Куда исчезли в России почти все стационарные посты ГИБДД
Многие водители успели заметить, что в последние годы стационарных постов дорожной полиции становится все меньше. И не так часто можно встретить инспектора на дороге. Зато «письма счастья» со штрафами приходят регулярно. В чем причина?
Пришла реформа
Активно стационарные посты начали массово убирать в регионах с 2009 года, когда в стране решили от них избавиться в рамках реформирования МВД. Тогда сокращали штат полицейских, поэтому и структуру ГИБДД тоже оптимизировали. Сначала убрали отдаленные посты в мегаполисах, потом взялись и за остальные. Для работы на одном подобном пункте нужно пара дксятков человек, при современной структуре полиции это нерационально.
Мобильные экипажи — на смену постам
Сегодня в некоторых областях практически не осталось таких пунктов, которые, по мнению экспертов, являлись рассадником взяток и коррупции на дороге. Даже в МВД в начале десятых годов признавали, что существование стационарных постов не везде оправдано и не всегда эффективно. С функцией постов вполне справляются мобильные патрули — проверить водителя по базам можно и в патрульной машине, считают в ГИБДД. По оценкам МВД, эффективность экипажей ДПС выше, чем стационарных постов, о существовании которых водители знают и объезжают их. Более того, по мнению общественников, они затрудняли выезд из городов, на трассах, где и так напряженное движение.
Стражами дорог стали камеры
Регионом — пионеров стал Ульяновск — почти все убрали в 2010-м, а в 2012-м сняли последний, который смотрел за мостом через Волгу. А в Москве убрали 17 стационарных постов в 2012-м. На смену постам в столице пришла интеллектуальная система управления движением в городе.
В последние годы вообще сократилось число сотрудников ДПС на дорогах — их место занимают камеры и комплексы фиксации правонарушений. И сеть в ближайшие годы будет только увеличиться, растет число частных треног. А сборы штрафов таким автоматическим образом с каждым годом также растут.
Регионы массово избавляются от стационарных постов ДПС
Одним из регионов-передовиков в ликвидации постов ДПС стала Ульяновская область, где почти все они были упразднены еще в 2010 году. Месяц назад в регионе закрылся последний такой пост, располагавшийся недалеко от моста через Волгу. Как повлияло упразднение постоянных постов, «Газете.Ru» рассказала начальница Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения управления ГИБДД по Ульяновской области Светлана Яшнова.
«Решение о закрытии стационарных постов ДПС было принято на федеральном уровне в 2009 году в рамках реформы полиции. Тогда штатная численность личного состава МВД была сокращена на 10–12%, а на следующий год еще на 10%. В этой ситуации поступило указание оптимизировать структуру ДПС. Сначала сокращали посты на дальних подъездах к городам, потом взялись и за всё остальные, -— рассказывает Яшнова.
— Для круглосуточного обслуживания одного стационарного поста ДПС ежемесячно необходимо минимум 25 человек. В этом случае при нынешней штатной структуре нам бы пришлось высвобождать людей с патрулирования улиц, с других важных участков, где сотрудники полиции приносят ощутимо больше пользы».
По мнению представителя УГИБДД, с функцией постов ДПС вполне справляются мобильные патрули. «Если водителю надо что-то оформить, если нужно проверить его по базам, все это можно без проблем сделать в полицейской машине, и в этом отношении качество обслуживания населения ничуть не снизилось, — считает Яшнова. — Мы проводили анализ, изучали статистику и пришли к выводу, что КПД мобильных постов выше, чем у стационарных. Все водители хорошо знали о расположении стационарных постов, поэтому при необходимости просто объезжали их стороной».
Освободившиеся здания постов в Ульяновской области пока законсервированы, но в местном УГИБДД не исключают, что им может быть найдено новое применение. «При необходимости их можно использовать при выездных рейдах, проводить в них встречи с гражданами или как-то приспособить под нужды участковых», — рассуждает Яшнова.
Пока в одних регионах стационарные посты ДПС уже остались в прошлом, в других, например, в республиках Северного Кавказа, об этом пока речь не идет, а в Москве приступают к их ликвидации. Среди нескольких десятков столичных постов закрыто пока всего несколько. В понедельник руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский опубликовал список из 18 столичных постов ДПС, которые, по его информации, будут закрыты в ближайшее время. Таким образом, количество постов, по его данным, может сократиться до 31, то есть больше чем на треть. Впрочем, пока в столичном ГИБДД предпочитают не торопить события и аккуратно говорят о предстоящих изменениях.
«Действительно, сейчас наше управление проводит своеобразную ревизию всех наших постоянных объектов. Мы смотрим, чем они оборудованы, как и насколько эффективно используются сотрудниками ДПС. Если будет принято соответствующее решение, эти посты будут закрыты, но пока трудно говорить о конкретных точках и уж тем более о сроках.
Список из 18 готовящихся к закрытию постов, который на днях появился в интернете, трудно назвать точным. Он может быть сильно изменен, как существенно расширившись, так и сократившись», — заявил «Газетe.Ru» глава пресс-службы столичного ГИБДД Артем Иванов. Представитель ГИБДД также объяснил появление стационарных будок для сотрудников ДПС на некоторых участках столичных дорог. «Сейчас идет активная реконструкция городских вылетных магистралей, и мы стараемся учитывать интересы строителей, с тем, чтобы наши объекты им не мешали, поэтому кое-где поставили такие компактные будки», — рассказал Иванов.
Пока по всей стране контрольные пункты постепенно сокращают, некоторые регионы уже открыто выступают за их возвращение.
В марте этого года в Туве произошло резонансное ДТП. Пьяный мужчина взял у родственников автомобиль, а затем въехал на нем в группу играющих детей. Один ребёнок погиб и трое получили тяжелые ранения. Правительство республики возложило ответственность за случившееся на МВД, ранее закрывшее 28 из 29 существовавших стационарных постов в республике. К факторам, повлиявшим на ухудшение ситуации в безопасности дорожного движения, республиканские и муниципальные власти относят, в частности, свертывание стационарных постов ДПС. Власти всех уровней еще до начала реформы в органах внутренних дел всегда выступали за сохранение этих постов. «Такая позиция властей региона остается неизменной и сейчас», — говорилось в заявлении правительства Тувы. По мнению республиканских властей, сам факт наличия стационарных постов заставлял водителей и владельцев автотранспорта воздерживаться от противоправных действий.
В местном ГИБДД закрытие постов объясняют нехваткой кадров. «После сокращения штатов на 20–22% у нас просто нет достаточного количества людей, чтобы эти посты функционировали. Для контроля за дорожной обстановкой у нас помимо мобильных экипажей задействована система видеонаблюдения, комплексная система «Безопасный город». Этого вполне хватает, чтобы адекватно контролировать обстановку», — рассказал один из сотрудников ведомства.
Правозащитники уже давно призывают как можно скорее избавляться от стационарных постов, считая их неэффективными. Кроме того, на стационарном посту инспекторы могут остановить любой автомобиль вне зависимости от того, нарушил водитель что-то или нет. Всё это только провоцирует взяточничество, уверены эксперты.
«Я не вижу в них никакого смысла. Посты необходимо менять на видеокамеры, и этого будет более чем достаточно, — заявил «Газете.Ru» глава Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. — Полиция должна быть современной и мобильной, как, например, в Грузии или Западной Европе. Там от этой архаичной системы уже избавились, а у нас стационарные посты продолжают оставаться рассадником коррупции, создавать заторы на дорогах, а главное, не приносят никакой ощутимой отдачи».
«Сейчас стационарные посты это только взятки. Сами гаишники много раз признавались, что гораздо эффективнее было бы перемещаться мобильными группами, имея одну единую базу», — заявил «Газете.Ru» руководитель межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев. По его мнению, закрытие стационарных постов это «часть вялотекущей реформы ГИБДД». «Но на самом деле эта реформа наверху никому не нужна, она тянется уже лет десять, и трудно говорить о каких-то видимых результатах», — считает Леонтьев.
В Слюдянке и Тайшете закрыли стационарные посты ГИБДД. Узнали почему
Посты закрыли из-за необходимости усиления мобильности нарядов: сотрудники, которые работали там на постоянной основе, в летние месяцы будут дежурить в местах повышенной аварийности и массового отдыха жителей Иркутской области.
С 1 сентября оба поста заработают снова.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
Куда пропадают посты ДПС
«Набрось ремень, впереди пост» — вскоре это привычная фраза станет такой же частью истории, как простая рукописная доверенность или, например, дырки в правах. И дело не только в том, что российские водители стали чаще пристегиваться – главк МВД по Москве принял решение ликвидировать стационарные посты ДПС. В настоящее время в столице законсервированы и переведены на баланс города 24 таких объекта – почти половина всех имеющихся. По мнению экспертов, этот шаг давно назрел, так как стационарные пункты ГИБДД не только не выполняют полицейских функций, но и превратились в коррупционные «гнезда».
«Наверное, даже нельзя сказать, что они себя изжили, потому что в них изначально не было никакого смысла, — заявил Autonews.ru президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Свою роль, которая никому не известна, они не выполняли. Сотрудники ДПС должны быть мобильны, должны постоянно перемещаться по городу. В этом есть смысл, но зачем им день за днем торчать на одном месте?»
«Кому вообще нужен стационарный пост? Это было такое специальное место, где давали и брали взятки. Все-таки, когда речь идет о крупной сумме, в автомобили это делать не совсем удобно, а в кабинете закрылся – и пожалуйста. Как показывает судебная практика, большинство преступных групп из числа полицейских сформировалось также именно на постах ДПС. Словом, жалко даже, что их так поздно начали закрывать. Нигде в мире подобных постов нет, европейцы всегда удивляются, когда их видят», — отметил Травин.
Серые бетонные будки автоинспекции давно уже воспринимаются водителями как анахронизм: созданные в свое время в качестве «объектов обязательного закрытия по дислокации», чтобы препятствовать угону автомобилей (именно поэтому они располагаются справа – на выездах из города), стационарные пункты с этой ролью давно уже не справляются: угонщики их просто объезжают. И нарушений никаких они не фиксируют – кто же будет нарушать перед постом? При этом на каждом стационарном пункте несут службу 4-6 инспекторов, имеется оружие и служебная техника – содержание всего этого обходится ГИБДД не так дешево. Доходит до нелепости: например, инспекторы федерального поста ГИБДД в Юрюзани, ввиду отсутствия работы «по профилю», вынуждены исполнять функции местных участковых.
По мнению главы «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, единственная польза, которую приносили посты ГИБДД, заключалась в том, что у водителей была возможность не тормозить ночью на трассе по требованию неизвестного человека в форме, а доехать до освещенного поста: «Конечно, в этом смысле пост ДПС играл какую-то полезную роль. Но сейчас, с постановлением Верховного суда о том, что водитель не обязан выходить из автомобиля по требованию инспектора, эта функция уже не нужна. Ведь чего боялись водители? Того, что ночью, где-нибудь на подмосковной трассе их тормознет гаишник, прикажет выйти из автомобиля, а дальше – по башке чем-нибудь дадут и в лесу закопают. Теперь водитель может остановиться на безопасном участке трассы, заблокировать двери и ждать, пока к нему подойдет полицейский».
«Сами по себе посты давно уже превратились в помеху для движения. Чтобы удобнее было выцеплять машины, гаишники перекрывают 1-2 полосы, из-за чего образуется перманентная пробка. При этом поймать какого-то преступника они могут только случайно, так как посты есть не на всех вылетных магистралях, их можно спокойно объехать. Зачем же нужен пост? В основном, для вымогательств – как, например, на Ленинградке. Тормозят машину, а человек на самолет опаздывает – ему говорят: ничего не знаем, давайте-ка проверим документы, посмотрим ваши штрафы, у нас тут очередь, присядьте пока. Получается такой сравнительно честный способ отъема денег. Кроме того, вот эти блок-посты с вооруженными людьми на выезде из города, это как-то уже не вяжется с реалиями современной Москвы», — добавил эксперт.
Отметим, что упор московских властей на развитие Интеллектуальной транспортной системы города привел к тому, что ГИБДД начала стремительно терять свои функции. Вместо спрятавшегося инспектора с радаром за соблюдением скоростного режима в столице следят неподкупные «Стрелки» (кстати, их количество в Москве будет увеличено до конца года вдвое). А в январе этого года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился передать право взимать штрафы за неправильную парковку властям субъектов федерации – речь идет о развитии система автоматической фиксации нарушений «Паркон».
Кроме того, мэрия Москвы намерена забрать у ГИБДД ряд других полномочий, например — рассматривать дела об административных правонарушениях за выезд на выделенную полосу и нарушение требований дорожных знаков. Кроме того, мэрия Москвы хочет самостоятельно вести дела о неуплате штрафов. Причины для этого — недостаточная эффективность автоинспекции, маленький штат, устаревшие методы работы. Так что, вполне возможно, что в течение нескольких лет человек в полицейской форме с полосатой палочкой в руках будет восприниматься ископаемой редкостью.