Кто должен уступить дорогу при наличии спуска и подъёма? (фото)
Слева имеется небольшое примыкание. По всей видимости, это не перекрёсток, а выезд с прилегающей территории. Например, парковка.
По дороге навстречу друг другу едут красный и синий автомобили.
На стороне красного автомобиля имеется препятствие. Оно обозначено чёрным прямоугольником и занимает по ширине всю полосу, по которой едет красный автомобиль.
Кроме того, перед красным автомобилем установлен знак 1.13 ("Крутой спуск"), а перед синим автомобилем — знак 1.14 ("Крутой подъём").
И при этом красный автомобиль едет прямо, а синий поворачивает налево, на территорию парковки.
Кто и кому должен уступать дорогу при подъеме и спуске? Рассказал знакомый автоинструктор
Один из не самых простых вопросов для водителей – кто должен уступать дорогу на спуске и подъеме. У меня у самого возникала проблемная ситуация с этим. Поэтому, как только я встретился со знакомым автоинструктором, то сразу спросил его об этом. Он помог сориентироваться в ситуации.
Что говорится в ПДД о спуске и подъеме
Проблема заключается еще и в том, что самого понятия «встречный разъезд» в Правилах практически нет. Точнее – раскрывается оно очень плохо. Хотя понять все по смыслу можно и без всяких определений. Соответственно, встречный разъезд – это ситуация на дороге, когда два автомобиля движутся в своих полосах на встречу друг другу.
В таких случаях возникают дорожные условия, которые мешают водителям продолжать движение. Именно это называется затрудненным встречным разъездом. Речь идет о ситуации, когда оба автомобилиста не могут проехать дальше и не знают, как им поступить. Тогда начинает действовать глава 11 Правил дорожного движения. Именно в ней четко прописывается вся последовательность действий всех участников, позволяющая избежать аварии.
В данном пункте указывается на то, что уступать должен тот автомобилист, на полосе которого появилось препятствие. И, соответственно, преимущество у того, в чьей полосе никаких помех нет. Стоит помнить, что правило актуально только для прямых и ровных участков дорог. Что касается спусков и подъемов, то здесь все совсем по-другому.
Изначально нужно знать, что участки дороги со значительными перепадами высоты обозначаются знаками 1.13 и 1.14. Представлены они в виде белых треугольников с красной рамкой. Внутри указывается степень уклона, выраженная в процентах. В соответствии с правилами, уступать здесь должен тот, кто движется вниз.
Действовать водитель должен следующим образом: остановиться заранее, чтобы автомобиль, едущий вверх, успел объехать препятствие и вернуться в свою полосу. Если проблема на полосе того, кто спускается, то ему уже нужно пропускать встречный транспорт и только потом объезжать помеху. Важно помнить, что знаки, обозначающие уклон, устанавливаются не везде. И даже если водитель ощущает резкий подъем или спуск, то без табличек должен руководствоваться общими требованиями.
Возможные нестандартные ситуации
Помимо таких ситуаций, может еще происходить то, что не регламентируется главой 11 ПДД. Это касается узких проездов, в которых два транспортных средства разъехаться не смогут. Такое часто происходит на придомовых территориях. И если никаких знаков нет, то нет и приоритета ни у одного водителя.
При возникновении таких спорных ситуаций проще всего действовать без конфликтов и с взаимным уважением. Лучше показать жестами, кто кому будет уступать или фарами, если все происходит в темное время суток. Так вы сможете разъехаться быстрее и не создавать аварийных ситуаций. Все это я узнал от знакомого инструктора и в случае необходимости использую на практике.
Есть, что добавить? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ. Мы настоятельно рекомендуем всегда соблюдать ПДД, уважать закон и других участников движения!
Встречный разъезд на уклоне: кто и когда уступает дорогу и почему возможны противоречия
Узкие дороги с уклоном встречаются не только за городом, но и во дворах, и многие водители при необходимости встречного разъезда начинают вспоминать, кто же должен уступить – тот, кто едет вверх, или вниз. На самом деле здесь возможны разные варианты – давайте вспомним условия и запомним простое правило, которое поможет навсегда уяснить, кто должен уступить.
В ПДД понятие «встречный разъезд» не обозначено, но на практике это несложная ситуация, когда автомобили, движущиеся по дороге навстречу друг другу, не могут проехать по какому-то участку одновременно, и требуется определить очередность проезда. Примеров можно придумать массу: ДТП на полосе, сужение дороги из-за снега, дорожные работы на одной из полос, припаркованные в нарушение ПДД автомобили и просто узкий участок дороги во дворе, не рассчитанный на встречный разъезд.
На практике есть два сценария встречного разъезда на уклоне, и зависят они от наличия знаков. Рассмотрим оба случая по порядку.
- Правила разъезда на уклоне вполне однозначно регламентируются ПДД: пункт 11.7 гласит, что «уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск». Соответственно, навсегда запомнить правило разъезда несложно: нужно просто понять, что уступает тот, кому проще будет тронуться после остановки. Чтобы тронуться на спуске, достаточно отпустить тормоз, а вот трогание на подъеме, особенно зимой или для грузового автомобиля, может быть сложной задачей. Поэтому ПДД логично трактуют эту ситуацию в пользу максимальной безопасности.
- А вот в чем заключается противоречие встречного разъезда на уклоне: правила разъезда на уклоне действуют только в случае, если уклон обозначен соответствующим знаком 1.13 или 1.14. Если знаков нет, действует другое правило из того же пункта 11.7: «в случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу». Поэтому во дворах, придомовых территориях и на других участках дорог, где знаков уклона нет, очередность проезда определяется по обычной логике: кто не может проехать по своей полосе, тот и уступает.
На практике встречаются ситуации, не попадающие под обозначенные выше условия: например, разъезд на узкой дороге на придомовой территории, где изначально не могут разъехаться два автомобиля, или же разъезд на участке дороги, на обеих сторонах которой в нарушение ПДД припаркованы автомобили, сужающие проезжую часть до одного ряда. То есть препятствия либо нет ни у одного из встречных водителей, либо оно есть у обоих – в такой ситуации приоритета движения нет ни у одного из них. В этом случае разъезд осуществляется по взаимной договоренности с учетом «доброго» пункта 1.5 ПДД: «участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».
Например, если вы движетесь вниз по склону на скользкой дворовой дороге и видите необходимость разъезда, можно заранее остановиться и принять правее, обозначив встречному автомобилю, движущемуся в горку, возможность проехать сложный участок без остановки.
Тот, кто приближается к месту разъезда под знак 2.6, должен уступить дорогу встречным водителям, причем даже тем, кто находится на подъезде к препятствию, а те, кто едет под знак 2.7, имеют приоритет в движении.
Не уступив дорогу или спровоцировав ДТП при встречном разъезде, можно получить штраф по части 1 статьи 12.15 КоАП. Согласно ей, «нарушение правил встречного разъезда влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».
Встречный разъезд на уклоне: кто и когда уступает дорогу
Встречный разъезд — это маневр в сложных дорожных условиях. Например, в условиях, когда для обычного разъезда мало места. Так часто случается во дворе дома, где припаркованные с двух сторон машины мешают проезду, или на дороге, в месте, где произошло ДТП, или ведутся дорожные работы. На подъемах и спусках автомобилистам также часто приходится прибегать к встречному разъезду.
Как разъезжаться двум автомобилям на придомовой узкой территории, заставленной припаркованными машинам — не всегда ясно. По негласным правилам «водительского кодекса» дорогу должен уступить тот автомобиль, которому нужно меньше ехать или проще будет потом после остановки тронуться с места. Правила дорожного движения (пункт 1.5) предлагают в этом случае автомобилистам договориться и «действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда».
Как должны поступать водители, если им приходится разъезжаться на склоне или уклоне? Об этом, в частности, говорится в пункте 11.7 ПДД: уступить дорогу в этом случае должен тот автомобиль, который движется на спуск. Здесь все логично: приоритет получает то транспортное средство, которому потом после остановки будет сложнее тронуться с места. В этом случае есть, например, риск, что машина, остановившись, начнет скатываться вниз.
В этом простом, на первый взгляд, правиле есть один важный нюанс. Такой порядок встречного разъезда действует только при наличии на уклоне дорожных знаков 1.13 и 1.14. Если этих знаков нет, то необходимо руководствоваться указаниями пункта 11.7 Правил дорожного движения. В этом пункте говорится, что при встречном разъезде дорогу уступает тот водитель, на стороне которого имеется препятствие.
Встречный разъезд — это еще один повод вспомнить о культуре вождения и правильном и безопасном поведении на дороге. Например, водитель, который приближается к месту разъезда по сложной, обледенелой дороге, заметив встречное авто должен сместиться вправо, чтобы дать ему приоритет и не создавать аварийную ситуацию на дороге.
Впрочем, ситуации с нарушением правил разъезда регулируются не только нравственными законами, но и КоАП РФ. Так, частью 1 статьи 12.15 КоАП предусмотрен штраф в размере 1500 рублей тем водителям, которые нарушают правила встречного разъезда.