Как правильно расшифровывать маркировку дисков
Выбирая диски на колеса, автовладельцы часто полностью полагаются на знания консультанта магазина. Самостоятельно расшифровать маркировку изделия получится далеко не у каждого водителя. Для автолюбителей, которые ещё не освоили все нюансы автомобильного мира, мы подготовили статью-шпаргалку. Она поможет сориентироваться и определить, что означает та или иная маркировка дисков авто.
Что обозначает маркировка дисков автомобиля
Система числовых и буквенных значений отображает главные характеристики изделия. Решив купить диски на авто, вы обязательно будете подбирать изделия с подходящими для вашего авто техническими характеристиками. Не ошибиться с выбором поможет маркировка колёсных дисков. Она наносится и на штампованные, и на легкосплавные диски. Лучше понять значение маркировки поможет наш пример.
Расшифровка 8,5 Jx18 H2 5×120 ET20 d74,1:
- Первое числовое значение 8,5 обозначает ширину диска. Измеряется она в дюймах.
- Второе число 18 – диаметр колесного изделия в дюймах.
- 5×120 – количество болтовых соединений и диаметр круга, по оси которого они размещены. Соответственно, наш диск на колесо имеет 5 болтов, а его диаметр PCD равен 120 мм.
- Более сложный параметр – ET20, он означает вылет – расстояние между его вертикальной плоскостью и монтажной поверхностью.
- d74.1 – это параметр центрального отверстия, а точнее его диаметр.
В строке маркировки есть ещё два буквенных значения: H2 и J. Для водителя они не представляют никакого практического интереса. Эти значения предназначены для специалистов. Они дают информацию о конструкции хампов и бортовых закраин обода.

Ширина и диаметр
Давайте подробнее разберём, что обозначает каждый из параметров. Самые простые и очевидные характеристики – это ширина и диаметр. Хитростей в их измерении нет. Ширина меряется по так называемой «полке» — поверхности, на которую ложится боковая шина.
Диаметр также не измеряется от края к краю. Этот параметр определяется по диаметру полки. Если вы решите измерить диаметр от края до края при помощи рулетки, нужно учитывать, что размер, который указывается в маркировке, будет меньше. Чтобы перевести полученное значение в дюймы, его нужно разделить на 2,54.

Что обозначает диаметр PCD
Если представить, что крепёжные отверстия расположены на одной окружности, значение PCD и будет её диаметром. Измерить этот показатель можно самостоятельно при помощи обычной линейки. Для этого нужно сделать замер расстояния между центрами противоположенных отверстий. Обратите внимание, противоположенными отверстия будут называться в том случае, если линия, которая их соединяет, проходит через центр диска.
Если вам нужно купить диски на авто с 5 болтовыми креплениями, измерения при помощи линейки будет сложнее сделать. Ведь у такого колесного изделия нет противоположенных отверстий.
Чтобы получить точное значение, нужно будет провести несколько манипуляций:
- Сначала замеряется расстояние от внутренней кромки отверстия болтового крепления, до наружной стороны центрального отверстия.
- После этого измеряется длина от наружной кромки отверстия под крепёж к противоположенной стороне центрального отверстия.
- Полученные значения суммируются. Таким образом вам нужно купить диски для машины с маркировкой 5xY, где Y равняется полученной сумме.

Как определяется вылет
Это расстояние между вертикальной плоскостью диска и его привалочной плоскостью. Величину вылета самостоятельно можно не рассчитывать. Каждый производитель указывает, каким должен быть этот параметр для конкретной модели авто. Диски с несоответствующим размером вылета устанавливать на машину нельзя.

Если вам нужна расшифровка маркировки дисков, консультанты нашего магазина Goods Car с радостью помогут. В нашем каталоге очень много дисков с разными характеристиками, поэтому вы точно сможете подобрать идеально подходящий вариант для вашего авто.
Расшифровка маркировки на колесном диске

Маркировку на колесном диске можно условно разделить на два типа — основную и дополнительную. К основной информации относится: ширина диска (в дюймах); тип кромки обода; разъемность обода; монтажный диаметр (в дюймах); наличие кольцевых выступов (хампов); диаметр расположения крепежных отверстий (PCD или сверловка); вылет диска (ET) в мм; диаметр центрального отверстия (DIA). К дополнительной информации можно отнести: максимально допустимая нагрузка, максимально допустимое давление в покрышке, данные о методах изготовления диска, сведения о международной сертификации конкретного диска, страна производства, товарный знак и прочая служебная информация изготовителя. Однако разные производители указывают на своих дисках не всю перечисленную выше информацию, а лишь некоторые из приведенных сведений.
Расположение маркировки на колесном диске
Маркировка легкосплавного диска
На литых дисках в зависимости от конструкции маркировка может располагаться в разных местах. Обычно эта информация указывается на спицах с внутренней стороны либо на внешней стороне между ними. Иногда производители располагают обозначения возле центрально отверстия, между крепежными отверстиями под колесные болты (гайки). В отличии от стальных аналогов, на поверхности литых дисков дополнительно будет присутствовать клеймо проверки рентгеном, а также клеймо организации, которая проводила данную проверку либо имеет соответствующее разрешение на это.
Маркировка штампованного диска
На штампованных дисках маркировка выбита на поверхности с внутренней либо внешней стороны. Есть два основных места расположения. В первом варианте надписи наносятся между крепежными отверстиями под колесные болты (гайки), возле центрально отверстия. Во втором варианте информация указывается по периметру обода возле его внешнего края. На недорогих штампованных дисках более распространен второй вариант. На стальных дисках обычно указывается техническая информация и зачастую производитель и страна, где он находится.
Расшифровка основной маркировки на колесном диске

Рассмотрим подробно расшифровку основной маркировки колесного диска на примере обозначения:
7.5J X 16 H2 5×114.3 ET45 d60.1
В данном примере:
- 7.5 — посадочная ширина диска в дюймах.
- J — тип конструкции бортовых закраин обода.
- X — разъемность обода (буквой X обозначается монолитный диск, горизонтальной чертой – разъемный).
- 16 — монтажный диаметр обода в дюймах.
- H2 — указывает на наличие хампов (кольцевых выступов).
- 5×114.3 — PCD или сверловка (разболтовка), количество и диаметр расположения крепежных отверстий в мм.
- ET45 — вылет диска в мм.
- d60.1 — DIA, диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы).
Посадочная ширина диска
Посадочная ширина диска обозначается в дюймах, в данном примере она равна 7.5. Это расстояние между внутренними краями обода в месте, куда уложится борт шины. Соответственно ширина обода несколько меньше полного размера ширины диска. Несоответствие штатным размерам по ширине приводит к ухудшению ездовых характеристик, допустимое отклонение — от 0,5 до 1,0 дюйма. Данный параметр связан с шириной покрышки. Ширина обода в соответствии с требованиями должна быть на 25% меньше ширины профиля покрышки, но на практике на каждый обод можно устанавливать покрышки в определенном интервале ширины. Этот интервал меняется в зависимости от высоты профиля шины.
Тип конструкции бортовых закраин обода
Тип кромки обода — это закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и т.п.). В нашем примере эта маркировка указана буквой J. В соответствии с европейскими и международными правилами тип кромки может обозначаться одной из следующих латинских букв — J, JJ, JK, K, B, D, P для легковых автомобилей и E, F, G, H — для грузовых автомобилей. Информация о кромках обода указана в инструкции к автомобилю. При выполнении маневров размер угла наклона или диаметр контура обода влияет на смещение шины относительно диска и важен для безопасности движения, поэтому по возможности лучше выбирать диски с рекомендованным типом кромки. Наиболее распространённым на территории России является тип J, также часто встречается JJ — тип для полноприводного легкового транспорта.
Разъемность обода
Колесные диски могут быть монолитными и разъемными. Монолитный диск обозначается английской буквой «X» в размере, разъемный — горизонтальной чертой «–» (например 7.0–20). В нашем примере указана буква «X», т.е. обод является монолитным или неразъемным. Большинство дисков для легковых автомобилей являются неразъемными и предназначены для установки на них так называемых «мягких» покрышек. Для «жестких» покрышек нужен обод, который можно разобрать на составные части, например диски для грузовой и спец. техники или внедорожников.
Монтажный диаметр обода
После информации о разъемности диска в маркировке указывается монтажный или посадочный диаметр колесного диска. Он обозначается в дюймах, в нашем примере это 16. Размер монтажного диаметра меньше общего размера диска. Этот параметр соответствует посадочному диаметру покрышки и размеры диска и шины должны совпадать абсолютно точно. Для легковых автомобилей наиболее популярными диаметрами являются размеры от 13 до 17 дюймов. Большие диски (18-22 дюйма) ставятся на автомобили с мощными двигателями, на различные внедорожники, микроавтобусы либо грузовые машины.
Кольцевые выступы (хампы)

Кольцевой выступ или хамп (от англ. «hump» — возвышение, бугор) расположен по периметру окружности диска и служит для фиксации покрышки на ободе и предотвращения ее соскальзывания. Кольцевые выступы имеют различные профили и способы закрепления шины.
Существуют следующие варианты обозначения хампов:
- H — простой хамп;
- H2 — двойной хамп;
- FH — плоский хамп (Flat Hump);
- AH — ассиметричный подкат (Asymmetric Hump);
- CH — комбинированный хамп (Combi Hump);
- SL — выступы у диска отсутствуют (покрышка в этом случае будет держаться за закраины обода).
В нашем примере хампы на диске имеют обозначение H2. Это наиболее распространенные диски. Данная информация означает, что на ободе кольцевые выступы расположены с двух сторон, внешней и внутренней стороны диска. Это обеспечивает более надежное крепление и фиксацию бескамерной покрышки на диске и уменьшает вероятность ее разгерметизации. Если на диске нанесен лишь один символ Н, то выступ расположен лишь с одной стороны диска.
PCD или сверловка (разболтовка)
Маркировка 5×114.3 в нашем примере обозначает PCD. Это означает, что у данного диска имеется пять крепежных отверстий, которые расположены по окружности диаметром 114.3 мм. На импортных колесных дисках указанный параметр обозначается как PCD (Pitch Circle Diameter). В русском языке также имеет определение «разболтовка» или «сверловка». Иногда крепежные параметры могут иметь вид 5/114.3. У большинства современных легковых автомобилей количество крепежных отверстий равно 4, 5 или 6 штук, но можно встретить диски с 3, 8 или 10 отверстиями. Диаметр окружности, по которой расположены крепежные отверстия, обычно от 98 до 139.7 мм. Распространенные значения PCD: 98, 100, 108, 112, 114.3, 120, 130, 139.7.
Очень важно соблюдать указанные в маркировке размеры PCD. Все болты (гайки) должны быть отцентрированы и равномерно затянуты, это необходимо для надежности крепления диска на ступице. Погрешность в 1-2 мм приведет к неравномерной посадке колеса, и будет иметь решающее значение в ходе эксплуатации автомобиля.
Как измерить PCD (разболтовку) самостоятельно
На дисках разболтовка указывается не всегда, но можно замерить PCD самостоятельно с помощью линейки или штангенциркуля. Существует два варианта измерения разболтовки: расстояние между соседними и дальними отверстиями.
В первом варианте измеряется расстояние между центрами любых двух соседних крепежных отверстий и умножается на специальный коэффициент.
Коэффициент меняется в зависимости от количества крепежных отверстий на диске:
- 3 отверстия — 1,155
- 4 отверстия — 1,414
- 5 отверстий — 1,701
- 6 отверстий — 2
- 10 отверстий — 3,326

Во втором варианте измеряется расстояние между центрами двух не соседних крепежных отверстий. У дисков с четырьмя и шестью отверстиями нужно измерить расстояние между центрами двух диаметрально противоположных крепежных отверстий — это расстояние и будет равно PCD. У дисков с пятью отверстиями значение PCD будет равно расстоянию между центрами любых не соседних крепежных отверстий, умноженному на коэффициент 1,051.

Вылет диска (ET)
Маркировка ET45 в нашем примере — это вылет диска. Вылет обозначается буквами ET (Einpress Tief) и цифровым значением в миллиметрах. Иногда также встречаются названия OFFSET или DEPORT. Это очень важный параметр при выборе. Вылет диска — это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой диск прижимается к ступице) и срединной плоскостью (серединой ширины диска). Вылет для колес каждого автомобиля рассчитывается производителем. Он влияет на правильное расположение колеса в колесной арке. Уменьшение вылета колеса перегружает подшипники ступиц и подвеску (максимально допустимая величина такого изменения — 10 мм). Увеличение вылета сужает колею и может мешать работе механизма торможения. О допустимом значении вылета диска говорится в инструкции пользователя к автомобилю.

Бывает три типа вылетов колесных дисков:
- Положительный вылет — когда расстояние между срединной плоскостью и привалочной плоскостью положительное. Например, ET45.
- Нулевой вылет — когда привалочная плоскость колесного диска и срединная плоскость совпадают между собой. Например, ET0.
- Отрицательный вылет — когда привалочная плоскость заходит за срединную плоскость. Например, ET–45.
DIA, диаметр центрального отверстия
Маркировка d60.1 в нашем примере — это диаметр центрального отверстия (диаметр ступицы), который измеряется в миллиметрах и обозначается как DIA. В данном случае он равен 60.1 мм. Диаметр центрального отверстия должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используются переходные (центровочные) кольца. Эти кольца надежно фиксируют диск на ступице, исключая возможность возникновения вибраций. Для штампованных (стальных) дисков диаметр отверстия под ступицу обязательно должен совпадать с предписанным заводом-изготовителем автомобиля, т.к. на стальных дисках не используются переходных кольца.
Что такое ширина колесного диска
Автомобильные диски не только улучшают внешний вид транспортного средства, но и повышают плавность хода. Благодаря своим уникальным свойствам, современные разработки обеспечивают максимально комфортную и безопасную езду при любых климатических условиях. Приобретая новые конструкции, автомобилисты неоднократно сталкиваются с проблемой, как их правильно выбрать. Этот вопрос актуален как среди новичков, так и опытных водителей. Существует множество параметров конструкций, которые нужно заранее определить, чтобы улучшить ходовые качества авто. Например, основным параметром служит ширина диска, отвечающая за безопасность водителя/пассажира.
Ширина диска
Как правило, диаметр и размещение отверстий являются далеко не самыми главными параметрами при выборе комплектующих. При этом маркировка, указанная на обратной стороне изделия, понятна далеко не всем автомобилистам. Подбирая конструкции для собственного автомобиля, нужно обязательно определить возможную ширину для данного размера шин.

Ширина конструкции
Выбирая автомобильные диски, нужно учитывать размерность покрышки. С диаметром обычно бывает все понятно, например, на колесо диаметром 15 должна быть установлена покрышка размерностью R15. В основном проблема возникает из-за определения ширины покрышки и диска.
Таблица: ширина колеса, высота профиля в мм
Расчет можно провести самостоятельно. Для этого можно рассмотреть пример для шины шириной 215 мм и диаметром 16.
- Ширина резины обозначается в сантиметрах: 215 мм = 21,5 см.
- Далее нужно перевести полученную величину в дюймы: 1 сантиметр = 2,54 дюйма, делится 21,5 на 2,54, получается 8,46. Сумму можно округлить до 8,5.
- От полученного значения берется 25-30 %, в данном варианте выходит 2,38.
- Полученное число можно вычесть из ширины покрышки и округлить до десятых 8,5 – 2,38 = 6,1.
- Размер обода изделия должен быть 6,1 дюйма или 155 мм.
- Конструкции, которые имеют диаметр до 14 дюймов, их возможная погрешность определяется от 0,5 до 1.
- Изделия, которые имеют диаметр от 15 дюймов, встречаются с погрешностью до 1,5.
Почему важно правильно определить ширину автомобильного диска

Важность правильного определения параметра
Чтобы узнать, на что особо влияет ширина колесного диска, каждый автовладелец должен понимать, что при любом отклонении от требований завода-производителя относительно технических параметров конструкций может произойти сбой в работе подвески. Этот неблагоприятный фактор способствует быстрому износу комплектующих, а также частей ходовой. Не учитывая каждый параметр, можно столкнуться с разрушением конструкций во время управления транспортным средством.
В чем измеряется ширина колесных литых изделий
Перед тем как выбрать соответствующую продукцию для автомобиля любой марки, необходимо рассмотреть пример маркировки конструкции: 6.5 14 4×100 ЕТ45 D54.1:
- 6.5 — определяется ширина;
- 14 — диаметр конструкции;
- 4×100 — сведения о креплении конструкции;
- ЕТ45 — вылет;
- D54.1 — диаметр посадочного отверстия.
Низкопрофильные модели отличаются устойчивостью. Поэтому, перед тем как измерить ширину конструкции на автомобиль любой марки, лучше заранее проверить всю информацию, которая указана на этикетке. Для увеличения скоростных характеристик нужно учесть рекомендации завода-производителя.
Параметры диска 7J в сантиметрах

Основные параметры
J является одним из важных параметров, который указывает на особенности конструкции бортовых закраин обода колесного изделия. Обычно на маркировке чаще всего указывают следующие комбинации: J, JJ, JK, K, B, D, P.
На что влияет ширина автодиска
Каждый литой или кованый диск нуждается в персональном варианте резины, которая подойдет по основным параметрам завода-производителя. При ошибочном выборе можно столкнуться с целым рядом проблем. С диаметром трудно прогадать, потому что установить неверный размер проблематично. Но ошибиться в показателях ширины довольно просто. Слишком узкие или широкие конструкции неблагоприятно повлияют на проектный профиль автошины. Это приведет к ухудшению характеристики, например, к снижению жесткости боковины.

Какое влияние оказывает ширина автоконструкции
Многие часто задаются вопросом, на что влияет ширина колесного диска. Специалисты утверждают, что размер обода изделия должен быть на 25 % меньше, чем ширина профиля резины. Для представленного типоразмера 195/65 R15 91 T ширину конструкции можно посчитать следующим образом:
- Сначала высчитывается ширина профиля.
- Далее 195 следует разделить на 25,4, в итоге получается 7,68 дюймов.
- От этого значения необходимо отнять 25 %, а затем результат округлить.
- Формула выглядит следующим образом: 195/25,4-25%=5,76.
- Далее, число нужно округлить и получится диск шириной 6 дюймов.
Без замены резины ставить комплектующие увеличенной ширины нет смысла, поведение машины меняется лишь в пределах погрешности измерений. Если диск тяжелый, тогда он способствует ухудшению плавности хода и управляемости транспортного средства.
Маркировка автомобильных дисков
В автомобильном мире маркировка на дисках и шинах является своеобразным кодом, который остается загадкой для многих водителей. Как и в случае с загадочными головоломками, интерпретация этого скрытого языка может показаться немного запутанной, но стоит изучить его секреты. Почему? Ведь за этой маркировкой скрывается ключ к правильному выбору колес для ваших автомобилей, что не только улучшит их внешний вид, но и повлияет на безопасность и комфорт вождения.
Как и шины, диски также имеют свою маркировку. Именно на дисках вы найдете информацию о диаметре, ширине, ET (вылете) и расстоянии между болтами, которые необходимы для правильного выбора колес для автомобиля. Узнайте, как интерпретировать информацию, написанную на дисках, чтобы сделать лучший выбор для своего автомобиля!
Самые важные параметры диска, которые нужно знать
Когда вы планируете заменить или купить новые диски для своего автомобиля, очень важно знать наиболее важные параметры, которые позволят вам сделать правильный выбор. Размер, количество и расстояние между крепежными болтами и коэффициент смещения (ET) — это ключевые данные, которые позволят вам наслаждаться безопасностью, эстетикой и оптимальными ходовыми качествами. Они встречаются вместе с другими маркировками и образуют строку, пример которой может выглядеть так: 7Jx15H2, ET 30, CH 68. Что означают отдельные буквы и цифры? Это соответственно:
- 7 – ширина в дюймах,
- J – профиль полки обода,
- 15 – диаметр обода в дюймах,
- H2 – профиль сечения обода,
- ET 30 – смещение в миллиметрах.
Ниже мы объясним, как интерпретировать каждое значения.

Размер обода (7Jx15)
Размер обода записывается как “ширина обода x диаметр” Эти значения указаны в дюймах. Таким образом, данный обод имеет ширину 7 дюймов и диаметр 15 дюймов. Размер колесных дисков, одобренный для вашего автомобиля, можно найти в руководстве по эксплуатации.
Количество и расстояние монтажных винтов (5×110)
Он определяет стандарт крепления обода, а также требования к ступице колеса в отношении количества и расстояния между крепежными болтами. Он выражается как «количество монтажных отверстий x диаметр окружности», на которой они расположены. Пример 5×110 означает, что обод оснащен пятью крепежными отверстиями (он крепится на 5 болтах), расположенных по окружности диаметром 110 мм.
Тип профиля поперечного сечения обода (H2)
Данный символ в строке, описывающей размер обода, сообщает профиль его поперечного сечения, то есть форму поверхности, которая будет покрыта шиной. Профиль поперечного сечения обода влияет на его жесткость и определяет форму так называемых хампов на его поверхности (буква Н сокращенно от Hump). На рынке доступно несколько стандартизированных профилей. Например, диски с поперечным сечением EH2+ имеют расширенные хампы, которые более заметно предотвращают соскальзывание шины с обода. Диски с маркировкой EH2+ рекомендуются для всех шин run flat. Также существуют: простой хамп Н, двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump) и т.д. Иногда обходятся вообще без хампов.
Фланцевый профиль (7J)
Профиль фланца маркируется буквой сразу после ширины обода. Это относится к форме, в которой борт шины прилегает к ободу. Существует 15 основных типов фланцев, которые мы перечислили в таблице ниже.