Разработчик уточнил сроки поставок танков «Армата» в армию
Серийные поставки танка «Армата» (Т-14) в Вооруженные силы России начнутся в 2022 году, сообщил журналистам генеральный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в концерн «Уралвагонзавод») Андрей Терликов, разработавший боевую машину, передает «РИА Новости».
«Серийные контракты на поставку «Арматы» заключены между Минобороны и УВЗ (Уралвагонзавод. — РБК). Госиспытания идут, ожидаем их окончания в ближайшие год-два. До конца 2021 года по одному из контрактов запланирована поставка установочной партии машин. <. > С 2022 года мы выйдем на устойчивые серийные поставки этих машин», — сказал Терликов.
В августе прошлого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что ожидает, что министерство обороны возьмет на вооружение танк «Армата» в конце 2020 года — начале 2021 года, после завершения государственных испытаний. В апреле он говорил, что серийные поставки боевой машины в российскую армию начнутся в 2021 году.
Т-14 был представлен в 2015 году. Особенность танка — необитаемая башня: экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта. «Армата» предназначена для поддержки наступления мотострелковых подразделений, уничтожения живой силы противника и укреплений.
В 2019 году Минобороны приступило к государственным испытаниям боевой машины. В феврале текущего года Т-14 получил экспортный паспорт.
Тем временем в Минобороны уже разработали концепцию двухзвенного «танка будущего» — он должен заменить Т-14 после 2040-х годов.
Армата когда поступит на вооружение
Когда Россия совершенно внезапно анонсировала выход нового танка Т-14 «Армата», волосы на головах зашевелились даже у американцев. Дело в том, что характеристики у танка настолько превосходят все западные аналоги, что первое время казалось, что вот-вот взвод российских бойцов на Арматах прорвётся прямиком к Белому дому, раздавая по пути автографы и флаера на очередное шоу рядом со статуей Свободы. Спустя годы после громкого анонса можно сделать вывод, что танк оказался очередным прорывом, реализовать который практически невозможно. В ручном режиме собрали небольшое количество машин, которые уже успели засветиться на учениях и даже заглянули в СВО, но до реального применения в боевых условиях далеко.
реклама
Многие эксперты полагают, что причина в том, что российское командование опасается того, что танк может попасть в руки к украинским военным, после чего моментально окажется на столе у американцев. Именно поэтому Армату будут беречь, поскольку раскрывать секреты российского танкостроения потенциальному противнику никто не хочет. Примерно также действуют и сами янки, отказываясь поставлять Украине современные дроны и многую другую технику. Вполне возможно, что это одна из главных причин, но точно не единственная. По ссылке вы можете изучить мнение одного из блогеров, указывающих на множество проблем, с которыми столкнулись разработчики танка. Прежде всего сложности возникли с двигателем А-85-3А, созданным в далёкие 90-е инженерами КБ «Трансдизель». В основе агрегата лежит немецкий Simmering SLA 16, более известный как Porsche Тур 212 для тигров (танк).
Изначально движок попытались установить на танк Т-95 (прямой предок Арматы с пустой башней и бронированной капсулой, в которую помещаются три человека). Так вот, сам А-85-3А имеет 12 цилиндров с заявленной мощностью до 1800 л.с. При этом в обычном режиме он выдаёт немалые 1500 л.с. при весе в 1550 килограмм. Эксперты уверяют, что агрегат слишком тяжёлый и крайне сложный, а значит имеет низкую надёжность в боевых условиях. Злые языки утверждают, что за 30 лет производство двигателя не было выведено на поток только потому, что он откровенно плох, ну а с Арматой и вовсе вышла любопытная ситуация, ведь не двигатель разработали под танк, а танк под двигатель. В результате нормально себя чувствует танк только при поддержке нескольких техников, готовых устранить любую неприятность в случае её возникновения. Возможно, именно поэтому за последние годы производство Армат так и не стартовало, ведь оптимизировать двигатель не вышло. Эксперты полагают, что при достаточном финансировании проблему удастся решить, но случится это точно не завтра.
Не менее странная ситуация и с мощностями для производства танков, ведь есть сведения о том, что на строительство завода выделили 65 миллиардов долларов, которые ушли на закупку специализированного оборудования у иностранных компаний. Якобы, деньги потрачены, а оборудования нет, поскольку санкции не позволяют его поставлять. Ну и не стоит забывать, что Армата под завязку набита электроникой. Купить такое количество сложных приборов на китайских площадках невозможно, ну а европейские поставщики ушли в глухую оборону. Со временем можно часть компонентов заменить на российские аналоги, если таковые будут созданы. Или не будут, ведь завод Красный Октябрь признан банкротом, а его владелец и вовсе растворился в неизвестном направлении. Его подозревают в массовых хищениях на миллиарды рублей, а в итоге завод всё же заработал, но не без ущерба как по времени, так и разработке соответствующих технологий для оборонного заказа. Какое-то время можно продержаться на уже закупленных компонентах, но никто не знает, насколько всего этого добра хватит.
Для чего на Украину перекинули танк Т-14 "Армата", напугавший американцев
ВС России обкатали в боевых условиях на Украине новейший танк Т-14 "Армата". Чем он превосходит западных конкурентов и почему его можно назвать убийцей всех существующих в мире танков?
Чем превосходит западных конкурентов Танк Т-14 «Армата». Обложка © ТАСС / Сергей Карпухин
Ссылаясь на свои источники в ВПК России, СМИ сообщают, что в реальном бою были опробованы новейшие российские танки Т-14 «Армата». Танки поступили на вооружение Южного военного округа. После боя их вывели с передовой. Т-14 стал единственной машиной нового поколения, побывавшей на переднем крае боевых действий и находящейся на пике боевых возможностей. Эксперты в области вооружения предполагают, что применением «Арматы» Российская армия может поставить эффектную точку в специальной военной операции на Украине.
Российский танк имеет тепловизионный прицел, который может находить и уничтожать цели днём на расстоянии до пяти километров и до 3,5 километра ночью. Фото © ТАСС / Антон Новодережкин
Эксперты НАТО внимательно следят за Т-14 «Армата», потому что он является главной угрозой не только для техники, поставляемой на Украину, но и для перспективных разработок. Недавно журналист Крис Осборн в статье для портала 19FortyFive назвал главным преимуществом Т-14 перед американским М1 «Абрамс» необитаемую башню. Кроме того, «Армата» легче «Абрамса». Российский танк имеет тепловизионный прицел, который может находить и уничтожать цели днём на расстоянии до пяти километров и до 3,5 километра ночью. Также Т-14 стреляет снарядами «Рефлекс», способными пробить до 900 миллиметров брони.
Другой военный эксперт — Алекс Бетли — признавал, что бортовая электроника «Арматы» позволяет экипажу машины вести более «осмысленный и эффективный бой по сравнению с танками предыдущих поколений». Говоря об осмысленном бое, американские эксперты упоминают, что танк Т-14 по умолчанию оснащается новой 125-миллиметровой пушкой, однако машина может быть превращена в штурмовое орудие. Для этого необходимо установить новый боевой модуль с орудием калибра 152 мм. Такое решение немного снижает возимый боекомплект, однако в целом такое решение оправданно, когда техника применяется для штурма укреплений противника, аналогичных тем, что можно было увидеть в Мариуполе или Северодонецке.
Американский аналитик Питер Сучиу отмечает, что Т-14 отличается низким силуэтом, что снижает уязвимость к огню противника и повышает безопасность и живучесть экипажа, а также позволяет вести огонь из укрытий в складках местности, что для такой территории, как Украина, особенно ценно.
— О Т-14 известно немного, но эта машина отличается от обычных танков так же, как звездолёт из будущего — от современной машины. Я много лет исследую технику на платформе «Армата» и могу с уверенностью сказать, что концепция там такая: бить на упреждение, быстро отходить и делиться данными о цели. У танков «Армата» есть возможности делать это намного быстрее, чем сейчас, — признаёт ветеран «Бури в пустыне», бывший командир танка М1 «Абрамс» Майкл Оксер.
Для того чтобы оперативно действовать и не быть обнаруженным, у экипажа Т-14 есть всё необходимое: комплекс управляемого вооружения, запускаемого из ствола орудия, набор активных и пассивных датчиков, включая радиолокатор активной защиты, вспомогательная силовая установка, которая позволяет не запускать двигатель и тем самым избежать попадания таких ракет, как «Джавелин». А если ситуация на поле боя сложится так, что внешние приборы наблюдения будут разбиты, Т-14 может использовать систему «синтетического зрения» (её ещё называют «глаз бога»), как в продвинутых самолётах. Машины предыдущих поколений таких технологий не имеют. Максимум, на что можно рассчитывать, — это тепловизор и пассивная система ночного видения.
Ещё в 2020 году глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что танк Т-14 «Армата» был испытан в Сирии. По его словам, эти танки направили туда, «чтобы учесть все нюансы в боевых условиях». Министр отметил, что испытания помогут формированию «финального облика» танка, поставки которого запланированы для Российской армии на 2023 год. Одной из главных особенностей танка «Армата» является не орудие и не система защиты, а система управления вооружением, которая в режиме реального времени отслеживает то, что военные называют входящими угрозами. Электроника танка непрерывно отслеживает дальность цели, её координаты, подбирает для поражения наиболее эффективные боеприпасы и передаёт данные о противнике машинам с аналогичным оборудованием.
Время перезарядки при интенсивном огне снизилось почти на секунду, и на ближайшие несколько лет танки «Армата», вероятнее всего, останутся самыми скорострельными в мире. Видео © YouTube / NewArmedForces
По некоторым данным, итоги испытаний в Сирии позволили оптимизировать и работу блока вооружения. Время перезарядки при интенсивном огне снизилось почти на секунду, и на ближайшие несколько лет танки «Армата», вероятнее всего, останутся самыми скорострельными в мире.
Когда «Армата» встанет на вооружение
Т-14 пока не часто появляются на поле боя. В апреле 2023 года СМИ сообщали, что российские военные начали применять эти танки в зоне СВО. «Армата» получила дополнительную защиту бортов от противотанковых боеприпасов. В мае издание Military Watch Magazine со ссылкой на появившиеся в Сети кадры сообщало о том, что новейший российский танк «работает» по позициям ВСУ.
Танк Т-14 «Армата» по пути на генеральную репетицию парада на Красной площади. Фото © ТАСС / Владимир Гердо
Военные эксперты считают, что Т-14 сейчас проходит испытания в реальных боевых условиях, но использовать его на постоянной основе пока нет нужды.
— Танк можно будет активно применять, когда он будет принят на вооружение. Другой момент: он там не нужен в данный момент. С остатками той бронетехники, которая осталась у украинской армии, справляются и танки текущих поколений, — рассказал кандидат военных наук Сергей Суворов.
Сколько танков потеряла Украина
До начала спецоперации ВСУ располагали примерно 1,5–2 тысячами танков, включая машины, оставленные на хранение. Это советские Т-64Б/БВ, Т-80 и Т-72Б. Начиная с апреля 2022-го Киев получал танки и БМП от стран Восточной Европы: Чехии, Польши, Словении, Словакии, Болгарии и Венгрии. По данным аналитической группы Oryx, Украине дали примерно 410 тяжёлых машин и 250 БМП. В основном это различные модификации Т-72, M-55S (Т-55), M-2, БМП М-80.
Украинские военнослужащие разбирают разбитый танк. Фото © Getty Images / Anadolu Agency
Уже к концу лета – осени 2022-го ВСУ столкнулись с дефицитом танков. Много техники было уничтожено в первые недели СВО, часть танков остались ржаветь под Северодонецком и Лисичанском и т.д.
Это стало побудительным мотивом к решению о поставке западной тяжёлой техники. В начале января 2023-го США анонсировали поставки БМП Bradley и Marder, затем в ФРГ пришли к консенсусу по отправке танков Leopard 2. США, в свою очередь, пообещали передать Киеву ОБТ Abrams M1. Ряд стран, включая Италию и Норвегию, согласились на реэкспорт ранее ввезённых туда западных танков. Великобритания согласилась предоставить танки Challenger 2 и БТР Stryker, Франция — танки Leclerc и бронемашины AMX-10RC.
Вся эта техника успешно уничтожается. Несколько дней назад президент России Владимир Путин сообщил, что с начала контрнаступления Украина потеряла 311 танков, из которых треть — западного производства, в том числе и «Леопарды».
Примечательно, что в немецкой технике, захваченной ВС РФ в ходе боёв на Запорожском направлении, уцелели основные узлы. Это системы связи, композитное бронирование, противоминная защита, приводы, боекомплекты и т.д. Теперь всё это «добро» будет тщательно изучено российскими специалистами и не исключено, что впоследствии войдёт в экспозицию парка «Патриот».
Западные источники, включая CNN, Bild, BBC, американский институт изучения войны ISW, признают, что тактика, применённая ВСУ в ходе первой фазы контрнаступления, привела к большим потерям, в том числе в плане техники.
Только на южном направлении ВСУ ежедневно теряют БМП Bradley, танки Leopard, колёсные танки AMX-10RC, бронеавтомобили Oshkosh M-ATV, MaxxPro и другие машины. По словам экспертов, западная техника, брошенная в бой в первые дни наступления, на 60–70% потеряна либо выведена из строя. Потери ВСУ в личном составе могут составлять 800–1000 человек (убитыми и ранеными) в сутки.
Эксперты НАТО внимательно следят за Т-14 «Армата», потому что он является главной угрозой не только для техники, поставляемой на Украину. Фото © ТАСС Гавриил Григоров
Как опозорился проект «Армата»
Фото: РИА Новости
Срок поставки танков «Армата» в войска в очередной раз перенесён. Теперь на 2022 год. А ведь изначально планировалось начать серийное производство примерно в 2015 году. В результате прорывной проект ультрасовременного танка, вместо того чтобы стать триумфом российской оборонной промышленности, показал всему миру её слабые стороны.
В концепцию танка было заложено несколько передовых (на момент создания) решений. Например, бронекапсула для экипажа, «умная» подвеска, дистанционно управляемое оружие. Но главное – интеллектуальная начинка. По идее, «Армата» могла бы получать информацию от разведчиков-беспилотников и радаров и передавать целеуказание звену Т-90, координируя его работу. Но красивую идею пока так и не удалось реализовать. Что же пошло не так?
В России нет нужных технологий
Историки вооружений говорят, что концептуально «Армата» не так уж и нова. Ей предшествовали разработки Т-74 и Т-95 1970-х и 1990-х годов соответственно. Но они так и не были реализованы, потому что возможности советской промышленности просто не поспевали за идеями военных конструкторов. В первую очередь речь шла об электронике. А вот в XXI веке появился реальный шанс воплотить былые мечты в реальность. Но дело не в том, что отечественная оборонка сделала резкий скачок в развитии. Просто появилась возможность купить технологии за рубежом, в том числе и у недавних потенциальных противников, стран НАТО.
В результате на иностранные комплектующие, насколько нам известно, оказались завязаны важнейшие узлы и агрегаты. От силовой установки до прицельного комплекса. Даже броня, которая использовалась на демонстрационных образцах, была сделана с применением иностранной технологии. Но после введённых в 2014 году против РФ санкций некоторые западные разработки оказались недоступны. Пришлось закладывать время на создание отечественных аналогов.
Планы обрушились вслед за рублём
Те импортные комплектующие, которые всё же можно купить, преподнесли другой сюрприз – постоянно растущую цену. Ведь курс рубля в последние годы уверенно проседает. В результате Уралвагонзавод просто не мог назвать окончательную стоимость серийного производства «Армат». В 2015 году речь шла о 250 млн рублей, в 2018-м – уже о 450 миллионах. Первоначальный план Минобороны закупить 2300 танков нового поколения даже при первой цене не укладывался в разумные бюджеты. А появление нового ценника поставило переговоры о массовых закупках на долгую паузу.
По её окончании было заявлено, что нет необходимости оснащать Российскую армию большим количеством такой техники, как «Армата», поскольку последние версии танков Т-72 имеют высокую эффективность. И это выглядело разумным с учётом того, что сейчас на вооружении в войсках находится более 3 тыс. танков Т-80, Т-90 и модернизированных Т-72. Кроме того, от 10 до 15 тыс. машин законсервировано на базах хранения. Зачем пополнять эту армаду, толком не ясно. Ведь сценарий массового использования танков для обороны рубежей РФ выглядит довольно фантастичным.
Вместо цехов – долгострой
Впрочем, разрабатывать и внедрять новую технику взамен старой всё же необходимо, чтобы не отстать от прогресса. И западные санкции, как заявлялось, способствуют развитию отечественной промышленности. В итоге Минобороны и производители согласовали партию в размере «более сотни машин». Резкое сокращение планов можно объяснить не только высокой ценой, но и вот такой неприятной историей.
Под сборку танка нового поколения Уралвагонзавод затеял строительство новых цехов. Тендер на 756 млн рублей в 2017 году получила московская компания «Строй Групп», но в 2020 году руководство компании было арестовано. Менеджеров обвинили в хищении около 3 млрд рублей, полученных на реконструкцию оборонных предприятий. Уже до этого Уралвагонзавод судился с генподрядчиком по поводу затягивания сроков сдачи объекта и взыскивал неустойки, но в итоге цеха так и остались недостроенными. Так что если бы в самое ближайшее время и возникла необходимость в массовом производстве «Армат», то встал бы вопрос – где их делать?
Кстати
До сих пор не представлен штатный боеприпас под гладкоствольную пушку 2А82, которой должны быть оснащены серийные боевые машины «Армата». Подряд на разработку снаряда получил «Росатом». Новости об этом появились ещё в 2017 году, но о результатах разработки пока информации нет.
– Снаряд будет готов к моменту поставок в Вооружённые силы РФ установочной партии танков в конце 2021 года, – пообещал на выставке IDEX 2021 в Абу-Даби Андрей Терликов, генеральный конструктор разработчика машины, Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.
Танк для парадов и выставок
Уралвагонзавод не сдаётся и время от времени информирует общественность об очередных успехах своего вечно перспективного изделия. Например, для экипажа разрабатываются такие удобства, как голосовой помощник. То есть бортовая система диагностики танка «Армата» может самостоятельно определять неисправность и сообщать о ней приятным женским голосом. Также в танке предусмотрен полноценный туалет, чтобы экипаж мог максимально долго выполнять боевую задачу.
Пока происходили все эти доработки, военные эксперты стали поговаривать о том, что сама концепция «Арматы» вот-вот устареет. Ведь сейчас ставка делается на беспилотную военную технику. В соответствии с этим трендом в июле прошлого года «Армату» протестировали в беспилотном режиме. Однако функционеры «Ростеха» тут же заявили: о серийном производстве беспилотных «Армат» речь не идёт. Просто на экспериментальном танке отрабатываются перспективные технологии.
Между тем в прошлом году «Армата» получила экспортный паспорт, а в этом её рассекретили на международной выставке вооружений IDEX 2021 в Абу-Даби. Ещё раньше было заявлено, что ряд стран – Китай, Индия, Египет и некоторые государства Юго-Восточной Азии – выразили заинтересованность в покупке танка. Однако трудно сказать, как этот интерес будет удовлетворён, ведь Уралвагонзавод до сих пор не выполнил контракт на поставку сотни машин Минобороны РФ, о котором было объявлено ещё в 2016 году. Изготовить их предстоит в течение ближайших одного-двух лет. Пока что результат проекта «Армата» – это пробная партия из двух десятков машин. Они вот уже более пяти лет как проходят испытания, участвуют в парадах и выставках.
Александр Храмчихин, Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа
– Детали реализации проекта «Армата» держатся в секрете, и судить о его готовности сегодня довольно сложно. Вероятнее всего какие-то недоработки есть, и ещё потребуется некоторое время на устранение. Но всё-таки основной причиной задержки является неподъёмная цена этого танка. Видимо, военные и промышленность не могут договориться между собой. Очень жаль, если это станет причиной отказа от танка «Армата», а также от целого семейства машин, созданных на его базе. В Российской армии бронетанковая техника безнадёжно устарела и требует обновления. По конструкции танк Т-14 «Армата» радикально отличается от всех современных российских и зарубежных машин. Главной инновацией стала необитаемая башня, что даёт экипажу больше шансов на выживание.