Лысая летняя резина чем опасна
Перейти к содержимому

Лысая летняя резина чем опасна

  • автор:

Почему полустертые шины опаснее лысых

Почему полустертые шины опаснее лысых

Вопрос о смене резины беспокоит каждого автомобилиста два раза в год. Менять приходится не только зимние покрышки на летние и наоборот, но и иногда сами шины. Часто возникают сомнения относительно необходимости замены самих шин. Некоторые водители продолжают ездить на истертых шинах. Чтобы принять решение об их смене, стоит узнать о последствиях лысой резины.

Как определить степень износа

Лысыми называют такие шины, которые сильно стерты и глубина протектора которых составляет 1,6 мм. Возникает это по естественным причинам в ходе эксплуатации шин. Есть несколько факторов, от которых зависит степень износа покрышек:

  1. Стиль езды – любителям «погонять по трассе» придется чаще тратиться на новые шины, так как от высокой скорости они быстрее изнашиваются.
  2. Пробег авто – чем больше пробег машины, тем более вероятно, что резина на ней уже стертая. Это актуально знать тем, кто собирается приобрести подержанный автомобиль. Скорее всего шины придется после покупки менять.
  3. Условия эксплуатации – чем хуже дорога, по которой ездит машина, тем сильнее повреждается резина.
  4. Качество самой резины – если сэкономить и взять товар непроверенного производителя, то есть риск, что такая шина прослужит недолго и быстро выйдет из строя.
  5. Наличие отрегулированного развала-схождения колес – если не провести эти работы, то машина может вибрировать и ехать неровно, что увеличивает нагрузку на определенные части шин. Они изнашиваются неравномерно, поэтому менять их придется чаще.

Определить степень изношенности резины можно специальным устройством или подручными средствами. Прибором пользуются сотрудники ГИБДД, когда замеряют глубину протектора.

За лысую резину грозит штраф, так как это несет угрозу безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Если водителю не хочется приобретать специальный измерительный прибор, то определить потертость шин можно и с помощью монетки в один рубль. Снизу на ней выдавлен год выпуска – он занимает 3 мм от края монеты. Если глубина протектора совпадает с этим элементом или даже меньше, чем это расстояние, то ездить на таких шинах нельзя. Опытные водители определяют изношенность резины даже на глаз.

В чем опасность

Для контроля над управлением машиной важно хорошее сцепление с дорогой. Об этом обычно помнят в зимний период, когда на дорогах лежит снег и лед, а летом большинство водителей считает, что никакой опасности нет. Однако это не так. Последствия использования лысой резины летом могут быть очень серьезными.

К наиболее частым вариантам последствий использования таких шин относятся:

  1. Потеря управления транспортным средством.
  2. Увеличение тормозного пути – это чревато авариями, так как водитель не может рассчитать время торможения.
  3. Аквапланирование – всплытие колес из-за того, что протектор не выталкивает воду.
  4. Разворот машины – это уже опасно для всех участников дорожного движения, так как может произойти в любой момент.
  5. Взрыв шины – это чаще всего происходит в случае неравномерного износа и повышения давления.

Многие водители задаются вопросом, можно ли ездить на лысой резине летом, однако запрет в данном случае однозначен. Существует также наказание в виде штрафа за использование таких покрышек.

Различия полустертой и лысой резины

Отличаются эти два вида глубиной протектора. Если лысой считается покрышка, у которой показатель 1,6 мм и меньше, то полустертой называют ту, у которой этот показатель от 4 мм и ниже. У новой шины глубина протектора около 8 мм.

На сухой дороге разница между полустертой и лысой покрышкой ощущается несильно. В основном это заметно при торможении, так как тормозной путь машины с лысой резиной увеличивается, по меньшей мере, на длину корпуса автомобиля.

На мокром дорожном покрытии разница заметней, так как машина с лысыми шинами уже на небольшой скорости (50 км/час) становится неуправляемой. В дождь также увеличивается тормозной путь автомобиля. Схожая ситуация возникает и при езде по слякоти как в зимнее, так и в летнее время года. Риск потери управления на грязной дороге такой же, как и на мокрой, а иногда даже больше, так как скользкая земля или снег прилипают к колесу.

Основная опасность полустертых шин заключается в их скором износе. Водитель теряет бдительность, так как считает, что шины изношены всего наполовину, а значит на них можно так же ездить, как и на новых. Однако это не так. Чем меньше глубина протектора, тем хуже удаляются продукты торможения из пространства между колесом и дорогой. А это приводит к ухудшению управления.

Полустертая шина также может резко «полысеть» в случае экстренного торможения или слишком высокой скорости. Водитель не всегда обратит на это внимание, а это уже чревато проблемами со сцеплением и штрафом. Штраф за лысую резину в 2017 составляет 500 рублей, а за несоответствие резины сезону могут наказать и на большую сумму.

Полустертые шины также опасны тем, что могут изнашиваться дальше неравномерно. Это, в свою очередь, приводит к тому, что совсем изношенная шина может взорваться во время поездки.

Особое внимание на качество и степень изношенности покрышек стоит обратить тем водителям, которые пользуются всесезонной резиной. Её преимуществом считается то, что менять её со сменой времен года не придется. Недостатком таких шин является их невысокое качество сцепления с дорогой. Летний и зимний комплекты специально предназначены для своих сезонов, что делает их намного более предпочтительными.

Последствия лысой резины известны всем водителям. Поэтому каждый раз при смене покрышек стоит измерять степень их износа. Если шина уже стерта до 4 мм глубины протектора, а ездить предстоит много, то не стоит экономить и подвергать себя и близких риску. Своевременная замена шин может спасти от аварий. Так как окончательное решение остается за водителями, им следует сопоставить предстоящее количество поездок и степень изношенности резины.

  • Снижаем цену при покупке авто с рук — основные хитростиСнижаем цену при покупке авто с рук — основные хитрости
  • Основные причины поломки автокондиционераОсновные причины поломки автокондиционера
  • Как проверить поляризационные очки для водителяКак проверить поляризационные очки для водителя
  • Загорелся индикатор chek - ищем причиныЗагорелся индикатор chek — ищем причины

ЧЕМ ОПАСНЫ ИЗНОШЕННЫЕ И «ЛЫСЫЕ» ШИНЫ?

В статье поговорим про изношенные шины — чем они опасны и как их поведение на сухой и мокрой дороге влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля. Когда стоит менять старые покрышки на новые?

ПОВЕДЕНИЕ НА СУХОЙ ДОРОГЕ

Оговоримся, что будем оценивать изношенные шины по сравнению с новыми, когда глубина протектора достигает 3,7-4,0 мм. Протектор новых покрышек имеет глубину около 8-10 мм, т.е. шины износились примерно наполовину. Сначала проверим, как изменяться эксплуатационные качества шин на сухой дороге.

Если сравнивать с новыми, то изношенные шины не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность измерений. Если измерить управляемость на изношенных шинах, то на некоторых моделях она лучше, чем на новых. Т.е. изношенные покрышки лучше управляются на сухом асфальте.

Почему так происходит? Это можно объяснить, что протектор изношенных покрышек уменьшился, по своим свойствам они больше походят на гоночные «слики». Но опять же, разница по сравнению с новыми шинами — минимальна, и почувствовать её обычный автолюбитель не сможет. А значит говорить об лучшей управляемости не стоит.

С другой стороны — при резком торможении, максимальном разгоне или в повороте на сухой дороге между шиной и асфальтом появляются продукты износа. А так как протектор минимален, то канавок для их отвода нет, сцепление покрышки с дорогой падает. Особенно при эксплуатации шины в предельных режимах и на высокой скорости.

ПОВЕДЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ

Тут многих автолюбителей ждёт сюрприз. Например, новые шины при «аквапланировании» всплывают при скорости автомобиля 74-76 км/ч. А изношенные — при 66 км/ч! Т.е. разница существенна. Это происходит по тому, что уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. При езде в дождь это можно почувствовать лично — когда машина начинает раньше всплывать при проезде луж и хуже управляться.

Что такое «аквапланирование»? Это когда автомобиль на скорости попал в большую лужу и на время потерял сцепление с дорогой, т.е. он становится полностью неуправляемым.
Если говорить о торможении на мокрой дороге, то разница между новыми и б/у шинами не столь существенна. На результаты влияет не только рисунок и глубина протектора, но и состав резиновой смеси. На практике, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках может достигать 4 метров! Это много. Это объясняется, что старые шины должны пробить миллиметровой слой воды при торможении на мокрой дороге, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.

Если говорить про управляемость, то разница между новыми и изношенными шинами достигает всего 3%. Например, при торможении на мокрой дороге разница может достигать 10 процентов. Это в теории, а на практике ситуация другая. Когда едешь на новых покрышках, то мелкие лужи почти не заметны, эффекта «аквапланирования» не чувствуется. На изношенных шинах заметно всплывание машины на лужах, особенно если их глубина немаленькая. Т.е. получается — на новых, неизношенных шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении в дождь. И чем меньше протектор шины — тем критичней может «обернуться» ситуация. Так что, эксплуатация «лысых» покрышек опасна.

Когда менять старые покрышки на новые? В Правилах Дорожного Движения указан предельно допустимый износ протектора шины. И для его измерения нужен прибор по типу линейки, который измеряет глубину протектора. На практике, при наличии индикатора износа на шине — руководствоваться нужно именно им.

Штраф за неисправность деталей автомобиля. Лысая резина

Прямые штрафы за эксплуатацию автомобильных шин с нарушениями регламентных требований не предусмотрены законом. Это не исключает применения административных взысканий к случаям нарушений технических норм эксплуатации автомобилей и законодательства о безопасности движения. К таким взысканиям относятся и штрафы за так называемую «лысую резину». В нашей статье рассмотрим, как это может работать против владельца, пренебрегающего требованиями безопасности на транспорте.

Законодательные нормы эксплуатации автомобильных шин

Техническая исправность транспортных средств, выезжающих на дороги, является обязательным условием безопасности участников движения. Ответственность за техническое состояние автомобиля лежит на автовладельцах, физических и юридических лицах, а контролируется ГИБДД, инспекциями по безопасности дорожного движения. В область контроля безопасности входит не только соблюдение правил безопасного передвижения транспорта, но и его техническое соответствие законодательно принятым нормам эксплуатации транспорта. Регламентирующими документами в этой области являются требования ГОСТов к различным составным частям автотранспорта. Обобщены они в двух законодательных документах:

  1. «О безопасности колёсных ТС», Технический регламент Таможенного союза.
  2. Приложение к ПДД, в Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации. Перечень неисправностей, при которых запрещена езда на автомобиле.

Технический регламент описывает требования к производству автомобильных покрышек и дисков. Приложением к Правилам дорожного движения описаны пять неисправностей, при которых езда на автомобиле запрещена. Неисправности колесных дисков или шин прямо не упоминаются. Зато при нарушении любого из пунктов Административный Кодекс РФ предусматривает возможность наложения штрафа в 500 рублей на основании ст. 12.5 КоАП.

В 2022-м году планировалось повышение административных взысканий за езду на неисправных колесах, закон пока принят к рассмотрению.

Есть время выдохнуть и разобраться, что же такое лысая резина, почему за нее предположительно могут назначить штраф, а то и лишить прав на пользование транспортным средством.

Как определить, что резина лысая

Вряд ли кому-то из автовладельцев приходилось покупать или встречать в эксплуатации волосатую резину J .

На водительском сленге «лысой резиной» называют крайнюю степень износа рисунка протектора на колесах автомобиля.

А с износом протектора той или иной степени приходится иметь дело каждому водителю. Предельные значения износа шин при отсутствии индикаторов износа определены пунктом 5 Приложения о неисправностях по видам колесных средств и сезонности резины. Приводим их здесь:

  1. Категория L (мотоциклы) — 0,8 мм.
  2. Категории N2, N3, O3, O4 (грузовики) — 1 мм.
  3. Категории M1, N1, O1, O2 (легковой автотранспорт) — 1,6 мм.
  4. Категории M2, M3 (автобусы) — 2мм.

В принятой классификации легковые автомобили принадлежат к категории M1, грузовые малотоннажные – к категории N1. Указанные значения относятся к летней и всесезонной резине, с глубиной протектора 6-8 мм. Летние шины эксплуатируются в более стабильных погодных условиях, при выпадении осадков отвод воды из пятна контакта шины с дорожным покрытием выполняется с помощью тонких ламелей с небольшой глубиной. Зимние шины работают на мокрых, обледенелых, заснеженных трассах, перепадах температуры снаружи и давления внутри шины. Более глубокий рисунок протектора позволяет эффективно управлять динамикой движения, критическая глубина зимнего протектора составляет 4 мм. На зимних или всесезонных шинах должна присутствовать маркировка «M+S», «M&S», «M S» или рисунок в виде трех горных вершин и снежинки между ними.

Эксплуатация автомобильных шин с износом протекторов ниже установленных значений трактуется как пользование неисправным транспортным средством, что категорически запрещено Правилами дорожного движения.

Выявленное инспектором ГИБДД нарушение правил может быть зафиксировано и передано в суд для административного взыскания. Кодекс предусматривает возможность наложения штрафа в размере 500 рублей, в ближайшее время есть перспектива его пересмотра в сторону увеличения, до 2000 рублей. До вынесения решения судом неисправное транспортное средство отправляется на штрафстоянку с помощью эвакуатора, расходы понесет виновник, то есть владелец машины. Практика фиксации нарушений работниками ГИБДД показывает, что неисправность может трактоваться как внесение изменений в конструкцию автомобиля, не согласованное с ГИБДД, что может быть поводом для снятия автомобиля с регистрации. Выглядит маловероятно, но, согласно описанию Технического регламента, изменением конструкции является любое изменение в размере или комплектации колес, если оно не указано как допустимое в инструкции производителя к эксплуатации. Так что статья содержит неиспользованные резервы дисциплинирования автовладельцев и водителей.

Чем опасна лысая резина

Автомобильная шина относится к самым расходуемым конструктивным деталям автомобиля. Конструкция шины довольно сложная и обладает предустановленными техническими характеристиками, позволяющими развивать запланированную скорость, сохранять необходимую грузоподъемность, защищать диск от контакта с дорогой, перепадов температур, климатических и погодных обстоятельств, ударных воздействий. Являясь частью ходовой системы и основным динамическим устройством, изменяющим местонахождение автомобиля, шина в процессе контакта протектора с дорожным покрытием изнашивается. Постепенный износ резины – естественный процесс, требующий контроля и своевременной замены. Игнорирование износа протектора и езда на лысых колесах приводит к повышению риска непредсказуемого поведения автомобиля на дороге:

  • снижается сцепление резины с дорогой, автомобилю нечем оказывать сопротивление качению, может заносить на поворотах, при боковом ветре машину может просто нести;
  • на мокрой или скользкой дороге автомобиль скользит, что приводит к невозможности вовремя остановиться перед препятствием, водитель теряет контроль за управлением;
  • непредвиденно увеличивается путь торможения, растет риск аварийности.

Sailun Atrezzo EliteSailun Atrezzo Elite

Влияние изношенных шин на управляемость авто

Зачастую автомобилисты используют выражение “лысая резина” при сильной степени потертости покрышек, поскольку это влечет за собой уменьшение протекторного рисунка. В последствии, колесо становится менее рельефным и более гладким.

Опасность залысин на колесных шинах

Изнашивание резины и изменение протектора оказывают большое влияние на комфортное управление автомобилем, а также на его безопасность. Последствия использования лысой резины:

  • Потеря устойчивости транспортного средства при его непосредственном движении. Возникает риск возникновения заносов, переменчивого стиля езды и ДТП.
  • Эффект аквапланирования. Может появляться при плохих погодных условиях, поскольку основной задачей протектора является устранение влаги и грязи, но если его глубина не достаточна, то он не справляется с данной проблемой. Результатом может стать потеря контроля над автомобилем.
  • Повышенная опасность повреждения резины вследствие ее истончения. Если авто попадет даже в маленькую яму на дороге либо совершит наезд на небольшое препятствие, это повлечет за собой возникновение грыж на шине или её разрыв.
  • Увеличение тормозного пути при значительных залысинах на резине.

Регулярная замена шин, непригодных к эксплуатации, гарантирует безопасность управления автомобилем в любую пору года. Поэтому нужно постоянно проверять состояние колес и своевременно избавляться от изношенной резины, во избежание аварий на дороге.

лысая резина

Последствия управления автомобилем на лысой резине

Основным фактором, негативно влияющим на процесс езды, принято считать недостаточное сцепление колес с дорожным покрытием. Следствием является некорректное управление транспортным средством, что может привести к различному рода аварийным ситуациям.

Стоит учитывать тот факт, что на увеличение расхода топлива также влияет состояние автомобильной резины.

Большинство автовладельцев с целью экономии денежных средств приобретают Б/У шины либо меняют колеса местами, однако такие действия аналогичны использованию лысой резины и влекут негативные последствия. Поэтому правильным вариантом будет покупка нового комплекта резины.

Проверка шин на соответствие требованиям

лысая шина

Для этого применяется специальный индикатор, установленный на резину при производстве. Он бывает узорный, числовой либо объемный.

  • Объемный указатель характеризуется наличием выпуклости в борозде рисунка протектора. О замене шин дает понять сглаживание рельефа на уровне резиновой метки.
  • Узорный показатель обозначается в виде определенных знаков или полосок, отвечающих за высоту протектора. Чем меньше данный показатель, тем продолжительней эксплуатационный потенциал.
  • Числовой индикатор распознавания износа резины является наиболее содержательным вариантом.

Факторы, запрещающие управление транспортом на лысой резине

  1. Рисунок покрышки окончательно вытертый, поэтому не возможно нормальное сцепление даже на абсолютно ровной поверхности дороги.
  2. Мокрое дорожное покрытие.
  3. Смесь льда и грязи на дороге приводит к сильному скольжению автомобиля и потере управляемости. Как следствие, вероятность заноса даже на ровном промежутке асфальта.
  4. Остатки изношенных протекторов могут обсыпаться полностью, а это является причиной неожиданного взрыва покрышки во время передвижения транспорта.

На стойкость протекторного узора влияют различные аспекты, однако ключевым условием является гарантия производителя.

изношеные шины

Допустимый износ шин

Нормальный показатель износа для летней резины составляет 1,5 мм. Когда он достигнет 1,6 мм необходимо заменить шины. Зимние колеса имеют более выпуклый рисунок протектора, следовательно, увеличивается его глубина стирания. Допустимый показатель для зимних колес-4 мм.

У грузового транспорта коэффициент изнашивания отличается от легковых автомобилей. Разрешается стирание шин на 1 мм, затем требуется обязательная замена. У автобусов нормой считается 2 мм.

Разновидности износа автомобильной резины

Определяют следующие виды стирания протектора:

  1. Односторонний
  2. Местный
  3. Плоский
  4. Пилообразный
  5. По окружности.

При одностороннем стирании износ образовывается с одной стороны шины, при этом другая ее сторона может быть в нормальном состоянии. Причиной служит проблема с развалом-схождением автомобильных колес.

Пиловидный износ шин также неравномерный, поскольку узор на передней кромке покрышки стирается быстрее, чем на его задней стороне. Это распространенная проблема, касающаяся передних колес.

изношенные колеса

Местный износ проявляется в виде единичного стертого пятна на протекторном рисунке и является следствием чересчур резких торможений транспорта. Так происходит из-за того, что колесо не двигается, тем самым стираясь о дорожное покрытие.

При стирании по окружности износ распространяется по всей площади поверхности колеса. В таком случае нужно обратиться к специалистам на станции техобслуживания, для определения первоначальной причины.

Плоское стирание протектора имеет вид ровного промежутка на поверхности резины. Возможная причина возникновения-длительное простаивание автомобиля. Поэтому перед тем, как оставлять транспортное средство на длительный срок необходимо увеличить давление в его шинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *