Сабвуфер. Согласование с системой.
Статья из сайта chem.net
Интересные аспекты затронуты, вполне что-то можно и переложить и на автозвук.
Что такое сабвуфер думаю многие знают, но не все знают истинное значение этого слова. Сабвуфер – низкочастотная акустическая система, воспроизводящая частоты ниже тех которые воспроизводят работающие совместно с ним широкополосные АС. Рассмотрим каким образом сабвуфер интегрируется в звуковоспроизводящую систему.
Сабвуфер
Система без сабвуфера.
Изначально имеется стерео сигнал на выходе источника (проигрыватель CD, DVD, и т.д.). (Я буду говорить исключительно про стерео записи, потому что их абсолютное большинство.) Так вот этот стерео сигнал подается на вход стерео усилителя и с его выхода усиленный сигнал подается на широкополосные АС. При такой реализации звукового тракта сигнал проходит через минимальное число компонентов, и в максимально чистом виде подается в АС.
Система с сабвуфером.
Тут возможны варианты.
-Стерео сигнал подается на стерео усилитель и на фильтр сабвуфера, таким образом на АС приходит полный сигнал с источника, а на сабвуфер приходит НЧ составляющая сигнала с обоих каналов.
-Стерео сигнал подается на фильтр сабвуфера, в котором происходит разделение его на два диапазона НЧ и СЧ/ВЧ. С фильтра СЧ/ВЧ сигнал поступает на вход стерео усилителя фронтальных сателитных АС, а НЧ сигнал подается на вход сабвуферного усилителя.
Вобщем возможны и другие варианты но все они сводятся к тому что на фронтальные АС подается либо полный спектр сигнала, либо СЧ/ВЧ составляющая.
Так вот в первом случае подразумевается использование в качестве фронтальных АС мощных широкополосных систем, а сабвуфер используется как дополнительная поддержка фронту на самых низких частотах. Во втором же случае в качестве фронтальных применяются сателитные АС не больших габаритов, и мощности, и НЧ спектр сигнала воспроизводится только сабвуфером. При таком подходе удается создать систему отличающуюся широким частотным диапазоном низкой ценой и не большими габаритами. В таких системах сабвуфер действительно не обходим для получения сколь нибудь приемлемого частотного диапазона системы в целом. Такое решение характерно для бюджетных систем не высокого уровня.
Теперь давайте рассмотрим что дает нам применение сабвуфера в музыкальной системе.
Добавление к вашей системе сабвуфера может существенно увеличить ее динамический диапазон, понизить ее граничную частоту, обеспечить более высокий уровень громкости без искажений, а в случае применения активного сабвуфера улучшить воспроизведение СЧ/ВЧ диапазона за счет разгрузки стерео усилителя для фронтальных АС, и самих АС. Дополнительный усилитель и НЧ система позволяют повысить максимальный уровень звукового давления, а удаление НЧ сигнала с фронтов позволяет улучшить звучание СЧ диапазона, т.к. НЧ головка не колеблется с большой амплитудой, и усилитель работает на меньшем уровне сигнала, максимально четко и чисто отрабатывая не большие уровни СЧ и ВЧ сигналов.
А теперь давайте посмотрим еще раз. (ведро дегтя)
Практика показывает что использование сабвуфера в МУЗЫКАЛЬНОЙ системе чаще всего снижает качество звучания. Это возможно при плохом качестве самого сабвуфера, или его не правильной настройке для работы в конкретной системе, или то что он предназначен для воспроизведения всяческих НЧ эффектов, взрывов и т.д. в системах ДК а не для передачи тонких оттенков музыки.
А теперь давайте подумаем почему так происходит?
Для начала стоит отметить что применение сабвуфера всегда вносит в тракт дополнительную электронику. Не факт что фильтр сабвуфера будет высокого качества, он будет вносить дополнительные искажения и шумы в исходный сигнал. Но это далеко не самое плохое.
Качество звучания сабвуфера может быть изначально невысоким. Можно конечно предположить использование качественного сабвуфера, но таких очень мало, и стоят они очень больших денег. Большинство из представленных на рынке сабвуферов имеют тупой, медлительный, бубнящий бас. Они явно ориентированны на применение в театральных системах, в качестве источника НЧ шумов, бухов и бахов. В таком звучании крайне трудно прослушивается отчетливая высота отдельных нот (обычно это похоже на НЧ бубнение на одной ноте) на таких сабвуферах звук бас гитары не отличим от звука контрабаса. Очень редкие модели отличаются музыкальностью, высокой артикулированностью, отчетливостью баса. В то время как качественные напольные широкополосные АС в большинстве своем обладают такими качествами в полной мере.
Так же существует очень серьезная проблема согласования сабвуфера с фронтальными АС. Звучание самых низких звуков воспроизводимых сабвуфером может сильно отличаться по характеру от звучания нижней середины и верхнего баса фронтальных АС. В результате получается сильная не однородность звучания НЧ диапазона. Именно по этому крайне важно применение согласованного сабвуфера, как правило следует применять сабвуферы из той же линейки что и широкополосные АС, и уж точно одного производителя. Это сильно повышает шансы найти одинаково звучащую пару. Естественно что при применении качественных широкополосных АС таких проблем просто нет.
Проблема согласования уровней звучания фронта и сабвуфера решается проще, но многие превышают уровень громкости сабвуфера над оптимальным, сами того не замечая. Такой звук быстро утомляет, и не все знают по чему так происходит. В качественных широкополосных АС эта проблема решается сама собой, их проектируют исходя из максимально ровной АЧХ.
Нельзя забывать и про проблему фазового согласования сабвуфера с фронтом. На некоторых сабвуферах есть регулятор фазы, которым эта проблема частично решается, но на многих дешевых моделях не предусмотрено подобных регулировок. Да и далеко не все пользователи могут точно отрегулировать фазу сигнала, при этом явственно замечая разницу меж грамотно настроенным сабвуфером и не настроенным совсем.
Так же сабвуфер наполняя помещение глубоким мощным басом, может спровоцировать появление резонансных явлений, очень сильно портящих звук. Это проявляется в более громком звучании отдельных нот, в бубнении, вялом и не динамичном, не четком звуке. Поэтому крайне важно правильно расположить этот источник НЧ энергии. Нельзя просто бросить саб в угол и надеяться что он там приживется. В системе с двумя и более источниками баса эта проблема проще разрешатся, путем правильного расположения систем не только относительно помещения но и относительно друг друга.
Все это усугубляется еще тем что многие склонны к установке избыточного уровня звучания сабвуфера, так звук становится «мощнее, басистее, круче» да и потом надо же слышать работу того за что были заплачены не малые деньги. Высочайшим комплиментом сабвуферу будет то что его вклада в звучание на прямую не слышно! Он должен гармонично дополнять звучание фронтальных АС не привлекая к себе внимания. Только в таком случае он не испортит картину звучания системы.
ВЫВОД: Редкий сабвуфер не ухудшает общую картину звучания системы, обладая правильным, плотным, собранным, точным, четким, упругим, быстрым басом, хорошо согласуемым со звучанием широкополосных АС.
А теперь давайте подумаем, а стоит ли париться с выбором сабвуфера для своей системы, преодолевая возникающие проблемы. Это потребует массу времени для не торопливого тщательного, вдумчивого отслушивания огромного количества комплектов АС/сабвуфер. Большинство записей реально не имеют в спектре частот ниже скажем, 40Гц. Нет такие композиции конечно есть, но их не так много, поэтому можно ограничить требования к нижней граничной частоте на уровне 35-40 Гц. Что касается необходимой мощности то здесь очень много уже написано, и я не буду повторяться, скажу лишь, что для домашней системы даже при прослушивании тяжелых рок композиций в приличном по размерам помещении вполне достаточно мощности порядка 100Вт. Самым требовательным меломанам, любящим послушать классические произведения возможно понадобятся и все 200Вт в пике. Но таких не много. А в большинстве современных композиций динамический диапазон потерян после мастеринга, и он в таких произведениях весьма не велик, а следовательно не нужно выкручивать регулятор громкости до упора чтоб услышать тихие нотки.
И что мы заметим? Не такие уж и заоблачные требования получились к нашему идеальному источнику НЧ энергии. Большинство напольных систем даже не самого высокого класса с легкостью отвечают поставленным требованиям. А очень многие добротно спроектированные широкополосные АС от именитых брендов, с легкостью переплюнут любой сабвуфер по качеству звучания. Так зачем же нужен лишний гемо**й который неизбежно появится при применении саба? При увеличении уровня компонентов входящих в пару широкополосные АС/саб конечно проблем становится меньше, НО и качество АС возрастает на столько что становится просто не понятно, а зачем тут затесался сабвуфер? А в случае напольных АС самого высокого класса, все сомнения по поводу необходимости какой то помощи по НЧ диапазону просто пропадают сами собой. (для самых ярых противников моего подхода приведу конкретный пример (не для рекламы) Legasy focus 20/20. Тем у кого остались какие либо сомнения после прочтения данной статьи просто советую прочитать описание, а еще лучше тест данных систем, и я уверен ваши сомнения просто развеются и будет вам счастье).
Согласование автомобильного сабвуфера с акустикой
Выбирая и устанавливая аудиосистему в салон, требовательный автовладелец ожидает получить достаточную басовитость, которая характеризируется быстротой и четкостью звучания среднего баса. Причин для такого требования несколько. Во-первых, посредственное звучание основной массы сабвуферов в области баса средних частот. Во-вторых, расположение сабвуфера с тыловой стороны в салоне.
Наиболее ощутимая нехватка баса появляется при использовании фронтальных акустических систем небольших размеров (10-13 см), особенно в случае их инсталляции без сабвуфера. При этом оптимальное значение воспроизводимых частот составляет 75-80 Гц. Дополнительная установка саба в акустических системах подобного рода позволяет существенно расширить допустимый частотный диапазон. Это дает возможность компенсировать недостаток глубины низких частот, но другие критерии оценки качества звучания в большинстве случаев не улучшаются. Частотный диапазон воспроизведения при подключении сабвуфера увеличивается до 120-150 Гц, превышая номинальное значение в 80 Гц. Однако расширение диапазона частот становится уязвимым местом даже для правильно подобранных компонентов системы, не говоря о тех случаях, когда погрешности имеются в изначальном построении. При этом наиболее частыми недостатками использования связки «акустика+сабвуфер» являются: «размазанное» звучание, появление гула, отсутствие четкости разделения звуков разного происхождения.
Так как же достичь оптимального согласования сабвуфера с акустикой, сохраняя высокое качество звучания на частоте 50-70 Гц? В первую очередь, важно обращать внимание на бренд компонентов системы. Это связанно с тем, что большинство производителей в паспортных характеристиках указывают лишь номинальные частотные способности акустики, не упоминая о достоинствах воспроизведения музыки на указанных диапазонах частот.
Специфика установки сабвуфера в тыловой части салона заключается в том, что его расположение не особо влияет на слуховое восприятие. Дело в том, что в идеале средний и глубокий бас по слуховым ощущениям должны проходить спереди, так как теоретически на частотах ниже 300 Гц источник звука не локализуется. Но достичь такого эффекта на практике не просто: поднятие верхней границы диапазона частот сабвуфера выше 80 Гц сопровождает эхо баса сзади. Для достижения оптимального уровня звучания без изменений между звеньями аудиосистемы автомобиля, требуется инсталляция достаточно басовитых фронтальных динамиков.
Для идеального сопряжения сабвуфера с акустикой, помимо разделения фильтрами низких и высоких частот устройств, можно использовать дополнительные способы настройки с использованием схем обработки звучания.
Это даст возможность достичь однородной, гладкой, без уловимого на слух перехода области соединения басов саба и акустической системы. Особое внимание стоит обратить на сочетаемость саба с основной акустической системой. Это касается характера звучания аудиосистемы. Можно найти отличный сабвуфер по его техническим характеристикам и музыкальными достоинствами, и такую же идеальную акустическую систему. Но вполне вероятно, что между собой они не смогут нормально работать при любом варианте настройки. Бывают и отдельные случаи, когда ко всем достоинствам компонентов добавляется еще и хорошая сыгранность между собой, включая при этом широкий спектр динамиков разных производителей. Проблема состоит в том, что производители изначально не уточняют лояльность предлагаемых аудиокомпонентов. В основном такими данными владеют опытные инсталляторы, которые ссылаются на свою практику. Многие автолюбители-практики, консультанты и инсталляторы считают, что наилучшая сочетаемость может быть только у динамиков и сабвуферов одного бренда, которые производятся из одного и того же материала диффузора, имеют однотипную конструкцию. Как правило, большинство производителей акустики, среди которых Hertz, Focal, Vibe, предлагают отдельные серии компонентов, которые включают акустические динамики, сабвуферы и усилители. Например, серия автомобильной акустики, сабвуферов и усилителей Hertz Energy, или динамики, сабы, усилители Vibe BlackAir. Естественно, данная точка зрения имеет определенные предпосылки. Но, как всегда, не стоит забывать и о, так называемом, «исключении из правил». Исключений подобного рода на практике достаточно много, поэтому не стоит опираться исключительно на сказанное выше.
Удачного Вам подбора согласованных между собой компонентов сабвуфера и акустики.
И помните, что при выборе стоит внимательно изучить, как минимум, три особенности компонентов: технические характеристики , музыкальные достоинства , производитель .
Кроме того, остановившись на определенном варианте связи «сабвуфер+акустическая система», так и не разобравшись самостоятельно во всех тонкостях согласования компонентов, всегда можно воспользоваться советами наших специалистов-консультантов по телефону.
состыковка сабвуфера
всех приветствую. прикупил саб для своих полочников в стерео тракте. инструкции нет, но в целом разобрался.
есть ли какие хитрые методы по настройке и согласовке саба с колонками? то что должно быть заметно отсутствие саба, а не его присутствие — понимаю, но на каком сигнале это лучше проводить? музыка вся разная и где-то бас грохочет, где-то его недостаёт, может есть специальные тестовые тоны? как правильно выставить фазу (она плавнорегулируемая до 180)?
саб MJ Acoustics Reference I Mk III подключён по высокоуровневому входу.
Ответы
Привет, я задавал тут этот вопрос с месяц назад. Сам в такой же ситуации.
на разных сетапах(он у меня к два системам подрублен), и на разных жанрах я всегда подкручиваю и громкость и срезы.
могу сказать, что с сабом звучит гораздо интереснее, чем без, или чисто напольные
Хорошо настроенный правильный саб вообще не выделяется. просто колонки ощущаются более крупными и массивными. Методу «сшива» посоветовать, увы, не смогу — сам в этом не профессионал.
Что бы правильно «сшить» колонки с сабвуфером,для начала нужно знать,с какой частоты они реально начинают работать,обычно в спецификациях производители врут,но для точки отсчета-это ориентир.. У меня активные студийные колонки по паспорту начинают работать с 55гц и даже на слух еще ниже,но это в области «когда очень тихо пукнул» поэтому я сабвуфер с колонками согласовал на частоте 85гц и стало все нормально.,
Тут «знать» бесполезно — в разных помещениях результат будет разный, а цифры в паспорте еще и от метода измерений зависят. В теории — брать хорошо знакомый басовый трек с повторяющимися низкочастотными пассажами и настраивать сначала частоту среза, а потом громкость.
Ну или грамотный метод (хочу в скором времени попробовать) — USB-микрофон UMIK-1 и софт REW — чтобы видеть в реальном времени АЧХ.
У меня в сабе и микрофон и выход на дисплей и черта лысого — дальше что? ИМХО правильный подход один — частота среза как можно ниже, крутизна среза как можно круче, уровень повыше — не надо ничего сращивать с полочниками, пусть лучше будет небольшой провал чем диапазоны саба и колонок будут пересекаться.
Я его сам не слушал,а из общего-поставьте саб рядом с местом где сидите,отключите колонки и включите запись с обильным басов,походите по комнате и отметьте места,где качество баса будет лучшим,в комнате всегда найдется несколько точек,вот туда и поставьте сабвуфер сообразно дизайну комнаты., Фазу на сабе нужно выставить так,что бы колонки с сабом работали в унисон,что бы понятнее,у них должен быть одинаков «вздох-выдох». Не зная ваших колонок,трудно сказать,какую частоту среза нужно выставить на сабе,что бы согласовать его с вашими колонками.. Очень хорошо,что есть пульт,тогда можно оперативно менять громкость саба. Записи бывают разные по качеству,в том числе и по уровню баса.. Главное,он не должен доминировать в сравнении с остальными частотами.. И еще,фазоинвертер и динамик дуют вниз,поэтому характер звука будет разным,одно дело поставить его на ковер-другое на твердую поверхность,тут выбирайте сами.. Очень хорошо,что подключили сабвуфер по «гарячим» входами,хотя если в усилителе есть сабвуферный выход,то я бы и его попробовал,для сравнения..
Очень МНОГО (все) зависит от самой записи.
Конечно.. А так из своего опыта,думаю ему уже лет с 60,(родители посадили за рояль лет этак в 5). Многое слушал и главное играл на разных инструментах.. В том числе контробас/бас-гитара,примерно представляю,как они должны звучать..
Для меня сабвуфер — это не что то вроде эквалайзера или тембра нч, чтоб крутить от записи к записи. Если так записано, то увы. Настраиваю и больше не трогаю. Как настроить в двух словах не расскажешь. Нюансов много. То что описал Георгий применимо, если место позволяет. И это правильно. Частоту среза подбирать на слух исходя из реальных АЧХ АС + помещение. Для этого можно воспользоваться тестовым диском. К примеру FSQ 2 аудиодоктор. Там есть нч тракт по частотам, начиная с 20 гц. Слушаем АС без саба. Потом подключаем саб, выставляем некие настройки и начинаем танец с бубном. Хорошо, если есть шумомер. Можно еще инструкцию к Рел почитать. Там написано кое что дельное по согласованию саба с АС. Тут, конечно, возни много, но результат того стоит.
ТС вы откуда будите?
Сергей,я всегда с интересом читаю ваше мнение,но мы с вами разные,да и другой звуковой опыт.. Эти тестовые диски и у меня есть,без проблем на них отслушаю все и начинаю понимать,что не хватает на моих колонках,тогда начинаю добавлять и сабвуфер,очень бережно,но зная,что хочу.. Для сабвуфера изначально важно найти свое место,тогда настройка будет проще.. Шумометром не пользуюсь-только на слух,я иногда настраиваю рояли и пиано без всякого каммертона.. А так как достаточно ленивый,то дома у меня стоит электропиано,мне давно надоело подстраивать акустические инструменты,ну разве что своей жене,тогда беру свой ключ и прихожу к ней в музыкальную школу,я очень не люблю когда не строят пианино..
место саба уже определено, ровно посередине длинной стены, других точек не будет. главный вопрос всё же в фазе, как определить этот «вдох-выдох»? производитель рекомендует крутить фазу до момента «слышно громче всего», но мне кажется это как-то неправильно. думал может есть синусы специальные или аналог розового шума со спектром частот для настройки, но что-то никто пока ничего не подсказал по существу.
P.S. колонки Wharfadale Opus2 m2
Фаза настраивается, насколько помню, так — на слух импульс должен быть четким и быстрым. Ни к коем случае не размытым и не гулким. И да, в принципе, бас при этом (в результате) должен быть максимально громким.
Мне лень искать спецификации ваших Варфов-укажите их . И на основании чего вы определили место сабвуферу,колонки тоже стоят не длинной стене ?? Про «вздох-выдох»,самое проще посмотреть,как будут работать динамики колонок и сабвуфера-они должны всегда работать в одну сторону.. Иначе будут работать против фазы.. Уже даже не знаю,как объяснить понятнее.. К примеру диффузор динамика сабвуфера будет двигаться в одну сторону,а у колонок в другую.Это и на слух заметно,вот и крутите фазу,пока не подберете.. Должно быть синхронно..
Именно так: в фазе достигается самая большая громкость, т.к нч от саба и АС складываются в точке прослушивания. Про синхронную работу нч драйверов Георгий прав, но с одной оговоркой, если АС с сабом стоят на одной линии. У вас какое расположение АС относительно саба? Саб по центру помещения обычно не удачное место. Для настройки фазы можете воспользоваться и тестовым диском или просто композицией с четким, хорошо читаемым басом. Частоту среза слишком высоко поднимать не советую. Хотя очень многое зависит от помещения. Для начала, как уже рекомендовал, выясните с какой частоты начинают играть ваши АС? Именно в районе этой частоты и ищите частоту среза.
Чаще всего,когда ставят саб посередине комнаты,он будет работать не вполне..Про работу работу ,н/ч линии,ну это не совсем так,может быть и так и сяк.. И еще раз про н/ч.. Хочу заметить,это не так просто,потом тогда поймешь кайф. Давно заметил,даже человеческие голоса с сабвуфером воспринимаются более полнокровно,в скрипках или виолончелях,можно и в трубах,звук будет совсем иным..
Тоже время от времени , последние лет 10 задаюсь эти вопросом, но все реже и реже и надеюсь его закрыть окончательно..может еще лет через 10. Из моего личного опыта и обретенных знаний за все это время могу сказать, что sub лучше ставить между фронтальными колонками, в крайнем случае возле одной из них. Чаще всего положение оных определяет помещение. Сразу замечу , что тяжело настраивать бас в случае помещения с малой площадью и маленькими фронтальными колонками. В моем случае только помещение носит определяющий характер (около 15кв м) а фронты с 15см НЧ динамиками(1шт, полочный вариант b&w). Бас, конечно лучше настраивать на слух и да, при правильной натсройке бас теряет локализацию те отрывается от сабвуфера и четко позиционируется в колонках. В моем случае этот эффект легко достигается за счет установки частоты среза около 50Гц можно и 40Гц поскольку 15см динамик в b&w колонках достаточно басовит. 50 ставлю лишь для собственного успокоения, хотя раз в год меняю это значение на 60 или 40 когда привыкаю к звуку и хочется разнообразия. Гораздо сложнее обстоят дела с громкость/гулкостью, ведь в малом помещении гораздо больше возникает переотражений чем в большом, а отсюда появляется эффект гулкости. И сразу скажу , что sub уж точно нужно подальше ставить от стены, в идеале метра 2, но это вариант не для моего помещения. Более того, чтобы о sub не спотыкаться всякий раз мне приходится его прижиматьк стене и хотябы немного разворачивать и при таком положении картина баса значительно меняется не в лучшую сторону — появляется гулкость, которая еще и меняется в разных точках прослушивания те в моем случае , если музыку слушают более 2х человек, то все будут слышать абсолютно разный бас причем центальный слушатель не обязательно услышит лучшую картину. Но есть один + которым не всегда удается воспользоваться, это разворот сабвуфера в правильное фронтально положение и вот тут понимаешь что есть БАС , он становится одинаковым почти во всех точках прослушивания . причем даже за фронтом колонок, как это не странно. Хотя общеизвестно, что низкочастотные звуки очень сложно локализовать, тем не менее бас четко «переходит» в колонки и в зависимости от сведения может локализоваться в пространстве звуковой сцены. Немного слов про фазу. Долго пытался выснить что лучше звучит в поей системе 0 или 180, выставил по тактильны ощущениям. Это как ? — спросите вы — очень просто. Поставьте sub рядом сколонкой (в моем случае он стоит под левой колонкой). Включите басовую композицию и прислоните ладони рук к защитным сеткам динамиков колонки и саба (если таковые установлены) и просто почувствуйте при каком положении регулятора фазы достигается синхронный «выдох» динамиков. Обычно в такой момент достигается большая четкость и упругость баса. Учитывая все выше сказнное — настройка будет усложнять с добавлением негативных факторов — малые фронтальные колонки(нч динамики) и размер помещения (в идеале от 20квм) . колонки обязательно ставьте по возможности как можно дальше от стен — это влияет на объемность и локализацию звуковых образов, особенно важно для сабвуфера.
Многоуважаемые Георгий и Сергей выше верно наметили основную методику настройка сабвуфера в домашних условиях и делается это на слух. Настройка согласованного звучания саба и АС в данном случае удобно делать с помощью пульта ДУ на месте прослушивания, что бы видеть цифровую информацию на табло сабвуфера его надо на время настройки развернуть задней панелью к себе. Основные положения фазы, обычно 0, 90 и 180гр с небольшими отклонениями, регулируется на слух. Достигается плотный и слитный бас от саба и АС. При настройке данного сабвуфера нужно учитывать, что он имеет фазоинвертор, следовательно сабвуфер чувствителен к расстоянию от задней стены комнаты, тут обязательно надо подвигать саб, что бы достичь оптимума глубины баса и его скорострельности.
Чем дальше саб от стены, тем четче атака, но глубина баса уменьшается. Установка частоты среза устанавливается исходя из басовых возможностей ваших АС в данном помещении, срез частоты устанавливается таким образом, что бы бас плавно переходил к сабу, что бы не было «провала» и «горбыля» на стыке, тоже выбирается на слух. Вообще, понимание, как правильно настроить бас в Вашем помещении может прийдти не сразу, а спустя некоторое время, после проведения экспериментов по настройке саба в комнате,так что не всегда сразу можно правильно настроить трифоник и на эт эксперименты может уйти до месяца. )))
на понимание может уйти и больше месяца и больше года 🙂 можно и через несколько лет что то новое понять и всё перестроить. Для этого понимания нужен опыт, который можно только накопить :)))
Согласен с мнением Алекс и с вами Сергей.. У нас больших противоречий нет,так в частности.. Я лично системы с сабвуфером люблю,они более гибки в сравнении с большими напольниками,я вообще предпочитаю активные системы,где за каждую полосу частот отвечает отдельный усилитель..Как говорят-Бог любит Троицу.. А там пусть каждый сам решает..
Настраивать сабвуферы на слух очень трудно, а есть условно-бесплатная измерительная программа REW и микрофон к ней стоит порядка 100$, за возможность точной настройки саба и системы вообще -это совсем немного. Лучше применять сабвуферы с возможностью румкоррекции — тогда сможете избавиться от «гудения» баса на комнатных резонансах.
Можно конечно и так,но и тогда нужно подстроить на свой вкус..Свои уши никто не заменит-это по сути 2 микрофона.. Я иногда настраиваю пиано/рояль,там в некоторых октавах стоят по 3 струны,есть 2,их можно настроить в унисон,но звук будет «плоским»,нет нужного тембрального богатства,да звук будет «чистым»,но лишен . А вот когда каждую струну настроить отдельно и с небольшим разбегом,в совокупности они дадут то что надо,я просто не мастер описывать,что слышу.. Видимо накладываются разные гармоники.. Я не технарь,а музыкант..
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Раскрыть потенциал
Вторая часть цикла посвящена вопросам инсталляции активной акустики 2.1, или трифоника. Как известно, такие спикеры изначально ориентированы на игры и кино, поэтому не все покупатели считают нужным уделять их размещению пристальное внимание. А зря: при соблюдении нескольких простых правил даже хорошо знакомый трифоник сможет продемонстрировать ранее скрытые таланты
Создавая акустику 2.1, конструкторы преследуют несколько иные цели, нежели при работе над классическими мультимедийными спикерами 2.0: главными приоритетами являются минимальные габариты сателлитов – это позволяет высвободить место на рабочем столе – и получение достаточно мощного баса, который акустике 2.0 воспроизвести обычно не по силам. В то же время, физическое разделение НЧ-секции (заметьте, я не использую слово сабвуфер, потому что в истинно сабвуферном диапазоне 20-30 Гц практически любой басовик от мультимедийных спикеров 2.1 уже не дееспособен) и сателлитов, ответственных за средние и высокие частоты, ведет к увеличению себестоимости – из-за большего, относительно решений 2.0, количества используемых материалов и комплектующих. Но конъюнктура рынка такова, что модели 2.1 покупают частенько в довесок компьютеру, «чтобы было», поэтому дорогими они быть не могут априори. Вот компаниям и приходится дополнительно удешевлять производство такого продукта. Исключение составляют лишь немногочисленные модели 2.1 для требовательных геймеров, готовых расстаться с 8 и более тысяч рублей. В целом же по рынку расклад такой: при равной цене модель 2.0 будет почти гарантированно музыкальнее и «правильнее» по звуку, зато одноклассница 2.1 окажется удобнее в размещении и более басовитой. Впрочем, это вовсе не означает, что бюджетные модели 2.1 не годятся для прослушивания музыки! Рассмотренный в этой статье трифоник от Jetbalance является тому наглядным подтверждением. Но вначале поговорим о правилах размещения среднестатистического комплекта мультимедийной акустики 2.1.
Как ставить?
В отличие от традиционных собратьев конфигурации 2.0, звучание сателлитов трифоника при установке непосредственно на стол деградирует в меньшей степени. Дело в том, что наиболее заметно искажаемый в таких случаях диапазон 150-400 Гц у компактных сателлитов выражен гораздо слабее. Тем не менее, настольное размещение им все равно не рекомендуется, если мы говорим про решения хотя бы среднего уровня, а не совсем уж дешевые наборы с крохотными пластмассовыми сателлитиками, писклявый звук которых уже ничем нельзя испортить. Еще хуже, когда на столе оказывается еще и низкочастотник: жуткая «каша» вместо звука гарантирована.
Разумным решением является установка сателлитов на небольшие подставки или другие возвышения, приподнимающие излучатели хотя бы на 10-15 сантиметров. Ориентация акустической оси динамиков в каждом случае подбирается индивидуально. Например, если колонки звучат относительно резко, крикливо, то можно несколько развернуть их наружу. Сабвуфер целесообразно установить под стол или рядом с ним – опять же, это зависит от конкретной ситуации. Рекомендуется попробовать оба варианта и выбрать тот, который больше понравится по звуку.
Если во главу угла ставится чистота звука, то лучше всего расположить трифоник (включая сабвуфер) на полке над монитором. При таком раскладе вы несколько потеряете в мощности баса, зато саунд в целом будет максимально цельным и сбалансированным в рамках того, на что способны колонки.
Что же касается акустической обработки помещения подручными средствами, то эту информацию вы сможете найти в первой части цикла статей про инсталляцию мультимедийной акустики.
Собственно, акустика
Почему в качестве примера мультимедийной акустики 2.1 был выбран именно комплект Jetbalance JB-454 за 1900 рублей? Потому что формально он принадлежит к той ценовой категории, в которой спикеры выбирают по дизайну, вполне справедливо полагая, что достойно звучать за такие деньги они все равно не будут. Фактически же данный комплект выбивается из общей канвы: дизайн тут, прямо скажем, очень скромный, зато корпуса сателлитов не пластиковые, а из древесной плиты, что уже само по себе ценно, поскольку позволяет в значительной степени уменьшить внутренние резонансы и, как следствие, сделать звучание чище.
Излучатель в каждом сателлите – широкополосный драйвер с бумажным диффузором около 9 см. в диаметре. Динамик скрыт несъемным грилем из ткани, посаженной на полимерный каркас.
Низкочастотный модуль представляет собой классическую конструкцию с фронтальным динамиком
15 см и тыловым портом фазоинвертора. Для установки под стол этот аппарат годится, поскольку защитный гриль на излучателе сделан из металла. В то же время, на корпусе расположен еще и блок регуляторов (общая громкость, интенсивность работы басового модуля) и выключатель, тянуться к которым всякий раз будет не очень удобно.
Хотя, если один раз настроить систему, то открытым остается лишь вопрос о комфортной регулировке громкости, а уж этот процесс можно запросто реализовать программно в источнике – компьютере или медиаплеере.
Звучание Jetbalance JB-454 можно назвать комфортным, если сателлиты не нацеливать строго на себя. И если не злоупотреблять звуковым давлением: спикеры интересны на малой и средней громкости. Зато для своей ценовой категории трифоник звучит чрезвычайно слитно (разработчики обеспечили хорошую сшивку поддиапазонов). Лучше всего он справляется с легкой инструментальной музыкой, в том числе камерной классикой. В играх каких-либо жанровых ограничений не замечено – опять же, если не требовать от этих недорогих АС дискотечного звукового давления.
А что насчет Jetbalance JB-454 скажет специалист нашей тестовой лаборатории?
«Широкополосный драйвер, установленный в акустических системах этого трифоника, охватывает весьма широкий диапазон частот. Правда неравномерность во всем рабочем диапазоне оставляет желать лучшего, да и запас по мощности не велик: уже на средней громкости уровень искажений становится заметен на слух. При умеренном же уровне звукового давления (82 дБ) среднее значение этого показателя в пределах нормы (0,7%). Низкочастотник оказывает им хорошую поддержку, воспроизводя диапазон с 47 Гц. Запас по громкости хорошо согласован со стереопарой».
Таким образом, можно смело рекомендовать Jetbalance JB-454 для полноценного озвучивания компьютерного рабочего места или небольшой комнаты (но уже в фоновом режиме) – в качестве альтернативы музыкальному центру за 3000-5000 рублей.