Что такое докатка в автомобиле и сколько можно проехать на таком колесе
Подобно людям, получившим повреждение ноги, машины, проколов шину, нуждаются в неком подобии костыля, чтобы добраться до места лечения, то есть шиномонтажа. Иногда это временное изделие среди водителей так и называется костылём, но чаще используется термин «докатка».
Почему в автомобиле докатка, а не обычное колесо
Запасное колесо, а то и сразу два, раньше были непременным атрибутом внешнего вида брутальных транспортных средств первой половины 20 века.
Дорог в нашем сегодняшнем понимании почти не существовало, поэтому пробить шину было совершенно обыденным случаем. Да и сами они надёжностью не отличались. При этом шиномонтажи были редкой экзотикой.
Первой стадией отхода от традиционных автомобильных ценностей начала века стали попытки куда-то спрятать запаску, чтобы не очень искажать стремительный облик автомобиля.
Таких мест оказалось неожиданно много:
- просто положить в багажник;
- предусмотреть в багажнике отдельный отсек, защищающий вещи от грязного колеса;
- разместить запасное колесо под автомобилем, в его родной среде грязи и брызг;
- спрятать его в декоративном колпаке, установленном сбоку автомобиля или на крышке багажника;
- совсем уж неожиданно – предусмотреть место под капотом, такое решение многим сразу не понравилось, но, например, отечественная Нива использует его до сих пор.
Все эти способы натолкнули конструкторов на мысль, что так много места тратить на хранение редко используемой вещи нерационально. Пространство для пассажиров и груза с точки зрения конкурентоспособности автомобиля бесценно.
Лобовое решение – уменьшить размеры запаски или отказаться от неё вообще. Последний радикальный подход отложили на будущее, то есть сейчас уже настоящее, а вот с размерами поступили решительно. Запаска стала намного компактней и превратилась в то, что сейчас известно, как докатка.
Отличия
Внешне неполноценное запасное колесо может отличить каждый.
Разница бросается в глаза:
- докатка заметно меньше по ширине профиля шины, его высоте, а в большинстве случаев и по наружному диаметру;
- диск колеса выполнен штамповкой из стали, покрашен без претензий на декоративность, при этом снабжён яркой цветовой маркировкой;
- размерность диска необычная, как правило, у него большой вылет, поскольку он должен заменять полноценное колесо, и узкое посадочное место для шины очень скромного размера, больше похожей на мотоциклетную;
- колесо достаточно лёгкое, что помогает его извлекать и устанавливать, но не внушает доверия к его прочности.
И не зря, поскольку скрытых отличий у докатки тоже немало:
- такое запасное колесо дешевле в силу своей примитивности и ограниченных возможностей по применению;
- качество шины оставляет желать лучшего, она не предназначена для долгих путешествий;
- докатка некомфортна, в силу малых размеров давление в ней примерно вдвое выше, чем у полноценного колеса;
- прочность тоже ограничена, здесь нет задачи преодолевать все невзгоды дорог, надо лишь дотянуть до мастерской;
- докатку мало кто балансирует, поскольку скорость движения на ней сильно ограничена, вибраций не возникнет.
Отличия появляются даже у автомобиля, переобутого в докатку. Обычно он сильно припадает к дороге соответствующим углом кузова из-за разницы во внешнем диаметре колес.
Особенности выбора
Докатка обычно входит в заводскую комплектацию автомобиля. Но не у всех. И не всегда устраивает размер. А иногда приходится покупать запасное колесо взамен вышедшего из строя, что при таких размерах и прочности неудивительно.
Руководствоваться при покупке следует разболтовкой диска колеса в первую очередь, иначе оно просто не станет на место. Проверять надо также вылет и форму диска, возможно задевание за элементы тормозов.
Уменьшать габариты следует за счёт толщины колеса, то есть минимальной ширины профиля, а не внешнего диаметра. Иначе возможны большие неприятности.
Как минимум, может «сойти с ума» система ABS тормозов, которая заметит, что одно колесо вращается быстрее, чем все остальные, а вслед за ней и все прочие, построенные на базе её датчиков.
Но главной неприятностью станет быстрый износ дифференциала, если колесо установлено на ведущую ось. Он не рассчитан на постоянную работу с проскальзыванием, а если это узел с повышенным трением или самоблокированием, то разрушения вообще неминуемы.
Посадочный диаметр диска особого значения не имеет. Обычно его приобретают меньшим, чем штатные диски, чтобы максимально увеличить относительный профиль шины и получить хоть какую-то энергоёмкость пневматики.
Да и найти низкопрофильную докатку вряд ли получится, они не производятся в таких размерах. Типичная относительная высота профиля колеса составляет 90%. Можно сравнить с обыденными шинами современных автомобилей, где этот параметр в диапазоне 45-65%, с относительно редкими отклонениями в обе стороны.
Преимущества и недостатки докаток
Достоинство у неполноценного запасного колеса одно – малый вес и габариты. Всё остальное надо относить к недостаткам, иногда очень серьёзным:
- ограниченная скорость использования, это приходится соблюдать из-за отвратительной управляемости автомобиля, едущего фактически на трёх нормальных колёсах;
- эффективность тормозов также снижается из-за недостаточных сцепных свойств узкого запасного колеса, да ещё и с некачественным протектором;
- быстрый износ эрзац-покрышки даже в совершенно нормальных условиях;
- высокое давление в колесе множит на ноль всю комфортабельность поездки;
- при выборе колеса с недостаточным диаметром начинают ошибаться все электронные помощники водителя, которые берут информацию с датчиков ABS, расположенных на каждом колесе.
- приходится следить за давлением в запаске, которое должно быть очень высоким, обычно это около 4 атмосфер.
Всё это приводит к тому, что некоторые производители считают докатки злом и продают автомобили вообще без запасных колёс, ограничиваясь ремкомплектом, или даже комплектуя машины покрышками типа run-flat, позволяющими двигаться после прокола не хуже, чем на докатке.
Полноценное колесо предлагается в качестве опции тем, кому спокойствие важнее нескольких литров объёма багажника.
Сколько можно проехать на докатке
Многое зависит от разности в диаметрах штатного и докаточного колеса, а также от места установки его, на ведущих или свободно катящихся колёсах. Условия поездки тоже могут быть разными, влияет всё, скорость, состояние дороги, давление в шине.
При идеальных условиях даже типичная докатка с протектором минимальной толщины и не самого высокого качества способна пройти несколько тысяч километров, прежде чем износиться в ноль.
Гораздо важнее не превышать скорость, обычно она указывается в инструкции и составляет не более 80 км/ч, даже если на шине указан более высокий порог.
Износ с повышением темпа движения ускоряется в разы, особенно за счёт перегрева. К быстрому разрушению приведут и экстренные торможения. Мало того, что это небезопасно, машину буквально швыряет в стороны, причём гораздо раньше разрешённых 80 км/ч, но и протектор исчезнет мгновенно и неравномерно.
В любом случае ехать надо только до ближайшего сервиса. Законодательно такие путешествия тоже ограничены, согласно правилам, на одной оси шины должны быть одинаковыми. То есть такая поездка – уже исключение, и означает, что автомобиль добирается до места ремонта со всеми предосторожностями.
Как долго можно ездить на докатке?
Поиском по слову докатка только раздел магазин находится так что спрошу:
В выходные порвал одно колесо об суперские московские дороги. В дыру свободно пролазил кулак так что резину выкинул поставил докатку дотошнил до гаража и ушел бухать . Покупать и ставить зимнюю резину сейчас как то не очень хочется. Летняя резина на даче. От гаража до дачи 104 км.
Вопрос — можно ли на докатке проехать эти 100 км?
И не будет ли это вредно машине? В гугле поискал — противоречивые мнения. Вроде и то что колеса разного диаметра на одной оси это очень нехорошо, а вроде и пишут по 400 км ездили и нормально.
#2 Couselove
- Пол: Мужчина
- Город: Москва
- Автомобиль: sl500 + cayenne
#3 pa®adise
- Пол: Мужчина
- Город: (Москва)САО, (МО)Видное
- Автомобиль: Focus'08 & celica gts'02 m/t
#4 kokos
- Пол: Мужчина
- Город: Москва
- Автомобиль: 23 GT BLACK
Мы пережили Хрола, Беломора, Сереню, — модераторы меняются, мы остаемся!
Kokos — безумства и удаль сквозь время! Мачо «группы безназвания»
Обажаю Валидол, он облегчает))))
Но больше обожаю МЭРИ , обожание официально одобрено Тоником))))
Участник PECM 2013 Latvia
Селикавод года 2011, Модератор года 2011, Подпись года 2011, Активист года 2011, Юморист года 2010-2011.
Граждане, я модерирую только разделы Клуб и Тюнинг, а ОФФтопик нет
#5 Just
- Пол: Мужчина
- Город: Калуга
- Автомобиль: Celica ST202 3s-gte
#6 nos710
- Пол: Мужчина
- Город: Мск
- Автомобиль: Jeep GC SRT8 2012
#7 ^SerenitY^
- Пол: Женщина
- Город: подмосква
- Автомобиль: Celica T231 kaminari на палке
. а там, где мне гармония блеснула, другие только попу обнаружат.
#8 Dimedrol
- Пол: Мужчина
- Город: Тысячных Купюр
- Автомобиль: Toyota Celica Т23 GTS МКПП
Торбеевские медведи ссыкуны! (с) Малюта
Чистка кармы. Недорого. Для одноклубников скидки.
#9 Maldini
- Пол: Мужчина
- Город: Москва
- Автомобиль: BMW 125i
Вобщем понял, докатку поставить назад и не дрифтя тошнить на дачу
Спасибо!
От фоток по ссылке акуел )
Кстати, вспомнил еще:
Докатку поставить назад — проблема. Оказалось, балонный ключ который лежит в машине не подходит к гайкам. ХЗ почему так, но колесо открутить мне нечем.
В субботу на шиномонтаж будут такие очереди что стоять я там ну очень не хочу.
Чем грозит ехать с докаткой спереди?
Я вижу минус только в том что на тормоз лучше лишний раз не жать, особенно сильно. Но если я буду ехать не быстрее 50 км в час да по трассе, то вобщем то мне кажется это не страшно. Еще какие то есть минусы докатки спереди?
Очень не хочется такой поездкой нанести вред машине.
Сообщение отредактировал Maldini: 11 Апрель 2011 — 15:16
#10 Лешка:)
Тюнинг года 2016.
- Пол: Мужчина
- Город: Koito
- Автомобиль: АТ200 3s-ge Beams LHD+E56, YZF-R6
еще надо учитывать не саму докатку,какая она?У меня вот полноценное колесо R15. а бывают и низкопрофильной резиной
#11 Maldini
- Пол: Мужчина
- Город: Москва
- Автомобиль: BMW 125i
Сообщение отредактировал Maldini: 11 Апрель 2011 — 15:37
#12 Rotoz
- Пол: Мужчина
- Город: Тверь
- Автомобиль: Toyota Celica ZZT-231
Да ничего не будет — езди на докатке, пока не надоест. Сам сейчас на Р15 катаюсь, а диски Р16. Завтра вот придется километров 90 на ней приодолеть.
#13 spidertrix
Юморист года 2016.
- Пол: Мужчина
- Город: Плитка-сити
- Автомобиль: Toyota'05/MB W246
#14 bleeding
- Пол: Мужчина
- Город: Сосква
- Автомобиль: T23
Сегодня с утра обнаружил сдутое колесо, причем уже уехал от дома.
Сейчас на докатке, назад ставить не буду, надеюсь оставшиеся 40км доехать на передней докатке. Про скоорость понял, а то я седня утром забывался и мчал под 120;)
расскажу еще про домкрат
оказалось у меня продавец продал мне без него, а я не проверил
благо в 8 утра нашел недалеко от вставшей машины магаз который работал
выбор почему то пал на гидравлический домкрат причем самый маленький благо он 2тонный.
Пришел к машине, домкрат под нее на спущенном колесе не влазит ceeeerf
В общем поддомкратил по центру, ближе к заднему, подсунул под порог докатку, снял с домкрата и тогда он влез под переднее колесо
Поднял машину, вынул докатку, начал прилаживать к болтам. Правильно — не смог поставить, домкрат короткий и нехватает высоты гдето 2 см.
Снова подсунул уже снятое колесо под порог, взал колврик свернул несколько раз и на него разместил домкрат
В общем все получилось
НО ВСЕМДАМ СОВЕТ — не покупайте гидравлические домкраты, я все эти полчаса манипуляций думал что надо было брать самый простой домкрат и сэкономил бы еще рублей 300
ПС
там оказывается на домкрате можно увеличить высоту — подкрутив болт. но не знаю влез ли бы он под порог
#15 сержик 101
- Пол: Мужчина
- Город: краснодар
- Автомобиль: тойота альтезза белая 1FE : мазда 3 на палке :
ПС
там оказывается на домкрате можно увеличить высоту — подкрутив болт. но не знаю влез ли бы он под порог
влезает у мну такой привык уже болт этот выкручиваешь немного хватает четко чтобы снять колесо .машина без занижения колеса 17
а по теме если докатка будет впереди стоять руль тенуть будет и тормозить надо аккуратно
Что такое докатка: может ли она заменить полноценное колесо?
Прокол шины – одна из наиболее распространенных неприятностей, подстерегающих водителя в дороге. Докатка в багажнике выручит в такой ситуации! Однако, использовать ее нужно правильно, исключив ошибки, последствия которых крайне серьезны – вплоть до внезапной потери управления и аварии. Какие именно рекомендации обязательны к соблюдению? К каким советам опытных автомобилистов нужно прислушаться?
Что такое докатка?
Докатка – это небольшое запасное колесо, эксплуатация которого уместна в экстренной ситуации, при серьезном повреждении основной детали. Как правило, она предусмотрена штатной комплектацией большинства транспортных средств. Сразу нужно сказать, что она не является полноценной альтернативой обычному колесу, имеет существенные отличия по габаритам, прочности, геометрии, подойдет только для того, чтобы с некоторыми ограничениями, по кратчайшему пути, добраться до гаража, дома, сервисного центра.
В чем разница докатки и обычного колеса?
Колесо-докатка выделяется даже внешне, с первого взгляда его можно легко отличить от обычной шины. Впрочем, актуальны не только визуальные, но и технические, конструктивные отличия, полный список которых выглядит следующим образом:
- Легкость. Меньшая масса достигается оснащением штампованным диском на основе более тонкой стали, небольшой шириной шины и ее облегченной конструкцией, невысоким протектором и тонким кордом. Все это делает деталь компактной, она не занимает лишнего места в багажном отсеке и не доставляет неудобств в процессе установки.
- Размер докатки соответствует шинам, установленным на авто в штатной комплектации, однако, допустимо расхождение на один типоразмер в обе стороны, к примеру, R14 можно поставить вместо R13 или R15.
- Меньшая стоимость. Облегчение конструкции и уменьшение габаритов снижает расход материалов, так что цена ниже, чем у обычного колеса, причем ощутимо.
- Меньший ресурс. Независимо от того, какого размера докатка, ее ресурс ограничен примерно 3 тысячами километров. Для экстренного использования этого вполне достаточно, но, конечно, на порядки меньше, чем у стандартного колеса.
Какое давление должно быть в докатке?
Информацию о том, какое давление в докатке необходимо для безопасной и комфортной поездки, можно обнаружить в инструкции к автомобилю, либо непосредственно на маркировке шины. Некоторые производители также закрепляют информационные таблички на стойке водительской двери. Среднее значение – от 4 до 5.5 атмосфер, в зависимости от состояния дорожного покрытия, загрузки транспортного средства.
Как правильно установить докатку?
Безопасно можно ездить на докатке только в том случае, если она правильно установлена. Общая рекомендация – установка на ось, которая не выполняет функции ведущей, однако, нужно учитывать зависимость оси от типа привода:
- Полный. Монтаж возможен исключительно на заднюю ось. Таким образом, если повреждено одно из передних колес, предварительно на его место нужно поставить целое с задней, а уже вместо него – докатку.
- Передний. Опять же, исключительно на заднюю ось. Игнорирование данного требования приведет к ухудшению маневренности, увеличит тормозной путь и риск срыва с траектории при прохождении крутого поворота.
- Задний. Здесь все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Докатка спереди несколько увеличивает тормозной путь и вероятность заноса в поворотах, лучше проходить их максимально аккуратно, в особенности, на гололеде или мокром асфальтовом покрытии. Задняя установка не сказывается на тормозном пути, но ухудшает маневренность.
С какой скоростью можно ездить на докатке?
Какая скорость на докатке – четко прописано в ПДД. Ее использование является аварийным, экстренным случаем, так что скоростной режим ограничен 60 километрами в час, даже несмотря на то, что некоторые марки допускают и 80. Правило “тише едешь – дальше будешь” в такой ситуации должно быть главным, в сложных условиях разумнее включить аварийку, перестроиться поближе к правой обочине и ехать максимально медленно, чтобы не потерять управления из-за резкого ухудшения сцепления с дорогой.
Как далеко можно уехать на докатке?
В том случае, если типоразмер детали идентичен штатным колесам, то ответ на вопрос, сколько можно ездить на докатке – 200 километров, причем речь идет о сухой и теплой погоде. Для зимнего сезона актуальны вдвое меньшие значения. Если типоразмер больше или меньшего штатного на единицу, то летом можно проехать, как максимум, 100 километров, а зимой – 50.
Правила езды на докатке
Для собственной безопасности, уменьшения риска аварии, нужно учитывать не только то, сколько можно ехать на докатке, но и то, как это делать. Главные принципы – аккуратность и осторожность, плавные разгоны, мягкие торможения и повороты руля, что объясняется следующим:
- Увеличение тормозного пути из-за меньших габаритов аварийного колеса, малой площади пятна контакта с дорожным покрытием.
- Ухудшение маневренности из-за малых размеров аварийного колеса, а также не лучшего сцепления с покрытием, вызванного мелким протектором.
- Изменение распределения мощности из-за различной массы колес. Вдобавок, могут давать сбои электронные системы безопасности, ABS, ESP и прочие.
- Хрупкость аварийного колеса приводит к тому, что максимальная скорость на докатке на плохой дороге должна быть ограничена буквально 20-30 километрами в час, иначе очередной ухаб приведет к повреждению корда или деформации тонкого штампованного диска.
Плюсы и минусы докатки
Полноразмерная докатка отличается следующими плюсами:
- Минимальные габариты и масса, что экономит пространство в багажном отсеке, упрощает процесс замены.
- Низкая цена, что важно при ограниченном бюджете.
- Ремонтопригодность. Небольшие повреждения легко устранимы собственными силами, заплатками и специальными полимерными составами. При этом, даже восстановленная деталь, при соблюдении указанных выше эксплуатационных правил, остается на 100% безопасной.
В качестве минусов, конечно, нужно рассмотреть многочисленные эксплуатационные ограничения и невысокий ресурс. Чтобы вопрос, с какой скоростью можно ехать на докатке, не стоял слишком остро, нужно использовать деталь, типоразмер которой идентичен штатным колесам.
Как выбрать хорошую докатку?
Главный критерий при подборе – типоразмер, который должен соответствовать штатным колесам. Это добавит устойчивости, увеличит дистанцию, сколько можно проехать на докатке, сохранит работоспособность электронных помощников, так как все колеса будут вращаться с одинаковой скоростью.
Конечно, важны и общие моменты, качество товара, не допускаются трещины, потертости и другие дефекты резины, глубина протектора должна быть достаточной, чем она больше – тем выше эксплуатационный ресурс.
Подведение итогов
Можно ли ездить на докатке? Однозначно. Безопасно ли это? При соблюдении перечисленных выше правил – абсолютно. Эту деталь обязательно нужно держать в багажнике, в критической ситуации она окажется максимально полезной. Главное – четко понимать, что она не является полной альтернативой обычного колеса, имеет строго определенное назначение, как можно скорее должна быть заменена на “полноценную” шину.
Как долго можно ездить на «докатке»
«Докатка» вместо полноценного запасного колеса сегодня не редкость. Так автопроизводители снижают свои затраты, повышая прибыль. С другой стороны, «докатка» — это меньший вес и меньший размер. Да и до шиномонтажа доехать с помощью такого колеса-костыля — более, чем достаточно. Но бывают ситуации, когда ехать до ремонтной мастерской приходится не одну сотню километров.
И здесь многие автомобилисты задаются вопросом: а сколько вообще можно ездить на «докатке», чтобы это было безопасным?
НА КАКУЮ ОСЬ СТАВИТЬ?
Для начала давайте разберемся, что такое «докатка». А это фактически запасное колесо, однако размер штампованного диска и самой шины, надетой на него, отличается от рабочих колес, установленных на автомобиль. Найти «докатку» можно в моделях европейских автопроизводителей. У них же вместо хоть какого-нибудь запасного колеса и вовсе может лежать ремкомплект. Чего не скажешь про азиатские марки. Эти комплектуют свои машины полноценной «запаской», что в наших широтах и с нашим качеством дорожного полотна намного предпочтительнее.
Впрочем, каким бы запасное колесо ни было, оно всегда летнее. Если на вашем автомобиле пробито одно колесо, и ему требуется ремонт, то любое колесо, лежащее в багажнике (если, конечно, вы не меняете на зиму и его) является «докаткой». Поверьте, узреть разницу в поведении автомобиля на трех зимних колесах и одном летнем для вас не составит труда, каким бы ни был уровень вашей водительской подготовки. Собственно, поэтому «докатку» рекомендуется устанавливать на заднюю ось. И зимой это правило категорично, даже несмотря на то, что придется повозиться, перебрасывая колеса с переда на зад.
Почему в России скоро резко подешевеют автозапчасти и «расходники»
Народные лайфхаки, как уберечь автомобиль от кражи колес
КАК ЕХАТЬ И СКОЛЬКО ПРОТЯНЕТ?
А теперь о том, сколько же можно проехать на «докатке». Давайте, сперва, рассмотрим ее повнимательнее. Худощавое недоколесо имеет меньшую площадь сцепления в пятне контакта покрышки с дорогой; иной, отнюдь, не эффективный протектор; «докатка» не такая прочная, как обычная шина, и довольно быстро истирается (снова экономия).
Все эти недостатки, безусловно, влияют и на управляемость, и на расход, и на снижение эффективности торможения, и негативно на подвеску автомобиля, что главное, на безопасность как водителя, так и других участников движения. И именно поэтому на колесе-костыле всегда написана скорость, при которой допустимо его использование. Как правило это 50—80 км/ч. Что вполне достаточно для того, чтобы доехать до ближайшей сервисной станции.
Что касается расстояний, то при соблюдении правил безопасного использования «докатки» на ней можно проехать не один десяток, и даже, если того требует ситуация, сотню километров. Однако нужно всегда следить за состоянием колеса, избегать превышения скоростного режима, указанного на нем, не лихачить и помнить о том, что это худощавое колесо в вашем багажнике исключительно для временного использования.
Впрочем, наиболее оптимальным вариантом будет заменить «докатку» на полноценное запасное колесо. В этом случае головной боли у водителя будет намного меньше. Главное, при смене резины, не забывать включить «запаску» в ротацию, чтобы не получилось так, что четыре колеса на вашем автомобиле стерты и поношены, а то, что в багажнике — в идеальном состоянии.