Распредвал, постель распредвала, доводка постели к плоскости ГБЦ.
В те далёкие времена, когда Opel делал ГБЦ отдельно, а постель распредвала отдельно давно прошли, но до сих пор есть ещё двигатели, где этот принцип сохранён, а значит пост должен быть полезен.
Немного теории.
Очень важно чтобы у ГБЦ была ровная нижняя поверхность, которая прилегает к блоку. Важно, потому что иначе не будет герметичности. Это понимают все уверен на 100%. Многие понимают, что у ГБЦ должна быть ровная не только нижняя плоскость, но и верхняя. Важно для того, чтобы постель распредвала прилегала к ровной поверхности ГБЦ, а значит подшипники распредвала находились в одной оси, а значит не было их неравномерного износа в местах изгиба, а в отдельных совсем запущенных случаях не доходило до заклинивания и поломки распредвала. Подшипники в отдельных постелях распредвала с трудом поддаются восстановлению, соответственно необходимо уделить им особое внимание.
При дефектовке двигателя-донора я увидел, что распредвал имеет выработку около 0,2 мм по кулачкам это при том, что стоял уже не оригинал. Сама постель имела приличный износ по центральному подшипнику. Это значит, что либо постель была прикручена к кривой ГБЦ, либо сама постель кривая, либо распредвал кривой, эдаким бананом.
Сразу решил, что распредвал будет новым, не оригинальным, но приличным. Перебрал кучу вариантов, где или не заказать, или ширпотреб из пластилина или цена космос. Почти случайно наткнулся на турецкого производителя ESTAS, и отзывы мотористов о нём, как об очень стабильном качестве. Сам до этого вообще о такой фирме не слышал. Помучи
лся немного и решил рискнуть. заказал распредвал по весьма демократичной цене. Приехал он в хорошей упаковке и действительно очень приличного качества.
Поставил его на призмы и обкатал индикатором по центральному подшипнику. Результат впечатлил — отсутствие отклонения индикатора с ценой деления шкалы в 0,01 мм. Справочно, допуск по TIC 2000 — 0.05 мм.
Выставляю индикатор. Поворачиваю на 180 градусов. Отклонений нет.
С распредвалом вопрос закрыт. Начал неспешно искать постель и, через некоторое время, нашел. Вроде бы не убитая и подшипники в отличном состоянии. Вот она, родимая, сразу после покупки.
Постелька X17DTL.
После всех работ по ГБЦ решил я приложить постель к уже ровной, выстраданной, поверхности головки. Вставил распредвал. Это важно, т.к. без распредвала постель может иметь изгиб, который компенсируется ровным распредвалом. Если ровнять постель по ГБЦ без распредвала, есть опасность получить несоосные подшипники распредвала.
В лучших традициях ремонта металлообрабатывающих станков, в котором у меня есть хоть и весьма скромный, но таки опыт, я намазал поверхность ГБЦ берлинской лазурью и приложил постель.
Мажем ГБЦ. Белые пятна на краске по периметру, это стёртые места о постель, которую я уже приложил )) Прикладываем постель распредвала
В результате никто не сомневался. Буквально пара точек касания. Конечно, при установке ГБЦ, с тем усилием, с которым утягиваются болты, постель прижмется к плоскости ГБЦ как родненькая, а герметик компенсирует все неровности, но будут ли подшипники соосны? Будет ли распредвал свободно в них вращаться? В лучшем случае он прогрызет себе в подшипниках постели место и будет работать, а подобная беда будет давать о себе знать низким давлением масла в магистрали распредвала, т.к. зазоры уже совсем не заводские.
Конечно можно было бы отнести постель на шлифовку, но гарантии, что верхняя поверхность распредвала параллельна нижней не было, танцевать с бубном возле плоскошлифовального и шлифовщика, который как и все шлифовщики не особо жалует легкие на изгиб и не магнитные детали, не было ни малейшего желания.
Поэтому я вспомнил былой опыт и взялся за шабер. Кто не знает, это такая железная палка с деревянной ручкой и твердосплавной лопаткой-резцом на конце. Шабером срезают лишний металл при ремонте станков, выводя идеальную плоскость.
Шабер.
Шабрение — очень однообразная, можно наверняка сказать — нудная работа. Нанёс валиком краску. Важно нанести тонкий слой. Обычно это около 0,005 мм. Приложить деталь к поверхности. Не нажимая, собственным весом, слегка подвигать деталь взад-вперёд. Снять деталь, перевернуть и срезать все окрашенные места. Опять приложить, потереть, снять, перевернуть, срезать… За раз снимается слой около 0,005-0,01 мм, при чистовых проходах можно снимать до 0,002 мм, но нам такая точность не требовалась. )) Ещё одним аргументом в пользу шабрения было то, что мне не нужна была идеально ровная поверхность постели распредвала. Мне нужна была идеально прилегающая плоскость постели к поверхности ГБЦ, которая наверняка имеет погрешности обработки в пару соток.
Срезаем все что окрашено, мажем, опять срезаем и так много раз. Ещё много-много раз срезаем и мажем. Результат намного лучше, но не тот, что нужен. И снова одно и то же. Надо ещё поработать Вроде бы получилось. Непрокрашенные места по торцам это зазоры меньше 0,01 мм. Главное, что все 10 точек поверхности под болтами имеют равномерный контакт с ГБЦ
При толщине краски в пределах 0,01 мм и таком пятне контакта можно собирать постель на ГБЦ без герметика, уверен, что даже потеть не будет. Но у GM как раз есть для таких соединений специальный зелёный несохнущий герметик, для ультра тонких слоёв (GM 1503170). Он и будет использоваться при монтаже.
Фото не моё, но мой герметик точно такой же. ))
Если представить, что можно заглянуть в будущее, то слой герметика на постель будет приблизительно таким:
И он практически весь будет выдавлен, равномерно с обеих сторон поверхности, приблизительно вот так:
Как отремонтировать постель коленвала?
09.08.2018 Исправная постель коленвала – залог нормального вращения и безотказной работы мотора
Среди наиболее распространенных проблем, которые и подталкивают автовладельцев и механиков к ремонтным работам, выступают проблемы с постелью коленвала. По сути, постель коленвала – это сложнейшее изделие, обладающее округлой геометрической формой. Проблемами являются отклонения в формах поперечного сечения к поверхности окружности в цилиндрических частях двигателя.
Причины неисправностей
Такое явление специалисты именуют эллипсностью (вытягиванием окружности в эллипс), причинами его возникновения могут быть всевозможные механические воздействия и поломки двигателя.
Одной из наиболее распространенных является частое пользование двигателем и попросту его изнашивание. Даже в случае нормальной работы автомобиля (при регулярных диагностиках и проверках), происходит деформация коренных крышек, вследствие чего весь вал выходит из строя. Поэтому ремонт постели коленвала неизбежен. В этом случае эллипсность происходит в случае увеличения размера постелей и обычного трения между собой и с устройством, блокирующим крышки у корней устройства.
Также эллипсность может наблюдаться в результате чрезмерно малого пользования двигателем. В этом случае нарушается структура смазки коренных подшипников. Важную роль играет нагрев: в результате повышения температуры сначала выходят из строя болты и крышки опоры вала, а затем уже и сама постель. Страдают от эллипсности в первую очередь те двигатели, которые изготовлены из легкосплавных цилиндрических блоков.
Реконструкция постелей коленвала
Дабы восстановить работу двигателя, необходимо прибегнуть к починке коленчатого вала и любых изменений, которые необходимо устранять, дабы избежать полной поломки силового агрегата.
Постели коленвала – следы разрушения уже начинают быть видны
Все ремонтные работы такого типа предусматривают единую цель: они направлены на восстановление формы, размера и положения отверстий в опорах, дабы восстановить и наладить работу подшипников.
Восстановление постели коленвала в блоке цилиндров:
Есть несколько видов работ по восстановлению постели коленвала и зависят они от сложности и уровня повреждения:
- снижение высоты крышек у корня (хонингование либо растачивание);
- высокоточная сварка;
- замена.
При снижении высоты крышек у корня следует помнить, что данная методика обладает крайне низким диапазоном применения. При обработке постели смещается уровень нахождения коленчатого вала, это очень часто приводит к полному разрушению. Начинается все с нарушения работоспособности сальников и всевозможные нестыковки двигателя с КПП. Также смещение и нарушение оси вала пагубно влияет на работу деталей трансмиссии, на степень сжатия камеры сгорания и так далее.
При выборе методики устранения данной проблемы необходимо выбирать ту, которая будет менее пагубно влиять на положение оси приспособления коленвала и по минимуму расстраивать конструкцию двигателя. В случае возникновения затруднительных ситуаций необходимо пройти предварительную диагностику и консультацию у специалистов, дабы исключить ошибки в процессе починки постели коленвала.
Постель распредвала
Постель распредвала — место нахождения распредвала в верхней части ГБЦ . Постелью распредвала называют место, куда укладываются распредвалы и фиксируются бугелями.
Нередко встречается конструктивное решение, в котором распредвалы уложены в постель через подшипники скольжения, для улучшения качества вращения распредвалов в ней.
Отличительной особенностью постели распредвала в двигателе Honda является отсутствие дополнительных подшипников скольжения (вкладышей), что говорит о высокой точности изготовления деталей.
Также, постель распредвала подлежит дополнительному осмотру при наличии проблем с распредвалом или распредвалами, поскольку, подача масла к распредвалу конструктивно осуществляется через постель. И, если имеются проблемы с распредвалом, необходимо осмотреть точки подачи масла, так как нередко проблемы с распредвалом вызваны именно масляным голоданием.
В случае, если из-за масляного голодания пострадала и постель распредвала, требуется дорогостоящая замена ГБЦ или двигателя в сборе, так как ремонту постель не поддается.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ремонт постели распредвала
Распределительный вал автомобиля – это элемент ГРМ, предназначенный для открытия или закрытия клапанов в определенные промежутки времени, когда поршень находится в верхней или нижней мертвой точке. Постель и сам распредвал также подвержены износу, что происходит из-за неправильного тюнинга.В этой статье вы узнаете о причинах износа, а также о том как происходит ремонт постели распредвала.
Причины износа распредвала
В любом двигателе внутреннего сгорания, все детали находятся в полном и синхронном взаимодействии между собой. Поэтому, прежде чем, говорить о дефектах самого распредвала, необходимо, в первую очередь, проверить его шейки и вкладыши коленчатого вала, которые нарушают горизонтальное положение последнего.
Основные причины поломки распределительного вала
- Двигатель уже прошел приличный километраж. Это естественный износ, уйти от которого, к сожалению, нельзя. К этому просто надо быть готовым.
- Работа распредвала «на сухую». Это значит, что в двигатель некоторое время подвергался работе с недостаточным уровнем масла. Недостаток смазки довольно быстро нарушает состояние деталей при работе на больших оборотах.
- Сопутствующая проблема – это недостаток давления масла. Проверьте масляный насос: скорее всего, он попросту забился и не обеспечивает нужной смазки требуемых узлов и деталей.
- Плохая фильтрация масла. Это связано с использованием некачественного или сильно забившегося масляного фильтра, который допускает проникновение грязи во все детали, в том числе и шейки распредвала.
- Большая температура работы двигателя или его перегрев. Чтобы «угробить» распредвал, достаточно довести температуру обычного бензинового двигателя до величины, соответствующей 120-130 градусов Цельсия.
Восстановление постели распредвала
Перед тем, как приступать к ремонту постели, необходимо вначале определить, поможет ли он в устранении неисправности. Бывают случаи, когда деталь уже не подлежит ремонту из-за слишком сильного износа и тогда ее лучше просто заменить.
Диагностика детали производится при помощи устройства, которое называется нутрометр. Этот индикаторный прибор настроен на определенные величины и при их отсутствии подает соответствующий сигнал. После проверки, полученные значения сравниваются со стандартными и на основе этих данных можно принимать решение о проведении ремонта.
Непосредственно перед диагностикой и ремонтом, нужно вначале снять распредвал. Для этого откручивается клапанная крышка и снимается привод механизма ГРМ. После этого, откручиваются болты крепления вала и он снимается. Затем уже вытаскивают саму постель.
Ремонт распредвала производится на специальном станке, который предназначен для его расточки или хонингования. Растачивая постель, ремонту нужно подвергнуть и саму головку блока цилиндров, так как стандартные размеры будут нарушены, то и расположение отдельных частей ГБЦ тоже нужно сменить.
Наверняка провести расточку постели самостоятельно будет очень трудно, поэтому лучше всего поручить эту задачу более опытному специалисту с соответствующим уровнем знаний. Он доведет постель до требуемых размеров и правильно выполнит хонингование.
После ремонта постели не забудьте устранить неисправности, которые довели распредвал до такого состояния. Ведь отремонтированный элемент не даст гарантии того, что он не выйдет из строя вновь, так как основные проблемы будут не решены. Теперь остается только поставить постель отрегулировать клапанный механизм и настроить двигатель под новые параметры.