Что входит в ремонт гбц
Перейти к содержимому

Что входит в ремонт гбц

  • автор:

Основные этапы ремонта ГБЦ

Для выполнения качественного ремонта рекомендуется снять головку блока цилиндров с автомобиля. После снятия детали можно приступать к ремонту. В зависимости от вида неисправности можно разбить ремонт ГБЦ на несколько этапов:

— замена направляющих втулок;

— замена седел клапанов.

Для каждого вида работ есть своя технология и специальные инструменты. Ниже мы расскажем, как выполняется каждый этап, и какие приспособления при этом нужны.

Замена клапанов ГБЦ

Замена клапанов начинается с рассухаривания. Специальным инструментом (рассухаривателем) выполняется освобождение пружин клапанов от установленных фиксаторов (сухарей). Подобранным по размеру инструментом выполняется сжимание пружины клапана до того момента, когда сухари освободятся и их можно будет извлечь с помощью щипцов, пинцета или телескопического магнита. Затем извлекаются пружины и сами клапаны.

После замены неисправных клапанов выполняется обратная процедура – засухаривание. Для плотного прилегания новых клапанов к седлам делают шарошение (прирезку) сёдел и притирку клапанов.

Замена направляющих втулок клапанов

Отработавшие свой ресурс направляющие втулки подлежат замене. Определить неисправность втулки можно по люфту клапана. Для снятия и замены направляющей втулки клапана используется специальная оправка, с помощью которой втулка извлекается со своего посадочного места. Для удобства снятия и установки втулок желательно нагреть место установки втулки до 100-120 градусов Цельсия. После запрессовки втулки проверяется, насколько свободно ходит стержень клапана внутри втулки. При необходимости, внутренний диаметр новой втулки увеличивается с помощью специальных разверток.

Замена седла клапана

В тех случаях, когда происходит повреждение или прогар седла клапана – выполняется его замена. Седло клапана демонтируется с посадочного места, обычно, путем частичной расточки. После ослабления натяга седло выходит достаточно легко. Далее, устанавливается новое седло – либо родное, либо ремонтное, с увеличенным внешним диаметром. Установка седла выполняется при обеспечении разности температур: само седло охлаждается, а посадочное место нагревается. Такая разность температур дает необходимый зазор для установки седла. После выравнивания температур седла и головки зазор нивелируется и достигается необходимый натяг. В последнее время популярность набрали металлокерамические седла клапанов, имеющие отличную износоустойчивость.

После установки нового седла выполняется его прирезка (подгонка) под клапан. Эта процедура выполняется либо на станке, либо вручную, специальными фрезами – шарошками.

Методика ремонта головки блока цилиндров

kepka.jpgФрантишек КЕПКА,
инженер по техническому обслуживанию компании Federal Mogul (США)

chaplya.jpgЮрий ЧАПЛЯ,
ведущий эксперт компании «Механика»

Автомобильные двигатели — бензиновые и дизельные — год от года становятся все более мощными, экономичными и удовлетворяют все более жестким экологическим нормам. Эти характеристики определяются, прежде всего, эффективностью сгорания топлива в цилиндрах, которая, в свою очередь, во многом зависит от конструкции и параметров головки блока цилиндров (ГБЦ), от исправности и слаженной работы входящих в нее элементов газораспределительного механизма. Рано или поздно наступает необходимость в ремонте этого важного узла двигателя.

Существует большое разнообразие конструктивных решений ГБЦ, и в каждом случае алгоритм снятия агрегата с двигателя и его разборки имеет свои особенности. Однако есть и некоторые общие правила.

Перед разборкой головки блока цилиндров

Перед разборкой ГБЦ необходимо:

  • Снять все держатели, датчики и другое навесное электрооборудование. Если вы имеете дело с ГБЦ дизельного двигателя с электромагнитными форсунками, их также нужно демонтировать (насос-форсунки снимать необязательно).
  • Перед снятием головки с блока необходимо обеспечить видимость меток, используемых для настройки газораспределительного механизма. Если это невозможно, следует соответствующим образом пометить детали газораспределительного механизма.

Дальнейшие действия описаны на примере ГБЦ с верхним расположением распределительного вала (OHC):

  • Ослабить крепежные болты крышки головки блока в порядке, аналогичном порядку их затяжки при монтаже. Снять ГБЦ.
  • Обозначить крышки подшипников (если применяются) распределительного вала для определения их правильной позиции при сборке.
  • Снять крышки подшипников распределительного вала, слегка поворачивая их.
  • Снять распределительный вал и подшипники.
  • Снять гидрокомпенсаторы и толкатели (в зависимости от конструкции головки блока). Если предполагается в дальнейшем их использовать, то отметить рабочие места каждого.
  • При помощи соответствующего приспособления сжать пружины клапанов и вынуть сухари, тарелки пружины и сами пружины. Положить детали в порядке их демонтажа.
  • Снять маслоотражательные колпачки со стержней клапанов (если установлены).
  • Перевернуть головку, снять клапаны, отмечая места, на которых они были установлены.
  • Сохранять все компоненты, пока не будет точно установлено соответствие размеров всех новых и заменяемых деталей.

Затем следует провести очистку головки блока цилиндров. Сборку нужно проводить в обратном порядке.

Очистка

Для очистки головки блока могут быть использованы следующие способы:

  • пескоструйная обработка;
  • «холодная» промывка;
  • «горячая» промывка;
  • очистка при помощи ультразвука.

Чаще других применяется мойка агрегата в воде с использованием специальных моющих средств. Надо следить, чтобы моющие средства не содержали химических элементов, способных повредить детали ГБЦ. Особого внимания требует очистка компонентов алюминиевой головки блока цилиндров.

В ходе очистки с использованием абразивных компонентов с поверхностей деталей головки снимается слой материала, поэтому необходимо соблюдать осторожность — чрезмерно интенсивное или длительное воздействие может привести к их повреждению.

Наиболее частые дефекты

К числу наиболее часто встречающихся дефектов деталей головки блока цилиндров относятся:

  • прогар клапана в результате несоответствия формы (материала) седла и клапана либо сильного износа седла;
  • повреждения на внутренней поверхности цилиндров, поршнях, поршневых кольцах и подшипниках двигателя, вызванные детонационным сгоранием или преждевременным зажиганием топливной смеси;
  • деформация и прогары привалочной плоскости ГБЦ в результате утечки выхлопных газов или охлаждающей жидкости из-за воздействия температуры выше максимально допустимой, нарушения нормального режима работы камеры сгорания или циркуляции охлаждающей жидкости;
  • повреждение прокладки ГБЦ в результате ее неправильной установки, в том числе из-за применения несоответствующих моментов или нарушения порядка затяжки болтов;
  • некачественная механическая обработка привалочных плоскостей головки и блока цилиндров двигателя перед заменой прокладки;
  • повреждение поверхности деталей в результате электролиза или химических реакций, в результате применения абразивного материала;
  • разрушение материала деталей по причине дефекта системы впрыска.

Методы поиска дефектов ГБЦ

Многие дефекты можно определить визуально и принять решение о дальнейшем ремонте, не прибегая к дорогой диагностике. Внимательно осмотрите узел на предмет прогаров, трещин между седлами. На дизельных двигателях по условиям эксплуатации допускаются неглубокие трещины между седлами, не нарушающие герметичность. Если планируется использовать прежние кулачки, направляющие, гидротолкатели и другие детали, то рекомендуется пометить места их установки на двигателе.

Для точной и быстрой диагностики ГБЦ применяется несколько несложных, но надежных способов. Один из них — магнитно-порошковая дефектоскопия (только для чугунных ГБЦ). Суть его в следующем.

С разных сторон ГБЦ устанавливают магниты и на поверхность головки насыпают железный порошок. Частицы порошка под действием магнитного поля расположатся в трещинах, раковинах и других повреждениях с большей плотностью, сделав их легко заметными.

Обнаружить трещины и в чугунной, и в алюминиевой ГБЦ можно при помощи красящей жидкости. На тщательно очищенную поверхность головки блока цилиндров нужно нанести красящую жидкость и подождать примерно пять минут. После удаления излишков «краски» трещины (если, они есть) станут видны невооруженным глазом. В качестве «проявителя» дефектов также можно использовать мел.

Метод проверки давлением предназначен для определения трещин в системе охлаждения/смазки ГБЦ. Он может быть реализован двумя способами: с погружением и без погружения агрегата в воду.

В первом варианте головку блока устанавливают в приспособление, герметично закрыв все каналы контура проверяемой системы — системы охлаждающей жидкости либо системы смазки. Затем в этот контур подается воздух, а на поверхность агрегата — мыльный водный раствор. По воздушным пузырькам определяется место, где имеется трещина. При необходимости аналогично проверяется герметичность каналов контура другой системы. Этот способ не является абсолютно надежным, так как в некоторых случаях трещины проявляются только после установки головки на блок цилиндров.

Во втором варианте ГБЦ с герметично закрытыми каналами контура охлаждающей жидкости/масла погружается в сосуд с горячей водой. В контур подается сжатый воздух и по воздушным пузырькам определяют место, где есть трещина. При необходимости аналогично проверяют герметичность каналов контура другой системы. Преимущество этого способа в том, что он дает возможность проверки ГБЦ в условиях различных температур. Однако и он не является абсолютно надежным, так как в некоторых случаях дефекты дают знать о себе только после установки головки на блок цилиндров.

Относительно быстрый способ обнаружения трещин в ГБЦ — при помощи вакуум-тестера. Метод позволяет выявить наличие трещины, но не дает возможности определить конкретное место дефекта.

Помимо отсутствия механических повреждений необходимо проверить геометрию и чистоту привалочной плоскости ГБЦ и блока цилиндров: прямолинейность в продольном и поперечном направлениях, шероховатость и волнистость. При незначительном отклонении от нормы, если производитель предполагает механическую обработку плоскости, дефект устраняется путем фрезерования или шлифования. Если прогиб ГБЦ больше допустимого заводом, производят замену детали.

Дефекты деталей клапанного механизма

После визуального осмотра и описанных выше проверок ГБЦ для диагностики неисправностей клапанного механизма контролируется диаметр отверстий и высота направляющих втулок, биение торцевой стороны тарелки клапанов, высота установленных клапанов, высота стержня клапанов.

Наиболее частые дефекты клапанов (их вероятные причины):

  • дефекты опорной поверхности (слишком большое прижимное усилие пружины клапана, превышение максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала, перегрев двигателя, применение деталей из материалов, не совместимых с неэтилированным бензином);
  • образование «чашки» на головке клапана (перегрев двигателя наряду с чрезмерно сильным прижимным усилием пружины клапана или высокой скоростью посадки головки клапана в седло);
  • заклинивание стержня в направляющей клапана (слишком малый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой; чрезмерное загрязнение масла; перегрев двигателя; неправильная настройка выпускного клапана);
  • поломка стержня клапана (сильный износ направляющей и, как следствие, неравномерная посадка клапана в седле; чрезмерный износ направляющей втулки приводит также к повышенному расходу масла, росту объема вредных эмиссий, что увеличивает опасность повреждения седла);
  • механическое повреждение (контакт с поршнем или другим компонентом клапанного механизма; слишком большое прижимное усилие пружины клапана; сильный износ направляющей втулки);
  • облом торца клапана (неправильная настройка клапанного механизма в результате установки изношенных сухарей и других компонентов);
  • нагар на головке клапана (слишком раннее зажигание, попадание масла в камеру сгорания).

Со временем в процессе эксплуатации материал клапана вырабатывается, в результате изменяется геометрическая форма детали, что приводит к различным нарушениям нормальной работы клапанного механизма. Последствия незначительного износа устраняют шлифованием клапана. Сильно изношенную деталь заменяют.

При осмотре пружин клапанов проверяются следующие параметры:

  • отклонение от перпендикулярности (не должно превышать 1,0 мм на каждые 25, 4 мм. длины пружины);
  • максимальное отклонение свободной длины пружин в наборе (не должно превышать 1,5 мм).

Пружины клапанов не должны иметь повреждений, следов коррозии, обрыва или общих признаков износа. Притертые концы пружины указывают на работу с вибрацией или вращением в результате ее малой длины или недостаточной жесткости. Такую пружину следует заменить.

Наиболее частые дефекты седел клапанов — отклонение от определенных заводом-изготовителем величин углов и ширины кромок. От этих параметров, в первую очередь, зависят угол посадки, площадь контакта и, в конечном итоге, плотность прилегания головки клапана. Направляющая втулка клапана напрямую влияет на точность посадки головки клапана в седле.

Обязательным условием эффективной работы клапанной системы является обеспечение концентричности (соосности) четырех ее элементов — головки и стержня клапана, седла и направляющей втулки.

Дефекты распределительного вала

Неисправности распределительного вала (наиболее вероятные причины):

  1. Нагар на кулачке вала и коромысле (слишком сильный нагрев деталей в результате недостаточной подачи масла или блокировки масляных каналов).
  2. Сильный износ кулачка (загрязненное масло, слишком малый зазор толкателя или слишком сильное прижимное усилие пружины клапана).
  3. Преждевременный износ одного или нескольких кулачков и толкателей, вогнутая контактная поверхность, поврежденные края (несоответствие геометрии контактной поверхности кулачка и толкателя, например, из-за установки новых толкателей вместе со «старым» распределительным валом (или наоборот), а также недостаточная смазка из-за блокировки каналов или снижения давления масла.
  4. Обрыв распределительного вала (деформация корпуса распределительного вала или головки цилиндров, в том числе в результате неправильной последовательности или превышения допустимого момента затяжки болтов крепления).
  5. Обрыв коромысла (превышение нагрузки в результате заклинивания поршня, контакта поршня с клапаном; недостаточный прижим распределительным валом; слабая пружина клапана, слишком высокая нагрузка гидрокомпенсаторов, неправильная установка колпачка клапана, обрыв ремня газораспределительного механизма, неверная настройка клапанного механизма).
  6. Синяя окраска кулачков распределительного вала, подшипников и коромысел комплектно (перегрев двигателя).
  7. Забоины на поверхности кулачков, подшипников и толкателей (слишком высокое осевое перемещение в результате износа деталей, неверно установленные фазы газораспределения).
  8. Механическое повреждение подшипников распределительного вала (твердые частицы в системе смазки двигателя).

Дефекты гидрокомпенсаторов

Самая частая «болезнь» гидрокомпенсаторов — чрезмерный натяг, который может привести к контакту поршня и клапана. Причиной дефекта, как правило, является усталость или обрыв пружины клапана либо засорение предохранительного клапана частицами грязи, находящимися в машинном масле.

В большинстве случаев гидрокомпенсаторы не требуют замены, устанавливать их надо строго на те места, с которых они были демонтированы. При осмотре гидрокомпенсаторов следует убедиться в отсутствии повреждений (в случае использования подвижных гидрокомпенсаторов). При необходимости надо провести механическую обработку опорной поверхности компенсатора, не нарушая ее твердость. Затем детали требуется тщательно очистить, собрать и выполнить проверку жесткости гидрокомпенсатора на основе данных изготовителя. При отсутствии таких данных нормой можно считать время возвращения плунжера в исходную точку после сжатия на 3,0 мм в пределах 10-60 с.

Выбор прокладки ГБЦ

В заключение несколько слов о выборе прокладки головки блока цилиндров. Этот на первый взгляд простой вопрос приобретает особую важность, когда в результате механической обработки ГБЦ произошло заметное изменение степени сжатия. Если все оставить, как было, то есть поставить старую прокладку или такую же новую, это может нарушить нормальный процесс сгорания топлива в цилиндрах, а значит — ухудшаться тяговые и мощностные характеристики двигателя, возрастет содержание вредных веществ в отработавших газах. Для восстановления изначальной величины степени сжатия можно использовать более толстую прокладку головки блока цилиндров или шайбы, однако в продаже есть прокладки не для всех типов двигателей и только определенного диапазона толщины. Поэтому убедиться в доступности желаемой прокладки лучше до принятия решения о механической обработке.

Нужную толщину прокладки или шайб легко рассчитать, зная размер ГБЦ перед обработкой и после нее. Если в двигателе установлены «утопленные» клапаны (например, как на автомобиле Peugeot XUD7), надо учесть объем выступа клапана и в каталоге найти соответствующее значение толщины прокладки головки блока цилиндров.

Ремонт головок блока цилиндров

Внутри второй по величине составной части двигателя совершает свой бесконечный цикл клапанный механизм, вращается распредвал, циркулирует охлаждающая жидкость и смазочное масло по специальным камерам и каналам. Через резьбовые отверстия вносят в работу свою значимую лепту свечи накала (форсунки). Система продумана и усовершенствована в большинстве современных автомобилей и не доставляет хлопот, если бы…

Если верить производителю популярных иномарок, то ремонт ГБЦ авто может понадобиться только на третьей сотне пробега. Отечественный же автопром отвечает примерно за 35 «гарантийных» тысяч пробега. После этого вопросом ремонта головки блока цилиндров и стоимости рискует стать малейший перегрев или элементарная некачественная прокладка.

Чем грозит головке перегрев двигателя и сколько стоит ремонт ГБЦ в автосервисе?

  • Искривление, деформация алюминиевого корпуса головки
    Усугубляется при попытке «остудить» в критический момент двигатель холодной водой или доливкой жидкости наряду с резким отключением работы двигателя. «Лечится» профессиональной шлифовкой ГБЦ на СТО.
  • Появление трещин
    Небольшие трещины исправляются напылением с последующим шлифованием поверхности до сотой доли миллиметра точности.
  • Прогорание прокладки
    Приводит к попаданию жидкости в поддон, в цилиндры. Смесь масла и антифриза ведет к более горячим, плачевным результатам. Замена прокладки ГБЦ сопровождается выравниванием поверхности головки для герметичности соединения.
  • Искривление оси распредвала
    Меры, которые применяются для выправки, не всегда эффективны, за исключением поэлементной холодной правки. Если есть износ опорных шеек и кулачков, то перед обратной установкой заодно производится шлифовка поверхностей до стандартных размеров.
  • Убитые сальники клапанов
    Замасленные свечи зажигания и дымление двигателя указывают, как минимум, на эту проблему. Замена сальников клапанов происходит с предварительной сменой направляющих втулок.
  • Ослабление посадки вплоть до выпадения седел клапанов
    Такой сложности ремонт ГБЦ цена оправдает, только если сделана замена седел клапанов будет кране заботливым, преданным своему делу мастером. Процедура вырезки старых седел, заготовки из чугуна новых, подгонка на спецоборудовании, запрессовка, является слишком хлопотной и затратной по времени.
  • Прогорание самих клапанов
    Может быть вызвано и специфическими добавками в масле, качеством горючего. «Лечится», естественно, заменой клапанов в процессе капитального ремонта головки в автосервисе родного города.

Где отремонтировать ГБЦ недорого?

Естественно, есть и другие способы приблизить момент разборки и детального исследования замысловатого узла. Но, имея уже малейшее представление о принципах работы, не сложно узнать на ремонт головки блока цилиндров цены в столице. Привлекательными они не покажутся. Уже одна необходимость снятия ГБЦ практически при любой поломке (кроме ремонта свечных отверстий и замены маслоотражательных колпачков) предполагает немалые расходы и потери времени на разборку и опрессовку ГБЦ в условиях профессионального сервиса. Найти, где ремонт головки в Москве мастера осуществят за пару дней и дешево, вряд ли получится.

Есть места в столице, где отремонтировать головку блока цилиндров возьмутся специалисты, даже если это касается обработки отверстий распредвала с изготовлением втулок и неразъемных опор. Проводится расточка и хонирование на профессиональном уровне. Сказать же, сколько стоит ремонт головки блока цилиндров автомобиля такого характера, специалисты смогут только после визуальной диагностики ГБЦ, вскрытия. Относительно целесообразности ремонта ГБЦ отзывы разные, но автолюбители чаще следуют рекомендациям специалистов, оценивающих профессионально ресурс двигателя.

Ремонт головки блока цилиндра: особенности процесса

Ремонт головки блока цилиндра — это достаточно сложный и ответственный процесс, который требует квалификации специалиста и использования специализированного оборудования. Головка блока цилиндра — это важная деталь двигателя, которая выполняет множество функций, включая управление подачей топлива и охлаждением. Если головка блока цилиндров вышла из строя, то это может привести к серьезным проблемам двигателя, например, к снижению мощности, утечке масла, перегреву и даже поломке.

Почему возникает необходимость ремонта головки блока цилиндра

Головка блока цилиндров может выйти из строя по разным причинам. Наиболее распространенные из них:

— Перегрев: перегрев двигателя может привести к деформации головки блока цилиндров.

— Протечки: протечки охлаждающей жидкости могут привести к коррозии и повреждению головки блока цилиндра.

— Падение давления масла: недостаток масла может привести к снижению давления масла и износу поверхностей головки блока цилиндров.

— Износ уплотнительных элементов: износ прокладок, клапанов и других уплотнительных элементов может привести к утечке масла и охлаждающей жидкости.

Основные этапы ремонта головки блока цилиндра

Ремонт головки блока цилиндра включает в себя ряд этапов:

  1. Диагностика: специалист производит проверку головки блока цилиндра, чтобы установить причину ее неисправности.
  2. Разборка: специалист снимает головку блока цилиндров с двигателя и разбирает ее.
  3. Чистка: головка блока цилиндров очищается от грязи и налета.
  4. Восстановление: необходимые элементы головки блока цилиндров восстанавливаются либо заменяются новыми.
  5. Сборка: специалист собирает головку блока цилиндра и устанавливает ее на место.

Как выбрать сервисный центр для ремонта головки блока цилиндра

При выборе сервисного центра для ремонта головки блока цилиндра необходимо обратить внимание на следующие моменты:

— Квалификация специалистов: убедитесь, что в сервисном центре работают квалифицированные специалисты, которые имеют опыт работы с головками блока цилиндров.

— Оборудование: убедитесь, что сервисный центр оснащен специальным оборудованием, необходимым для ремонта головки блока цилиндра.

— Гарантия: убедитесь, что сервисный центр предоставляет гарантию на выполненный ремонт головки блока цилиндра.

Стоимость ремонта головки блока цилиндра

Стоимость ремонта головки блока цилиндра зависит от состояния головки блока цилиндра, необходимости замены или восстановления уплотнительных элементов, видов проводимых работ и местоположения сервисного центра. В среднем стоимость ремонта головки блока цилиндра составляет от 7 до 40 тысяч рублей.

Выводы

Ремонт головки блока цилиндра — это процесс, который требует профессионального подхода и специализированного оборудования. Выбирая сервисный центр для ремонт ходовой части или блока целиндров, необходимо убедиться в квалификации специалистов, наличии необходимого оборудования и предоставлении гарантии на выполненный ремонт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *