Онлайн калькулятор – Расчёт ёмкости АКБ для ИБП и электростанции
Онлайн калькулятор для предварительного расчета емкости аккумуляторной батареи. Расчёт производится с учётом таких показателей как напряжение, нагрузка, глубина разряда, типа АКБ, и общего КПД системы, в которой будут использоваться аккумуляторные батареи.
По умолчанию берутся все рекомендуемые производителями условия эксплуатации – номинальная температура, ток разряда, емкость, глубина разряда, КПД и как результат калькулятор поможет определить минимальную расчетную емкость АКБ.
Только при соблюдении рекомендуемой глубины разряда можно приблизится к заявленному производителем сроку службы:
Означает ли больше ампер больше мощности? Все, что вам нужно знать о емкости аккумулятора
Когда вы видите на батарее буквы «Aч», это означает, что это ампер-часы. Имеется в виду зарядная емкость аккумулятора.
Давайте посмотрим, что именно это означает.
Когда вы видите буквы “Ач” на вашей батарее, это означает амперные часы или ампер-час. Это относится к зарядной емкости аккумулятора. Именно столько тока вы можете ожидать от вашего инструмента в течение часа. Допустим, у вашей батареи 2,0 Ач. Это означает, что он будет потреблять 2 ампера мощности и будет разряжен после часа непрерывного использования. Имейте в виду, что это в идеальных условиях.
Аккумулятор аккумуляторной дрели
Когда мы говорим об амперах, мы говорим о том, сколько электричества течет в секунду. Если количество усилителей увеличивается, то ток, протекающий через устройство в секунду, также увеличивается. Электрическое устройство обычно работает при фиксированном напряжении, но количество потребляемых им усилителей может варьироваться в зависимости, например, от положения вашего двигателя для троллинга.
Обычно, если батарея имеет емкость не менее 4 Ач, она будет заметно отображаться где-то на батарее, как 5 Ач. Теоретически, батарея емкостью 4 Ач должна работать в два раза дольше, чем батарея емкостью 2 Ач. Однако всегда есть смягчающие факторы. Например, сила тока инструмента, используемого с батареей, и то, как была сконструирована батарея, влияют на продолжительность времени работы, которое вы можете ожидать. Если батареи подключены последовательно, это может удвоить напряжение, но не увеличить время работы вашего электроинструмента.
Ампер-час описывает способный заряд батареи. Теоретически мы можем непрерывно подавать 4 ампер в течение 60 минут, прежде чем разрядится наша батарея на 4 ампер в час. Теперь это в идеальных условиях, при идеальной температуре, отсутствии вибрации и постоянной мощности. Мы говорим “способный заряд”, потому что в реальном мире вы никогда не соответствуете этим идеальным условиям. Просто подумайте о часе работы в усилителе как о способе узнать, что одна батарея содержит больше заряда, чем другая. Вы сможете дольше пользоваться своими дрелями, циркулярными пилами и лобзиками, прежде чем разрядится аккумулятор.
Что делает аккумулятор емкостью 2 Ач или 5 Ач?
Например, батарея 18 В (или максимум 20 В) емкостью 2 Ач имеет 5 ячеек, и каждая из этих ячеек является ячейкой 3,6 В, 2 Ач. Все 5 подключены последовательно, поэтому их напряжение объединено, но не их мощность в час. Пять батарей 3,6 В, 2 Ач, соединенных последовательно, дают батарею 18 В, 2 Ач.
2Ач аккумулятор против 5Ач аккумулятора
Большая батарея имеет два блока по 5 элементов, в общей сложности 10 элементов. Ячейки имеют одинаковое напряжение 3,6 В, но имеют большую емкость при 2,5 Ач. Каждая упаковка по 5 штук соединяется последовательно, а затем две упаковки соединяются друг с другом параллельно. При параллельном подключении ячеек объединяется номинальная мощность в амперах, но не их напряжение – противоположность последовательному подключению.
Хотя номинальная мощность в ампер-часах не равна мощности, вы, как правило, получаете немного больше энергии от большей батареи. Причина в том, что 10 элементов выполняют ту работу, которую выполняют только 5 элементов в меньшей батарее, и она способна более последовательно удовлетворять потребности инструмента.
Какую емкость Аккумуляторных батарей для электроинструментов Вы используете или покупаете?
Когда вы покупаете комплект аккумуляторых электроинструментов, выбор батареи, как правило, уже сделан за вас. Существуют различные причины, по которым пользователи могут покупать дополнительные аккумуляторы. Возможно, вы предпочитаете покупать простые инструменты, расширяете свой набор беспроводных инструментов, заменяете старые батареи или просто хотите больше батарей.
Аккумулятор аккумуляторного инструмента
Что касается всех остальных, как выбрать одно из них вместо другого? Как правило, батарейный блок большего форм-фактора может соответствовать производительности батареи меньшего форм-фактора следующего более высокого уровня. То есть предполагается, что 5-элементная батарея типа “С высокой производительностью” должна обеспечивать требования к питанию – но не обязательно время работы – стандартных 10-элементных батарей.
Раньше все было просто. Если вы хотите увеличить время работы, перейдите на батарею с большей емкостью заряда. Не было никакого перекрытия, было просто два физических размера батареи и легко расшифруемая шкала увеличения емкости заряда. Вы заплатили больше за более длительное время работы, а также могли бы рассчитать соотношение доллара за ампер-час, чтобы получить максимальную отдачу от своего доллара.
Батарея с более высокой емкостью Aч – хорошая идея, так как она будет обеспечивать питание устройства гораздо дольше, прежде чем заряжать его. Кроме того, они могут обеспечить большую мощность и производительность по сравнению с устройствами с более низким рейтингом Aч.
В результате вы сможете выполнить больше работы до того, как потребуется зарядить аккумулятор с более высоким рейтингом Aч.
Например, мы проверим различия между батареями 2Ah и 4Ah?
Есть несколько различий между батареями 2Ah и 4Ah, о которых вам нужно знать.
Физические Размеры: Другое различие касается размеров этих батарей. Как правило, батареи емкостью 2 Ач имеют размеры от 4,8 х 3,2 х 2,2 дюйма до 7 х 7 х 3 дюйма. Что касается батарей емкостью 4 Ач, то они имеют размеры от 6,5 х 4 х 3 дюйма до 8,25 х 4,63 х 3,38 дюйма.
Некоторые марки аккумуляторов, как правило, предоставляют батареи емкостью 4 Ач с тем же физическим размером, что и 2 Ач. Это позволяет пользователям обмениваться батареей емкостью 4 Ач и иметь больше рабочего времени с помощью своего беспроводного электроинструмента.
Вес: Разница в размерах также приводит к разнице в весе, что важно, если вы используете свой беспроводной инструмент каждый день на заготовках. В этих случаях выбор более легкой батареи может помочь вам эффективно выполнять работу, не утомляясь держать ее в руках.
Емкость батареи: Первое различие между батареями емкостью 2 Ач и 4 Ач относится к энергетической емкости. В 4Ah больше места для хранения большего количества энергии. В свою очередь, это означает, что он будет дольше обеспечивать питание беспроводных инструментов; он будет обеспечивать питание в два раза дольше, чем батарея емкостью 2 Ач.
Расход 0 4 ампера какой аккумулятор брать
На сколько хватит аккумулятора при использовании инвертора
Изучив эту статью, вы узнаете, какие батареи лучше всего подходят для организации бесперебойного питания загородного дома, и при необходимости сможете рассчитать, сколько проработает инвертор от аккумулятора при отключении централизованной подачи, топливного генератора или других источников энергии.
Кроме этого, мы дадим советы по продлению срока автономной работы системы электроснабжения на базе преобразователей.
Тип АКБ
Для систем бесперебойного или резервного электроснабжения подойдут только батареи глубокого цикла. В отличие от стартерных (автомобильных) аналогов они способны переносить длительные зарядку и разрядку.
Изделия долговечны. Ресурса современных моделей хватает на 12 и более лет эксплуатации. Автомобильный аналог выйдет из строя после 10 разрядок.
Аккумуляторные батареи глубокого цикла бывают:
- гелевыми (GEL), электролит представляет собой гелеобразную массу;
- свинцово кислотными (AGM), электролит находится в порах пластин, изготовленных из тонких стеклянных волокон.
Оба вида батарей имеют свои достоинства и недостатки.
Гелевые модели отличаются более высоким КПД. Устройства можно размещать в любом положении, т. к. жидкий электролит отсутствует. Возможна даже работа инвертора от аккумулятора с поврежденным корпусом. GEL-технология была разработана для авиационной и военной промышленностей. По статистике гелевые батареи работают чуть дольше AGM-аналогов в циклическом режиме эксплуатации.
К недостаткам оборудования относят: необходимость поддержки точного тока подзарядки (гелевые батареи применяют с микропроцессорными контроллерами) и возможность разбухания и взрыва АКБ при закипании электролита.
В AGM-аккумуляторах вышеперечисленные недостатки отсутствуют. К достоинствам батарей этого типа также относят высокую стойкость к глубоким разрядам (устройства выдерживают более 600 таких циклов).
AGM-технология обеспечивает поддержание стабильно высокой силы тока при любой степени заряда батареи. Еще одно достоинство таких АКБ — низкий саморазряд. За год простоя емкость уменьшится всего лишь на 20 %.
Расчет времени автономной работы системы резервного электроснабжения
Расчет мощности инвертора потребует построения специальной таблицы. В два столбца внесите список электроприборов и потребляемую ими мощность. Получится примерно так.
Чем выше емкость АКБ или системы батарей, тем дольше проработает подключенное оборудование при отсутствии централизованного электроснабжения или доступа к другим источникам энергии.
Для расчета времени автономной работы инвертора напряжения от аккумуляторов нужно знать:
- емкость и количество батарей;
- мощность, потребляемую нагрузкой в течение часа.
В процессе расчетов следует учитывать тот факт, что максимальная мощность электроприборов не отражает реальную нагрузку на АКБ. Устройства включаются и выключаются. Во многих случаях потребляемая оборудованием мощность находится гораздо ниже максимального значения.
Рассмотрим пример. В данном случае к инвертору подключены:
- электрический чайник;
- холодильник класса А;
- 15 энергосберегающих ламп;
- двигатель и система управления откатных ворот;
- котел с принудительной горелкой;
- 4 циркуляционных насоса системы отопления;
- скважинный насос.
Вычисляем среднечасовую норму энергопотребления приборов. Получаем следующее.
Прибор | Среднечасовое потребление |
Электрический чайник 2кВт, кипятящий воду в течении 6 мин, т.е. 1/10 часа (при условии, что он включался только оди раз за этот час) | 200 Вт/ч |
Холодильник А-класса | 70 Вт/ч |
Энергосберегающие лампы освещения (каждая по 20 Вт/ч), допустим, всего горит 15 ламп | 300 Вт/ч |
Ворота 1,5 кВт, время открытия и закрытия — 1 минута (2часа = 1/30 часа) | 50 Вт/ч |
Котел с принудительной горелкой 100 Вт/ч и 4 циркуляционных насоса отопления по 75 Вт/ч каждый | 400 Вт/ч |
Насос скважины 3 кВт, включается 3 раза на 2 мин в течение часа (6 мин = 1/10 часа) | 300 Вт/ч |
Итого в сумме: | 1320 Вт/ч |
Теперь рассчитаем общую емкость имеющихся аккумуляторов. Допустим, в системе 12 12-вольтовых АКБ (емкость каждой — 200 апмер-час). Получаем 12*12*200 = 28800 Ватт/ч.
Учитываем коэффициент потерь. В примере рассмотрены новые аккумуляторы. КПД максимальный – 95 %. Получаем 2800*0,95=27360 Вт/ч.
Теперь разделим это значение на среднечасовую нагрузку и в итоге получим время работы инвертора от аккумулятора. 27360/1320 = 20,7 ч. Округлим результат в меньшую сторону. Получилось, что ресурса системы батарей хватит на 20 часов автономной работы подключенного оборудования.
В данном примере мы рассмотрели типовой (теоретический) расчет. На время автономной работы устройств влияет множество разных факторов. Среди них:
- возраст и степень заряда аккумуляторных батарей;
- температура окружающей среды;
- реальный режим эксплуатации подключенной техники;
- и др.
Изучив эту статью, вы узнаете, какие батареи лучше всего подходят для организации бесперебойного питания загородного дома, и при необходимости сможете рассчитать, сколько проработает инвертор от аккумулятора при отключении централизованной подачи, топливного генератора или других источников энергии.
Кроме этого, мы дадим советы по продлению срока автономной работы системы электроснабжения на базе преобразователей.
Тип АКБ
Для систем бесперебойного или резервного электроснабжения подойдут только батареи глубокого цикла. В отличие от стартерных (автомобильных) аналогов они способны переносить длительные зарядку и разрядку.
Изделия долговечны. Ресурса современных моделей хватает на 12 и более лет эксплуатации. Автомобильный аналог выйдет из строя после 10 разрядок.
Аккумуляторные батареи глубокого цикла бывают:
- гелевыми (GEL), электролит представляет собой гелеобразную массу;
- свинцово кислотными (AGM), электролит находится в порах пластин, изготовленных из тонких стеклянных волокон.
Оба вида батарей имеют свои достоинства и недостатки.
Гелевые модели отличаются более высоким КПД. Устройства можно размещать в любом положении, т. к. жидкий электролит отсутствует. Возможна даже работа инвертора от аккумулятора с поврежденным корпусом. GEL-технология была разработана для авиационной и военной промышленностей. По статистике гелевые батареи работают чуть дольше AGM-аналогов в циклическом режиме эксплуатации.
К недостаткам оборудования относят: необходимость поддержки точного тока подзарядки (гелевые батареи применяют с микропроцессорными контроллерами) и возможность разбухания и взрыва АКБ при закипании электролита.
В AGM-аккумуляторах вышеперечисленные недостатки отсутствуют. К достоинствам батарей этого типа также относят высокую стойкость к глубоким разрядам (устройства выдерживают более 600 таких циклов).
AGM-технология обеспечивает поддержание стабильно высокой силы тока при любой степени заряда батареи. Еще одно достоинство таких АКБ — низкий саморазряд. За год простоя емкость уменьшится всего лишь на 20 %.
Расчет времени автономной работы системы резервного электроснабжения
Расчет мощности инвертора потребует построения специальной таблицы. В два столбца внесите список электроприборов и потребляемую ими мощность. Получится примерно так.
Чем выше емкость АКБ или системы батарей, тем дольше проработает подключенное оборудование при отсутствии централизованного электроснабжения или доступа к другим источникам энергии.
Для расчета времени автономной работы инвертора напряжения от аккумуляторов нужно знать:
- емкость и количество батарей;
- мощность, потребляемую нагрузкой в течение часа.
В процессе расчетов следует учитывать тот факт, что максимальная мощность электроприборов не отражает реальную нагрузку на АКБ. Устройства включаются и выключаются. Во многих случаях потребляемая оборудованием мощность находится гораздо ниже максимального значения.
Рассмотрим пример. В данном случае к инвертору подключены:
- электрический чайник;
- холодильник класса А;
- 15 энергосберегающих ламп;
- двигатель и система управления откатных ворот;
- котел с принудительной горелкой;
- 4 циркуляционных насоса системы отопления;
- скважинный насос.
Вычисляем среднечасовую норму энергопотребления приборов. Получаем следующее.
Прибор | Среднечасовое потребление |
Электрический чайник 2кВт, кипятящий воду в течении 6 мин, т.е. 1/10 часа (при условии, что он включался только оди раз за этот час) | 200 Вт/ч |
Холодильник А-класса | 70 Вт/ч |
Энергосберегающие лампы освещения (каждая по 20 Вт/ч), допустим, всего горит 15 ламп | 300 Вт/ч |
Ворота 1,5 кВт, время открытия и закрытия — 1 минута (2часа = 1/30 часа) | 50 Вт/ч |
Котел с принудительной горелкой 100 Вт/ч и 4 циркуляционных насоса отопления по 75 Вт/ч каждый | 400 Вт/ч |
Насос скважины 3 кВт, включается 3 раза на 2 мин в течение часа (6 мин = 1/10 часа) | 300 Вт/ч |
Итого в сумме: | 1320 Вт/ч |
Теперь рассчитаем общую емкость имеющихся аккумуляторов. Допустим, в системе 12 12-вольтовых АКБ (емкость каждой — 200 апмер-час). Получаем 12*12*200 = 28800 Ватт/ч.
Учитываем коэффициент потерь. В примере рассмотрены новые аккумуляторы. КПД максимальный – 95 %. Получаем 2800*0,95=27360 Вт/ч.
Теперь разделим это значение на среднечасовую нагрузку и в итоге получим время работы инвертора от аккумулятора. 27360/1320 = 20,7 ч. Округлим результат в меньшую сторону. Получилось, что ресурса системы батарей хватит на 20 часов автономной работы подключенного оборудования.
В данном примере мы рассмотрели типовой (теоретический) расчет. На время автономной работы устройств влияет множество разных факторов. Среди них:
- возраст и степень заряда аккумуляторных батарей;
- температура окружающей среды;
- реальный режим эксплуатации подключенной техники;
- и др.
В прошлой записи в БЖ (ещё не шарясь по гуглу) я затронул немного спорную тему по поводу Автоинверторов. Сам толком не разобравшись задал вопросы. Хотелось услышать ответы на следующие ?: Какой покупать? На сколько вредно для авто? Какой мощности? А надо ли вообще? ну и так далее. Как говорится поболтали и разошлись. =) И вот я уже шарю гугл. Пошарив пол часика наткнулся на очень приятную статью и пару форумов с перетеранием данных вопросов. Возможно кому-нибудь ещё будет интересно. Выделю жирным моменты которые по моему мнению действительно важны.
Собственно вот статья:
"——- Как правильно выбрать автомобильный инвертор для моего ноутбука ?
О: — Это зависит от потребл@емой мощности Вашего ноутбука. Если перемножить напряжения питания в Вольтах на потребл@емый ток в Амперах (они написаны на на блоке питания или на корпусе ноутбука, снизу) то получим максимально возможную потребл@емую мощность в Ваттах. Именно на нее (как на самый худший вариант) следует ориентироваться при выборе автоинвертора. Его номинальную мощность надо выбрать такую, чтобы она превосходила ту, что Вы рассчитали, хотя бы процентов на 20 — 25. (Ни одно устройство не должно работать на пределе своих возможностей, даже несмотря на то, что наши инверторы оснащены защитой от прегрузки по выходу.)
— ——На какое время хватит заряда автомобильного аккумулятора при работе ноутбука от автоинвертора и выключенном двигателе ?
— Если преположить, что аккумулятор новый и полностью заряжен и, к примеру, имеет емкость 60 А*ч и если Ваш ноутбук потребл@ет, к примеру, 80 Вт (это у большинства самых распространенных ноутбуков. Как рассчитать — см. предыдущий ответ), с учетом КПД инвертора 90%, от автоаккумулятора потребл@ется ток = 80Вт / 0,9 / 12В = 7,5 А. При таком токе аккумулятор способен сохранять работоспособный уровень зарядки не более чем = 60А*ч / 7,5 А = 8 часов. Фактически это время почти всегда будет меньше по ряду причин. Так, что своевременно старайтесь восполнить заряд, не дожидаясь плного разряда Вашего автоаккумулятора !
——- Есть ли какие особенности эксплуатации автомобильных инверторов ?
О: — Да есть. Напомним, что автоинвертор, он же DC-AC convertor — это устройство, которое преобразует постоянное напряжение (DC) автомобильной бортовой сети обычно 12Вольт (бывает и 24В) в переменное (AC), как правило величиной 220-230Вольт с частотой 50-60Гц. Начнем с самых важных особенностей, которые должен знать каждый, кто собирается использовать это полезное, но не безопасное устройство:
Во-первых всегда надо помнить, что автомобиль был, есть и будет не дешевым устройством и, самое главное, средством повышенной опасности, способным нанести ущерб вашему здоровью и здоровью окружающих, вплоть до смертельного исхода, даже если он стоит на стоянке ! И что напряжение в 220Вольт само по себе опасно для жизни не только в доме, но и автомобиле!
1) Никогда не включайте автоинверторы с нагрузкой более 300 Ватт в прикуриватель автомобиля ! Их можно подключать только с помощью штатных проводов непосредственно к клеммам аккумулятора ! В противном случае ток, идущий по проводам прикуривателя превысит по своей силе 25 Ампер ! Это может привести к порче автомобильного электрооборудования, к повреждению изоляции проводов, их перегоранию или даже воспламенению и пожару !
2) Никогда не используйте бездумно автоинверторы с нагрузкой 1000 и более Ватт (даже при подключении непосредственно к клеммам аккумулятора !) не проведя предварительные расчеты ! Особо опасным заблуждением является мнение, что при заведенном двигателе можно избежать многих проблем ! Напротив, Вы их только усугубите ! Не надо брать это на веру ! Не всегда выделение текста красным цветом делается для красного словца ! Бездумное обращение даже с безопасными вещами может дорого стоить Вам и окружающим ! Просто нужно немножко порассуждать. При подключении 1000-Ваттной нагрузки от автомобиля потребляется как минимум 1100 Ватт (т.к. инвертор и сам кое-что должен потреблять для своей работы и в среднем КПД инверторов cоставляет примерно 90%), а это значит, что от автомобильной 12-Вольтовой бортовой сети потребляется ток не менее 90 Ампер ! Это очень большой ток ! (вспомните плавящиеся электроды во время электросварки — это "заслуга" тока силой уже от 40 ). Из какого же места автомобиля он потребляется ? При выключенном двигателе и, следовательно, неработающем генераторе, он естесственно, потребляется от аккумулятора. Для нового, хорошего аккумулятора работа с таким током (если он кратковременный) — обычное дело. Многие аккумуляторы рассчитаны и на 200 — 300 Ампер в импульсе. А вот при более длительной такой нагрузке Вашему аккумулятору не поздоровится. Эти наши рассуждения, как Вы помните, касаются случая 1000 -Ваттной нагрузки. А если нагрузка будет более 2 килоВатт, то аккумулятор может и вскипеть (а некоторые виды батарей могут и взорваться !) И, в лучшем случае Вы лишаетесь аккумулятора, в худшем — еще кто-то и пострадает ! Посмотрим, что присходит при заведённом моторе. Работающий генератор вырабатывает напряжение, которое стремится (но ограничивается автомобильной электроникой и аккумулятором на требуемом уровне) всегда стать чуть выше собственного напряжения аккумулятора (чтобы шла зарядка, в противном случае будет разрядка). Теперь уже все энергообеспечение берет на себя генератор. Он работает на наш нагруженный инвертор (это 90А), на заряд аккумулятора (это от 1 до 10А — пусть в среднем 5), на систему зажигания и прочую автоэлектронику (это грубо можно оценить в 10А). А если еще включены габаритки, фары, печка, автомагнитола с усилителем, с сабвуфером, да на полную громость (да мало ли что еще) ? Т.е. мы видим, что суммарный ток, который "пытается" выдать Ваш генератор перевалил далеко за сотню Ампер. Генератор конечно же их выдаст на какое-то время (благо его крутит двигатель с мошностью в десятки или сотни килоВатт), но обмотки его задымятся или сгорят, что в любом случае означает выход генератора из строя. На самом деле, обычно большинство генераторов рассчитано на токи в 50 — 80А, так что, опасности начинаются уже при мощностях, потребл@емых 700-800 -Ваттной нагрузкой ! Так, что будьте внимательны и осторожны !
3) Во избежании полного разряда автомобильного аккумулятора в автоинверторах предусмотрена система защиты аккумулятора. Она начинает подавать звуковой сигнал при истощении аккумулятора, чтобы напомнить Вам о своевременной его подзарядке.
4) Во избежании порчи автоинвертора, желательно чтобы во время заводки и глушения двигателя автомобиля автоинвертор был отключен от бортовой сети. В этом случае при неисправном бортовом регуляторе напряжения у Вас больше шансов спасти автоинвертор от коротких бросков напряжения при переходных процессах.
5) У большинства автоинверторов предусмотрена собственная защита от входных перенапряжений. Так, что имейте ввиду, если инвертор не работает, это иногда может свидетельствовать о повышенном бортовом напряжении (как правило, более 14 Вольт) в Вашем автомобиле."
Теперь несколько ссылок на форумы где этот вопрос обсасывался
Первая
Вторая
Третья
Подбор аккумулятора
Перед каждым автомобилистом рано или поздно встает вопрос о подборе новой аккумуляторной батареи. Легче всего приходится тем водителям, которые обслуживаются на сертифицированной производителем авто станции техобслуживания. Специалисты установят здесь именно тот аккумулятор, который указан в инструкции. Правда, и услуга такая обходится весьма дорого.
Если вы предпочитаете покупать АКБ в автомагазинах, то руководствоваться нужно следующим правилом: на седаны и хэтчбеки с объемом двигателя до 1,6 литра идут АКБ на 45-55 Ампер/часов;
универсалы с объемом 1,3-1,9 литра — 60 Ампер/часов;
кроссоверы и внедорожники 1,5-2,3 литра — 66 Ампер/часов;
грузовики весом до 3,5 тонны и объемом двигателя 1,6-3,2 литра — 77 Ампер/часов;
грузовые авто среднего класса 1,9-4,5 литра — 90 Ампер/часов; седельные тягачи — 2 АКБ по 200 Ач.
Технические характеристики АКБ
К основным параметрам аккумуляторов относят:
* Номинальное напряжение. На сегодняшний день на все легковые авто ставят 12-вольтовые батареи. Для грузовых автомобилей, спецтехники, автобусов, армейской техники следует покупать 24-вольтовые. Хотя для легкого грузового транспорта могут подходить и АКБ на 12 Вольт.
* Ёмкость батареи. Этот параметр измеряется в Ампер-часах (Ач). Это условное обозначение, оно говорит о том, что, например, АКБ на 60 Ач способен на протяжении 60 часов обеспечивать нагрузку током в 1 Ампер, или 4 Ампера на протяжении 15 часов. Именно поэтому АКБ разряжаются, если забыть ночью выключить радио или оставить включенными фары.
* Пусковой ток. Пусковой ток — это ток, который подается на стартер во время запуска двигателя. Эта величина измеряется в Амперах. Нужно очень внимательно подбирать АКБ с тем пусковым током, на который рассчитан стартер, иначе возможны два варианта: сгорит обмотка стартера — слишком большой пусковой ток или силы тока не хватит, чтобы прокрутить стартер. Пусковой ток не является постоянной величиной и зависит от температуры воздуха, площади соприкосновения с клеммами (замечали, что со временем клеммы окисляются или отходят и мотор нельзя завести?), емкости АКБ и уровня зарядки. Величина пускового тока указывается на этикетке и соответствует силе тока при температуре 18 градусов выше нуля. Зимой сила пускового тока уменьшается и завести двигатель сложнее, поэтому допускается для холодных регионов покупать АКБ с запасом пускового тока — на несколько десятков ампер выше. Обратите также внимание, что пусковой ток может измеряться по отличающимся друг от друга стандартам: EN (европейский), DIN (Германия) и ГОСТ (Россия) — они измеряются одинаково, SAE (США). Так, например, если вы купите «шестидесятку» А-Мега, на ней будет написано: пусковой ток EN — 600 Ампер; DIN — 365 А; SAE — 650 А. То есть эту разницу нужно обязательно учитывать, у продавцов-консультантов должны быть таблицы для разных стандартов.
* Полярность — это положение плюсового и минусового электродов АКБ. Она может быть: прямая — положительная клемма находится слева (АКБ повернут к вам той стороной, на которой клеммы); обратная — плюс справа. Соответственно, можно увидеть обозначения АКБ: 60(0) Ач — правый плюс, 60(1) Ач — левый плюс. Если подобрать АКБ не с той полярностью, то может не хватить провода, чтобы надеть его на клемму. Также посмотрите на клеммы, они могут быть стандартной толщины — европейские, и тонкими — обычно у азиатских аккумуляторов. Ну и обратите внимание, чтобы новый аккумулятор подходил по размерам и по способу крепления.
Если аккумулятор подобран неправильно — с большей или меньшей ёмкостью батареи, это отобразится прежде всего на самом аккумуляторе. Если, конечно, вы не купили вместо 60-ки 75-ку или «сотку» — тогда можно сжечь стартер и вообще всю проводку. При слишком большой емкости АКБ будет происходить постоянный недозаряд — генератор не в силах выработать необходимое напряжение, чтобы обеспечить заряд АКБ. Со временем вы заметите, что электролит станет белым, а завести автомобиль будет невозможно — АКБ будет постоянно разряжаться. Если же подобран АКБ с меньшей емкостью и пусковым током, то он, наоборот, будет постоянно перезаряжаться. Из-за этого значительно быстрее начнется процесс осыпания пластин, возможны замыкания банок. Явный признак неправильно подобранной батареи — бурый электролит из-за осыпавшихся пластин. И в том и в другом случае АКБ не будет подлежать замене по рекламации. На что еще обратить внимание при покупке? Аккумулятор — это гарантийный товар, поэтому при вас его должны проверить: измерить плотность и уровень электролита; измерить напряжение — 12 Вольт; подключить к нагрузочной вилке и дать нагрузку — АКБ должен ее держать (стрелка амперметра держится на отметке 9 А 30 секунд), электролит при этом не кипит и не выделяется пар. Проследите за заполнением гарантийного талона, на нем должны быть печать фирмы, подпись продавца, серийный номер АКБ, который выбит на крышке. Гарантийный талон храните дома, чтобы не потерять его. Хорошая аккумуляторная батарея служит в среднем 5-7 лет в зависимости от условий эксплуатации. Также в последнее время появилось много подделок. Китайские АКБ покупать не советую они очень быстро выходят из строя. Если АКБ показался вам слишком легким, это тревожный признак — производитель сэкономил на свинце и пластинах. Любой магазин, который продает АКБ официально, обязан предъявить сертификат качества, а гарантия заполняется на официальном бланке завода-изготовителя. Не старайтесь сэкономить, покупайте АКБ с теми характеристиками, которые указаны в инструкции к автомобилю.
Онлайн-калькулятор времени разряда и работы аккумулятора
Онлайн-калькулятор позволяет рассчитать, сколько времени проработает аккумулятор заданной емкости при заданном токе нагрузки. Это позволяет рационально подобрать источник питания для вашего электронного устройства в строгом соответствии с необходимыми размерами устройства.
Калькулятор времени работы аккумулятора
Как считает этот онлайн-калькулятор? Прежде всего, время работы устройства от аккумулятора и его разряд зависят от величины потребления устройства, измеряемой в миллиамперах (mA) и емкости батареи, измеряемой в ампер-часах (mAh).
Ампер – это основная электрическая величина, определяющая количество тока, проходящего через нагрузку. Время работы и разряда батареи вычисляется, исходя из текущего значения емкости батареи и величины нагрузки.
Цикл работы аккумулятора до допустимого разряда вычисляется по формуле:
Время работы аккумулятора = Емкость аккумулятора в mAh / ток нагрузки устройства в mA * 0.70*
* Поправочный коэффициент 0.70 необходим для учета внешних факторов, которые могут повлиять на срок службы батареи.
Упрощенная формула вычисления времени работы
В более упрощенном онлайн-калькуляторе расчета аккумулятора, время работы может быть высчитано из значений емкости АКБ, измеряемой в ампер-часах и мощности потребляемой нагрузки, измеряемой в Ваттах.
В таком случае значение вычисляется по формуле:
Время работы аккумулятора = (10 * емкость батареи) / нагрузка
Тест дешёвых свинцовых аккумуляторов 12V 7Ah
В продаже есть много аккумуляторов, стоящих вдвое дешевле, чем аккумуляторы топ-брендов. Я протестировал три дешёвых аккумулятора и попытался понять, можно ли их использовать.
Свинцовые аккумуляторы 12V 7Ah чаще всего используются в UPS (ИБП) и блоках бесперебойного питания (ББП) для систем сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения.
Я купил в Озоне три аккумулятора: Alpha Battery FB7.2-12, I-Battery ABP7-12L, Optimus OP 1207. Стоили они приблизительно одинаково — около 680 рублей каждый, при этом цена на фирменные аккумуляторы такого же размера и ёмкости начинается от 1500 рублей.
На самих аккумуляторах написаны одинаковые параметры, за исключением максимального тока заряда:
Alpha Battery FB7.2-12 — 2.16 A;
I-Battery ABP7-12L — 1.2 A;
Optimus OP 1207 — 2.1 A.
У Alpha и Optimus клеммы узкие F1, 4.75 мм. У I-Battery широкие F2, 6.35 мм и даже есть защитные колпачки.
Согласно спецификации, аккумулятор Alpha Battery FB7.2-12 должен иметь ёмкость 7.2 Ач при 20-часовом разряде до 10.5 В (1.75 В/эл.), обеспечивать долговременный ток разряда до 21.6A и кратковременный до 135 А в течение 5 с. Производитель указывает, что аккумулятор предназначен как для обеспечения резервным питанием системы охраны и безопасности, так и для работы в ИБП.
В спецификации аккумулятора I-Battery ABP7-12L указано, что он должен иметь ёмкость 7 Ач при 20-часовом разряде до 10.5 В, обеспечивать долговременный ток разряда до 21 A. Он также предназначен и для системы охраны и безопасности, и для ИБП.
В спецификации на аккумулятор Optimus OP 1207 указано только то, что он предназначен для систем безопасности и контроля доступа, систем аварийного освещения, электронных кассовых аппаратов и другого оборудования и не предназначен для работы в ИБП. Про рабочие и предельные токи ни слова, указана только ёмкость 7 Ач при 20-часовом разряде.
У меня были два новых аккумулятора Alpha Battery FB7.2-12, купленных с интервалом в пару месяцев. На втором есть белая наклейка «Dahua Storage Battery». Оказалось, что эти аккумуляторы очень сильно отличаются друг от друга, поэтому в тесте присутствуют оба.
Я заряжал аккумуляторы током 1.2 А до 14.8 В (сначала идёт зарядка полным током, а напряжение повышается, потом напряжение доходит до 14.8 В, а ток начинает снижаться).
Тестирование проводилось с помощью модифицированного прибора EBD-USB+, подключённого к компьютеру.
Тесты большой нагрузки проводились с помощью инвертора 500 Вт и лампы накаливания 300 Вт, а также с помощью UPS Ippon 600 VA и лампы накаливания 200 Вт.
Внутреннее сопротивление измерялось у полностью заряженных аккумуляторов с помощью прибора YR1035+.
Всего было проведено пять тестов:
- разряд током 0.35 А до 10.5 В — базовый тест, показывающий реальную ёмкость аккумуляторов;
- повторный разряд током 0.35 А до 10.5 В — оказалось, что во втором цикле аккумуляторы дают чуть большую ёмкость;
- разряд током 2.8-3 A до 10.2 В — тест, показывающий, на сколько хватит аккумулятора в трёхамперном ББП (ток менялся из-за того, что EBD-USB имеет предел мощности 35 Вт);
- разряд инвертором с лампой 230 В 300 Вт (
Как видно из таблицы, измеренная ёмкость аккумуляторов при «20-часовом разряде» оказалась существенно меньше заявленной: 4.5-5.9 Ач, а вовсе не семь. При разряде током 3A отданная ёмкость сократилась до 3.4-3.8 Ач. При разряде на лампу 200 Вт через инвертор аккумуляторы смогли дать лишь 1-1.3 Ач. 200-ваттная лампа от UPS работала всего полторы-две минуты. Два, одинаковых с виду, аккумулятора Alpha Battery с разными датами производства (они зашифрованы в кодах, но как их расшифровывать неизвестно) оказались совершенно разными.
Для примера приведу таблицу разрядных токов брендового аккумулятора WBR GPL 1272.
В разрядных таблицах указывается всё наоборот — в ячейках токи, «подогнанные» под определённое время работы. Из таблицы видно, что такой аккумулятор даёт 7.5 Ач при разряде током 0.377 А до 10.5 В, приблизительно 4.5 Ач при разряде током 3А до 10.2 В и приблизительно 2.7 Ач при разряде током 32.6 А до 9.6 В. Надеюсь, все эти параметры правдивые и тот же UPS с нагрузкой 200 Вт проработает от фирменного аккумулятора вдвое дольше.
Обратите внимание на вес протестированных аккумуляторов — он составляет около 1.7 кг. Брендовые аккумуляторы с такой же заявленной ёмкостью весят 2.4 кг.
Получается, что в дешёвые аккумуляторы «недоложили» 30% свинца.
Ещё один аспект — срок службы. У брендовых аккумуляторов указан срок службы 5-12 лет, у дешёвых 3-5 лет. Сколько реально проработают аккумуляторы сказать сложно — это зависит и от условий эксплуатации и от того, сильно ли наврал производитель.
Означает ли моё исследование, что дешёвые свинцовые аккумуляторы покупать нельзя? Вовсе нет! Их вполне можно покупать и использовать, но нужно понимать, что «7Ah» дешёвого аккумулятора не то же самое, что «7 Ah» брендового. Эти аккумуляторы вполне можно использовать в ББП, и даже в ИБП можно, при условии, что электричество отключают очень редко. Да, такой аккумулятор наверняка выйдет из строя раньше фирменного, но он и стоит вдвое, а то и втрое дешевле.
Из трёх протестированных аккумуляторов лучшим оказался I-Battery ABP7-12L. Я уже купил второй такой же и его параметры оказались близки к первому.