Что делать если сбили на электросамокате
Перейти к содержимому

Что делать если сбили на электросамокате

  • автор:

Что делать, если вас сбили на самокате?

Электросамокаты не признаны официальным транспортным средством, и это значит, что привлечь "водителя" к ответственности очень сложно. По сути почти возможно. Да и "водитель" этот считается пешеходом. Если вас сбили на самокате (речь идёт об электросамокатах, которые на большой скорости действительно могут нанести вред здоровью — от ушибов до перелома), и вы хотите призвать виновника к ответственности, то придется потанцевать с бубном. И не факт, что вам удастся "вызвать дождь".

Давайте посмотрим официальные рекомендации правозащитников на тему: что делать, если сбил самокат.

Вот и начинаются танцы с бубном. Снять на фото или видео — но как? То есть идете вы себе по улице, ничего не подозревая, и тут в вас вписывается самокатчик. Вопрос: кто и, главное, когда должен был успеть это заснять. Вопрос со звёздочкой.

После этого нам рекомендуют задержать виновника и вызвать полицию. Представим, что нам это удалось, и человек не укатил на самокате со скоростью ветра в закат.

Что же дальше? Нам составляют протокол, в котором фиксируют нанесенный ущерб и сам факт наезда. Дело попадает в разряд административных.

Но это ещё не всё:

То есть нам предлагают обратиться в суд, предоставив доказательства — фото или видео съёмку наезда, на которых хорошо видно лицо виновника происшествия. И заодно нанять грамотного юриста.

Что делать, если на вас наехал электросамокат?

С наступлением весны на улицах появились электросамокаты. Новости о том, что самокатчик сбил человека, появляются почти ежедневно. Не справившись с управлением или не уследив за дорогой, самокатчики наезжают на пешеходов. Что делать, если человек на самокате наехал на вас? Разбираемся с юристом и врачом.

Как оформить происшествие, чтобы самокатчик не ушел от ответственности?

Рассказывает кандидат юридических наук, глава Московской коллегии адвокатов, Александр Карабанов:

— С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в ПДД. Электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средств индивидуальной мобильности. Новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки — граждане, использующие их, по-прежнему приравниваются к пешеходам.

Важно отметить, средства индивидуальной мобильности не являются транспортными средствами. Это устройства, а не транспортные средства. То есть правила дорожного движения, регламентирующие движение транспортных средств, к средствам индивидуальной мобильности не относятся.

При этом, в случае, если в результате столкновения с самокатом гражданину был причинен вред, он имеет право обратиться в суд и взыскать компенсацию за причинённый ущерб — будь то разорванная одежда, потраченные на лечение денежные средства, моральный ущерб.

Чтобы отсудить компенсацию, действовать надо так:

1. На месте происшествия возьмите контакты у управлявшего самокатом и свидетелей;

2. Обратитесь к травматологу, зафиксируйте травмы, причина этих травм должна быть вписана в справку;

3. Обратитесь в полицию. Это гражданский вопрос. Если есть признаки административно-наказуемого деяния, то есть причинение вреда, нужно написать заявление.

Какие травмы обычно бывают после столкновения с самокатом?

Рассказывает травматолог Евгений Захаров:

— Если скорость самоката была небольшой, то пешеход может отделаться ушибами и мелкими ссадинами. Нужно обязательно осмотреть, есть ли гематома, отёк и нарушение функций конечностей — если эти признаки отсутствуют, то достаточно дома сделать холодный компресс и приложить его к месту ушиба.

Если есть повреждения кожных покровов, например, ссадины или раны, лучше всего обратиться в травмпункт или в приёмное отделение стационара. Если в моменте столкновения с самокатом пострадавший упал на землю и повредил кожу, то необходимо вакцинироваться от столбняка. Если же вакцинация уже есть, то достаточно обрабатывать ранку антисептиком, зеленкой и т.д.

А если во время столкновения человек упал на землю, ударился головой и даже потерял сознание, есть вероятность перелома: больно двигать конечностями, есть гематома или нет возможности пошевелиться, необходимо вызвать «скорую помощь».

Двигаясь на электросамокате, сбили человека – что грозит и что делать?

WhatsApp

Электросамокат развивает неплохую скорость и имеет достаточно массивную конструкцию. А, учитывая, что с 1 марта 2023 года им разрешили ездить по тротуарам и другим местам, где ходят пешеходы – возрастает вероятность наезда на людей. И если ПДД дают инструкцию, как действовать после ДТП с автомобилями, то в случае с электросамокатом такого алгоритма попросту нет. Впрочем, это не отменяет того факта, что виновника наезда ждёт ответственность. А вот какой она будет, административной, уголовной или гражданской – зависит от тяжести вреда здоровью и жизни сбитых людей. О том, что делать, если вы двигались на электрическом самокате и наехали на человека, каким будет штраф, грозит ли лишение прав, как возмещается ущерб и работает ли здесь ОСАГО – расскажем в статье.

Новый статус электросамокатов с 1 марта 2023 года

Электросамокаты и прочие средства индивидуального передвижения появились достаточно давно. Однако их правовой статус всё это время вызывал вопросы. И только с марта 2023 года электросамокаты, моноколёса, сигвеи, гироскутеры и прочие устройства выделили в отдельную категорию. Сейчас все эти гаджеты считаются СИМ – средствами индивидуальной мобильности.

В предыдущих статьях мы уже разбирали, какие именно требования для самокатов действуют с 1 марта – можете почитать об этом более подробно.

А здесь мы вкратце перечислим основные требования к СИМ:

  • если самокат весит более 35 кг, на нём нельзя заезжать на тротуары и пешеходные дорожки,
  • скорость передвижения на СИМ теперь ограничена 25 км/ч, не более (даже если ваше устройство способно разогнаться до 50-70 км – это запрещено),
  • намереваясь пересечь дорогу по пешеходному переходу, вы обязаны спешиться и идти на своих двоих,
  • приоритет при движении по тротуарам у пешеходов, а самокатчики обязаны им уступать и ни в коем случае не создавать помех,
  • начиная с 14 лет, рулящий СИМ может ездить по правому краю проезжей части, но только в одном ряду, без обгонов и маневрирования,
  • возрастные ограничения езды на электросамокате отсутствуют, но есть ряд условий по местам, где можно двигаться на СИМ в зависимости от того, сколько вам лет,
  • и еще ряд требований.

Почему мы привели их в начале статьи? Да потому что с марта 2023 года в ПДД регламентировано, как и где должны ездить электросамокатчики. Нарушение этих требований часто приводит к наезду на людей или столкновению с автомобилями. Соответственно, тот, кто допустил нарушение на СИМ чаще всего и признаётся виновником происшествия. Но давайте по порядку!

Новый статус электросамокатов и СИМ

Сбили пешехода на электросамокате – это ДТП?

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно знать, что вообще понимается под термином ДТП. А узнать это мы можем из двух источников – ФЗ О Безопасности дорожного движения и непосредственно из ПДД. В обоих случаях определение понятия идентичное и звучит так:

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

Осталось понять, является ли средство индивидуальной мобильности транспортным средством. Ответ содержится в пункте 1.2 ПДД, где с 1 марта появилось новое определение «СИМ» и там же указано, что это ТС с одним или несколькими колёсами (чаще всего двумя).

В итоге получаем, что наезд электросамоката на пешехода будет считаться ДТП, поскольку СИМ входят в категорию транспортных средств. А на оформление таких инцидентов должны выезжать инспекторы ДПС.

Что грозит самокатчику за наезд на пешехода в 2023 году?

Ответственность зависит от нескольких факторов. Ключевой из них – тяжесть вреда здоровью и жизни сбитого пешехода. В лучшем случае вам грозит штраф КоАП и гражданская ответственность. А вот если человек получил тяжёлые увечья или вы его сбили насмерть – дело в 2023 году может дойти до уголовного наказания.

Административная ответственность

Прежде всего скажем, что самокатчикам не грозит ни лишение прав, ни арест, ни отправка электросамоката на штрафстоянку, ни другие меры ответственности, которые применяются в отношении водителей. Это связано с тем, что наездник СИМ не считается водителем, а если он сойдёт с устройства – то вообще станет пешеходом.

Ответственность за наезд СИМ на пешехода следующая:

  • если потерпевший получил лёгкий или средний вред здоровью – вам грозит штраф от 1 000 до 1 500 рублей по части 2 ст. 12.30 КоАП,
  • а если были в состоянии опьянения – то будет ещё один штраф в тех же пределах, но только по ч. 3 ст. 12.29 Кодекса.

Но есть и хорошая новость. Если уложиться с оплатой штрафа в 20-дневный срок с даты постановления, действует 50% скидка, и штраф составит половину суммы.

Уголовное наказание

Учитывая, что электросамокат развивает большую скорость и сам по себе тяжёлый, столкновение с пешеходами сулит последним риск тяжких увечий. В этом случае отделаться административкой в 2023 году, увы, не получится.

За причинение тяжкого вреда здоровью самокатчику грозит уголовная ответственность по статье 268 УК РФ. Санкции здесь следующие:

  • ограничение свободы до 3 лет,
  • принудительный труд – до 2 лет,
  • арест до 4 месяцев,
  • тюремное заключение до 2 лет.

Если самокатчик сбил человека насмерть (а такие трагедии уже есть на практике), ему грозит уголовная ответственность по ст. 109 УК РФ. Среди санкций здесь ограничение свободы, принудительный труд и лишение свободы – во всех случаях до 3-х лет, плюс лишение права занимать определенные должности.

Обращаем также внимание на то, что причинение тяжкого вреда здоровью ребёнка, скрытие с места ДТП, неоказание помощи сбитому человеку, равно как и нетрезвое состояние самокатчика – всё это отягчающие обстоятельства, при которых суд может вынести наиболее суровое наказание из имеющихся по статье.

Уголовная ответственность за наезд самоката на человека

Что делать на месте происшествия?

Итак, ситуации с наездом на пешехода – это ДТП. Отсюда получаем, что и действовать нужно в соответствии с Правилами дорожного движения, за рядом поправок, касающихся СИМ.

Вот как правильно действовать на месте такой аварии:

  1. Остановиться и оценить обстановку.
  2. Поинтересоваться состоянием здоровья сбитого человека, по возможности – оказать ему первую помощь, а затем вызвать скорую,
  3. Позвонить по номеру 02 или 112 и сообщить о наезде на пешехода, указав, что вы двигались на электросамокате,
  4. Следовать дальнейшим инструкциям дежурного и ждать сотрудников полиции,
  5. Параллельно можно поискать очевидцев (особенно, если вы сбили человека на проезжей части или велодорожке, где он не уступил вам дорогу),
  6. Также можно поискать камеры, а затем сообщить о них прибывшим инспекторам ГИБДД – например, в том случае, если вы ставите целью доказать, что виновником ДТП является пешеход.

Есть ещё один вариант, который мы вынесем за скобки. И заключается он в том, что вы договариваетесь с пострадавшим уладить ситуацию без вызова полиции. Чаще всего это возможно, если сбитый отделался лёгким испугом, мелкими ссадинами или испачканной одеждой и сам не горит желанием тратить время на оформление документов.

Но учтите, что это одновременно и рискованный вариант. Пострадавший может на месте принять у вас извинения или денежную компенсацию, а затем всё равно сообщит в полицию о случившемся. И тогда вас начнут искать для привлечения к ответственности. Ещё хуже, если после наезда повреждения не дадут о себе знать на месте ДТП, а проявятся лишь спустя некоторое время – пешеход сообщит врачу, что вы сбили его на электросамокате, а из больницы информация уйдёт в ГАИ, после чего вас также начнут разыскивать (если, конечно, вы не оставите пешеходу свои контактные данные).

Так что будьте внимательны! Если есть малейшие сомнения в серьёзности травм, лучше всё же сообщить об инциденте в ГИБДД и решить вопрос с медицинской помощью.

А если я скроюсь с места наезда на человека?

Наказания за это нет.

В 2023 году за скрытие с места ДТП привлекают только водителей транспортных средств. Электросамокат – тоже транспорт, но управляющий им не является водителем. Соответственно, к нему не могут применяться санкции по части 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места аварии. Во многом по этой причине после наезда на человека самокатчики не дожидаются полиции, а сразу уезжают. И найти их достаточно трудно, особенно если никто из очевидцев не смог разглядеть лицо того, кто рулил электроустройством.

Однако, если вы сбили человека на прокатном самокате, шансов остаться инкогнито у вас в разы меньше. При аренде любого СИМ пользователь оставляет кикшерингу свои личные данные, которые остаются в системе. И если будет установлено, что вы совершили наезд на человека на арендованном гаджете, а затем скрылись с места ДТП – полицейские могут запросить информацию у оператора, а тот не имеет права отказать в предоставлении данных о вашей личности и поездке.

Кто будет виноват в ДТП с наездом на пешехода?

Чаще всего тот, кто управлял электросамокатом, но бывают и исключения из правил, когда вина признаётся обоюдной. Давайте разберём эти моменты.

На тротуаре

Виноват пользователь СИМ.

Открываем пункт 24.6 ПДД и видим, что Правила 2023 года обязывают самокатчиков не создавать помех для движения пеших участников, а если такие помехи создаются – нужно спешиться или снизить скорость.

Само-собой разумеющееся, если произошло столкновение с пешеходом на тротуаре, то виновником ДТП в любом случае признают наездника СИМ. Особенно если вес его устройства превышает 35 кг – тогда самокатчика вообще не должно было быть на тротуаре согласно ПДД.

Сбил пешехода на тротуаре электросамокатом и виновность

На пешеходном переходе

И снова вина самокатчика.

Пункт 24.8 Правил сообщает, что лицам на средствах индивидуальной мобильности можно пересекать дорогу по пешеходному переходу только одним-единственным способом – спешившись с электросамоката и катя его рядом с собой. Поэтому, если самокатчик не сделал этого, а ехал по «зебре» на своём гаджете и в результате сбил кого-то из пешеходов – в ДТП будет виноват именно он.

На проезжей части

А вот тут возможны разные варианты с признанием виновности.

Дорога предназначена для передвижения транспортных средств. По новым правилам, с 14 лет можно ездить на электросамокате по правому краю проезжей части – но для такой возможности должны соблюдаться ряд требований из пункта 24.2(1) ПДД, а именно:

  • невозможность использовать для движения иные дороги для велосипедистов и пешеходов,
  • на дороге стоит ограничение скорости 60 км/ч и разрешено ездить велосипедистам,
  • самокат оборудован фарами, звуковым сигналом и тормозами.

А вот пешеходам запрещается переходить дорогу вне «зебры», не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. В противном случае уже им вменят несоблюдение пункта 4.5 ПДД.

Отсюда получаем две ситуации:

  • Если электросамокат едет по дороге без нарушения ПДД, а пешеход перебегает участок дороги в неположенном месте – на практике суды могут сделать виноватым только пешего участника,
  • А вот если вы ехали на СИМ по проезжей части, хотя у вас была возможность двигаться по велосипедным или пешеходным дорожкам – то в случае наезда на перебегающего дорогу человека вина, скорее всего, будет обоюдной.

На велодорожке

Преимущество при движении по велодорожкам имеют велосипедисты и наездники СИМ, а пешеходы во всех случаях обязаны уступать им дорогу (п. 4.1 ПДД). Поэтому, если вы сбили кого-то на электросамокате, и всё это случилось на велосипедной дорожке – с большой долей вероятностью в 2023 году виновником признают того, кто не уступил вам дорогу.

В каких случаях виновником будет сам пешеход?

Закрывая тему виновности в ДТП, ещё раз подытожим случаи, когда не правым в происшествии будет именно пешеход:

  • если вы ехали на СИМ, а он не уступил вам на велодорожке, в результате чего произошло столкновение,
  • если человек перебегал дорогу в неположенном месте, а вы имели права двигаться по проезжей части (например, ввиду отсутствия иных допустимых ПДД зон для передвижения на электросамокате),
  • если он переходил проезжую часть на красный свет, а вы двигались на разрешающий сигнал светофора по правому краю дороги.

В иных ситуациях пешеходы имеют преимущество перед самокатчиками, а значит априори не могут быть виновниками инцидента.

Виновность пешеходов в ДТП с электросамокатом на проезжей части

Кто и как возмещает ущерб после наезда самокатом на человека?

Как мы выяснили выше, электросамокат является транспортным средством. А любое транспортное средство – это источник повышенной опасности по отношению к пешеходам. То есть в 2023 году владельцы несут материальную ответственность за вред, причинённый их ИПО другим лицам. Об этом прямо говорит пункт 1 статьи 1079 ГК РФ.

Таким образом, если после наезда люди получили травмы, самокатчик обязан возместить ущерб всем тем, кто пострадал в ходе столкновения с его средством индивидуальной мобильности. В том числе, если виновником является сам пешеход (например, если он переходил дорогу в неположенном месте). На эту тонкость ранее указывал Верховный Суд в пункте 18 Постановления Пленума №1.

Ущерб может быть причинён не только здоровью, но и имуществу пассажиров (одежде, телефону, хрупким вещам). Каким образом он будет возмещаться – тут уж как договоритесь со сбитым человеком. Например, при мелких ссадинах и ушибах речь может идти о небольших суммах, в пределах 1 000 – 5 000 рублей. При переломах, вывихах, сотрясении мозга и других тяжёлых увечьях сумма компенсации может исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч рублей. Кроме того, пострадавший может заявить требование о возмещении утраченного им заработка на время медицинского лечения.

В свою очередь, если виновником ДТП признали пешехода, то уже он обязан возместить вам ущерб – не только за вред здоровью (если вы сами пострадали при наезде), но и за повреждённый электросамокат – основанием для такого возмещения выступает пункт 1 ст. 1064 ГК РФ.

А моральный вред?

Ещё одним требованием к самокатчику может быть возмещение морального вреда. Здесь всё точно так же, как мы описали выше. Если в результате наезда электросамокатом пешеход получил травмы, он имеет право рассчитывать на взыскание морального вреда с того, кто управлял самокатом (как владельца ИПО) – даже при условии, что последний не виноват в ДТП. Такое положение дел нам диктует ст. 1100 ГК РФ.

Однако итоговый размер выплат будет устанавливать суд с учётом характера физических и нравственных страданий пострадавшего. На практике 2023 года суды часто снижают заявленные истцами суммы, но тем не менее, что-то обязательно присудят.

Работает ли ОСАГО?

Хоть электросамокат и является транспортным средством, его не нужно регистрировать в ГИБДД. А если мы откроем пп. «б» пункта 3 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО, то увидим, что обязательное страхование не распространяется на те транспортные средства, которые не подлежат учёту в ГАИ.

Соответственно, страховые выплаты по ОСАГО при наезде самокатом на пешехода не предусмотрены – вопрос с компенсацией решается между сторонами или через суд.

«Гулять страшно по улицам». Что делать, если вас сбил электросамокат: разбираем с юристом

Накануне днем, 6 мая, популярный городской паблик автолюбителей опубликовал кадры курьезного ДТП — прямо на пешеходном переходе девушка на электросамокате сбила женщину, обе участницы «аварии» упали. Момент попал на камеру видеорегистратора автомобилиста, который остановился на красный. К счастью, обошлось без вызова скорой, но вопрос: «Какое наказание грозит виновнице аварии?» — так и напрашивается на повестку дня.

За разъяснением журналист UFA1.RU обратился к юристу. Рассказываем, что мы узнали.

История проблемы

Тему законодательного регулирования правил движения на электросамокате и ответственности за их нарушение уже поднимали в Курултае. Назвать двухколесное средство передвижения «транспортом» даже язык не поворачивается — очевидно, что правила ПДД, установленные для автомобилистов, к «самокатчикам» не применимы.

Сейчас для управления двухколесным «электрокаром» даже не нужно иметь водительские права или носить средства защиты. Единственное ограничение — к управлению допускаются лица старше .

Обсуждая проблему «элетросамокатизации» и ее регулирования, председатель Курултая Константин Толкачев заявил, что необходимо изучить эту область и внести в правила дорожного движения необходимые правки. Даже сами представители шеринговых компаний поддержали его идею, поскольку считают, что уфимцам не хватает «культуры поездок».

Что думают уфимцы?

Журналист UFA1.RU рассказал, что однажды в подобную ситуацию попал его друг: катался на электросамокате на набережной и сбил женщину.

Пострадавшая, как рассказывает наш собеседник, стала кричать: «Засужу» — и грозилась обратиться в правоохранительные органы:

— Она даже сняла побои и хотела уже идти в полицию.

Виновнику удалось выйти из положения и решить конфликт мирным путем — он вручил даме деньги.

Отношение уфимцев к электросамокатам неоднозначное. Кроме тех, кто поддерживает идею, есть и негодующие.

— Мало того, что проносятся мимо на огромных скоростях, так теперь еще и размещают их вот так. Это не парковка, это вполне себе дорожка в парке Якутова, но ребята решили иначе и соорудили вот такую кучу, которой никто из гуляющих/бегунов/велосипедистов не рад. Когда там уже какие-то правила для них введут? — негодует уфимец.

— Меня тоже дико бесят, гулять страшно как по улицам, так и в парке. Я теперь чаще по газонам хожу. для безопасности! — поддерживает его уфимка по имени Елена.

Мнение юриста

По мнению адвоката Романа Петрова, проблема заключается не в самих элетросамокатах, а в отсутствии культуры езды.

— Электросамокаты — вещь удобная. В Париже они везде стоят. Недорого и удобно, можно добраться гораздо быстрее до места в условиях мегаполиса. Электросамокат ничем не отличается от велосипеда, который не считается угрозой. У нас просто нет культуры, ее нужно воспитывать. В основном я вижу проблему в том, что нетрезвый человек может на таком средстве гонять. Пьяный человек вообще всегда проблема, — рассказал в беседе с UFA1.RU эксперт.

По словам Петрова, запретить езду на электросамокатах или ввести какие-то специальные ограничения власти не могут.

— Муниципальное образование и региональная власть могут устанавливать административные наказания и правила регулирования в рамках своей компетенции, — отметил Петров. Они могут установить, как можно ездить на электросамокатах, как парковать в пределах Уфы, но они не могут их запретить.

В случае, если пешехода сбил человек на электросамокате, необходимо обратиться в полицию, подчеркнул адвокат.

— Это гражданский вопрос. Если действительно есть признаки административно-наказуемого деяния: причинили вред, человек хочет наказать обидчика, он должен идти писать заявление в полицию. Если вред здоровью средней тяжести, то возможно будет возбуждено уголовное дело, но только если есть признаки преступления. Главное — подтвердить факт происшествия, привлечь свидетелей, камеры наблюдения на улицах, — объяснил Петров.

Лицо, причинившее ущерб, должно в полном объеме возместить моральный вред в соответствии с Гражданским кодексом.

— Наехал, причинил вред, возмещать придется, если бы это произошло как и в случае драки, столкновения. На данный момент за езду на электросамокате предусмотрена такая же ответственность, как для пешеходов, — заключил адвокат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *