциклов спрос находится на достаточно высоком уровне.
Цены устанавливают импортеры, а не дилеры. Покупка мотоциклов у импортера осуществляется по новой цене (+40% к рекомендованной розничной), поэтому конечная стоимость для клиентов увеличивается.
Но предположительно цены на уровне февральских и ниже будут не раньше декабря. Это связано с тем, что с 1 января нового года все непроданные байки и автомобили уже не считаются «новыми». Наибольшее снижение стоимости на авто и мотоциклы стоит ожидать на модели из массового сегмента.
Можно ли регулировать ассортимент мотоциклов за счет параллельного импорта, а также ввозить запчасти таким образом?
Следует отметить, что речь идет о небольших поставках и только через физических лиц. В ближайшее время существенных объемов поставок по параллельному импорту ожидать не стоит. Кроме того, при параллельном импорте в страну осуществляется доставка мотоциклов, изначально произведенных для других рынков. Если раньше сертификацию производили импортеры, то сейчас ответственность возлагается на дилеров. Также необходимо учитывать о техрегламенте Таможенного союза, который импортер сегодня не выдает. Было бы неплохо, если бы правительство РФ разрешило юридическим лицам (дилерам) ввозить мотоциклы без ОТТС (одобрение типа транспортного средства), которое выдает импортер. Такие меры позволят частично решить проблемы с наличием мотоциклов в России.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Прощайте, Kawasaki и BMW. Какие мотоциклы смогут купить россияне
Российские дилеры зафиксировали двукратный рост цен на мототехнику
Из-за санкций и проблем с логистикой поставки в Россию прервали ведущие мировые производители мототехники. О приостановке экспорта мотоциклов в Россию объявила американская компания Harley-Davidson. Не поставляет в страну мотоциклов Suzuki, сообщает японское агентство Kyodo.
Остановила отгрузку дилерам мототехники и Honda, а власти Евросоюза запретили экспортировать в Россию мотоциклы дороже 5 тыс. евро и запчасти к ним, в том числе шины. Под это ограничение попадает, в частности, вся модельная линейка BMW: стоимость даже самой младшей модели BMW G310 начинается в ЕС от 5,5 тыс. евро.
В российском представительстве Honda «Газете.Ru» сообщили, что компания не планирует уходить из России, однако признали проблемы с поставками.
«Из-за возникших сегодня разрывов логистических цепочек возможны задержки в поставке продуктов и запасных частей, в том числе гарантийных деталей»,
— уточнили в пресс-службе Honda.
В представительствах других мотоциклетных брендов из Европы, США и Японии на вопросы «Газеты.Ru» о возможном возобновлении поставок, объемах имеющихся стоков и ценовой политике на момент публикации материала не ответили.
На этом фоне удвоились цены на мотоциклы известных мировых производителей, отмечают дилеры.
«Конечная цена на мотоциклы с конца февраля увеличилась до 80-100%.
Возобновление поставок моделей дороже 5 тыс. евро может произойти вместе с возобновлением поставок автомобилей аналогичной стоимости», — рассказал «Газете.Ru» гендиректор группы компаний «Автодом» (продает и обслуживает бренды BMW Motorrad, Ducati и KTM) Андрей Ольховский. — На текущий момент почти вся линейка мотоциклов у нас доступна к покупке».
Объемы продаж мотоциклов в этом году будут меньше, чем в прошлом, но это касается не только мототехники, констатирует он.
Российский рынок новой мототехники рос на протяжении последних нескольких лет. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в 2021 году в нашей стране реализовано 18,4 тыс. новых мотоциклов, что на 12,6% больше, чем годом ранее. В 2020 году по сравнению с 2019-м продажи, в свою очередь, увеличились на четверть.
В случае, если запреты и ограничения на поставки мотоциклов из Европы, Японии и США сохранятся, российский рынок мотоциклов ждет существенная трансформация, говорят эксперты. В этом случае продавцам мототехники придется активизировать ввоз по «серым» каналам, возрастет доля китайских и индийских марок. Однако тяжелые мотоциклы с мощными двигателями ими заместить не получится.
Скорее всего будут задействованы схемы поставок через ОАЭ, Дубай, Казахстан,
если официальных каналов не останется, придется рассчитывать на «серых» дилеров, полагает инженер, разработчик отечественной мототехники Александр Астапов.
«Пока непонятно, что будет с курсом валют и возможностью проводить платежи, но уже ясно, что мотоциклы станут значительно дороже, особенно это касается европейских и американских марок», — уверен Астапов.
Техника из Японии, Китая, Индии и Таиланда не сможет заместить бренды из Европы и США – их поклонники не пересядут на такие байки, полагает он. Для налаживания производства мотоциклов в России наша страна не обладает нужными объемами рынка: чтобы рассматривать этот вопрос всерьез, нужно продавать порядка 30-50 тыс. легких мотоциклов в год и не менее 10 тыс. тяжелых, указывает Астапов.
