Пусковое устройство для автомобиля как работает
Перейти к содержимому

Пусковое устройство для автомобиля как работает

  • автор:

Пусковое устройство для автомобиля: принцип работы и компоненты

Бывают ситуации, когда надо срочно куда-то ехать, а аккумулятор отказывается работать. Заряжать его – дело долгое, а найти кого-то, чтобы «прикурить» далеко не всегда получается. Зато, если есть под рукой компактный «пусковик» в виде портативного пускового устройства таких проблем можно с легкостью избежать.

Впрочем, не всё так просто – чтобы устройство действительно стало палочкой-выручалочкой необходимо понимать принципы его работы. Иначе велик риск сделать неверный выбор. Как раз об этом и будет наша статья из которой вы узнаете как устроено портативное пусковое устройство для автомобиля и на какие характеристики при выборе стоит обратить внимание.

Принцип работы пускового устройства

По сути портативное пусковое устройство для автомобиля чем-то похоже на пауэрбанк для телефона, которым сейчас пользуются практически все. Даже по «начинке» они в большинстве не очень сильно различаются.

Существенная разница состоит в том, что пусковое устройство в моменте выдаёт большое количество энергии, отправляя мощный электрический импульс через клеммы, что помогает запустить двигатель с разряженным аккумулятором. Но портативное пусковое устройство не предназначено для зарядки автомобильного аккумулятора. Оно выступает помощником в запуске двигателя, в тех случаях, когда заряда аккумулятора недостаточно для работы стартера.

При пуске портативный аккумулятор способен выдать несколько сотен ампер тока, достаточных для запуска двигателя при разряженном автомобильном аккумуляторе. Немаловажно, что в современных моделях также обеспечивается защита от переполюсовки и короткого замыкания.

Ключевые характеристики пусковых устройств

Портативное пусковое устройство уже давно не роскошь, а необходимость для водителя. Особенно учитывая суровые климатические условия в нашей стране, когда при низких температурах в двигателе загустевает масло, что создаёт проблемы с запуском двигателя. Поэтому если вы решили приобрести портативное пусковое устройство, то обязательно нужно учесть, как минимум, три характеристики:

– вид топлива и объём двигателя вашей машины;
– пусковой ток;
– напряжение, которое выдает пусковое устройство.

В характеристиках аккумулятора, чаще всего, указан необходимый пусковой ток. Хотя бывают случаи, когда указанные значения существенно превышают реально необходимые. Например, в автомобиле с объемом бензинового двигателя 1,6 может стоять аккумулятор у которого указан пусковой ток 500 А. Но по факту, скорее всего, хватит 200-300 А.

В тоже время для запуска точно такого же, но дизельного двигателя необходим гораздо больший пусковой ток. Вообще, чем больше объем двигателя, тем больший пусковой ток ему требуется. На отечественном рынке есть модели, способные запустить бензиновые двигатели объемом до 8 литров или дизельные до 6 литров – это значит, что пиковый ток у таких устройств достигает 2500 А. Такая увеличенная мощность позволяет водителю чувствовать себя уверенно в нештатных ситуациях и понимать, что он сможет завести двигатель при любых обстоятельствах.

Как правило, в легковых машинах напряжение составляет 12 Вольт, поэтому аккумулятор пускового устройства должен соответствовать именно этому значению.

При выборе устройства важно учесть не только перечисленные три характеристики, но и обратить внимание на:

– ёмкость встроенного аккумулятора;
– показатель пикового тока который может выдержать пусковое устройство;
– тип аккумулятора пускового устройства.

Типы пусковых устройств

Как правило, современные портативные пусковые устройства делятся на три типа по элементам питания:

1. Суперконденсаторы (ионисторы). Важным отличием от Аккумуляторных ПЗУ является возможность хранения устройства на морозе, иными словами, вы можете хранить бустер в автомобиле круглый год, а при необходимости воспользоваться. У ионисторов более долгий срок службы и за их уровнем заряда можно не следить. А главное их отличие от других типов состоит в том, что они быстро заряжаются (около 5 минут), но при этом не сохраняют надолго заряд.

По сути, такой гаджет хранится в разряженном состоянии, а при необходимости подключается клеммами к аккумулятору. Если в автомобильном аккумуляторе есть хотя бы небольшой заряд, то устройство зарядится в течение 5 минут. Дальше подключаются силовые клеммы и после этого уже запускается стартер. Но если аккумулятор полностью разряжен, то вам придётся просить помощи у «доноров» (авто с заряженным аккумулятором) или заряжать от розетки 220 вольт.

2. Литий-ионные (Li-ion). Устройства с аккумуляторами этого типа имеют высокую плотность энергии и способны при небольших габаритах обеспечивать постоянный ток разряда до полного разряда. Именно этот тип аккумуляторов пришел на смену устаревшим тяжелым свинцово-кислотным.

3. Литий-полимерные (Li-pol). Это современные элементы питания, которые позволяют придать устройству любую форму, за счет гибкости. Поэтому аккумулятор такого типа будет гораздо компактнее по габаритам и легче, чем литий-ионные. Чаще устройствам придают привычную прямоугольную форму. Ещё одна особенность пусковых устройств с данным типом аккумуляторов, по сравнению с литий-ионными, состоит в том, что они менее пожароопасны. В остальном, принцип работы не отличается от литий-ионных.

Важно учитывать, что литиевые батареи крайне чувствительны к низким температурам, поэтому не стоит их оставлять в автомобиле. Иначе велик риск, что они разрядятся или вздуются и, соответственно, не смогут помочь в критической ситуации. Также рекомендуем хотя бы раз в 3 месяца разряжать и заряжать аккумулятор, даже если вы не использовали устройство в этот промежуток времени.

Аккумуляторное пусковое устройство или конденсаторное?

Аккумуляторное пусковое устройство или конденсаторное?

Лето, жара, плавится асфальт — именно сейчас хочется быстрее запрыгнуть в салон и включить климатическую систему, но автомобиль решил впасть в спячку и напрочь посадил аккумулятор. Что делать — бежать в магазин за новой «батарейкой» или звать соседа, чтобы «подкурил»? Ни то, ни другое. Достаточно иметь в хозяйстве пусковое устройство — оно и заведет в трудную минуту, и даже зарядит смартфон. Правда, перед покупкой такого девайса нужно хорошенько изучить ассортимент и характеристики — мы съели на этом большую собаку, поэтому поможем вам.

Распространенная проблема автомобилистов в любое время года — разряженный аккумулятор и тяжелый запуск двигателя внутреннего сгорания. Как правило, это чаще происходит зимой — мороз способствует загущению масла в ДВС, что усложняет работу стартера. Во-вторых, резкое снижение температуры ускоряет процесс саморазряда аккумулятора, что в конечном итоге (к утру) приводит к нехватке тока в «пожившей» батарее. Чтобы решить эти неприятности, водители пользуются несколькими уловками.

Избежать саморазряда батареи можно, храня АКБ в теплом помещении — например, в квартире или дома. Также можно построить гараж и каждый вечер оставлять автомобиль в тепличных условиях или использовать систему подогрева. Эта установка автоматически нагревает тосол в системе охлаждения двигателя и не дает маслу превратиться в густую массу. В основном, такое распространено в северных частях страны.

Впрочем, не всегда аккумулятор получится держать в тепле — например, в путешествии. Вряд ли ресепшен отеля позволит занести аккумулятор в номер — придется оставлять на улице. В таком случае на утро нас может поджидать сюрприз в виде около нулевого заряда. Еще один способ — завести с «толкача». Да, это работает, но только не со всеми автомобилями — современные модели с автоматической трансмиссией невозможно завести таким способом. По крайней мере, это даже запрещено заводом изготовителем. Поэтому, чтобы к проблемам с АКБ не подключилась головная боль с поломкой КПП, водителям рекомендуют использовать вспомогательные девайсы — пусковые устройства.

Что такое ЗУ, ПУ и ПЗУ

Если говорить простыми словами, это своего рода внешний источник питания для автомобиля, который несет в себе столько мощного тока, сколько необходимо стартеру, чтобы провернуть маховик и завести двигатель внутреннего сгорания.

В некоторых случаях используются упрощенные модели с возможностью запуска двигателя силами розетки 220 В. Системы посложнее включают в конструкцию автономный источник энергии, например, аккумулятор или конденсаторную сборку. Совсем продвинутые модели умеют не только запускать двигатель, но даже заряжают аккумулятор.

ЗУ — зарядные устройства, которые, как правило, не имеют достаточной мощности для запуска двигателя и предназначены только для зарядки аккумулятора. Впрочем, некоторые модели таких зарядок обладают увеличенной мощностью и позволяют запускать двигатель напрямую «от розетки».

ПУ — пусковые устройства, о которых и идет речь в этом материале. Как правило, являются автономными системами на базе собственного источника питания. Электронная начинка такого устройства позволяет передавать проводке автомобиля ток огромной мощности, которой достаточно для запуска двигателя.

ПЗУ — не только запускает двигатель, но и позволяет заряжать аккумулятор. Сложнее в изготовлении, но универсальнее и функциональнее.

Какие бывают

На этом различия в пусковых системах не заканчиваются. Современные ПУ и ПЗУ делятся на несколько типов, из которых самые популярные два — конденсаторные и аккумуляторные (бустеры).

Конденсаторные

Конденсаторные пусковые устройства используются довольно редко, так как обладают спорными преимуществами. Во-первых, особенность электрического строения — конденсаторы мгновенно накапливают заряд и так же быстро его теряют. Это сразу исключает такой тип устройств из списка мобильных — конденсаторному ПУ нужен постоянный доступ к розетке для восполнения емкостей. Зато некоторые современные модели умеют заряжаться даже от остаточного заряда АКБ. За это отвечает сложный каскад из преобразователей напряжения.

Ко всему прочему такие ПУ обладают разрушающей силой отдачи — они могут мгновенно истратить запас тока, превратив его в сильнейший разряд. Это неблагоприятно сказывается на здоровье автомобильного аккумулятора, а также системы зарядки (генератор, реле). Тем не менее столь высокие пусковые токи позволяют «воспламенять» даже дизельные моторы с высокой степенью сжатия.

Еще одна причина низкой популярности конденсаторных устройств — сложность в изготовлении. Хотя их долговечность способна с лихвой перекрыть этот недостаток. Например, современные девайсы рассчитаны на 10 000 циклов заряда/разряда — это в десятки раз больше, чем «вытянет» любой самый совершенный аккумулятор.

В итоге, к плюсам данного типа устройств можно отнести:

  • возможность зарядки даже от севшей АКБ автомобиля;
  • заряд в конденсаторах не зависит от температуры окружающей среды (в пределах естественных для человека значений);
  • долгий срок службы емкостей;
  • работа с дизельными двигателями;
  • компактность.

Но есть и недостатки:

  • быстрый саморазряд ионисторов (конденсаторов);
  • необходимость в полной перезарядке после каждого неудачного пуска;
  • конденсаторные ПУ в несколько раз дороже аккумуляторных;
  • нет функции зарядки смартфонов и других устройств.

Аккумуляторные

Или, как их еще называют — бустеры. Это повербанк для автомобиля, который способен работать в качестве зарядного устройства и отдавать свой заряд основному аккумулятору или сработать в качестве пускового и потратить значительный объем заряда для запуска двигателя. При этом аккумуляторное ПЗУ может заряжать другую электронику через USB-разъем, а также, как правило, обладает встроенным фонариком.

Этот тип пусковых устройств устроен намного проще, и, фактически, является обычной батареей с высокой емкостью. Обычно это джамперы с батареями объемом 10 000 мА*ч и выше. Несложная конструкция играет на руку как производителю, так и потребителю — это низкая стоимость производства и продажи. Некоторые девайсы дополняются другими полезными устройствами — например, компрессором для подкачки шин.

Впрочем, иногда такие устройства могут оказать медвежью услугу — например, если владелец забыл восполнить заряд ПЗУ после прошлых мытарств с запуском ДВС и понадеялся на помощника в дороге. Тогда к следующему пуску встроенный аккумулятор просто-напросто уйдет в защиту. При этом речи о быстрой зарядке от сети или из запасов остаточного заряда АКБ речи не идет — будьте добры искать розетку и как минимум полчаса времени.

Плюсы аккумуляторных пускачей:

  • компактность и мобильность;
  • возможность совершить несколько попыток запуска двигателя (до тех пор, пока не разрядится встроенный аккумулятор);
  • поддержка разъемов для зарядки периферийных девайсов;
  • довольно простая конструкция и невысокая стоимость.
  • чувствительность к перепадам температур (как у всех аккумуляторов, включая батарейки смартфонов);
  • отсутствие мгновенной зарядки от автомобильного аккумулятора;
  • долгая зарядка от сети;

Гибридные

Это более сложный тип конструкции, который подразумевает использование в одном корпусе и конденсаторов, и аккумуляторов. Правда, емкость батареи в этих ПЗУ чаще используется в качестве источника для зарядки ионисторов, а также для подключения внешней электроники — смартфонов, ноутбуков и осветительных приборов. Список плюсов и минусов данного типа устройств можно подсмотреть у других, описанных выше (дополнительным недостатком может стать батарея малой емкости).

Как выбрать

  1. Пусковое устройство для автомобиля необходимо выбирать не по значению емкости аккумулятора и наличию встроенного фонарика, разъемов USB и компрессора для подкачки шин, а по максимальной силе тока отдачи и напряжению бортовой сети. Здесь можно уложиться в несколько пунктов:
  2. Определяем напряжение бортовой сети автомобиля. Как правило, это 12 В (у грузовых авто может использоваться 24 В). Для некоторых мотоциклов подходят устройства с поддержкой 6 В.
  3. Узнаем емкость АКБ и считаем ток пуска. Например, в легковых автомобилях среднего класса устанавливаются аккумуляторы на 50–60 А*ч. В таком случае для запуска потребуется устройство мощностью от 150–180 А. Как правило, для вычисления минимальной мощности пускового устройства необходимо емкость установленного в авто аккумулятора умножить на три.

Обращаем внимание на наличие дополнительных полезных функций — защита от переполюсовки, наличие функции ускоренного заряда АКБ или его восстановления после глубокой разрядки.

Отметим, что надеяться только на пусковое устройство нежелательно — эффективная работа такого девайса достигается только в случае, когда заряда основной батареи недостаточно для создания тока с высоким импульсом, но некоторый запас энергии в ней все же присутствует.

Как завести автомобиль пуско-зарядным устройством

В жизни автовладельца случается очень много разнообразных неприятностей, каждую из которых приходится преодолевать. Среди них и невозможность запуска двигателя по довольно простой и банальной причине – «села» аккумуляторная батарея. То есть, она получила глубокий разряд и не способна раскрутить коленчатый вал, чтобы произошел пуск мотора.

импульсные пзу

Произойти такая неприятность может по разным причинам:

  • Естественный износ АКБ;
  • Аккумулятор «замерз» (при сильных морозах активность химических реакций в батарее сильно снижается, плотность электролита падает и АКБ просто не может выдать достаточный по силе тока разряд);
  • Халатность (забытые на ночь включенные электроприборы расходуют разряд. Дело сильно усугубляется в зимний период).

В результате водитель утром получает лениво ворчащий мотор или вообще просто щелканье реле стартера, без включения в работу силового электродвигателя. И, как всегда, это случается в самый неблагоприятный момент, когда машинка очень нужна.

Вариаций решить такую проблему несколько:

  • попытаться завести мотор «с толкача» (не подходит для машин, оснащенных АКПП);
  • «прикурить» от другой машины (действенный метод, но потенциально опасен, поскольку современные авто оборудованы большим количество электроники и любая ошибка может привести к критическим повреждениям электрооборудования);
  • использовать специальное оборудование – пуско-зарядное устройство (ПЗУ).

Последний метод – один из самых оптимальных, но требуется наличие такого прибора. Благо, рынок автомобильных аксессуаров не испытывает недостатка в таком оборудовании и приобрести его несложно.

как завести машину с помощью пзу

Чем можно завести машину

Но вариантов таких устройств большое количество, поэтому необходимо сначала определиться, какой из приборов будет оптимальным для вашего авто.

Все эти устройства можно подразделить на 3 вида:

  1. пуско-зарядные
  2. зарядно-предпусковые
  3. пусковые
Видео: Пуско-зарядные устройства Carku 37 и Carku 43 Обзор

Разновидности пуско-зарядных устройств, их особенности

Пуско-зарядное устройство – оборудование, совмещающее в себе две функции. То есть его можно использовать как обычный прибор для подзарядки. Но при надобности он переводится в режим, когда ПЗУ будет выдавать токи большой силы, так называемые – пусковые. Остается только подключить прибор к бортовой сети и завести мотор. Но при этом должны соблюдаться определенные правила использования, чтобы при попытке запустить силовую установку не причинить вред электрооборудованию.

Вариаций ПЗУ очень много, и основное различие у них сводится к особенностям конструкции. Сейчас выпускаются пуско-зарядные устройства следующих типов:

  • Импульсные
  • Трансформаторные
  • Конденсаторные

1. Импульсные

импульсные пзу

Импульсные аппараты отличаются тем, что при воздействии высокочастотных импульсов происходит понижение и преобразование напряжения. При этом такие приборы не способны выдать пусковые токи очень больших значений. Это сказывается на особенностях работы в пусковом режиме.

Чтобы обеспечить пусковой разряд, такое устройство работает в паре с аккумулятором. Чтобы было понятнее, рассмотрим на таком примере: батарея разряжена, но не полностью, и способна выдать пусковые токи в 100 А, а для нормальной работы стартера необходимо 150 А, то есть заряда батареи явно недостаточно. Но зато имеется импульсное ПЗУ, выдающее в режиме пуска 60 А. Подключаем устройство к АКБ в результате на выходе из этой спарки получаем 160 А, что более чем достаточно, чтобы завести мотор.

В итоге выходит, что импульсное устройство способно лишь дополнить аккумулятор. В случае очень глубокого разряда аккумулятора завести машину не получится, придется вначале немного зарядить батарею. Зато такие аппараты компактны, что делает их вполне неплохим вариантом для использования.

2. Трансформаторные

трансформаторные пзу

Трансформаторные – классический вариант. Преобразование электроэнергии производится понижающим трансформатором. Но в отличие от обычного зарядного устройства, в пуско-зарядных используется мощный трансформатор с усиленной обмоткой, что позволяет ему выдерживать значительные нагрузки, а количество витков позволяет регулировать выходные токи в значительном диапазоне, что и дает возможность на выходе получить пусковые токи.

Такое устройство запросто может завести мотор даже без АКБ, но делать так не стоит, батарея должна обязательно присутствовать и подключение к бортовой сети ПЗУ должно проводиться через нее. Все потому, что в момент запуска в сети от генератора образуются сильные скачки напряжения, и АКБ в этом случае выступает в роли демпфера, то есть принимает их все на себя. Если делать запуск без аккумулятора – высока вероятность повреждения ПЗУ этими скачками. Основным недостатком таких устройств является достаточно большие габариты и вес из-за усиленного трансформатора.

3. Конденсаторные

Конденсаторные пуско-зарядные устройства в своей конструкции используют конденсаторы. Вся работа такого устройства сводится к тому, что сначала заряжаются конденсаторы, а во время запуска они отдают энергию. Причем заряд от этих элементов достаточно мощный, чтобы завести мотор. Но такие приборы встречаются редко.

Зарядно-предпусковые приборы

зарядно-предпусковые устройства

Зарядно-предпусковые устройства вообще не рассчитаны на выдачу токов большой мощности. То есть, запуск двигателя от них не производится. Техника запуска мотора от такого прибора несколько иная, чем от пуско-зарядного. Особенность зарядно-предпусковых устройств заключается в том, что они могут работать в режиме подачи токов повышенных значений. К примеру, для подзарядки АКБ емкостью 65 Ач необходим ток в 6,5 А (10% от номинальной емкости). Но можно прибор перевести в режим, когда на выходе будет 20 А. В результате получим интенсивную зарядку батареи.

То есть, при помощи зарядно-предпускового прибора просто «разгоняется» аккумулятор, после чего от нее можно завести мотор. Но при этом интенсивная зарядка негативно сказывается на самой батарее.

Видео: Испытание портативного пуско-зарядного устройства S-START

Пусковые приборы

Последний тип – пусковые устройства (они же – аккумуляторные или «бустеры»). У таких приборов в конструкции используется аккумулятор, который и позволяет запускать мотор. Причем эти бустеры могут использовать в своей конструкции самые разные батареи – от обычных кислотных необслуживаемых до литий-полимерных, которые сейчас стали очень популярны (так называемые «PowerBank»).

пусковое устройство энергия

Работают пусковые устройства по тому же принципу, что и импульсные пуско-зарядные устройства, то есть они просто дополняют заряд АКБ своим, что и позволяет завести машину.

Достоинства и недостатки

Исходя из указанной информации, приборы можно разделить на:

  • Стационарные (пуско-зарядные, зарядно-предпусковые);
  • Мобильные (пусковые).

К преимуществам первых относится:

  1. комбинированная работа (заряд батареи и пуск мотора, они также могут иметь и другие полезные функции);
  2. более стабильная работа, поскольку они работают сети;
  3. возможность многоразовых попыток запуска.

Основным же недостатком стационарных средств является все та же надобность к подключению к электросети.

Мобильные же устройства можно всегда возить с собой, что дает возможность запустить мотор с севшим АКБ в любом месте. Они часто имеют дополнительные выходы для зарядки всевозможных гаджетов (телефонов, планшетов). Отличаются компактностью.

пзу Carku

Недостатком же их является надобность в периодическом подзаряде батареи прибора и постоянным слежением за уровнем заряда. К тому же они не могут выполнять роль зарядного устройства для АКБ авто.

У каждого из указанных приборов имеются свои определенные правила использования, поэтому обязательно следует ознакомиться с инструкцией пользователя. Но всё же имеются общие правила использования, которые ниже рассмотрим.

Как завести машину от ПЗУ

Для начала возьмем импульсное пуско-зарядное устройство. Итак, есть такой прибор и автомобиль с разряженным АКБ. Далее действия таковы:

  1. Машину ставим на ручник. Открываем капот, если есть на клеммах аккумулятора защитные резиновые накладки – приподнимаем их и уводим в сторону.
  2. ПЗУ устанавливаем рядом с АКБ (снимать его и отсоединять от бортовой сети не нужно), но так, чтобы прибор стоял надежно, желательно попросить кого-то подержать его.
  3. «Плюсовой» провод ПЗУ подключаем к соответствующей клемме батареи. Затем подключаем «минусовой» провод. Здесь нужно быть очень внимательным, чтобы выводы не «переплюсовать». Также следует проследить, чтобы провода не соприкасались с подвижными частями мотора.
  4. На ПЗУ устанавливаем режим «пуск», чтобы обеспечить на выводах пусковые токи.
  5. Подключаем прибор к сети, а затем включаем его в работу.
  6. Садимся в авто и делаем пробный запуск. При этом нельзя долго крутить стартер, попытка должна длиться 4-5 секунд. Если в первого раза не завелась, ждем пару минут, чтобы АКБ восстановила заряд, и пробуем снова.
  7. Если при первой попытке замечено, что стартер все равно «крутит» слабо, это значит, что батарея сильно разряжена и авто не завести. Поэтому отключаем прибор, переводим его в режим «зарядка» и подзаряжаем АКБ, чтобы хоть немного восстановить ее заряд. При этом не нужно давать полный цикл зарядки, достаточно его немного восстановить.
  8. После подзарядки снова включаем прибор в режим «пуск» и пытаемся завести машину.
Видео: ЗАВОДИМ МАШИНУ БЕЗ АКБ

Запуск при помощи зарядно-предпускового прибора

Правила запуска мотора при помощи зарядно-предпускового устройства такие:

Как устроено портативное пусковое устройство?

В принципе, начинка портативного пускового устройства, в простонародье именуемого «джамп-стартером», «бустером» или «пускачом», не слишком отличается от начинки пауэрбанка, который сегодня, в эпоху быстроразряжающихся смартфонов, лежит в кармане у каждого второго.

Упрощенная схема пускового устройства

Главное отличие «пускачей» от телефонных пауэрбанков – чрезвычайно высокая токоотдача батареи, позволяющая кратковременно выдавать в пике ток в несколько сотен ампер, а также наличие защит от переполюсовки и короткого замыкания. Эти устройства выпускаются сегодня самыми разными брендами и неплохо себя зарекомендовали в автомобильной среде, реально выручая в ситуациях, когда аккумулятор сел, а ехать нужно срочно.

Для всестороннего рассказа о «джамп-стартерах» как о классе устройств мы взяли две литий-полимерные модели (Li-Po) от известной своими компрессорами марки BERKUT — более компактный JSL-12000 и более мощный JSL-20000:

Пуско-зарядное устройство BERKUT JSL-12000 Пуско-зарядное устройство BERKUT JSL-20000 Пуско-зарядное устройство BERKUT JSL-12000 Пуско-зарядное устройство BERKUT JSL-20000

Ток потребления стартера
Для начала немного познавательной информации – для многочисленной категории автовладельцев, которые до сих пор сомневаются в возможности гаджетов размером с пару пачек сигарет крутить автомобильный двигатель вместо привычной батареи массой 15-17 килограммов. «Как карманный «пускач» выдаст ток в 300-400 ампер, которые потребляет стартер?!» — возмущаются они, подозревая лукавство. Но на деле все достаточно просто и легко объяснимо.

Во-первых, начнем с тех самых пресловутых «сотен ампер» среднестатистического стартера. На такую величину ток подскакивает чрезвычайно коротким импульсом, лишь при страгивании ротора стартера с места. Сразу после того, как началось вращение, и шестерня бендикса придала движение коленвалу, средний ток потребления стартера среднестатистического легкового автомобиля падает до значений в несколько раз меньше пускового. Обычно исправный современный двигатель пускается секунды за полторы, а то и быстрее – после щелчка втягивающего реле аккумулятор отдает 250-300 ампер не более 0,1-0,2 секунды, после чего этот ток падает вдвое, а при начале устойчивого вращения якоря стартера – до 60-70 ампер.

Не все сегодня помнят выключатель массы под названием «ВК-318» — а ведь это популярнейшее устройство стояло в советские времена под капотом в каждой второй машине. И, к сведению, рассчитан тот выключатель был всего лишь на 50 ампер! Как же через него шли 200-300 ампер пускового тока? Да очень легко – именно потому, что реальный высокотоковый импульс крайне непродолжителен и не успевает перегреть даже контакты 50-амперного выключателя. Если представить процесс запуска мотора как токово-временную зависимость, в очень упрощенном виде получится подобный график:

Во-вторых, стандартный свинцово-кислотный аккумулятор автомобиля весит под два десятка кило вовсе не с целью отдать все ресурсы своей массы стартеру! После запуска мотора в батарее остаётся, упрощенно говоря, 95% ее энергии. Поэтому из любого автомобиля можно вынуть его штатный АКБ, поставить на его место батарею в 2-3 раза меньшей емкости, и двигатель, скорее всего, без особенных затруднений заведется. Избыточный запас емкости нужен для беспроблемной работы электросистемы авто при частых запусках и «минусовом» электробалансе, который возникает в холода и при постоянных коротких поездках, типичных для города. Если все эти нюансы убрать, то для «сферически-вакуумного» пуска почти любого мотора было бы достаточно батарей размером с два кулака. И в подтверждение этого возможности «джамп-стартера» весьма наглядно показывает нагрузочная вилка. Берем «пускач» BERKUT JSL-12000 и подключаем к вилке, спираль которой имеет сопротивление 0,05 ома:

При напряжении 12 вольт разрядный ток составит 12/0,05=240 ампер. Вольтметр, подключенный параллельно нагрузке, показывает падение напряжения с 12 вольт до 11, что является нормой для пуска мотора от традиционного свинцового АКБ!

Примеров проверок «бустеров» на реальных двигателях в интернете немало, но в большинстве из них «пускач» является вспомогательным, поскольку часть тока все же обеспечивает подсевший аккумулятор. В этой ситуации трудно оценить реальную эффективность портативного гаджета – особенно сомневающимся… Поэтому лучше всего способности карманного «пускача» демонстрирует полное отсутствие аккумулятора – если подключить устройство не параллельно штатной батарее, а ВМЕСТО нее. Эксперимент в целом неопасный, но все же не слишком корректный, поэтому для забавы проводить его не стоит – тем более, что мы все за вас уже сделали!

Снимаем минусовую клемму с батареи и подключаем к ней минусовой контакт «пускача». Холодный двигатель уверенно заводится раз за разом. BERKUT JSL-12000 с батареей емкостью 12 А/ч сделал 17 запусков подряд, BERKUT JSL-20000 с батареей 20 А/ч — 26 запусков. При том, что, собственно, пуск обычно нужен всего один!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *