Основы диагностики
С чего начать?
Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.
Диагност.
Основные требования к кандидату в автодиагносты — желание, возможность и способность к самообучению, начальные лучше средние (в идеале — глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и "умение паять". И, не последнее место занимает развитое чувство интуиции.
Вы должны четко представлять себе специфику данной "отрасли": в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на "отлично" знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много.
Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента — не жизнь 🙂
Обучение.
Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель — получить права, а дальше — естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам "заочное" обучение азам автодиагностики — уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих "Обучение диагностике автомобиля".
Оборудование.
Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.
Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В-третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.
Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:
1. Сканеры
2. Мотортестеры.
3. Газоанализаторы.
Рассмотрим каждую подробнее.
Сканеры.
Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Рассмотрим процедуру на примере недорогого мультимарочного сканера Scan Tool Pro Black Edition.
Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как Scan Tool Pro работает с блоком, то он позволяет нам:
1. Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2. Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3. Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4. Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.
Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно почитать здесь. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:
Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM — порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
Адаптер K-Line (K-L-Line) с комплектом проводов и разъемов.
Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic — тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.
Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, как Scan Tool Pro, совместимый с большинством отечественных и зарубежных авто. Но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора. Впрочем, если Вы только осваиваетесь в области диагностики для личного использования его будет вполне достаточно.
Мотортестеры.
Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.
Как всем известно, в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ. Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения, замечательно описано на сайте производителя мотортестера «МотоDoc». Кроме того, очень интересные примеры осциллограмм, снятых на двигателях с дефектными узлами и элементами, можно посмотреть тут или тут.
Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, — давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:
1. О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2. О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3. О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4. О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5. О реальном угле опережения зажигания.
Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.
С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – почитайте здесь.
Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности. Как это сделать, рассказано в одной из статей.
Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory. Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.
Газоанализаторы.
Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, — достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано здесь.
Краткий итог.
Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.
Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:
Топливный манометр. О нем почитайте здесь.
Установка для очистки форсунок. Ультразвуковая с проливочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная.
Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания.
Качественный ампервольтомметр (мультиметр), желательно некитайского производства.
Хороший набор инструмента. Желательно фирменный.
Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером «под себя» и самостоятельно.
Чип — тюнингом будем заниматься?
Тогда еще одна статья расходов:
Программатор ЭБУ c флэш-памятью (Январь 5.xx, Январь 7.2, Микас 7.x, Бош МП7, Бош М7.9.7). Для начала можно и простой, бесплатный. Их можно скачать на соответствующем разделе сайта. К покупке коммерческого варианта приходят практически все через некоторое время, при достижении определенного уровня и/или накопив определенное количество "обломов" и потерянных клиентов.
Программатор ПЗУ (Январь 4, GM, Микас 5, Бош М154) и, естественно, набор ППЗУ и панелек (на панельках не стоит экономить — берите цанговые). Мы рекомендуем использовать электрически стираемые ПЗУ Winbond 27С257 (32Kb) и 27С512/27E512 (64Kb).
УФ-лампа для стирания ППЗУ с УФ-стиранием, если Вы решили не пользоваться советом выше 🙂
Оборудование для пайки — паяльник, отсос и т.д (в идеале — паяльная станция).
К трем последним пунктам можно отнестись как к второстепенным — ЭБУ этих типов встречается уже нечасто. С 2003 г. они вообще перестали устанавливаться на автомобили. Но данное оборудование может пригодиться при тюнинге большинства иномарок начала/середины 90-х готов прошлого столетия.
Набор прошивок под все типы ЭСУД — в зависимости от уровня:
а) бесплатных б) коммерческих в) собственные наработки.
Для продвинутых — программа для изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента, да и просто для творчества.
Инженерный блок — для профессионалов, для калибрования непосредственно "на ходу".
Контроллер ШДК — для владельцев инженерного блока, для контроля состава смеси. На худой конец пойдет простой альфаметр, но он сильно искажает показания на составах смеси сильно отличающихся от стехиометрического.
Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает "переписать программу, а то что-то не едет", а автомобиль просто нуждается в ремонте.
И последнее, без чего не обходится диагностический участок, — это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.
Как делается диагностика.
Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.
1. Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.
2. Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя.
Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.
3. Первым делом «узнаем врага в лицо», т.е. с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83, Евро-2, Евро-3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27, блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.
4. Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.
5. Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.
6. Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Как – читайте здесь.
Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.
7. На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Про диагностику систем с блоком Бош МП7.0 можно почитать очень хорошую статью. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.
8. Фиксируем показания газоанализатора.
9. При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.
10. Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.
11. А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.
Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.
Как научиться делать диагностику автомобиля самостоятельно
Владение навыками диагностики автомобиля является полезным для каждого автовладельца. Знание основных методов диагностики поможет вам определить причину поломки или неисправности и, в итоге, сэкономить на ремонте в автосервисе. Освоив этот навык, вы сможете самостоятельно оценить состояние своего автомобиля и повысить уровень безопасности при его эксплуатации.
Перед тем как приступать к диагностике автомобиля, необходимо заранее ознакомиться с основными принципами работы механизмов и электрических систем. Именно знание основ автомобильной техники позволит вам адекватно оценивать ситуацию и принимать правильные решения. Кроме того, необходимо иметь под рукой необходимое оборудование и инструменты для диагностики, такие как мультиметр, OBD-сканер и схемы электропроводки.
Приступая к диагностике автомобиля, следует начать с визуального осмотра всех элементов и систем. Проверьте состояние кузова автомобиля, резиновых деталей, а также работы систем освещения, сигнализации и прочих электрических компонентов. Затем перейдите к проверке уровня масла, охлаждающей жидкости и других жидкостей. Оцените также состояние ремней привода и подвески автомобиля.
Важно помнить, что причиной многих неисправностей является неправильная эксплуатация автомобиля. Поэтому на первом этапе диагностики стоит провести самопроверку и повторить все действия, совершаемые в процессе езды. Обратите внимание на плохую реакцию автомобиля на управление, люфт в рулевой колонке, неравномерную работу двигателя и другие аномалии. Это поможет выделить потенциальные проблемы и сэкономить время на поиск неисправностей.
Почему вам стоит научиться делать диагностику автомобиля самостоятельно
Освоение навыков по самостоятельной диагностике автомобиля может приносить множество преимуществ. Вот несколько основных причин, по которым вам стоит научиться делать диагностику автомобиля самостоятельно:
- Экономия денег: Обращение к автомобильному сервису может быть довольно дорогим, особенно если нужно провести многочисленные диагностические процедуры. Освоив навыки самостоятельной диагностики, вы сможете сэкономить значительную сумму денег, не платя за услуги специалистов.
- Независимость: Когда вы понимаете, как работает ваш автомобиль, вы можете справляться с некоторыми неполадками самостоятельно, вне зависимости от вашего местоположения. Это особенно полезно в ситуациях, когда вы находитесь далеко от ближайшего автосервиса.
- Безопасность: Самостоятельная диагностика позволяет вам быстро определить причины возможных проблем с вашим автомобилем. Это помогает предотвратить возможные аварии и повышает уровень безопасности на дороге.
- Повышение знаний: Изучение принципов работы автомобиля и способов его диагностики позволяет расширить ваши знания и навыки в области автомобилестроения и механики. Это может быть полезно, как для личного развития, так и для пополнения вашей профессиональной базы знаний.
Помимо указанных преимуществ, самостоятельная диагностика автомобиля предоставляет вам больше контроля и понимания вашего транспортного средства. Вы можете стать более уверенным водителем и иметь возможность быстро реагировать на возможные проблемы. Необходимо отметить, что навыки самостоятельной диагностики следует развивать с осторожностью и отличать, когда требуется помощь квалифицированных автомехаников.
Шаг 1: Необходимое оборудование для диагностики
Перед тем как начать диагностику автомобиля, вам понадобится оснастка и оборудование, которые помогут вам выполнить задачу. Вот список необходимого оборудования:
- Сканер диагностики: это устройство, которое считывает коды ошибок из памяти автомобиля. Существует множество различных сканеров, и выбор зависит от ваших потребностей и бюджета.
- Кабель для подключения: кабель нужен для подключения сканера к порту диагностики автомобиля. Обычно это порт OBD-II, который находится под рулем водителя.
- Ноутбук или компьютер: для работы со сканером диагностики вам понадобится компьютер или ноутбук. Также необходимо установить специальное программное обеспечение на компьютер, чтобы обрабатывать считанные данные.
- Дополнительные кабели и адаптеры: в некоторых случаях вам может понадобиться использовать дополнительные кабели и адаптеры для подключения сканера к автомобилю. Убедитесь, что у вас есть все необходимые компоненты для соединения сканера с автомобилем.
- Мультиметр: иногда для диагностики автомобиля потребуется измерение напряжения и сопротивления. Мультиметр поможет вам выполнить эти измерения.
- Ключи и инструменты: важно иметь набор ключей и инструментов, чтобы иметь доступ к различным компонентам автомобиля. Некоторые диагностические задачи требуют разборки частей автомобиля.
Это основное оборудование, необходимое для диагностики автомобиля. Помимо этого, вы также можете приобрести дополнительные инструменты и оборудование в зависимости от ваших потребностей и уровня опыта.
Шаг 2: Ознакомление с основными системами автомобиля
Перед началом диагностики автомобиля необходимо ознакомиться с его основными системами и компонентами, чтобы понимать, как они работают и взаимодействуют друг с другом. Это поможет вам определить причину неисправности и провести эффективную диагностику.
Основные системы автомобиля:
- Система зажигания
- Система питания
- Система охлаждения
- Система смазки
- Система выхлопа
- Система тормозов
- Система подвески
- Система рулевого управления
- Система электропитания
- Система освещения
Каждая система состоит из различных компонентов, выполняющих определенные функции. Например, система зажигания отвечает за подачу электрического тока на свечи зажигания, чтобы создать искру, необходимую для запуска двигателя. Система питания отвечает за подачу топлива в двигатель, а система охлаждения — за поддержание оптимальной температуры работы двигателя.
Ознакомьтесь с каждой системой и ее компонентами, изучите принцип их работы и способы диагностики. Это поможет вам определить, какая система может быть причиной поломки и сконцентрироваться на ее проверке.
Инструменты для диагностики
Для эффективной диагностики автомобиля вам понадобятся специальные инструменты:
- Сканер автомобиля — позволяет считывать ошибки в электронных системах автомобиля;
- Мультиметр — для измерения напряжения, сопротивления и других параметров электрических цепей;
- Диагностический кабель — для подключения сканера автомобиля к On-board Diagnostic (OBD) разъему;
- Пробник — для проверки подачи напряжения;
- Компрессометр — для измерения сжатия в цилиндрах двигателя;
- Гидрометр — для проверки уровня и состояния охлаждающей жидкости;
- Наконечники и адаптеры — для подключения и проверки различных компонентов.
Получите все необходимые инструменты и ознакомьтесь с их функциями и применением перед началом диагностики.
Итак, на данном шаге вы ознакомились с основными системами автомобиля и их компонентами, а также получили представление о необходимых инструментах для диагностики. Теперь вы готовы перейти к следующему шагу — проверке систем и компонентов автомобиля.
Шаг 3: Работа с диагностическими приборами
Для проведения диагностики автомобиля необходимо использовать специальные диагностические приборы. Эти приборы позволяют считывать данные из электронных систем автомобиля и выявлять возможные ошибки или неисправности.
Вот некоторые из наиболее распространенных диагностических приборов:
- Считыватель OBD-II: Этот прибор подключается к разъему OBD-II автомобиля и считывает информацию из системы управления двигателем. С помощью считывателя OBD-II можно получить данные о кодах неисправностей, параметрах работы двигателя и другую полезную информацию.
- Мультиметр: Мультиметр используется для измерения электрических параметров автомобиля, таких как напряжение, сопротивление и ток. Этот прибор позволяет проверить работу различных электрических компонентов и проводить диагностику электрических систем автомобиля.
- Сканер ABS: Сканер ABS позволяет проводить диагностику системы антиблокировки тормозов (ABS). С его помощью можно проверить состояние датчиков ABS, наличие ошибок и другую информацию о работе системы.
- Сканер KESS: Сканер KESS используется для диагностики системы управления двигателем. С его помощью можно считывать и записывать данные с ЭБУ (электронного блока управления) автомобиля, а также проводить программирование и настройку различных параметров.
Важно правильно использовать диагностические приборы и интерпретировать полученные данные. При первом знакомстве с приборами рекомендуется ознакомиться с руководством пользователя и получить необходимые навыки работы с ними.
Шаг 4: Подключение и чтение кодов ошибок
После подготовки и настройки сканирования автомобильных ошибок, следующим шагом является подключение и чтение кодов ошибок. Для этого выполните следующие действия:
- Подключите сканер автомобильных ошибок к OBD-II порту вашего автомобиля. Он находится обычно под рулем рядом с педалями.
- Включите зажигание автомобиля, но не заводите двигатель.
- С помощью кнопок на сканере выберите функцию «Чтение кодов ошибок» или аналогичную.
- Дождитесь, пока сканер выполнит сканирование и выдаст список ошибок.
- Прочитайте список ошибок, и если вам необходимо, запишите их коды и описания.
После чтения кодов ошибок вы можете приступить к анализу и решению возникших проблем. Записанные коды ошибок помогут вам определить, какие компоненты могут быть неисправными и какие действия необходимо предпринять для их исправления.
Обратите внимание, что некоторые сканеры могут также предоставлять возможность сбросить коды ошибок после их чтения. Если вы провели необходимые ремонтные работы, вы можете сбросить ошибки и убедиться, что проблема была успешно исправлена.
Шаг 5: Интерпретация полученных данных
Получение информации об ошибках и неисправностях автомобиля — это только первый шаг в диагностике. Чтобы правильно определить причину проблемы, необходимо проанализировать полученные данные.
Для начала, обратите внимание на коды ошибок, которые были считаны с автомобиля. Каждый код состоит из буквы «P» и четырех цифр. Первая цифра указывает на область системы, в которой произошла ошибка:
- P0XXX: коды ошибок, связанные с системой управления двигателем.
- P1XXX: коды ошибок, связанные с системой топливоподачи.
- P2XXX: коды ошибок, связанные с системой зажигания и выпуском отработавших газов.
- P3XXX: коды ошибок, связанные с системой выхлопа.
- P4XXX: коды ошибок, связанные с системой дополнительных систем управления.
- P5XXX: коды ошибок, связанные с системой ускорения и скорости.
- P6XXX: коды ошибок, связанные с системой контроля поступления топлива.
- P7XXX: коды ошибок, связанные с системой трансмиссии.
- P8XXX: коды ошибок, связанные с системой коммуникации и электроники.
Кроме того, обратите внимание на описания ошибок, которые могут сопровождать код ошибки. Они могут дать дополнительную информацию о проблеме и помочь в ее диагностике.
Если у вас возникли трудности с интерпретацией кодов ошибок, рекомендуется обратиться к справочной литературе или обратиться к профессионалам в автосервисе. Они смогут помочь вам более точно определить причину проблемы и предложить соответствующие решения.
Шаг 6: Выявление и решение проблем
После того, как вы прошли предыдущие шаги диагностики автомобиля, вы, скорее всего, уже имеете представление о возможной причине проблемы. Этот шаг поможет вам более точно идентифицировать и решить проблему.
1. Проверьте ошибки и коды
Ваш автомобиль может быть оснащен диагностической системой, которая считывает ошибки и коды, связанные с различными компонентами автомобиля. Проверьте инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы узнать, какие ошибки или коды указывают на проблему, с которой вы столкнулись.
2. Проверьте компоненты
Используйте инструменты, которые вы приобрели или заранее имеете, чтобы проверить компоненты автомобиля, которые могут быть связаны с возникшей проблемой. Например, вы можете использовать мультиметр, чтобы проверить напряжение на батарее или других электрических компонентах. Также вы можете использовать манометр для проверки давления в топливной системе или системе охлаждения.
3. Проверьте соединения
Проверьте все соединения между компонентами автомобиля. Убедитесь, что все соединения хорошо зафиксированы и не имеют видимых повреждений. При необходимости очистите контакты или замените поврежденные соединения.
4. Замените поврежденные компоненты
Если вы обнаружили поврежденные компоненты во время диагностики, замените их на новые. Убедитесь, что вы правильно устанавливаете новые компоненты и тщательно подключаете их к другим компонентам автомобиля.
5. Обратитесь к специалисту
Если не можете самостоятельно выявить и решить проблему, обратитесь к квалифицированному специалисту или автосервису. Они смогут провести более глубокую диагностику и предложить наиболее подходящее решение для вашей проблемы.
Не забывайте делать все действия безопасно и соблюдать инструкции по эксплуатации и охране труда. При необходимости, обратитесь к специалистам, чтобы получить дополнительные советы и рекомендации относительно диагностики и ремонта автомобиля.
Шаг 7: Практическое применение знаний о диагностике
После того, как вы освоили основы диагностики автомобиля, наступает время для практического применения полученных знаний. В этом шаге мы расскажем вам о том, какие действия можно предпринять, чтобы применить свои новые навыки диагностики.
1. Анализ проблемы:
В первую очередь, вам необходимо определить конкретную проблему, с которой вы столкнулись. Вы должны понять, какие именно симптомы или неисправности наблюдаются на вашем автомобиле. Чем точнее определена проблема, тем легче будет найти ее и устранить.
2. Используйте инструменты:
При проведении диагностики важным моментом является наличие необходимых инструментов. Убедитесь, что у вас есть основные инструменты, такие как мультиметр, отвертки, зажимы и т.д. Они помогут вам провести измерения и проверить работу различных систем автомобиля.
3. Следуйте инструкциям:
При проведении диагностики всегда следуйте инструкциям производителя. Каждый автомобиль имеет свою специфику, поэтому важно понимать, какие именно действия нужно предпринять для диагностики автомобиля конкретной модели и марки.
4. Записывайте результаты:
Чтобы не забыть полученные данные, записывайте все результаты измерений и тестов. Это поможет вам обнаружить закономерности и понять, какие системы или компоненты могут быть неисправными.
5. Решайте проблему:
Используя полученные результаты и соответствующую информацию, попытайтесь найти причину проблемы и способы ее решения. Подключайте логическое мышление, исходя из полученных данных, чтобы устранить неисправность вашего автомобиля.
6. Обращайтесь за помощью:
Если вы столкнулись с проблемой, которую не можете решить самостоятельно, не стесняйтесь обратиться к специалистам. В сервисных центрах есть профессионалы, которые помогут вам с диагностикой и ремонтом.
Запомните, что самостоятельная диагностика автомобиля — это навык, который развивается со временем и практикой. Чем больше вы будете применять свои знания на практике, тем лучше вы станете в диагностике автомобиля.
Диагностика мотора своими силами: 4 полезных прибора
За последнее десятилетие появилось много недорогого оснащения, помогающего определить неисправности разных систем автомобиля: от коробки и двигателя до газобаллонного оборудования.
Такие приборы доступны рядовому автолюбителю, желающему повозиться со своей машиной. Но даже тем, кто не собирается самостоятельно заниматься электронной диагностикой, полезно иметь хотя бы представление о ней – чтобы понимать, куда обращаться при возникновении неисправности и как избежать развода на деньги.
Сканеры, работающие со смартфоном или компьютером
Самое распространенное и недорогое средство диагностики – адаптер ELM 327. Он стоит в среднем около 1000 рублей и подходит ко всем машинам, в которых есть разъем OBD II. Адаптер умеет считывать и обрабатывать сигналы блоков управления автомобиля, передаваемые по диагностическим линиям, и транслировать их по протоколам Bluetooth, Wi-fi или по USB-кабелю в смартфон, планшет или ноутбук.
Чтобы смартфон или ноутбук понимал сигналы адаптера, на него нужно установить программное обеспечение. Часто на диске к ELM прилагается несколько стандартных программ. А за специфическими – пожалуйте в интернет. Наряду с бесплатным есть и платный (200–300 рублей) софт, отличающийся расширенным функционалом и лучшим качеством работы.
Программы заточены под конкретную марку автомобиля или выполняют определенный круг задач. Причем они помогают не только провести диагностику, но и перенастроить отдельные системы и оборудование автомобиля. Например, изменить базовые параметры или активировать скрытые производителем функции, которые уже заложены в «железе». Сдвинуть температуру включения вентилятора системы охлаждения, подкорректировать алгоритм работы вариатора, даже провести небольшой чип-тюнинг двигателя – все это позволяет сделать ELM. Выручит адаптер и при подборе подержанного автомобиля – им можно проверить, нет ли ошибок в «мозгах», совпадает ли VIN-номер с документами.
Почти все программы имеют русскоязычный интерфейс. Правда, расшифровка кодов ошибок часто выдается на английском. Не очень удобно, но хуже другое: код ошибки определяется правильно, а вот расшифровка иногда не соответствует коду. Поэтому лучше перепроверять информацию, благо в интернете можно найти список неисправностей практически для любой марки.
Сканеры ELM 327 предлагают в двух версиях – 1.5 и 2.1. Первые поддерживают гораздо больше протоколов, а потому и вероятность успешного соединения с конкретным автомобилем выше.
ELM 327 – не единственный в своем роде прибор. Существуют и другие адаптеры для диагностики через ОВD-разъем. Например, популярная у владельцев автомобилей концерна Volkswagen программа «Вася-диагност» с ELM не работает. Для нее понадобится приобрести собственный адаптер – КKL 409.1.
Автосканеры
Специализированные сканеры у официальных дилеров могут стоить до полумиллиона рублей и чаще всего предназначены для диагностики автомобилей только одной марки. Оставим это профессиональное оборудование за рамками нашего обзора: рассмотрим недорогие (до 6000 рублей) устройства, которые работают со всеми автомобилями, оснащенными разъемом OBD II. Часто их называют «лаунчеры», по названию фирмы Launch, которая выпускает широкий диапазон диагностического оборудования.
Принципиально ничего дополнительного по сравнению с адаптерами типа ELM сканеры-лаунчеры не предлагают. Просто они более удобны в использовании. При подключении не требуют спаривания по Bluetooth или Wi-Fi – сразу загорается дисплей, на который выводится VIN-номер машины. Кнопками выбираете в меню нужные параметры и запускаете диагностику. Сканер прочитает и покажет все коды ошибок, причем интерпретация кода точнее, чем у программ, работающих с ELM. Меню части сканеров русифицировано, но ошибки будут описаны на английском языке. Программное обеспечение можно периодически обновлять, скачивая с сайта производителя свежие прошивки.
Многие мастера приобретают лаунчеры еще и для того, чтобы произвести впечатление на клиента. Выглядит сканер, конечно, солиднее, чем смартфон, подключенный через адаптер к автомобилю. Однако прибор – это лишь инструмент. И к нему обязательно должны прилагаться умелые руки.
Маршрутные компьютеры
Диагностировать неисправности в системе управления двигателем, а также следить за множеством параметров автомобиля могут и маршрутные компьютеры. Средняя цена качественных приборов – 5000 рублей. Их устанавливают в салоне автомобиля на видном месте и подключают к разъему OBD II. Конечно, основная их функция – работать трип-компьютерами. В диагностике они явно уступают сканерам.
Но посильную помощь окажут: и коды неисправностей считают, и ошибки из памяти блоков сотрут.
Прошивки маршрутников тоже постоянно обновляются и позволяют диагностировать не только двигатель, но и автоматические коробки передач и вариаторы. У некоторых машин маршрутники «видят» блоки АБС и систем пассивной безопасности.
Одно из преимуществ маршрутника перед сканером: он всегда подключен к автомобилю и сообщает об ошибках в системе управления двигателем в режиме реального времени. Некоторые приборы выдают голосовые предупреждения при выходе рабочих параметров двигателя за допустимые пределы.
Активные датчики зажигания
Сканеры – это мастера широкого профиля. А есть и узконаправленные специалисты – недорогие приборы, позволяющие проводить точечную диагностику. Например, сканер засек пропуски воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре. А как определить причину этих пропусков?
Это можно сделать с помощью активного USB-датчика зажигания. Работает устройство в паре с андроид-смартфоном или планшетом, на который необходимо установить соответствующую программу. Диагностика происходит бесконтактным способом: чувствительную часть датчика прикладывают к проверяемой детали. А на экране отобразится график изменения напряжения в электрической цепи. Таким образом можно найти неисправность в катушках зажигания, форсунках, датчиках положения коленчатого и распределительного валов.
Эти приборы обычно покупают сервисмены – они нужны для углубленной диагностики, и обычным автолюбителям приобретать их нецелесообразно. Тем более что и цена у них не такая уж низкая. Например, активный USB-датчик зажигания стоит около 10 000 рублей.
Как сделать диагностику автомобиля через ноутбук самостоятельно
Самостоятельная диагностика автомобиля через ноутбук
Статьи 11 комментариев 13 апреля 2018 Просмотров: 103058 Рейтинг:
Время прочтения
Сложность материала:
Для любителей — 3 из 5
Эксплуатацию современных автомобилей в настоящее время нельзя представать без компьютерной диагностики. Такие услуги оказывают любые СТО в вашем городе, но стоимость автодиагностики иногда может доходить до 5000 — 10000 рублей в зависимости от сложности и вида неисправности.
Зачастую чтобы считать ошибки с ЭБУ в автосервисах берут порядка 2000-3000 рублей, а если обращаться в сервис минимум 1 раз в месяц, тогда расходы за год составят приличную сумму. По причине того, что простейшую проверку через компьютер можно выполнить своими руками в гараже, и написан данный материал.
В данной статье рассказано, как самостоятельно при помощи OBD2 автосканера производится диагностика авто через ноутбук: определить ошибки и удалить их, проверить параметры датчиков, вовремя определить ту или иную неисправность и принять меры по её устранению. На вопрос «что нужно для диагностики автомобиля через ноутбук» так же ответит данная статья.
1. Что такое компьютерная автодиагностика и как она реализована
OBD (On-board diagnostics) — бортовая компьютерная диагностика, которая введена в ответ на мандат Калифорнийского совета по воздушным ресурсам, потребовавший с 1991 года контролировать системы, связанные с выбросами. Второе поколение (OBD-II) было реализовано пять лет спустя и установило стандартный соединительный и коммуникационный протокол в электронном блоке управления для автопроизводителей.
Распиновка разъема OBD2
1 | OEM (протокол производителя) |
2 | Шина + (Bus positive Line). SAE-J1850 PWM, SAE-1850 VPW. |
3 | — |
4 | Заземление кузова (Chassis Ground). |
5 | Сигнальное заземление (Signal Ground). |
6 | Линия CAN-High высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284). |
7 | K-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230). |
8 | — |
9 | Линия CAN-Low, низкоскоростной шины CAN Lowspeed. |
10 | Шина — (Bus negative Line). SAE-J1850 PWM, SAE-1850 VPW. |
11 | — |
12 | — |
13 | — |
14 | Линия CAN-Low высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284). |
15 | L-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230). |
16 | Питание +12в от АКБ (Battery Power). |
2. Электроника авто подвергаемая компьютерной диагностике
Система управления двигателем (ECU — Electronic Controlled Uni) состоит из электронных и электрических компонентов: датчиков, реле и исполнительных механизмов. Они работают вместе, чтобы обеспечить блок управления двигателем параметрами, необходимыми для управления впрыска и т.д. Используются контроллеры различных типов, которые в основном состоят из термопар, температуры сопротивления (RTD) и Холла
ЭБУ отвечает за мониторинг всех аспектов работы двигателя:
- внесение корректировок на основе ввода данных;
- считывание количества воздушного потока;
- регулировка положения дроссельной заслонки;
- управление синхронизацией зажигания;
- скоростью холостого хода;
- фазой газораспределения;
- управление электронным клапаном и т.д
№ | Наименование | Назначение |
---|---|---|
1 | Соотношения воздух-топливо | Контролирует правильное соотношение воздух-топливо |
2 | Скорости двигателя | Контролирует частоту вращения |
3 | Положения дроссельной заслонки | Контролирует положение дроссельной заслонки |
4 | Положения коленчатого вала | Контролирует положение ВМТ поршня |
5 | Положения камеры | Контролирует положение клапанов |
6 | Детонации | Обнаруживает стук |
7 | Температуры охлаждающей жидкости двигателя | Измеряет температуру |
8 | Абсолютное давление коллектора или MAP | Используется для регулирования расхода топлива |
9 | Массовый воздушный поток или MAF | Сообщает о количестве воздуха, поступающего в ECU |
10 | Кислородный / Лямбда-зонд | Контролирует количество кислорода в выхлопе |
11 | Давления топлива | Измеряет давление топлива в системе |
12 | Скорости (VSS) | Измеряет скорость транспортного средства |
3. Что можно проверить с помощью автодиагностики
Анализ и получение кода ошибки – главное в автодиагностике. Узнать о неисправном узле можно лишь сравнив параметры реального сканирования с заводскими. Производитель эти параметры вводит в базу данных процессора ЭБУ, который их считывает. В случае расхождения значений заданного диапазона, возникает ошибка в виде кода, например, для ДПДЗ – Р0121.
Примечание
В некоторых случаях узел машины исправен. Ошибки возникают из-за неисправности самого контроллера. В этом случае достаточно поменять его.
ДПДЗ контролирует угол поворота заслонки. Второй датчик, установленный на дроссельном узле, отвечает за устойчивые обороты на «холостом ходу», направляя воздух по обводному каналу. ДПДЗ имеют разные конструкции и принцип действия: бесконтактные, потенциометрические. Вот контроллеры, устанавливаемые на узел дроссельной заслонки (инжектор) ВАЗ 2110, 2112, 2114, Калина и Грант Приора.
Каждый из установленных датчиков контролирует заданные параметры узлов или систем. Количество датчиков в современных машинах доходит до 50-100 штук. Их можно сканировать бюджетными считывателями кодов и выявлять неисправные узлы.
Scan Tool Pro Black Edition — бюджетный мультисканер
Хороший выбор для начинающего диагноста. Новинка 2022
Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 — пока что самая стабильная версия, а так же имеет максимальную совместимость с автомобилями с 2001 года выпуска (Россия, Азия, Европа, Штаты). Купить Bluetooth сканеры для автодиагностики марки Scan Tool Pro официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев, можно по ссылке указанной справа. Удачной диагностики!
4. Что нужно чтобы проверить ЭБУ с помощью ноутбука
Чтобы сделать диагностику инжекторного автомобиля с помощью ноутбука, потребуется следующие перечень оборудования и средств для проведения автодиагностики:
- Сканер (USB, Bluetooth и Wi-Fi);
- Программное обеспечение;
- В некоторых случаях переходники;
- Ноутбук с USB, Bluetooth и Wi-Fi.
5. Какие адаптеры существуют на рынке сейчас
Считывание данных с ЭБУ выполняют через специальный адаптер. Доступными в ценовом отношении являются адаптеры для диагностики автомобиля, которые вполне справляются с такими функциями:
- считывание кода ошибки,
- удаление,
- подключение к ПК (смартфону, планшету) с установленными драйверами и ПО,
- просмотр параметров в данный момент.
Коннектора и переходники подбирают под марку авто соответствующей модели. У некоторых машин имеются отдельные электронные блоки с разъемами.
Внимание
Изучите электронную схему вашей машины, прежде, чем провести диагностику автомобиля! Убедитесь в совместимости оборудования.
Автосканерами такого типа пользуются начинающие диагносты, желающие делать автодиагностику своими руками. Иногда это связано с банальным выходом из строя датчика или обрыва цепи. Самостоятельно провести автодиагностику можно даже с таким устройством. Данные сканеры, способные удалять errors при загорании Check Engine, основаны на микросхеме ELM327.
Взаимодействие ЭБУ с ELM327 происходит посредством передачи AT-команд, которые поддерживает данная микросхема. Для этого необходимо организовать обмен текстовыми сообщениями по протоколу RS-232 (а точнее UART, т.к. речь идет о передаче данных). Физическое соединение по USB, Bluetooth или Wi-Fi реализуется просто, с применением микросхем преобразования последовательного протокола UART.
Автосканер на базе ELM327
Должен быть у каждого
Простейшее сканирование Error в автосервисе обходится 1000-1500 рублей. При использовании такого автосканера самостоятельно вы сможете удалить ошибку своими руками и проверить другие параметры авто.
Подходят ко многим моделям машин. Подходят для продвинутых пользователей или автосервисов. Обнаруживают общие коды неисправностей DTC. Сообщают о местоположении неисправности (узел), дают рекомендации относительно того, как исправить. Предназначены для подключения к смартфонам или ПК, или имеют встроенный дисплей и управление процессором.
Такое оборудование, дорогостоящее и в основном есть в дилерских автоцентрах или приобретается для конкретной марки авто. Так же дилерские сканеры предназначены диагностировать грузовые автомобили.
Марки профессионального дорогостоящего оборудования:
- мульти марочные: Autocom CDP + и его китайский клон Delphi DS150;
- портативный: Launch Creader V;
- наиболее продаваемые: Launch CReader VI и Autel MaxiSYS с русскоязычным интерфейсом.
Лучшие любительские адаптеры:
Наиболее популярны среди автомобилистов сканеры на базе чипа ELM 327, например беспроводные Scan Tool Pro. Адаптер кроме считывания ошибок имеют такие расширенные функции:
- Считывают и перезапускают систему тормозов Antilock, подушек безопасности, ABS или Airbag Capability.
- Сканируют датчики и рабочие характеристики машины даже во время движения.
- Устройство обновляется онлайн с изменениями в протоколе; данные сохраняются в памяти сканера для последующего использования.
- Определяют оригинальный VIN транспортного средства, двигателя, КПП.
Чип ELM327
от Elm Electronics
ELM327 — это универсальный преобразователь протоколов, используемых в диагностических шинах автомобилей, в последовательный протокол типа RS-232. Технология разработана канадской компанией Elm Electronics.
6. Сканер Scan Tool Pro и конструкция, технические данные
Конструкция Scan Tool Pro – микросхема схема с чипом ELM327, заключенная в герметичный пластиковый корпус с разъемами OBD, на котором имеется кнопка вкл/выкл. а так же светодиоды. Поставляется версия Bluetooth или Wi-Fi.
№ | Параметр | Значение |
---|---|---|
1 | Совместимость с устройствами | Bluetooth – Android, Windows Wi-Fi – iOS, Mac OS |
2 | Считывание параметров датчиков, установленных на узлах машин | • температурный (топливо, масло, охлаждающая жидкость и другие); • уровневый (показывает уровень нахождения жидкости в емкостных баках); • давления гидросистем, обратного давления выхлопных газов; • измерения скорости, частоты вращения рулевого колеса, ГРУ; • содержания воды в топливе; • тормозного усилителя; • положения лопатки турбо нагнетателя. |
3 | Чип и версия прошивки | v.1.5 (PIC18F25k80) |
4 | Основное назначение | Считывание, удаление кодов неисправностей (MIL ‘Check Engine’), Получение информации с ЭБУ. |
5 | Совместимость с авто | УЗНАТЬ |
6 | Совместимость с ОС других подключаемых устройств | интерфейсы совместимы для использования с Windows XP, 7, 8, 10, OSX, iOS и Android. |
7 | Распиновка порта | 16-контактный разъем для протокола OBD2 |
8 | Индикация | USB T/R, OBD T/R, Power |
9 | Потребляемое напряжение | В работающем состоянии 12V, в покое 4.5 V |
10 | Микропроцессор | ELM327 |
Кабель и переходники для OBD2
Машины, выпущенные после 1996 года, в большинстве случаев имеют стандартные 16-пиновые разъемы (коннекторы) OBD2;
Но есть и разъемы GM, ALDL, OBD, OBD-1 и специфические, только для подключения сканирования определенного узла или коннекторы для определенных марок машин:
- 12 Pin ALDL до 16-контактного разъема для подключения разъема OBD2 для GM GMC Chevrolet. Коннектор стандарта ALDL. SKU: 12P16P-GM, СКП: 030915083218;
- 10-контактный разъем Opel Vauxhall. SKU: 10P16P-OPEL, СКП: 030915083249;
- 12 Pin OBD1 до 16 Pin OBD2 Renault. SKU: 12P16P-RENAULT, СКП: 030915083317
- 12 Pin to 16 Pin OBD2 для силового кабеля Mitsubishi и Hyundai + 12V. SKU: 12P16P-MITSUBISHI-ВАТТ-CLIP-CABLE;
- 14 Pin OBD1 до 16 Pin OBD2 Nissan Infiniti. SKU: 14P16P-NISSAN, СКП: 030915083324.
Внимательно изучите распиновку разъемов. При заказе укажите модель машины и сфотографируйте конфигурацию коннектора. При необходимости потребуется докупить кабель для диагностики (переходник) для вашей машины.
7. Программы для автодиагностики через ноутбук
Выбор подходящей программы зависит не только от вашего адаптера, но и от марки автомобиля, операционной системы на ноутбуке. Список основных программ, рекомендуемых для автодиагностики через ELM 327 автосканеры:
ScanMaster ELM 2.1
Мультифункциональная программное обеспечение. Данное ПО совместимо, как с иномарками, так и с автомобилями Российского производства. Подходят как любителям, так и профессионалам.
OpenDiagPro
Универсальный софт для автодиагностики всего Российского автопрома (VAZ, GAZ, UAZ ) через сканер ELM327. Поддерживает множество современных автосканеров, ELM327 также входит в этот список. Приложение самое востребованное именно для автодиагностики российских машин.
FORScan
FORScan — ПО для авто американского производства, таких марок как: FORD, Mazda, Lincoln и Mercury. Сканирует все датчики установленные в авто, а так же подушки безопасности, ABS, тормозную систему, сигнализацию и прочее. Есть опция настройки конфигурации и программирования данных, в том числе чип-тюнинга.
PROScan
Это мультимарочный софт для elm 327 автосканеров. Функционал стандартный минимум: выводит значения параметров, строит графики и таблицы, определяет, расшифровывает, расшифровывает и стирает ошибки. В основном используют с проводными USB автосканерами.
TiggoDiag 1.2.0.3
ПО для сканеров на базе чипа ELM327 подходит для автодиагностики всех марок Cherry Tiggo, GreatWall. Совместима так же с некоторыми моделями Mitsubishi. Так же как и предыдущие версии софта, в основном используются с проводными USB адаптерами.
Примечание:
Так же можно установить и использовать «Torque Tool PRO» , чтобы установить на ваш ПК или Mac, потребуется использовать эмулятор Android «BlueStacks».
8. Как провести автодиагностику адаптером ELM27 Bluetooth на примере Scan Tool Pro через ноутбук
Проверьте коннектор вашего автомобиля. Если это 16-ти контактный разъем, то это протокол OBD2. Значит ELM 327 подходит для сканирования. С мультимарочным автосканером Scan Tool Pro соединение с ноутбуком возможно только через Bluetooth или Wi-Fi .
Примечание по ScanMaster ELM 2.1
По установке программы:
Далее продемонстрирована инструкция, о том как как провести диагностику: произвести подключение сканера и процесс работы в ScanMaster ELM 2.1. Инструкцию по установке ПО вы можете скачать по кнопке справа. USB провод для диагностики автомобиля через ноутбук в данном случае не потребуется, так как связь с автосканером осуществляется через Bluetooth.
Примечание: на нашем портале вы найдете русифицированную версию софта, скачивание которой бесплатно. Так же на странице с программой вы найдете полную инструкцию по её установке, активации и русификации. Как подключить через неё автосканер, рассказано далее.
Инструкция по диагностике авто с помощью ноутбука в 10 шагов:
1. Устанавливаем софт на ноутбук. Вводим ключ для активации.
2. Копируем папку «ru” в папку /locate.
3. Запускаем программу, выбираем Русский Язык.
4. Вставляем адаптер в OBD2 разъем или подключимся через переходник, о которых было сказано выше.
5. Включаем на ноутбуке Bluetooth, сопрягаемся с V-Link. Пароль по умолчанию 1234 или 0000.
6. Далее определяем, через какой COM, подключился сканер. В нашем случае это COM5.
5. Перезапускаем приложение, далее заходим в Установки – Связь. Выбираем «Ручная настройка».
6. Через раскрывающийся список меняем COM1 на наш COM5. Нажимаем «ОК»
9. Нажимаем «Соединить» и ждём пока произойдем синхронизация. После чего вы увидите отчёт, который показан на фото.
10. В Таблице оперативных данных отображаются значения датчиков и состояние систем авто.
11. На вкладки Коды ошибок, отображаются кода и их расшифровка, которые определило программное обеспечение.
БОНУС инструкция
По автодиагностике через смартфон:
Как провести диагностику автомобиля адаптером через смартфон ELM327 читайте в статей по обзору OBD2 сканеров.
9. Расшифровка кодов ошибок
Диагностические коды DTC хранятся в памяти процессора бортового компьютера, идентифицируют проблемные узлы машины, чтобы предоставить технику руководство относительно того, где может произойти ошибка.
Тип кода | Описание |
---|---|
Общий (обычно P0xxx) |
Обозначение кода определено в стандарте EOBD, OBD-II и будет одинаковым для всех производителей. |
Специализированные для производителя (обычно P1xxx) |
Где производители считают, что код не доступен в общем списке, они могут добавлять свои собственные коды. Определения для них устанавливаются изготовителем. |
IamZevs
Я езжу на Ford Focus III Wagon
г. Москва
Написал про то как тестировал совместимость с некоторыми авто. Появилась возможность проверить работоспособность автосканера на 10 марках авто.
Покупил этот сканер ТУТ
В первую очередь автосканер просто проверялся на возможность подключения блока управления к адаптеру. Все марки машин из моего списка были..
Расшифровка диагностических кодов протокола OBD-II
Пятизначный код ошибки
Первая позиция:
- B — кузов;
- C — шасси (подвеска);
- P — двигатель (электронная система управления двигателем), КПП;
- U — шина обмена данными.
- 0 — стандартный (SAE);
- 1, 2 — заводской (OEM);
- 3 — зарезервировано.
Третья позиция — тип неисправности:
- 2 — топливная система;
- 3 — система зажигания;
- 4 — снижение токсичности отработавших газов;
- 5 — холостой ход;
- 6 — ЭБУ (ECU) или его цепи;
- 7, 8 — трансмиссия (АКПП).
Четвертая и пятая позиции — порядковый номер ошибки.
Р0120
Расшифровка: Throttle/Pedal Position Sensor/Switch «A» Circuit (Датчик А положения дроссельной заслонки / датчик А положения педали акселератора — неисправность электрической цепи).
Расшифровка кодов
Коды ошибок ОБД2 OBD2 на русском языке:
Отыскать эти коды в интернете не составит труда, к тому же современное программное обеспечение «на лету» расшифровывает ошибки. В файле вы сможете посмотреть часто встречающиеся ошибки. Так же на сайте имеется удобный сервис по просмотру и расшифровке в разделе «Калькуляторы».
Заключение и выводы
Информация, изложенная выше (как сделать диагностику автомобиля самому) – это лишь приоткрытая дверь в мир компьютерной автодиагностики. Совершенствование электронных устройств автомобилей требует от водителя умения определять неисправности самостоятельно, потому что это не только экономия средств, но и профилактика от серьезных поломок. Да, можно обратиться в автосервис или СТО и устранить проблему. Иногда приходится это делать. Но вы хотя бы сможете узнать, где поломка, чтобы разговаривать с механиком на понятном языке.
Пусть вы сначала научитесь считывать коды ошибок с бортового компьютера. Следующим этапом развития, возможно, станет расширенное понимание процесса диагностирования, что может стать источником бизнеса. Ведь услуги автодиагностики стали востребованы.
Новые бортовые компьютеры содержат информацию о работе абсолютно всех узлов и механизмов. Современный водитель обязан уметь работать автосканерами и программным обеспечением, которые описаны в этой статье.
Scan Tool Pro Black Edition — бюджетный мультисканер
Хороший выбор для начинающего диагноста. Новинка 2022
Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 — пока что самая стабильная версия, а так же имеет максимальную совместимость с автомобилями с 2001 года выпуска (Россия, Азия, Европа, Штаты). Купить Bluetooth сканеры для автодиагностики марки Scan Tool Pro официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев, можно по ссылке указанной справа. Удачной диагностики!