Раскоксовка двигателя когда нужно делать
Перейти к содержимому

Раскоксовка двигателя когда нужно делать

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Раскоксовка. Зачем нужна. Как правильно сделать. ����

Вся нижеприведённая информация основана на моём личном 6-летнем успешном профессиональном опыте (изучение причин, диагностика и устранение неисправностей, связанных с закоксованностью двигателей, разработка и внедрение химических составов для раскоксовки).

Раскоксовка — мероприятие, предназначенное для очищения деталей двигателя (в первую очередь — маслосъёмных поршневых колец и дренажных каналов поршней) от отложений (лаков, нагара, шлама), целью которого в большинстве случаев является устранение расхода масла и ненормального дымления из выхлопной трубы, а также нормализация компрессии, расхода топлива, мощности двигателя, устранение детонации и ненормальных вибраций.

Раскоксовка актуальна только в тех случаях, когда именно закоксованность двигателя провоцирует неисправности или некорректную работу двигателя.

КАК УЗНАТЬ, ПОМОЖЕТ ЛИ РАСКОКСОВКА В ВАШЕМ СЛУЧАЕ?

С помощью ДИАГНОСТИКИ:

✔1. Видеоэндоскопия цилиндров
Определяется степень износа цилиндро-поршневой группы. Крайне важно осмотреть стенки цилиндров по всему периметру на предмет износа и наличие повреждений. Часто при отсутствии полноценного эндоскопа китайскими "шнурками" осматривают только днище поршней, что даёт минимум информации о состоянии цилиндров. Нередко при осмотре на стенках цилиндров видны подтёки масла, не отведённого маслосъёмным кольцом, что при отсутствии следов значительного износа говорит об их "залегании" в следствие закоксованности. При наличии у эндоскопа функции поворота камеры также есть возможность осмотра верхней части камеры сгорания и обнаружения подтекания маслосъёмных колпачков.
✔2. На турбомоторах — видеоэндоскопия турбины
Проверяется состояние турбины по наличию повреждений лопаток турбины и её корпуса, перекосу вала, наличию масла.
✔3. Замер компрессии (давления сжатия)
Определяется состояние компрессионных колец и, косвенно, маслосъёмных.
✔4. Осмотр системы вентиляции картерных газов
Проверяется наличие масла и отложений в системе.
✔5. При возможности — осмотр элементов масляной системы.
Определяется наличие отложений в масляной системе.
✔6. Проверка состояния системы охлаждения и замер температуры масла
Проверяется чистота радиаторов, наличие отложений в системе охлаждения, состояние антифриза, значения температуры масла (на большинстве моторов норма — 95-110 градусов).
✔7. Проверка двигателя на течи масла.

Если поршневая и турбина не имеют значительного износа, компрессия в норме, система ВКГ исправна, герметична и чистая, температура масла в пределах нормы, и масло из мотора не выливается на улицу, то скорее всего закоксованные маслосъёмные кольца являются причиной расхода масла.

КАК ПРАВИЛЬНО И ЭФФЕКТИВНО СДЕЛАТЬ РАСКОКСОВКУ.

Как должна выглядеть камера сгорания после качественно проведённой процедуры раскоксовки (на изображениях наша работа)

Наша цель — очистить от отложений детали двигателя.

Для этого:
�� 1. нужно обеспечить контакт химического состава для раскоксовки с этими деталями,
например, чтобы химия из камеры сгорания хорошо просочилась до колец, нужно прокручивать коленвал
�� 2. длительность контакта должна быть достаточной, но не превышающей инструкцию,
даже самые лютые составы не действуют мгновенно, а агрессивную химию без опыта лучше не использовать, так как можно получить химические повреждения деталей двигателя
�� 3. химия должна быть достаточно химически активна по отношению к отложениям,
смотрите тесты и сравнения: некоторые препараты вообще бесполезны,
�� 4. химии должно быть достаточно по объёму.
в большинстве случаев лучше взять двойную дозу

Есть 3 СПОСОБА РАСКОКСОВКИ по подаче химии.

1. ЧЕРЕЗ ЦИЛИНДРЫ — состав заливается через свечные колодцы (иногда через колодцы форсунок), выдерживается необходимое количество времени с регулярным прокручиванием коленвала. Очищаются, как правило, днища поршней, поршневые кольца и их канавки, дренаж поршней, верхняя часть камер сгорания, частично клапаны и плоскости их прилегания.

