На сколько хватит автозапчастей в россии
Перейти к содержимому

На сколько хватит автозапчастей в россии

  • автор:

Техобслуживание подорожает в два раза: что будет с рынком автозапчастей

Фото: Shutterstock

Большинство крупнейших производителей автомобильных запчастей прекратили поставки в Россию. Об этом Autonews.ru сообщили в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих (АДАК). По словам представителей ассоциации, это связано с резким падением курса рубля, неопределенностью с перспективами работы на российском рынке и проблемами с логистикой. Проблему с прекращением поставок запчастей еще и со стороны автобрендов подтвердили, в свою очередь, официальные дилеры в России. По оценкам участников рынка, запасов запчастей хватит на 1-2 недели, после чего в стране возникнет дефицит.

Автозапчасти для СТО подорожали в два раза

«Запасы запчастей пока есть на складах российских компаний, которые сотрудничают с ведущими производителями запчастей, — рассказал Autonews.ru директор АДАК Алексей Певхенен. — Этих запасов хватит на 1-2 недели. После чего начнется дефицит компонентов, которые необходимы при обслуживании автотранспорта. Автопарк просто встанет, его нечем будет обслуживать. При этом глобальные оптовые компании поставляют автозапчасти на СТО, в магазины и так далее».

По оценкам эксперта, если проблема поставок не будет оперативно решена на глобальном уровне, уже в марте-апреле начнутся сложности с покупкой самых популярных расходных материалов. Это масляные и воздушные фильтры, тормозные колодки, диски, амортизаторы, элементы подвески. В АДАК отметили, что автомобилисты обычно проходят техобслуживание два раза в год — весной и осенью. «Весной спрос на техобслуживание будет повышен, поэтому в марте-апреле, дефицит будет точно», — считает Певхенен.

Фото: Mitsubishi РОЛЬФ Восток

Фото: Autonews.ru

При этом, по оценке участника рынка, большинство дистрибьюторов резко повысили цены: в 1,5-2 раза. «В некоторых случаях отпускная цена со складов выросла в два раза. Продавцы не знают, когда им возобновят поставки, поэтому будут распродавать то, что есть с максимальной маржинальностью», — сообщили в АДАК.

Как рассказал Певхенен, один из крупнейших производителей запчастей и автокомпонентов — Bosch — с конца прошлой недели заблокировал поставки все свои на московские склады из Германии. По его словам, с того момента ни один контрагент Bosch ничего не смог получить со склада компании в Москве. Такая ситуация, по словам эксперта, характерна для подавляющего большинства дистрибьюторов, которые работают по аналогичной схеме с другими производителями.

«Поставки в России остановлены. Крупные поставщики автозапчастей не отгружают в адрес своих партнеров и контрагентов свою обычную номенклатуру. Причин несколько. Кто-то не понимает, что будет дальше с курсом рубля. По текущим ценам продавать их невыгодно, цены нужно будет адаптировать под новые реалии. Но многие не понимают, по какой цене можно продавать эти запчасти, — отметил Певхенен. — А у кого-то просто нет возможности завезти запчасти в страну. Перевозчики готовы везти запчасти до Польши, то есть до границы с Белоруссией. А дальше просто боятся».

Фото: freepik.com

В ответ на это в Bosch сообщили Autonews.ru, что продолжают выполнять свои обязательства по поставке товаров, «насколько это возможно».

«Ситуация быстро меняется, мы следим за развитием событий и корректируем нашу работу с учетом меняющихся обстоятельств», — сказали в пресс-службе компании.

По словам эксперта, в дефиците окажется полная номенклатура популярных автозапчастей. Дело в том, что локализованного производства автокомпонентов в России до сих пор не налажено: автокомпании организовали собственные заводы с локализованным производством и наладили цепи поставщиков, однако большинство партнеров — иностранные.

«Собственного производства автозапчастей у нас практически нет. Больше всего поставщиков есть у АвтоВАЗа, есть свои производства запчастей у Kia, Hyundai, Toyota. В Калуге мелкие компании-поставщики также локализовали производство запчастей. Но это не касается крупных технологических операций. При этом все запчасти идут не на продажу, а на сборочные конвейеры. Даже если некоторые заводы еще производят нужные запчасти, то они поставляют только на сборочные предприятия. Их не получится купить просто для обслуживания автомобилей. Для «АвтоВАЗа» с наибольшей локализацией ситуация получше. Но их самые новые модели построены новых платформах и вот к ним запчастей просто не будет», — считают в АДАК.

Источники Autonews.ru в ряде автоконцернов подтвердили, что основные запчасти, например сложную электронику вынуждены импортировать. По словам производителей, поставки ключевых автокомпонентов встали и поэтому у них нет возможности ни собирать новые модели, ни отгружать нужные запчасти для ремонта.

О том, как работают сейчас производители в АДАК рассказали на примере Volvo. «У производителя Volvo есть свой склад автозапчастей в Москве. С прошлой недели оптовая программа по покупке запчастей Volvo не работает. Единственные, кто их получают, это дилеры марки. К ним приезжает реальная машина с конкретным VIN-номером и только под нее центральный склад Volvo отгружает конкретный набор запчастей. При этом свои склады они не пополняют».

«Мы говорили об этих проблемах много лет. Если нам закроют поставки автокомпонентов, то авторынок встанет. Ведь машины нужно обслуживать постоянно. Некоторые страны могут начать наращивать поставки, чтобы зайти в этот сектор, например, Китай. Но на то, чтобы настроить номенклатуру и поставки уйдет очень много времени. Оперативно закрыть все необходимые объемы они не смогут», — считает представитель АДАК.

Фото: Shutterstock

Дилеры: проводить техобслуживание скоро станет нечем

О проблемах с поставками запчастей Autonews.ru рассказали в нескольких дилерских центрах. Как сообщил директор по сервисному обслуживанию АВТОDOM Алтуфьево Роман Тимашов. некоторые представительства автобрендов приостановили отгрузки запасных частей в дилерские предприятия. По его словам, пока собственные запасы дилеров позволяют проводить полноценное обслуживание и ремонт. «Субъективно запаса хватит на 1-2 недели, дальше могут начаться перебои с наличием запчастей. Если речь идет о сложных ремонтах и поставке запасных частей из других стран, сроки назвать затруднительно. Цены в ближайшее время вырастут минимум на 15-20%», — сказал Тимашов.

В свою очередь, заместитель генерального директора по сервису АГ «АВИЛОН» Алексей Гуляев напомнил, что на фоне роста курса валют и изменения ключевой ставки стоимость новых автомобилей в целом будет пересмотрена в ближайшее время в сторону увеличения.

«Параллельно с этим, вероятнее всего, подорожают и запчасти, и как следствие, процедура техобслуживания. Но в каких именно границах возможен рост цен на техобслуживание сказать пока невозможно», — предупредил участник рынка.

С чем связаны проблемы с поставками автокомпонентов и что делать с ремонтом

Проблема с поставками автозапчастей в первую очередь связана с нарушенной логистикой. Об этом заявил автоэксперт Олег Мосеев. Он напомнил, что автопроизводители не попали под санкции. А вот доставка запчастей к ним стала сложнее. «Европа из-за ситуации на Украине потеряла часть транспортных путей, с кораблями тоже сложности. Несколько дилеров уже говорят, просто не смогут выполнять свои обязательства перед клиентами по ремонту», — отметил Мосеев.

В качестве альтернативы эксперт предложил автомобилистам обратить внимание на неоригинальные, но качественные автозапчасти.

«Есть запчасти поддельные, низкого качества, но есть и неоригинальные запчасти от проверенных производителей, — сказал Мосеев. — Сами дилеры используют такие запчасти при ремонте негарантийных автомобилей. Тут важно аккуратно подходить к вопросу выбора альтернатив. Иначе есть риск потерять все сэкономленные деньги».

Насколько дороже стало содержать иномарку в 2023 году?

Ситуацию с запчастями и расходными материалами в России можно назвать устоявшейся. Разбираемся, на чем сердце успокоилось.

Год назад владельцы автомобилей испытывали легкий ужас: что теперь будет с запчастями на иномарки, надолго ли хватит запасов и что потом? Владельцы сервисов забивали склады запчастями при цене доллара в 90 рублей. Пессимисты скупали карбюраторную «классику» и патроны.

Цены на запчасти к лету 2022 года выросли в среднем на 30%, на импортное моторное масло — почти в два раза по сравнению с 2021 годом, до 1500 рублей за литр.

С ценами на работы сервисы поступали по-разному: кто-то под шумок задрал прайс (и лишился части клиентов), кто-то остался в прежних рамках. Как отмечают специалисты, авторемонтные мастерские вообще кризисоустойчивы, так как владельцы автомобилей даже в трудной ситуации не готовы пересаживаться на общественный транспорт.

Насколько дороже стало содержать иномарку в 2023 году?

Сейчас с поставкой запчастей и масел ситуация в целом почти стабилизировалась. Наработаны новые каналы, стало понятно, что катастрофа с поставками деталей отменяется. Выручило умение российских бизнесменов выживать в любой ситуации.

В итоге, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), цены на автомобильные комплектующие по сравнению с мартом 2022 года выросли на 19,5% . И острого дефицита при этом не наблюдается. Но — в массовом сегменте. С премиальными марками чуть сложнее, но для распространенных моделей BMW, Mercedes-Benz и прочих Lexus полно неоригинальных запчастей хорошего качества. А вот с люксовым сегментом все сложнее.

Но есть исключения. Как пишет «Авто.ру» со ссылкой на главу РСА Евгения Уфимцева, оптика для автомобилей Hyundai и Kia подскочила в цене на 36–47%, а бамперы для Mitsubishi, фары для Nissan и каталитические нейтрализаторы для Renault подорожали на 90%. Впрочем, многое зависит от конкретной модели.

Что касается цен на моторные и трансмиссионные масла, то для оптовых покупателей они практически вернулись к уровню конца 2021 года, но в розницу за импортные масла все равно просят в районе 1000 рублей за литр.

Грозит ли России дефицит автозапчастей и расходников, рассказали в «Автодоке»

Российские автолюбители должны готовиться к росту цен на автозапчасти, однако они точно не пропадут с рынка. При этом масла уже сейчас можно смело закупать у отечественных производителей. Об этом заявил коммерческий директор компании «Автодок» Виталий Колисов, который рассказал «Российской газете», что происходит с рынком запчастей в России.

Полтора года назад на рынок стабильно и в больших количествах шли поставки оригинальных европейских автозапчастей. При этом часто предусматривались скидки за закупку комплектующих в больших объемах, а логистические цепочки были хорошо отлажены. Сегодня же, помимо отсутствия прямых продаж и практически полного исчезновения групповых скидок от поставщиков, мы сталкиваемся еще и с тем, что в цепочке поставок появляются новые игроки, каждый из которых хочет получить свою долю прибыли — 20–30% минимум.

Складывается следующая картина: каждый из участников логистической цепочки забирает свой процент прибыли, а в случае с товарами дефицитных брендов продавцы стремятся заработать еще 40–60% сверх, поскольку доставить такой товар в Россию сложно. Если суммировать все логистические расходы, получается, что цена на конечный товар вырастает в 2–5 раз, в зависимости от производителя и числа посредников в логистической цепочке.

Грозит ли России дефицит автозапчастей и расходников, рассказали в «Автодоке» Фото: Сергей Бобылёв / ТАСС

По словам Колисова, ситуация с азиатскими брендами выглядит куда более оптимистично: они продолжают поставлять товары как раньше, часто в больших объёмах. Цены изменились незначительно, в основном из-за падения рубля.

Клиентам не стоит сильно переживать насчёт ходовых запчастей — фильтров, колодок и масел — они в любом случае останутся на рынке, возможно под другими брендами. Проблемы могут возникнуть с редкими комплектующими: они будут стоить дороже и их вероятно придется долго ждать, поскольку эти запчасти не пользуются массовым спросом. Масла и радиаторы можно смело закупать у отечественного производителя — они не уступают по качеству зарубежным и доступнее по цене.

Запчастей для иномарок в России хватит на месяц. А дальше?

В России нет своих заводов по производству запчастей на иностранные авто.

Автомобиль в России все ближе к роскоши. Как известно, многие мировые автоконцерны прекратили поставки машин в Россию и остановили заводы. А заодно и перестали поставлять запчасти.

Тем временем на авторынке творится безумие. В салонах машины экономкласса отдают за миллионы, АвтоВАЗ с начала марта дважды переписывал цены — по сравнению с февралем «Лады» подорожали на 28%. Владельцы бэушных иномарок расхотели их продавать: по данным Дром.ру, с продажи сняли 53% подержанных авто. А те, кто все-таки намерен продать, задирает цену вдвое и. все равно находит покупателей.

Вот и получается: раз новые машины практически недоступны, надо как-то обслуживать и чинить старые. Но как, если запчасти не везут? Вспоминается Куба — в эту страну с середины прошлого века не завозят новые американские машины и запчасти. И колесит по тамошним дорогам яркий, винтажный, но все-таки хлам. Светит ли и нам такое автомобильное будущее?

БУДЕМ «ДОНАШИВАТЬ БАБУШКИН СВИТЕР»?

Начнем с того, что сами мы запчасти к иномаркам не производим.

— У нас, за редким исключением, нет своих заводов по производству запчастей на иностранные авто. Да и расходных материалов тоже нет, — констатирует Директор Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих Алексей Певхенен.

По словам эксперта, в стране имеется запас запчастей к иномаркам, которого хватит еще на месяц-полтора. Но «автомобильной Кубой» Россия стать не должна.

— Мы граничим с огромным количеством стран. В том числе тех, что не вводили ограничений. Через эти страны невозможно запретить импорт европейской или американской продукции, — считает эксперт. — Так или иначе, все наладится, просто потребуется перестройка цепочек поставки. Никакого ужаса не будет, кроме сильного повышения цены, поскольку все придется везти через условно вторые и третьи руки.

Объясняем на пальцах. Предположим, иностранные производители навсегда откажутся везти в Россию комплектующие. Тогда компании условного Казахстана или Армении будут закупать запчасти у западных и японских автогигантов и отправлять их в Россию.

При этом эксперт предупреждает: если массовые поставки не наладят оперативно, в апреле могут начаться сложности с покупкой расходников: масляных и воздушных фильтров, амортизаторов, тормозных колодок, дисков, элементов подвески.

Так что сейчас машину нужно беречь, как никогда. Во-первых, от поломок и ДТП. Во-вторых, от кражи.

— При худших сценариях (то есть если наступит дефицит деталей. — Ред.) начнет расти рынок подержанных запчастей. Будут популярны разборки автомобилей, когда можно купить сравнительно дешевую деталь и поездить — другими словами, «доносить бабушкин свитер». Может вырасти число угонов авто на разборки. Люди начнут пытаться ремонтировать автомобили кустарно, ставить радиаторы от другой машины, — перечисляет возможные перспективы автоэксперт Андрей Ломанов. — Но все это очень плохо и небезопасно. Взять, например, деталь от «Лады», переделать ее и поставить на Mitsubishi вряд ли удастся. Поэтому при отсутствии запчастей машины просто будут ставиться «на прикол», пока не придет нужная деталь.

- Так какая же деталь от моего старого «Москвича» подойдет для иномарок? Точно! Вот эта гайка! Фото: Дмитрий НУРИЕВ

ПОМОЩЬ С ВОСТОКА

И — немного позитива.

Оказывается, комплектующие к иномаркам делают не только в «родных» странах, объявивших России бойкот. Например, китайский завод Ningbo Motors выпускает запчасти для Porsche, Audi, BMW, Mercedes, Volvo. Производитель Al-Ain Class Motors из ОАЭ делает комплектующие для американских авто. Турецкий Begel Germany производит запчасти для длинного списка машин: Mercedes, Volkswagen, Skoda, BMW, Audi, Opel, Ford, Fiat и т. д.

Когда наладится транспортное сообщение и устаканится курс рубля, эти и другие производители могут начать поставки в Россию.

— На эти бренды, скорее всего, вырастет спрос, — считает исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков. — Да, есть вероятность нарваться на контрафакт. Но закон «О защите прав потребителей» на нашей стороне, поэтому нужно брать детали в автосервисах. Они несут ответственность за детали, которые устанавливают, и будут работать с проверенными поставщиками.

А чтобы запчастям было легче «приехать» на наш рынок, Национальный автомобильный союз выступил с инициативой отменить ввозные пошлины на комплектующие.

— Также мы будем просить, чтобы все таможенные платежи, в том числе на автомобили, брали в рублях. И нужно установить на них льготную ставку, чтобы люди сами могли ввозить машины из-за рубежа, — говорит Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза.

А пока наш авторынок потряхивает, словно «Жигули» на сельской дороге, Антон Шапарин рекомендует запастись запчастями и расходниками. Да-да, прямо как сахаром и гречкой. И найти хороший сервис, оборудованный рукастыми умельцами. Все-таки даже самый сложный ремонт наши Кулибины способны сделать при наличии трех вещей: молотка, отвертки и крепкого слова.

Вопрос-ребром

А В ЭТО ВРЕМЯ

КамАЗ станет полностью российским

Пока на нашу кабину не свалились санкции и блокировка поставок, знаменитые российские грузовики выпускались с американскими двигателями Cummins, немецкими коробкой передач ZF Friedrichshafen и топливными насосами Bosch. Теперь завод будет переходить на производство собственных аналогов этих компонентов.

— Деятельность компании связана с поставками из-за рубежа, которые на сегодняшний день остановились. Но производство грузовиков «КамАЗ» не остановлено, компания продолжает стабильно работать, — заявил недавно работникам компании исполнительный директор завода Юрий Герасимов. — Основные усилия в компании направлены на увеличение доли компонентов собственного производства в автомобилях и локализацию производства комплектующих, которые раньше поставлялись из-за рубежа. Мы другие. Мы поменялись.

Хотелось бы порадоваться за российский грузовой автопром. Да вот только через несколько дней после пламенной речи Герасимова глава Татарстана Рустам Минниханов заявил: объемы производства на КамАЗе могут упасть на 40%, а 15 тысяч сотрудников могут уйти в простой. Причина та же — проблемы с поставками комплектующих…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Renault перезапустил московский конвейер

Московский завод французского автогиганта встал 28 февраля по той же причине, что и другие: не мог получить комплектующие. И вот в начале нынешней недели Renault объявил: нам удалось решить проблемы с поставками, и мы возобновляем производство в штатном режиме. На заводе выпускают кроссоверы Renault Duster, Renault Kaptur и Nissan Terrano, а также купе-кроссовер Renault Arkana.

Renault — далеко не единственный производитель, который не покидает нашу страну.

Из «европейцев» с нами остаются Peugeot, Opel и Citroen. Многие азиатские марки тоже никуда не торопятся. Среди них — китайские Chery, Haval и Geely, японские Nissan, Toyota, Mitsubishi, Suzuki и Subaru, корейские Hyundai, Kia и Genesis.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *