Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
ЕС запретил поставки в Россию ряда автомобилей. Чем еще грозят санкции
Очередной принятый Евросоюзом пакет санкций содержит ряд пунктов, касающихся автомобильной отрасли, — от запрета на поставки в Россию ряда категорий автотранспорта до некоторых видов запчастей. При этом эксперты указали и на более серьезные потенциальные проблемы для автовладельцев и участников отрасли: новые ограничения коснутся также и прав использования интеллектуальной собственности в том числе третьими странами, которые дружественны по отношению к России. Более того, под рестрикции, связанные с экспортом товаров двойного назначения и передовых технологий (к которым эксперты отнесли и связанные с автомобильной отраслью), попали те организации, которые зарегистрированы в Китае, Узбекистане, Объединенных Арабских Эмиратах, Сирии и Армении. Разбираем по пунктам новые ограничения.
Какие автомобильные запреты появились в новом пакете санкций
Согласно документу, ограничения в том числе следующие:
- запрет на экспорт автомобилей в Россию класса «люкс» (дороже €50 тыс.) расширили на все новые и подержанные автомобили с объемом двигателя выше 1,9 л, а также на все электрические и гибридные автомобили;
- введен полный запрет на поставку некоторых типов автокомпонентов.
Санкции в первую очередь для юрлиц
На то, что экспорт автомобилей из Евросоюза дороже €50 тыс. в Россию запрещен уже давно, в беседе с Autonews.ru напомнил независимый эксперт Сергей Бургазлиев. При этом он указал, что запрет действует только на юрлиц. Также он отметил, что импорт гибридных моделей и электромобилей в основном идет в Россию из Китая и Кореи. Таким образом, по его оценке, с точки зрения поставок машин для страны мало что изменится.
«Европейские бренды, тем более премиальные, уже прекратили поставки автомобилей в Россию, — сказал Бургазлиев. — При этом как подержанные, так и новые автомобили у нас ввозят через физлиц, а на них санкции не распространяются. Другое дело — сложности с оплатой и в работе с банками, но это уже отдельный разговор. При этом подержанные машины из Европы в Россию завозили не так часто. Основной рынок для транспорта с пробегом — это Дальний Восток, а туда машины приходят из Японии. Еще некоторое количество машин везли из арабских стран, Кореи, Турции. Но из Европы они и не приходили. Те же Volvo и Land Rover вывозили из Китая или Кореи».
Таким образом, по мнению Бургазлиева, запрет такого экспорта мало на что повлияет.
«Что касается запрета поставок в Россию из третьих стран, я не понимаю, как именно юридически эти санкции осуществимы к компаниям-резидентам из данных третьих стран — условных Ирана, Турции, Израиля, — отметил эксперт. — Если иностранные компании из дружественных нам стран торгуют с ЕС, то ничто не мешает им продать автомобиль в Россию. Но право собственности после приобретения автомобиля уже перешло компании, которая находится в юрисдикции той страны, где зарегистрирована эта компания-импортер».
Эксперт уверен: в таком случае ЕС уже не имеет права влиять на действия некой третьей компании, которая законно купила машину у компании-импортера и потом перепродала машину в Россию. Правда в данном случае, признал он, цепочка посредников увеличится, что приведет к некоторому росту цен на автомобили.
О том, что на ввоз автомобилей из Европы по альтернативным каналам очередной пакет санкций не повлияет, заявил также эксперт по подбору и ввозу автомобилей и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.
В свою очередь Бургазлиев не исключил, что официальным дилерам после таких ужесточений станет сложнее получать запчасти от брендов, которые продолжили поддержку российских автособственников.
«Проблемой для дилеров может стать отсутствие доступа к иностранным комплектующим в части электроники и электрики. В этом плане действительно идет закручивание гаек. Ведь, к примеру, Toyota, Lexus, Volvo, BMW, Mercedes-Benz — все они каким-то образом еще работают в усеченном виде и завозят запчасти для своих дилеров. Но встает вопрос, как эти поставки будут отслеживать и что будут делать с немаркированными компонентами от партнеров, которые используют сами автобренды», — говорит эксперт.
Из-за риска вторичных санкций водителей могут оставить без запчастей
В свою очередь заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов предупредил, что принятый документ «дает возможность для разворачивания так называемых вторичных санкций — когда риски грозят уже тем странам, которые дружественны по отношению к России и через которых товары можно отправить в обход». «Например, мы уже видим, что ограничения наложены на некоторые организации из Китая», — отметил он.
По словам Семенова, пакет санкций серьезно расширен — например, за счет полного запрета поставок определенного вида компонентов для автомобилей. А самой главной проблемой для России он назвал прописанный в документе запрет на продажу, лицензирование и передачу прав интеллектуальной собственности и коммерческих секретов, используемых при производстве определенных видов товаров. Причем точного перечня стран в этом случае документ не содержит, поэтому, по мнению эксперта, в текущей формулировке ограничение может коснуться производств в любых странах.
«Это сделано, чтобы предотвратить производство подпадающих под санкции товаров за пределами ЕС. Это может быть все, включая запчасти. Фактически это распространение запрета на лицензионное производство за пределами ЕС. То есть условно, если в Китае, Казахстане, Арабских Эмиратах или в какой-либо другой стране производят запчасти или даже автомобили по лицензии европейской компании. Правообладатели брендов теперь могут прислать письма в эти организации, и пригрозить, что отзовут лицензию, если те будут продавать товары в Россию. Это и есть вторичные санкции», — говорит Семенов.
Эксперт рассказал, как могут работать новые ограничения, на примере европейских автомобильных брендов, которые выпускают в Китае.
«К примеру, возьмем производство автомобилей в Китае. Там, к примеру, есть модели от Volkswagen или Toyota, которые выпускают модели для местного рынка. Предположим, наши автозаводы приходят к китайским партнерам и предлагают наладить производство этих же моделей в России. Пусть они будут называться уже не так, но будут построены на этих же шасси. Это подразумевает, что в России нужно установить какие-то производственные линии, цеха и получить технологии. А они в свою очередь могут оказаться защищены европейскими патентами», — рассуждает Семенов.
Также эксперт выразил опасения, что ограничения, связанные с интеллектуальной собственностью, могут повлиять и на доступ к программному обеспечению для той или иной модели. Эффект от ограничений, по мнению представителя РСПП, в России могут ощутить уже в ближайшую неделю.
Грузия запретила экспорт и транзит в Россию ввезенных из ЕС автомобилей
ТБИЛИСИ, 26 сентября. /ТАСС/. Власти Грузии ввели запрет на экспорт, реэкспорт или транзит в Россию автомобилей, ввезенных из Евросоюза. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе службы доходов Минфина республики.
"Да, действительно, как ранее было заявлено, с 26 сентября вводится запрет на экспорт, реэкспорт или транзит автомобилей в Россию, которые были ввезены из Европы", — сказала сотрудница пресс-службы.
Речь идет об автомобилях, объем двигателя которых превышает 1,9 куб. м. Запрет касается также гибридных машин и электромобилей. Ограничения вступили в силу из-за 11-го пакета санкций, принятого Евросоюзом против России, добавили в ведомстве.
Власти Грузии с 1 августа ввели ограничения на экспорт и реэкспорт в РФ автомобилей, произведенных в США. Как ранее сообщила Национальная служба статистики Грузии, в августе после вступления в силу этих ограничений республика поставила в Россию 85 машин, что в 12 раз меньше показателя месяцем ранее.
«Ищут новые схемы ввоза»: разбираемся, что происходит с параллельным импортом после роста утильсбора
Более полутора месяцев прошло с момента введения новых правил по повышению сборов с машин, ввозимых в РФ из-за границы по схеме параллельного импорта. Как это сказалось на объемах ввоза, каких автомобилей мы лишились, с какими трудностями теперь сталкиваются обычные граждане (физлица) и правда ли, что ввезенный автомобиль нельзя будет продавать целых 12 месяцев — подробнее в нашем материале.
Напомним, с 1 августа вступило в силу постановление правительства РФ , которое увеличивает ставки утилизационного сбора (один из видов платежей за импортируемые авто) и меняет правила владения машиной. Фактически впервые в новой истории вводится некое обременение на приобретенную собственность — автомобиль нельзя продавать в течение 12 месяцев, если утильсбор оплачен по льготной ставке для физлица (3400–5200) рублей.
В противном случае власти грозят пересчитывать этот сбор по коммерческой ставке (а это уже сотни тысяч рублей) и предъявлять большие счета на оплату автовладельцам. Как указано в постановлении правительства , подобное «транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования и такое транспортное средство в течение 12 месяцев с даты его ввоза зарегистрировано на указанное лицо».
Планировалось, что подобные меры усложнят жизнь перепродавцам автомобилей, снизят объемы импорта и, соответственно, поддержат отечественное производство «Лад» и «Москвичей». Фактически это создает дополнительные юридические коллизии, заставляет людей владеть собственностью определенный срок (несмотря на такие жизненные обстоятельства, как болезнь, смерть, потеря работы), а таможенные и налоговые органы вынуждены будут проводить дополнительную работу по контролю за владением авто, пересчету утильсбора и предъявлению счетов.
Что же происходит сейчас на таможенных пунктах? Вот одно из отделений, здесь теперь немноголюдно, огромные очереди были до 1 августа, перед повышением ставок утильсбора. Для посетителей специально распечатаны памятки и бланки объяснительных, призванные дополнительно предупредить об ответственности в случае перепродажи автомобиля.
Возле таможенных пунктов немноголюдно
Фото: Дмитрий Косенко / Городские порталы
— Да, слышал, что год потом нельзя машину продавать, иначе налоговая предъявит иск. Может, там и выборочные проверки будут, а может, и нет, и всё равно вдруг придется доплачивать, — говорит один из посетителей, владелец «Субару».
Нужно написать объяснение, зачем вы ввозите авто
Фото: Дмитрий Косенко / Городские порталы
Как объясняют специалисты, власти смогут взыскивать повышенный утильсбор по базам постановки авто на регистрационный учет в органах ГИБДД.
— Там не купля-продажа ключевой момент, а регистрация автомобиля на конкретного гражданина в течение года. А регистрация происходит через ГИБДД, поэтому эту информацию власть отслеживает через ГИБДД. Если автомобиль в течение года поставлен на иное лицо, нежели которое его ввезло, значит, будет начисляться через налоговую инспекцию повышенный утильсбор, — объясняет автоюрист Лев Воропаев.
— Теперь каждому владельцу автомобиля, ввезенного по параллельному импорту, необходимо держать в голове мысль про необходимость владения не менее 12 месяцев. Информация о сроках владения автомобилем отслеживается через даты регистрационных действий в ГИБДД, — говорит представитель компании «АВТОСЕЛЕКТ — отборные автомобили» Дмитрий Еременко.
В целом и простые граждане, и профессиональные импортеры авто (юрлица) начали испытывать затруднения при ввозе авто, цена в любом случае увеличивается, спрос ниже, объемы продаж уменьшаются.
— Правила повлияли, и довольно заметно, в первую очередь для потребителя. Цены заметно подросли, тема, безусловно, волнительная. Что касается участников рынка, многие перестраивают работу в соответствии с новым постановлением, — отмечает Дмитрий Еременко.
— Однозначно скажется на параллельном импорте, потому что существенно добавляет к цене утильсбор этот. Цена автомобиля возрастет, и, соответственно, снизится спрос, он уже снизился, поэтому люди будут покупать меньше автомобилей, а значит, поставщики будут меньше закупать и ввозить, — прогнозирует Лев Воропаев.
Подкосил параллельный импорт и прямой запрет властей Японии на вывоз в РФ с 9 августа автомобилей с двигателями объемом более 1,9 литра и без исключения всех гибридов. То есть просто ликвидирован целый сегмент праворульных авто. Разумеется, продавцы подняли цены на те автомобили, которые уже были ввезены в РФ. К примеру, минивэн Toyota Esquire года 2018–2019-го с пробегом до 100 тысяч километров ранее обходился в 2–2,2 млн рублей, теперь это 2,5–2,7 млн рублей.
Перепродавцы автомобилей начали как-то пытаться обойти новую схему уплаты утильсбора, чтобы это не сказалось на окончательной цене авто — ведь, к примеру, на 2-литровый автомобиль в возрасте до 3 лет повышение цены составит около 300 тысяч рублей, а в возрасте старше 3 лет — более 500 тысяч рублей. В объявлениях о продаже свежепривезенных автомобилей предлагаются и варианты продажи по генеральной доверенности, и оформление ЭПТС (электронный паспорт авто), и СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) сразу на покупателя.
«ЭПТС (электронный паспорт авто) и СБКТС оформим сразу на вас, чтобы не платить повышенный утиль сбор! Вы будете первым владельцем!», «Утильсбор, продажа с переоформлением через 1 год, по генеральной доверенности, любые вариации», «ЭПТС будет выдаваться на покупателя», — пишут продавцы.
— Конечно, повальные обращения, людей волнует, какой сбор будут платить они. Пытаются обсудить различные схемы и варианты ввоза автомобиля, перекупы пытаются понять, как все-таки обойти эту схему. Да, некоторые предлагают напрямую оформить на конечного покупателя. Многих интересует вопрос обхода этого сбора через страны ЕАС. Растаможить автомобиль где-нибудь в стране ЕАС, например в Киргизии, где самая низкая ставка по растаможке, и потом ввезти в Российскую Федерацию, — объясняет Лев Воропаев.
Ну и слабый рубль делает закупку и ввоз многих моделей авто пока бессмысленным с точки зрения бизнеса. При курсе в 96 рублей за доллар можно купить российский дилерский автомобиль с пробегом в хорошем состоянии даже дешевле, чем ввезти подобный из-за границы. К примеру кроссовер Lexus NX года 2016-го с пробегом до 100 тысяч километров из Южной Кореи обойдется в конечные 3,8 млн рублей — кому он тут нужен за такие деньги? Центральный банк РФ поднял ключевую ставку до 13% и обещал с 14 сентября начать распродавать валюту в значительных объемах, но пока это на курс рубля особо не повлияло — так что ждем-с.
Почитайте, как Япония запретила поставки в Россию десятков популярных моделей.