Вся правда о тест-драйвах автодилеров
категории B имеет право сесть за руль тестовой модели, если та уже поступила в продажу. Однако на самом деле все происходит иначе. Дилеры не скрывают, что проводят легкий фейс-контроль и машину доверяют не всем. Некоторые официальные дилеры даже берут за тест-драйв деньги.
Новые модели появляются на рынке одна за другой, попробовать в реальных дорожных условиях хочется каждую. Теоретически, тест-драйв может быть доступен для любого посетителя автосалона, если тому исполнилось 18 лет, он имеет водительские права и находится в трезвом состоянии. Однако некоторые официальные дилеры не скрывают, что предпочитают работать с постоянными клиентами, и потоки широкой публики не приветствуют. «Мы активно не рекламируем, что проводим тест-драйвы, — рассказывает менеджер по работе с клиентами компании «БорисХоф» (BMW), Татьяна Довгий. — Мы их проводим для потенциальных покупателей, а широкую публику не зовем».
Столичные дилеры уверяют, что непрезентабельная внешность клиента ничего не значит, и они все равно предоставят автомобиль на тест-драйв по требованию. Например, в компании «Бизнес-Кар» (Toyota) до сих пор живет байка о том, как еще в начале 90-х годов в автосалон пришел старенький дедушка с невзрачным рюкзачком. Потом достал из этого рюкзачка деньги, а домой укатил на Land Cruiser. «Ситуации бывают разные, -говорит PR-менеджер компании «Бизнес Кар» Роман Скольский. — Очень может быть, что человек, готовый купить автомобиль, ехал с дачи и по пути заехал в наш автосалон. Поэтому никакого фейс-контроля мы не проводим».
Но в регионах обязательно обратят внимание на внешний вид. Региональные дилеры признаются, что значение имеет стиль одежды клиента и его манера разговаривать. Скорее всего, автомобиль доверят лишь тому, кто действительно показался солидным покупателем. Дилеров можно понять: каждый тест-драйв для них – это маленький стресс, ведь никогда точно не угадаешь, чем закончится поездка по городу. К тому же, зачастую тест-драйв в провинции проводится на «товарных» автомобилях, которые после поездки снова ставятся на витрину. Перед поездкой вы должны обязательно уточнить этот вопрос и выяснить, застрахована ли машина! Иначе можете попасть на хорошенькую сумму в случае ДТП во время тест-драйва.
Не рассчитывайте, что, придя в автосалон и указав пальцем на интересную машину, вы сразу же получите ее на обкатку. Прежде всего, менеджер приложит все усилия, чтобы понять, действительно ли вы намерены приобрести этот автомобиль, насколько вы в этом уверены. Поэтому от вас в данном случае требуется быть хорошим собеседником. Если вы слабо представляете, что собой представляет автомобиль и предлагаете менеджеру «по-быстрому» посмотреть, каков он на дороге, не удивляйтесь, если вас отправят познакомиться с другими предложениями на рынке, сравнить, ну а потом, конечно, пригласят зайти снова. Прямо никто не откажет. Поэтому если вы рассчитываете получить автомобиль на тест-драйв, дайте понять менеджеру, что знаете, чего хотите и что представляет собой машина.
Многие компании стремятся разнообразить свое предложение по тест-драйву и придумывают различные «фишки», чтобы заинтересовать клиентов и привлечь их именно в свой автосалон. Например, в ГК «Независимость» некоторое время назад в случае покупки Land Rover клиент в подарок получал тест-драйв настоящего вертолета! Для многих это звучит заманчиво, да и выбор формируется соответствующий, особенно если речь идет не о первом автомобиле в гараже.
Особой проблемой при организации тест-драйва становятся тесты внедорожников, ведь хочется протестировать машину в реальных полевых условиях. Лишь некоторые дилеры, торгующие внедорожниками, имеют небольшие спецплощадки для тест-драйвов рядом с автосалоном. Как рассказал руководитель отдела продаж компании «Major» (Land Rover) Дмитрий Паршенцев, на такой площадке, как правило, имеются импровизированные препятствия: «качели», насыпи, канавы, ямы, горки и пр, которые позволяют оценить внедорожные качества автомобиля. Однако по-настоящему «объездить» внедорожники можно в реальных полевых условиях – такие возможности для клиентов предоставляют совсем единицы, как правило, это дилеры с мощной поддержкой производителя. Например, собственные внедорожные трассы есть, например, у компании Genser для внедорожников Nissan и у представительства Volkswagen для тест-драйва VW Touareg недалеко от Москвы. Обычно выездные тест-драйвы доступны для всех желающих и проводятся по выходным.
Следует отметить, что дилеры дорогих марок не скупятся на крупные PR- акции с элементами шоу. Продавцы автомобилей нижней и средней ценовой категории только начинают активно работать в данном направлении. Пытаются продвигать услугу и «китайцы», однако пока не очень успешно. Как рассказала менеджер по маркетингу и коммуникациям компании «Ирито» Анна Трофимова, тестовых машин катастрофически не хватает. Однако спустя некоторое время все желающие смогут опробовать все еще загадочные для большинства внедорожники.
Крупные мультибрендовые дилеры в это время начали делать ставки на публичные тест-драйвы сразу нескольких автомобилей на одной площадке. Таким образом они стремятся продемонстрировать доверительное отношение к массам. Эксклюзивное предложение – это длительные тест-драйвы, когда машина предоставляется клиенту сроком вплоть до недели. По индивидуальному заказу ее могут подогнать прямо к офису или в любую другую точку. Доступны такие предложения только для постоянных клиентов. «В массовом порядке длительные тест-драйвы не проводятся, — рассказывает специалист отдела маркетинга и рекламы компании Genser Наталья Быкова. — Исключение делается для покупателей, выбирающих модели класса люкс, так как при высокой цене на эти автомобили к их выбору относятся более требовательно». Таким образом, если вы впервые покупаете машину, можете на длительный тест-драйв не рассчитывать.
Стоит иметь в виду, что тест-драйв — услуга бесплатная, и сегодня большинство производителей обязует всех своих официальных дилеров иметь полную тестовую линейку моделей. Если, как вам кажется, вам несправедливо отказали в тест-драйве, смело жалуйтесь в представительство.
Впрочем, некоторые дилеры сами склонны диктовать условия своим клиентам. Так, например, в компании «Рольф» тест-драйв супер-кара Mitsubishi Lancer Evolution будет стоить $ 100. В случае последующей покупки автомобиля эти деньги из его стоимости вычитаются.
Тест-драйвы под запретом: как теперь работают автосалоны
Автосалоны в столице и большинстве крупных городов России были закрыты с начала первой нерабочей недели, объявленной Владимиром Путиным в марте. У некоторых компаний продолжали работать сервисные подразделения, обслуживающие автопарки учреждений, которые поддерживали функционирование города. Но в целом индустрия замерла.
По итогам апреля в России было продано на 72,4% новых автомобилей меньше по сравнению с апрелем 2019 года. Майские продажи еще не посчитаны. Но очевидно, что они также были крайне низкими, хотя к концу мая дилеры и заработали в ряде регионов, в том числе в Московской области.
Во время длительного нерабочего периода многие компании пытались организовать онлайн-продажи автомобилей, однако в большинстве случаев забрать машину все равно можно было только после снятия ограничений.
«Да, мы открылись, это, безусловно, приятная новость для нас и наших клиентов. — говорит Игорь Назаров, руководитель автосалонов Авилон Audi и Mercedes-Benz. — Работаем, соблюдая все меры безопасности».
Какие меры безопасности приняты в автосалонах
«С оформлением пропусков в Москве нет сложностей, и даже те, то кто еще не вышел на работу и находится на самоизоляции, могут оформить разовый пропуск и приехать в дилерский центр», — подчеркивает Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».
Власти обязали автодилеров, как и все другие объекты непродовольственной торговли, соблюдать ряд специальных мер для защиты от коронавируса. По словам Анны Уткиной, «в дилерских центрах нанесена специальная разметка и соблюдается социальная дистанция в 1,5 метра. Сотрудники обеспечены масками и перчатками, перед началом работы проводится измерение температуры персонала. Клиентам на входе выдаются маски, перчатки и антисептики. Каждые 3 часа проводится дезинфекция всех помещений дилерских центров. Все автомобили проходят санитарную обработку».
Врачи советуют всем водителям регулярно обрабатывать поверхности автомобиля, с которыми приходится чаще всего соприкасаться. Стоят дезинфицирующие средства не так много. К примеру, средняя цена за 500 мл средства — всего около 300-400 рублей. Смотрите цены:
Методика санитарной обработки автомобилей у всех примерно одна. Посмотрите, как это делается на примере машин партнера агрегатора такси «Ситимобил»:
Тест-драйвы пока под запретом
«Тест-драйвы сейчас запрещены и не проводятся», — делится Анна Уткина из ГК «АвтоСпецЦентр». При этом автомобили в шоу-румах можно осматривать как всегда. «Посидеть в салоне и оценить авто изнутри можно», — уточняет Игорь Назаров.
В какой-то степени потребность в тест-драйвах может удовлетворить каршеринг. Ему сейчас разрешили работать и в столице, где он развит больше всего. Правда, взять автомобиль можно минимум на 5 дней. Но, возможно, для тех, кто хочет принять решение о покупке, так даже и лучше.
Каршеринги Москвы предлагают самые разные марки и модели, в том числе и премиальные.
Тест-драйвы под запретом: как теперь работают автосалоны
Власти страны, а так же регионов, порадовали многих, кто хоть как-то относится к автомобильному миру, и не только. С 1 июня последовали первые послабления карантинного режима — открылись автосалоны. Но конечно же все понимают, что как прежде, по крайней мере сейчас, уже ничего не будет.
В начале марта автомобильная индустрия замерла, но некоторым компаниям всё-таки было разрешено работать, пусть даже частично. СТО функционировали, но вот продажа автозапчастей была запрещена. Статистика показывала страшные результаты, продажи уменьшились на 72 процента. Первичный рынок был очень плох, а вот вторичка, несмотря ни на что, всё-таки держалась на плаву, пусть и не выходила в плюс. В общем, все показатели были крайне низкими, остаётся надеяться, что начало июня и последующие месяца станут для дилеров реабилитационными.
Конечно компании старались держаться на плаву, кто-то организовывал онлайн-продажи транспортных средств, но согласитесь, что толку в этом мало. Забрать автомобиль владельцы смогут только после снятия всех ограничений. Сегодня многие могут приступить к работе, но единственное условие — соблюдение всех мер безопасности. Сейчас практически всё зависит от Роспотребнадзора, ведь именно они могут решать открываться компании или же нет. В любом случае, представители многих брендов в России сегодня рады даже такому.
Какие меры безопасности приняты в автомобильных салонах? Москва приспособилась к пропускам. Даже те, кто ещё не вышел на работу, могут легко оформить разовый пропуск и проехать к дилеру. Главное, как говорится — желание. Власти обязали дилеров соблюдать все необходимые меры безопасности. Что тут подразумевается? Да всё просто: специалистам рекомендуется надевать перчатки и маски, протирать все поверхности. В общем дезинфекция сейчас всюду на первом месте. Уборку следует проводить намного чаще, нежели раньше. Автомобили подвергаются санитарной обработке. Как сообщают представители дилерских центров, такие меры — это спокойствие их постоянных клиентов. Ведь если все пришедшие будут знать, что перед их приходом всё тщательно готовится, у них не будет возникать негативных мыслей. Не забывают сотрудники и про дистанцию в полтора метра. На полу расклеены полосочки, обозначающие места, на которых должны стоять посетители. Если клиент пришёл без маски, то уважающие себя компании обязательно дадут все необходимое ему на входе. Так же врачи рекомендуют придерживаться таким строгим правилам не только сотрудникам дилерских центров, но и самим автомобилистам. Поверхности ТС должны постоянно обрабатываться, впрочем, дезинфицирующие средства сегодня стоят не так уж и много. 500 мл средства можно купить за 300-400 рублей.
А теперь давайте про самое интересное. Несмотря на многие послабления, тест-драйвы до сих пор находятся под запретом. Так что же остаётся будущему покупателю? Конечно машину в деле не испробуешь, но вы легко можете посидеть внутри транспортного средства и пощупать его.
Может ли каршеринг заменить тест-драйв? Сегодня желающие могут воспользоваться услугами каршеринга, но есть одно НО — автомобиль можно взять минимум на пять дней. С одной стороны это хорошо, но с другой, такое слишком влияет на карман. Каршеринги столицы сегодня предлагают самые различные модели, в том числе и премиальные.
Если вы действительно нацелены на покупку, то возможно каршеринг это единственное, что в подобной ситуации может вас выручить.
Покупателей пока мало. Конечно, в первые дни после послабления карантинного режима, все повыходили из своих домов. Кто-то посетил и дилерские центры, может быть прямой нужды купить ТС не было, но люди хотят сегодня просто пообщаться. Как говорят представители дилерских центров, покупателей в первые дни после карантина было столько же, сколько и до пандемии. Приехали в салоны те, кто и раньше планировал покупку. Денежные средства есть, а значит их нужно быстрее потратить, пока стоимость на автомобили не подняли.
Кстати, несмотря на все устрашающие новости, которые люди читали во время режима самоизоляции, сейчас автомобильный рынок скорее жив, чем мёртв. Сейчас о трагедии не может быть и речь, нужно надеяться на лучшее и ждать, когда мир окончательно восстановится. Глава аналитического агентства «Автостат» видит два сценария, в первом дилеры потеряют до 15 процентов, а во втором до 30 процентов. Но всё-таки рано или поздно всё вернётся на круги своя.
Что можно сказать в заключении? Во-первых, следует перестать смотреть так активно новости, да и вообще телевидение в целом. Посмотрите что показывают сегодня: фильмы о заражении, о конце света и т.д. Мы уже видим хорошую динамку, а значит наверняка всё будет хорошо. И пусть сегодня нам закрыты тест-драйвы, но если вы действительно нацелены на покупку, то сможете заменить это каршеринговым авто.
Как проверить новый автомобиль в салоне
Раньше я работал на заводе и в автосервисе, поэтому разбираюсь в устройстве машин. Когда стал сопровождать сделки по покупке авто, заметил, что в салоне покупатель рискует не меньше, чем на вторичном рынке. При этом денег потерять он может больше: стоит-то новая машина дороже.
В статье расскажу, что нужно проверять при покупке нового автомобиля в салоне, как принимать новую машину в автосалоне и как дешево купить новый автомобиль.
Вот что нужно проверить и на что обратить внимание при покупке авто в салоне у дилера:
- Официальный дилер или нет.
- Есть ли у машины дефекты, например крашеные элементы.
- Какие скидки есть в запасе у дилера.
- Просят ли аванс.
- Навязывают ли дополнительное страхование и на каких условиях.
- Предварительный договор и договор купли-продажи: данные автомобиля, ваши данные, цена и условия оплаты.
- Акт приема-передачи: номер ПТС, вин-номер автомобиля, дата и номер договора купли-продажи.
- Условия кредита, если покупаете в кредит.
Как выбрать автосалон
На рынке есть три вида автосалонов: официальные и неофициальные серые дилеры, а также бывшие официальные дилеры марок, которые ушли из России в 2022 году. У всех свои цены и условия.
Проверка дилера. Не каждый автосалон, где продают автомобили определенной марки, официальный.
Представители автопроизводителей, которые остались в России, продают автомобили через официальных дилеров. В 2023 году это отечественные и китайские машины.
Есть бренды, которые остановили производство, прекратили поставки или продали свои активы новым владельцам. У таких марок осталась дилерская сеть. Эти салоны распродают остатки и привозят машины с помощью параллельного импорта. То есть покупают автомобили не у производителя, а у дилеров в других странах. Эти машины можно встретить в шоурумах с вывесками ушедших с российского рынка автопроизводителей.
Автомобили марок, ушедших из России полностью и закрывших дилерские центры, можно купить у частников, которые так же, как дилеры, ввозят машины по параллельному импорту.
Для российских и китайских брендов достаточно зайти на сайт производителя автомобиля и найти там раздел поиска дилера. Далее — найти в нем свой город или город, в котором вы планируете приобретать автомобиль.
Дилера бренда, который ушел из России, проверить сложнее. Если сайт производителя работает, то салон следует также смотреть в списках. А если нет, придется искать дополнительную информацию в интернете. Салоны, которые раньше были официальными, продолжают обслуживать автомобили по гарантии — по этому признаку можно понять статус.
Рейтинг дилера. Некоторые автоиздания ведут рейтинг автодилеров, но положительный рейтинг не дает никаких гарантий, что конкретный автомобиль не будет иметь недостатков.
Отзывы покупателей. Положительные отзывы покупателей, опубликованные в интернете, тоже не дают никаких гарантий. Даже если несколько человек, которых вы лично знаете, приобретали автомобиль в определенном автосалоне и всем довольны, не факт, что они купили полностью исправный автомобиль: они могут просто еще не знать о неисправностях.
На что влияет статус официального дилера
Через официальных дилеров, то есть салоны, которые закупаются напрямую у производителя, в 2023 году можно купить только российские или китайские автомобили.
Кому-то кажется, что так у серых дилеров больше шансов купить неисправный автомобиль, чем у официальных, но это не всегда верно.
Проблемы с качеством могут возникнуть у всех. Автомобиль можно повредить по дороге, брак автопроизводителей тоже никто не отменял. Поэтому проверять автомобиль перед покупкой нужно в любом случае.
Плюсов или минусов по части качества ни у одного из салонов нет, а риск есть всегда. В любом случае при неисправности автомобиля закон будет на стороне покупателя. Закон о защите прав потребителей распространяется на все автосалоны — это подтвердят Роспотребнадзор и суд. Но лучше до такого не доводить: судебные разбирательства — это долго, иногда дорого и всегда непредсказуемо.
Почему стоит проверять даже новый автомобиль
Есть мнение, что при покупке нового автомобиля проверять его не нужно. Но перед тем как попасть в автосалон, машина проделывает огромный путь, даже если она российской сборки. Ее собирают в регионах, например в Тульской области или в Тольятти. Там грузят на автовоз и доставляют до автосалона открытым способом. В дороге, при погрузке или при выгрузке с машиной может случиться всякое.
Поэтому покупатель в салоне должен внимательно проверить даже новый автомобиль. Если подписать акт приема-передачи заранее, то все дефекты при осмотре будут головной болью покупателя, а не дилера.
По моему опыту, менеджеры в автосалонах даже не скрывают, что часть машин они продают со вторично окрашенными деталями. Показывать эти крашеные автомобили они, конечно же, отказываются.
Причина вторичной покраски — небрежная сборка и транспортировка. Вот что обычно красят:
- Царапины, которые машина получила при погрузке или выгрузке с автовоза.
- Вмятины из-за того, что рабочие небрежно с ней обращались.
- Сколы или царапины из-за транспортировки автомобиля открытым способом.
- Дефекты из-за неправильных условий хранения. Например, машина могла попасть под град уже на заднем дворе официального дилера.
Допустим, человек купил машину с окрашенной деталью, а потом захотел ее продать. Покупатели нанимают автоэксперта для проверки машины, тот сразу же распознает вторичную окраску и использует это при торге. Покупатель может сам прийти смотреть машину с толщиномером — прибором, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия автомобиля. За крашеный элемент придется делать скидку.
Даже если человек пригонит автомобиль в трейд-ин в тот же самый салон, где покупал, салон выкупит его дешевле. В среднем окрашенная машина теряет в цене до 10%.
Порядок покупки автомобиля в автосалоне
Подбор модели и комплектации автомобиля. Если при подборе автомобиля просто подойти к продавцу в автосалоне и спросить, какая модель и комплектация вам больше подходит, высока вероятность, что консультант покажет вам проблемный автомобиль и расскажет о его достоинствах.
Интересы продавца и покупателя совпадают не всегда. Иногда продавцу важно избавиться от неликвидного товара, а что у покупателя потом возникнут проблемы, его уже не касается. Бывает так, что история автомобиля сотрудникам салона неизвестна: где он падал с автовоза и падал ли вообще.
Поэтому модель и комплектацию лучше выбирать заранее и самому, а если нет возможности — привлечь друзей или знакомых. В самом крайнем случае — ознакомиться с отзывами в интернете: даже они, скорее всего, будут более информативны, чем мнение продавца автосалона.
Тест-драйв. Обычно на тест-драйв выделяют отдельный автомобиль, который не выставляется на продажу, так что оценить техническое состояние машины, которую вы покупаете, по результатам пробной поездки не получится.
Заключение договора. Как правило, в автосалоне договор составляют работники автосалона. Покупателю при этом ничего делать не надо — пока заполняются все реквизиты, он может сидеть на мягком диване, пить кофе и общаться с менеджером. Если автосалон добросовестный, ничего страшного в этом нет.
Но в договоре почти всегда есть пункт о том, что покупатель принял автомобиль в исправном состоянии и претензий к продавцу не имеет. После этого доказать, что машина получила повреждения до продажи, бывает очень сложно. Автосалон тут же достает договор и говорит: «Вот написано, что с машиной все в порядке, вот ваша подпись. Что-то не устраивает — обращайтесь в суд и доказывайте, что это не вы машину сломали».
Поэтому все проверки лучше проводить до подписания договора купли-продажи. Если что-то пропустить, доказывать свою правоту, вероятно, придется в суде, а это непросто и придется тратиться на адвоката.
Помимо вин-номера и номера двигателя, в договоре нужно проверить:
- Ваши фамилию, имя, отчество и паспортные данные.
- Марку машины.
- Комплектацию — должно быть указано дополнительное оборудование, о котором вы договорились с дилером.
- Стоимость — она должна быть та, что вы обсудили с дилером, а не изначальная.
Договор купли-продажи следует читать внимательно. Если менеджер стоит у вас над душой или говорит, что договор «просто формальность», попросите дать полчаса и принести чаю, чтобы комфортно ознакомиться с договором. Либо заберите его домой.
Оплата. После оплаты предъявить претензии автосалону можно, если доказать, что случай является гарантийным. Поэтому все проверки лучше выполнить до передачи денег. Пока деньги в руках у покупателя — от сделки можно отказаться.
Приемка автомобиля. В акте приема-передачи обратите внимание на номер ЭПТС, вин-номер автомобиля, дату и номер договора купли-продажи.
Как дилеры обманывают при покупке авто
О самых распространенных схемах обмана покупателей автомобилей мы рассказывали в наших статьях:
Здесь я обобщил варианты, как обманывают дилеры.
Формирование комплектаций и продажа ненужных опций. Автосалоны иногда предлагают машину в более дорогой комплектации, чем указано на их сайтах. Когда покупатель приехал, часто из соседнего города, ему говорят: «Извините, ту машину, о которой шла на сайте, только что продали, но есть другая — чуть подороже».
Продажа ненужных услуг и дополнительного оборудования. Бывает, что на сайте указана цена машины в полтора миллиона рублей, а в автосалоне говорят: «У нас она есть, но вот в ней еще коврики, тонировка — итого она стоит на 80 тысяч рублей дороже, чем на сайте сказано. А то, что коврик получается в два-три раза дороже, чем в соседнем магазине, — извините, рынок. А не нравится — подождите автомобиль без дополнительного оборудования, срок ожидания — от полугода и больше».
Продажа другой машины вместо выбранной покупателем. Так бывает, если в автосалоне стоят несколько машин одной модели и одного цвета. Покупателю для осмотра предоставляют одну, а получит он другую — и не факт, что она будет технически исправна.
Продажа поврежденных машин. Битые машины ремонтируют на СТО и выставляют в автосалоне как новые. Покупатель об этом может не узнать даже при длительной эксплуатации.
Несоответствие обещанных характеристик машины реальным. Рассказывают, что автомобиль обладает комплектацией и качествами, которых на самом деле у него нет.
Получение денег под видом аванса. Просят внести аванс, а потом оказывается, что вы подписали договор на консультационные услуги и деньги уже не вернуть.
Подписание предварительного договора с условием, что дилер вправе поднять цену. Это не тот случай, когда выгодно покупать новый автомобиль в салоне. При продаже цена становится выше, а отказаться нельзя.
Навязывание невыгодного кредита. Иногда в автосалонах менеджеры предлагают оформить автокредит в банке, который дает более выгодные условия не вам, а менеджеру. Некоторые банки борются с конкурентами, подкупая сотрудников автосалона деньгами или подарками.
Как выяснить, есть ли крашеные детали
Можно попробовать для начала внимательно осмотреть автомобиль. Но разницу в цвете окраски можно увидеть, только если машину красили совсем в кустарных условиях. Лучше всего для проверки взять толщиномер. Он распознает мельчайшие отклонения в толщине краски.
Если решите проверять автомобиль самостоятельно, в комнате выдачи попросите менеджера принести толщиномер из отдела трейд-ина. Предупредите, что хотите проверить автомобиль, чтобы в нужный момент прибор был доступен и мастер не занят.
Попросите мастера измерить все кузовные элементы. В Т—Ж уже была подробная статья, как правильно проверить кузов машины толщиномером. Там написано, что именно надо измерять этим прибором. Если кратко: средняя толщина краски должна быть от 100 до 150 микрометров. Все элементы должны быть окрашены слоем примерно одинаковой толщины. Максимально допустимое различие в толщине — 20—25%.
Осмотрите пластиковые элементы: бампер, накладки на пороги, крылья. Именно их чаще всего повреждают, когда загружают машину на автовоз или сгружают с него. Определить их покраску с помощью прибора не получится, поскольку это пластик. Тут нужно внимательно смотреть на оттенок краски, наличие явных переходов и пыль, попавшую под лак. Такого на заводе не бывает.
Также посмотрите на все стекла автомобиля, болты крепления капота и дверей. На болтах не должно быть царапин и облезшей краски. Все стекла должны быть от одного производителя. Исключениями могут быть лобовое и заднее ветровое стекло.
Если не уверены, что сами как следует осмотрите машину, пригласите профессионального осмотрщика — его можно найти на «Авито», «Профи-ру» или «Юду». Можно обратиться в профессиональную компанию по подбору и диагностике автомобилей. Разовая проверка обычно стоит 3500—5000 ₽ у частного мастера, от 5000 ₽ — у компаний. Бывают предложения под ключ: поиск машины, диагностика и торг с продавцом стоят от 25 000 ₽.
Как могут обмануть с документами
Иногда бывает так: счастливый владелец нового автомобиля приезжает ставить его на учет в ГИБДД и получает отказ. На осмотре выясняется, что номера кузова, рамы или вин-номер содержат ошибки: менеджер просто ошибся в цифрах. На руках у владельца машина с одними номерами, а в договоре они совершенно другие. Приходится ехать обратно в автосалон. Если дилер — порядочная компания, то договор переподпишут и можно будет снова ехать в ГИБДД. Но так бывает не всегда.
Недобросовестный дилер может специально указать в договоре другой вин-номер и выдать другую машину. То есть на заднем дворе покупателю показывали одну машину, а выдали и включили в документы другую. Мошенник может сказать: «Ничего не знаю. Вы читали договор, когда подписывали, видели, какая машина в нем указана. Ее вы и купили». В этом случае придется долго ходить по судам, и какое решение суд в итоге примет — никто не знает.
Встречается и другая ситуация. Покупателю показывают автомобиль, он измеряет толщину краски толщиномером — все идеально. Но вин-номер при осмотре не проверяет. А пока он подписывает документы, машину меняют на другую. Она будет той же марки и цвета, но с битым капотом или неисправной электроникой.
Такую машину можно вернуть в салон в первые 14 дней, если покупатель обнаружит замену — а так бывает не всегда. Иногда владельцы вообще не знают, что автомобиль поврежден, пока сами не соберутся его продавать. В ГИБДД ошибку тоже не заметят: вин-номер в договоре совпадает с тем, что на машине.
Чтобы избежать такой ситуации, при осмотре машины следует проверить вин-номер и сверить его с тем, что указан в паспорте транспортного средства и в договоре. Это займет не более 20 минут, зато потом не придется ходить по судам и ругаться с дилером.
Производители размещают вин-номера в разных местах. Не все сотрудники ГИБДД могут сразу определить, где он находится. Попросите сотрудника автосалона показать вин-номер: вы сможете сверить его с документами, а если сотрудник ГИБДД на осмотре сам не найдет номер — показать ему.
Вин-номер , который указан в ПТС и на автомобиле — на стойке в дверном проеме, на кузове машины, под капотом или под сиденьем, под лобовым стеклом, — должен совпадать с номером, указанным в договоре купли-продажи.
Номер двигателя автомобиля тоже нужно сверить с тем, что указан в ПТС и в договоре.
Как получить скидку при покупке новой машины
Скидку на новый автомобиль можно получить, даже если в нем нет никаких дефектов. В 2023 году это сработает не везде, но попробовать нужно. Может оказаться, что машина давно стоит или дилеру срочно нужны деньги на новую закупку. Это может сработать в салонах, которые возят автомобили через параллельный импорт.
Есть несколько готовых фраз, которые помогут тем, кто ищет, как дешево купить новый автомобиль:
- «Я бы купил сегодня, если бы машина была на 1—3% дешевле, а так — сильно сомневаюсь».
- «У меня ограничен бюджет — я не могу потратить на машину больше трех миллионов, а у вас она стоит 3 036 000 ₽».
- «Я психологически не готов покупать машину дороже трех миллионов рублей».
Можно прочитать пару статей по технике переговоров и попытаться получить скидку от 2 до 10% в зависимости от стоимости автомобиля. Для этого нужны аргументы. Приведу главные.
Выгода с процентов. Если берете машину в кредит, имеете полное моральное право потребовать обратно часть выгоды, которую дилер получит с ваших процентов по кредиту и страховой премии.
Дата покупки. У дилеров российских и китайских брендов в году есть «золотые дни», когда стоит покупать автомобили. Они связаны с внутренней отчетностью дилера. Это 30—31 августа и 30—31 декабря. В эти дни машины продают даже не в ноль, а в минус. Именно в это время закрывается отчетность и все планы продаж автомобилей — дилер сделает все, чтобы получить премию завода-производителя за выполненный план.
Еще выгодно покупать в конце квартала или в конце месяца. Например, 28 февраля дилер готов дать скидку охотнее, чем 1 марта. А цена 31 марта еще ниже, чем 28 февраля, потому что закрывают не только месяц, но и квартал в целом.
Лучшее предложение от другого дилера. Сходите к двум-трем дилерам, соберите со всех распечатки с условиями, а потом говорите одному из дилеров: «Я хотел бы купить у вас, но у ваших конкурентов дешевле».
Если условия везде одинаковые, нужно сказать одному из дилеров напрямую: «Какой мне смысл покупать у вас, если у конкурентов цена та же». Рано или поздно один из них подвинется и начнет торг за горячего клиента. Главное — не вносить предоплату до того, как определитесь с ценой и дилером.
- Однажды мой клиент внес предоплату в один автосалон, а потом мне удалось договориться о цене на 85 000 ₽ ниже в другом салоне этой же сети. В итоге за создание внутренней конкуренции и внутреннего демпинга нам заблокировали скидку и давали лишь половину от нее.
- Затем уже третий дилер, который не входил в сеть, подтвердил нам еще более низкую цену, и мы купили машину там. Поэтому предоплата идет в кассу один раз — после окончательного выбора дилера и обсуждения с ним всех условий покупки.
Скидки дилера. Многие менеджеры не могут сами предложить большую скидку. Поэтому для большего эффекта можно попросить менеджера согласовать индивидуальные условия с руководителем отдела продаж или даже с директором автосалона.
У дилера припрятано множество скидок, в том числе скидка постоянному покупателю, дилерская скидка и скидка как особому клиенту. Сумма этих скидок различается от бренда к бренду, но в сумме может достигать 10% от стоимости автомобиля.
Если в машине есть крашеные детали. В этом случае побороться за скидку в 10% от стоимости автомобиля или дополнительное оборудование на схожую сумму точно стоит. Скажите, что вы не сможете выгодно продать машину, да и вообще неприятно покупать крашеный автомобиль.
Размер скидки зависит от класса машины.
Если такую машину брать не хочется, стоит попросить дилера заменить автомобиль на аналогичный. За неудобство и потраченное время попросите дать вам на время подменный автомобиль: на нем вы сможете приехать за новой машиной, которую подготовят взамен.
На чем еще можно сэкономить
Дополнительные опции. Большая часть дилеров настойчиво предлагает клиенту дополнительные опции. Обычно это:
- Сетка против камней в бампер для защиты радиатора.
- Брызговики.
- Защита картера двигателя.
- Тонировка.
- Установка сигнализации или системы охраны.
- Ковры в салон.
- Нанесение керамического покрытия для создания глянца.
Устанавливать их у официального дилера за свой счет невыгодно из-за цены, но отказываться от расчета этих опций не стоит. Есть большая вероятность, что вместо скидки на автомобиль, которую вы попросите, или вдобавок к ней менеджер предложит выбранные опции бесплатно. Например, моему клиенту так подарили комплект зимних колес на дисках к машине.
Еще следует оценить, что из предложенного дилером действительно необходимо и сколько это реально стоит.
- Однажды при покупке автомобиля Мерседес-Майбах мы отказались даже от покупки ковриков в салон. У официального дилера они стоили 25 000 ₽, а на «Авито» — 9900 ₽.
Способ оплаты. Многие думают, что если они принесут деньги наличными, то дилер сделает самую большую скидку. Но это не так.
Кредит дает большую возможность для торга: дилер получает от банка комиссию за оформление кредита. Размер комиссии у каждого банка свой, но в среднем это 5—10% от тела кредита. Часть от этой суммы можно сторговать.
Если вы ищете, как купить новую машину в салоне за наличные с максимальной выгодой, попытайтесь получить скидку в размере 1—3% за то, что купите «прямо сегодня». Это может сработать еще лучше, если прийти в конце месяца, квартала или года. В это время дилерам российских и китайских марок нужно выполнить план, поэтому они готовы дать скидку.
ОСАГО и каско. Для кредита банк потребует оформить каско на автомобиль, процент от которого дилер также получит обратно. Возврат может доходить до 20% от суммы страховки. Еще есть дополнительные виды страхования, например GAP — сохранение стоимости автомобиля — и страхование жизни. Некоторые недобросовестные дилеры требуют оформить эти страховки обязательно и по неадекватной цене.
В 2023 году дилеры ведут себя спокойнее. Менеджеры стараются регулировать итоговую цену скидками: если навязывают дополнительные страховки, то вычитают их стоимость из цены автомобиля. Салонам это выгодно, так как они получают комиссионное вознаграждение от страховой компании. В итоге сэкономить не получится, но и переплат не будет.
- Я знаю случай, когда при цене автомобиля в 1 510 000 ₽ человеку включили в тело кредита GAP стоимостью 151 000 ₽ — это 10% от цены.
- Приведу еще пример. Когда мы покупали Шкоду Кодиак в кредит, нам предлагали купить страхование жизни и каско на общую сумму 470 000 ₽, а сам автомобиль тогда стоил 1 400 000 ₽. То есть страховка была больше 30% от стоимости автомобиля.
От любого дополнительного страхования клиент вправе отказаться. А если все-таки купил по незнанию, страховку можно забрать у дилера и вернуть в страховую компанию в период охлаждения — в течение 14 дней с того момента, как полис вступит в силу. Удерживать полис дилер не вправе по закону, даже если ссылается на внутренние регламенты.
Будьте внимательны: дилер может прописать в договоре, что, если вы возвращаете страховку, увеличивается процент по кредиту или аннулируется скидка на автомобиль.