Правда ли что бензин подорожает до 50
Перейти к содержимому

Правда ли что бензин подорожает до 50

  • автор:

Эксперты крайне обеспокоены продолжающимся ростом цен на автомобильное топливо

Эксперты крайне обеспокоены продолжающимся ростом цен на автомобильное топливоFreepik Company

Автовладельцы и автолюбители России крайне обеспокоены тем, что только и разговоров о том, как растут цены на топливо, что с этим делать. Оптовые же цены на топливо начали беспокоить предприятия еще весной, а летом цены заметно поползли вверх и в рознице. Власти остановили поставки топлива за рубеж, чтобы решить вопрос дефицита и снизить цены. Все рассчитывали, что данная мера поможет разрешить нарождающийся кризис.

«Сейчас экспорт выгоднее поставок на внутренний рынок примерно на 40 процентов. В результате экспорт бензина в первом полугодии 2023 года вырос на 58 процентов, или на 1,4 миллиона тонн», — говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Поэтому видится, что ограничение на экспорт топлива мера необходимая. Однако, вопреки ей, цены на автомобильное топливо продолжают расти, а дефицит местами становиться больше. Никакое эмбарго не смогло остановить компании, желающие заработать. Данное обстоятельство очень похоже на саботаж. Неужто жадность топливных королей такова, что они даже не боятся последствий своих действий?

Удивило заявление главы «Газпромнефти» господина Дюкова, который сказал, что будет дефицит, если вы введете заградительные пошлины. Напомним, что всего за день объявления ограничения на экспорт топлива, цены на 92-й бензин на бирже и шли вниз, вице-премьер Александр Новак констатировал, что кардинальные меры будут приняты «по необходимости», но оптовые цены на топливо и так снижаются и «рынок балансируется». Казалось, что ситуация близка к разрешению. Совпадение или нет, но в этот же день было распространено заявление главы «Газпром нефти» Александра Дюкова о риске дефицита топлива в России, если заградительная пошлина все же будет применена.

Эксперт, доктор экономических наук Никита Кричевский считает, что во многом виной частные заправки и нелегальный топливный бизнес:

«Я считаю, что нынешний временный всплеск цен на бензин и дизтопливо — это в значительной степени провокация. Сибирь, Урал, Дальний Восток, чем дальше, тем больше, это нелегальный бензиновый рынок. Это так называемые „самовары“, кустарные НПЗ, которые гонят полуфальсификат, если можно так сказать. Это устойчивые связи с оптовыми потребителями, такими, например, как автобазы, сельхозпредприятия, которые закупают оптом, расплачиваются налом. Это ни для кого не секрет. Теперь эти товарищи, мало того, что продолжают здравствовать и процветать, так они еще создали всякие общественные организации типа независимых союзов, руководители которых выступают по телевизору и задвигают по поводу того, что вот государство не справляется, и о том, что дальше все будет хуже, и это будет вообще катастрофа. Я знаю этих людей, я знаю, откуда у них ноги растут, откуда они получают финансирование, и это очень серьезный вопрос для наших правоохранительных органов. И вот этот всплеск в значительной степени обусловлен именно действиями этих людей», — сказал он в эфире «Радио Комсомольская Правда».

Эксперт уверен, что Минэнерго сумеет привести ситуацию в нормальное русло, и никакого дизеля по 90 рублей за литр мы в дальнейшем не увидим. Вообще многие эксперты считают, что Правительству и нефтяникам предстоит договориться на новых условиях. Возможно, и тем и другим пора сделать следующий шаг к развитой нефтепереработке.

И действительно, пора поумерить аппетиты воротил бизнеса. Видимо именно поэтому, как заявил замглавы Минэнерго Павел Сорокин, запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из РФ введен бессрочно. По его словам, недобросовестные участники рынка вывозили «ощутимый объем» топлива. И пока цели не будут достигнуты, запрет снят не будет. Видимо, речь идет о сером импорте, за который нефтяники к тому же получали выплаты из бюджета.

Кстати, есть информация о том, что готовятся также «заградительные» экспортные пошлины на широкий круг товаров, включающий топливо, привязанные к курсу рубля, — это должно сгладить вечную проблему слишком сильного соблазна поставлять из России на экспорт что угодно в ущерб внутреннему рынку.

Это уже не первый топливный кризис на нашем веку. Эксперты отмечают, что в прошлый раз, весной 2018 года, когда бензин дорожал слишком резво из-за девальвации, правительство пошло на снижение акцизов (которые, как известно, составляют значительную долю в цене топлива), но сейчас такой ход невозможен по бюджетным причинам.

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

От сентябрьских цен на бензин и дизтопливо у людей глаза на лоб полезли… С ростом цен на бензин повысятся цены на всё!

Хоть и старенькие, в основном, но для нас сейчас автомобиль это не роскошь, а средство передвижения!

И было бы странным, если бы в XXI веке было бы по другому…

Не пересаживаться же нам, в самом деле, на телеги?

Но есть одно «НО». Наши поездки, хоть на работу, хоть к родителям в деревню, хоть в отпуск, хоть на дачу, становятся всё дороже и дороже.

Мало того, что сами машины стали неподъемными в своём обслуживании и ремонте, так еще и пока их заправишь — сто раз прослезишься.

Потому что заправка теперь тоже очень здорово бьёт по нашему и так отощавшему кошельку.

А сентябрьские цены на бензин и дизтопливо, вообще, привели нас в состояние ступора…

И от сентябрьских цен на бензин и дизтопливо у людей глаза на лоб полезли…

Ведь бензин, как ни крути, для нас товар первой необходимости.

И делать такие пакости в самый разгар отпусков и уборочной — верх цинизма!

Да и на тех, кто не ездит на своей машине это тоже здорово отразится. Потому что с повышением цен на бензин и дизельное топливо сразу произойдет удорожание всех перевозок, а значит повысятся цены НА ВСЁ!

Могли ли мы себе представить, что:

-бензин (всё равно какой) будет стоить, в среднем, 60 рублей;

-дизельное топливо — 70 рублей за литр?

Хотя нас предупреждали — бензин должен стоить один доллар.

А доллар сейчас по 96 рублей.

Так что все справедливо — нас предупреждали…

Конечно, в связи с таким аномальным ростом, цены могут зафиксировать. Но снижения уже не будет.

Ну, может, снизят на 50 копеек — и будут трубить везде о гениальности нашего руководства.

Это мы Африке можем подарки делать.

Определен размер пенсии в России по всем регионам. Таблица

По мнению многих экспертов отрасли, основная причина роста стоимости топлива в нашей — подписанный еще в июле нынешнего года Указ о сокращении выплаты по демпферу с 1 сентября сразу на 50%.

Данный указ будет действовать до 31 декабря 2026 года.

Данное решение о снижении выплат нефтяникам было подписано с целью экономии федерального бюджета. Каждый месяц государство будет экономить на этом порядка 30 миллиардов рублей.

Как итог такого решения — прибыльность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) сократилась ровно в 2 раза, поэтому компании и начали повышать цены.

— Сокращение выплат по демпферу — важный фактор роста цен, — считает ведущий аналитик.

— Выплаты из бюджета нефтяным компаниям нужны как раз для того, чтобы они сдерживали рост цен на топливо на АЗС, в розницу.

Когда выплаты уменьшатся сразу в 2 раза, это будет подстегивать нефтяные компании не идти навстречу государству и не сдерживать рост цен.

Конечно, биржевые цены рядовому потребителю не так интересны, но они давят на цену топлива и на заправках.

— Пик кризиса закончится, потому что спрос на топливо снизится.

Ведь в сентябре — октябре автомобильный сезон подходит к концу, сельхозработы заканчиваются, — делится своим прогнозом эксперт.

— А вот в рознице понижения цен, я думаю, уже не будет.

Да и какие, к черту, тут эксперты?

Все мы прекрасно знаем, что никакого снижения цен не будет!

Знаем, потому что за последние 30 лет такого ни разу не было.

Как мы и писали выше:

Ну, может, снизят на 50 копеек — и будут трубить везде о гениальности нашего руководства.

Но, как опять же мы писали выше, с повышением цен на бензин и дизельное топливо сразу произойдет удорожание всех перевозок, а значит повысятся цены НА ВСЁ!

И коснется это ВСЕХ!

Так что не теряйте свои пояса…

Цены на бензин и дизель взлетели: Почему в России резко подорожало топливо и что будет дальше

Почему дорожает бензин и когда это закончится.

Такого российские фермеры не помнят — дизельное топливо (ДТ) этим летом буквально взлетело в цене.

Ассоциация «Народный фермер» провела в последних числах августа мониторинг в 18 регионах страны.

Выяснилось, что только за два последних месяца (самых жарких для аграриев) топливо подорожало от 26% до 40%. На Кубани ситуация еще хуже.

— Оптовые цены на дизельное топливо в Краснодарском крае в феврале держались на уровне 47 тысяч рублей за тонну, в июне — 56 тысяч, в июле — 61 тысячу, а сейчас цены дошли до 82 тысяч рублей за тонну (примерно 68 рублей за литр. — Ред.).

То есть рост около 45% за два месяца! В прошлые годы цена летом, бывало, подскакивала, но в пределах нескольких процентов, — рассказал председатель ассоциации «Народный фермер Кубани» Константин Юров.

— Оптовые цены сейчас даже выше, чем на АЗС, примерно на 3 — 5%, но цены на заправках всегда корректируются с оттяжкой по времени. Как нам объясняют поставщики, на рост цен влияют два фактора — подскочивший курс доллара, в результате чего выросли экспортные цены (поэтому производителям стало выгоднее продавать нефтепродукты за границу, а не внутри страны. — Ред.), и плановый ремонт сразу на семи нефтеперерабатывающих заводах.

По итогам мониторинга ассоциация «Народный фермер» обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой провести проверку обоснованности резкого подорожания.

По данным Росстата, потребительские цены на топливо выросли с начала года не так сильно — бензин прибавил всего порядка 5 — 6%. Но основной рост пришелся как раз на летние месяцы.

А сейчас биржевые цены резко идут вверх — только за август на Санкт-Петербургской международной товарной бирже стоимость летнего дизельного топлива выросла с 57,8 тысячи рублей до 68 тысяч за тонну (+18%), бензин марки АИ-95 Premium в европейской части России вышел на рекордный показатель 74 768 руб/тонна (+11% за месяц), а тонна бензина АИ-92 подорожала до 64 633 рублей (+5% с конца июля) — см. «Наглядно».

ПРИШЛА ЦЕНА, ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ…

В августе биржевые цены и на бензин, и на дизель обновляли рекорды чуть ли не каждый день. По мнению экспертов на ситуацию повлияло сразу несколько факторов.

ПРИЧИНА 1

Начиная с мая — июня многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в России закрываются на плановый ремонт, что ведет к дефициту топлива на рынке — отсюда и рост цен. Не случайно еще в 2020 году глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предлагал заранее публиковать графики ремонта НПЗ. Независимый топливный союз также выступал за изменение графика ремонтов НПЗ, как и за то, чтобы сведения о них стали публичными.

В конце июля даже вице-премьер правительства России Александр Новак объяснял дефицит топлива и рост цен профилактическими остановками НПЗ. «Сейчас должны выйти заводы с ремонтов, соответственно объемы поступления топлива на биржу увеличатся, ситуация стабилизируется», — говорил вице-премьер журналистам. Но в августе цены на топливо продолжали расти.

Выходит, что дело не только в ремонтах.

ПРИЧИНА 2

Увеличились сроки поставок грузов, включая топливо, по железной дороге. И это, конечно, отражается на ценах. На загруженность путей влияет, с одной стороны, сезон отпусков — многие россияне вместо заграницы поехали летом на российский юг на поездах, ведь сейчас в России закрыто несколько крупных аэропортов. Интенсивно перевозит сейчас железная дорога и военные грузы. Поэтому топливо не всегда доходит до места назначения быстро, и в отдельных регионах возникает его дефицит. А где дефицит, там и высокие цены.

— Прошу никого не винить, кроме цен на дизель!

ПРИЧИНА 3

Фактором, влияющим на рост биржевых цен, многие считают экспорт нефтепродуктов. Мол, гонят наш бензин и солярку за рубеж, вот и дорожают они внутри страны. Проблема такая, конечно, есть.

Правда, достоверно оценить объемы экспорта трудно — с одной стороны, часть производителей занимается серым экспортом, скрывая от надзорных органов реальные поставки, с другой, Федеральная таможенная служба (ФТС) перестала публиковать данные об экспорте-импорте еще в марте 2022 года. Но многие эксперты уверены: вывоз топлива надо сокращать — тогда и цены пойдут вниз.

— На наш взгляд, если государство не ограничит экспорт, то подорожание топлива скажется на конечной стоимости сельхозпродукции — она тоже вырастет в цене, — уверен Константин Юров.

По данным независимых агентств, экспорт особенно рос в конце весны — начале лета (кстати, основными покупателями нашей нефти и нефтепродуктов стали сейчас Индия, Китай и Турция). А вот в августе Россия стала продавать за рубеж меньше топлива из-за введенного странами G7 потолка цен — об этом сообщает, в частности, агентство Bloomberg.

Правительство, конечно, осознает проблему. С одной стороны, стране нужны деньги, а экспорт нефтепродуктов их дает.

Тут еще играет роль и подорожавший почти на 40% с начала года доллар — при таком курсе производителям очень выгодно поставлять топливо не на внутренний рынок, а за рубеж. Но, с другой стороны, дефицит топлива и его подорожание на бирже в конечном итоге ведет к уменьшению его потребления и разгоняют инфляцию.

ПРИЧИНА 4

Повлияло на цены и намеченное на сентябрь сокращение субсидий нефтяникам от государства — так называемая корректировка демпферного механизма.

Демпфер, если говорить простыми словами, это компенсация из бюджета тем производителям, которые поставляют топливо на внутренний рынок вместо зарубежного, когда цены в России ниже, чем на мировых рынках.

А если цены на бензин в стране становятся выше экспортных, то наоборот: уже нефтяные компании перечисляют деньги в бюджет. Такая схема работает с 2019 года, но в конце июля Госдума приняла закон о корректировке механизма. Согласно закону с 1 сентября 2023 года до конца 2026 года выплаты по демпферу сокращаются на 50% — причем как по бензину, так и по дизельному топливу.

Экономия бюджета, таким образом, составит около 30 млрд рублей в месяц, но для производителей нефтепродуктов экспорт топлива становится еще более привлекательным.

— Сокращение выплат по демпферу — важный фактор роста цен, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета Игорь Юшков. — Выплаты из бюджета нефтяным компаниям нужны как раз для того, чтобы они сдерживали рост цен на топливо на АЗС, в розницу. Когда выплаты уменьшатся сразу в 2 раза, это будет подстегивать нефтяные компании не идти навстречу государству и не сдерживать рост цен.

ПРИЧИНА 5

Одним из ключевых факторов роста оптовых цен стал «высокий сезон» потребления топлива, к которому рынок почему-то никак не может привыкнуть. Невольно вспоминается гениальный афоризм Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять».

— Летом сильно возрастает объем потребления моторного топлива, особенно с 2020 года, — рассказал эксперт.

— Когда начался коронавирус, люди начали больше ездить на автомобилях, и тенденция роста внутреннего автотуризма постоянно набирает обороты с 2020 года.

А в 2022 году она была усилена тем, что многие аэропорты на юге страны закрылись, и люди поехали отдыхать к морю на автомобилях. В последнее время внутренний туризм рос еще и потому, что рубль ослаб, ездить за границу в рублевом выражении стало гораздо дороже. Эти факторы порождают рост потребления на внутреннем рынке, особенно 92-го и 95-го бензина.

Рост цен на дизельное топливо, по мнению эксперта, связан с тем, что август — период интенсивных сельхозработ, особенно на юге страны. Поэтому потребление дизеля здесь в это время резко растет, что влияет на цены.

— Со стороны спроса идет существенное повышение, которое провоцирует дефицит, но рынок не успел перестроиться за последние годы к возрастающему потреблению, — подытожил эксперт. — Не создается дополнительный объем запасов топлива в хранилищах к летнему периоду, по-прежнему многие НПЗ уходят на летний профилактический ремонт. Все живут в старой парадигме, отрасль не адаптировалась к изменившемуся спросу.

ПРОГНОЗ

Кризис закончится, но цены на АЗС уже не упадут

Коррекция демпферного механизма (то есть двойное сокращение государственных субсидий производителям, продающим нефтепродукты в России, — см. «Причина 4»), которая заработала с 1 сентября, оказывает сейчас дополнительное давление на биржевую стоимость топлива. Ведь нефтяники, лишившись субсидий, заинтересованы в том, чтобы держать внутренние цены на высоком уровне. Однако многие эксперты уверены, что они не допустят резкого увеличения цен.

Во-первых, сокращение потребления топлива на внутреннем рынке, которое последует в случае его резкого подорожания, не на руку в том числе и производителям.

Во-вторых, если цены продолжат расти, государство будет вынуждено реагировать. Например, могут быть увеличены нормативы биржевых продаж внутри России. Сейчас компании должны продавать на внутренний рынок не менее 13% произведенного бензина и 9,5% дизельного топлива, но уже звучат призывы резко поднять эти нормативы до 50% и 33% соответственно.

В арсенале у правительства есть и другие меры. Например, Минэнерго для недопущения так называемого серого экспорта предложило два варианта: создание списка экспортеров и лицензирование экспорта.

И буквально на днях стало известно, что правительство намерено утвердить список спецэкспортеров нефтепродуктов — об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. Те, кого в списке не окажется, продавать топливо за рубеж не смогут. Значит, в России его станет больше — и цены упадут. Против роста цен играет еще и сезонный фактор.

— Пик кризиса закончится, потому что спрос на топливо снизится. Ведь в сентябре — октябре автомобильный сезон подходит к концу, сельхозработы заканчиваются, — делится своим прогнозом эксперт Игорь Юшков. — А вот в рознице понижения цен, я думаю, уже не будет.

И основная интрига сейчас: превысит ли по итогам года подорожание топлива уровень инфляции или нет? (По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, инфляция в 2023 году будет в рамках 6%. — Ред.)

КОНКРЕТНО

Топливную биржу в 2023 году штормило

Оптовые цены растут сейчас намного быстрее розничных. Динамика стоимости бензина на АЗС в 2023 году, конечно, расстраивает многих автолюбителей, но это такие мелочи по сравнению с резким скачком биржевых цен на топливо — см. таблицу слева. Биржевые цены рядовому потребителю не так интересны, но они давят на цену топлива и на заправках. К счастью, правительству пока удается с этим справляться.

НАГЛЯДНО

Как дорожало топливо в розницу

Средние потребительские цены на топливо в течение последнего года менялись не так драматично, как биржевые.

Рост розничных цен обычно находится в пределах инфляции благодаря соглашениям между нефтяниками и правительством и компенсационным выплатам (в том числе демпферному механизму).

Но пока темп роста цен на АЗС выше инфляции, которая с начала 2023 года составила 3,65%. (Годовая инфляция на сегодня достигла 5,03%.) А вот оптовые цены на бензин и дизель росли в этом году просто неприлично.

Такая динамика очень ударила по аграриям, которые покупают топливо как раз по оптовым, а не по розничным ценам.

«Биржи горят». Почему подорожал бензин и как будут останавливать топливный кризис

Фото: pxhere.com

Резкий рост цен на бензин и дизель, а также возникший дефицит горючего в ряде регионов заставил правительство принять жесткие решения. Многие экономисты и промышленники охарактеризовали ситуацию как топливный кризис. Особенно забеспокоились аграрии – нехватка горючего, его подорожание в разгар уборочной кампании грозит потерей урожая и, как следствие, ударом по продовольственной безопасности страны.

Кроме того, дорожающая «горючка» может потянуть за собой повышение стоимости грузоперевозок, затем самих товаров и проезда в общественном транспорте. Недаром высокопоставленные чиновники уже были приглашены в парламент для объяснений.

Почему стал возможным очередной резкий рост топливных цен, как отреагировало правительство и насколько эффективны могут быть принятые меры, выяснял журналист amic.ru Андрей Магас.

Фото: pxhere.com

Бессрочный запрет на продажу топлива ввели в России

Уборочная стоит – нет горючего

С обсуждения в закрытом режиме роста цен на бензин и дизельное топливо началось заседание Государственной Думы 21 сентября, о чем сообщил в своем Telegram-канале депутат Михаил Матвеев.

«Исходя из представленной информации, и бензина, и дизеля в стране хватает с запасом. А почему оптовые цены иногда оказываются выше розничных – тут есть разные мнения. Но очевидно, что на экспорт нефтепродукты должны поступать после насыщения внутреннего рынка. Об этом в своем выступлении сказал Володин», – рассказал парламентарий.

Затем пресс-служба российского правительства сообщила о введении временных ограничений на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации цен на внутреннем рынке.

«Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что, в свою очередь, позволит снизить цены для потребителей», – говорится в официальном сообщении.

Фото: pxhere.com

Самый дешевый бензин в Алтайском крае стоит почти 50 рублей за литр

Кроме того, кабмин решил поднять нормативы поставок бензина и дизтоплива на биржу. Также был организован ежедневный мониторинг закупок горючего «для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объемов». Затем заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин заявил, что запрет введен бессрочно, срок его окончания зависит от насыщения внутреннего рынка.

Первые сигналы о непомерно дорожающем топливе стали поступать в середине – конце августа. Некоторым сельхозпроизводителям в российских регионах в разгар уборочной кампании из-за подорожания и дефицита топлива порой приходилось останавливать полевые работы.

Некоторые наблюдатели предположили, что топливный кризис носит инфраструктурный характер, а вызван он рядом причин: ремонтом на крупнейших НПЗ именно во время пикового спроса на «горючку», увеличением продолжительности доставки топлива по железной дороге, дисбалансом оптовых и розничных цен, ростом потребности в дизеле в разгар сезона отпусков и уборочной страды.

Фото: unsplash.com

Правительство временно ограничило экспорт бензина и дизеля из России

Топливо в стране есть. Но не на биржах

В середине сентября Павел Сорокин в интервью «Российской газете» заявил, что «внутренний рынок полностью снабжен топливом».

«Но из-за ажиотажного спроса в отдельных регионах, связанного с ремонтом перерабатывающих заводов и сложностями с подвозом топлива, возникло ощущение дефицита», – сказал он.

На пленарном заседании в Госдуме замглавы Минэнерго заявил, что увеличение стоимости дизеля в нашей стране спровоцировано его недостатком на внешних рынках.

«В мире наблюдается дефицит дизеля, особенно в Европе, что также подтолкнуло вверх цены на дизель в последние два месяца», – приводит высказывание чиновника агентство «Прайм».

Сорокин заверил, что Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также нефтяные компании делают все, чтобы увеличить поставки топлива на внутренний рынок для создания «искусственного избытка» товара на рынке.

В кулуарах Тюменского промышленно-энергетического форума вице-премьер Александр Новак сообщил журналистам, что правительство намерено принять меры по регулированию стоимости топлива.

«Возникла диспропорция именно на оптовом рынке. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сбалансировать оптовый рынок», – подчеркнул Новак.

Он также заверил, что кабмин готов принять и «более кардинальные решения», которые уже подготовлены Минэнерго. Эти меры «при необходимости» могут быть рассмотрены в самое ближайшее время.

Вице-премьер заверил, что топлива в стране в 2023 году производится больше, чем годом ранее. Однако внутренний рынок для производителей оказался «менее премиальным».

Фото: unsplash.com

Депутаты предложили установить предельно допустимые цены на бензин

«Есть достаточно большой рост цены на нефтепродукты, на мировые, и снижение курса рубля по отношению к доллару, то есть мировая экспортная альтернатива достаточно высокая. Но задача – на внутреннем рынке цены держать, не повышать, что в принципе удается сделать, вертикально-интегрированные нефтяные компании этим занимаются», – сообщил вице-премьер.

По словам руководителя аналитического центра Национального топливного союза (НТС) Григория Баженова, у топливного кризиса имеются как объективные, так и субъективные причины.

«Объективные заключаются в росте индексов экспортной альтернативы, стало выгодно поставлять топливо на экспорт, чему способствует высокий уровень цен на мировом рынке. Когда эти индексы выше внутренних цен – товар уходит из страны. Это способствовало тому, что в стране стало оставаться меньше топлива, отчего и стали расти цены», – пояснил он amic.ru.

Что касается субъективных моментов, то у нас в стране есть традиционные периоды, когда потребность в дизельном топливе возрастает. Такое сезонное увеличение потребностей накладывается на структурные ограничения (часто связанные с логистикой, – прим. ред.), это не позволяет в короткие сроки перестроить направления поставок горючего, что вызывает рост цен, отметил глава аналитического центра НТС.

«Цена на бензин и дизель циклична – как правило, в конце марта наблюдается ее повышение, это продолжается по осень. Спрос растет как со стороны населения, так и тех же сельхозпредприятий, занимающихся посевными и уборочными работами», – напомнил он.

Фото: unsplash.com

Новак заявил, что правительству удается сбалансировать топливный рынок

Отсутствие равновесия

Григорий Баженов также пояснил, что сегодня участники рынка приобретают топливо через биржу, которая служит ключевым звеном ценообразования нефтепродуктов. Установленная на бирже стоимость влияет как на цены у мелкооптовых продавцов, так и на НПЗ.

По словам собеседника, в период повышенного спроса на биржу устремляется большое число фирм, не являющихся трейдерами, но желающих приобрести свободные объемы топлива, потому что, скажем так, в ближайшей точке сбыта его часто не хватает. В условиях конкурентного спроса, но отнюдь не конкурентного предложения (у нас не так много компаний, производящих нефтепродукты и продающих их на бирже,прим. ред.) поднимается цена. Тем более что нефтяным компаниям выгодно, когда растет спрос, а предложение остается на том же уровне – их доходы увеличиваются от продаж на внутреннем рынке, на экспорте, плюс они еще и получают субсидии от государства в виде демпфера.

«Отсутствие такого равновесия на биржах является субъективным фактором, влияющим на рост цен. Если бы мы стремились насыщать внутренний рынок, то мотивы к биржевым продажам были бы сильно выше и стояла бы задача достичь паритета между спросом и предложением», – пояснил Баженов.

Что касается правительственных решений, то опрошенные amic.ru эксперты убеждены, что они должны носить исключительно временный характер. Только тогда они дадут позитивный эффект.

«Это позволит увеличить объем реализации товара через биржу, что позволит снизить стоимость. Но постоянное использование таких шагов приведет к снижению объемов нефтепереработки и, как следствие, сокращение их производства», – пояснил Григорий Баженов.

Ведущий аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин указал, что точные объемы экспорта нефтепродуктов Россия сейчас не раскрывает.

«По оценкам различных международных агентств, российский экспорт дизеля составляет примерно 900 тысяч баррелей в сутки, а бензина держится в диапазоне 60-100 тысяч баррелей в сутки», – сообщил он amic.ru.

Фото: unsplash.com

Алтайские заправки проверят на необоснованное повышение цен

По словам эксперта, если сделать ограничительные меры постоянными, то, по предварительным оценкам, максимальный ущерб для нефтяных компаний может составить 10-13% EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации,прим. ред.). Однако длительные ограничения маловероятны, то есть реальный ущерб может составить не более 1-2% от годовой EBITDA.

К тому же, замечает Потавин, Россия производит значительно больше бензина и тем более дизеля, чем потребляет, – то есть ограничение экспорта быстро приведет к профициту на внутреннем рынке. На этом фоне для стабилизации ситуации достаточно ограничений сроком на месяц. Причем российский объем экспорта дизеля производится по ценам, близким к мировым.

«При этом в глобальном масштабе цены на дизельное топливо уже находятся на повышенном уровне из-за роста цен на нефть и нехватки перерабатывающих мощностей. Ограничения на экспорт российского топлива могут усугубить данную проблему. Но мы полагаем, что долгосрочно ограничения вводиться не будут, поскольку это может привести к затовариванию внутреннего рынка и падению цен на нем», – уверен аналитик.

Что касается налогового маневра, из-за которого происходит постоянное повышение стоимости топлива, то это нормальный шаг с точки зрения стабильности государственных финансов, считает специалист. Изначально этот маневр предполагал перенос налогооблагаемой нагрузки с экспорта на внутренний рынок. Однако этот перенос затронул и регуляторы – пошлины, которые постоянно падали, а также акцизы, при маневре возраставшие. Это приводит к повышению прибыльности экспортных поставок.

«В принципе, здесь следует стимулировать внутренних игроков поставлять товар на биржу через введение соответствующих нормативов, в том числе плавающих. Кроме того, можно предусмотреть скидку на акциз на каждую тонну, поставленную через биржу. Это стимулировало бы биржевую реализацию», – рассуждает Григорий Баженов.

Кроме того, следует скорректировать графики ремонта НПЗ с динамикой спроса, чтобы предприятия не вставали на ремонт в период повышенного спроса на свою продукцию. Также следует развивать другие производные инструменты, которые бы позволяли участникам рынка планировать свою деятельность, в том числе открытость графиков ремонта перерабатывающих предприятий, убежден Григорий Баженов.

«Впервые рубль падает, когда нефть растет». Снизятся ли цены на бензин после запрета на экспорт нефтепродуктов

Правительство с 21 сентября ввело бессрочные ограничения на экспорт бензина. Решение вызвано дефицитом топлива в ряде регионов страны. В Кремле намерены не снимать ограничения «столько, сколько потребуется», заявил РИА Новостям пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Наши коллеги из MSK1.RU узнали у экономистов, что будет дальше с рынком экспорта нефти в России и как это решение отразится на стоимости бензина на АЗС. Рассказываем, чего ждать в ближайшие месяцы.

Бензин перестанет дорожать?

Власти приняли решение о прекращении экспорта для того, чтобы остановить рост цен на топливо, заявил MSK1.RU экономист Василий Колташов.

— Сейчас огромный разрыв между текущим курсом рубля и тем, который должен быть при такой стоимости нефти на мировом рынке, — объяснил он. — Нефть сейчас стоит от 90 долларов за баррель, а доллар — от . В такой ситуации рынок топлива заряжен на рост цен и инфляцию . В результате это может привести к инфляции вообще во всех отраслях.

Сейчас правительство активно озаботилось проблемой неминуемой инфляции. Выровнять цены на бензин запрет на экспорт способен, но это лишь краткосрочное решение.

— Кабмин принял спорное решение, с точки зрения развития рынка экспорта нефтепродуктов. Но рубль должен укрепиться в короткой перспективе. Эффект от этого решения будет ограниченным, — добавил Колташов.

На этот счет высказался и экономист Николай Кульбака. Он считает, что подобное решение — «выбор из двух зол», который призван снизить темп инфляции на рынке топлива.

— В России растут цены на бензин. Решение кабмина призвано остановить эту тенденцию. Это не самый лучший вариант, потому что ограничит поступления валюты в страну. По сути, из двух зол выбирают меньшее, — сказал он в разговоре с MSK1.RU. — Считают, что лучше сейчас уменьшить приток валюты и тем самым приостановить видимую инфляцию.

Он также отметил, что доллары, поступая в Россию, здесь не задерживаются из-за нестабильной экономической ситуации и инфляции.

— Вывод валюты из страны связан не с тем, сколько валюты приходит, а с тем, сколько бизнес хочет вывести. А он хочет вывести много, потому что ситуация в российской экономике неустойчива. Риски растут. Это нормальная реакция, тут ничего не сделаешь, — подчеркнул Кульбака.

Откуда возник дефицит бензина в Сибири и на юге России

Высокие цены на бензин обусловлены нехваткой производства на внутренний рынок, рассказал MSK1.RU Василий Колташов.

— Дефицит возникает из-за разрыва между ценой на внутреннем рынке и той ценой, которая должна быть исходя из мировых цен. Наши цены беспредельно далеки от мировых, — уточнил он. — Уменьшение производства на внутренний рынок закономерно, чтобы цены быстрее доросли.

При текущем курсе рубля цена на топливо в России в долларах беспрецедентно низкая. Компаниям невыгодно работать на российский рынок. Но этот комфорт понятен лишь иностранцам с зарплатой в валюте.

— В долларах в России всё стало дешевле из-за падения рубля. Но проблема в том, что мы зарплату получаем в рублях. Для нас всё растет . Такой курс образовался в том числе из-за того, что экспортеры не продают валюту, — считает Колташов. — Все, у кого есть валютная выручка, не обязаны ее продавать внутри страны. Банк России добился такой экономической ситуации отменой требования к экспортерам продавать хотя бы 50% валютной выручки.

Подобного мнения придерживается и Кульбака. Он считает, что компании не хотят задерживать валюту в России из-за нестабильной экономики, а при текущем курсе им выгоднее работать на экспорт.

— Компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем оставлять в России. Это связано с курсом рубля. К тому же все компании понимают, что деньги находятся под большим риском и их надо выводить, — сказал эксперт нашему корреспонденту.

При этом экономист отмечает, что в России вырос спрос на горючее. При росте объемов поставок для внутреннего рынка и низких ценах образуется дефицит.

— В России растет спрос на топливо, потому что растет грузооборот автомобильного транспорта. К тому же, спецоперация потребляет огромное количества топлива, — считает Кульбака. — Но основная проблема в том, что российский рынок очень монополизирован. Получается такая ситуация, что быстро отреагировать на дефицит топлива в отдельном регионе никто не успевает. Для перераспределения бензина между регионами должна быть гораздо бо́льшая экономическая свобода и гибкость. А это те вещи, которые в стране за последние годы больше всего пострадали.

Цены на бензин не упадут

Экономист Василий Колташов считает, что изменений цен на бензин ждать не стоит. Это возможно только в том случае, если рубль резко будет укрепляться.

— Решение запрета на экспорт призвано лишь сдержать рост стоимости топлива. К улучшению ситуации может привести только укрепление рубля. При курсе рубля 76 рублей за доллар цены на бензин успокоились бы, — заявил он. — Рубль никогда вообще не падал на растущей нефти, он укреплялся. Слабел из-за снижения цен на нефть, а укреплялся, когда цены росли, потому что больше валютной выручки поступало в экономику. Сейчас этого нет.

Николай Кульбака солидарен с этим мнением. По его версии, снижения цен на бензин также не будет.

— Скорее после решения властей рост остановится, чем стоимость топлива станет ниже. Один раз поднятые цены едва ли будут опускаться. Российская экономика переходит на режим ручного управления . Проблема такого режима в том, что все решения имеют высокую инерционность. Они сказываются на рынке лишь спустя недели, поэтому ими управлять сложно, — заключил экономист. — Чем больше будет такого управления, тем серьезнее будут проблемы. Бороться с их причинами трудно, тогда надо менять весь политический курс страны. Лица, которые принимают решения, меньше всего заботятся об экономике.

Из-за экономического кризиса в России взлетят в цене многие продукты. Мы уже писали о подорожании шоколада, кетчупа и даже гречки, а также о возможном исчезновении итальянских вин: многие экономисты беспокоятся, что вместо них на прилавках появятся подделки. Кроме того, из-за подорожания мяса в ближайшее время значительно поднимутся цены на шаурму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *