Что такое маршрут автобуса трамвая троллейбуса
Перейти к содержимому

Что такое маршрут автобуса трамвая троллейбуса

  • автор:

Теория городских пассажирских перевозок — Классификация и оборудование маршрутов

Маршрутом называют участок городской транспортной сети, специально оборудованный для беспересадочной перевозки пассажиров прикрепленными на этот участок поездами. Маршрут — первичная ячейка всех видов маршрутного ГПТ (трамвая, троллейбуса, автобуса, метрополитена и др.). Все городские пассажироперевозки осуществляются МПТ на маршрутах, вся организация движения сводится к обеспечению регулярности и бесперебойности движения на них поездов. Различают маршруты:
по видам транспорта — автобусные, троллейбусные, трамвайные и др.;
по характеру оборота подвижного состава — с оборотом на конечных станциях (маятниковые) и без оборота на конечных станциях (кольцевые). У маятниковых маршрутов (рис. 7.1, а) оба направления движения 1 и 2 обслуживаются одними и теми же поездами, а у кольцевых (рис. 7.2, б) — каждое направление своими поездами;
по совмещению направлений движения на городских проездах — с двусторонним движением (рис. 7.2, а) и с односторонним движением (рис. 7.2, б);
по конфигурации (расположению на плане города) — радиальные, диаметральные, хордовые, кольцевые, радикально-дуговые, продольные, поперечные, диагональные, угловые и др. Радиальные маршруты 7 в городах с радиально-кольцевой схемой транспортной сети (рис. 7.3, а) связывают периферийные районы с городским центром; диаметральные 2 — периферийные районы через городской центр; хордовые 5 — периферийные районы, минуя центр; кольцевые 4 — периферийные районы в обход городского центра; радиально-угловые 3 — периферийные зоны с центрами транспортного тяготения по радиальным и кольцевым направлениям. Продольными 6 в городах с прямоугольной схемой улично-дорожной сети (рис. 7.3, б) называют маршруты, проходящие по улицам вдоль вытянутой стороны города, поперечными 7 — проходящие вдоль короткой стороны города, диагональными 8 — проходящие по диагональным направлениям, угловыми 9 — соединяющие периферийные районы узкой и широкой сторон города по продольным и поперечным направлениям;
по классу транспортных связей в городе — местные, обслуживающие внутрирайонные пассажироперевозки, межрайонные, связывающие различные районы города между собой, центральные, обслуживающие пассажироперевозки в городские центры, пригородные и междугородные;
по классу пассажироперевозок — основные (обычно межрайонные) и вспомогательные — подвозящие (собирающие) и развозящие, предназначенные для подвоза пассажиров от пунктов отправления к основным маршрутам и развоза от них к пунктам назначения.
Рис. 7.1
Схемы маятникового (а) и кольцевого (б) маршрутов

Основными считают обычно маршруты скоростного транспорта большой провозной способности, вспомогательными — внутрирайонные маршруты ГПТ небольшой провозной способности;
по частоте остановок — нормальные (обычные) с частыми остановками (со всеми остановками), экспрессные с остановками только на конечных станциях и полуэкспрессные с редкими остановками у главных пассажирообразующих пунктов;
по режиму работы — постоянные и временные, назначаемые на определенные часы суток, дни недели, сезоны года или другие периоды времени;
по длине — нормальные (основные), укороченные и удлиненные. Длину нормальных маршрутов принимают так чтобы время движения по маршруту между конечными станциями составляло около одного часа;
по интервалу между поездами — с частым движением (интервал движения не превышает 10 мин) и с редким движением (интервал движения более 10 мин).
Элементы маршрутов показаны на рис. 7.1. Остановочными пунктами ОП маршрут разделен на перегоны П. Оборотные кольца ОК предназначены для оборота поездов (перевода их на обратное направление движения) в конечных точках маятниковых маршрутов. На кольцевых маршрутах нет оборотных колец ОК. Для контроля и регулирования движения по концам маршрутов оборудуют распорядительные PC и технические ТС станции, а в промежуточных контрольных точках — промежуточные станции ПС. Поезда для обслуживания пассажироперевозок выпускают на маршруты прикрепленные депо Д через оборотные кольца ОК или через какую-либо промежуточную точку маршрута в зависимости от его связи с транспортной сетью.
Остановочные пункты ОП маршрутов оборудуют остановочными указателями (рис. 7.4), навесами или павильонами для пассажиров (рис. 7.5), посадочными площадками (рефюжи) и заездными карманами (см. рис. 6.6). Остановочные указатели (рис. 7.4) имеют знак вида ГПТ (трамвай, троллейбус, автобус) и дают пассажиру краткую информацию о названии остановки, номерах проходящих через нее маршрутов, характере остановки (постоянная, по требованию, временная), интервалах между поездами в часы пик, наименовании конечных пунктов маршрутов и др.

Рис. 7.2
Маршруты с двусторонним (а) и односторонним (б) движением на уличных проездах

Конфигурация маршрутов

На остановочных указателях маршрутов с редким движением дают расписание движения. Поезда трамвая останавливаются у остановочного знака (указателя) У передней площадкой, а троллейбусы и автобусы — задней площадкой или проезжают его на 2—3 м (рис. 7.6, а).
Навесы, павильоны и скамейки для ожидающих пассажиров устанавливают на остановочных пунктах во всех случаях, когда они не мешают движению транспорта и пешеходов, т. е. на магистралях с широкой проезжей частью. Они могут быть стационарными и переносными. Посадочные площадки (рефюжи) высотой 15 см и более устраивают на остановочных пунктах в тех случаях, когда это допускают условия планировки. Они четко обозначают остановочный пункт, уменьшают затраты времени на пасса жирообмен и обеспечивают большую безопасность пассажиров. На широких магистралях с интенсивным движением автотранспорта и МПТ к посадочным площадкам трамвая и других видов МПТ, трассируемых по средней линии улиц, устраивают подземные пешеходные переходы (рис. 7.6, а). Здесь: 7 — тротуар; 2 — проезжая часть; 3 — стоящий у остановочного знака У на остановочном пункте подвижной, состав безрельсового МПТ; 4 — посадочная площадка на остановочном пункте трамвая; 5 — стоящий на остановочном пункте трамвайный поезд; 6 — лестница между подземным переходом 7 и посадочной площадкой 4; 7 — подземный переход через улицу и к остановочному пункту трамвая; 8 — лестница между подземным переходом 7 и тротуаром 7.
На узких улицах, где посадочные площадки мешают и создают опасность для движения автотранспорта, их заменяют ограничительной белой полосой 9 (рис. 7.6, б). Пешеходы при посадке и высадке переходят проезжую часть 2, автотранспорт 10 ожидает конца посадки и трогается только после отправления поезда 5. При этом МПТ сильно задерживает автомобильный поток и ограничивает его скорость.
Оборотные кольца ОК устраивают по концам маятниковых маршрутов для оборота и отстоя поездов во время отдыха поездных бригад. Размещение и привязка ОК к транспортной сети зависит от требующейся емкости и местных планировочных условий. На рис. 7.7 показаны схемы тупикового (а) и проходного (б) оборотных колец. Здесь: 7 — оборотное кольцо; 2 — отстойные пути; 3 — помещение конечной станции; 4 — остановочные пункты; 5 — запасной тупиковый путь.

Рис. 7.3
Конфигурация маршрутов при радиально-кольцевой (а) и прямоугольной (б) схемах транспортных сетей

Конечные ОК устраивают на специально предусмотренных площадках. На автобусных и троллейбусных маршрутах при отсутствии специальных площадей оборот подвижного состава в ряде случаев производят вокруг кварталов жилой или другой застройки (рис. 7.7, в и г). Расположение оборотного кольца 1 выбирают из условий минимального мешающего влияния оборачивающегося подвижного состава на остальное городское движение.
Количество отстойных путей nоп для конечных станций трамвая принимают по числу обслуживаемых маршрутов 5 плюс один обгонный путь:
(7.1)
Требующееся количество мест на отстойном пути определяют из расчета максимального количества поездов, находящихся на отстое во время обеденных перерывов поездных бригад. Если на маршруте работает Ν поездов, период обеденных перерывов Тоб (обычно 2,5 ч), время обеденного перерыва поездной бригады toб (обычно toб=0,5 ч), то требующееся количество мест на маршрутном отстойном пути
(7.2)
По принятым норме площади toб для отстоя одной машины, выпуску N машин на маршрут и коэффициенту kов одновременности отстоя машин на оборотном кольце в долях выпуска определяют площадь разворотноотстойных площадок троллейбусов и автобусов

Остановочные указатели:
а — переносный, б — стационарный на стойке-трубе; в — навесной на опоре контактной сети или стене здания; г — подвесной на тросе-поперечине

Навесы и павильоны для ожидания пассажиров

Они принимают и отправляют поезда по расписанию, контролируют и регулируют движение поездов. На PC находится начальник маршрута, отвечающий за всю организацию движения на нем; ТС контролирует и регулирует движение поездов на маршруте по указаниям PC.
Конечные станции встраивают в бытовые и служебные здания близлежащей застройки и лишь при их отсутствии устраивают в специальном здании (рис. 7.8). Конечная станция должна иметь диспетчерскую 1, комнату отдыха 8 для поездных бригад, буфет 6 и комнату для принятия пищи 7, комнату начальника маршрута 2 (на PC) или начальника станции (на ТС), помещение 4 и кладовую 5 линейных слесарей и бытовые помещения 3 (санузел). По фасаду и боковым сторонам здания конечной станции прикрепляют навес 9 для пассажиров. Общая площадь помещений конечной станции составляет ≈ 100—140 м 2 . Из диспетчерской должен быть хороший обзор путей приема, отстоя и отправления поездов. а из комнаты отдыха поездных бригад — площадок для отстоя поездов.
Для контроля и регулирования движения на маршруте конечные станции оборудуют радиотелефонной связью с промежуточными станциями и районным диспетчером, наружными и внутренними электрочасами, контрольными штамп-часами или радиоэлектронными устройствами для отметки времени прибытия поездов, световой и звуковой сигнализацией отправления поездов, громкоговорителями.
На коротких маршрутах часто организуют только одну конечную станцию с обслуживающим персоналом — распорядительную PC, а на другом конце ставят контрольные штамп-часы для отметки времени прибытия поездов. На длинных маршрутах, требующих повышенной регулярности движения поездов, организуют промежуточные станции ПС. Специальные радиоэлектронные устройства или диспетчер ПС контролируют регулярность движения поездов по установленному интервалу или по действующему расписанию и осуществляют то или другое регулирование движения. Обычно ПС ставят в узлах транспортной сети с целью контроля движения сразу нескольких маршрутов.

Рис. 7.5
Навесы и павильоны для ожидания пассажиров: а, б — стационарные; в — переносный

Промежуточная станция представляет собой будку, оборудованную отоплением, освещением, наружными и внутренними электрочасами, телефонами со световым или звуковым вызовом. Из будки ПС должны быть хорошо видны номера маршрутов проходящих поездов.
Следует отметить, что оборудование маршрутов определяется системой организации движения. При обычной системе диспетчерского руководства движением оно просто, но сама эта система недостаточно оперативна. Внедрение сплошной радиофикации поездов для непосредственной связи с центральным диспетчерским пунктом (ЦДГГ) и систем автоматического контроля движения с датчиками сбора информации о движении и ЭВМ для ее обработки существенно меняет задачи диспетчерского аппарата и оборудование маршрутов. В настоящее время активно внедряют автоматизированные системы контроля и управления движением с использованием ЭВМ.

3.Маршрутная система городского пассажирского транспорта.

Под маршрутной системой понимают совокупность маршрутов всех видов массового пассажирского транспорта на территории города, района, области или республики.

Конфигурация линий прохождения маршрутов пассажирского транспорта на плане города, района, области называется пассажирской маршрутной сетью.

Конфигурация линий прохождения только автобусных маршрутов называется автобусной маршрутной сетью.

Конфигурация линий всех видов маршрутизированного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай и т.д.) составляет единую комплексную транспортную сеть города.

Основные требования, предъявляемые к городской маршрутной системе, сводятся к обеспечению для пассажиров минимального количества пересадок при одной поездке и наименьших затрат времени на одну поездку в любом направлении города. А также обеспечение эффективного использования подвижного состава, т.е. равномерного их наполнения на всей длине маршрутной сети.

Для оценки совершенства маршрутной сети применяются специальные показатели:

> Маршрутный коэффициент (Км) характеризует разветвленность маршрутной сети – отношение суммы длин всех маршрутов (Lм), к сумме длин всех улиц и проездов (Lс), по которым проходят маршруты пассажирского транспорта.

Маршрутный коэффициент показывает, сколько в среднем маршрутов проходит по каждому участку сети, и характеризует примерное количество направлений, в которых пассажир может ехать из каждой точки сети. Чем он выше, тем больше удобств для пассажиров. Для хорошо развитой транспортной сети городов он равен Км = 2 — 3,5, а для слаборазвитой сети Км = 1,2 – 1,3.

> Автобусная транспортная сеть характеризуется плотностью, т.е. насыщенностью территории города линиями автобусного транспорта

Чем выше плотность сети, тем меньше затраты времени пассажиров на подход к остановкам. Для крупных городов плотность сети = 2 – 2,5 км/км 2 , а для центральных районов города 5–7 км/км 2 .

Для сокращения времени на подход нужно увеличивать плотность сети и уменьшать (l пер). Но нужно учесть, что увеличение плотности позволяет рассредоточить пассажиропоток, а уменьшение – снизить скорость движения автобуса и увеличить время доставки пассажиров к месту назначения.

Классификация городских автобусных маршрутов

Автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах, обуславливаемых размером и направлением пассажиропотоков.

Маршрутом называется установленный соответствующим образом, путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами.

Маршруты разбиваются на перегоны, в зависимости от расположения пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов.

Перегоном называется расстояние между смежными остановочными пунктами.

Автобусные маршруты подразделяются :

> По времени действия:

а) постоянные (в течение всего года)

б) временные (сезонные)

а) основные маршруты

б) подвозящие к маршрутам других видов транспорта

> По условиям использования и характеру движения:

а) обычные маршруты (остановка обязательна на всех промежуточных пунктах)

б) укороченные (организуется лишь на определенной части обычного маршрута, где наиболее интенсивный пассажиропоток) маршруты бывают: постоянные и периодические (в час «пик»)

в) скорые (автобусы останавливаются только на установленных остановочных пунктах)

г) экспрессные маршруты (движение автобусов прямым сообщением без остановок в пути) бывают: постоянные, временные (летние) и периодические (в субботу, воскресенье).

Остановочные пункты автобусных маршрутов подразделяются:

а) конечные (где происходит отдых и смена водителей)

> По условиям движения промежуточные могут быть:

а) постоянные (в течение всего года)

б) временные (где пассажирообмен возникает в определенное время года или периоды суток – театры, стадион и т.д.)

в) по требованию (устанавливаются в местах с малым, но периодически возникающим пассажирообменом – поездки на огороды).

Городской пассажирский транспорт: виды, маршруты и правила пользования

Городской пассажирский транспорт (синонимы: общественный, коммунальный) предназначен для использования большинством населения. Чаще всего он работает на платной основе. Большинство средств общественного транспорта способны перевозить большое количество человек как за раз, так и за сутки. При этом движение осуществляется в соответствии с установленным транспортной компанией маршрутом. Исключение составляют различные виды такси.

Что такое общественный транспорт

Общественный транспорт предполагает массовую перевозку людей. Городским пассажирским транспортом не являются служебные и школьные автобусы и машины, военные эшелоны, автобусы, перевозящие на матч спортсменов, а также личные средства для передвижения сотрудников компаний, автобусы для экскурсантов, прогулочные суда и т. д. Такой транспорт имеет иные функции и назначение. Также не являются общественным транспортным средством лифты и эскалаторы, поскольку они функционируют лишь в пределах одного конкретного здания или объекта.

правила пользования городским пассажирским транспортом

Виды пассажирского транспорта

  • Автобусы – самый распространенный вид пассажирского общественного транспорта. Они активно применяются во всем мире. Существует огромное количество моделей автобусов. В качестве топлива пока используется в основном бензин и дизельное топливо.
  • Троллейбус – один из самых популярных видов общественного городского транспорта в России и странах СНГ. Он оснащен электрическим мотором с непрерывной подпиткой от контактной сети проводов. Нередко применяется и в Западной Европе, где считается подвидом автобуса.
  • Трамвай – традиционный вид городского транспорта в России и СНГ. Использует узкоколейную железнодорожную колею и питание от контактной сети. Оснащен электродвигателем. Является промежуточным вариантом между троллейбусом и электропоездом.
  • Поезда активно применяются во всем мире, однако в России и странах СНГ этот вид транспорта получил наибольшее развитие. Для движения используется ширококолейная железная дорога, а также контактная сеть (для электропоездов). Локомотив оснащен электрическим, дизельным или (редко) паровым двигателем. Развитие этого вида транспорта шло в последовательности: паровозы – тепловозы – электровозы. Сейчас используют в основном электровозы и (реже) тепловозы.
  • Монорельсовый транспорт используется редко и в ограниченном объеме. Выделяется в отдельный вид транспорта.
  • Суда. Активно применяются во всем мире. К ним относят катера, корабли, пароходы, парусные суда, яхты. В настоящее время парусные суда почти не используются. Основным видом топлива являются продукты переработки нефти.
  • Самолеты. Активно развивающийся и относительно современный вид общественного транспорта. Распространен во всем мире, особенно в развитых странах. В России используются реже. Движение осуществляется по воздуху с применением принципа реактивной тяги. В качестве топлива пока используют нефтепродукты.
  • Маршрутные такси. Сравнительно новый вид городского транспорта. Сейчас широко используется в России и странах постсоветского пространства. Перевозка людей на микроавтобусах организуется транспортными частными компаниями. В отличие от такси, маршрут движения определяется данными компаниями и городскими властями, а не пассажиром.
  • Пассажирский автомобильный транспорт (такси). Таксист может работать в одиночку или на частную фирму. Во втором случае цены на проезд будут значительно ниже.

Автобус

Автобус — городской пассажирский транспорт с автономным энергоснабжением. Городской автобус также называется уличным колесным транспортом. Он удобен своей маневренностью и отсутствием привязки к рельсам или проводам. Может перемещаться даже по грунтовым дорогам. Один автобус за час перевозит от 200 до 4500 пассажиров. Максимальное же значение для городских автобусов составляет 9-10 тысяч человек. Его активно применяют в качестве основного и вспомогательного транспортного средства. Во всех городах имеется своя сеть автобусных маршрутов. В любой момент маршрут движения можно скорректировать или изменить. Обычно это делается при расширении городов и добавлении новых районов.

автобус городской пассажирский транспорт

В небольших городах и поселках автобус – практически единственный вид доступного транспорта. В более крупных населенных пунктах он обычно сочетается с маршрутными такси. Минусами использования подобных транспортных средств пока что являются:

  • эксплуатационные затраты,
  • загрязнение воздуха и почвы,
  • шумовое загрязнение,
  • необходимость частого ремонта вследствие поломок.

Постепенный переход к электрическим автобусам позволит устранить все эти недостатки.

Автобус в России

В нашей стране автобусный транспорт имеет традиционно широкое применение. Его используют как для внутригородских, так и для пригородных и междугородних перевозок. Более 1500 населенных пунктов России имеют автобусные маршруты и автобусный парк. Среднестатистическое расстояние, на которое перемещается пассажир автобуса, составляет 6 км. Несмотря на распространенность междугородних автобусных перевозок, его все же считают внутригородским видом транспорта. При большой дальности поездки автобусы часто ломаются. Также в этом случае нередки серьезные аварии, обусловленные в основном усталостью водителя в длительном пути.

В крупных городах России созданы автовокзалы, по своей конструкции и режиму работы сходные с железнодорожными. О прибытии, отбытии, задержке рейса и т. д. сотрудники автостанции оповещают пассажиров по громкоговорителю.

Роль троллейбуса в пассажирском транспорте

Троллейбус как вид транспорта не столь популярен и используется основном в крупных городах. Междугородние маршруты тролейбуса (троллейбусные линии) есть в Крыму и на Донбассе, где они существуют еще с советских времен. Однако в мировых масштабах это скорее экзотика.

Для работы троллейбуса применяется подвесная контактная сеть проводов. Поэтому он относится к категории безрельсового электротранспорта. Максимальное число перевозимых пассажиров составляет 8-9 тысяч человек в час. Плюсами использования этого вида транспорта является экологическая чистота, небольшие затраты при эксплуатации, относительная надежность. В то же время есть существенные траты при строительстве троллейбусных линий и низкая маневренность. Довольно часто возникают нарушения контакта троллейбуса с кантатной проводной сетью, что приводит к вынужденной остановке и простою транспортного средства непосредственно на маршруте.

маршрут тролейбуса

Троллейбусы активно используют в России и странах СНГ, главным образом в крупных и средних по величине городах. При числе жителей более 250 000 чел. использование данного вида транспорта может стать целесообразным.

Трамвай как средство передвижения

Трамвай – это тоже наземный городской пассажирский транспорт, характерный для крупных городов России и стран бывшего СССР. Однако постепенно он выходит из моды и сейчас используется все реже. Длинную историю имеют трамваи Москвы, где они появились очень давно. Одно такое транспортное средство может обслуживать до 12-15 тысяч человек в час. Раньше трамваи пользовались популярностью и перевозили больше пассажиров, чем любой другой вид городского транспорта. Они считаются экологически чистыми, но при этом довольно шумными устройствами, которые могут ломаться на маршруте, что может стать причиной пробки. Также минусом является низкая маневренность. Тем не менее трамваи в Москве — популярный у жителей вид транспорта.

городской трамвай

Метро – подземный транспорт крупных городов

Это также рельсовый вид транспорта, но гораздо более мощный, нежели трамвай. Метро уже можно относить к традиционным транспортным средствам, при этом оно продолжает постоянно развиваться. В одной только Москве то и дело вводят новые станции и строят новые перегоны. Во многих городах имеются планы по расширению сети метрополитена. Оформлению станций (они в основном подземные) уделяется большое внимание. Каждая из них имеет неповторимый, уникальный облик и свои индивидуальные особенности. А вот разнообразие вагонов и локомотивов метрополитена несравнимо ниже, чем у автобусов.

городское метро

Пропускная способность метрополитена очень высока. За час один состав может обслужить до 40-50 тысяч человек. Строительство метро целесообразно в крупнейших городах с числом жителей свыше 1 млн чел. При этом само строительство метрополитена требует серьезных вложений.

Маршрутные такси

После распада Советского Союза этот полукоммерческий вид транспорта стал очень популярен. Маршрутки не имеют четкой привязки к остановкам (хотя в последнее время власти российских регионов пытаются ограничить свободу их передвижения), что очень удобно, особенно для маломобильных граждан. Маршруты их движения можно поменять в любой момент. Минусами их использования является то, что они сильнее, чем автобусы, загружают улицы и вносят вклад в загрязнение окружающей среды. Этот вид транспорта активно применяется и для пригородного сообщения, а в междугородних перевозках их используют нечасто. Стоимость перевозки людей на микроавтобусе в последние годы быстро растет.

перевозка людей на микроавтобусе

Поезда и электропоезда

Это традиционный вид перевозок на средние и дальние расстояния. Как правило, они не слишком загрязняют окружающую среду и обладают большей надежностью и безопасностью, чем автобусы. Недостатков этот вид пассажирского транспорта практически не имеет. Однако относительным минусом является высокая цена за проезд в поездах дальнего следования. Также у них относительно невысокая скорость, в сравнении с самолетом. В пределах городов используют пригородные электрички, а иногда монорельсовый транспорт. Цены на билеты у электричек относительно невысоки. Минусом является то, что в пределах городов остановок и маршрутов электричек не много. Зато они оптимально подходят для пригородных перевозок.

Авиатранспорт

Авиатранспорт широко распространен во всем мире. В России популярны маршруты, ведущие на курорты Черноморского побережья. Несомненным плюсом авиации является большая скорость передвижения, что позволяет резко уменьшить время в пути. Цены на билеты на самолет близки к таковым на поезда дальнего следования. Однако есть у этого вида транспорта и свои минусы: зависимость от погоды и небольшой риск крушений, которые часто имеют трагические последствия. Тем не менее статистика показывает, что гораздо опаснее использовать для дальних переездов личный автомобиль.

путешествия самолетом

Водный транспорт

Он делится на речной и морской. В России более развит речной водный транспорт. В целом же услугами этого вида транспорта пользуется лишь небольшое число пассажиров, хотя в давние времена он имел огромнейшее значение.

Управление городским пассажирским транспортом

Для управления различными видами транспорта созданы соответствующие министерства и ведомства. Управление транспортной системой подразумевает совокупность мероприятий, направленных на координацию работы транспортных элементов как между собой, так и в связи с внешней средой. Управление транспортным средством требует знания правил дорожного движения, уплаты налогов, распределения платных и бесплатных участков дорожной сети, учета особенностей движения при перевозке большого количества пассажиров и т. д. Все это определяет правила пользования городским пассажирским транспортом.

Как будет развиваться общественный транспорт в будущем

Во многих странах мира разрабатываются проекты по электрификации различных видов транспорта, в том числе общественного. Лидерами в этом отношении являются Европа, Китай и Япония. Первыми на электрическую тягу планируют перевести автобусы. В отдельных городах Китая этот процесс уже практически завершен. Часть автобусов могут переориентировать на использование водородного топлива. Вероятные сроки такого перевода – 10-15 лет. Не менее активно развивается и электрическое такси. В США все эти процессы идут медленнее, однако могут ускориться после смены президента страны. На данный момент администрация Трампа тормозит реализацию подобных проектов.

Электрический автобус

Несколько позже на электрические двигатели переведут пассажирские суда и самолеты небольшой вместительности. Что же касается крупных лайнеров, то здесь ситуация пока неопределенная.

Постепенный перевод транспорта на электрическую тягу позволит решить экологические проблемы, снизить уровень шума, повысить технические характеристики транспортных средств, сделать более дешевой их эксплуатацию.

Правила дорожного движения для общественного транспорта

Маршрутка

Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.

Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.

Что такое маршрутное транспортное средство?

В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Данный пункт говорит о том, что к маршрутным транспортным средствам относятся:

  • автобусы (в том числе маршрутки);
  • троллейбусы;
  • трамваи.

Причем все перечисленные транспортные средства должны использоваться для регулярных перевозок.

Обратите внимание, что в определении есть фраза «движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок». Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.

Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.

Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:

Знак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.1 Полоса для маршрутных транспортных средств Знак 5.14.3 Конец полосы для маршрутных транспортных средств

Начало движения от обозначенного места остановки

Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Ситуация происходит в населенном пункте.
  • Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16.
  • Общественный транспорт должен начинать движение. То есть если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то никакого преимущества она не получит.

Автобус отъезжает от остановки

В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу.

На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.

Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки

В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:

Знак 4.1.1 Движение прямоЗнак 4.1.2 Движение направоЗнак 4.1.3 Движение налевоЗнак 4.1.4 Движение прямо или направоЗнак 4.1.5 Движение прямо или налевоЗнак 4.1.6 Движение направо или налевоЗнак 3.1 Въезд запрещенЗнак 3.2 Движение запрещеноЗнак 3.3 Движение механических транспортных средств запрещеноЗнак 3.18.1 Поворот направо запрещенЗнак 3.18.2 Поворот налево запрещенЗнак 3.19 Разворот запрещенЗнак 3.27 Остановка запрещенаЗнак 3.34 Движение автобусов запрещено

Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством, а требования знаков становятся обязательными.

Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.

Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.

Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам

Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:

Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:

  • Проехать прямо можно по любой полосе.
  • Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
  • Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.

Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:

Знак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.

Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.

Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.

Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18Разметка 1.18

Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.

Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.

В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *