Что заряжает аккумулятор в машине во время движения
Перейти к содержимому

Что заряжает аккумулятор в машине во время движения

  • автор:

Сколько нужно проехать, чтобы зарядить аккумулятор

Сколько нужно проехать чтобы зарядить аккумулятор автомобиля полностью?
Можно ли полностью зарядить аккумулятор в движении?
Сколько времени нужно ездить, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля полностью?
Стоит ли заниматься обслуживанием аккумулятора автомобиля?
Сколько служит аккумулятор автомобиля без подзарядки зарядным устройством?
Нужно ли заряжать аккумулятор автомобиля два раза в год?
Что будет, если не заряжать аккумулятор автомобиля два раза в год?
Восстанавливает ли заряд аккумулятор автомобиля за время поездки на работу и обратно?
Аккумулятор автомобиля — это расходный материал?
Ответы — внизу.

Итак, возможно ли ПОЛНОСТЬЮ зарядить аккумулятор за время движения автомобиля?

Немного ПОДЗАРЯДИТЬ — да, можно.
К примеру, за 1 час движения МОЕГО конкретного автомобиля батарея получит заряд 0,5 А*Ч,
и этого заряда аккумулятора хватит приблизительно на 6 пусков стартера,
но это если не учитывать другие потребители энергии автомобиля.

А разряженный до 25% аккумулятор зарядить ПОЛНОСТЬЮ до 100% от генератора возможно? Теоретически, конечно, можно, но. Вам это зачем? Для этих целей существуют специальные зарядные устройства, ими и пользуйтесь. Но если вы еженедельно мотаетесь на автомобиле из Москвы в Екатеринбург и обратно, и проводите за рулем в течение недели часов девяносто, то вполне реально.

Автоматика автомобиля спроектирована так, что на аккумулятор во время движения подаётся очень небольшой зарядный ток, и сделано это для нашего же блага — чтобы не происходил перезаряд аккумулятора во время движения, поскольку постоянный перезаряд выводит аккумулятор из строя, при этом скорость автомобиля должна быть более 40 км/час (точнее, обороты двигателя должны быть более 2000). Всё остальное время аккумулятор разряжается — и во время движения автомобиля на малой скорости (поскольку зарядный ток на аккумулятор подаётся только при оборотах двигателя более 2000); и когда автомобиль стоит и двигатель работает на холостых оборотах, когда вы застряли в пробке, и ночью, когда автомобиль спит перед домом на стоянке (в это время из аккумулятора выкачивает энергию охранная сигнализация). И этот энтропийный процесс необратим.

Рекомендуют не разряжать кальциевые аккумуляторы ниже 75% заряда (напряжение на клеммах примерно 12,4 В) и поэтому предлагают подзаряжать кальциевый аккумулятор раз в два месяца. Но придерживаться этого в жизни нереально — вы просто станете рабом своего аккумулятора. Я хоть и стараюсь выполнять эти рекомендации, но мне активно не нравится постоянно измерять мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора. Поэтому важно для себя определить: что вам важнее – сохранность аккумулятора ценой 5-6 тысяч, или свободная от этих проблем голова? Или вы окончательно решаете для себя, что аккумулятор – это расходный материал, и раз в три года меняете аккумулятор на новый. Или постоянно возитесь с замерами напряжений и подзарядкой аккумулятора, растягивая срок его службы до 5-6 лет. Мне, к примеру, делать это не сложно, что я и делаю, но иногда это просто бесит. Так что решайте сами.

Более важная рекомендация гласит, что если ёмкость кальциевого аккумулятора станет менее 25%, что соответствует напряжению на клеммах ниже 12В, то такой аккумулятор зарядить будет просто невозможно — и его нужно менять на новый.

Расчет времени зарядки аккумулятора от генератора для наглядности я приведу для разряженного до 25% аккумулятора.

Чтобы добавить аккумулятору 75% заряда (а это 45 АЧ), то есть зарядить его ПОЛНОСТЬЮ до 100% потребуется двигаться примерно 90 часов (это грубая прикидка без учёта КПД системы), поскольку бортовая система автомобиля выдаёт ток заряда всего 0,5 ампера (это в МОЁМ автомобиле, в вашем может быть другой ток заряда), и за 90 часов непрерывной езды по трассе со средней скоростью 80 км/час вы проедете более 7200 километров, а это примерно расстояние от Москвы до Красноярска и обратно.

А что вы хотите? Даже в гараже, используя зарядное устройство, чтобы ПОЛНОСТЬЮ зарядить аккумулятор, разряженный до 25% потребуется почти 8 часов и даже больше, при этом на аккумулятор подается зарядный ток 6 ампер, а не 0,5 ампера, как при зарядке от генератора. А вы мечтаете аккумулятор ПОЛНОСТЬЮ зарядить на движущемся автомобиле.

ПРО АККУМУЛЯТОРЫ (лирическое отступление)
Информация для размышления: в народе к аккумуляторам сложилось неправильное отношение, заложенное на генном уровне во время эпохи дефицита, когда аккумулятор было невозможно было купить, и когда его старались и холить, и лелеять, и восстанавливать всеми способами. Но время теперь другое.

"Дорогие дамы, "запомните, аккумулятор — это расходный материал, как масляный или воздушный фильтр, как моторное масло или как "незамерзайка. Даже и не пытайтесь аккумулятор обслуживать — не женское это дело — просто покупайте новый, когда старый перестал запускать двигатель. Это как бензин — когда бак опустел — вы же заливаете бак снова новой порцией?

И тем более не пытайтесь реанимировать полностью севший аккумулятор – только потратите деньги, время и нервы: сразу в магазин за новым аккумулятором (кстати, старый у вас там примут рублей за 500-700).

Покупайте аккумулятор НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЙ (у него нет шести отворачиваемых крышечек, на вид таких, примерно, как у парфюма). Цена необслуживаемого аккумулятора чуть выше обслуживаемого. Необслуживаемый аккумулятор, мне кажется, это женский вариант автомобильного аккумулятора (шутка).

Аккумулятор, если вы не будете его подзаряжать (а вы не будете его подзаряжать), прослужит вам примерно 3 года. А затем — вы снова едете в магазин и покупаете новый. В итоге аккумулятор вам обойдется примерно в 80-90 руб. в месяц — сравните с той же заправкой полного бака бензина, а сколько раз в месяц вы заправляетесь?"

В кавычках — слова, сказанные мною моей дочери, когда у неё перестал работать первый аккумулятор через 3 года верного служения автомобилю. Теперь она больше не спрашивает моего совета по поводу севшего аккумулятора и сразу меняет его на новый (аккумуляторы стабильно служат ей три года).

Уважаемые дамы, для вас есть простой вариант, как хотя бы немного подзаряжать аккумулятор в течение года. Вы же приезжаете ежегодно на техническое обслуживания своего авто? Вот там вы просите менеджера поставить ваш аккумулятор на подзарядку на время, пока автомобиль обслуживается, а это примерно 6 часов. За это время ваш аккумулятор хоть чуть-чуть, но подзарядят, а если аккумулятор поддерживает быструю зарядку, то смогут зарядить его и до 100%. И если вы каждый год будете его подзаряжать на техническом обслуживании, то он вам прослужит гораздо дольше. Услуга зарядки не входит в стоимость ТО и оплачивается отдельно (около 500 рублей).
Мне, кстати, ни разу на ТО не предложили подзарядить аккумулятор, лишь выдавали распечатку, в которой было указано, что мой аккумулятор, к примеру, заряжен на 71%. Почему менеджеры не предлагают эту услугу всем — непонятно. Поэтому проявляйте инициативу сами.

Уважаемые мужчины. Если вы не будете заряжать аккумулятор дважды в год, его вам хватит от силы тоже на 3 года.
Если же вы уделите ему внимание, то есть будете заряжать два раза в год — перед зимним сезоном и после зимы, он может прослужить вам и 10 лет, как однажды было у меня (правда это был малосурмянистый аккумулятор). Но, к примеру, крайний из них, кальциевый не обслуживаемый (см. на фото), прослужил мне ровно 5 лет, поэтому ориентируйтесь примерно на эту цифру, если собираетесь его периодически подзаряжать.
Как после зарядки узнать, восстановил ли аккумулятор полную ёмкость?
http://proza.ru/2023/09/18/591

О КОНТРОЛЕ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРА.
Для самого примитивного контроля за аккумулятором купите ВОЛЬТМЕТР, КОТОРЫЙ ВСТАВЛЯЕТСЯ В ПРИКУРИВАТЕЛЬ автомобиля, и иногда утром, до того, как вы включили стартер, смотрите на его показания.
Если вольтметр показывает 12,4V и менее, вам нужно подзарядить аккумулятор.
После того, как вы запустили двигатель, снова посмотрите на показания вольтметра. Если он показывает от 14,4V до 14,8V, значит система зарядки автомобиля работает нормально. Если же меньше или больше этих значений, то нужно проверить напряжение уже надёжным тарифицированным вольтметром и на основании его показаний делать выводы.

Свой аккумулятор, который исправно прослужил мне 5 лет (см. фотографию выше) и потерял к этому времени половину емкости, я не стал выбрасывать, а стал использовать как "летний". А новый приобретённый аккумулятор стал использовать, как "зимний".
Что это означает? "Зимний" (новый) аккумулятор я использую с середины октября до середины апреля, то есть в холодное время года, так как я ему доверяю, что он не подведёт зимой, потому что новый. А старый аккумулятор, который потерял значительную часть ёмкости, использую только в тёплое время года. Не забывая подзаряжать вовремя оба аккумулятора.
Делаю это уже 5 лет, и, таким образом, по сумме лет старый аккумулятор прослужил мне 7,5 года, так как последние 5 лет он использовался по 6 месяцев в каждом году (только к этой осени он перестал надёжно работать — перестал держать заряд: после полной зарядки практически через день-два уходил в 25% заряда), придется его сдать в лом. Поэтому куплю снова второй, который станет "зимним", а предыдущий "зимний", который прослужил уже 5 лет, перейдет в категорию "летний". Таким образом, каждый аккумулятор служит у меня по 7,5 года, а это очень неплохой результат.
Времени на обслуживание обоих аккумуляторов уходит немного, так как у меня свой бокс в гаражном кооперативе: поехал куда-то на весь день, и заодно поставил один из аккумуляторов подзаряжаться небольшим током (1-2 ампера на 10-12 часов), иногда так делаю пару дней подряд, чтобы зарядить аккумулятор на 100 процентов.
Как после зарядки узнать, восстановил ли аккумулятор полную ёмкость?
http://proza.ru/2023/09/18/591

NB. Аккумулятор, который я купил 5 лет назад и который я использовал как "зимний", похоже выработал свой ресурс и подтвердил информацию из Интернета, что необслуживаемые кальциевые аккумуляторы служат примерно 5 лет — на очередном ТО прибор для замера ёмкости аккумулятора показал, что аккумулятор имеет емкость 63% от номинальной, при этом напряжение на клеммах составляет 13,1 вольт, что говорит о том, что аккумулятор полностью заряжен. Что ж, буду переводить его в разряд "летнего" аккумулятора, и на днях поеду в магазин за новым "зимним" аккумулятором. Буду брать недорогой, поскольку предыдущий я брал дорогой, надеясь, что он прослужит больше 5 лет.
Как купить в магазине заведомо исправный аккумулятор: http://proza.ru/2023/09/17/331

О ПОТЕРЕ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА ЗА ДЕНЬ.
Чтобы вам не вникать в приведённые ниже расчеты, сразу сообщаю, что за день вы ПОТЕРЯЕТЕ заряда батареи больше, чем приобретёте этого заряда от генератора за всё время движения автомобиля за день (когда автомобиль в движении находится примерно 2 часа). Увы, такова техническая реальность.

В конце статьи размещён приблизительный расчет поступления заряда в батарею и его расход. Кому интересно — можете прочитать. А для всех остальных сразу публикую выводы, выходящие из расчёта.

Итак, ЕСЛИ БАТАРЕЮ НЕ ОБСЛУЖИВАТЬ (то есть периодически её не заряжать) её вам хватит на 2 года и 4 месяца. Если вы в день двигаетесь в автомобиле более двух часов, батареи может хватить и на более долгий срок, но…
Под движением подразумевается езда на автомобиле со скоростью более 40 км в час, когда генератор выдаёт на батарею ток подзарядки; если же вы стоите в пробке, даже с включённым двигателем, знайте, что на холостых оборотах батарея отдаёт свою энергию. А если вы во время длительной стоянки не выключаете встроенный музыкальный центр (а кто-то выключает?), то вы из аккумулятора и остатки ёмкости выкачаете, поскольку музыкальный центр потребляет значительный ток. А если вы за день к тому же запускаете двигатель несчётное количество раз?

Повторюсь: многих интересует вопрос, можно ли полностью зарядить аккумулятор в движении? Сколько километров или сколько часов нужно проехать на автомобиле (на машине), чтобы полностью зарядить аккумулятор?

Зарядить батарею полностью от 25% по моим расчётам можно, если двигаться непрерывно 90 часов (с остановками на сон и поесть), при этом скорость автомобиля должна быть выше 40 км/час (или обороты по тахометру должны быть более 2000, поскольку генератор заряжает АКБ только на оборотах свыше 2000).
Но за эти 90 часов движения при средней скорости автомобиля 80 км/час по трассе вы проедете более 7200 километров, а это примерно расстояние от Москвы до Красноярска и обратно.

PS
Ну, и ремарка для тех, кто совсем не в теме.
Аккумулятор в автомобиле установлен для того, чтобы запускать двигатель (ток подаётся на стартер, который вращает коленвал и двигатель запускается). Всё остальное время автомобиль потребляет энергию от генератора, который вращается от уже запущенного двигателя.
НО! Если потребители энергии автомобиля потребляют очень большой ток, то аккумулятору приходится помогать генератору и отдавать ток в бортовую систему автомобиля. Когда это происходит? Когда двигатель работает на холостых оборотах, а у вас в это время уже включен обогрев салона, обогрев стекол, подогрев сидений, включен дальний или ближний свет фар, включена на полную мощность автомагнитола и ещё вы врубили прикуриватель (пользуйтесь зажигалкой).
Когда генератор начинает подавать зарядный ток на аккумулятор? Когда двигатель работает на оборотах более 2000, при этом суммарная мощность бортовых потребителей электроэнергии не должна зашкаливать — вот тогда ваш аккумулятор получает подзарядку от генератора, а не работает на разряд.
На холостых оборотах существенно подзарядить аккумулятор у вас не получится, даже если вы педалью газа будете поддерживать обороты коленвала более 2000 — сколько вы сможете так издеваться над двигателем? — при таком режиме по разным причинам вы нанесёте двигателю существенный урон (у меня в инструкции даже написано, что не рекомендуется работа двигателя на холостых оборотах более 3 минут).
Хотите полностью разрядить аккумулятор? Тогда при заглушенном двигателе в ожидании кого-то или чего-то включайте автомагнитолу. Или оставляйте включенными габаритные огни и ближний свет фар, когда поставили автомобиль на стоянку и ушли в офис или домой.

ИТАК, ВОССТАНАВЛИВАЕТ ЛИ ЗАРЯД БАТАРЕЯ АВТОМОБИЛЯ ЗА ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ НА РАБОТУ
И ОБРАТНО?
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ.

Исходные данные для расчёта (для моего конкретного автомобиля):
внутренние утечки тока в автомобиле: 10 мА = 0,01 А;
ток охранной сигнализации 15 мА = 0,015 А;
ток стартера в момент запуска двигателя 100А;
время работы стартера при запуске 3 сек;
количесто запусков двигателя в день (беру минимальное) – 6 запусков (утром, на обед, с обеда, с работы, у магазина, заглох у светофора 1 раз);
время стоянки на сигнализации в день 22 часа = 79200 сек;
ток, который подаётся в движении на аккумулятор автомобиля для его подзарядки 0,5 А;
время движения автомобиля в день 2 часа = 7200 сек;

Итак, что мы получаем.

За день аккумулятор заряжается на 1 А*Ч. За счёт чего?
От генератора, через специальную схему, которая ограничивает подаваемый на аккумулятор ток во время движения автомобиля.
Ток заряда на моём автомобиле составляет примерно 0,5 А (на вашем может быть и дугой).
Время движения у меня — 2 часа в сутки. Полученный за это время заряд: 0,5*2*60*60 = 3600 А*секунд = 1 А*Ч.
Итого полученный заряд: 1 А*Ч.

За день аккумулятор в сумме разряжается на 1,0694 А*Ч. За счет чего? Перечисляю:
при запуске от стартера 6 раза: 6*100*3 = 1800 А*с;
от работы охранной сигнализации в течение 22 часов: 0,015*22*60*60 = 1188 А*с;
от внутренних утечек тока в течение 24 часов: 0,010*24*60*60 = 864 А*с.
Итого разряд: 3850 А*с = 1,0694 А*Ч

То есть за день мы потеряли больше, чем приобрели.

ОБЩИЙ ИТОГ:
за день батарея потеряла 0,0694 А*Ч (1,0694 А*Ч минус 1 А*Ч);
за год батарея потеряет 365*0,0694 = 25,3 А*Ч;
за два года батарея потеряет 50,6 А*Ч;
то есть у батареи (с номинальной ёмкостью 60 А*Ч) останется ещё 9,4 А*Ч, которых вам условно хватит ещё на 4 с половиной месяца, но с такой ёмкостью батарея считается уже разряженной "в ноль", и вы не сможете её эксплуатировать, если не подзарядите, что тоже проблематично — современные кальциевые батареи не выносят глубокого разряда.

Так что у вас есть два варианта: либо вы периодически батарею подзаряжаете до номинала, если у вас есть такая возможность и желание, либо эксплуатируете батарею "по полной программе" до истощения 2,5-3 года, а потом без сожаления меняете её на новую.

NB.
Просьба отзывы не оставлять, поскольку ни на их чтение, ни на ответы времени нет.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. В этой информационной статье я перечислил те действия, которые я производил с аккумулятором своего автомобиля и со своим автомобилем. Вышеуказанную информацию вы можете НЕ ПРИНЯТЬ или ПРИНЯТЬ на свой страх и риск, это ваш выбор. Я не несу никакой ответственности за ваши действия с аккумулятором вашего автомобиля и с вашим автомобилем.

Что нужно знать про автогенераторы? И зачем

Генератор снабжает электричеством автомобиль во время работы двигателя и попутно заряжает аккумулятор. Коленвал через ремень вращает вал генератора, и все системы автомобиля запитываются непосредственно от генератора.

Устройство современного автомобильного генератора. Источник: Simo Nieminen / Wikimedia

Уже более полувека в автомобилях применяются только генераторы переменного тока, так как они дешевле, надёжней и компактней, чем использовавшиеся до 1960-х годов генераторы постоянного тока. При этом для питания систем автомобиля требуется постоянный ток. Для превращения переменного тока в постоянный каждый генератор имеет диодный мост.

Генерируемое напряжение напрямую зависит от скорости вращения вала генератора — чем быстрее, тем выше напряжение. Автомобиль должен получать стабильное напряжение на уровне 14 вольт. Для поддержки этого уровня в генераторах установлен регулятор, который на малых оборотах поднимает выходное напряжение, а на высоких, наоборот, пропускает в сеть только необходимые 14 В.

Итак, генератор вырабатывает электричество, диодный мост превращает переменный ток в постоянный, а регулятор поддерживает напряжение на нужном уровне.

Регулятор Hella. Графитовые стержни, расположенные снизу, — это и есть щётки генератора. Источник: AlexxandrS / DRIVE2

2. Как узнать, что генератор требует замены или ремонта?

На неисправность генератора во время работы двигателя указывают лёгкие и тяжёлые симптомы.

К лёгким относится горящая лампа ошибки АКБ и снижение яркости галогенных фар и приборной панели при низких оборотах двигателя (на холостом ходу) — стоит вам остановиться на светофоре или тронуться, как фары и приборка начнут мерцать. При таком поведении чаще всего проблема оказывается в щётках генератора.

Тяжёлый симптом — гирлянда горящих ламп, сигнализирующих об ошибках на приборной панели. Если автомобиль сообщает, что в нём сломалось вообще всё, и непонятно, как вы ещё едете, это не значит, что пора брать кредит на ремонт половины машины. Куда более вероятно, что скачки напряжения в бортовой сети привели к появлению ошибок в бортовом компьютере.

Если во время езды на приборной панели всплывают все возможные ошибки, значит, генератор не справляется с отдачей требуемого напряжения и тока. Источник: Маша Глуховская / YouTube

Если автомобиль вообще не заводится, а неприятные щелчки втягивающего реле под капотом намекают на севший аккумулятор, это ещё не значит, что сломался именно генератор, допустив разрядку батареи. Вполне возможно, что аккумулятор выработал свой ресурс и отправился в страну вечной охоты, а генератору ещё жить и жить.

3. Это генератор плохо работает или к сети подключено слишком много потребителей?

Если у вас обычный легковой автомобиль в штатном оснащении, на котором вы передвигаетесь по маршруту дом — работа — магазин, то вам едва ли придётся задумываться о замене работающего генератора: он подбирается автопроизводителем исходя из уровня энергопотребления каждой конкретной комплектации, его мощности должно хватать для стабильного питания всех систем и подзарядки аккумулятора. Также предусмотрен небольшой запас выходного тока для подключения нетребовательной электроники, вроде телефона или сумки-холодильника.

Но бывают случаи, когда мощности штатного (и совершенно исправного) генератора не хватает для питания всех потребителей в автомобиле. Если вы вдруг решите поставить в багажник огромный сабвуфер, обвешать салон динамиками и установить мощный усилитель, то это будет повод задуматься о генераторе хотя бы на 30-40 А мощнее штатного.

Хотите поставить лобовое стекло с обогревом при том, что изначально обогрева не было? Практически наверняка придется менять генератор — на стадии сборки машины на заводе в неё поставили генератор, не готовый к таким нагрузкам.
Если же вы своими руками собираете экспедиционный автомобиль с двумя лебедками, дополнительным светом, рацией, инвертором на 220 В, видеорегистратором, радар-детектором, навигатором и USB-зарядками, то без нового генератора повышенной мощности не обойтись. Некоторые умельцы даже устанавливают два генератора одновременно — один для запитки требовательной бортовой сети, второй для подзарядки аккумулятора.

Каждый любитель мощного автозвука задумывается о втором генераторе. И в этом случае зачастую без самодельных креплений (на фото) не обойтись. Источник: fanngorn / DRIVE2

Так что если вы стали замечать симптомы нехватки электроэнергии, описанные в ответе на вопрос 2, хотя в автомобиле из дополнительной электроники только зарядка для смартфона — генератор явно неисправен.

А если вы поставили лампы поярче, динамики помощнее, а заодно провели электроподогрев сидений, то севший наутро аккумулятор практически наверняка укажет, что штатного генератора не хватает; переходите к вопросу 8.

4. Как проверить самому, исправен ли генератор?

Базовую диагностику можно провести, вооружившись мультиметром — недорогой, но крайне полезной в хозяйстве вещью.

Если у вас есть подозрения, что напряжение с генератора недостаточно для зарядки аккумулятора, то переведите мультиметр в режим замера напряжения при постоянном токе (DC) и коснитесь клемм проводов у аккумулятора. При работающем на холостом ходу двигателе мультиметр должен показать порядка 13,8–14,8 В. Если на клеммах аккумулятора будет меньше 13 В, это непорядок.

Простейший способ проверки генератора на работающем авто — судя по показаниям мультиметра, всё в порядке. Источник: RusLikRK / DRIVE2

Чтобы удостовериться, что дело именно в генераторе, а не в проводке, тем же мультиметром надо замерить напряжение на выходах генератора. Для этого найдите на генераторе контакт с маркировкой «30» («B+») — с него ток поступает на аккумулятор, — и проверьте напряжение между ним и кузовом автомобиля. На мультиметре должны быть те же 13,8–14,8 В.

Если у вас найдется ещё и амперметр, то можно проверить силу выдаваемого генератором тока в зависимости от нагрузки. Для этого замерьте ток на выводе «30» («B+») на холостом ходу, включив дальний свет, обогрев сидений и стекол, кондиционер, а затем поддайте газу. Рабочий генератор должен выдавать одинаковый ток вне зависимости от оборотов двигателя. Если ток скачет, значит, генератор требует внимания.

5. Что ломается в генераторах?

В генераторах бывают и механические поломки, и выход из строя электронных компонентов — последние ломаются чаще, но и чинятся проще.

Самым популярным дефектом была и остается некорректная работа регулятора, сказывающаяся на выходном напряжении генератора (оно становится недостаточным для питания авто и зарядки аккумулятора). Причина при этом будет заключаться в порче графитовых щеток и токопроводящих колец на центральном валу ротора: с годами щетки и кольца стираются, нарушается контакт, а выходное напряжение начинает плавать. Но такая поломка вряд ли грозит генератору раньше, чем через 10 лет.

На фото сильнейший износ токопроводящих колец, на которых графитовые щетки оставили глубокие канавки. Источник: delnvrs87 / DRIVE2

Иногда выгорает диодный мост. Обычно это происходит при долгой эксплуатации полуживого аккумулятора, который потребляет слишком высокий ток зарядки. Также диоды мгновенно выходят из строя при неправильном подключении проводов к полюсам аккумулятора.

Механические повреждения — очень редкий случай, они могут произойти при ДТП. Скорее генератор может просто закоротить, если на него попадёт масло или вода.

6. Можно ли ехать со сломанным генератором?

Если сломался именно генератор, а не порвался приводной ремень, то можно, но недолго — 50-150 км. Когда генератор выходит из строя, электроснабжение машины не прекращается — потребители просто переключатся с генератора на аккумулятор. Насколько хватит последнего, зависит от изношенности батареи и количества работающих потребителей.

Допустим, генератор перестал выдавать ток и вы мгновенно узнали об этом. Значит, у вас в запасе полностью заряженный аккумулятор на 55–75 А·ч. Если у вас не совсем ретро-автомобиль, то электричество нужно для работы топливного насоса, инжектора, зажигания, систем безопасности (ABS/ESP), приборной панели. При движении в темноте или под дождем потребуются фары или хотя бы габаритные огни и стеклоочистители. Добавим такие излишества в экстренной ситуации, как кондиционер, вентиляцию, обогрев стекла и сидений, круиз-контроль и музыку.

Если расходовать заряд аккумулятора максимально экономно, то при движении по трассе без пробок можно рассчитывать на 150 км пути. Когда без дополнительных потребителей не обойтись, да и аккумулятору уже лет 5-6, в запасе у вас будет порядка 50 км. Чаще всего этого достаточно, чтобы доехать до дома или ближайшей автомастерской.

А что же с приводным ремнем, упомянутым выше? Обрыв ремня также прекратит передачу крутящего момента на генератор, но это будет меньшая из проблем: в некоторых машинах от приводного ремня работает не только генератор, но и помпа системы охлаждения двигателя, так что обрыв приведет к быстрому перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями. Поэтому при подозрении на поломку генератора в первую очередь надо проверить ремень и лишь потом сам генератор.

7. Можно ли самостоятельно починить генератор?

Да, если вы понимаете, как он устроен. В принципе, автомобильный генератор — это относительно простая и понятная деталь, которую трудно сломать по незнанию. Но сперва рекомендуем почитать соответствующие посты на DRIVE2 и посмотреть видео на YouTube.

Так как в генераторах чаще всего из строя выходит регулятор, который легко можно докупить и заменить своими руками, то самостоятельный ремонт генератора не доставит особых проблем. Из инструментов достаточно будет гаечных ключей или головок к шуруповерту.

А вот более сложный ремонт без опыта лучше не проводить — пока на генератор действует гарантия, то лучше воспользоваться ею. У производителей качественных комплектующих гарантия весьма велика. К примеру, у Hella на генераторы и стартёры она составляет честные три года.

Драйвовчанин w00dencase написал отличный подробный отчёт о самостоятельной замене в генераторе подшипников, щёток и колец. Источник: w00dencase / DRIVE2

Но, как говорится, есть нюанс. Некоторые автопроизводители, чаще всего премиальные марки, делают генераторы неремонтопригодными, с фирменными регуляторами, заменить которые можно только таким же фирменными и часто очень дорогими деталями. Если вас не устраивает цена на новый оригинальный генератор, которая может доходить до 70-100 тысяч рублей, попробуйте подобрать альтернативу от известного производителя. Например, от Hella — мы разрабатываем и производим генераторы, регуляторы и стартеры.

8. Как подобрать генератор помощнее?

Перед тем, как искать замену старому генератору, нужно точно узнать, модель с каким током у вас установлена сейчас. Простой способ узнать это: уточнить через поисковую систему, какой генератор ставится на ваш автомобиль с учётом двигателя.

Надёжный способ — заглянуть под капот и найти на генераторе наклейку с указанием мощности в амперах. Иногда до неё не так-то просто добраться, потребуется включить фонарик в телефоне или сделать несколько фотографий.

Чтобы понять, какая мощность необходима для дополнительной электроники в автомобиле, сложите мощность потребителей (если она указана в ваттах, разделите их на 12 В), прибавьте ее и запас в 20-30 А к параметрам установленного генератора.

В продаже встречаются генераторы даже на 250 А, но для экспедиционных автомобилей может потребоваться ещё больший ток. В таком случае стоит подумать об установке сразу двух генераторов.

Если вы хотите поставить генератор раза в два мощнее предыдущего, придётся подумать и о замене проводки, идущей непосредственно к генератору, — старые провода с малым сечением могут перегреться, изоляция расплавится, и случится неприятное короткое замыкание с массой авто, или провод просто сгорит.

Выходной ток — не единственный параметр, на который нужно обращать внимание при покупке генератора. Чтобы не заморачиваться с поиском модели с подходящей шириной шкива под ремень и тем более не менять шкив самому, лучше сразу обратиться к каталогу запчастей, совместимых конкретно с вашим автомобилем.
В нашем каталоге более 1100 моделей для 24 000 различных модификаций автомобилей, то есть для 80% существующего в мире автопарка. Кстати, у нас есть приложение-каталог для Android и iOS.

В онлайн-каталоге можно подобрать подходящую модель для Kia, Hyundai, Ford, Volkswagen, Lada и подавляющего большинства других эксплуатируемых в России марок. За совместимость генератора с вашим автомобилем можно не беспокоиться: если каталог говорит, что для вашей модели конкретного года выпуска с конкретным объемом двигателя подходит определенный генератор Hella, значит, так оно и есть. Машина старше 10 лет? Не вопрос — для авто в возрасте Hella продолжает выпускать генераторы, ведь новой машине новый генератор обычно не нужен.

Нужен генератор на, скажем, 20-летний Land Cruiser? В мобильном приложении-каталоге Hella выберите в настройках Россию (чтобы видеть доступный ассортимент), далее марку и точную модель автомобиля. Для удобства поиска выберите тип продукта: Alternator — так по-английски называется генератор — и вы получите номер подходящего устройства, по которому его (и другие запчасти) можно потом найти в продаже. Источник: Hella

9. Если поставить генератор(ы) мощнее штатного, упадет ли мощность двигателя?

Совсем немного. Генератор переводит механическую энергию двигателя в электрическую энергию, забирая часть его мощности. Типовой КПД автогенераторов на высоких оборотах составляет 50-60%. Посчитать долю потребления генератора очень просто, для этого берем его ток, умножаем на выходное напряжение, а затем получившуюся мощность в ваттах переводим в лошадиные силы и делим на 0,6 (КПД генератора).

Например, вы захотели поставить серьёзный генератор на 150 А со стандартным для легковых автомобилей напряжением 14 В. 150 × 14 = 2100 Вт, или 2,1 кВт. В одном киловатте около 1,35 лошадиные силы. 2,1 × 1,35 = 2,8 л. с. Учитываем КПД генератора: 2,8 / 0,6 = 4,6 л.с. Генератор на 150 А заберет от двигателя максимум 5 л. с. — если у вас не атмосферная микролитражка, жить можно. Причём эти 5 л. с. генератор на 150 А будет забирать не постоянно, а только если бортовая сеть автомобиля будет потреблять все 150 А.

10. А в чем разница между дорогим и дешевым генераторами с одинаковой силой тока?

Конечно, в качестве. Серьёзные компании могут применять в обмотке провода с квадратным сечением, что позволяет уменьшить габариты генератора. Кольца и щётки у них более долговечны, валы идеально отцентрованы. Качественные диоды снабжены большими радиаторами для отвода тепла. Если низкокачественный генератор может напомнить о себе уже через 50 тыс. км, то хороший брендовый продукт пройдет 200-300 тыс. км без обслуживания. Затем потребуется очень недорогой ремонт щеток и колец, и генератор продолжит работу.

Генератор Hella. Источник: Hella

Бывают ли поддельные генераторы? Возможно, бывают, но даже на DRIVE2 постов с однозначно выявленными подделками нет — есть только редкие подозрения на подделки. Дело в том, что афтемаркет генераторов слишком мал, чтобы подпольные конторы вкладывались в производство контрафакта. Многие автовладельцы при поломке этого элемента просто обращаются в сервис и не заморачиваются поиском новых генераторов в магазинах. Кроме того, у генераторов высокая себестоимость относительно конечной цены — сказывается большое количество меди. Производителям подделок гораздо выгоднее штамповать детали для ТО и элементы подвески, спрос на которые стабильно велик, чем пытаться продавать генераторы. Проще говоря, подделок под известные бренды нет, есть просто очень дешевые и некачественные генераторы с малым сроком службы.

Сколько надо проехать чтобы аккумулятор зарядился

Автомобиль едет зимой

Каждый автомобиль оснащается устройством генерации электричества, которое позволяет заряжать аккумулятор во время движения, оно также берёт на себя часть нагрузки при максимальном потреблении электричества.

Единственная проблема заключается в том, что если у автомобиля случаются частые простои и водитель ездит на не значительные расстояния, то генератор не будет успевать полностью восстановить емкость батареи и она со временем полностью разрядится.

Почему аккумулятор заряжается на ходу

Для восстановления запаса электроэнергии на клеммы аккумулятора необходимо подавать постоянный ток, напряжением около 14 В. В сетевых зарядных устройствах такая возможность реализуется за счёт трансформации и выпрямления электричества, подаваемого в домашнюю сеть от электростанции.

В машине имеется свой источник «производства» тока, который называется генератором. Подвижная часть этого устройства работает за счёт вращения, передаваемого от коленвала двигателя крутящего момента.

В обмотках электрического прибора, производящего электроэнергию, генерируется переменный ток, которые также выпрямляется за счёт наличия в схеме диодного моста. Таким электричеством уже можно зарядить АКБ, но нужно понимать, что величина выходного напряжения будет напрямую зависеть от оборотов двигателя.

Чтобы на клеммы аккумулятора не подавалось слишком большое напряжение, электрический ток направляется через регулятор, который выключает зарядку, когда эта величина превышает определённый порог. Отключение генератора возможно и при работе на холостых оборотах, когда это устройство не способно обеспечить минимально необходимого значения напряжения для зарядки батареи.

Лучше заряжаться при езде или на холостых

Как уже было сказано выше, зарядка батареи на холостых оборотах практически не осуществляется, ведь генератор не способен в таком режиме обеспечить достаточно высокий уровень напряжения. Тем не менее, если необходимо зарядить аккумулятор во время стоянки, то достаточно увеличить обороты двигателя.

Обороты на холостом ходу

Постоянно держать ногу на педали «газа» не требуется. В карбюраторных моторах повысить минимальный порог вращения коленвала не составит каких-либо затруднений. Немного сложение выполнить эту работу на инжекторном двигателе, но, при желании, такие действия могут быть осуществлены при минимальных временных затратах.

Зарядка на холостых оборотах имеет свои недостатки. Например, отсутствие обдува воздухом радиатора и двигателя, как это происходит при движении машины, приведёт к быстрому нагреву охлаждающей жидкости и активации системы электрического обдува.

Включение дополнительных устройств немного снизит эффективность зарядки АКБ от аккумулятора. Также следует быть готовым к повышенному шуму и выделению значительного количества выхлопных газов, особенно если зарядка аккумулятора осуществляется в гараже.

Сколько надо проехать

Если восстановление аккумулятора происходит во время движения, то многие факторы могут влиять на интенсивность восстановления АКБ.

В тёплую погоду

В тёплую погоду заряд аккумулятора осуществляется наиболее интенсивно и уже после 30-60 мин езды на значительных оборотах, батарея практически полностью наберёт необходимый ей запас электроэнергии. Это правило справедливо только в том случае, если батарея не была очень сильно разряжена.

При этом за это время может быть покрыто значительное расстояние (30-50 км). При движении следует стараться избегать очень высоких оборотов, при которых система будет отключать подачу зарядного тока на аккумулятор, а при простое на светофоре немного «подгазовывать», чтобы не переводить электрическую систему в режим работы от аккумулятора.

В холодное время

Зимой процесс заряда АКБ от генератора может занимать более 1-2 часов, а при невозможности двигаться со значительными оборотами, восстановить батарею не получится даже после пробега 70-100 километров. Виной этому, как правило, является наличие снега и гололёда, не позволяющие разогнаться.

горит аккумулятор на панели приборов

Какие факторы влияют на время заряда

Кроме мороза или жары, когда не обойтись без включения дополнительных приборов подогрева или охлаждения, на продолжительность заряда могут влиять следующие факторы:

  • Время суток.
  • Исправность электропроводки.
  • Состояние АКБ.

Двигаясь ночью или в условиях сильного тумана, потребуется включить освещение, которое будет забирать значительное количество электрического тока. Исправность электрического оборудования, особенно генератора, регулятора, клемм, и проводов, а также состояние самой АКБ также могут оказывать значительное влияние на время заряда аккумулятора.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Заряжается ли аккумулятор на холостом ходу?

Когда на дворе мороз, многие владельцы автомобилей беспокоятся за АКБ. Запуск всех систем автомобиля требует гораздо большего объёма энергии по сравнению с тёплым временем года. Отсюда вопрос: происходит ли зарядка аккумулятора автомобиля при холостых оборотах двигателя или не происходит? Мнения автомобилистов по этому поводу различаются. Часть их считают, что АКБ начинает заряжаться только когда двигатель выходит на определённую частоту оборотов. Другие уверены, что для зарядки нужно вращение колёс. И, наконец, третья группа придерживается версии о том, что даже холостых оборотов достаточно для того, чтобы запас энергии успешно пополнялся.

Кроме того, есть ещё пара вопросов на эту тему. Если машиной не пользоваться какое-то время в мороз, будет ли аккумулятор разряжаться и получится ли после такой паузы завести машину без проблем? На каких оборотах начинается зарядка АКБ?

Взаимосвязь работы генератора, двигателя и аккумулятора

Двигатель и генератор связаны между собой в единую систему посредством ремня привода. Именно он передаёт обороты от мотора через коленвал к генератору. Механическая энергия преобразуется в электрическую. Сам факт наличия или отсутствия движения автомобиля в данном случае роли не играет. На валу создаётся электрическое поле. В его создании участвуют медная обмотка и генерирующие элементы. Именно это поле и его энергия накапливаются в аккумуляторе, заряжая его.

Пополнение заряда батареи происходит не постоянно. У АКБ есть определённая ёмкость, за пределы которой выйти ему не удастся. Если зарядка будет идти без перерыва, аккумулятор попросту выкипит. Предохранять батарею от поломки призвано реле. Именно с его помощью прекращается и возобновляется подача тока на аккумулятор.

Когда двигатель работает, на это в первую очередь реагирует генератор, поставляя электричество ко всем узлам авто. А вот когда всем всего хватает и возникает избыток энергии, она начинает накапливаться в АКБ. Потребление этой накопленной энергии начинается только тогда, когда энергозатраты системы повышаются и того объёма, который вырабатывается генератором, становится недостаточно.

Достаточно ли энергии даёт генератор?

Производительность генерирующей системы закладывается производителем. Увидеть это значение можно в виде маркировки на корпусе устройства. В каждом автомобиле, при условии исправности всех узлов, генератор рассчитан на выработку нужного системе уровня электричества. При постановке ключа в положение, предшествующее стартовому, все индикаторы светятся одновременно на протяжении нескольких секунд, после чего гаснут. На торпеде автомобиля есть индикаторная лампочка, показывающая заряд АКБ. Если она горит и не гаснет – аккумулятор заряжен недостаточно.

Важное звено цепочки выработки и запаса энергии – коленвал. Его вращение измеряется в количестве оборотов в минуту. Это значение не всегда одинаково, оно может меняться в зависимости от ряда параметров. Это тип коробки передач, объём двигателя, тип впрыска топлива, холода или тепла за бортом, изношенности системы, возраста авто и другие условия. Значения оборотов холостого хода также различны и заложены изначально для каждого автомобиля. В среднем это от 500 до 1500 оборотов за минуту. Количество оборотов на холостом ходу напрямую связано с мощностью генератора.

Особенности холостого хода и работы АКБ зимой

Важно понимать, что имеется в виду под понятием холостого хода. Это работа двигателя без нагрузки, при которой энергией обеспечивается только он сам. В этом режиме прогреваются все системы, выход на рабочие температуры. Количество оборотов холостого хода различается для разных моделей. В любом случае если реальные показатели ниже тех, что указаны производителем, значит работа двигателя не сбалансирована.

Выше был описан принцип зарядки АКБ и можно с уверенностью утверждать, что время года не влияет на работу системы. Однако зима и низкие температуры неизбежно вносят свои коррективы. Когда двигатель заведён, он неизменно вырабатывает некоторое количество электричества. То есть аккумулятор может подзаряжаться и в холоде. Но стоит помнить, что заряд батареи пополняется не постоянно. Сюда поступает лишь избыточное электричество, которое оказывается невостребованным для работы всех систем. Прогрев, который неизбежно нужен для нормальной работы ДВС, требует энергозатрат. К тому же, сам аккумулятор хуже воспринимает поступающий на него заряд при низкой температуре. Ситуация стабилизируется когда система входит в рабочий режим.

Трудности с запуском машины, с которыми сталкивается большинство автовладельцев зимой, связано с несколькими факторами. В первую очередь это сокращение использования машины в целом. Аккумулятор просто не успевает зарядиться полностью.

Трудности с запуском машины, с которыми сталкивается большинство автовладельцев зимой, связано с несколькими факторами. В первую очередь это сокращение использования машины в целом. Аккумулятор просто не успевает зарядиться полностью.

Мощность генератора как один из важных факторов запаса энергии

Мощность складывается из соотношения двух факторов: собственно работы оборудования и времени, за которое эта работа выполняется. Для того, чтобы батарея зарядилась, генератор должен работать на протяжении некоторого времени, поставляя системе необходимый объём энергии. Стандартная мощность генератора для обычной легковушки составляет 1кВт.

Минимальный уровень потребления различается для разных моделей, зависит от комплектации, параметров роботы ДВС и других параметров. Чем больше дополнительных функций – тем более мощная генерирующая система требуется.

Возможна ли зарядка на холостом ходу?

Споры на эту тему ведётся постоянно. Профессионалы и любители неустанно приводят весомые доводы. Кто-то говорит, что непременно требуется вращение колёс, другие не видят взаимосвязи передвижения и зарядки АКБ и придерживаются мнения, что достаточно запуска двигателя вхолостую. На самом деле генератор связан с работой коленвала, который, в свою очередь, работает в связке с двигателем. И в движении, и просто при запущенном моторе, система всегда вырабатывает физическую энергию и преобразовывает её в электричество. Двигаются при этом колёса или нет – совсем не важно.

Итак, можно с уверенностью утверждать, что зарядка автомобильного аккумулятора на холостых оборотах происходит несмотря на отсутствие движения. Но возникает ещё один вопрос: имеет ли этот процесс временные ограничения?

Как долго продлится зарядка?

Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Слишком многие факторы влияют на работу генератора, зарядку батареи, расход и выработку энергии. Почти полностью заряженный АКБ восполнит свой заряд довольно быстро при том условии, что дополнительные потребители электричества будут отключены. В противном случае энергия в первую очередь пойдёт на них, а уж после на аккумулятор.

Рассчитать время зарядки достаточно трудно, но всё же приблизительное значение узнать можно. При идеальных условиях можно воспользоваться простой формулой. Максимальный заряд АКБ делят на значение свободного тока, выдаваемый генератором. Свободный ток – это тот избыток энергии, который остаётся невостребованным после того, как все потребляющие энергию системы возьмут свою часть. Это печка, фары, музыка и так далее. Такой расчёт даст весьма приблизительный результат, так как не учтены обороты ДВС и температура за бортом.

Можно сделать вывод, что рассчитать время хоть сколько-нибудь точно не представляется возможным. Слишком много факторов, которые влияют на точность расчётов.

Как продлить работу АКБ

Автомобильные аккумуляторы нужно время от времени менять. Они изнашиваются, со временем их энергоёмкость снижается, как снижается восприимчивость к входящему электричеству. В целом способность аккумулятора сохранять заряд делится на три периода: начало работы (разгон, набор мощности), работа в номинальном режиме и старение. Соблюдая простые правила, срок работы в номинальном состоянии можно продлить.

  1. Новый аккумулятор перед использованием лучше полностью зарядить. Производители предусматривают вариант, при котором АКБ будет использоваться сразу, без предварительной зарядки, то есть так делать можно. Но лучше всё-таки выполнить первую зарядку.
  2. Не допускать полной разрядки и не использовать аккумулятор, который почти полностью разряжен.
  3. Периодически устраивать АКБ длительный заряд. Он должен оставаться на зарядке как минимум 12-14 или 16 часов.
  4. Если батарей какое-то время не будет использоваться, хранить её следует в заряженном состоянии в помещении без перепадов температуры.

Если в зимний период автомобиль используется редко, то заряд аккумулятора нужно постоянно контролировать и при необходимости заряжать самостоятельно.

Как пользоваться аккумуляторной зарядкой

Подключению АКБ к зарядке предшествует ряд подготовительных шагов. Во-первых, батарею необходимо отсоединить полностью или как минимум отключить «минус». На клеммах зачастую есть следы окисления и смазка. Всё это необходимо удалить. Здесь поможет обычная тряпка или она же, смоченная слабым раствором нашатырного спирта. В обслуживаемых аккумуляторах помимо этого нужно открутить крышку для выхода пара.

Подача электричества при зарядке делится на два типа:

  • Постоянный ток – эффективно, но нужен постоянный контроль процесса.
  • Постоянное напряжение – заряжает на 20% меньше.

Лучше комбинировать оба способа, для чего отлично подойдут автоматические зарядные устройства. Зарядка происходит в несколько этапов, каждый из которых отличается напряжением, подаваемым на клеммы АКБ. Расчёт производится исходя из заводских характеристик.

Зарядить аккумулятор можно и без специального зарядного устройства, соорудив подобие зарядки своими руками из лампочки, полупроводникового диода, проводов с клеммами и некоторых других элементов. Второй вариант – использование блока питания от любого устройства вроде ноутбука. Делать это в домашних условиях не рекомендуется, особенно если нет специальных знаний по теме. В первую очередь опасность связана с высоким напряжением, при котором проводится зарядка. Также не стоит забывать о высокой температуре некоторых элементов. Если аккумулятор будет перезаряжен, он начнёт выделять кислород и водород, может образоваться взрывоопасная смесь, как следствие возникает реальная опасность ожогов, травм и даже пожара.

Нужно ехать сейчас, а аккумулятор сел

Бывают случаи, когда выезжать нужно срочно, а АКБ предательски разрядился и машина никак не хочет заводиться. В этом случае можно применить экстренную зарядку. Она поможет получить небольшой уровень заряда, этого будет достаточно для запуска двигателя. Дальше заряжать АКБ будет уже генератор. Этот способ не полезен системе, поэтому использовать его лучше как можно реже.

Аккумуляторную батарею не нужно снимать со своего места. Достаточно отсоединить клеммы. Перед этим необходимо отключить зажигание. Клеммы подсоединяются плюс к плюсу и минус к массе. Зарядка подключается к сети со стандартным напряжением 220. Значение силы тока должно быть на максимуме. Вся процедура должна продлиться не более получаса. Двигателю для запуска будет достаточно той мощности, которую сможет ему дать АКБ.

Аккумулятор будет служить верой и правдой максимально долго если подходить к его использованию с умом. Разумное использование, правильное хранение, грамотный подбор оборудования в зависимости от потребностей автомобиля – вот залог сохранности аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *