Можно ли сэкономить, если выключить кондиционер и другие системы в машине
Автомобили имеют множество опций, без которых невозможно представить современный автомобиль. Кондиционер, мультимедийная установка с усилителем, акустические колонки, мощные фары ближнего света, щетки стеклоочистителей, обогревы сидений, стекол и зеркал, а также вентиляция в кабине и розетка для сотового телефона требуют энергии, а значит, дополнительно нагружают генератор и заставляют двигатель тратить больше бензина. Насколько увеличивается это потребление, если все системы активированы, и сколько можно сэкономить, если вдруг водитель и пассажиры решат не использовать блага комфорта?
Сколько бензина тратит кондиционер?
Энергия для бортовых систем автомобиля извлекается посредством работы генератора, который имеет прямую связь с валом двигателя. Если энергии не хватает, то блок управления нагружает ременной привод и дает команду мотору на увеличение оборотов. Растет потребление топлива.
Излишки энергии уходят в аккумулятор и возвращаются в систему энергопитания транспортного средства, когда двигатель выключен или работает на щадящих режимах, к примеру, во время холостого хода. Неудивительно, что тратить бензин водителям не хочется, и многие не используют кондиционер и другие опции.
В первом приближении это действительно дает результат. Исследования, проведенные немецким клубом автомобилистов ADAC, показывают, что на автомобиле Skoda Octavia кондиционер потребляет столько энергии, на выработку которой в среднем приходится затратить 0,43 л бензина в час. Если отключить климатическую установку, то можно сэкономить бензин.
Предположим, что в дальнем путешествии автомобиль находится около 10 часов, тогда при езде без кондиционера в баке теоретически может оказаться 4,3 л сэкономленного топлива, а это примерно 230 рублей. При этом водителю и пассажирам придется мириться с высокой температурой воздуха в салоне.
Часто водитель открывает окна, чтобы набегающими потоками ветра охлаждать кабину. Однако в этом случае нарушается аэродинамика автомобиля, в боковых зонах создаются завихрения, которые формируют области пониженного давления, препятствующие свободному течению потока, что, в свою очередь, тормозит машину. Тогда расход опять возрастает и может перебить достигнутую экономию.
Езда с открытыми окнами
Журнал «За рулем» провел свои исследования аэродинамики автомобилей. В тестах принимали участие дизельный Ford Focus с мотором 1,8 TDCi и Lada Kalina с двигателем объемом 1,6 л. Тесты были разбиты на два этапа, и испытания проводились на скоростях 90 км/ч и 120 км/ч.
На скорости 90 км/ч при движении по трассе без кондиционера Kalina расходует 5,5 л/100 км. Если открыть все окна, то расход увеличивается на 0,1 л/100 км.
Однако с ростом скорости ситуация резко меняется. Если разогнаться до 120 км/ч, то аэродинамическое сопротивление возрастает, и негативная роль турбулентностей сказывается на движении. Так, при 110 км/ч открытые окна на Kalina увеличивают расход на 0,35 л/100 км, а при 120 км/ч на все 0,5 л.
У дизельного Ford Focus картина немного иная. На скорости в 90 км/ч без кондиционера и с закрытыми окнами он тратит 3,8 л на «сотню», а с открытыми окнами наблюдается рост расхода примерно на 0,1 л. На высоких скоростях потребление увеличивается до 5 л, а если отрыть окна на скорости в 120 км/ч, то потребление бензина увеличится примерно на 0,4−0,5 л. При скорости в 130 км/ч с открытыми окнами расход вырастает уже на 0,6−0,7 л. А это больше, чем потребляет кондиционер.
В общем, выключать кондиционер ради экономии бензина целесообразно только на малых скоростях, не превышающих 90 км/ч, но даже в этом случае эффект от экономии неочевиден. Сквозняк в салоне может негативно сказаться на здоровье пассажиров.
Сколько топлива расходует кондиционер?
В начале, возможно, несколько интересных фактов. Даже в 1990-е годы кондиционер в автомобиле был настоящей роскошью, которой часто не было даже в списке опций в новых автомобилях. Сегодня это уже не так. Даже в сегменте B это часто входит в стандартную комплектацию автомобиля. И на рынке подержанных автомобилей ситуация ненамного хуже. Статистика показывает это лучше всего. Целых 97 процентов.
Сколько топлива потребляет кондиционер?
Поскольку кондиционер так популярен даже в подержанных автомобилях, стоит спросить себя: сколько топлива потребляет кондиционер? В случае старых конструкций с компрессорами с ременным приводом дополнительная нагрузка может увеличить расход топлива до 10 %. Это довольно много, особенно сейчас.
Например, в бензиновом автомобиле, который сжигает 10 литров бензина в городе, кондиционер добавляет к результату дополнительный литр. Предполагая, что двигатель сжигает 7 литров, кондиционер увеличит его на 0,7 литра. Однако стоит помнить, что в более новых автомобилях кондиционер в меньшей степени нагружает двигатель и в меньшей степени способствует расходу топлива.
Открытые окна вместо кондиционера? Расход увеличится на 20%!
Приведенный выше расчет позволяет закрыть дело? Ну не совсем. Потому что, хотя мы уже знаем, сколько топлива потребляет кондиционер и сколько это стоит, расчет все еще является лишь частичным. Причина? Это прозаично. Представьте, что вы не хотите нести дополнительные расходы и выключать кондиционер во время вождения. Однако тогда вам придется открыть окна транспортного средства. А значит ухудшилась аэродинамика, так что собственно. очередная трата топлива.
Езда с открытыми окнами дешевле включения кондиционера только на скорости до 70 км/ч. Выше работающий кондиционер становится более дешевым вариантом.
Например, при движении со скоростью 85 км/ч с открытыми окнами расход топлива может увеличиться на 20 %. Это в два раза больше, чем потребляет кондиционер. И такие результаты подтверждаются исследованием, проведенным международной ассоциацией автомобильных инженеров SAE International.
Кондиционирование воздуха и сжигание. Помните о комфорте.
И результаты этого расчета еще не полны. Потому что они еще не включают вопрос комфорта. Езда в промерзшем салоне в жаркую погоду просто… золото. Водитель меньше устает, испытывает меньше стресса, может закрыть окна и изолировать себя, например, от циркулирующих вокруг него выхлопных газов.
Езда с включенным кондиционером, или как сэкономить?
Хорошо, но можно ли еще сэкономить на кондиционере? Да, и есть несколько малоинвазивных способов. Они здесь:
Сколько примерно в литрах бензина жрёт кондиционер из расчёта расхода на 100 км? Как часто вы его включаете ?
В такую жарищу (температура в тени на верхнем табло) климат-контроль работает постоянно — хоть в пробках, хоть на трассе. И вроде бы уже не раз доказано, что при движении со скоростью более 80 км/ч открытые настежь окна «съедают» топлива больше, чем включенный кондиционер.
Едут два грузына в иномарке, на улице — жара неимоверная, а они едут с закрытыми окнами, в пиджаках и при галстуках. Один другому и говорит:
— Эй, Гоги.. . Давай окно откроем!
— Hэт. Пусть все думают, что у нас кондиционэр.
Эксперимент показал, на сколько литров увеличивается расход топлива в автомобиле при работающем кондиционере
Эксперты опытным путем вычислили, как будет увеличиваться расход топлива с работающим кондиционером. Для эксперимента было взято два автомобиля: Террано 2019 года выпуска и Дэу Матиз 2011 года. Обе машины эксплуатируются в разных режимах, поэтому специалисты решили провести тест-драйв транспортных средств в жау и выяснить, как изменится при этом расход топлива.
Сначала был протестирован Матиз. В настоящее время малолитражка большую часть времени ездит по городским дорогам. Ранее машина использовалась преимущественно для дальних поездок.
Если раньше при смешанном цикле эксплуатации Матиз тратил около 6.5 литров, то в поездках по городу меньше 8 литров на сотню километров расходовать не получалось.
За период всей поездки в условиях эксперимента с включенным кондиционером, авто пришлось заправлять три раза и каждый раз обнулять показатели. В итоге при расчете на сотню километров вышло: 8.1, 8.6 и 7.7 литра. Конечно, стоит обязательно учесть и простои в пробках с постоянно работающим кондиционером, и довольно активную езду в режиме газ-тормоз, но все равно восемь литром для машинки размером с Оку — это перебор.
В последнем случае расход понизился из-за того, что машина выезжала за город, и автомобиль проехал по трассе около сотни километров, что и уменьшило общий расход от заправки до заправки.
То есть даже на таком маленьком автомобильчике кондей забирает в среднем примерно 1,2-1,5 литра топлива на сотню. Стоит напомнить, было 6,5 в смешанном режиме, а стало 7,7 тоже в режиме, близком с смешанному.
Далее в ход пошел автомобиль Террано, который большую часть времени эксплуатировался на трассах, а по городу ездил не более одной пятой части от общего пробега. При последнем замере весенний период расход топлива составлял 8.6 литров.
В условиях эксперимента автомобиль при включенном кондиционере проехал около 80% по трассе и 20% по дорогам города, накрутив в итоге 600 километров. При этом средний расход составил ровно девять литров на 100 км. Ездили специалисты в соседнюю область (230 км в одну сторону) и еще немного покатались по городу не в часы-пик. В принципе такой режим эксплуатации для Террано можно считать самым что ни на есть стандартным.
Таким образом, в случае с Террано кондиционер прибавляет всего около одного литра к общему расходу.
Но так кажется только на первый взгляд.
Итог: если немного поразмыслить, то все получается вполне логично: у Матиза слабый двигатель, и кондиционер служит для него стрессовой нагрузкой. Те 3-5 лошадиных сил, которые он отнимает у и без того хилого движка, заставляют водителя активнее наживать на педаль газа при разгоне, что повышает расход.
Для двухлитрового двигателя Террано кондиционер хоть и заметен как дополнительная нагрузка, но уж точно не столь критичен. В процентном соотношении кондиционер Матиза забирает у слабосильного мотора намного больше мощности, чем кондей Террано у F4R. Отсюда и такие результаты эксперимента по расходу.