Для устранения большинства проблем этот способ подходит лучше всех — он полноценный реанимационный при использовании мощной химии. К тому же он максимально безопасен при правильном применении, особенно относительно способа через масляную систему, при котором при вымывании скопившегося каким-либо образом абразива в масляной системе возможны повреждения, например, маслонасоса и балансирных валов.

СУПЕРВАЖНО: если целью раскоксовки является лечение масложора, то не стоит просто заливать химию в цилиндры и наивно ожидать, что она сама нормально просочится через компрессионные кольца до маслосъёмных колец — этого скорее всего не произойдёт.
Нужно обязательно вращать коленвал, закрутив свечи, чтобы принудительно продавливать химию.
Делать это нужно с определённой периодичностью, дозируя и подливая в камеры сгорания состав для раскоксовки, обязательно только вручную (ни в коем случае не стартером!) за болт шкива коленвала (или спецприспособлением, если на вашем моторе это предусмотрено) в штатном направлении его вращения при работе двигателя.
Также, чтобы не допустить попадание химии в масляную систему, перед началом процедуры нужно слить моторное масло.
Ну и тоже очень важный момент: так как много какая химия отслаивет краску, окрашенный поддон картера должен быть снять и очищен от краски.

Вот для примера наш пошаговый алгоритм раскоксовки: www.drive2.ru/b/578191934435099115/

Для данного способа я рекомендую химию от Axiom — она хоть и не суперэффективна, но зато очень безопасна, в отличии от агрессивных GZox и Mitsubishi Shumma.

2. ЧЕРЕЗ МАСЛЯНУЮ СИСТЕМУ — химия заливается в масло, циркулирует вместе с ним по масляной системе во время работы мотора, очищает масляную систему, все поверхности, куда попадает масло, маслосъёмные и компрессионные кольца, дренаж поршней.

Этот способ раскоксовки актуален:
— при наличии большого количества отложений в масляной системе,
— на оппозитных двигателях,
— на двигателях, где доступ в цилиндры затруднён ввиду конструкции (дизели, некоторые V-образные моторы, двигатели, где доступ к цилиндрам закрыт, например, трудно демонтируемым впускным коллектором и т. п.).

Для раскоксовки через масло на некоторых моторах (но далеко не на всех — тщательно проверяйте!) отлично подходит диметилсульфоксид.
Также рекомендуем универсальное и эффективное средство — Валера Раскоксойл.

Оба они оказывают воздействие на краску, и так как в моторе кроме поддона окрашенными могут быть и другие детали, то краска может создать большие неудобства и необходимость один или несколько раз снять поддон картера для ревизии маслоприёмника на наличие отслоившихся шмотков краски.
Соответственно, перед применением этого метода тщательно изучите конструкцию вашего мотора на наличие окрашенных поверхностей, куда попадает моторное масло во время его работы.
И во время процедур обязательно непрерывно контролируйте работу двигателя, чтобы при необходимости (в частности, при падении давления масла) вовремя предотвратить неприятные последствия (наматывание вкладышей на коленвал, например).

3. ЧЕРЕЗ ТОПЛИВНУЮ СИСТЕМУ И ВПУСК — химия добавляется в топливо либо подаётся во впускной тракт, очищаются, в зависимости от типа впрыска топлива, днища поршней, компрессионные кольца, впускные каналы ГБЦ, клапаны, верхняя часть камер сгорания.

МАСЛОСЪЁМНЫЕ КОЛЬЦА ПРИ ТАКОМ СПОСОБЕ ОЧИЩАЮТСЯ СЛАБО, поэтому никакая ВОДОРОДНАЯ ОЧИСТКА и ей подобные расход масла сильно и надолго уменьшить не способны. И если вас убеждают в обратном — вам лгут.

Этот способ в первую очередь применяется для поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок (и клапанов на распределённом и комбинированном впрыске), а также подходит в качестве профилактики закоксовывания камер сгорания.

Для очистки топливной системы бензиновых моторов, а попутно (в зависимости от типа впрыска) и камер сгорания и впускных каналов и клапанов отлично подходит BG208 (44K Platinum) (для дизелей BG245).
Применяется очень просто: заливается в топливо, производится штатная эксплуатация авто.

Я рекомендую лить BG в максимально допустимой по инструкции концентрации (для BG208 это 1 банка 325 мл на 40 л бензина) и во время промывки периодически крутить мотор, наваливать (не нужно бояться высоких оборотов: всё, что до отсечки, особенно если кратковременно — штатный режим работы мотора, если, конечно, он исправен).
Если топливаня система никогда не мылась, мы используем 2-3 банки 325 мл BG208 для 4-цилиндрововго мотора, далее 1 банка каждые 20 тыс. км для профилактики.

4. КОМБИНИРОВАННЫЙ — по результатам диагностики и в зависимости от конфигурации мотора выбирается комбинация тех или иных способов.

СОСТАВЫ для раскоксовки СИЛЬНО ОТЛИЧАЮТСЯ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ.
Большинство более-менее мощных составов при контакте с окрашенными деталями двигателя (поддон, крышки) отслаивают краску, которая может забить маслоприёмник и спровоцировать масляное голодание и выход двигателя из строя.
Некоторые вообще при неправильном или многократном применении химически повреждают гильзы (GZox и Mitsubishi Shumma), из-за чего даже могут сформироваться задиры на стенках цилиндров.
А большинство составов, не повреждающих краску, очень малоэффективны и не способны очистить маслосъёмные кольца и тем более дренаж поршней, что не позволяет достичь значительного и продолжительного результата.
.

КАКОЕ ВЫБРАТЬ СРЕДСТВО.

Лучшая, по моему мнению, по эффективности и безопасности комбинация для раскоксовки своими руками для новичков — Axiom + Валера Раскоксойл + BG208.

Для своей работы мы пользуемся очень мощной и в то же время безопасной химией собственной разработки, подробный алгоритм её применения здесь.
И также с удовольствием применяем BG208 и более концентрированный аналог Валеры Раскоксойл своего производства.

К сожалению, даже у нас в СПб очень мало мест, где могут сделать полноценную диагностику, и чаще всего при, например, расходе масла у двигателя методом тыка либо предлагают замену маслосъёмных колпачков, либо разборку/ремонт/капиталку, либо проводят раскоксовку малоэффективными составами (или вообще повсеместно рекламируемую и очень привлекательную по цене, но практически бесполезную водородную очистку), чем лишают вас изрядного количества денег и надежды на грамотно обоснованное и экономически целесообразное решение проблемы.

�� По моей практике, 90% случаев расхода масла лечатся грамотной раскоксовкой.
Например, много мифов ходит о двигателях VAG 1,8 и 2,0 TSI (TFSI): якобы масложор на них лечится только капитальным ремонтом, но мой опыт показывает совершенно другое: www.drive2.ru/b/567343877837554453/

ПОЧЕМУ ФОРМИРУЕТСЯ ЗАКОКСОВАННОСТЬ, И КАК ЕЁ ИЗБЕЖАТЬ.

Главная и самая частая причина — очень редкая замена масла.
Менять масло в двигателе нужно НЕ с интервалами, указанным в инструкции для идеальных условий эксплуатации (15-20 тыс. км), которые предсматривают только езду при положительных температурах по чистым дорогам без пыли, пробок и стояний на светофорах на расстояние не менее 8 км без багажника на крыше и прицепа и т. п., а по интревалам с учётом ТЯЖЁЛЫХ условий эксплуатации: обычно это 7 500 км или даже 5 000 км.

Перечень тяжёлый условий эксплуатации — ищите подобный в инструкции к вашему авто.

Также эти интервалы можно посчитать в моточасах (время, в течение котрого мотор запущен) — их фиксирует бортовой компьютер на большинстве авто: примерно 200-250 моточасов для гидрокрекинговых (псевдосинтетических, которых сейчас на рынке 98%, к сожалению) моторных масел и 250-300 для ПАО-синтетики.
Значения моточасов беру с запасом, так как узнать точное значение на вашем моторе в его нынешнем состоянии в ваших условиях эксплуатации можно только с помощью лабораторного или спектрального экспресс-анализа отработавшего масла, и лучше чуть перебдеть.

Моточасы в километрах посчитать легко: умножаете среднюю скорость по показаниям приборки из долговременной памяти на часы.

Например: я езжу по городу не в часы пик, изредка езжу по трассе, и моя средняя скорость (с учётом прогревов, стояний в пробках и на светофорах) — 26 км/ч — умножаю её на 200 (я хоть и езжу на ПАО-маслах, но постоянно давлю тапок в пол, и у мотора есть проблемы с богатой смесью, которая ускоряет деградацию масла), получаю примерно 5 000 км — это мой интервал. У вас он может быть другой, если вы постоянно тошните в пробках или, наоборот, ездите только по трассе).
Также очень полезно ориентироваться в моторных маслах и знать их примерный ресурс (смотрите ютуб-канал Алдар Хосе — там всё очень наглядно).

Моя рекомендация — лить только ПАО-синтетику, так как она, кроме других огромных преимуществ, почти всегда имеет намного больший ресурс по сравнению с гидрокрекинговой псевдосинтетикой.

Температура вспышки выработавшего свой ресурс масла значительно понижается, испаряемость повышается, и оно начинает намного интенсивнее сгорать и лететь во впуск и выхлоп, состав щелочей в масле истощается, от чего масло становится неспособным противостоять коррозионному износу и формированию отложений.

Своевременная замена масла — это лучшая и главная профилактика закоксованности двигателя и проблем, с ней связанных.
Простой пример из практики: приезжает владелец авто с пробегом 100 тыс. км с жалобами на расход масла 1 литр на 1000 км, менял масло раз в 15 тыс., поршневая уже очень значительно изношена, необходим ремонт. И приезжает другой владелец такого же авто с таким же мотором с пробегом 400 тыс. км, менял масло раз в 7-8 тыс. км, но пару раз перекатал, заменил не вовремя, из-за чего начался небольшой расход масла (100-200 мл на 1000 км), поршневая в очень хорошем состоянии, раскоксовываем, расход масла прекращается, двигатель пройдёт ещё 200-300 тыс. км.

Также ОЧЕНЬ ВАЖНО: ускоренную деградацию моторного масла могут провоцировать:
�� негерметичность впуска и системы ВКГ (нужно периодически делать опрессовку дымогенератором),
�� перегрев масла в следствие недостаточной производительности системы охлаждения: часто — забитый масляный радиатор (следите за чистотой радиаторов и меняйте антифриз вовремя),
�� некачественный масляный и воздушный фильтры (берите фильтры только от производителей-поставщиков на конвеер: например, Mann, Mahle),
�� неисправности двигателя, особенно системы впрыска топлива (богатая/бедная смесь сильно снижает ресурс масла).

.
Спасибо за внимание, хорошего вам дня и здорового мотора!

Если нужна ПОМОЩЬ или КОНСУЛЬТАЦИЯ, пишите в личку или в нашей группе ВК.

Раскоксовка двигателя – когда применять и что ожидать

Один из самых древних холиваров в водительской среде посвящен раскоксовке двигателя. Сколько копий сломано на этой теме не сосчитать: помогает роскоксовка или вредит, есть ли от нее толк или это деньги на ветер, нужна ли она для профилактики или это крайнее средство, когда мотор при смерти? На все вопросы у каждого автолюбителя свой ответ. А как оно на самом деле? Попробуем разобраться.

Кокс на поршневых кольцах

Кокс на поршневых кольцах

Что такое кокс и раскоксовка?

Раскоксовка – это процедура очищения двигателя от углеводородных наростов. Лаки, смолы, сажа, гарь и другие продукты сгорания, которые принято называть общим словом кокс, так или иначе оседают в двигателе. Когда их становится слишком много, они начинают мешать мотору нормально работать. Кокс образуется на многих элементах – стенках цилиндров, поршнях, клапанах, поршневых кольцах… Почти всегда это плохо.

Нагар в камере сгорания уменьшает ее объем, что неминуемо приводит к детонации и падению мощности мотора, а детонация постепенно убивает другие элементы двигателя.

нагар в камере сгорания

На фото: нагар в камере сгорания

Нагар на стенках цилиндров ухудшает охлаждение мотора, он может перегреться и закипеть, что также негативно сказывается на всех элементах двигателя и очень редко оказывается без последствий.

Нагар в цилиндрах

Нагар в цилиндрах

Нагар на клапанах приводит к неплотному их закрытию, а это, опять-таки, падение мощности и риск прогара самих клапанов.

Нагар на клапанах

Нагар на клапанах

Нагар на поршневых кольцах приводит к ухудшению работы самих колец. Они теряют подвижность из-за забитых канавок. А это падение компрессии, масложор, повышенный расход бензина и скорая «капиталка».

Кольца в нагаре

Кольца в нагаре

Почему это все случается? Откуда в двигателе накапливаются отложения?

Основных причин три.

1. Самая распространенная – некачественный бензин. Если заправляться «бодяжным» топливом, в котором много присадок, то это прямо скажется на состоянии двигателя. Бензин худо-бедно сгорит, а вот присадки останутся в моторе и отложатся в какой-нибудь его части.

2. Некачественное масло. Принцип тот же самый – если вы залили в мотор вместо качественного масла «паленку», то она и не смазывает ничего, и угорает, забивая отложениями двигатель. Аналогично начинает себя вести и хорошее масло, которое выработало свой ресурс. Регламент по замене масла придуман не случайно – и если инженеры рассчитали, что смазку нужно менять через определенный интервал, то превышать его нельзя. А вот сокращать можно, хуже от этого не будет.

3. Специфическая манера эксплуатации сама по себе вряд ли приведет к коксованию мотора, но очень способствует этому с учетом первых двух факторов. Езда на короткие расстояния на непрогретом моторе, длительное стояние в пробках, езда на очень низких оборотах, маленькие годовые пробеги – все это способствует образованию нагара. Не случайно опытные механики советуют хотя бы раз в неделю крутить мотор до отсечки, это позволяет сжигать часть отложений до того, как они «прилипли» к элементам мотора.

Когда нужна раскоксовка?

Считается, что раскоксовку нужно применять, если у двигателя появилось четыре симптома.

1. Снижение компрессии. Компрессия – один из главных показателей здоровья мотора, и неудивительно, что при низких ее значениях нужно подозревать двигатель в закоксованности. О конкретных значениях компрессии, при которой показана раскоксовка, говорить трудно, потому что это очень индивидуально для каждой модели двигателя. Замерить компрессию несложно и в домашних условиях, а найти предельные показания для своего мотора можно в интернете.

2. Увеличение расхода масла. Есть моторы, которые в исправном виде масло не расходуют совсем, есть те, которые расходуют, даже когда только сошли с конвейера. Но если расход внезапно увеличился по сравнению с обычным значением или просто стал слишком большим (обычно упоминают допустимый параметр 1 литр на 1000 километров), возможно, мотор забит отложениями.

3. Увеличение расхода бензина может происходить по многим причинам, но если оно наблюдается одновременно с чем-то из пунктов 1 или 2, то вероятность закоксовки очень высокая.

4. Излишняя шумность при работе двигателя тоже не обязательно связана с закоксовкой, но должна вызывать нехорошие подозрения.

Казалось бы, все очевидно, есть проблема, есть симптомы, берем и раскоксовываем, но не так все просто. Что конкретно происходит в моторе без разборки мы знать не можем, а все описанные выше симптомы не обязательно из-за закоксовке. Именно из-за этого отношение к удалению нагара и его результаты такие разные.

Чем раскоксовывать?

Современная автохимия предлагает много материалов для «растворения» вредных отложений в моторе. При этом живы еще дедовские методы, которые были популярны в прошлом. В целом, все способы можно разделить на три группы.

1. Керосин. Его можно заливать в мотор в чистом виде или разводить с ацетоном в пропорции 1:1 или 2:1. Такая смесь неплохо разрушает отложения и может потом их вывести через глушитель, а, главное, она недорога и доступна в любом хозяйственном магазине. После процедуры нужно сменить масло.

Средства для раскоксовки

Средства для раскоксовки

2. Димексид. Медицинский препарат для борьбы с грибками, прыщами и прочими кожными проблемами неожиданно оказался отличным раскоксователем. Он дешевле керосина, а купить его легче. Флакон димексида стоит в аптеке 50 рублей, его хватает примерно на цилиндр. Масло тоже придется сменить.

3. Специализированные очистители. Уже готовые препараты, которые не нужно смешивать или как-то наводить. Точный состав и пропорции все производители держат в секрете. Среди самых популярных брендов – Лавр, Антикарбон, Титан и Хадо. Все стоят в пределах 70-150 рублей за банку (хватает одной на цилиндр), и, в целом, все-таки чуть эффективнее народных средств. Масло иногда нужно менять, иногда нет – зависит от конкретного состава.

Раскоксовыватель поршневых колец

Раскоксовыватель поршневых колец

Делать или не делать?

Кто-то считает, что использование раскоксовок это деньги и время на ветер, другие приводят примеры, когда после их использования стало хуже, третьи рассказывают счастливые истории исцеления двигателя. Как это может сочетаться? Очень легко. Раскоксовки работают, это давно проверено и изучено, но симптомы закоксовки аналогичны симптомам износа мотора, без вскрытия точно проблему не определишь, поэтому результат может быть разный, даже если двигатель удалось почистить.

Если мотор был закоксован, его правильно раскоксовали и он поехал. А если, к примеру, изношена цилиндропоршневая группа, то тут сколько не лей раскоксовок чуда не случится. Кроме того, иногда в двигателях так складывается, что разумное количество нагара до поры до времени повышает характеристики, а после раскоксовки его смывает и становится очевидно реальное состояние мотора. Говорить, что раскоксовка не работает нельзя, она работает, просто может не помочь, если проблема была в другом. Увы, но чаще всего так и бывает.

Износ поршней

Износ поршней

Так стоит ли делать раскоксовку? Если мотор ест масло, не тянет, дымит и показывает признаки скорой смерти, то стоит, ибо альтернативой является капитальный ремонт. Раскоксовка не излечит мотор, но немного продлит ему жизнь, что уже неплохо. Отрицательный результат – тоже результат, очевидней станет необходимость капремонта, тем более что если пользоваться народными средствами, то раскоксовать двигатель можно без больших финансовых вложений.

А вот раскоксовка исправного мотора, для профилактики, пожалуй, не лучшая идея. Если все нормально, то не нужно мешать механизму работать, тем более заливая в него агрессивные препараты, эффект от которых может быть разным.

Реальные способы пошагового проведения раскоксовки мы разберем в следующем материале.

Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать

Фото: Shutterstock

Рассказываем, как и когда проводится раскоксовка мотора, и отвечаем на вопрос, всегда ли эта процедура действительно полезна.

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.

Что такое раскоксовка двигателя

Раскоксовка двигателя — это процедура глубокой очистки деталей мотора от нагара, шлама и прочих отложений, которые неизбежно образуются на внутренних поверхностях агрегата в процессе работы. Практически всем современным двигателям внутреннего сгорания приходится подолгу работать в условиях максимальной нагрузки и малых оборотов. В этих условиях повышается риск детонации топливовоздушной смеси и неполного её сгорания.

При температурном разрушении моторного масла и несгоревших остатков топлива на поршнях, кольцах и клапанах образуются коксовые отложения, мешающие нормальной работе двигателя. Когда количество нагара становится слишком большим, происходит нарушение подвижности поршневых колец, и, как следствие, падение компрессии. Кольца перестают плотно прилегать к стенкам цилиндров и выполнять свои функции.

Неуверенный запуск мотора, троение, падение мощности, жор масла и повышенный износ — вот лишь некоторые следствия этого процесса. Раскоксовка двигателя может минимизировать негативные последствия и в прямом смысле смыть с внутренних поверхностей двигателя вредные отложения.

Фото: Michael Hartmann / imagebroker.com / Global Look Press

Фото: Shutterstock

Выполнить раскоксовку двигателя можно как самостоятельно, так и в профильных сервисах. В этом вам помогут специальные химические средства (и не только они) — сольвенты и высокоактивные растворители. Многие из них позволяют выполнять процедуру без разборки двигателя и используются, в том числе, в профилактических целях.

Когда нужна раскоксовка

Для корректной работы двигателя крайне важны три фактора: подвижность поршневых колец, чистота камер сгорания и плотная посадка клапанов. На относительно «свежем» моторе эти условия выполняются хорошо. По мере накопления в цилиндрах нагара ситуация сильно меняется — эффективность двигателя начинает падать.

Поршневые кольца, отвечающие за компрессию и отвод остатков масла со стенок цилиндров, из-за кокса залегают в канавках и теряют подвижность. Одновременно нарушается передача тепла через кольца к стенкам блока цилиндров, что приводит к росту температуры поршневых колец. Неснятое со стенок из-за нарушения подвижности колец масло активно сгорает, что приводит к ещё большему закоксовыванию мотора и детонации в камерах сгорания.

Поршни с залёгшими кольцами начинают задирать стенки цилиндров. Неплотно закрывающиеся из-за нагара клапаны перегреваются и разрушаются. Загрязняются впускные и выпускные каналы, страдают кислородные датчики и каталитический нейтрализатор. Двигатель ускоренными темпами движется к капитальному ремонту или полной замене на контрактный.

Фото: Shutterstock

Нагар и сопутствующие проблемы неизбежно настигают любой ДВС — как бензиновый, так и дизельный. Важно не допустить сильного загрязнения мотора и вовремя очистить его от нагара. Показания к промывке могут быть следующими:

Внушительный пробег

По наблюдениям специалистов, на большинстве современных моторов плотный слой нагара образуется уже к 100–150 тыс. км пробега. Даже если мотор не проявляет признаков усталости, то имеет смысл проводить профилактическую мойку от нагара, не дожидаясь столь серьёзных цифр на одометре — раз в 30–50 тыс. км. Такой подход позволит смывать отложения в щадящем режиме и не доводить мотор до состояния, когда нагар можно будет удалить лишь механическим путём. Чаще автолюбители думают о чистке от нагара, когда проблемы уже налицо:

  • Повышенный расход масла
  • Синий дым из выхлопной трубы
  • Большое количество чёрного нагара в выхлопной трубе
  • Снижение мощности двигателя
  • Плохой отклик на педаль газа
  • Неуверенный запуск
  • Повышенный расход топлива

Таким образом к раскоксовке мотора стоит прибегать в двух случаях. Для профилактики с целью уменьшения коксовой шубы в камерах сгорания и увеличения ресурса. И когда очевидно, что именно сильная закоксованность является причиной некорректной работы мотора и повышенного угара масла.

Понять, поможет ли раскоксовка в вашем случае, можно исключительно с помощью углублённой диагностики, включающей в себя видеоэндоскопию цилиндров (помогает определить степень износа цилиндро-поршневой группы) и турбины (если она есть), замер компрессии (определяет состояние колец), осмотр системы вентиляции картерных газов (позволяет выявить отложения и масло в системе) и осмотр элементов масляной системы (определяет наличие отложений).

Как проводят раскоксовку двигателя

Раскоксовку двигателя без разборки агрегата можно осуществить несколькими способами с применением как «дедовских», так и современных средств. Всё, что требуется для данной процедуры, — химически активная промывка, домкрат, свечной ключ и немного свободного времени. Для осуществления промывки нужно обеспечить контакт химического состава с загрязнёнными нагаром деталями.

Керосином

Самый древний, но малоэффективный способ — промывка цилиндров смесью керосина и бензина. Для осуществления этой процедуры двигатель автомобиля прогревают, затем выкручивают свечи и заливают в каждый из цилиндров небольшое количество керосина и бензина. Свечи наживляют обратно, чтобы обеспечить эффект «бани».

Вывесив одно из ведущих колёс с помощью домкрата, время от времени немного прокручивают коленчатый вал для облегчения прохождения смеси к поршневым кольцам. Сделать это на машине с механической трансмиссией можно, включив четвёртую, пятую или шестую передачу и проворачивая двигатель руками за колесо. Свечи при проворачивании должны быть выкручены. Подержав смесь в цилиндрах некоторое время, двигатель заводят стартером: отслоившийся нагар вместе с остатками смеси сгорает и вылетает через выхлопную трубу.

Фото: Shutterstock

Эффективность этого метода нельзя назвать высокой: с его помощью можно растворить лишь низкотемпературные смолы — жёсткий высокотемпературный нагар керосином не удаляется.

Сольвентом или пенным очистителем

Аналогичным образом осуществляется промывка камер сгорания с помощью сольвента — смеси ароматических углеводородов с небольшим содержанием нафтенов, парафинов и непредельных циклических углеводородов. Этот продукт используется в качестве растворителя всевозможных масел, битумов, каучуков и других продуктов химии. Сольвент — основа большинства «профессиональных» раскоксовок, представленных в автомобильных магазинах.

Раскоксовки на базе сольвента справляются с нагаром в камерах сгорания заметно лучше керосина. Всё, что от вас требуется, — осуществить промывку в соответствии с инструкцией. Кстати, обычный сольвент из хозяйственного магазина мало чем уступает профессиональным промывкам на его базе, а стоит в разы дешевле.

Димексидом

Одним из самых «злых», но и опасных «народных» методов является раскоксовка Димексидом. Речь идёт о лекарственном препарате Диметилсульфоксиде, свободно продающемся в аптеках. Данное лекарство противовоспалительного и анальгетического действия обладает фантастической способностью очищать детали двигателя от любых отложений, включая самый жёсткий и труднорастворимый нагар.

Главный минус Димексида в том, что препарат играючи растворяет не только нагар, но и, к примеру, краску, а также разрушает некоторые пластики. При применении этого средства возникает риск отслоения краски с внутренней поверхности поддона картера и последующего засорения сетки масляного насоса и масляных каналов. Вот почему мойку Димексидом обычно практикуют лишь при полной разборке двигателя.

Осуществить раскоксовку двигателя можно и иными способами, но их эффективность будет несколько ниже:

Через масляную систему

При очистке мотора этим способом активная химия заливается не в цилиндры, а в моторное масло, после чего циркулирует вместе с ним по масляной системе и очищает все поверхности, с которыми контактирует — масляные каналы, маслосъёмные и частично компрессионные кольца, дренаж поршней. Этот способ раскоксовки может принести пользу на оппозитных и на иных моторах, где доступ в цилиндры конструктивно затруднён, а также при наличии большого количества отложений в масляной системе.

Через систему впуска

В этом случае активная химия добавляется в топливо или подаётся во впуск. Метод позволяет очищать от нагара днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхнюю часть камер сгорания. Масляные кольца практически не очищаются — полноценной их раскоксовки не происходит.

Фото: Shutterstock

Недавно набравшая популярность процедура водородной очистки относится именно к этой категории. При подаче в ДВС водорода и кислорода большая часть твёрдого нагара действительно очищается и переходит в газообразное состояние, но раскоксовать залёгшие кольца этим методом практически невозможно. Данный способ подходит исключительно для поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок.

Сколько стоит раскоксовка двигателя

Стоимость процедуры раскоксовки двигателя сильно зависит от применяемого метода и используемого препарата. Выполнить раскоксовку самостоятельно можно примерно за 1–7 тыс. руб. Именно столько придётся отдать за магазинное профессиональное средство. Стоимость раскоксовки в сервисном центре в среднем варьируется в пределах 3–4 тыс. руб. Правда, есть нюанс, о котором стоит помнить.

Осуществлять процедуру раскоксовки рекомендуется непосредственно перед техническим обслуживанием: заменой моторного масла, масляного фильтра и, желательно, свечей зажигания. Несоблюдение этого условия чревато циркуляцией активных компонентов и растворённого нагара по масляной системе и последующим повреждением компонентов мотора. По факту раскоксовка выливается в намного большую сумму, чем кажется на первый взгляд.

Поможет ли раскоксовка двигателя?

В некоторых случаях грамотно и своевременно выполненная раскоксовка двигателя может вернуть мотору былую удаль и увеличить его ресурс. Однако чаще процедура не даёт никаких положительных результатов. Эффективность зависит от множества факторов: от способа очистки и применяемого препарата до конкретной ситуации, конструкции агрегата и степени его износа. В большинстве случаев удаётся повысить компрессию, но не победить масложор: для очистки маслосъёмных колец и сливных отверстий в поршнях этого просто не хватает.

Более того, процедурой раскоксовки можно нанести мотору непоправимый вред, особенно если речь идёт о применении Димексида. Некоторые составы проявляют агрессию по отношению к покрытию поршня, маслу, всевозможным уплотнителям.

Именно по этой причине перед проведением чистки следует внимательно читать инструкцию по применению. Иногда от неё можно отступать на свой страх и риск, но для этого нужно обладать соответствующим опытом и знаниями. Отслоившийся кокс может повредить зеркало цилиндра или попасть под клапан. Многие специалисты рекомендуют не раскоксовывать движок чудодейственными средствами. Гораздо грамотнее отдать его на полноценную переборку — такой подход заметно более эффективен и гарантирует положительный результат.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Раскоксовку мотора сегодня нельзя назвать оправданной — она была актуальна в 50-е годы ХХ века, когда не существовало нормального масла. Были иные зазоры и технологии. Если в современном моторе закоксовалось масло, это признак того, что мотору пришла хана. Его нужно ремонтировать. Раскоксовкой нельзя устранить причины возникновения неисправности. Наслоения нагара — это признак износа колпачков, направляющих клапанов, цилиндро-поршневой группы, задиров в цилиндрах. Сегодня раскоксовка мотора — скорее, маркетинговый ход, позволяющий продавать всевозможные жижи для того, чтобы зарабатывать на неосведомлённости автомобилистов. Лучше о раскоксовке забыть навсегда и никогда её не делать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *