GPS vs ГЛОНАСС-мониторинг: в чем разница и что выбрать
Первоначально системы спутникового слежения, как в США, так и в СССР, разрабатывались под нужды военных для определения точных координат потенциальных целей поражения. Однако системы оказались весьма востребованными и в мирной жизни. В последние годы они распространились настолько, что почти каждый частный владелец автомобиля обзавелся навигатором или использует систему слежения, установленную в смартфоне. А для компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, с 2012 года установка систем мониторинга является обязательной.
Что такое системы мониторинга GPS и ГЛОНАСС
Спутниковые системы мониторинга ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США) используются, в первую очередь, для определения местоположения подвижных объектов — автомобилей, поездов, самолетов. Основная функция любой системы — это непосредственно мониторинг, включающий определение координат, направление, скорость движения, расход топлива и т.д. Эта функция помогает водителю ориентироваться при движении в незнакомых ему районах, и при этом дает возможность логистическим компаниям контролировать допускаемые им нарушения — отклонения от маршрута, нецелевое использование транспортного средства, слив топлива, несоблюдение режима труда и отдыха. В некоторых системах предусмотрены такие опции, как включение зажигания только через СМС-сообщения, аудиоконтроль салона автомобиля, отключение зажигания при выезде из рабочей зоны. С помощью системы диспетчер может оперативно связываться с водителем во время движения. Для этого применяется система текстовых сообщений с обратной связью или голосовая связь с объектом.
Функция контроля используется также для учета передвижений транспорта, учета доставки грузов в определенные точки. Система дает возможность получать отчеты по стоянкам и движению, по пробегу, по расходу топлива, посещению зон, скорости, разгрузкам, пассажиропотоку и т.д. Отслеживаются практически все аспекты работы автомобиля и водителя.
Еще одна важная функция — обеспечение безопасности. Определение местоположения транспорта дает возможность быстро обнаружить угнанную машину. ГЛОНАСС/GPS-маячки системы обычно расположены в труднодоступных местах, так что угонщики в большинстве случаев не успевают обнаружить их и отключить. В случае аварии система сама подаст в службы спасения сигнал бедствия.
Как это работает? Принцип работы любой системы — ГЛОНАСС или GPS — основан на отслеживании и анализе временных и пространственных координат объекта. Установленный в нем трекер получает сигнал от спутников и сервисов глобальной беспроводной сети. Для получения такого сигнала автомобиль должен быть оснащен специальными модулями, автоматически вычисляющими координаты объекта, исходя из расположения спутников и вышек сотовой связи, находящихся от него на минимальном расстоянии. Все телеметрические данные или события, например авария, накапливаются в памяти трекера и через определенные временные интервалы передаются на сервер, оборудованный соответствующим ПО, или в виде СМС-сообщений на мобильное устройство.
Кроме ГЛОНАСС/GPS-трекера со встроенными GPS/GSM-модулями, оборудование систем спутниковой навигации в машине включает в себя микроконтроллер и память. Также в систему входит несколько датчиков (в зависимости от выбранных функций), GSM/GPS-антенны и программное обеспечение, позволяющее принимать отчеты через интернет.
Сфера применения систем спутникового мониторинга весьма широка. Кроме военной, она охватывает, в первую очередь, транспортную отрасль, включая пассажирские перевозки, грузоперевозки и логистику. Целесообразно использовать слежение и в горнодобывающей промышленности, при строительстве дорог, в работе служб безопасности и быстрого реагирования. В последние годы область применения расширяется — системы персонального спутникового мониторинга применяют для отслеживания перемещений людей, например, детей или стариков, и даже домашних животных.
Отличия GPS от ГЛОНАСС
И GPS, и ГЛОНАСС создавались для военных целей, но в США на 7 лет раньше по сравнению с ГЛОНАСС был снят запрет на ограничение точности для гражданских устройств. После снятия этого запрета система начала стремительно развиваться. В остальном принципы построения систем глобального позиционирования весьма схожи — на околоземную орбиту запускается определенное количество спутников, которые и передают сигнал принимающим устройствам для определения координат объектов. Достаточным количеством спутников считается 24 единицы.
Численность группировки космических аппаратов у ГЛОНАСС — 27 единиц, 24 основных и 3 резервных. При этом для покрытия территории России достаточно всего 18 спутников. По мнению аналитиков, увеличение количества спутников в ближайшие годы нецелесообразно [1] .
Космическая сеть GPS на сегодняшний день состоит из 32 спутников, 24 из которых основные, а 6 резервные. В будущем GPS планирует увеличить свою группировку до 48 спутников.
Расположение спутников в системах полностью отличается. Спутники GPS располагаются в шести плоскостях по четыре штуки в каждой на высоте 20 180 км с наклонением 55°. Спутники вращаются синхронно вращению Земли, для точного позиционирования поэтому требуется помощь корректирующих станций. На земле находится главная контрольная станция и 10 станций слежения. Три станции передают спутникам корректировочную информацию, а они распределяют ее на всю сеть.
Спутники ГЛОНАСС занимают три плоскости по 8 аппаратов на меньшей высоте — 19 140 км и с наклонением 64,8°. Спутники движутся асинхронно по отношению к Земле, это дает им более стабильное положение и облегчает управление. Наземный сегмент состоит из 14 станций, расположенных в России, и по одной в Антарктиде и Бразилии.
Частота сигнала. По сути, и ГЛОНАСС, и GPS передают обычные радиосигналы на определенных частотах. Спутники постоянно излучают навигационные сигналы двух типов:
- навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 — 1,6 ГГц для ГЛОНАСС и 1,575 ГГц для GPS.
- навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазоне L1 и L2 — 1,2 ГГц (ГЛОНАСС) и 1,227 ГГц (GPS) [2] .
Получается, что хотя сигналы в обеих системах и разнесены по частоте, они передаются в очень близких диапазонах. Но зато методы кодирования сигналов используются совершенно разные. В ГЛОНАСС применяется более защищенный и более ресурсоемкий принцип «выделенной линии» FDMA. В GPS — устойчивый, менее защищенный и более экономичный кодированный множественный доступ CDMA.
Точность позиционирования. На сегодня погрешность в определении координат несколько ниже у системы GPS — от 2 до 4 метров. На территории США, Канады, Китая, Японии и стран благодаря работе станций, осуществляющих поправки дифференциального режима, погрешность снижается до 1–2 метров. Как ожидается, спутники последнего поколения GPS будут давать погрешность примерно в 0,6–0,9 м [3] .
У ГЛОНАСС погрешность позиционирования составляет 3–6 метров, но теоретически, система имеет возможность снижения этого показателя до 10 см [4] . Как обещают разработчики, этот параметр будет достигнут в 2020-х годах.
Доступность сигнала. ГЛОНАСС покрывает 100% территории РФ и примерно 70% территории всего земного шара [5] . GPS работает в любом месте Земли, исключая приполярные области.
По сути, обе системы могут быть взаимодополняемыми. Оптимальное решение — это именно спутниковый ГЛОНАСС/GPS-мониторинг транспорта. Недостатки систем взаимно нивелируются, и устройство выдает максимально точный и качественный результат. Большинство современных устройств оборудовано такими комплексными системами спутникового слежения.
Преимущества внедрения систем спутниковой навигации
Внедрение систем спутникового контроля существенно облегчает процесс управления предприятием, использующим в своей работе автотранспорт.
Во-первых, она дает возможность постоянного контроля. За пару кликов мышкой можно точно выяснить, где сейчас находится определенный водитель, почему произошла задержка рейса, соблюдается ли температурный режим при перевозке сложных грузов. Тайные отклонения от маршрута теперь попросту невозможны, и это может существенно повысить производительность труда.
Во-вторых, система позволяет снизить затраты. На основе статистических данных, полученных после анализа расстояния до объектов, скоростного режима и расхода топлива можно разрабатывать оптимальные маршруты передвижения, а значит, экономить топливо и время, снижать затраты на ремонт автотранспорта за счет его меньшей изношенности. Уменьшается количество простоев и объем холостого пробега и примерно на 20–30% увеличиваются обороты рейсов — потребность в расширении автопарка снижается.
Таким образом, система спутникового контроля топлива не позволит недобросовестным работникам сливать бензин и продавать его на сторону. Любой неустановленный расход будет зафиксирован системой слежения, а информация о нем передана собственнику. С помощью системы можно снизить и расходы на связь с водителем, поскольку в функционал уже заложена такая опция.
Стоимость сервиса GPS и ГЛОНАСС-мониторинга
Цена систем спутникового мониторинга складывается из нескольких составляющих — страны-производителя трекера, используемых систем навигации, качества комплектующих и наличия дополнительных функций.
Самыми дешевыми являются изделия китайского производства, цена здесь начинается чуть ли ни от одной тысячи рублей. Но при этом набор дополнительных функции у таких систем минимален, а срок службы и условия обслуживания далеки от приемлемых.
Европейские устройства более дорогие, от 5 000 рублей, но за эти деньги покупатель получает надежный и качественный прибор с большим количеством дополнительных опций и современным программным обеспечением. Единственная проблема в том, что иногда такое оборудование не адаптировано для российских условий.
Серьезную конкуренцию зарубежным производителям в последнее время составляют отечественные разработчики. По качеству и функциональности российские приборы практически не уступают импортным, а по цене гораздо выгоднее их, при этом они отлично работают в российских условиях. Цена на такие устройства начинается примерно от 2500 рублей.
Стоимость обслуживания системы определяется в основном тарифным планом и объемом возможностей. Дороже всего в обслуживании американские и европейские системы, при этом за доступ к истории перемещений приходится платить дополнительно.
Отечественные поставщики оказывают услуги по обслуживанию на более выгодных условиях — в среднем от 400 рублей в месяц. Кроме того, необходимо однократно заплатить за монтаж и подключение системы. Цена в этом случае зависит от набора подключаемых опций. В среднем стоимость подключения одного датчика составляет 1000–1500 рублей [7] .
Итак, установка системы спутникового мониторинга — это вполне реальная возможность обеспечения контроля над работой сотрудников компании и защиты автомобиля от угона. Окупается она достаточно быстро, к тому же на рынке можно найти устройства по вполне приемлемым ценам. Главное — правильно выбрать компанию, которая будет заниматься установкой и последующим сервисом.
- 1 http://nsn.fm/hots/chislo-sputnikov-glonass-uvelichat-vdvoe-analitiki-ne-uvideli-v-etom-smysla.php
- 2 https://allcamers.ru/stati/33-kak-stat-nevidimkoj-dlya-glonass.html
- 3 https://aboutspacejornal.net/космические-аппараты/искусственный-спутник-земли/спутник-связи/спутники-gps/
- 4 http://mssglonass.ru/articles/chem-otlichaetsya-glonass-ot-gps/
- 5 http://planet-today.ru/novosti/tekhnologii/item/71635-v-chem-otlichie-glonass-ot-gps
- 6 https://www.aviapanorama.ru/2018/05/navitglonass-forum/
- 7 http://www.control-transporta.ru/tseny/stoimost-uslug
Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор
Трекеры для мониторинга объектов на основе систем глобального позиционирования используются по большей части для контроля за транспортными средствами. Однако все чаще их стали применять для наблюдения за домашними животными и престарелыми людьми, отлучающимися из дома без сопровождения.
Где купить тахограф и сколько он стоит?
Контроль транспорта: технологии ГЛОНАСС и GPS для оптимизации транспортных расходов
Спутниковый мониторинг: обзор технологий, сферы применения
© 2023 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Михаил Чкаников. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.
Теория относительности в реальном мире: GPS
Люди часто спрашивают меня: «Чем же так хороша теория относительности?». Обычно о ней думают как о некой абстрактной, мистической математической теории, никак не связанной с повседневной жизнью. На самом деле, это совсем не так.
Представьте на минуту, что вы летите в коммерческом авиалайнере, пилот и экипаж которого направляют самолет к месту назначения, пользуясь помощью Системы Глобального Позиционирования (GPS). Более того, многие дорогие автомобили сейчас поставляются со встроенными навигационными системами, включающими в себя GPS-приемники с цифровыми картами, и вы можете купить карманный GPS-навигатор, который будет показывать ваше местоположение (широту, долготу, высоту) с точностью от 5 до 10 метров, весить всего несколько унций и стоить около ста долларов.
GPS была разработана министерством обороны Соединенных Штатов для предоставления спутниковой навигации американской армии. Позже она была передана под совместный контроль минобороны и министерства транспорта для использования как в военных, так и в гражданских целях.
Текущая конфигурация GPS состоит из 24 спутников, вращающихся вокруг Земли на высоких орбитах. Каждый спутник в «созвездии» GPS летает на высоте порядка 20 тысяч километров над землей, его орбитальная скорость порядка 14 тысяч километров в час (орбитальный период около 12 часов — вопреки распространенному мнению, спутники GPS находятся не на геостационарной или геосинхронных орбитах). Орбиты спутников распределены так, что в любой момент времени по крайней мере четыре спутника видимы с любой позиции на Земле (одновременно может быть видно до 12 спутников). Каждый спутник несет на своем борту атомные часы, которые «тикают» с точностью до одной наносекунды (одна миллиардная секунды). GPS-приемник в самолете определяет свое текущее положение и направление путем сравнения сигналов времени, получаемых с разных GPS-спутников (обычно от 6 до 12) и трилатерации по текущему положению каждого из спутников. Так достигается замечательная точность: даже простенький карманный GPS-приемник может определить вашу абсолютную позицию относительно поверхности Земли с точностью от 5 до 10 метров всего за несколько секунд (с помощью разностных техник, сравнивающих два близлежащих приемника, точности порядка сантиметров или миллиметров в относительном положении часто достигаются в течение часа или около того). GPS-приемник в машине и вовсе может получать точные значения местоположения, скорости и направления в реальном времени!
Для достижения такой точности сигналы времени, поступающие со спутников GPS, должны быть известны с точностью 20-30 наносекунд. Однако из-за постоянного движения спутников относительно наблюдателя на Земле, для достижения желаемых 20-30 наносекунд погрешности, необходимо учитывать эффекты, предсказываемые общей и специальной теорией относительности.
Так как наблюдатель на земле видит спутники в движении, специальная теория относительности (СТО) утверждает, что мы должны видеть, будто их часы отсчитывают время медленнее (см. лекцию об СТО). СТО говорит, что бортовые атомные часы на спутниках должны запаздывать по сравнению с земными примерно на 7 микросекунд в день из-за меньшей скорости хода ввиду релятивистского замедления времени.
Кроме того, спутники находятся на орбитах на большом расстоянии от Земли, где кривизна пространства-времени из-за массы Земли меньше, чем на земной поверхности. Прогноз общей теории относительности (ОТО) в том, что ход часов, расположенных ближе к массивному объекту, будет казаться медленнее, чем тех, что находятся дальше от него (см. лекцию о черных дырах). По сути, будучи наблюдаемыми с земной поверхности, часы на спутниках кажутся более быстрыми, чем аналогичные часы на земле. Расчеты, опирающиеся на ОТО, показывают, что часы на каждом спутнике GPS должны спешить относительно земных на 45 микросекунд в день.
Комбинация этих двух релятивистских эффектов означает, что часы на борту каждого спутника должны идти быстрее, чем аналогичные часы на земле примерно на 38 (45 — 7 = 38) микросекунд в день! Звучит как маленькая величина, но высокая точность, требуемая в системе GPS, требует наносекундных погрешностей, в то время как 38 микросекунд равны 38 тысячам наносекунд. Если бы эти эффекты не были приняты в расчет, то координаты, вычисленные на основе облака GPS-спутников, были бы неверными уже через две минуты, а ошибки в глобальных местоположениях продолжали бы накапливаться со скоростью примерно 10 километров в день! Вся система была бы абсолютно непригодной для навигации через очень маленький промежуток времени. Такой вид накапливаемой ошибки сродни поиску моего местоположения, когда я стою на крыльце своего дома в Колумбусе (штат Огайо) в один день, и когда я выполняю такой же поиск неделей позже, мой GPS-приемник говорил бы мне, что я стою на своем крыльце и я примерно на высоте 5 тысяч метров где-то над Детройтом.
Инженеры, проектировавшие GPS, включили эти релятивистские эффекты в свои расчеты во время проектирования и развертывания системы. К примеру, для нейтрализации эффекта, описываемого ОТО, они замедлили ход атомных часов перед их запуском, так что будучи на своих орбитах, они шли бы с той же скоростью, что и эталонные атомные часы на наземных станциях GPS. Кроме того, в каждый GPS-приемник встроен микрокомпьютер, который (помимо прочего) выполняет необходимые релятивистские вычисления в момент определения местоположения пользователя.
Относительность — не просто какая-то абстрактная математическая теория: понимание ее является необходимым условием правильной работы GPS!
Всё, что важно знать о спутниках GPS/ГЛОНАСС
В этой статье мы разберем, что такое ГЛОНАСС и GPS, их основные характеристики и чем они отличаются.
Спутник сиситемы ГЛОНАСС
ГЛОНАСС – это российская система спутниковой навигации. Официальным началом работ считается 1982 год тогда на орбиту запустили первый спутник “Ураган”. Путем исследовательской деятельность нашими учеными-соотечественниками было выведено, что для оптимального покрытия всего Земного шара, необходима группировка из 24 спутников. И так, только в 1995 году были полностью введены в эксплуатацию навигационные спутники ГЛОНАСС в количестве 24 аппарата.
Орбиты спутников ГЛОНАСС расположены в трех плоскостях:
Источник фото https://www.roscosmos.ru/21923/
Высота спутников ГЛОНАСС (высота орбиты) – 19 100 км;
Период обращения спутника – 11 часов 15 минут 44 секунды;
Наклон спутников – 64,8°.
Такой период обращения спутника помог создать устойчивую систему, которая не требует, в отличие от GPS, корректирующих импульсов. А угол наклона на 64,8° обеспечивает доступность навигации даже если, несколько аппаратов выйдут из строя.
Спутник GPS
GPS – это американская спутниковая система навигации, обеспечивающая измерение расстояния, времени и местоположения объекта. Работы по разработке американской системы начались в 1973 году, а уже в период с 1978—1985 год на орбиту были выпущены 11 спутников первой группы.
Так к 1993г. система из 24-х спутников была полностью введена в эксплуатацию. Сегодня группировка спутников GPS состоит из более чем 30 действующих спутников, каждый из которых оснащен резервными атомными часами и отслеживается наземной сетью управления. Каждый спутник передает информацию о своем местоположении и времени через равные промежутки времени, эти сигналы перехватываются приемниками GPS. Приемник может определить свое положение, рассчитав, сколько времени потребовалось сигналам, чтобы достичь его.
Орбиты спутников GPS расположены в шести плоскостях:
Источник фото https://www.nasa.gov/
Высота спутников GPS – 20200 км;
Период обращения спутника 12 часов;
Наклон спутников – 55 °.
Подведем небольшой итог. Чем же ГЛОНАСС отличается от GPS?
Во-первых, количеством орбитальных плоскостей. ГЛОНАСС находится в трех, а GPS – в 6 плоскостях. При этом спутники GPS синхронизированы с вращением Земли, а ГЛОНАСС – нет.
Во-вторых, погрешность ГЛОНАСС немножко больше, чем у GPS.
В-третьих, у ГЛОНАСС есть еще один недостаток – сигнал навигационной системы доступен не во всех точках мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, учитывая все плюсы и минусы навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, производители оборудования , которым необходимо получать или передавать навигационный сигнал (например, производители систем мониторинга транспорта), наделяют свои устройства возможностью получать сигнал как с GPS, так и с ГЛОНАСС. С помощью такого подхода недостатки каждой из систем сглаживаются, а пользователь получает наиболее корректный результат.
На какой высоте летают космические аппараты?
Космические масштабы порой очень сложно представить. По сравнению с огромными расстояниями, размер планет оказывается поразительно маленьким, а наша космическая техника и вовсе теряется из виду. Но всё же, давайте разберёмся, на какой высоте летают наши спутники и космические корабли.
Для начала стоит представить масштаб. Радиус нашей Земли составляет 6371 км. Диаметр, соответственно, 12742 км.
— Международная космическая станция (МКС) летает на высоте всего около 400 км. При этом станция «Мир» летала ещё ниже, на высоте 350 км. Там же располагается и китайская станция «Тянгун-1»
— Телескоп Хаббл расположен чуть выше, на высоте 550 км. На похожей высоте летают многие исследовательские спутники. К примеру, запущенный в этом году студенческий «Ломоносов» расположен на высоте 510 км.
— Глобальные навигационные группировки (GPS и ГЛОНАСС) летают на высоте порядка 20 000 км. (ГЛОНАСС 19 100 км, GPS 20 200 км).
Многие спутники летают по так называемым высоким эллиптическим орбитам (вытянутая орбита, у которой апогей (наивысшая точка) расположен значительно выше, чем перигей (самая низкая точка)
— Спутник-1 (первый в мире спутник, запущенный СССР в 1957 году) имел перигей 228 км, апогей 947 км.
— Корабль Юрия Гагарина Восток-1 имел перигей 175 км, апогей 302 км.
— Российские спутники связи, такие как последняя Молния и Меридиан, имеют перигей около 1000 км, а апогей — 40 000 км.
— Международная обсерватория гамма-лучей «Интеграл» имеет перигей 9000 км, а апогей 153 000 км.
15.2K постов 45.6K подписчиков
Правила сообщества
Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу 🙂
Да, поэтому надо взять в пост картинку, где масштабы орбит и земли ни разу не соблюдены, чтобы представить было еще сложнее.
Вот масштабы какие на самом деле:
Про геостационарные забыл — 35 786 км
никогда бы не мог подумать, что спутники летают так высоко..
А можно ли запустить спутник на высоту, где кружится Луна вокруг Земли? Это примерно 400.000 км. И если можно, то почему до сих пор не запустили?
SpaceX отправляют в полёт и успешно возвращают уже вторую ступень подряд после 17-го полёта
Ответ на пост «Почему Плутон изгнали из семейства планет Солнечной системы?»
Вот история, как было с Плутоном.
Чуть предыстории. В 1801 году была открыта Церера, крупнейший объект в поясе астероидов, которую изначально посчитали планетой. После Цереры открыли Палладу, Юнону и Весту, последнюю в 1807 году. Их долго не могли классифицировать, но чаще всего считали планетами. В справочниках 1828 года было 11 планет (Нептун ещё открыли, а Уран называли часто как Гершель): Меркурий, Венера, Земля, Марс, Веста, Юнона, Церера, Паллада, Юпитер, Сатурн и Гершель. В 1845, через 38 лет после открытия Весты произошло открытие следующего объекта, которым была Астерия. А к концу 1851 было открыто уже 15 объектов между Марсом и Юпитером. В справочнике 1855 года, объекты открытые с Астерии назывались малыми планетами, а Церера, Паллада, Юнона и Веста считались большими планетами. Только в 1867 г. они были полностью отнесены к астероидам. Так что 66 лет Церера тоже учёными считалась планетой.
В 1840-х, ещё до открытия Нептуна учёные определили, что на Уран влияет ещё одна планета. После открытия Нептуна, было предположение, что на него самого и на Уран влияет ещё какая-то планета. В 1906 г. Персиваль Лоуэлл инициировал проект по поиску девятой планеты, который назвался «Планета X». Плутон мог быть открыт раньше, в 1915 году он попал на 2 снимка. Так бывает в астрономии, что после открытия объекта и точных расчётов его движения, он обнаруживается на старых снимках, на которых по различным причинам не был опознан. В 1919 году Плутон снова попадает на 4 фотопластинки, но и тогда он был не замечен. Впервые Плутон был обнаружен 18 февраля 1930 г., при исследовании снимков 23 и 29 января, астрономом Клайдом Томбо, который на тот момент почти год работал в обсерватории Лоуэлла. 13 марта, в день рождение Лоуэлла и годовщину открытия Урана была отправлена телеграмма в обсерваторию Гарвардского колледжа. Обсерватория Лоуэлла решила провести конкурс на имя из трёх предложенных: Минерва, Кронос и Плутон. Один из астероидов уже носил имя Минерва, а название Кронос предложил астроном с плохой репутацией. Название Плутон предложила 11-ти летняя школьница Венеция Берни, которая узнала о новой планете от своего деда, который работал библиотекарем в Оксфордском Университете. Она спросила дедушку, как называется новая планета, на что получила ответ, что имени ещё нет. Тогда она предложила назвать в честь древнеримского бога подземного царства, который как и Плутон, находился в тёмном и холодном месте. Название понравилось дедушке и он рассказал о нём оксфордскому астроному, который отправил телеграмму с названием в обсерваторию Лоуэлла. Название Плутон получил все голоса работников обсерватории и было принято.
Изначально масса Плутона оценивалась как вторая из планет земного группы, после Земли и по расчётам была больше, чем у Венеры, Марса и Меркурия. Но со временем масса Плутона пересматривалась, а после открытия его спутника Харона в 1978, была рассчитана более точная масса, которая было в 600 раз меньше, чем у Земли. Тогда возник вопрос, о поиске новой планеты, которая и оказывала влияние на Уран и Нептун, т.к. Плутон не мог оказывать такое влияние на газовые гиганты и «Планета X» всё ещё не обнаружена. В 1989 аппарат Вояджер-2 прошёл рядом с Нептуном и получил новые данные по его массе. В 1993 году на основе новых данных, была скорректировано гравитационное воздействие Нептуна на Уран. В результате этих коррекцией все несоответствия были исключены и надобность в «Планете X» отпала. Сейчас большинство учёных склонны считать, что Плутон оказался на месте расчётов «Планеты X» совершенно случайно.
С 1992 г. рядом с Плутоном начали открывать новые объекты, которые причисляли к астероидам. Некоторые из них были размером сопоставимы с Плутоном, из-за чего началась дискуссия о том, стоит ли Плутон считать планетой. В 2002 году открыли Квавар, который был в диаметре более 1000 км. Но самым значимым открытием было открытие Эриды в 2005. Изначально она считалась больше, чем Плутон, как по массе, так и по диаметру, которые точно определили только в 2015 г. и были чуть меньше, чем у Плутона. Эриду некоторые учёные начали называть десятой планетой. Для решения статуса Плутона и Эриды была создана XXVI Ассамблея Международного астрономического союза. В ходе этой Ассамблеи было предложено несколько резолюцией, но финальная была в следующем:
Международный астрономический союз(МАС) постановляет, что планеты и другие тела в Солнечной системе, за исключением спутников, можно разделить на три отдельные категории следующим образом:
п.1: Планета [1] — это небесное тело, которое (а) вращается вокруг Солнца, (б) имеет достаточную массу, чтобы войти в гидростатическое равновесие (принять почти сферическую форму) и (в) вблизи орбиты которого имеется «пространство, свободное от других тел».
п.2: Карликовая планета — это небесное тело, которое (а) вращается вокруг Солнца , (б) имеет достаточную массу, чтобы войти в гидростатическое равновесие (принять почти сферическую форму)[2], (в) вблизи орбиты которого нет «пространства, свободного от других тел» и (г) оно не является спутником.
п.3: Все остальные объекты [3], вращающиеся вокруг Солнца считать «малыми телами Солнечной системы»
[1] — Планетами являются: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
[2] — Чёткие разграничения объектов между карликовыми планетами и малыми телами будут установлены позднее.
[3] — Сюда включаются астероиды, транснептуновые объекты, кометы и другие небольшие объекты.
МАС также постановляет:
Плутон — это карликовая планета, согласно вышеуказанной классификации, и он является прототипом для новой категории транснептуновых объектов.[1]
[1] — Название этой категории будет определено позднее
В 2008 МАС определил термин для новой категории объектов как Плутоид. Единственная карликовая планета, которая не является плутоидом — Церера, т.к. она находится довольно близко к Солнцу, а плутоиды это транснептуновые объекты. На данный момент есть 5 карликовых планет, признанных МАС: Церера, Плутон, Хуамеа, Макемаке и Эрида. Есть ещё список который не признаётся МАС, но признаётся многими астрономами: Седна, Квавар, Орк, Гун-гун. А также есть огромный список кандидатов в карликовые планеты, который уже достигает несколько сотен объектов. Так же некоторые учёные разделяют общую группу с названием планеты на 3 категории: газовые гиганты, планеты земной группы и карликовые планеты.
Как итог можно сказать следующее. Во-первых, Плутон не первый кто лишился этого статуса, первые астероиды были подвержены такой же участи. Во-вторых, открытие новых объектов, заставило учёных ввести точные рамки, которые сняли с Плутона определение планеты и дали определение карликовой планеты. В противном случае каждый год количество планет пришлось бы менять. В-третьих, Плутон получил статус планеты в результате ошибки в расчётах. Если бы изначально был известен его размер и вес, то свой статус он мог и не получить. Ну и в-четвёртых, сегодняшнее определение планет может измениться в будущем. Открытие новых объектов или изучение старых может потребовать изменения формулировки. Возможно Плутон снова станет планетой, а может другие перестанут ими быть.
Самое главное, что Плутон за это время никак не пострадал. Ему всё равно, как его называют, он как был хорошим мальчиком, так и остался им.