На крышке маслозаливной горловины белый налет: как с ним быть
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что это такое?
Бело-желтая слизь на внутренней стороне крышки маслозаливной горловины – это эмульсия. Серьезной проблемой образование эмульсии не является. Более того, процесс это естественный и исключительно закономерный, являющийся следствием работы двигателя автомобиля и движения машины в целом. Побороть налет можно. Для этого существуют более-менее действенные способы.
Откуда оно взялось?
Эмульсия на крышке бака может появляться по самым разным причинам. Например, она способна образоваться в результате попадания тосола в картер автомобиля. Такое случается если прокладка между крышкой блока цилиндров и двигателем уже нуждается в замене. Также эмульсия часто образуется в результате использования низкокачественного горючего или в результате недостаточно качественной вентиляции двигателя.
Что с ним делать?
Самый простой и в то же время действенный способ противодействия образованию эмульсии состоит из несложного в реализации комплекса мер. Первое, что нужно делать – это регулярно проверять техническое состояние двигателя, а также своевременно осуществлять замену смазочного материала в соответствии с действующими нормами и требованиями к конкретной машине в определенных эксплуатационных условиях.
Второе – важно следить за состоянием уже упомянутой выше прокладки и вовремя ее менять. Третий шаг сводится к тому, чтобы постараться уберечь машину от слишком жестких эксплуатационных условий. В том числе резких перепадов температур и высокой влажности, конечно же, если подобное в принципе представляется возможным.
В продолжение темы читайте про 7 автомобилей, АКПП в которых доставляют немало проблем.
Эмульсия в масле двигателя
Проводя осмотр и диагностику двигателя, многие автовладельцы сталкиваются с наличием белесого налета на крышке маслозаливной горловины и щупе уровня масла.
Почему появляется эмульсия в масле: причины и последствия
Эмульсия выглядит как мелкодисперсная пена белого цвета, образуется при попадании воды или иной жидкости в моторное масло с последующим активным перемешиванием. В одних случаях такой налет не представляет опасности и переживать из-за ее наличия не стоит. Но так бывает не всегда, эмульсия в масле двигателя может также указывать на появление серьезных проблем с силовой установкой и надобность в проведении ремонта.
Наличие воды в масле, в целом, считается недопустимым, поскольку она влияет на эксплуатационные показатели и характеристики смазочного материала. Но в конструкцию любого двигателя входит сапун, обеспечивающий поддержание в картере заданного давления. По сути, он соединяет внутреннее пространство силовой установки с атмосферой. Поэтому через него внутрь блока цилиндров заходит воздух из окружающей среды, в котором обязательно присутствует влага – частицы воды.
В летний период перепад температур невысокий, поэтому большая часть воды так и остается в газообразном состоянии и после выводится вместе с картерными газами. Зимой же, температурный перепад значительный, поэтому влага конденсируется в жидкость, оседает на внутренних поверхностях двигателя, где и подмешивается к моторному маслу. Отсюда и берется белая эмульсия на крышке маслозаливной горловины.
Видео: Эмульсия под крышкой клапанов.
А вот появление желтой эмульсии на крышке маслозаливной горловины в летний период или же ее количество значительное — это указывает на проблемы с мотором. То же касается и следов эмульсии на щупе масла двигателя. В исправном двигателе пена на нем не появляется даже зимой, и, если она обнаружена, в моторе появились неисправности.
Дополнительные признаки неисправности
Как уже отмечено, эмульсия – это перемешанная смесь воды и масла в виде пены. Обильное количество белой или желтоватой пены на крышке и щупе сигнализирует о том, что в картер двигателя просачивается жидкость, а она присутствует только в системе охлаждения. Поэтому место утечки в первую очередь следует искать в тех частях двигателя, где каналы смазки и охлаждения проходят рядом.
Отметим, что появление протечки охлаждающей жидкости (ОЖ) внутрь двигателя могут сопровождаться еще рядом признаков:
- Постоянное снижение уровня ОЖ в расширительном бачке и надобность в периодической доливке.
- Масляная пленка в расширительном бачке. .
- Уровень моторного масла выше нормы.
- Обильный белый дым из выхлопной трубы.
- Перебои в работе двигателя.
Все это указывает на попадание антифриза в масляные каналы. Если не предпринять никаких действий и продолжать эксплуатацию авто, то двигатель из-за отсутствия нормальной смазки получит повреждения, и для восстановления работоспособности понадобится дорогостоящий капитальный ремонт, или полная замена мотора.
Где искать причину утечки антифриза?
Произойти утечка может из-за:
- головки блока;
- прокладки ГБЦ;
- трещины в цилиндре;
- трещины в головке блоке.
Начнем с головки блока. Эта составляющая двигателя изготавливается из цветных металлов и при установке сильно притягивается болтами к блоку цилиндров.
В результате расширения металла из-за перегрева происходит коробление головки. В некоторых местах появляются зазоры между ГБЦ и блоком, через которые технические жидкости попадают в каналы других систем. То есть, охлаждающая жидкость просто через щели добирается до масляных каналов и подмешивается к смазочному материалу.
Эта неисправность не является очень сложной и вполне поддается ремонту. Но для этого потребуется демонтаж головки, шлифовка ее поверхности, прилегающей к блоку, замена прокладки и смазочного материала. При смене обязательно нужна промывка двигателя и системы смазки с заменой «старого» масла с примесями антифриза.
Но коробление головки блока становится причиной образования эмульсии не так уж и часто. Более распространенной проблемой является пробой прокладки ГБЦ.
Происходит это по той же причине – перегрев двигателя. Но если головка коробится только при длительном воздействии высоких температур, то для повреждения прокладки достаточно и кратковременного перегрева. А поскольку через прокладку проходят каналы смазки и охлаждения, то перемычки между ними от высокой температуры разрушаются. Отметим, что не всегда пробой происходит только между каналами. Повреждения могут соединять и каналы с цилиндром или же вести наружу двигателя.
Хоть пробой прокладки ГБЦ и самая распространенная причина появления белой эмульсии в масле двигателя, но она также считается самой простой для устранения. Для этого достаточно лишь заменить поврежденную прокладку на новую, а также заменить моторное масло и промыть двигатель. Опытный автолюбитель способен провести ремонт в течение 4-5 часов.
Трещины в цилиндре хоть и редко случается, но причиной образования эмульсии она тоже может стать. Обычно это происходит из-за дефектов в структуре металла гильзы.
Видео: На крышке горловины масла эмульсия
Имеющиеся дефекты со временем могут привести к появлению трещины в стенке цилиндра, а поскольку он охлаждается, то жидкость начинает просачиваться в камеры сгорания. Большая часть жидкости выходит из двигателя через выхлопную трубу, но и немного ее попадает в подпоршневое пространство, отсюда и берется эмульсия.
Отремонтировать двигатель с такой поломкой возможно только в случае, если гильзы в нем – съемные и их можно заменить. Но в ряде силовых установок цилиндры демонтировать нельзя, и в таком случае замене подлежит весь блок.
Еще одной серьезной проблемой, последствием которой является образование эмульсии в моторном масле, являются трещины в головке и блоке. Они могут образоваться от перегрева, внутреннего дефекта металла, ударных нагрузок.
Такие повреждения выявить очень сложно, особенно в блоке, поскольку каналы смазки и охлаждения проходят внутри него, и осмотреть или продиагностировать их не всегда возможно.
Заделать такие повреждения также не удастся. Поэтому составная часть двигателя с трещиной просто заменяется.
Чтобы не делать внеплановый ремонт двигателя из-за появления эмульсии моторного масла, достаточно лишь своевременно проводить техническое обслуживание, особенно касающееся замены технических жидкостей, а также не допускать перегрева мотора. А для этого следует во время движения постоянно контролировать температурный режим.
Если же проблема с эмульсией в масле двигателя появилась, начинать поиск лучше с самого простого – прокладки ГБЦ. При этом после демонтажа головки при замене следует проверить ее на наличие коробления. Сделать это очень просто даже в гаражных условиях. Для этого нужно положить головку поверхностью, прилегающей к блоку, на чистое стекло. Образованные в результате коробления неровности отлично будут видны.
Обычно в головке и ее прокладке причина и кроется. Трещины же в гильзах, блоке и ГБЦ встречаются очень редко.
Почему появилась эмульсия на маслозаливной крышке
Белая эмульсия, которая образуется на пробке клапанной крышки автомобиля, — результат смешивания моторного масла с водой, паром или антифризом. Проблему вызывает пробой прокладки ГБЦ, трещины в блоке или головке цилиндров, деформация элементов ГБЦ или плохая вентиляция картерных газов. Белый «майонез» указывает на серьезные неисправности двигателя, требует немедленной замены масла, охлаждающей жидкости. Но иногда белая эмульсия обусловлена конденсацией водяных паров при резкой разнице температур между мотором и окружающим воздухом, особенно зимой. Тогда налет исчезает сам по себе после прогрева двигателя, не представляет опасности для его работы.
Образование конденсата
Судя по нашему опыту, частая причина появления эмульсии — образование конденсата из-за резкой разницы температур между горячим силовым агрегатом и холодным воздухом. Это особенно характерно для коротких поездок, когда двигатель не успевает прогреться до рабочих «градусов», испарить влагу из масла. Конденсат скапливается на самых холодных частях мотора, таких как крышка маслозаливной горловины и щуп. Пар оседает на поверхностях металла, образует белый налет, похожий на майонез с более жидкой консистенцией. В этом случае эмульсия не становится признаком серьезной поломки, а скорее недостатком эксплуатации. Чтобы избежать этого, рекомендуем совершать длительные поездки осенью и зимой. Тогда двигатель полностью прогреется, выгонит влагу.
Слабый налет из‐за конденсации паров
Типичные признаки конденсата — это белый налет на крышке маслозаливной горловины и щупе, который легко стирается тряпкой или бумажной салфеткой. Конденсат не меняет цвет и запах масла, которое остается жидким, прозрачным.
Исправить ситуацию легко. Если эмульсия вызвана конденсатом, то достаточно проехать 10–15 км на высоких оборотах двигателя, чтобы испарить влагу. После завершения движения надо подождать 5 минут, открыть капот и открутить пробку с клапанной крышки. Она должна быть почти сухой, с небольшой масляной пленкой.
Появление белой эмульсии зимой связано с образованием конденсата в моторе. Конденсат образуется, когда влажный воздух попадает внутрь двигателя и остывает, а затем оседает в виде капель на внутренних поверхностях силового агрегата, включая маслозаливную горловину. Эта проблема становится более явной зимой, когда воздух сильнее насыщен влагой.
Система вентиляции картера помогает избежать образования конденсата внутри двигателя, ведь она позволяет вывести наружу отработанные газы, пары. Если эта система не работает должным образом, влажный воздух может попадать внутрь двигателя и способствовать появлению эмульсии.
Для исправления ситуации с образованием конденсата надо сначала проверить состояние системы вентиляции картера и убедиться, что она работает нормально. Если это не помогает, может потребоваться замена масла и фильтра, а также проведение тщательной диагностики двигателя для выявления других возможных проблем. Советуем избегать коротких поездок, которые не дадут мотору достаточно времени, чтобы разогреться до рабочей температуры. Лучше не эксплуатировать автомобиль в условиях высокой влажности зимой.
Дополнительно можно проверить состояние прокладок и уплотнений, которые могут быть повреждены или изношены. Это приводит к попаданию влаги внутрь силового агрегата. Следует убедиться, что моторное масло отвечает рекомендациям производителя, подходит для эксплуатации в зимних условиях.
В случае обнаружения конденсата рекомендуем принять меры по его удалению, чтобы избежать развития коррозии и других проблем. Для этого можно использовать присадки к маслу, которые помогают эмульгировать воду, выводить ее из мотора.
Смешение масла с антифризом
Появление толстого слоя белой эмульсии на крышке маслозаливной горловины говорит о смешивании масла с тосолом. Это происходит, если у автомобиля есть проблемы с системой охлаждения, такие как утечка антифриза из радиатора, патрубков или термостата. Альтернативная причина — прокладки или уплотнения двигателя изношены или повреждены.
Густой обильный налет на маслозаливной крышке
При работе мотора в магистралях охлаждения и смазки увеличивается давление. Достаточно микроскопической трещины, чтобы жидкости смешались. Образуется белая плотная эмульсия. Она «запечатывает» каналы, вызывает развитие коррозии, выдавливает сальники. Типичные признаки смешения включают:
- увеличение уровня масла в моторе;
- снижение уровня тосола в расширительном бачке;
- появление белого дыма из выхлопной трубы;
- потерю мощности, шумы и вибрации силового агрегата.
Для исправления ситуации необходимо устранить причину смешения жидкостей. Это замена поврежденных уплотнений, ремонт деталей системы охлаждения. После устранения причины необходимо промыть систему смазки, сменить фильтр и залить новое масло. Если проблема не будет устранена, то смешение может привести к серьезному повреждению двигателя и дорогому ремонту.
Причины неисправности
Белая эмульсия на крышке маслозаливной горловины — результат проникновения тосола в масло. Виной тому в 80 % случаев становится прогорание прокладки головки блока. Бывают другие проблемы — микротрещины в металле ГБЦ. Сквозь них просачивается антифриз. Причина — сильный перегрев, механический удар по мотору. Со временем металл становится более хрупким, легко трескается, деформируется.
Деформация прокладки ГБЦ
На нашей практике причиной проникновения антифриза в масло часто становилось повреждение прокладки ГБЦ. Пробой случается после сильного нагрева из‐за утечки антифриза из патрубков, радиатора или помпы. Порой водитель пережимает прокладку, неравномерно закручивает фиксирующие болты. Результат — зазоры для обмена жидкостями.
Пробитая прокладка ГБЦ
В редких случаях перегрев приводит к тому, что металл деформируется, посадочные места не стыкуются с головкой. Образуются едва заметные щели. Существует несколько типичных симптомов, которые указывают на неисправность:
- стрелка термометра уходит в красную зону, особенно при высоких нагрузках;
- уровень тосола в расширительном бачке падает без видимых утечек;
- у выхлопных газов сладковатый запах.
Первым делом надо устранить причину — заменить прокладку ГБЦ. Порой достаточно отрегулировать моменты затяжки болтов. Их надо зажимать крест‐накрест. Потом необходимо промыть магистрали системы охлаждения, смазки. Не стоит забывать про покупку нового масляного фильтра. В старом останутся фрагменты эмульсии. Финальный этап — контрольный выезд. Делаем тест‐драйв не менее 5 километров с последующим осмотром состояния маслозаливной горловины. Если остался налет, значит причина пока не устранена.
Трещина в головке или блоке
Антифриз в масле двигателя — это распространенная неисправность. Она не сулит ничего хорошего. Минимум дорогой ремонт мотора, а максимум — полная замена движка на новый или контрактный. Частая причина проникновения тосола в масляные магистрали — образование трещины в стенках блока цилиндров или его головки.
Повреждение ГБЦ
Трещина открывается из‐за перегрева силового агрегата, ударного воздействия, коррозии или дефекта материала. Признаки появления трещин ГБЦ могут быть такими:
- снижение уровня антифриза в расширительном бачке без видимых утечек;
- изменение оттенка и плотности масла, которое становится светлым, вязким;
- повышение «градуса» мотора, снижение его мощности.
Для ремонта стоит посетить специализированный сервис, где проведут диагностику двигателя, определят место и «габариты» трещины. В зависимости от того, насколько сильно деформирована головка блока цилиндров, можно выбрать один из двух способов решения проблемы:
- Сварка трещины. Дешевый и быстрый способ, он не гарантирует надежности и долговечности результата. Сварка способна привести к деформации головки или ухудшению ее теплоотвода.
- Замена. Это радикальный и надежный способ, он также самый затратный. Замена ГБЦ подразумевает покупку новой или б/у детали, совместимой с вашим двигателем по типу, объему.
Если тосол попал в смазку, необходимо срочно заменить масло, промыть магистрали специальными присадками. Это поможет избежать износа и повреждения деталей силового агрегата из‐за потери смазочных свойств.
Последствия для двигателя
Попадание антифриза в масло приводит к неприятным последствиям. Рассмотрим более подробно, какие именно проблемы могут возникнуть при смешивании этих двух жидкостей:
- Ухудшение свойств. Микс создает белую эмульсию, которая ухудшает свойства масла, его способность смазывать двигатель. В результате этого могут возникнуть проблемы с работой мотора, такие как увеличение износа подшипников и других деталей, а также повышенный расход масла.
- Ухудшение охлаждения двигателя. Антифриз предназначен для охлаждения силового агрегата, но при попадании его в масло свойства ухудшаются. В результате может произойти перегрев движка, что приведет к деградации его деталей, возможному заклиниванию.
- Образование нагара и коррозии. Смесь масла и антифриза приводит к появлению шлака и ржавчины внутренних деталей мотора. Нагар образуется на поршнях и клапанах, что приводит к ухудшению их работоспособности. Коррозия повреждает металлические детали двигателя.
- Увеличение вязкости масла. Смесь затрудняет циркуляцию «раствора» по системе смазки. Это забивает масляные каналы, большая сила трения разрушает соприкасающиеся детали, образуются задиры на цилиндрах.
- Растрескивание уплотнений и прокладок. После засорения масляных магистралей в системе создается большое давление. Оно повреждает сальники, прокладки, шланги, патрубки.
Микс из масла и тосола затрудняет работу двигателя, повреждает его детали. При обнаружении признаков эмульсии необходимо сразу принимать меры для устранения проблемы. Иначе «майонез» приведет к серьезным повреждениям двигателя и его быстрой поломке. Первым делом следует прекратить эксплуатацию автомобиля, провести диагностику и ремонт.
Последствия образования эмульсии в моторе
Сначала советуем устранить причину неисправности. Если дело в прогорании прокладки ГБЦ, ее стоит заменить. Когда проблема в образовании трещины, поможет лишь сварка. После ликвидации причины можно приступать к промывке. Надо убрать все отложения из систем охлаждения и смазки, а потом заменить поврежденные детали поршневой или клапанного механизма. Для профилактики появления неисправностей необходимо раз в неделю проверять уровень масла и тосола. Иначе есть шанс пропустить момент смешения жидкостей. Результат — дефектовка мотора и дорогой ремонт.
Выводы
Когда причина образования эмульсии на крышке маслозаливной горловины — оседание конденсата, который выпал как роса из‐за разности температур, бояться нечего. Двигатель в порядке. Особенно если неприятные симптомы появились зимой. Надо лишь проверить работу клапана системы вентиляции картерных газов. Возможно он заклинил в одном положении. Еще рекомендуем каждую неделю вынимать масляный щуп и следить, чтобы уровень не перевалил за отметку max.
Появление густой белой эмульсии на крышке маслозаливной горловины — тревожный признак. Если на дворе лето, проблему не получится списать на конденсат. Причина состоит в том, что в блоке цилиндров или в головке появилось место, где масло смешивается с тосолом. Нельзя оставлять все без изменений, силовой агрегат заклинит.
Работники автосервиса точно и быстро найдут причину неисправности. Они поменяют прокладку ГБЦ или заварят образовавшуюся трещину. Заварить дюралюминий можно лишь аргоном. В гараже или на стоянке этого сделать не получится. Если образовалась эмульсия на крышке маслозаливной горловины и дело не в оседании водяного пара, надо ехать на ближайшую станцию технического обслуживания (СТО). Лучше выбирать специалистов, которые работают сфере автосервисе минимум 2–3 года. За это время специалисты получают необходимый опыт.
После ремонта надо соблюдать меры профилактики: не допускать перегрева, регулярно следить за уровнем масла и тосола. Любые отклонения от нормы — повод для беспокойства.
«Сливочное масло» под крышкой маслозаливной горловины — что это?
Разбираемся, что за эмульсия и налет образуется под крышкой маслозаливной горловины.
Недавно напуганный читатель автожурнала Autokult обратился в редакцию. Он рассказал, что под крышкой маслозаливной горловины его автомобиля появилась какая-то странная субстанция, и попросил объяснить, что это такое . Речь шла о желтой массе, похожей на сливочное масло (Проверьте, кстати, есть ли в вашей машине что-нибудь подобное). Давайте разбираться, что же это могло быть.
Читатель прислал в редакцию журнала фото маслозаливной горловины двигателя своего автомобиля. Именно там он увидел желтую массу, по консистенции напоминающую жир. Такой же налет автолюбитель нашел и под пробкой, и даже на масляном щупе. Непонятная эмульсия была обнаружена автовладельцем при проверке и заливке масла.
«Означает ли это повреждение прокладки головки блока цилиндров двигателя (ГБЦ)?» — с тревогой спросил автовладелец. Прежде чем редакция автожурнала пришла к выводу, они провели с автолюбителем короткое интервью. Оказалось, что он ездит на своей машине в основном на работу, а это расстояние меньше 10 км. Как правило, двигатель прогревается, но не полностью, и о теплом салоне зимой речь не идет. Его путь от дома до работы настолько быстрый, что поездка занимает всего несколько минут.
Этого хватило экспертам польского журнала поставить предварительный диагноз — «больной» не прогревается должным образом, поэтому в масле скапливается большое количество воды. Это естественный процесс конденсации воды на металлических частях двигателя. Вода, смешанная с маслом, образует «кашицу», которую одни называют сливочным маслом или эмульсией, а другие — майонезом или налетом.
По консистенции же это образование напоминает оба продукта: сливочное масло и майонез. К сожалению, это не безвредный признак. В итоге образование такого «сливочного масла» под крышкой маслозаливной горловины указывает на преждевременный износ двигателя из-за недостаточно полного его прогрева в процессе эксплуатации транспортного средства.
Что мне делать с эмульсией под крышкой маслозаливной горловины?
Вы определенно можете не паниковать. Прежде чем верить утверждению механика о том, что двигатель вашего автомобиля следует немедленно отремонтировать, лучше сделать то, что посоветовали эксперты польского автожурнала своему читателю.
Они попросили его проехать более длинную дистанцию, чтобы поездка продлилась минут 30 и чтобы двигатель хорошо прогрелся. Идея заключалась в том, что вместо использования низких оборотов двигателя, как это обычно происходит в повседневной жизни, автовладелец должен был использовать средние обороты во время поездки, то есть переключать передачи позже, чем обычно.
После такого теста автолюбитель сообщил редакции, что большая часть «сливочного масла» исчезла. Эксперты автоиздания утверждают, что причина образования эмульсии, которая похожа на сливочное масло, — в недогреве двигателя, а не в выходе из строя прокладки головки блока цилиндров .
Однако если вы подобное нашли в своем автомобиле, мы в 1Gai.Ru рекомендовали бы вам все-таки как можно скорее заменить моторное масло, так как вода не оказывает положительного влияния на защиту двигателя от трения.
Как предотвратить образование эмульсии?
MARCIN ŁOBODZIŃSK / Autokult
Чаще всего подобное случается в период с осени по весну при низких температурах. Особенно утром при запуске двигателя. Летом к подобному симптому нужно относиться более настороженно, потому что «эмульсия» в моторном масле редко возникает при более высоких положительных температурах.
Если вы обнаружили под крышкой маслозаливной горловины двигателя что-то, что напоминает «сливочное масло», мы бы советовали вам менять маршрут или стиль вождения не реже одного раза в неделю, если ваши поездки в каждодневном режиме не превышают 10-20 км. Если после этого ситуация не изменится и во время более длительных ваших маршрутов или более динамичной езды эмульсии не станет меньше, стоит попробовать заменить моторное масло. Желательно даже сменить марку масла.