Представительства иностранных мотоциклетных брендов пока занимают выжидательную позицию, но для некоторых из них возможный уход с российского рынка не будет существенной потерей в глобальном масштабе, полагает мотоэксперт Иван Владимиров.
«Если решение будет принято, то Harley-Davidson уйдет с российского рынка, не моргнув – он продает у нас менее 1% от своих мировых объемов.
Для Honda российский рынок, исходя из объемов продаж, также незаметен, однако эта компания собиралась развивать в России именно мотоциклетное направление, — объясняет Владимиров «Газете.Ru». – Из дорогих импортных мотоциклов на нашем рынке марка номер один – BMW, и для них наш рынок важен. Пока они в режиме ожидания».
Китайские (Lifan, Loncin) и индийские (Bajaj) бренды, безусловно, воспользуются ситуацией и будут наращивать свое присутствие. В Китае не выпускают мотоциклетные двигатели объемом свыше 400 куб. см, добавляет эксперт, поэтому они привезут только легкие мотоциклы.
Bajaj в 2021 году уже оказался на втором месте по продажам в России с результатом 2,4 тыс. байков, пропустив вперед только BMW (2,8 тыс. штук).
Куда более серьезные проблемы ожидаются с доступностью мотоэкипировки – большая часть того, что у нас продается, включая высокотехнологичные шлемы, специальную обувь для мотоциклистов и другие элементы защиты, поставляется в Россию исключительно из Европы, Японии и США.
«Настоящая беда будет с мотоциклетными маслами, запчастями и резиной, потому что для мотоциклов типа Harley-Davidson и BMW в Китае практически не делают запчастей, как и шин нужной размерности – даже неоригинальные детали для них в основном европейского и американского производства», — резюмировал Владимиров.
Россиянам стало сложнее купить подержанный мотоцикл
В апреле число объявлений о продаже б/у мотоциклов снизилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за введения санкций и проблем с логистикой количество объявлений о продаже подержанных мотоциклов под заказ тоже сократилось, но более значительно — на 70%.
Вместе с тем приобрести подержанный байк стало сложнее. По сравнению с прошлым годом предложение мотоциклов с пробегом снизилось на 7%, а подержанных «беспробежных» — на 21%.
Наибольшей популярностью по-прежнему пользуются б/у мотоциклы из Японии. В 2023 году доля японских производителей мототехники на российском рынке увеличилась на 2% и теперь составляет 65,7%. Выросла также доля китайских марок — с 11 до 13%.
«Люди отдают предпочтение китайским брендам, покупая кроссовые мотоциклы, квадроциклы и питбайки. Приобретая мототехнику более высокого класса — спортбайки или чопперы, — потребители выбирают модели именитых брендов из Японии и США. Этот тренд касается только б/у мотоциклов.
В сегменте новых мотоциклов ведущую роль занимает Китай. Китайских марок стало больше — больше дилеров в России хотят их продавать. Новые бренды, представленные на выставке «Мотовесна-2023″, в основном родом из Китая. Эти мотоциклы относительно недорогие, при этом они продаются в России официально. Потребителям этого вполне достаточно, если речь не идет о премиальном сегменте — здесь Китай сдает позиции», — отмечает аналитик «Дрома» Игорь Олейников.
По мнению эксперта, спрос на подержанные мотоциклы как российских, так и зарубежных марок остался на уровне прошлого года. Исключением стали китайские мотоциклы под брендом Regulmoto — интерес к ним вырос на 2,5% по сравнению с 2022 годом.
По данным «Дрома», бывшая в употреблении мототехника зарубежных брендов в среднем подорожала незначительно относительно прошлого года. Сильнее всего прибавили в цене итальянские мотоциклы Ducati — 9%. На втором месте Suzuki — 7%. Замыкает тройку техника KTM — 6%.
Примечательно, что наибольший рост цен пришелся не на зарубежную, а российскую мототехнику. По итогам апреля 2023 года средняя цена на модели «Урала» выросла на 30%. Отметим, что Россия для «Урала» давно не является основным рынком сбыта. Подавляющая часть продукции Ural Motorcycles поставляется в США и Европу.
Некоторые производители незначительно откатили цены — в основном это сделали русско-китайские бренды. Так, средняя цена на модели Racer упала на 10%, а на Motoland — на 5%.
Что касается б/у мототехники под заказ из-за рубежа, приобретать ее больше невыгодно. Например, стоимость мотоциклов Kawasaki выросла на 49%, BSE — 47%, Suzuki — 38%, Yamaha — 22%, а Honda — 11%.
Напомним, что в первом квартале 2022 года аналитики «Дрома» зафиксировали двукратный рост цен на подержанные мотоциклы и резкое снижение числа объявлений о продаже. Сильнее всего подорожали мотоциклы Harley-Davidson — приблизительно на 80%. Стоимость мотоциклов Honda и BMW выросла на 50-60%. «Японцы» Yamaha, Kawasaki и Suzuki подорожали в среднем на треть.