Сколько в «Ф-1» тратят на переезды между Гран-при? Как перевозят машины? 300 тонн грузов и 133 тысячи км за год
Формула-1
объясняем
техника
«Формула-1» все продолжает стремиться к увеличению количества этапов в календаре, гордо заявляя, что может проводить хоть 30 Гран-при.
И это несмотря на то, что команды открыто выступают против. Они просто боятся остаться без работников из-за выгорания, бесконечного стресса и физической усталости.
В трековых командах работают сотни людей, благодаря которым гонщики вообще могут сесть за руль. И объем их задач намного больше.
Чтобы выиграть гонку, мало просто посадить пилота за руль болида в воскресенье (даже если это Макс Ферстаппен) – нужно этот болид собрать. А чтобы его было где собирать, необходимо обустроить гараж и моторхоум – и они возникают не из воздуха. Тонны и тонны груза для начала нужно перевезти из одного города, страны и континента на другой.
И логистика в «Формуле-1» просто сумасшедшая. Что не удивительно с таким календарем.
Например, одинокий Гран-при Канады среди европейских этапов: путешествие туда в целом очень сложно организовать и оно обходится невероятно дорого: по инсайду «Альфа Ромео» в 2023-м на него уйдет по меньшей мере миллион долларов! А в целом за сезон, по признаниям швейцарцев коллективы выкладывают 15% от установленного бюджета на одни лишь переезды. С потолком в 140 млн это $21 миллион за сезон.
Сезон-2023, кстати, обещает стать самым дорогим в истории. Только посмотрите на схему перемещения между некоторыми этапами – огромные расстояния и бесконечная смена часовых поясов: полет в Австралию из Саудовской Аравии, чтобы затем полететь в Азербайджан, затем на другой конец мира в США, чтобы далее прилететь на европейские «гастроли» (с тем самым Гран-при Канады между ними).
Может показаться, что большие перерывы между этапами должны облегчить релокацию, но это не так. Из-за длинных простоев команды вынуждены возвращать грузы на европейские базы, что только увеличивает расходы и заморочки с логистикой. Если сложить все изначально запланированные расстояния между этапами, не возвращаясь на фабрики, получится рекордное значение в 133 570 километров.
Плюс на удорожание сезона влияет инфляция, от которой не застрахованы даже самые богатые гонки планеты.
«Если помните, мы согласовали потолок расходов в середине 2020 года, в разгар пандемии. Никто не мог предвидеть нынешние обстоятельства. То, что сейчас происходит в мире, способно подтолкнуть цены лишь в одном направлении. Похоже, инфляция может побить рекорды. Мы уже видим ее влияние – взять хотя бы стоимость перевозки оборудования.
Я считаю, что проблема очень серьезная. Нужно принимать решение, потому что она окажет непосредственное влияние на работу и благосостояние сотрудников», – отметил руководитель «Ред Булл».
Из-за растущих цен команды уже сейчас с трудом укладываются в установленный денежный лимит, а руководство серии, вопреки всему, только добавляет новые этапы и увеличивает количество этапов со спринтами (а ведь это дополнительные риски, связанные с авариями и восстановлением машин – и порой счет здесь идет на миллионы долларов).
Еще одна скрытая причина удорожания сезона в растущей популярности «Формулы-1». Болельщики забивают отели и скупают билеты на самолеты: «Везде становится все труднее. Остин уже полностью забронирован на 2023 год. Мы пытались раздобыть еще десять номеров в нашем отеле. Никаких шансов. Все уже расписано.
У нас есть проблемы с возвращением людей из Мельбурна. Еще до объявления даты все рейсы на следующий день после гонки были полностью забронированы. А если еще есть свободные места, часто приходится платить в два раза больше, чем раньше», – рассказал спортивный директор «Альфа Ромео»/«Заубера».
Как вообще организованы переезды в «Ф-1»?
«Альфа Ромео» поделились небольшим роликом об этом.
• Грузы доставляются тремя способами – 240 тонн плывут на грузовых судах, самолетами доставляют 30 тонн и все остальное перевозят грузовиками и силами самой «Ф-1».
• Работа по разборке и упаковка всей инфраструктуры начинается еще во время гонки и продолжается, когда команда уже в пути на следующий этап. В целом весь процесс занимает 6 часов , если все идет по плану.
• А вот возводить все заново на новом месте порой приходится уже на следующий день.
• 90% процентов на следующий сезон должны быть запланированы и организованы уже к декабрю (т.е. концу текущего сезона).
• По правилам в команде, обслуживающей машину должно быть не больше 60 людей , всего команда (включая поваров, тренеров и другой персонал) состоит из 80-100 человек в зависимости от Гран-при.
Чуть подробнее о перевозке грузов рассказал «Астон Мартин».
Кораблями отправляют офисное оборудование, столы, стулья (в том числе те, на которых сидят механики в боксах во время гонки), наполнение гаража.
Самолетами – самые важные грузы. Каждая команда формирует три бокса, и они все вместе летят к новой трассе, пока на предыдущей еще идет процесс демонтажа менее важных частей. Когда в одной стране только закончили с упаковкой грузов, первый самолет «Ф-1» с оборудованием уже приземляется в новом месте.
Грузы, обычно, прибывают на трассу днем во вторник-среду и выгружаются на стартовую прямую напротив будущих боксов команды. Примерно к 6-7 часам вечера бесконечные ящики превращаются в гаражи.
Только представьте: полным обустройством гаража от строительства до электроники занимаются всего два человека! И их работа не заканчивается с его установкой. За ним еще нужно следить всю неделю: поддерживать в чистоте, раскладывать инструменты механиков и даже помогать с дозаправкой болида и ухаживать за его составляющими.
Да и в целом у многих в команде двойные роли. Один и тот же человек может заниматься логистикой и установкой всей инфраструктуры, а после завершения сборки боксов он превращается в шинную фею и проверяет, правильно ли промаркированы колеса, а после – берет в руки стартер, чтобы запустить болид.
Интересный факт и, пожалуй, единственная положительная черта в логистике и экономике современной «Ф-1»: из-за ковида трехэтажные моторхоумы команд превратились вот в такие маленькие контейнеры.
И даже когда меры по борьбе с ковидом ослабили, команды, почувствовав радость от экономии на возведении гоночных «особняков», решили и дальше использовать более компактные постройки (пусть и не настолько маленькие, как во время коронакризиса). Небольшое облегчение в жизни менеджеров по логистике.
Разбирать боксы и эти самые моторхоумы понемногу начинают, как только стартует гонка, начиная с задних панелей и неиспользуемого оборудования, чтобы освободить путь для крупногабаритных грузов, упаковать все и подготовить к отправке.
А после вновь корабли, самолеты, грузовики и все по кругу. Этап за этапом, страна за страной. 25 раз за год (включая тесты).
По ту сторону Формулы-1. Как осуществляется логистика самого известного чемпионата в мире.
Задумывались ли Вы когда-нибудь как осуществляется логистика такого мощного чемпионата, как «Формула-1»? – гарантируем, что нет. А мы Вам расскажем! Особенно актуально это в преддверии Сочинского этапа, до которого осталось менее 3 дней…
Вот уже в 4й раз Сочи станет хозяином этапа чемпионата автогонок «Формула-1». В 2017 году этап пройдет с 28 апреля по 1 мая, что примечательно, ведь в отличие от 2016 года, длительность проведения увеличена на одни сутки, а это еще один радостный день для болельщиков и прибыльный день для предпринимателей. Напомним, что в 2016 году Гран-при России в Сочи началось 29 апреля, а закончилось 1 мая победой немецкого гонщика Нико Росберга, представляющего команду Mercedes.
Когда зрители включают телевизор или важно восседают на трибунах трека и смотрят, например, пятничные тренировки на той или иной трассе, к этому моменту гоночного уик-энда уже всё идеально организовано и отлажено. Но чтобы добиться такого впечатляющего результата, организаторам гонок Формулы-1 и командам приходится приложить титанические усилия, и при этом, практически вся эта работа остаётся за кадром. Достаточно сказать, что когда Гран При проходит в Европе, то каждые две недели имущество команд и организаторов перевозят около 450 автопоездов(!)
В 2017 году очередной этап «Формулы-1» в Сочи может быть проведен в ночное время, в отличие от трех состоявшихся ранее. Ночной заезд, как следует из заявления организаторов, позволит привлечь к трансляции огромное число телезрителей. Более того, возможность посещения гонки также не обойдется без увеличения количества желающих.
Автодром в Сочи (на фото)
Главный архитектор «Сочи Автодром» является Герман Тильке, что само по себе уже событие. Немецкий разработчик гоночных трасс для состязаний «Формулы-1» за свою долгую карьеру спроектировал, например, «Трасса Америк» в США, «Истанбул Парк» в Турции, «Яс Марина» в ОАЭ, «Международный автодром Будды» в Индии и др. трассы. Помимо абсолютно новых автодромов, Герман Тильке принимал участие в работе над перестройкой различных гоночных трасс, построенных по всему миру. Многие эксперты отмечают его «Сочи Автодром» и называют данную трассу одной из самых лучших среди существующих на сегодняшний день. Отдельно специалисты выделяют максимальное удобство управления болидом на каждом участке круга во время заездов.
На прямых участках гоночной трассы «Сочи Автодром» есть возможность разогнать скорость до 330 км/ч, а то и до 340-350. Разгон до 100 км/ч некоторые гонщики, участвовавшие в гран-при России, брали всего за 1,7 с. В целом, автогонщики, дошедшие до финиша, за весь этап гонки проезжают свыше 300 км. Количество болельщиков, расположенных по периметру автодрома — больше 40 тысяч.
Известно, что контракт, заключенный между организаторами гран-при России в Сочи и руководством «Формулы-1», подразумевает ежегодное проведение этапа чемпионата мира на территории РФ вплоть до 2020 года.
Автодром в Сочи (на фото)
Гран-при в Сочи пройдет с 28 апреля по 1 мая. Купить билеты можно уже сейчас на официальном сайте и у представителей организаторов.
Но что же происходит до старта гонок? Как организаторы и участники готовятся к мероприятию, ведь участие проходит каждые две-три недели в абсолютно разных уголках мира! В календаре Формулы уже более 20 этапов, раскиданных по всему свету. Но перед тем, как 24 гоночных болида выйдут на старт, их нужно привезти на трассу. А вместе с ними еще несколько десятков тонн оборудования – грузовиками, самолетами, пароходами… В новостях, связанных с современным автоспортом, часто фигурирует понятие «логистика». Но далеко не всем понятно, в чем ее специфика. А ведь эти ребята – настоящие профессионалы в своей сфере наравне с автопилотами!
Таблица чемпионата Формулы-1 2017
Подготовка к европейским этапам
Как правило, гоночный уикенд Формулы-1 начинается в пятницу. Но совсем не в ту, когда пилоты выезжают на тренировку на трек. Первые грузовики с оборудованием команд отправляются на трассу неделей раньше. Большинство автоцентров базируется в Великобритании, поэтому добираются до гонок они через Францию. По французским законам, грузовики не могут ездить по территории страны в воскресенье, а значит большая часть фур должна миновать ее до вечера субботы.
«Если нужно преодолеть большую дистанцию, а времени в обрез, например, при переезде из Шпильберга в Сильверстоун или из Спа в Монцу, то каждый наш тягач посменно ведут три шофёра», – объясняет Беат Цендер, тим-менеджер команды Sauber. – Поскольку жёсткий график не позволяет делать долгие перерывы на отдых, то семь тягачей, которые перевозят наш моторхоум, сопровождает отдельный автобус со спальными местами. На остановках наши водители сменяют друг друга максимально оперативно».
Весьма занимательный момент – погрузка всего необходимо оборудования. Для каждой грузовой машины у команды имеется определенный перечень того, что необходимо загрузить именно туда: двигатели, коробки передач, аэродинамические крылья и многое другое – все должно быть на своем месте. Поэтому главное правило логистов на командных базах – «ничего не забыть». Ведь в противном случае «забытая вещь» может обнаружиться только при полной разгрузке всех траков, а дополнительные издержки на заказ отдельного чартера и доставку этой детали не нужны никому. Во избежание подобных ситуаций к каждому загружаемому грузовику приставлен отдельный специалист, который фиксирует наличие всех необходимых деталей и оборудования. Число траков сильно варьируется: у команд с небольшим бюджетом их число редко превышает десять, в то время как у «Мерседеса», «Ред Булл» и «Феррари» зачастую переваливает за двадцать.
Зачем так много? Во-первых, в каждой команде есть трак с наивысшим приоритетом. Он разделяется на два уровня: верхний предназначен для болидов и шасси, вокруг которого при чрезвычайной ситуации можно собрать машину; нижний отсек создан для различного оборудования, необходимого для обслуживания болидов – топливные шланги, гайковерты и другие инструменты. Еще два грузовика перевозят все оснащение для обустройства гаражей в паддоке, а также экипировку пилотов. Несколько траков нужны для перевозки моторхоумов-конструкторов (презентационных павильонов). Помимо этого, на многих Гран-при помимо самих гонок проводятся разнообразные мероприятия, направленные на привлечение фанатов, соответственно, несколько траков требуется на транспортировку сборного развлекательного центра. Специфика груза остальных грузовиков часто различается. Добавим, что топливо и шины доставляются до трассы официальными партнерами «Ф-1», команды не имеют к этому прямого отношения.
Боевые автомобили команды Ф-1 отправляют на Гран-при в понедельник, чтобы к среде, за два дня до начала первых официальных тренировок, они были уже на трассе. В среду приезжают на автодром и сами гонщики.
В этих трейлерах располагаются комнаты для брифингов, офисы IT-персонала, в отдельных случаях – офисы пресс-служб, сотрудников службы маркетинга и личные комнаты пилотов. Здесь же хранятся запасные детали для болидов. Обычно между двумя грузовиками надстраивается подвесная конструкция – таким образом команды получают полноценные вторые этажи. Парковка двух таких RT – задача не из легких. Для того чтобы можно было построить между ними целый этаж, нужна филигранная точность до сантиметра!
Дальнобойщики, перегоняющие оборудование, не являются сотрудниками команд. Чаще всего, это водители крупных логистических фирм. Например, к Mercedes AMG летом прикреплены 23 водителя компании Eddie Stobart, одной из крупнейших логистических компаний в Великобритании.
Моторхоумы
Например, у команды Caterham один из самых простых «домов», который собирается следующим образом: два грузовика встают рядом и первый этаж образуют собой собственно фуры. Там располагается небольшая переговорная, две комнаты пилотов, туалет и кухня. На крышах надстроен второй уровень. Это гостевая зона команды, где расставлены диваны, столы и стулья. Дополнительная лестница ведет на кухню.
Моторхоум продолжает работать после окончания гонки еще несколько часов. Разбирать его начинают утром в понедельник. По частям моторхоум Caterham уезжает с автодрома в понедельник днем. Одним из первых среди остальных команд.
motorhome команды Ferrari-Marlboro
Позже всех с трассы уезжает Red Bull. Если моторхоум Caterham можно разобрать за полдня и перевезти тремя грузовиками, то у чемпионской команды хлопот намного больше. Чтобы собрать Energy Station, огромный трехэтажный моторхоум команд Red Bull Racing и Toro Rosso, нужны три дня и усилия 32 человек. Только одну такую «станцию» перевозят 28 грузовиков!
Примерно столько же времени требуется McLaren, моторхоум которой составлен из семи грузовиков. Собрать и разобрать его можно за три-четыре дня!
motorhome команды McLaren-Mercedes
Mоторхоум — McLaren Mercedes Brand Centre. 18 метров в длину, 14 метров в ширину, три этажа. Внутри – две комнаты пилотов, с личным туалетными комнатами и душевыми кабинами, кабинет руководителя команды, две переговорные, медицинский кабинет, пять офисов, комната для технического персонала, две дополнительные уборные. На первом этаже – кухня и гостевая зона на 60 человек. Всего в моторхоуме 140 «посадочных мест». На трех уровнях развешаны более 50 плазменных панелей. Чтобы собрать Brand Centre, требуется 35 часов непрерывной работы, разобрать – 22 часа.
Подготовка к континентальным этапам
Ещё одна важнейшая задача – составление плана авиаперевозок машин и оборудования, когда гонки проходят за пределами Европы. «Улетай отсюда» или «Fly away» – термин, которым в Формуле-1 именуют гонки, проходящие за пределами Европы. Перевезти оборудование на грузовиках на такие этапы, естественно, невозможно. Логистика таких Гран-при значительно сложнее. Большую часть оборудования команды отправляют самолетами. В общей сложности груз каждой из команд составляет около 30 тонн.
В сентябре каждого года, как только публикуется предварительная версия календаря следующего сезона, сотрудники-логисты занимаются бронированием авиабилетов и ведут переговоры напрямую с авиакомпаниями: «В первую очередь надо разобраться со сложными перелётами. Например, в Сочи и Баку не так много рейсов, и особенно непросто заказать удобные билеты на понедельник, когда все стремятся вернуться домой» — объясняет Беат Цендер, менеджер команды Sauber.
При составлении плана перелётов для всей команды нужно также учитывать вероятность отмены каких-то рейсов – материальная компенсация за это отдельно оговаривается в контракте с перевозчиком. Искусство эксперта по логистике в том и заключается, чтобы учесть все факторы и в итоге заказать билеты, которые позволят команде гарантированно добраться до места проведения гонки как можно быстрее, и чтобы это обошлось как можно дешевле.
Но билеты – это ещё не всё: также нужно позаботиться о визах, аренде прочего автотранспорта, организации трансферов, а в каких-то случаях – даже о вакцинации сотрудников.
В соответствии с тем, что базы восьми команд расположены в Великобритании, двух – в Италии и одной в Швейцарии, было выбрано два координирующих центра DHL (основного воздушно-транспортного партнера-грузоперевозчика гонок Формулы-1): в Лондоне и Мюнхене. Соответственно, команды транспортируют свой груз до этих центров, где зона ответственности переходит к провайдеру.
Стандартно, на перевозку всего оборудования всех команд требуется 5 грузовых самолетов, поэтому масштаб работы действительно велик. Каждая деталь требует бережного отношения к себе, и ради этого в компании имеется собственный штаб инженеров, который разрабатывает специфические технологии для наиболее качественной транспортировки груза. Также на провайдере лежит вся ответственность за взаимодействие с таможенными органами других государств. Все операции, связанные с таможней, должны укладываться в 2-3 часа, поэтому компания должна постоянно следить за изменением таможенных законодательств других стран и докладывать командам обо всех документах, которые необходимо оформить дополнительно. Стоит заметить, что провайдер также ответственен за все телевизионное оборудование, которое, к тому же, требует долгой и кропотливой установки, и его необходимо доставить за полторы недели до начала Гран-при.
Транспортировка грузов по воздуху обходится особенно дорого. На выездные Гран При, например, команда Sauber высылает от 23 до 25 тонн оборудования и запасных частей, плюс задолго до гонки морским транспортом отправляется стандартный 40-футовый контейнер, а большие команды как Reb Bull и McLaren в два раза больше. Стоит помнить, что сроки для всех одни, а на все планы по транспортировке закладывают как минимум 45 суток.
Поскольку интервалы между гонками короткие, всем командам нужно пять таких комплектов оборудования, которые морем заранее отправляются на разные этапы чемпионата. Уже в середине января первые контейнеры отгружаются в направлении Мельбурна, в начале февраля – в Шанхай. После Гран При Австралии этот же контейнер высылается напрямую в Монреаль.
Командные «хитрости»
Здесь речь идет об оборудовании, необходимом для нормального функционирования команды в целом: частей моторхоума, столовых, развлекательных инсталляциях. К примеру, после Гран-при Австралии все данные конструкции погружаются на борт корабля и транспортируются сразу в Канаду, оттуда в Сингапур, а затем в Бразилию и снова в Австралию. И таких циклов может быть несколько. Кроме того, важный вопрос, связанный с поставками еды, воды, а также необходимой канцелярии команды решают посредством заключения контракта с обслуживающими компаниями, а те, в свою очередь, занимаются поиском наиболее надежных поставщиков необходимого товара в регионах, где проходят гонки.
Оценить масштабы логистики в «Формуле-1» поможет инфографика.
Вся гоночная команда курсирует по миру непрерывно в течение всего года — это люди, которые заранее готовы к долгосрочным командировкам. Некоторые члены команд не бывают дома по 2-3 месяца. Существуют так же подразделения менеджеров и механиков, которые контролируют процесс из центрального офиса и курируют нововые разработки, изобретение которых не останавливается ни на минуту.
Как мы видим, скорость и сноровка — это прерогатива не только профессиональных гонщиков — это лишь видимая обложка. Успех каждой гонки целиком и полностью зависит от слаженной работы организма всей команды, где каждый сотрудник важен и влияет на результат!
Как работает логистика в «Формуле-1»
В новостях, связанных с современным автоспортом, часто фигурирует понятие «логистика». Но далеко не всем болельщикам понятно, в чем ее специфика. Мы попробуем заглянуть за кулисы гонок и узнать, что собой представляет логистика, какую роль в организации соревнований она играет, а также поймем, почему ее значение в последние годы очень возросло.
Еще каких-то пятнадцать лет назад проблема организации логистики перед командами не стояла. К примеру, в сезоне-1999 из 16 этапов 11 проходили в Европе и лишь 5 – на других континентах (в дальнейшем – континентальные этапы). Здесь необходимо отметить весьма существенный момент: основные проблемы, связанные с планированием и перевозками, заключаются в подготовке к континентальным этапам, так как все базы команд «Ф-1» находятся в Европе. Но, начиная с того времени, руководство чемпионата начало проводить экспансию в другие регионы планеты, главным образом, в Азию.
Как следствие, количество гонок в календаре постепенно увеличилось, к тому же, некоторые европейские Гран-при начали исчезать из календаря (для сравнения – в сезоне-2013 из 19 этапов европейскими были лишь 7). Команды восприняли это изменение неоднозначно, многие были недовольны тем, что их мнение при составлении календаря не учитывается, в то время как издержки на подготовку к одному Гран-при растут быстрым темпом. В результате, по итогам общего собрания команд с руководителем ФОМ, Берни Экклстоуном, было принято решение о заключении контракта с единым провайдером логистических услуг для всех команд. Этим провайдером стал DHL.
Подготовка к европейским этапам
Нельзя сказать, что заключение контракта в корне поменяло организацию логистики в Европе. Команды привыкли доставлять все оборудование от баз до трасс сами, так как за время своего существования они накопили весьма богатый опыт, и только в случае возникновения форс-мажорных ситуаций или специфических вопросов они обращаются к DHL. Сам процесс выглядит так: примерно за две недели до Гран-при ответственные люди получают всю информацию по тому, какое оборудование планируется привезти на гонку, какие аэродинамические и иного рода новинки планируется задействовать и другую информацию. Логисты готовят документацию по данным пунктам, прокладывают оптимальный маршрут от базы до трассы, необходимое количество грузовиков, а также рассчитывают ориентировочное время, за которое все оборудование будет доставлено. Обычно, крайний срок – это вторник, то есть, за два-три дня до начала гоночного уик-энда.
Весьма занимательный момент – погрузка всего необходимо оборудования. Для каждой грузовой машины у команды имеется определенный перечень того, что необходимо загрузить именно туда: двигатели, коробки передач, аэродинамические крылья и многое другое – все должно быть на своем месте. Поэтому главное правило логистов на командных базах – «ничего не забыть». Ведь в противном случае «забытая вещь» может обнаружиться только при полной разгрузке всех траков, а дополнительные издержки на заказ отдельного чартера и доставку этой детали не нужны никому. Во избежание подобных ситуаций к каждому загружаемому грузовику приставлен отдельный специалист, который фиксирует наличие всех необходимых деталей и оборудования. Число траков сильно варьируется: у команд с небольшим бюджетом их число редко превышает десять, в то время как у «Мерседеса», «Ред Булл» и «Феррари» зачастую переваливает за двадцать.
Зачем так много? Во-первых, в каждой конюшнеесть трак с наивысшим приоритетом. Он разделяется на два уровня: верхний предназначен для болидов и шасси, вокруг которого при чрезвычайной ситуации можно собрать машину; нижний отсек создан для различного оборудования, необходимого для обслуживания болидов – топливные шланги, гайковерты и другие инструменты. Еще два грузовика перевозят все оснащение для обустройства гаражей в паддоке, а также экипировку пилотов. Несколько траков нужны для перевозки моторхоумов-конструкторов. Помимо этого, на многих Гран-при помимо самих гонок проводятся разнообразные мероприятия, направленные на привлечение фанатов, соответственно, несколько траков требуется на транспортировку сборного развлекательного центра. Специфика груза остальных грузовиков часто различается. Добавим, что топливо и шины доставляются до трассы официальными партнерами «Ф-1», команды не имеют к этому прямого отношения.
Подготовка к континентальным этапам
Как было сказано выше, именно данный пункт является очень сложным в исполнении. В сущности, именно из-за наличия большого количества континентальных этапов планирование и оптимизация логистической сети происходит круглогодично. Можно выделить четыре наиболее важных момента:
- планирование календаря
- аспекты, связанные с погрузкой-разгрузкой и транспортировкой
- координация с европейскими базами во время континентальных этапов
- командные «хитрости»
Планирование календаря
Календарь меняется почти каждый год. На смену одним этапам приходят другие. ФОМ совместно с командами и логистическим провайдером обсуждают важные вопросы, связанныес планированием, транспортировкой и затратами. Исходя из пожеланий, а также климатических специфик регионов, в которых проходят Гран-при, ФОМ формирует календарь на следующий сезон. Стоит упомянуть, что команды сходятся во мнении, что 20 Гран-при – это предел при существующей организации логистики вкупе с нацеленностью на континентальный рынок, и если «Формула-1» желает проводить дальнейшую экспансию с увеличением гонок, необходимо вносить какие-то радикальные изменения, чтобы не увеличивать и без того крайне высокую нагрузку на персонал.
Погрузо-разгрузочные работы и транспортировка
В соответствии с тем, что базы восьми команд расположены в Великобритании, двух – в Италии и одной в Швейцарии, было выбрано два координирующих центра DHL: в Лондоне и Мюнхене. Соответственно, команды транспортируют свой груз до этих центров, где зона ответственности переходит к провайдеру. Стандартно, на перевозку всего оборудования всех команд требуется 5 грузовых самолетов, поэтому масштаб работы действительно велик. Каждая деталь требует бережного отношения к себе, и ради этого в компании имеется собственный штаб инженеров, который разрабатывает специфические технологии для наиболее качественной транспортировки груза. Также на провайдере лежит вся ответственность за взаимодействие с таможенными органами других государств. Все операции, связанные с таможней, должны укладываться в 2-3 часа, поэтому компания должна постоянно следить за изменением таможенных законодательствдругих стран и докладывать командам обо всех документах, которые необходимо оформить дополнительно.Стоит заметить, что провайдер также ответственен за все телевизионное оборудование, которое, к тому же, требует долгой и кропотливой установки, и его необходимо доставить за полторы недели до начала Гран-при.
Координация с Европой
Несмотря на то, что в современной«Формуле-1» вопросы по совершенствованию болида в течение сезона довольно четко регламентированы, работу инженеров на базах никто не отменял. Новинки внедряются в течение всего сезона. Правда, здесь тоже следует учитывать специфику календаря, ведь первые 3-4 этапа стандартно проходят далеко от баз, и увозить болиды ради нескольких дней работы на базе нецелесообразно. А по окончании европейской части сезона(середина осени), во время которой работа над болидом происходит наиболее интенсивно, обычно остается только небольшое количество команд, продолжающих работать над техникой до конца сезона, не переключаясь на следующий сезон. Вот и получается, что координация с Европой во время континентальных этапов является не столь существенным фактором, как может показаться на первый взгляд (конечно, это не касается информационной координации, она важна круглый год).
Командные «хитрости»
Здесь речь идет об оборудовании, необходимом для нормального функционирования команды в целом: частей моторхоума, столовых, развлекательных инсталляциях. К примеру, после Гран-при Австралии все данные конструкции погружаются на борт корабля и транспортируются сразу в Канаду, оттуда в Сингапур, а затем в Бразилию и снова в Австралию. И таких циклов может быть несколько. Кроме того, важный вопрос, связанный с поставками еды, воды, а также необходимой канцелярии команды решают посредством заключения контракта с обслуживающими компаниями, а те, в свою очередь, занимаются поиском наиболее надежных поставщиков необходимого товара в регионах, где проходят гонки.
Логистика в Формуле-1: как это работает
Многие читатели спрашивают — когда начинается уик-энд у работников команд, каким образом эти команды пакуют свои вещи, багаж, каким образом они перемещаются в другую страну. Сколько времени занимает данный процесс, и насколько сложно организовать логистику в Формуле-1? Мы решили раскрыть данный вопрос.
Гоночный уик-энд Формулы-1 начинается в пятницу. Казалось бы, чему удивляться? Да вот только начинается он в пятницу за неделю до первой тренировки.
Большинство «конюшен» базируется в Великобритании, и если речь идет о европейском этапе, добираются обычно через Францию. По французским законам, грузовики не могут ездить по территории страны в воскресенье, а значит большая часть грузовиков должна миновать ее до вечера субботы. Поэтому все грузы отправляются до вечера пятницы. Таким образом устроена европейская логистика.
В выходные за неделю до гонки на базе остается всего один грузовик — тот, в котором затем на трассу отправятся боевые автомобили пилотов Формулы-1. Причин для этого несколько.
Во-первых, так у механиков и инженеров есть больше времени для работы с машиной. Некоторые новинки бывают доступны только к утру понедельника, поэтому коллектив всегда старается оттянуть отъезд грузовика с машинами до последнего.
Во-вторых, в понедельник от их присутствия на трассе по большому счету нет никакого толка. Поэтому, чтобы логистика была более облегченной, принимают подобные решения.
Итак, боевые автомобили команды отправляют на гран-при в понедельник, чтобы к среде, за два дня до начала первых официальных тренировок, они были уже на трассе. В среду приезжают на автодром и сами гонщики.
У каждой команды есть место в паддоке для моторхоума и пары трейлеров. Обычно это офисные грузовики, в большинстве случаев именуемые RT («Race Truck»). Они располагаются непосредственно в паддоке, за боксами каждой из команд. По сути, это и есть главная рабочая зона коллектива. Кроме того, в паддоке располагаются офисы сотрудников отделов маркетинга и коммуникаций. Обычно между двумя грузовиками надстраивается подвесная конструкция — таким образом команды получают полноценные вторые этажи. Парковка двух таких RT — задача не из легких. Для того чтобы можно было построить между ними целый этаж, нужна филигранная точность.
ЛЮБОПЫТНО!
Конструкцией предусмотрено, что расстояние между двумя фурами должно быть ровно три метра. Если между передними осями расстояние будет 301 сантиметр, а между задними краями — 299, ничего не получится. Даже опытные водители с огромным стажем испытывают проблемы, плюс во время парковки используются специальные лазерные установки. Всего процесс занимает в среднем около часа, но иногда приходится повозиться и подольше. Местные байки гласят, что антирекорд парковки равен пяти (5!) часам.
Остальные грузовики по ходу гран-при располагаются на удаленных от паддока парковках автодрома или, если для них нет места, просто поблизости от трассы.
В основном, это те машины, которые первыми прибывают на трассу перед началом уик-энда. Логистика устроена таким образом, что они перевозят гаражные панели и все оборудование, необходимое для обустройства бокса. Когда на трассу приезжают гоночные машины, к их приему уже все готово. Последний грузовик паркуется в паддоке обычного европейского гран-при в среду утром. С этого момента о переездах можно забыть .
Еще до того, как дан клетчатый флаг, механики начинают собирать и готовить к отправке задние панели гаража (те, которые не видно в телетрансляции), а также запчасти, которые уже не пригодятся в ходе гонки — например, запасные двигатели и коробки передач. В процесс вовлечены и сотрудники, не задействованные во время пит-стопов, и водители грузовиков.
ЛЮБОПЫТНО!
Дальнобойщики, перегоняющие оборудование, не являются сотрудниками команд. Чаще всего, это водители крупных логистических фирм. Например, к «Мерседес» летом прикреплены 23 водителя компании «Eddie Stobart», одной из крупнейших логистических компаний в Великобритании. Раньше грузовики перегоняли механики команд, но современные европейские законы делать это запрещают.
То же самое касается самих механиков, часть прилетает на трассу в субботу, за восемь дней до гонки, чтобы помочь собрать моторхоум. Ко вторнику вся группа механиков должна быть на трассе. Оставшаяся часть персонала, включая пилотов, руководителей команд и инженеров, прибывает на трассу в среду.
Спустя час после окончания гонки грузовики, стоявшие на удаленных парковках, выстраиваются на пит-лейн.
В паддоке еще идет работа. Инженеры и пилоты разбирают прошедшую гонку в одном из RT. Обычно эта процедура занимает несколько часов, поэтому первыми загружаются так называемые «support trucks», грузовики поддержки. Их, как правило, по три-четыре у каждой команды.
Часть механиков занимается шинами. Все комплекты резины, а их более сотни на каждый коллектив, после окончания уикенда должны быть сданы «Пирелли». Колесные диски каждая из команд использует свои, от собственных поставщиков. Они также занимают немало места в грузовиках.
Весь процесс укладывания гоночного скарба отнимает около шести часов. До полуночи отправляются грузовики поддержки и три RT. Все они после каждого европейского гран-при (за исключением гонок, идущих одна за другой) отправляются на базу. Там у инженеров обычно около недели, чтобы проанализировать полученные данные, установить на машины новинки и отправить на следующий гран-при
Последние три грузовика покидают паддок в понедельник утром. Два из них составляют моторхоум команды, третий — грузовик поддержки, для которого нет места в паддоке.
Вообще, как все это собирается? Два грузовика встают рядом и образуют собой первый этаж. Там располагается небольшая переговорная, две комнаты пилотов, туалет и кухня. На крышах надстроен второй уровень. Это гостевая зона команды, где расставлены диваны, столы и стулья. Дополнительная лестница ведет на кухню.
Моторхоум продолжает работать после окончания гонки еще несколько часов. Разбирать его начинают утром в понедельник. По частям моторхоум уезжает с автодрома в понедельник днем, одним из первых среди остальных команд. Моторхоумы практически никогда не возвращаются на базы по ходу европейского сезона, за исключением месячного перерыва в августе. Команды перегоняют их только по континенту, а на удаленных этапах арендуют помещения непосредственно на трассах.
«Fly away»
«Fly away» — термин, которым в Формуле-1 именуют гонки, проходящие за пределами Европы. Перевезти оборудование на грузовиках на такие этапы, естественно, невозможно. Логистика таких гран-при сложнее. Большую часть оборудования конюшни отправляют самолетами. В общей сложности груз каждой из команд составляет около 30 тонн.
На автодромах конюшни арендуют у владельцев трасс гостевые домики, расположенные в паддоке. Обустраивает такие помещения каждая команда самостоятельно, даже на заокеанские гран-при привозя собственные столы, стулья, телевизионные станции и даже кухонные приборы. Но они, в свою очередь, доставляются на гонки уже на паромах.
У каждой команды есть 5-7 полных комплектов для гостевых домиков. Подобные наборы путешествуют по свету на протяжении всего года.
ЛЮБОПЫТНО!
Например, «Мерседес» свой первый комплект отправили в Австралию в начале сезона 2019 еще в конце января. В марте столы, стулья и прочая утварь добрались на пароме до Мельбурна, откуда затем были отправлены в Канаду. Гонка в Монреале прошла в июне. После нее этот же комплект уплыл в Японию — на гонку, которая прошла в начале октября. Затем на очередном пароме этот же комплект еще раз пересек Тихий океан — в середине ноября состоялся Гран-при США, и в Остине столы, стулья и телевизоры понадобились вновь.
По ходу сезона каждый комплект преодолевает около 100 тысяч километров. Маршруты для каждого из них расписаны в начале года. Перевозить один комплект на самолете было бы намного дороже, ведь в конце сезона командам предстоит сразу семь «fly away» в течение двух месяцев.
В летний перерыв грузовики команд возвращаются обратно на базы, после чего сотрудники уходят в отпуска. В конце же августа фуры вновь разбираются и проверяют для дальнего пути. По большому счету, процесс по ходу сезона почти бесконечный, и «замерзает» лишь на декабрь — начало февраля.
Вот так устроена логистика в Формуле-1. Надеюсь, вам было интересно! Если понравилась статья — рекомендуй своим друзьям, ведь как и болиды Формулы-1, мы никогда не останавливаемся, и уже совсем скоро будут новые материалы.