Маленькие машинки яндекс что это
Перейти к содержимому

Маленькие машинки яндекс что это

  • автор:

Как роботы-доставщики "Яндекса" ездят зимой? Где уже есть роверы и сколько их?

Пресс-служба "Яндекса"

Ожидания от беспилотного транспорта и реальность не совпали. Долго в прессе говорили о том, что совсем скоро на дорогах появятся беспилотные такси. Потом — что первыми станут автономные грузовики и они потеснят дальнобойщиков. Сегодня беспилотные легковые машины и грузовики везде ездят в рамках экспериментов. Это значит, что они могут передвигаться в определенных местах, а не где угодно. В большинстве тестов водитель находится в салоне машины. Есть и еще некоторые нюансы .

Мнения, что эра беспилотников начинается с роботов-тележек, которые возят еду, заказанную в приложениях доставки, не были популярны. Вдобавок это вызывало вопросы: как роботы будут ездить по неровным дорогам или в снег? Но с начала пандемии роботизированная доставка начала быстро расти во многих странах. В начале московского локдауна в 2020 году роверы "Яндекса" стали доставлять заказы от "Яндекс.Еды" в Хамовниках. Если вы живете или работаете в центре Москвы, то с высокой вероятностью могли встречать робота. Мы собрали ответы на самые популярные и не самые очевидные вопросы про них.

Первый. Где уже есть роботы "Яндекса" и сколько их?

В доставке задействовано 150 роботов — больше половины находится не в России, а в университетских кампусах в США. "Это кампусы в Огайо и Аризоне, и там, и там несколько десятков роверов", — говорит Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей "Яндекса". Остальные — в Москве, Сколково, Иннополисе. В Санкт-Петербурге ровер тестируется в спальном районе Мурино, в Израиле — в Тель-Авиве. Первую доставку запустили в 2019 году в Сколково — ровер возит документы между зданиями.

В России роботы "Яндекса" используются в собственной службе доставки — они возят заказы от "Яндекс.Еды". Кроме того, "Яндекс" совместно с "Почтой России" начал тестировать доставку посылок из отделений. У почты есть услуга "доставить посылку на дом". Тем, кто выбрал опцию, ее приносит курьер. В шести отделениях в Москве уже можно заказать доставку ровером. В начале следующего года эксперимент распространится на 27 почтовых отделений в разных районах столицы. У "Яндекса" есть партнеры в России, США и ОАЭ.

Второй. Как робот технически устроен?

Ровер — квадратный ящик на колесах. По форме и тому, что наверху крышка, напоминает мультиварку. Вес — около 70 кг. Объем — 25 л (помещается шесть пицц и четыре бутылки воды). Шесть колес — зимой в снег надевают зимнюю резину. Скорость — 5–8 км/ч. Оснащен камерами и другими сенсорами, чтобы видеть все вокруг и ориентироваться на месте. В самом новом, третьем поколении установлена дальнофокусная камера, поэтому роверы могут видеть дорожные светофоры издалека. Передвигаются они только по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Пресс-служба "Яндекс"

На роверы в "Яндексе" перенесли технологию беспилотных автомобилей, обкатанную в городах. Программу, которая управляет роботом, не требовалось отдельно обучать многим действиям — правильно понимать знаки дорожного движения, распознавать разные объекты вроде снегоуборочной техники и участников движения, которые могут встретиться на пути. Ровер внедрили быстро. В июне 2019 года эта идея появилась, через неделю была готова тележка на колесах, а в ноябре начали тестировать первый прототип.

Батареи робота хватает на десять часов. В третьем поколении роверов аккумулятор сделали съемным, чтобы он не простаивал во время подзарядки.

Третий. Где есть спрос на роботов-доставщиков?

Большинство роботов-доставщиков в мире задействовано в студенческих кампусах в США, Канаде и Европе. Доставка в них начала развиваться в середине 2010-х. Некоторые утверждают, что студенческие кампусы на несколько десятков тысяч человек, где есть ограничения по автомобильному движению, — основной рынок для производителей роботов. Сегодня так и происходит. По прогнозам ассоциации Allied Market Research, в ближайшие десять лет наиболее активно такая доставка станет развиваться в Северной Америке. Большая часть роботов будет сосредоточена в США.

У "Яндекса" в Соединенных Штатах есть партнер Grubhub, который подключил студенческие кампусы к приложению по доставке еды. Это один из крупнейших сервисов в США. Сейчас он обслуживает 250 кампусов в разных штатах. "У студентов и преподавателей американских университетов и колледжей есть отдельные счета, деньги с которых можно тратить только на еду. Например, студенческие карты обычно пополняют родители. Grubhub интегрировал счета студентов в приложение, упростив процесс заказа из ресторанов и кафе. Это позволило увеличить объем заказов, но потребовалось больше курьеров. В Штатах низкоквалифицированный труд стоит сравнительно дорого, поэтому доставлять роботами выгоднее. Кроме того, студенты — прогрессивная публика, им нравятся роботы. В одном кампусе студенты ведут Instagram с нашими роверами. Наше соглашение с Grubhub подразумевает, что они не используют других роботов, кроме наших. На каждый кампус нужно по несколько десятков роботов. За первые полгода мы уже поставили роботов в два университета и еще несколько на подходе".

Второй крупный партнер, с которым "Яндекс" заключил соглашение об использовании роверов, — оператор торговых центров Majid Al Futtaim в Дубае. В следующем году роботы "Яндекса" начнут доставлять продукты из сети супермаркетов Carrefour в ОАЭ.

Четвертый. Насколько это выгодный бизнес?

Ожидается, что в ближайшие десять лет роботы станут привычными в доставке. Рынок рободоставки на последней миле — в пределах пары километров от логистического центра до потребителя — вырастет с $11,9 млрд в 2021 году до $84 млрд к 2031 году

Сейчас роботов для доставки делают Amazon, DHL, FedEx, Starship Technologies и еще более десятка крупных компаний.

Так выглядит робот Amazon.

"Спрос на роботов-курьеров на последней миле сильно превышает предложение. В мире несколько заметных производителей. Есть стартапы, которые делают роботов несколько лет. Что касается географии и того, насколько крупные компании делают таких роботов, то один из сравнительно крупных поставщиков — эстонская компания Starship Technologies. Они изначально делали роботов для университетских кампусов. Но ни одна компания, ни все существующие компании вместе не могут закрыть огромный спрос. Это направление позволяет нам получать доход от технологии беспилотного вождения уже сейчас, когда регулирование для беспилотных автомобилей не существует в большинстве стран мира. Для партнеров мы логистический сервис-провайдер. Иначе: мы предоставляем им услуги доставки", — говорит Артем Фокин.

Это роботы Starship Technologies, основной офис компании находится в Таллине.

Пятый. Какие проблемы у технологии?

Первое: во многих странах власти приняли законы, ограничивающие передвижение электросамокатов по тротуарам и в пешеходных зонах. Часто в законе электросамокат определен таким образом, что робот-доставщик также подпадает под это определение.

"В этом случае нам нужно получить отдельное согласие от местного регулятора. Мы столкнулись с этим в Израиле. Сейчас наши роботы тестируются в Тель-Авиве в демонстрационном режиме. Мы ведем переговоры с Минтрансом, чтобы выпустить их в городскую среду. Среда в Тель-Авиве имеет свои особенности, она также полезна нам для дообучения технологии, там более узкие тротуары и больше людей на велосипедах. Получать разрешения также необходимо в Корее и ОАЭ. В США — в одних штатах нет ограничений, в других есть", — объясняет Артем Фокин.

Второе: сейчас есть потолок в темпах производства. "Роботы собираются здесь — в нашем инженерном центре, — продолжает он. — Мы думаем про наращивание объемов производства. Если мы будем внедрять их десятками тысяч в месяц, нужно будет думать о привлечении фабрик. Но сегодня объемы сборки упираются не только в наши возможности. Не все поставщики могут производить комплектующие необходимого качества в нужных количествах, мы постоянно мониторим рынок в поиске надежных партнеров. Мировой кризис на рынке полупроводников тоже не сильно помогает, но мы пока справляемся".

Шестой. Как робот ездит зимой?

Роботы создаются такими, чтобы эксплуатироваться и в снег, и в дождь. В условиях снега им ставят зимнюю резину. Но совсем от застревания в сугробах это их не спасает. В интернете много видео на эту тему. Вот пробка из застрявших в снегу роботов-курьеров Starship Technologies в Таллине.

У робота прописаны сценарии выхода из сложных ситуаций, например, что ему делать, если навстречу едет снегоуборщик или впереди гора снега. Если он не справился — подключается оператор и берет удаленное управление на себя. Сейчас у "Яндекса" несколько десятков операторов. Основная часть находится в России, также есть отдельные команды поддержки в кампусах в США. Бывает, операторы не успевают перехватить управление, потому что роботу по доброй воле помогают прохожие.

Седьмой. Можно ли украсть ровер?

Это самый популярный вопрос. В теории можно, но нет смысла. Во-первых, робот тяжелый — 70 кг. Во-вторых, в нем установлены камеры, датчики, сенсоры, и операторы всегда знают, где находится ровер и что с ним происходит. В-третьих, в нем мало чего ценного для тех, кто не занимается производством роботов. "Самое дорогое, что в нем есть, — это лидар, — говорит Артем Фокин. — Но, кажется, на бывшие в употреблении лидары устойчивого спроса на рынке не наблюдается. Украсть робота пока никто не пробовал".

«Яндекс» выпустил своих роботов-доставщиков на улицы городов

«Яндекс» начал тестировать беспилотную доставку из кафе и ресторанов в Москве и Иннополисе. Заказы блюд, оформленные клиентом через приложение «Яндекс.еда», привозит робот-доставщик «Яндекс.ровер». Об этом представители «Яндекса» сообщили CNews.

«Яндекс» полагает, что в будущем робот возьмет на себя часть заказов, которые сейчас развозят курьеры.

«Яндекс.ровер» — полуметровый робот-курьер для перевозки небольших грузов. Робот вмещает в себя до 20 кг. Компания начала его разработку летом 2019 г., а затем тестировала робота в своей штаб-квартире. Робот полностью автономен: сам планирует свой маршрут, оценивает ситуацию вокруг, объезжает препятствия и пропускает пешеходов и животных. Он способен ездить по городским тротуарам со скоростью около 5 км/ч, может работать и летом, и зимой, выполняя заказы в разных погодных условиях.

На местности дрон ориентируется при помощи комплекта камер и датчиков и размещенного на его «крыше» лидара. За счет его «ровер» может обходить препятствия, притом даже в темноте.

Как сообщили CNews в пресс-службе «Яндекса», во время движения робот определяет свое местоположение, идентифицирует и классифицирует объекты вокруг, прогнозирует, как будут действовать эти объекты в следующие несколько секунд, и планирует свои действия: «Робот может преодолевать невысокие бордюры и искусственные неровности дороги. Мы также тестируем сейчас новые конструкции шасси, которые позволят ему справляться с более сложным рельефом».

Для того чтобы выбрать доставку роботом, нужно оформить заказ в приложении «Яндекс.еда», причем дополнительно доплачивать за вызов именно робота не нужно. «Ровер» заберет заказ из ресторана и привезёт к указанному подъезду. В приложении можно посмотреть статус заказа и местоположение «ровера». Для получения заказа получателю достаточно с помощью своего смартфона открыть крышку грузового отсека робота. Пока число роботов ограничено, если свободного робота не окажется, заказ привезёт курьер — они продолжат доставлять еду в этом районе.

rov600.jpg

В 2019 г. в «Яндексе» говорили, что устройство получило имя «Яндекс.ровер» за сходство с луноходом — дрон перемещается по суше за счет вращения шести колес (в действительности название Lunar Rover Vehicle носил четырехколесный электромобиль американских астронавтов, на котором они ездили по Луне). Сотрудники компании сообщали CNews, что время автономной работы «ровера» зависит от условий движения, и одного заряда хватает на несколько часов. Грузовой отсек в нем занимает примерно половину объема корпуса.

В Москве компания тестирует необычного курьера в районе делового квартала «Белая площадь» у метро «Белорусская». Там расположены крупные офисы российских и иностранных компаний, а также кафе и рестораны. «Ровер» возит заказы из ресторанов и кафе «Марукамэ», Steak it Easy, Boston Seafood & Bar, Prime, Paul и Cheese Connection. С подключением новых точек общественного питания зона беспилотной доставки будет расширяться.

Еще одно место обитания роботов-доставщиков — Иннополис под Казанью. Жители могут сделать заказ в ресторане и выбрать беспилотную доставку в приложении «Яндекс.еда» или в городском Telegram-боте. В дальнейшем, как планируют разработчики, они будут подключаться к другим задачам и помогать жителям с повседневными делами.

В ответ на вопрос CNews, как компания уберегает роботов от вандалов, представители «Яндекса» ответили, что местоположение каждого из роботов известно в компании, плюс, сам «ровер» может подать сигнал оператору, «если поймет, что что-то идет не так».

В Москве количество роботов может варьироваться в зависимости от динамики заказов в районе. В Иннополисе сейчас работает пять роботов, и в ближайшее время к ним присоединятся еще роботы для новых сценариев доставки, уточнили в пресс-службе.

Подробности разработки «Яндекс.ровера»

CNews писал, что для ориентации в пространстве «Яндекс.ровер» использует те же алгоритмы, что и в беспилотных автомобилях «Яндекса». Они были адаптированы для нового типа задач и немного других условий движения.

Факт заимствования алгоритмов у автономных машин подтвердил и руководитель направления беспилотных автомобилей в «Яндексе» Дмитрий Полищук. «При создании «ровера» мы использовали наши наработки в области беспилотного управления. Мы адаптировали существующие технологии для новых задач и новой системы с другим набором сенсоров, так что разработка заняла меньше времени, чем если бы мы делали всё с нуля. Я уверен, что уже в ближайшем будущем подобные роботы найдут множество применений. Например, они могут стать незаменимыми для этапа «последней мили» в логистике», — отметил он.

Со временем функциональность роботов расширят

Еще во время тестирования «Яндекс» рассказывал, что «Яндекс.роверы», помимо прочего, могут развозить документы от дверей штаб-квартиры «Яндекса» до места остановки автобуса, который доставляет их в другие столичные офисы техногиганта. Также специалисты «Яндекса» тестировали разные конструкции шасси, которые позволят справляться с рельефом различной сложности и обеспечат безопасность груза.

Дмитрий Полищук говорит, что в последние годы наблюдается постоянный рост спроса на услуги доставки, и события, связанные с пандемией в 2020 г., его еще больше ускорили. «Роверы могут привозить еду из ресторанов, продукты из супермаркетов, заказы из онлайн-магазинов и постепенно будут становиться привычной частью городской жизни», — пояснил он.

Планируется, что «ровер» может стать частью актуальной экосистемы «Яндекса» и частично заменить собой людей-курьеров, в сервисе «Яндекс.еда». Помимо этого, компания может доверить ему доставку товаров из интернет-магазина «Беру» или продуктов из ближайшего к пользователю магазина в рамках сервиса «Яндекс.лавка».

Помимо этого, «Яндекс.ровер» может использоваться в складской логистике. Также, как один из вариантов развития проекта «ровер», «Яндекс» видит использование своих роботов другими компаниями.

Другие примеры роботов-«роверов»

В 2017 г. компания Starship Technologies начала в США дорожные испытания самоходных роботов-курьеров для доставки продуктов питания от ресторанов прямо к дверям покупателей. Сначала они понравились далеко не всем покупателям — роботов заливали соусом и переворачивали, однако постепенно стартап смог распространить свою деятельность более чем на сто городов.

rov602.jpg

В 2019 г. в эксплуатацию был запущен шестиколесный робот Scout для доставки товаров от Amazon. В первоначальных испытаниях приняли участие шесть экземпляров Scout, и тестирование проходило в полевых условиях. Другими словами, Scout доставляли реальные товары реальным покупателям. В августе 2019 г. Amazon провел испытания роботов-курьеров в Калифорнии. Примечательно, что лидара на крыше у Scout нет.

В марте 2019 г. тестирование собственных роботов-курьеров развернула американская логистическая компания FedEx. Ее изобретение получило усовершенствованную подвеску, позволяющую ему буквально взбираться по лестницам, а аккумулятора роботу хватает на преодоление 16 км пути. Грузоподъемность такого дрона — 45 кг.

Что за роботы ездят по москве яндекс

Робот-курьер Ровер «Яндекса»: дорогостоящий проект с сомнительными перспективами или «убийца» профессии доставщиков и курьеров?

Ноябрь 2019 года. Яндекс представляет свое новое изобретение — робот-курьер по имени Ровер. Это «самодвижущаяся тележка» с шестью колесами, отсеком для груза и множеством встроенных датчиков. Первые тестовые прототипы использовались для доставки документов в кампусе самого «Яндекса». На втором этапе эксперимента такие роботы перевозили почту в бизнес-центре «Сколково». Проект развивается, и в 2021 году Роверы (уже I и II поколений) доставляют заказы из кафе, ресторанов в «Яндекс.Еде» и продукты из магазинов «Яндекс.Лавка» в нескольких районах Москвы и в небольшом, но очень густонаселенном городке Мурино Ленинградской области, совсем рядом с Санкт-Петербургом. О том, как это работает, и стоит ли беспокоиться, что роботы вытеснят человека, порассуждаем в сегодняшнем посте.

«Яндес.Ровер» — это по сути беспилотный автомобиль небольших размеров, предназначенный для гиперлокальной доставки заказов в пределах нескольких кварталов города по маршруту кафе (магазин) — жилой дом.

В корпус робота-курьера встроены компьютер, двигатель, аккумулятор, камеры, радары, парктроники, лидар и отсек для груза (сопоставимый по своим размерам с заплечными сумками, которые возят курьеры сервисов доставки типа Delivery Club).

Робот функционирует в полностью автономном режиме. После получения заказа он сам составляет себе маршрут движения (с помощью внесенных в память компьютера подробных двухслойных карт из объемного снимка обслуживаемого района, дополненных дорожной разметкой ), распознает объекты вокруг себя, объезжает препятствия, пропускает прохожих и автомобили, проезжает регулируемые и нерегулируемые перекрестки, преодолевает небольшие препятствия и может даже «вскарабкаться» на небольшие бордюры. Весит приблизительно 70 килограмм, развивает максимальную скорость в 8 километров в час и без подзарядки может работать до 10 часов.

Они могут доставлять заказы в любое время суток и в любое время года, но, понятно, что в районе работы роботов-доставщиков должна быть хорошая инфраструктура (наличие «приличных» тротуаров, отсутствие больших и глубоких ям на придомовой территории, плавные съезды с тротуара на пешеходные переходы и т.д.). Так что в ближайшие годы (а скорее всего и десятилетия) роботы-доставщики не смогут полностью лишить работы «людей-курьеров». Да, они займут свою небольшую нишу, могут немного потеснить в некоторых, особо благоустроенных, районах крупных городов, но стать «убийцей профессии» курьеров-доставщиков им не суждено. Высокая стоимость (по слухам от одного миллиона рублей и более в период «штучного» производства), небольшое расстояния доставки и требования к инфраструктуре в районе доставки — проблемные моменты, с которыми связано ограничение на использование Яндекс.Роверов. Хотя, сама идея, если и не гениальна, то уж великолепна, точно! Вполне возможно, если Яндекс выйдет, хотя бы, на мелкосерийное производство Роверов (не говоря уже о запуске в серию), то стоимость одного «экземпляра» существенно снизится, что даст возможность для серьезного расширения проекта.

Процесс заказа и доставки выглядят, в общих чертах, так:

Заказ клиентом осуществляется с помощью приложения (Яндекс.Еда или Яндекс.Лавка). Выбирается опция «Хочу Яндекс.Ровер». После получения заказа из системы робот подъезжает для загрузки заказа. Официант (или работник магазина) собирает и загружает заказ в отсек Яндекс.Ровера и робот отправляется в адрес, указанный при оформлении заказа.

Передвижение робота с заказом и время до прибытия робота клиент видит в приложении в режиме реального времени.

Когда Яндекс Ровер подъезжает к подъезду дома, из которого поступил заказ, клиенту придется спуститься и выйти во двор, ведь Ровер не может (по крайней мере пока) открывать двери и подниматься по лестнице (а курьер — МОЖЕТ).

Клиент подходит к роботу, кликает по кнопке в приложении и крышка грузового отсека открывается. В течение 20 секунд крышка грузового отсека будет открыта и надо успеть забрать заказ. Через 20 секунд крышка грузового отсека автоматически закрывается (закрыть крышку вручную раньше сам может заказчик, извлекший заказ из отсека).

Вот и всё. Быстро и оригинально получен заказ (возможно, что некоторые клиенты совершают заказы с доставкой робокурьером просто из-за новизны и обычного человеческого любопытства)! А Яндекс Ровер сам отправится «на базу» для получения следующего заказа.

Многие обращают внимание на то, что с нашей ментальностью, рободоставщик может быть просто похищен во время своего «путешествия» к клиенту. Кто-то захочет разобрать его и продать на запчасти, кто-то просто сделает это ради дури из хулиганских побуждений — маргинальных личностей хватает. По словам представителей Яндекса ни одного похищения Ровера не было. Во-первых, установленное на нем оборудование довольно специфично и продать его просто некому. Во-вторых, вес робота большой, а габариты немаленькие, поэтому один человек просто с ним не справится. Ну, а в третьих, рободоставщик, благодаря камерам, имеет круговой обзор и оператор, который следит за роботом во время его поездки, обязательно увидит кто и зачем приближается к объекту. Правда, опять же по утверждениям представителей Яндекса, иногда граждане, из хулиганских побуждений, дают «пендаля» роботам, но такой «акт насилия» Роверам не страшен.

Думаю, что количество мест и районов, где станут использоваться рободоставщики, будет увеличиваться, но «повсеместным» такой способ доставки заказов не станет. Скорее всего этот проект так и останется необычным, оригинальным, передовым (с технической и технологической точек зрения), но не очень распространенным способом доставки заказов (еды и продуктов) из сервисов Яндекса. Не удивлюсь, если со временем таким способом начнут доставлять посылки, корреспонденцию и т.д. Но «люди-доставщики» могут спать спокойно. Их труд будет востребован еще долгое время и потеря работы из-за рободоставщиков им не грозит (по крайней мере в ближайшие годы). А слова из песни "… вкалывают роботы, а не человек. ", так пока и останутся мечтой.

Заказ везёт «Яндекс.Ровер» Статьи редакции

Как робот-курьер справляется со снегом, чем примечательна обновлённая модель, где можно встретить ровер в Москве и получится ли его украсть.

Своего робота-курьера в «Яндексе» называют ровером. Впервые компания показала тестовые прототипы в ноябре 2019 года. Это небольшие роботы с шестью колесами, отсеками для перевозки грузов и разными датчиками, встроенными в корпус, которые помогают им ориентироваться в пространстве.

Сначала ровер развозил документы в кампусе «Яндекса», а затем к эксперименту подключили бизнес-центры в «Сколково», а в декабре 2020 года ровер начал доставлять заказы в «Яндекс.Еде». К моменту публикации заметки робот «Яндекса» доставил уже более 2000 заказов .

По словам разработчиков, ровер построен по тем же принципам и на тех же технологиях, что и беспилотный автомобиль. С помощью камер, датчиков и сенсоров он определяет своё положение в пространстве, алгоритмы помогают ему распознавать пешеходов и машины и предсказывать их поведение. Все вычисления, как в беспилотных автомобилях, происходят на встроенном компьютере.

Роботу-курьеру в силу своих размеров и специфики использования не требуется такого обилия лидаров и сенсоров по всему периметру, как автономной машине.

Лидар всего один, и он расположен на «крыше» на специальной подставке. На корпусе можно различить как минимум четыре встроенные камеры, и от четырех до шести «парктроников», подобных тем, что используются в автомобилях. Еще где-то внутри корпуса встроены радары, аккумулятор, двигатели и компьютер для вычислений.

В описании ровера приходится использовать «примерно» и «где-то», потому что команда неохотно рассказывает про точный набор сенсоров. «Мы тестируем разные конфигурации, чтобы найти оптимальное сочетание. Поэтому у одного ровера может быть на одну камеру больше, у другого радары могут иметь другое расположение и так далее», — поясняют инженеры.

Команда каждый раз поправляет, когда я называю роверы, представленные в конце 2019 года, первым поколением. «Это были скорее тестовые прототипы, а не первое поколение», — говорит руководитель пресс-службы подразделения беспилотных автомобилей «Яндекса» Юлия Швейко.

Первое поколение, по классификации команды, — это роботы, которые начали развозить заказы в «Яндекс.Еде» в конце 2020 года. У них был тот же угловатый дизайн, как у тестовых прототипов, но другая конфигурация внутри. Роботы, показанные в феврале 2021 года, — это то же первое поколение, только с новым дизайном корпуса и небольшими улучшениями.

Так, у обновленных роверов новый обтекаемый корпус и преимущественно белая расцветка. Сами роботы стали крупнее из-за более вместительного отсека.

Сенсоры сзади теперь собраны в едином блоке — подход чем-то напоминает решение с едиными блоками в последнем поколении беспилотных автомобилей «Яндекса». Вокруг блока красная светодиодная линия — аналог габаритных огней в автомобиле.

Спереди сенсоры и камеры разбросаны по корпусу в небольших углублениях.

Два радара, которые нужны для измерения расстояния до движущихся объектов и их скорости, спрятаны в боковые грани корпуса — ближе к передней части.

«Такое расположение помогает роботу лучше “видеть” автомобили, которые приближаются на пешеходных переходах слева и справа», — поясняют разработчики. Опять же, такой подход используется в последнем поколении беспилотников «Яндекса», в котором сенсоры переместились на боковые арки над колёсами машины.

Внутри ровера аккумулятор с подогревом для использования в сильный мороз и компьютер на ARM-процессоре. «Мы провели работу по улучшению энергоэффективности, чтобы робот мог работать до десяти часов на одном заряде аккумулятора», — рассказывают инженеры.

Вместо треугольного пластикового знамени на флагштоке используется светодиодная панель. Яркий флаг нужен для того, чтобы сделать невысокого робота заметнее для пешеходов и водителей.

Крышка поднимается автоматически по нажатию на кнопку в приложении. Закрыть отсек можно с помощью физической кнопкой на корпусе, либо же ровер сам опустит крышку спустя 20 секунд неактивности.

Сейчас «Яндекс» собирает роверы собственными силами в лаборатории, оборудованной для разработки и обслуживания беспилотных машин и автономных роботов. «Какие-то запчасти заказываем у поставщиков, какие-то делаем самостоятельно. У нас есть для этого необходимые станки и оборудование», — рассказывает Швейко.

Если беспилотные машины называют в честь героев фильма «Мир дикого запада», то роверы получают имена ученых: Ломоносов, Менделеев, Королев. На фотографиях, например, робот, названный в честь физика Попова. Хотя на самом корпусе никаких имен не видно — только порядковый номер «А-024». Он нужен для того, чтобы пользователь идентифицировал «своего» робота, когда он привезет заказ.

Сейчас ровер работает в двух районах Москвы: около метро «Белорусская» в районе делового квартала «Белая площадь» и в районе метро «Ходынское поле», а также на территории Иннополиса. Чаще всего он обслуживает заказы из «Лавки», но к тестовой программе подключены некоторые кафе и рестораны. Например, «Марукамэ», Boston Seafood and bar, Steak it Easy, Prime и другие кафе в районе «Белой площади» в Москве.

Воспользоваться услугами ровера может любой человек, который находится в зоне доставки роботом. Сам процесс заказа доставки с помощью ровера практически не отличается от обычной покупки в приложении: в «Яндекс.Еде» выбираю товары (например, из «Лавки») и на экране оплаты ставлю переключатель «Доставка “Яндекс.Ровером”».

Если ровер свободен, заказ передадут роботу и на карте отобразится его местоположение. А как только робот приедет к выбранной точке, в приложении появится кнопка «Открыть замок».

Ровер «работает» не круглосуточно. Его расписание зависит от локации: в Иннополисе робот развозит заказы каждый день с 10:00 до 22:00, в районе «Ходынского поля» — с 11:00 до 20:00 в будние дни и с 12:00 до 20:00 в выходные, «Белорусская» — с 12:00 до 20:00 по будням.

Иногда за работой ровера следит QA-инженер — он ходит вслед за роботом и наблюдает, как он справляется с различными дорожными ситуациями, чтобы разработчики затем могли внести изменения в работу алгоритмов.

Тестировать робота-курьера на «Ходынском поле» я отправился за несколько дней до того, как Москва побила суточный рекорд по количеству выпавшего снега, поэтому условия были не самыми экстремальными. Тем не менее ситуация на тротуарах была близка к среднестатистической московской зиме: местами заметенные снегом съезды, местами слякоть, высокие сугробы по краям, небольшие скопления снега перед пешеходными переходами и жидкая субстанция из реагентов на дорогах.

Рядом со складом «Лавки», к которому каждую минуту подъезжали и уезжали курьеры, на улице были припаркованы сразу четыре робота — три новых и один из первой тестовой серии. Сразу бросается в глаза разница в размерах роботов. Новое поколение увеличилось в размерах по всем измерениям.

Одному из роверов дали виртуальный заказ на доставку к дому по адресу Ходынское поле, 2. За ним я и буду следовать. Здесь стоит сразу оговорить, что во время тестирования за ровером удаленно наблюдал оператор, который по моей просьбе мог остановить ровер или поменять траекторию его движения. В остальные моменты, по словам команды, робот ехал в автономном режиме.

От «Лавки» ровер резко набирает скорость примерно до 8 км/ч. Чтобы за ним успеть, приходится идти быстрым шагом, граничащим с бегом. С такой же резкостью он сбрасывает скорость перед первым нерегулируемым пешеходным переходом. Здесь уже на тротуаре появляется немного снега, который заносят пешеходы с дороги.

Сбоку вплотную к переходу припаркованы машины, сильно ограничивающие боковой обзор. Робот тратит пару секунд, чтобы удостовериться в отсутствии выезжающих из двора автомобилей, и медленно пересекает переход.

Свернув налево, ровер почему-то предпринимает неуверенную попытку заехать на сугроб. Позже на «Яндекс.Панорамах» я изучил это место — на месте сугроба в теплое время года находится велодорожка. Робот, видимо, планировал воспользоваться ей, однако осознав безуспешность затеи в итоге выбрал другую траекторию движения — по правой стороне тротуара.

На следующем нерегулируемом пешеходном переходе происходит что-то странное. На узкой дороге пытаются разъехаться сразу четыре машины: одна заехала частично на тротуар, чтобы пропустить машины, одна сдает задом, одна пытается выехать на дорогу, одна — заехать. Здесь робот просто ждёт, когда представление закончится, и как только образовывается затишье, начинает неспеша преодолевать переезд.

Примечательно, как ровер пытается заехать на скользкий тротуар с дороги. Сначала он с рывком двигается налево, чтобы преодолеть подъем, но из-за недостаточного сцепления делает разворот и занимает противоположную сторону тротуара.

В целом ровер старается ехать по прямым траекториям и занимать край пешеходной зоны. Например, перед пешеходным переходом со светофором ровер выбирает наиболее удобное положение для того, чтобы пересечь дорогу, и разворачивается на месте.

Въезд во двор дома, где находится конечная точка маршрута, довольно узкий: слева шлагбаум, справа сугроб. Ровер практически останавливается и очень медленно проходит через узкий проезд.

На всём маршруте мне попался только один плохо очищенный от снега участок и ровер преодолел его без приключений — немного прокрутились колёса, немного подпрыгнул на снежных кочках. Причем когда я попросил оператора проехать «неблагополучный» отрезок еще раз, ровер сделал это так же уверенно.

Навскидку можно сказать, что слякоть и небольшие скопления снега для ровера не страшны, а более крупные скопления снега ровер старается избегать, подбирая другую траекторию. Команда говорит, что проделала большую работу, чтобы научить робота «штурмовать» обледеневшие и засыпанные снегом подъемы: изменили значение момента двигателя, настроили алгоритмы ускорения.

Гораздо заметнее на поведение ровера, по моим наблюдениям, влияли скользкие поверхности. Пару раз на маршруте колеса ровера проскальзывали на, казалось бы, чистой дороге, поэтому его вело в сторону, и алгоритмам приходилось корректировать траекторию. А с началом метели робот на секунду сбавил скорость, когда ветер накинул на него снег с сугроба, после чего вновь продолжил движение с прежней скоростью. «Снег создает шум на картинке, которую получает ровер. Снежинки отражаются от лазера лидара, и алгоритмы пытаются отсеять появившийся шум», — поясняет Швейко.

Для запуска ровера в новой локации нужно, чтобы вместе совпали три составляющих.

Как и беспилотные машины, роверы ездят по сверхточным картам с размеченными пешеходными переходами, светофорами и расстояниями между объектами.

Данные для построения таких карт собираются с помощью беспилотников «Яндекса» — лидары и сенсоры на машинах позволяют с высокой точностью отсканировать не только дорожную инфраструктуру, но и всё окружающее пространство, включая тротуары, переходы, поребрики и ограждения.

Для уточнения участков, которые не удалось «увидеть» беспилотной машине, «Яндекс» использует роверы — они проезжают несколько раз по маршруту под управлением оператора и собирают недостающие данные.

Этот параметр связан с количеством кафе, ресторанов, магазинов, бизнес-центров и жилых домов в одном районе. Такие условия лучше всего подходят для использования робота в доставке — частые заказы при небольших расстояниях.

Ровер не может (пока что) спускаться по пешеходным переходам, открывать двери в парадные и подниматься по лестницам. Поэтому, например, для первых тестовых запусков «Яндекс» выбирал районы с бизнес-центрами — работники офисов всегда спускаются на первый этаж, чтобы забрать свой заказ у курьера, сценарий взаимодействия с роботом для них привычен.

Но для работы с жилыми многоквартирными домами в «Яндексе» также прорабатывают сценарий, когда доставка роботом может оказаться для пользователя удобнее доставки курьером. «Например, в период высокой загруженности мы может предлагать пользователю выбор: получить заказ быстрее с помощью ровера либо подождать, когда появятся свободные курьеры», — рассказывает Швейко.

Я попробовал поднять ровер, обхватив корпус с двух сторон руками — сдвинуть его с места не получилось. Можно предположить, что для того, чтобы переместить ровер, понадобится как минимум несколько человек или дополнительное оборудование. Однако возникает еще и вопрос целесообразности такой кражи.

Самая дорогостоящая часть ровера — лидар, который применяется преимущественно для построения автономного транспорта. Покупатели лидаров — крупные ИТ-компании и лаборатории, которые вряд ли будут использовать черный рынок для поиска комплектующих. Поэтому кража ровера для последующей продажи его по частям кажется бессмысленной.

Кроме того, робот наполнен камерами, которые постоянно снимают всё происходящее и отправляют данные на сервер, — у компании всегда будут снимки злоумышленников и данные о расположении роботов.

Никак не справляется. По его виду это сразу понятно.

Мне кажется, к этому роверу стоит добавить голосовое оповещение для людей, идущих рядом в стиле прошивки с матом для роботов-пылесосов — "Эй, кожаный ублюдок, а ну-ка подтолкни меня. "

зачем изобретать велосипед? > грамотные люди ещё полвека назад изобрели всё что нужно > достаточно было учесть и адаптировать их опыт:

Луноход-1
первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года.
. Подвеска независимая, торсионная с качанием рычагов направляющего механизма в продольной плоскости. Луноход мог разворачиваться на месте с нулевым радиусом разворота, на ходу — с радиусом разворота 2,7 м (по центру опорного четырёхугольника). Продольный угол статической устойчивости — 43°, поперечный — 45°. Луноход мог преодолевать выступы высотой 35 см и уступы высотой 40 см, трещины шириной 1,0 м, подъёмы в 20° (нормативно; в действительности расчёты проходимости по результатам движения на реальном лунном реголите показали, что луноход мог подниматься по 27-градусному склону). Несущая конструкция безрамная, с несущим герметическим контейнером.

Кто-то не пообедает

https://vc.ru/transport/207398-yandeks-rasskazal-o-1500-dostavkah-robotami-kurerami-v-moskve-i-innopolise — вот тут уже обсуждали это, но некоторые упорные, утверждали, что для таки это супербизнесидея, делать в России робота на колесиках от детских роликовых коньков.

вот дурак, помогает роботу отобрать у людей работу. нужно было снега навалить побольше

Не надо его трогать, это уловка, потом Яша иск на миллиард подаст))))

Надо гусеницы ставить или шнекороторную установку. https://youtu.be/YvFKzgF5t94

И потом они говорят что это чудо инноваций. Смех и грех от таких заявлений, максимум по торговому центру двигаться и чай развозить.

Это вам не Калифорния, крестьяне, как жили в говне таки живем ��

Вернее так — по его виду понятно что его разработкой занимались хипстеры которые не понимают требования к транспортным средствам вообще.

Ну тут без шансов.

Боже такая бесполезная вещь у нас не задержится. Ну не под наш климат и дороги.

немного каверзных вопросов))

Содержимое заказа может представлять ценность: как у ровера с бронебойностью, если например его поднимут и уронят? Что произойдет если ровер перевернут хулиганы, положив его на спину?

как он переносит если его таранят автомобилем? на переходном наземном переходе водитель может его зацепить.

Машины у офисов могут создавать большие пробки на наземном переходе, заезжая на них частично, в нарушение правил конечно, но ситуация наверняка многим знакома, не получится ли так что ровер будет часами стоять и ждать освобождения дороги?

Что будет если уборочная техника на ровер высыпет сугроб снега? Как ровер преодолеет большую и очень глубокую лужу или упавшее дерево?

На пути ровера может оказаться открытый канализационный люк, интересно посмотреть как он с ним справится если их сразу три рядом как он реагирует на знаки дорожных работ?

Если ровер поехал по велодорожке то как он справится с постоянным потоком велосипедов или с пробкой из велосипедистов?

Что будет если возникнет пробка из роверов, когда их будет очень много на дороге?

В центре Москвы заметили робота-курьера от «Яндекса»

«Яндекс.Ровер» предназначен для доставки посылок и документов. Он сам строит маршрут, распознает препятствия и людей. Каковы перспективы использования таких роботов в Москве?

Фото: «Яндекс» —>

Обновлено в 14:46

В центре Москвы заметили робота от «Яндекса». Шестиколесный аппарат в черном, белом и красном цветах ездил вечером 7 июля возле подземного перехода на Малой Дмитровке.

Это робот-курьер «Яндекс.Ровер». Он предназначен для доставки разных грузов и корреспонденции. С ноября его тестировали в офисе «Яндекса», а с конца апреля он развозил документы и посылки между офисами в центре «Сколково».

«Яндекс.Ровер» — беспилотный аппарат. Он способен распознавать людей, животных и предметы. Робот их объезжает, перемещается со скоростью человека и ездит только по тротуарам, хорошо ориентируется и днем, и ночью.

Что делал робот в центре Москвы, рассказывает руководитель пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекса» Юлия Швейко.

Юлия Швейко руководитель пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекса» «Это автономный робот-доставщик, это младший брат беспилотного автомобиля, потому что им управляют те же самые алгоритмы, которые управляют беспилотными автомобилями, только адаптированные для новых задач, иного размера и немножко других скоростей. Цель этого робота — перевозить посылки, документы и продукты, то есть небольшие посылки и заказы из точки «А» в точку «Б». Для перемещения роботу, как и беспилотному автомобилю, нужны высокоточные карты, то есть на той территории, где у нас есть для робота та самая высокоточная карта, он может перемещаться, при этом делать это абсолютно автономно и самостоятельно, без постоянной связи с интернетом, все вычисления происходят у него на борту, как и в случае с беспилотным автомобилем. То есть робот собирает данные с сенсоров, которые на нем установлены — камеры, лидары и парктроники, анализирует их и принимает соответствующее решение. Вчера робот, которого заметили на улицах Москвы, занимался сбором данных. Нужно понимать, что значительная часть технологии беспилотного управления — это машинное обучение, а основой любого машинного обучения являются массивы размеченных данных, и для того, чтобы эти данные разметить и дальше на них обучиться, их нужно сначала собрать. Это как раз та задача, которую вчера выполнял робот в районе Садового кольца».

Роботы-курьеры уже работают за границей, но в Москве их существование будет затруднено, считает аналитик рынка робототехники Антон Бураков.

Антон Бураков аналитик рынка робототехники «У американской почтовой службы FedEx есть такие роботы и целый город в Аризоне, где они уже ездят, и у китайцев тоже, и они даже продаются. Назначение у всех стандартное, они двух- или четырехколесные, защищенный, вандалоустойчивый кейс, который перевозит еду, продукты, товары, игрушки, почту, посылки, письма и открывается либо по штрих-коду, либо с помощью мобильного приложения. Он может обходить препятствия, некоторые модификации различают людей, понимают, приехал он к заказчику или нет. Перспективы использования такого робота в Москве пока сомнительны, потому что, во-первых, в Москве нет хороших дорог для малых колесных средств. Второе — вандализм и диковинность, это почти одно и то же. Вандализм — это просто какие-нибудь хулиганы или пьяные будут его толкать, и диковинность — людям будет интересно с этим роботом сфотографироваться, потрогать его, может быть, остановить, сесть на него. И третье — наша погода. Например, вы помните, недавно был потоп».

Предполагается, что в будущем роботов-курьеров от «Яндекса» будут использовать на территории больших складов и торговых центров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *