Что выгоднее — каршеринг или свой автомобиль?
Посмотрите на пробку в столице — может показаться, что половина москвичей отказалась от личного транспорта в пользу каршеринга. Разукрашенные автомобили разных операторов бросаются в глаза и создают визуальное ощущение численного превосходства.
На самом деле, это не так. В Москве работает 16 операторов каршеринга, которые вместе предоставляют доступ примерно к 15 000 автомобилей. В сравнении с 5,6 млн зарегистрированных в Москве машин это ерунда. Но в отличие от личного транспорта каршеринговые машины почти не простаивают, поэтому так заметны. В прошлом году мы просили драйвовчанина Артёма Ачкасова посчитать, во сколько обходится владение личным авто в Москве. Теперь он делится с читателями опытом использования каршеринга и проверяет, действительно ли он выгоднее личных авто. В конце статьи — условия конкурса.
Дисклеймер: Все ситуации и оценки в тексте ниже — личный опыт и мнение автора.
Стоимость владения
В прошлой статье для блога Тинькофф Банка я проанализировал стоимость владения собственным Skoda Rapid. Получилось 17 рублей на километр при пробеге 7000 км в год. Пробег маленький, потому что на Шкоде, в основном, ездят члены семьи, а я сам — на тестовых автомобилях и каршеринге.
Покопался в логах своих каршеринговых приложений и понял, что чаще всего ездил до пробок, в утреннее время. Обычно это 10 км за 15 минут — примерно 100 рублей в денежном эквиваленте. Одной из самых дорогих стала поездка на новеньком Mercedes-Benz E200 в субботу днем. Тогда я преодолел 11 км за 20 минут и заплатил 225 рублей.
Поездка на Mercedes-Benz E200
У всех операторов каршеринга одинаковый принцип ценообразования: основной тариф поминутный, как опция — посуточный. Очевидно, что главный принцип экономии на каршеринге — ехать, а не стоять.
Некоторые операторы поначалу предлагают демпинговые тарифы — менее четырёх рублей за минуту пробега. Если взять такую машинку и поехать на ней куда-нибудь ночью, когда нет пробок — получатся цифры, которые заставят плакать любого автовладельца. Это крайность, а 1 км за две минуты с максимальной таксой в 8 рублей за минуту — более чем реальная картина при условии, что вы будете пользоваться каршерингом правильно. Один километр пробега в этом случае стоит не больше 16 рублей, а это дешевле владения моим Rapid в Москве. Напомню: в моей модели эксплуатации практически не были задействованы платные парковки, каско я делал всего два года из четырёх.
Если бы парковался на своей машине у многочисленных офисов, куда я езжу на встречи, то в день тратил бы от 300 до 1000 рублей. Если тратить на парковку всего 300 рублей в день и предположить, что я парковался так 100 дней в году, то за 3 года это будет 90 тысяч рублей! В моей модели эксплуатации это означало бы увеличение стоимости владения за 3 года до 19,8 рублей за километр.
С каршерингом не нужно платить за городскую парковку, это очень удобно. Приехал к офису, запарковался, завершил аренду, а через пару-тройку часов сел в другой автомобиль, которых у бизнес-центров всегда много. Получается, что среднему сотруднику любого предприятия в пределах ТТК (а часто и за его пределами) в условиях существования в пределах шаговой доступности только платных парковок выгоднее пользоваться каршерингом, нежели личным автомобилем.
Фундаментальный принцип рационального использования каршеринга — чёткое соблюдение условий договора. Иногда он может занимать сотню страниц, но большинство пользователей его даже не читает, просто нажимает «я согласен, поехали».
Однако в договорах немало условий, соблюдение которых обязательно, а также прописаны штрафы за нарушения. Причём не только ПДД!
Средний размер штрафов на рынке каршеринга
Разумеется, помимо штрафов за нарушения условий договора, вы оплачиваете все прочие штрафы, связанные с эксплуатацией автомобиля в ваш период аренды — за нарушение правил парковки, превышение скорости и так далее. Эти штрафы могут быть больше, чем если бы вы нарушили на своем авто, и вот причины:
— В ряде случаев оплатить штраф с 50% скидкой не получится. У каждого оператора свои условия, читайте об этом в договоре.
— Штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч выписывается на автомобиль. Скидка положена всего один раз, а на каршеринговой машине нарушение скорее всего будет повторным.
— Автомобиль оформлен на юрлицо и за парковку на газоне выпишут штраф 300 000 рублей. Захочет ли оператор его оспаривать, говоря, что за рулем было физлицо, или ему будет проще снять деньги с вас, большой вопрос.
— У многих операторов к сумме штрафа прибавляется некий административный сбор — 10% от суммы штрафа за возню с бумагами.
Подо льдом земля, а значит штраф на 300 тысяч может выписать любой прохожий через приложение «Помощник Москвы»
Все штрафы автоматом списываются с карты арендатора. Если сразу после поездки обнулить счёт, то на штраф начислят пени, скажем, 5% в сутки. Рано или поздно за этими деньгами придут судебные приставы.
Большинство компаний устанавливает на свои автомобили телематическое оборудование, необходимое для отслеживания вашего стиля езды и фактических нарушений, — так каршеринг дисциплинирует водителя. Одного относительно резкого торможения за всю поездку достаточно, чтобы ваш стиль вождения оператор признал неудовлетворительным. А если вы еще и скорость превысите или нажмете педаль газа в пол… Штрафов за это пока нет, но это пока. Уже сейчас, например, служба безопасности Яндекс.Драйва звонит водителю при превышении им скорости на допустимые +19 километров в час и просит быть поспокойнее — уверен, со временем придут и реальные штрафные санкции.
Пришлось пожертвовать рейтингом ради иллюстрации
Вывод тут такой — каршеринг решительно не подходит тем, кто не умеет читать написанное мелким шрифтом, и тем, кто любит нарушать правила дорожного движения. Любое нарушение обойдется дороже, чем на собственном автомобиле.
С личным автомобилем все понятно. У вас тот страховой продукт, который вы выбрали самостоятельно — на условиях, которые вас устраивают. В случае с каршерингом важно не покупаться на красивые галочки в приложениях типа «включить опцию каско», а опять же внимательно читать договор. У большинства операторов подключенная опция каско «Не волнуйтесь, теперь все ваши поездки застрахованы!» работает с франшизой от 15 000 до 70 000 рублей. Арендатор платит эти деньги при любом ДТП, если в протоколе не будет четко обозначен другой виновник. Автомобиль новый, не такой уж дешевый, ущерб оценивается исходя из специальных, максимальных, так называемых «страховых» расценок официальных дилеров. Микроскопическая трещина в бампере или крошечная вмятина на кузовной панели — это однозначно замена.
При этом опцию каско отключать все же не стоит — без неё есть риск уйти в минус на несколько сотен тысяч рублей плюс комиссии за простой автомобиля и утраченную выгоду оператора. Да-да, или вы не читали договор? Если читали, наверняка обратили внимание, что размер этой «упущенной выгоды» договором никак не регламентирован.
Внимательно читайте договор и в случае ДТП чётко следуйте регламенту оформления. В случае с каршерингом подводных камней тут несколько больше, чем с собственным автомобилем, хотя общий принцип тот же — в любом ДТП должен быть чётко зафиксирован виновник, и лучше, чтобы это были не вы.
Внимательность
Еще один аспект использования каршеринга настолько очевиден, что арендаторы часто упускают его из виду. Любое повреждение автомобиля, не зарегистрированное во внутренней системе оператора до начала вашей аренды и отмеченное следующим арендатором, автоматически относится на ваш счет. Оператор допускает нормальный износ деталей. Появление небольших царапин и вмятин — эксплуатационная норма, но на случаи ДТП все это не распространяется. Оператор может трактовать любое повреждение как захочет.
Однажды у моего приятеля просто списали с карты 15 000 рублей за повреждение переднего крыла автомобиля, которое обнаружил на автомобиле следующий арендатор. Мой приятель полагает, что крыло было абсолютно целым, но фотографий он не делал, да и не особо присматривался к грязному автомобилю. Доказать свою правоту в такой ситуации возможно, но для этого нужно сформировать маниакальный подход к использованию каршеринга.
Все эти повреждения могут приписать невнимательному арендатору
Как быть: до начала и после окончания аренды необходимо провести полную фотосессию автомобиля со всех ракурсов. В кадр должны попасть все кузовные детали и стекла, шины и колесные диски, коврики, кресла, запасное колесо и ремнабор в багажнике, а также фотографии автомобиля с привязкой к местности. Важно, чтобы в EXIF файла также сохранялись геоданные — для этого в настройках смартфона нужно включить геолокацию. Также важно заранее убедиться, что системное время соответствует реальному. Оно пишется в EXIF.
Принять автомобиль зимой — тот еще челлендж
Дальше в приложении каршеринга следует зафиксировать все потёртости, сколы, вмятины и прочие повреждения. Только после этого можно нажимать кнопку «подписать договор аренды». Со своим автомобилем быть таким дотошным нет нужды. Но если хотите экономить на каршеринге — нужно четко следовать духу описанной выше инструкции.
Состояние автомобилей
Мой автомобиль — моя ласточка. Я буду его холить и лелеять, заливать лучшее масло, ставить качественные запчасти, мыть и полировать. В багажнике у меня всегда есть и салфетки, и губки, и необходимая автокосметика.
Каршеринговый автомобиль чужой всем: тем, кто на нем ездит, кто его обслуживает и кто им владеет. Арендаторы убивают и пачкают (в том числе биологическими жидкостями), курят и относятся к ним по-скотски. Те, кто эти несчастные автомобили обслуживает, часто делают это с минимальными затратами — ставят самые дешёвые запчасти в самых дешёвых мастерских. Чтобы в этом удостовериться, достаточно присмотреться к маркировкам на стёклах.
Многие операторы каршерингового автопарка не брезгуют безродными расходниками неизвестного качества. Если на стекле написано Benson, XYG или КМК — знайте, на ремонте этого автомобиля жестоко экономят. Думаю, нет нужды говорить, что со своей машиной никто в здравом уме так обращаться не будет.
Как-то я приехал в Питер на деловую встречу. Бизнес-класс «Сапсана», чай в красивом подстаканнике. Величественная архитектура, запах моря и болот. Шагаю к заблаговременно арендованному автомобилю и попадаю в историю про «ожидания и реальность». Автомобиль был покрыт плотной скорлупой из грязи. Внутри этот киндер-сюрприз, похоже, никогда не мыли. Стояла омерзительная вонь. Когда я брезгливо сел в более-менее чистое кресло и положил руки на руль, понял, что влип. Ладони в прямом смысле прилипли к рулю. Я ведь еду на деловую встречу: как пожать руку тому, кто меня встретит? Рисковал не доехать — подвеска гремела так, будто ее не было, автомобиль тянуло в сторону, через затертое дворниками ветровое стекло почти ничего не было видно.
Со встречи ехал на такси. Водитель оказался агрессивным и неумелым идиотом. По дороге на вокзал он дважды рисковал стать виновником смертельного ДТП. Но я хотя бы ни к чему не прилипал.
Слева направо: сломанные трапеции стеклоочистителя, оторванный подкрылок и уделанный салон
Эти фото — ерунда в сравнении с неисправным вакуумным усилителем тормозов и двигателем, который глохнет при каждой остановке. Со всем этим я сталкивался лично, деньги за испорченную поездку мне ни разу не возвращали — просто потому, что это не предусмотрено договором аренды.
Если арендатор со всем согласился и поехал — значит подтвердил, что автомобиль его устраивает. В этой ситуации выводы очень простые: внимательнее осматривайте автомобиль, возите с собой одноразовые перчатки и влажные салфетки, и в случае каких-то поломок сразу прекращайте аренду и сообщайте оператору о проблеме. Этот момент не пересчитать в деньгах. Каждый волен решать сам — ездить в своём автомобиле и ухаживать за ним, либо соглашаться на сюрпризы в каршеринге.
Поездка в аэропорт
В теории один из самых сладких способов использования каршеринга — поездка в аэропорт. Ранним утром она стоит примерно 300 рублей вместо тысячи на такси и 500 на Аэроэкспрессе. Главное отличие поездки на каршеринге вот в чём: в случае ДТП арендатор обязан остаться рядом с автомобилем на неопределённо долгий период. Мелкое ДТП, водитель не виноват, всего пара царапин — не важно, опоздание на рейс гарантировано. В случае с такси вы просто меняете машину. В случае с собственным авто можете оформить европротокол, или договориться о компенсации на месте, взяв с другого участника ДТП расписку, что он не имеет претензий и законно покинуть место ДТП, как будто его и не было вовсе.
Добрался с окраины до аэроэкспресса
При использовании каршеринга на обратном пути из аэропорта в город арендатор в случае того же Шереметьево преодолевает два задания незапланированного квеста: найти автомобиль на парковке и договориться, чтобы тетушка выпустила за территорию — найденная в машине парковочная карта точно устарела. Машина в аренде, нужно сложить чемоданы в багажник, поставить машину в режим ожидания и идти в будку оформлять документы.
Квест в аэропорту
Вот почему я стараюсь ездить в аэропорт на аэроэкспрессе. Каршеринг беру по пути домой, но только если летаю налегке. Использование личного автомобиля на этом направлении тоже не очень-то выгодно — если вы летите на несколько дней, то придется отдать немаленькие деньги за парковку, а в случае ДТП, которое станет причиной спора о виновности между его участниками, вы точно так же пропустите рейс.
Загородная поездка
С точки зрения стоимости километра пробега загородная поездка на каршеринге представляется выгодной. Если нет пробок, то при движении со скоростью 90 км/ч удельная стоимость пользования падает до невероятных 5 рублей 33 копеек за километр пробега. При этом не нужно платить за заправку. Точнее, если заправиться все же придется, каршеринг сделает скидку.
Дальше начинаются тонкости. Завершить аренду на дачном участке невозможно. Это значит, что автомобиль будет находиться в режиме парковки. Также многие операторы устанавливают лимит максимального пробега в сутки в 70-100 километров. Для поездки на дачу этого может быть недостаточно.
Яндекс.Драйв — лучший оператор для загородных поездок на каршеринге по состоянию на ноябрь 2018 года
Подобные лимиты есть и в суточных пакетах — когда арендатор платит не за минуты, а сразу за сутки. Солярис в «Делимобиле» на сутки с лимитом пробега 70 км обойдется в 1999 рублей. Стоимость километра пробега составит 28 рублей и 56 копеек. Лимита суточного пробега нет у Яндекс.Драйва, но в целом по рынку математика схожая, равно как и тренд на уменьшение лимита суточного пробега.
Минимальный тариф сервиса — 5 рублей за минуту. Предположим, вы взяли такую машину в Яндекс.Драйве и едете по пустому скоростному шоссе со средней скоростью 90 км/ч. Километр будет стоить 3 рубля 33 копейки. Дальнейшая выгода зависит от того, сколько автомобиль проведет в режиме ожидания. Предположим, это 6 часов. По тарифу ожидания 2 рубля 50 копеек за минуту мы получим 900 рублей. Условная поездка на 100 километров туда и столько же обратно в идеальных условиях может стоить 1566 рублей, ее удельная стоимость составит 7 рублей 83 копейки за километр. Минимум вдвое дешевле, чем на своей! Если же в режиме ожидания провести 18 часов, удельная стоимость составит 16 рублей 83 копейки, что сопоставимо с личным авто.
При поездках за город важно внимательно читать договор и не превышать лимит. Если это случится, могут насчитать по 5-10 рублей за каждый километр перепробега или наложить фиксированный штраф. В договорах некоторых операторов прописана ответственность за использование автомобиля вне дорог. Обычно цена штрафа начинается с 50 000 рублей. Теоретически его могут выписать на основании данных телеметрии и геопозиционирования. Ваша дачная грунтовка на карте для каршеринга легко может стать участком бездорожья.
Путешествие на каршеринге
Некоторые каршеринги — например, Rentmee — позволяют ездить далеко. Например, на нем можно доехать из Москвы в Санкт-Петербург. В режиме поминутной аренды попросят 6 рублей за минуту аренды и 2 минуты в режиме парковки, суточный лимит — 100 километров. Максимальную выгоду можно получить при поездках на 50 км в одну сторону, либо на 100, но без обратного пути.
Суточный тариф 1200 рублей в сутки выгоднее, ведь лимит в нем уже 200 км. Доплата за превышение — 5 рублей за каждый километр. Условные 700 км пути из Москвы в Санкт-Петербург без учета платных дорог (предположим, время нам не важно — платим-то за сутки) будут стоить 1200 рублей тарифа + 2500 рублей перепробега или 3700 рублей в одну сторону. Но это не все. Особенность суточного тарифа Rentmee — не включенная в стоимость цена топлива. При среднем расходе 8 литров на сотню, мы израсходуем минимум 56 литров бензина по 45 рублей за литр, итого до Санкт-Петербурга — 6220 рублей. Средняя стоимость километра составит 8,88 рублей, что довольно выгодно.
Для действительно дальних путешествий каршеринг не подойдет — зона использования ограничена правилами сервиса.
Итак, может ли каршеринг быть дешевле собственного автомобиля? Конечно же, может!
За четыре года использования этого сервиса у различных операторов, я не заплатил ни единого штрафа. Но чтобы «лайфхак» не превратился в «попадос», нужно внимательно читать договор, неукоснительно соблюдать его условия, выполнять все требования ПДД и быть настоящим «Ревизорро» при приёмке автомобиля. Я так и поступаю — всегда закладываю 10 минут на осмотр и фотографирование автомобиля и никогда не делаю это в спешке. Это помогает мне считать каршеринг реальной альтернативой личному автомобилю.
Слово «альтернатива» тут ключевое: все выгоды каршеринга становятся менее очевидны, если у вас всё ещё есть собственный автомобиль. Пока вы наслаждаетесь выгодой каршеринга, он простаивает, ржавеет, теряет стоимость, а вы оплачиваете налоги и страховку.
Такая вот арифметика.
А теперь обещанный конкурс.
Тинькофф запустил конкурс для драйвовчан. Чтобы гарантированно забрать приз, вам нужно самим подписаться на блог Банка, призвать к этому читателей своего блога на Drive2 и поделиться советами об экономии на автомобилях. За это вы получите 399 кредитов Drive2 и будете претендовать на суперпризы, включая 15 000 баллов на карту Tinkoff Drive. Подробности — читайте тут.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Каршеринг или личный автомобиль: что выгоднее использовать
На самом деле очень многим водителям тяжело отказаться от своего автомобиля и перейти к аренде, как говорит пословица: «Своя рубаха ближе к телу». Но так ли в принципе выгодно пользоваться каршерингом? В своей презентации на «Большой аналитической конференции автобизнеса» Александр Груздев, директор компании Gruzdev-Analyze попытался ответить на этот вопрос.
Чтобы рассуждать предметно, давайте, обратимся к слайду. На нем представлен расчет стоимости владения для одного из наиболее популярных автомобилей, как в продажах на авторынке, так и в сервисах каршеринга — это Kia Rio с двигателем 1,4 литра, с АКПП в комплектации Active.
Оговоримся сразу, что представленный расчет стоимости владения проведен для Москвы, в нем учтены налоги, страховка и стоимость парковки в соответствующих для столицы значениях. Для каршеринга в расчет принимается нижняя граница стоимости аренды — 7 рублей за одну минуту без учета стоимости ожидания.
Для корректного сравнения необходимо привести каршеринг, стоимость которого исчисляется в минутах, к стоимости километра пробега. Для этого обратимся к официальным данным, которые гласят, что средняя скорость движения в Москве составляет 24 км/ч. В результате получим, что 1 км в среднем проезжается за 2,5 минуты, при стоимости минуты — 7 рублей упомянутых выше, стоимость 1 километра пробега со-ставит 60/24*7,5=17,5 рублей. И в нашем расчете эта величина останется единой вне зависимости от величины пробега.
На представленном слайде видно, что кривая стоимости пробега у каршерингового авто прямо пропорциональна величине его пробега. Поскольку мы уже взяли минимальную стоимость минуты аренды.
Теперь рассмотрим владение собственным автомобилем. Как известно, автомобиль теряет в стоимости уже тогда, когда выезжает за пределы дилерского центра и получает запись в ПТС. И поэтому для первых километров пробега (и даже первых лет использования) стоимость владения личным автомобилем заметно выше, чем стоимость использования каршерингового авто.
«Для автомобиля из нашего примера — это 19 рублей 74 копейки за километр, — отмечает Александр. — Однако, по мере того, как автомобиль становится старше, снижается потеря стоимости, а значит становится дешевле и километр пробега. Но до 15 тыс. км пробега владеть личным автомобилем менее выгодно, чем использовать каршеринговую машину».
А вот в дальнейшем, примерно, уже со второго года владения, то есть при пробеге свыше 15 тыс. км в год, ситуация кардинально меняется. Владеть собственным авто становится выгоднее. Так, например, если на первом году эксплуатации и при пробеге 15 тыс. км использование каршеринга обходится на 10 350 рублей выгоднее, чем владение личным авто, то уже на второй год при пробеге в 30 тыс. км, владение собственным автомобилем выгоднее на 48 000 рублей, а для трех лет владения (или 45 тыс. км) — на 144 000 рублей.
«При нерегулярном использовании и на небольших пробегах владение собственным автомобилем становится менее выгодным, — резюмирует эксперт. — В то же время длительная и активная эксплуатация автомобиля диктует необходимость сделать выбор в пользу личной машины».
Важно отметить, что расчет стоимости владения произведен с учетом страхования каско на весь трехлетний срок эксплуатации автомобиля. Также при расчете подразумевалось, что ремонт машины проводится с применением только оригинальных запчастей по рекомендованным розничным ценам, а при смене шин используются премиальные марки продукции с услугой сезонного хранения на профессиональном шино-монтаже.
Таким образом, как отмечает Александр, использование альтернативных запчастей, уменьшении стоимости КАСКО, покупка более бюджетных шин позволят дополнительно сэкономить при владении собственным автомобилем. И это может отчасти нивелировать разницу в стоимости владения в сравнении с каршеринговым авто.
Для более простого понимания, что выгоднее использовать личный автомобиль или каршеринговое авто, необходимо учесть, сколько километров в день вы проезжаете на машине. К примеру, если каждый рабочий день вы едете на работу и обратно 60 и более километров, то ваш выбор — это личный автомобиль. Если вы проезжаете меньше, а на дальние расстояния, например, в путешествие к морю предпочитаете лететь на самолете, то дешевле будет эксплуатировать каршеринговый автомобиль.
Своя машина, аренда или каршеринг? Выяснили, что выгоднее на самом деле
Главное преимущество каршеринга, которое подчеркивают все операторы, – машину не надо обслуживать: чинить, мыть, менять расходники и шины. Не надо оплачивать налоги и парковки. В большинстве случаев не надо даже заправлять. Не нужен полис ОСАГО. Сел – поездил – сдал, свобода! А личный автомобиль — это, дескать, сплошные заботы.
Схожие условия у развивающегося сервиса «автомобиль по подписке». Разница в том, что платные парковки остаются платными и есть ограничения по пробегу, а перепробег стоит дорого. И если автомобиль взят на срок от полугода и больше, его всё-таки надо предоставлять на обслуживание, хотя все работы, запчасти и материалы входят в стоимость аренды.
Под натиском новых услуг должен был вымереть классический посуточный прокат. Но не вымер, хотя и прозябает в основном возле крупных транспортных узлов – аэропортов и вокзалов.
Сравним стоимость всех сервисов при разных режимах использования автомобиля. Место действия – Москва, автомобиль – простой и массовый, например, Kia Rio или Volkswagen Polo. И не думайте, что если в вашем регионе пока нет каршеринга или проката, вас это не касается. Скоро всё будет, вот увидите.
Три дня в Москве
Прокат и каршеринг
Цены ясно дают понять, что прокат малопригоден во всех случаях, кроме, может быть, трехдневного выезда на дальнюю дачу. Да и тут дороговат. Минимальный тариф в Москве – 8541 рубль за Solaris на трое суток.
Сутки, таким образом, стоят 2847 рублей (плюс цена бензина). Выглядит не хуже каршеринга, где при тарифах для простых машин (в диапазоне 8–11 рублей за минуту) сутки непрерывного катания обойдутся в 11–12 тысяч рублей.
Однако, во‑первых, никто так не катается, а во‑вторых, в прокате ограничен пробег – 600–750 км за трое суток. То есть 2847 рублей – цена не суток, а 200–250 км. На эту дистанцию уйдет часа четыре: в каршеринге с поминутным тарифом за четыре часа возьмут около двух тысяч рублей.
У каршеринга есть и суточный тариф – 1500–2000 рублей. Или пятисуточный – от 6000. Ограничение пробега еще более жесткое – 100–150 км в день. Тем не менее, по стоимости трех дней каршеринг всяко выгоднее, чем классический прокат.
Подписка
Прикинем теперь «автомобиль по подписке» на эти же трое суток. Некоторые компании предлагают «подписку» на сутки – от 1900 рублей, почти как каршеринг. Но рациональнее брать на месяц для нескольких поездок подряд. Одно из самых недорогих предложений на рынке: Renault Logan Stepway – 21 700 рублей в месяц. Трое суток – 2170 рублей, и это самый выгодный вариант! Даже если добавить стоимость бензина (примерно 2100 рублей за 600 км), месячная «подписка» в выигрышном положении относительно каршеринга и тем более проката.
В «подписке» также ограничен пробег: для самых дешевых предложений это обычно 2500 км в месяц. Для четырех выездов на дачу плюс куда-нибудь еще – вполне достаточно. Дополнительное преимущество над каршерингом – автомобиль не надо искать в приложениях, он стоит во дворе, в нем можно хранить какие-то вещи – например, детское сиденье.
Экономика месяца
Просчитать экономическую целесообразность личного автомобиля можно только со многими допущениями. Допустим, купили мы его за 1,5 млн рублей, ездили по 25 тысяч км в год, через три года продали за 1 млн (без учета инфляции). Таким образом, трехлетнее владение обошлось в 500 тысяч.
Топливо при расходе 7 л на сотню – 260 тысяч рублей. Плюс налоги, ОСАГО, омывающая жидкость, техобслуживание и шиномонтаж – около 22 тысяч в год, за три года – 66 тысяч. Итого три года владения обходятся в 826 тысяч, год – примерно в 275 тысяч, месяц – в 23 тысячи.
Сопоставимо с «подпиской», не так ли? Не совсем: к месячной стоимости «подписки» добавьте еще тысяч семь за топливо, потраченное на 2000–2500 км. И все расчеты насчет «подписки» радикально меняются, если предположить, что 20 тысяч км из 25 тысяч мы накручиваем, в основном, летом. При пробегах, выходящих за рамки базовых ограничений, «автомобиль по подписке» неконкурентоспособен – слишком дорого.
Осталось понять, что дает каршеринг за 23 тысячи рублей в месяц. При низком тарифе 9 рублей в минуту – около 42 часов катания и 1500 км пробега. Ну, если не потратить половину времени в пробках.
Рубеж в 1500 км пробега за месяц можно считать главным ориентиром при глобальном выборе «всегда каршеринг или всегда личный автомобиль». Чем ниже километраж, тем выгоднее каршеринг. При десятке-другом коротких поездок в месяц личный, может быть, действительно не нужен вовсе.
ПОЗНАЁМ В СРАВНЕНИИ
Среднестатистический срок владения автомобилем в России – 58 месяцев, или 4,8 года. Машину, купленную за 1,5 млн, через пять лет можно продать за 0,9 млн (инфляцию не учитываем). То есть, стоимость владения – 600 тысяч рублей, или 120 тысяч в год, или 330 рублей в день. С расходами на налоги, обслуживание, страховку – пусть 350. При дальнейших расчетах нужно лишь добавить стоимость топлива при условном расходе 7 л/100 км.
Расходы на каршеринг считаем по минимуму: 9 рублей в минуту, суточная аренда 1500 рублей. «Подписку» – из расчета 21 тысяча рублей в месяц.
Примерный расчет стоимости типовых маршрутов
На работу и обратно (1 ч, 5 л)
20 раз на дачу туда-обратно (300 км, 20 л)
Москва–Сочи–Москва, 3 недели (3500 км, 245 л)
Стоимость владения: 350 ₽
Топливо: 250 ₽
Итого: 600 ₽
Стоимость владения: 14 000 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 34 000 ₽
Стоимость владения: 7350 ₽
Топливо: 12 250 ₽
Итого: 19 600 ₽
Надо обслуживать и чинить
Аренда: 600 ₽
Итого: 600 ₽
Аренда: 60 000 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 80 000 ₽
Ограничение пробега и «зоны проката»
Пробки сильно удорожают поездку
Аренда: 700 ₽
Топливо: 250 ₽
Итого: 950 ₽
Аренда: 28 000 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 48 000 ₽
Аренда: 21 000 ₽
Топливо: 12 250 ₽
Перепробег: 10 ₽ за 1 км
Итого: 43 250 ₽
Аренда: 2847 ₽
Топливо: 250 ₽
Итого: 3097 ₽
Аренда: 56 940 ₽
Топливо: 20 000 ₽
Итого: 76 940 ₽
Аренда: 60 000 ₽
Топливо: 12 250 ₽
Итого: 72 250 ₽
Ограничение пробега, возврат с тем же количеством топлива
Как уехать далеко
В определенных условиях – с суммарным годовым пробегом не выше 10 тысяч км – наиболее выгодной комбинацией может быть сочетание каршеринга и «подписки». По городу – на каршеринге, а для относительно дальнего путешествия в отпуске можно оформить «подписку» (прокат намного дороже). Каршеринг в этой сфере вообще неприменим, на нем нельзя уезжать из «зоны покрытия».
Предлагают «подписку» на три месяца, полгода, год и более. Месяц при такой схеме обойдется на 5–10% дешевле «обычного одного», но пробег ограничен теми же величинами (обычно 25–30 тысяч км в год). Перепробег – дополнительная плата (обычно 10 рублей за километр). Сразу купить опцию с увеличенным пробегом – растет стоимость услуги.
Хотя, к примеру, Hyundai в прошлом году на летние месяцы дарил клиентам удвоенный пробег (до 5000 км в месяц) при сохранении тарифа. Нужно тщательно следить за рынком всех форм аренды – предложения и цены меняются очень быстро, особенно у каршеринга.
Но, в общем, если надо каждый день ездить на работу, по выходным выбираться за город, а летом разок сгонять из Мурманска в Сочи и обратно (7000 км) – альтернативы личному автомобилю нет. Ни по удобству пользования, ни по расходам.
ВЫВОДЫ.
- Каршеринг не дороже личного автомобиля при небольшом числе коротких поездок в пределах города.
- «Подписка» выгодна, только если автомобиль постоянно нужен два-три месяца в году.
- Прокат – для богатых туристов.
- Личный автомобиль оптимален для любых поездок – и самый выгодный по деньгам.
. И «МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ»
Тарифы и ограничения берутся не с потолка – они тщательно просчитаны.
Например, поминутная аренда всегда дешевле, чем такси – по крайней мере, когда речь об аренде недорогих машин.
«Подписка» тоже непроста, хотя месячные расходы на владение «подписным» и личным автомобилем вроде схожие. Программа Kia Flex предлагает Rio на год по 27 тысяч рублей за месяц – за год набежит 324 тысячи. Это около трети стоимости нового автомобиля, рекомендованной заводом, и примерно четверть реальной цены у дилеров.
Купив новый автомобиль, через четыре года вы его продадите, потеряв 20–30% начальной стоимости (в реальном выражении). Подписавшись, через четыре года остаетесь и без автомобиля, и без денег. Такова плата за ОСАГО, обслуживание и зимние шины.